Ги́чка - лёгкая быстроходная парусно-гребная шлюпка с 6-10 распашными вёслами, острым носом и транцевой кормой.
Гички широко использовались до начала 20-го века на военных кораблях для разъездов адмиралов и командиров во флотах России, Европы и США.
Тактико-технические характеристики капитанской гички
Длина 11,7 м
Ширина (максимальная) 2,1 м
Количество весел 10 штук
Количество парусов 3 штук
Тип парусного вооружения - неразрезное рейковое
Площадь парусов 39 м².
Экипаж 13 человек
Транцевая корма - тип образований кормы судна, при котором она имеет плоский срез в подводной части, прямые очертания в плане и вертикальной плоскости.
Слово происходит, скорее всего, от искажённого лат. transtrum - "банка", скамья для гребцов.
***
Морские термины
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
В настоящий глоссарий не включены термины, применяемые для обозначения типов кораблей и судов, которые (за исключением многозначных терминов) вынесены в отдельный глоссарий Морские термины (типы кораблей и судов)
А
Абгалдырь - 1) металлический прут, один конец которого имеет форму крюка, а другой - в виде кольцеобразной рукоятки. Предназначен для растаскивания и правильной укладки якорной цепи в цепной ящик; 2) гак с коротким отрезком троса (цепи) для растаскивания якорных и такелажных цепей (тросов); 3) снасть для растягивания по рею верхней шкаторины ундер-лиселя.
Аванга́рд (фр. avant - впереди и фр. garde - страж) - часть войск или кораблей, выдвинутая в походе вперёд, с целью не допустить внезапного нападения противника, обеспечить выгодные условия для развёртывания и вступления в бой, захватить выгодные рубежи и т. д.
Авра́л (англ. over all - "все наверх") - спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне всей командой.
Авторулевой - навигационный прибор для автоматического управления судна рулевым приводом и удержания судна на заданном курсе. Представляет собой основную часть системы автоматического регулирования курса судна.
Адмиралте́йство - 1) в XVIII-XIX вв. место постройки, вооружения и ремонта кораблей, где сосредоточены верфи, стапели, доки, мастерские и склады; 2) орган управления флотом.
Адмиралтейский час (адмиральский час) - предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в Адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли "выпить и закусить" перед обедом. Введен по распоряжению Петра I.
Акро́столь - декоративная кормовая оконечность.
Амбразура - отверстие в борту судна для орудий.
А́напуть - несколько тросов, закреплённых в просверленном крае марсовой площадки и проходящих через деревянный брусок с отверстиями - анапуть-блок. Нужен для того, чтобы избежать зацепления марселями за марсы. Устанавливался между передней кромкой марса и штагом[1].
А́минги - метки или деления, которые в форме шкалы помещаются на фор- и ахтерштевнях, но преимущественно на последних, и показывают (в футах), как глубоко корабль сидит в воде[2].
Анкеро́к (нидерл. anker) - деревянный бочонок, ёмкостью в anker вина. Входит в снабжение шлюпок и служит для хранения запасов пресной воды.
А́псель (нидерл. aap-zeil (обезьяний парус)) - косой треугольный парус, самый нижний из стакселей.
Арте́ль - объединение матросов или солдат в русском флоте или армии в целях организации питания из общего котла, за счёт положенных им на продовольствие денег. Хозяйством артели ведал артельщик, избираемый солдатами или матросами. Артельщик утверждался старшим офицером корабля.
Арьерга́рд (от фр. arriere - задний) - тыловая часть соединения, групп или отрядов кораблей, следовавшая за главными силами флота и прикрывавшая их с тыла.
Аутригер (outrigger) - малый дополнительный корпус, обычно расположенный на некотором расстоянии от борта основного корпуса судна или корабля. Применяются суда с одним аутригером (см. "проа"), а также с двумя аутригерами (см. "трёхкорпусное судно").
Ахтерлюк - люк, расположенный в кормовой части судна и ведущий в погреб дл хранения провизии.
Ахтерште́вень (нидерл. achtersteven, achter - задний, steven - штевень, стояк) - брус, составляющий заднюю оконечность корабля; к нему подвешивается руль.
А́хтерпик (нидерл. achterpiek) - крайний кормовой отсек судна, заканчивающийся ахтерштевнем и используемый обычно как балластная цистерна.
Б
Бак (нидерл. bak) - надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок-мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т. д. Бак также обозначает посуду, употребляемую для приёма пищи команды на корабле .
Бакборт - левый борт. Ныне устаревший термин. Назывался так потому, что рулевой (кормчий) при управлении судном на курсе стоял спиной к левому борту. (нидерл. bak) - "зад, спина". Сравн. "штирборт".
Ба́кен - плавучий знак, устанавливаемый на якоре для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров.
Бакшта́г:
) Одна из снастей стоячего такелажа, поддерживающих с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр. Бакштаги идут вбок и несколько назад (чаще именно мн. ч.).
) Курс судна относительно ветра - ветер дует с кормы и в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол больше 90№ и меньше 180№) Делится на полный бакштаг (ближе к 180№), собственно бакштаг и крутой бакштаг (ближе к 90№).
Бакштов - трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов[3].
Ба́ллер - ось вращения руля, скреплённая с пером руля.
Баля́сина - точёный реёк, служащий ступенькой у штормтрапа.
Ба́нка:
1) (подводная банка, от нем. Bank или нидерл. bank) - мель в океане, глубина над которой значительно меньше окружающих глубин;
2) (банка шлюпочная) - на гребных судах поперечная перекладина, доска, служащая для сидения гребцов и пассажиров, а одновременно и поперечной связью для скрепления бортов, то же, что на судах бимсы[4][5].
Банкет - возвышение или площадка у внутреннего борта над верхней палубой, большей частью из решетчатых люков[6].
Ба́нник - деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, насаженная на древко. Служит для очистки канала орудия от порохового нагара.
Бараба́н шпи́ля - вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.
Баркас - самая большая шлюпка, имеющая от 16 до 22 вёсел.
Бархо́ут - усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии.
Баталер - лицо, ведующее на военном судне продовольственным и вещевым снабжением.
Батокс - линия теоретического чертежа, показывает пересечение наружной обшивки судна плоскостью, параллельной диаметральной плоскости[7].
Бато́метр - океанографический прибор для получения проб воды с заданной глубины.
Бейдевинд - курс судна относительно ветра: ветер дует с носа и в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол меньше 90№) Делится на полный бейдевинд (ближе к 90№), собственно бейдевинд и крутой бейдевинд (ближе к 0№).
Бе́йфут - кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами[8].
Бе́нзель - перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом[9].
Бесе́дка - деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сидением при подъёме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт[10].
Биза́нь
) косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань-шкотом;
) нижний прямой парус, ставящийся на бегин-рее бизань-мачты.
Слово "бизань" прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет называться "бегин-рей", а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово "крюйс".
Биза́нь-ма́чта - третья мачта, считая с носа. На четырёх и более мачтовых судах - всегда последняя, кормовая мачта. На так называемых "малых" ("полуторамачтовых" судах [кеч, иол]) - вторая мачта от носа.
Би́кгед - переборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходит до форштевня.
Бимс (англ. beams, мн. число от beam - бревно, балка, перекладина) - поперечная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута и придающая судну поперечную прочность.
Бинет - узкий парус, который в хорошую погоду пристегивают к нижней части парусов для увеличения площади парусности[11].
Би́тенг - деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.
Битсы - деталь судового рангоута - деревянные планки на реях, гафелях и гиках, под которыми проходят снасти, служащие для растягивания парусов[12].
Блинд - парус, который ставили под бушпритом. Привязывался к блинда-рею.
Бли́нда-га́фель (усы) - отводы, горизонтально укреплённые у нока бушприта для разноса стоячего такелажа (утлегарь и бом-утлегарь бакштагов).
Бли́нда-фал - снасть, с помощью которой поднимался парус блинд. Блинда-фал основывался на два одношкивовых блока: один на середине блинда-рея, а другой у топа бушприта.
Блоки - простейшие механизмы, служащие для подъёма тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.
Блок со сви́тнем - блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.
Бло́кшив - корпус разоруженного судна, приспособленный для жилья, хранения запасов и т. д.
Бо́канцы - короткие прямые железные или деревянные балки, укрепленные в борту судна и вынесенные за борт свободным концом, удерживаемые в этом положении особыми бакштагами; на парусных судах служат для привода передней шкаторины прямого паруса к ветру[13]. Боканцами также называются прямые шлюпбалки, поставленные за кормой корабля для подъёма шлюпок[14].
Бом - слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу, принадлежащим к бом-брам-стеньге.
Бом-брам-сте́ньга - мачта, поднимаемая выше брам-стеньги[15].
Боевое траление - метод уничтожения мин путём их подрыва, как правило, глубинными бомбами.
Бо́цман (нидерл. bootsmann) - старший из палубной команды судна. В торговом и вообще гражданском флоте должность приравнена к офицерской.
Боцманма́т - старший унтер-офицер, исполняющий должность боцмана в его отсутствие.
Бо́чка - плавучее приспособление в виде большого полого резервуара, закреплённого цепью за дно, служащее для швартования к нему кораблей, находящихся на рейде.
Брага - канат, которым опоясывают судно при вытягивании на сушу и для буксирования на волнении[16].
Бракет англ. bracket - вертикальные куски листовой стали прямоугольной, треугольной или другой формы (кронштейны); служат для скрепления и подкрепления отдельных частей каркаса судна.
Брам - слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.
Брам-бакшта́ги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков брам-стеньги.
Брам-ги́нцы - маленькие тали, ввязываемые в брам-фал.
Бра́мсель - прямой парус, ставящийся на брам-рее над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он, соответственно, получает название: на фок-мачте - фор-брамсель, на грот-мачте - грот-брамсель и на бизань-мачте - крюйс-брамсель. На больших судах брамсели могут быть разрезными: верхний и нижний.
Брам-фал - снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, им же поднимают реи над бом-салингом при постановке брамселей.
Брандва́хта:
) Сторожевое судно, поставленное на якорь при входе на рейд, в гавань или канал.
) Пост на берегу или на судне для наблюдения за пожарной безопасностью в районе порта.
) Несамоходное судно с жилыми помещениями, предназначенное для временного или постоянного размещения геологических партий, экипажей земснарядов, работников плавучих доков и мастерских, для проживания экипажей судов в межнавигационный или ремонтный период.
Брандску́гель (от нем. Brand - пожар, нем. Kugel - ядро) - зажигательный снаряд гладкоствольной артиллерии. Состоял из пустотелого чугунного ядра с отверстиями, начинённого зажигательным составом. Применялся с середины XVIII до второй половины XIX века[17].
Брас - снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).
Брасопить (брасопить реи) - поворачивать их с поомщью брасов. левый борт. Ныне устаревший термин. Назывался так потому, что рулевой (кормчий) при управлении судном на курсе стоял спиной к левому борту. (нидерл. bak) - "зад, спина". Сравн. "штирборт".
Бра́шпиль - машина для подъёма якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.
Брейд-вы́мпел - широкий короткий вымпел, поднимаемый на грот-мачте командирами соединений, дивизионов и командирами отрядов кораблей.
Брестроп - род пояса (грунтов), на который упирается грудью матрос, когда он, наклонившись за борт, бросает лот[18].
Брештук - на деревянных судах, толстый брус, обделанный в форме кницы и служащий для укрепления носовой части; на металлических судах судах его роль выполняют листы палуб, укреплённые угольниками к обшивке и шпангоутам и упирающиеся в форштевень[19].
Бригади́р - военный чин, средний между полковником и генералом. В России был введён Петром I, упразднён императором Павлом I.
Бридель - цепь мёртвого якоря в акватории портового рейда для постановки на него плавсредств без задействования их собственного якорного оснащения.
Броса́тельный коне́ц - линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетённый сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы. В настоящее время обычно называется выброска.
Брюканец - рукав из плотной ткани (парусины, брезента), охватывающий мачту в районе палубы. Верхняя часть брюканца крепится к мачте бугелем или тросовым хомутом, нижняя прибивается к палубе. Назначение брюканца - не допустить попадания в трюм воды, стекающей по мачте во время дождя[20].
Брочинг - резкие повороты (броски) яхты в наветренную сторону, не поддающиеся управлению.
Бу́гель - плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.
Бу́гель с обухами - стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).
Бу́йреп - трос, закреплённый за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте[21].
Букси́р - 1) Трос, при помощи которого буксируют суда; 2) Буксирное судно, предназначенное для буксировки других судов.
Буксиру́емая ми́на - тип минного оружия, имевший применение в конце XIX века. В отличие от мин заграждения (донные, якорные, плавающие и т. п.) буксируемая мина являлась оружием активного нападения - она скрытно (в тёмное время суток) доставлялась до вражеского корабля с помощью малого судна (минный катер, миноноска), который, маневрируя, заводил её под корпус атакуемого корабля, и подрывалась с помощью электровзрывателя.
Були́нь - снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Также и особый узел.
Бульб или носовой бульб (от фр. bulbe - луковица) - выступающая чуть ниже ватерлинии часть носа судна, имеющая выпуклую эллипсоидную форму. Бульб изменяет направление потока воды по всему корпусу, уменьшая сопротивление, и, следовательно, способствует увеличению скорости, дальности плавания и экономии топлива. Носовой бульб на больших судах даёт выигрыш, как правило, от 12 до 15 % топливной эффективности по сравнению с аналогичными судами без них.
Буртик - продольный брусок вдоль наружной стороны бортов лодки, предохраняющий их от трения о пристань[22][23][24].
Бушпри́т - рангоутное дерево, укреплённое на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. K бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов - кливеров.
Бык-го́рдень - снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.
В
Ва́нты (нидерл. want) - снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту.
Вант-пу́тенсы - железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы. Не путать с путенс-вантами.
Ватер-бакшта́ги - снасти стоячего такелажа бушприта, раскрепляющие его в горизонтальной плоскости, идущие к обоим бортам судна.
Ватерве́йс - толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды. На современных судах водосточный жёлоб, идущий по верхней палубе вдоль бортов, по которому вода через шпигаты стекает за борт[25].
Ватер-ву́линг - крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовые или цепные. На современных парусных судах заменены железными бугелями и скобами.
Ватерли́ния (англ. waterline) - линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.
Ватер-шта́ги - стоячий такелаж бушприта, удерживающий его снизу.
Величина изменения пеленга (ВИП) - значение изменения пеленга на цель за 1 минуту, выраженное в градусах. При изменении пеленга по часовой стрелке величина изменения пеленга считается положительной, а против - отрицательной. Используется при боевом маневрировании и боевой прокладке на маневренном планшете.
Верп - вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путём его завоза на шлюпках.
Веретено́ я́коря - массивный стержень, к нижней части которого прикреплены рога адмиралтейского якоря или лапы втяжного.
Верфь (нидерл. werft) - место постройки и/или ремонта судов.
Взять ри́фы - уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на к рее у прямых[26].
Водоизмеще́ние - вес корабля в тоннах, то есть количество воды, вытесненной плавающим судном; характеристика размеров судна.
Водяное небо - наблюдаемая в полярных морях тёмная окрашенность небесного свода и нижней границы облачности у горизонта над зонами чистой воды.
Воронье гнездо - исторический термин, которым обозначался наблюдательный пост в виде открытой бочки, закреплённой над марсовой площадкой фок-мачты парусного судна.
Выбира́ть слабину́ тро́са - обтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.
Вы́бленки (нидерл. weveling) - отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъёме по вантам на мачты и стеньги.
Выброска - проводник (длиной 30-50 м) с грузом на одном конце, для подачи швартовых концов на другое судно или на причал вручную.
Вымбо́вка - деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля вручную.
Вы́мпел (нидерл. wimpel) - длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на мачте военного корабля, находящегося в кампании.
Вымораживание судна - способ обеспечения доступа к подводной части судовой обшивки в зимнее время для осуществления ремонта.
Вы́стрел - горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное над водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.
Г
Га́вань (нидерл. hafen) - защищённое место в порту для стоянки, погрузки и выгрузки судов.
Гак - стальной крюк, прикреплённый к концу тросов и цепей, служащий для подъёма шлюпок, груза и для буксировки.
Гакаборт - закруглённая часть кормовой оконечности судна.
Гале́та - сухарь из ржаной или пшеничной муки, употреблявшийся на кораблях военного парусного флота и позже при отсутствии хлеба, а также в качестве составляющей сухого пайка и т. п.
Галс - курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идёт правым галсом, если в левый борт - то левым галсом.
Галфвинд - (голл. halfwind - полветра) курс судна относительно ветра - ветер дует практически прямо в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол около 90№)
Гангдшпуг - ручной рычаг.
Гарде́ль - снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъёма нижних реев или гафелей.
Га́фель (нидерл. gaffel) - рангоутное дерево, подвешенное наклонно к мачте и упирающееся в неё сзади, к которому привязывались некоторые паруса.
Галью́н - 1) Площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажа. 2) На современных судах так называют помещение, где команда может отправить естественные надобности, а также оборудование для удаления за борт продуктов жизнедеятельности.
Гардаман - вспомогательное средство парусного мастера: кожаная перчатка без пальцев, в которую у основания большого пальца вшита металлическая пластинка. При выполнении ручных работ с парусами служит наперстком для проталкивания иглы через ткань или трос.
Гельмпо́рт - отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. Выше гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу[27].
Гемамы - парусно-гребные суда типа гребных фрегатов с мощным бортовым артиллерийским вооружением, конструкция судов данного типа была разработана шведским кораблестроителем Фредриком Хенриком Чапманом.
Ге́нуя - большой широкий стаксель со шкотовым углом, далеко заходящим за мачту.
Гиг - длинная низкобортная и очень узкая шлюпка, весьма лёгкой постройки, специально назначенная для быстрого хода под веслами. Гиги бывают для одного, двух, четырёх и шести гребцов. На самых узких Гигов уключины сделаны выносными за борт для удобства гребли.
Гик - горизонтальное рангоутное дерево, прикреплённое к мачте на небольшой высоте над палубой и обращённое свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.
Ги́ка-топена́нт - снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении.
Ги́ка-шкот - снасть бегучего такелажа; крепится за нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах судна.
Гини - тали, основанные между одним двушкивным блоком и другим трехшкивным или (реже) между двумя трехшкивными[28].
Ги́нцы - небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.
Гипереты - гребцы, матросы, вообще вся корабельная прислуга, в противоположность солдатам десанта[29].
Гитовы - снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.
Гла́вная па́луба - палуба, до которой доводят водонепроницаемые переборки, разделяющие корпус судна на отсеки; по главную палубу измеряют высоту надводного борта.
Гол (от голланд. hоl - пустой) - старинное название корабельного или вообще судового остова без обшивки и оснастки[30].
Го́рдень - снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.
Горловина - отверстие для доступа в такие места судна (трюмы, цистерны и т. п.), куда приходится проникать только для осмотра, окраски или ремонта[31].
Гребно́й флот (галерный флот, шхерный флот) - соединения боевых и вспомогательных судов, основным движителем которых были весла. Предназначался для действий в шхерных районах, лиманах. В состав гребного флота входили галеры, скампавеи, бригантины, дубель-шлюпки и т. д. См. гребное судно.
Грот - 1) Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей; 2) Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-рею; 3) Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.
Грот-ма́чта - вторая мачта, считая от носа корабля.
Гукор (нидерл. hoeker) - парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60-200 т.
Гюйс (нидерл. geus) - носовой флаг судна; В России: 1) красный Флаг с синим Андреевским крестом, окаймленный белыми полосами, и с белым прямым поперечным крестом. Поднимается на флагштоке на бушприте (с 8 часов утра до вечерней зари) вместе с кормовым Флагом, но только во время якорной стоянки; 2) большой синий воротник на форменке - матросской верхней суконной или полотняной рубахе.
Гюйсшто́к - разновидность флагштока, стойка, на которой поднимается гюйс.
Д
Де́две́йт - полная грузоподъёмность судна, выражаемая в весовых метрических тоннах.
Де́йдвуд - кормовая оконечность судна в подводной его части между ахтерштевнем и килем.
Дек (англ. deck) - палуба. Термин применяется, как правило, к тем из палуб, на которых установлена артиллерия (двухдечный линейный корабль, трёхдечный).
Деком также называлась верхняя открытая палуба, которая делится на бак, шкафут, шканцы и ют.
Кроме того, "деками" назывались (сверху вниз):
"квартер-де́к" - верхняя открытая палуба для управления судном (шканцы);
"спарде́к" - верхняя лёгкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы; в настоящее время спардеком часто называют средние надстройки на судах;
"опер-дек" - верхняя батарейная палуба (палуба ниже баковых и кормовых надстроек);
"мидель-дек" - средняя батарейная палуба";
"гон-дек";
"орлоп-дек" - палуба жилых и служебных помещений или "кубрик".
Де́льные вещи - литые, кованые и другие части и детали оборудования судна. К дельным вещам относятся: кнехты, утки, погоны, киповые планки, винтовые талрепы, леерные стойки, иллюминаторы, тентовые стойки, крышки люков, рымы, клюзы и т. д.
Дислока́ция - расположение войсковых частей в гарнизонах и на фронте.
Ди́рик-фал - снасть бегучего такелажа, служащая для подъёма гафеля.
Диффере́нт (фр. difference) - разность углубления между носом и кормой; если разность в сторону углубления кормой, говорят, что судно имеет дифферент на корму; в противном случае судно имеет дифферент на нос.
Док (англ. dock) - бассейн, вырытый в земле ниже уровня моря и сообщающийся с ним закрывающимися воротами. Служит для строительства и ремонта судов.
Драёк - инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заострёнными концами, имеющий посередине кип (желобок) для штерта. Применяется как рычаг при накладывании бензелей на стальные тросы для выдрайки концов.
Дра́йреп - снасть для подъёма марса-рея.
Дра́йреп-блок - одношкивовые блоки, привязываемые к марса-рею, через который проходит драйреп.
Дрейф (фр. derive) - отклонение движущегося судна от курса под влиянием ветра или течения; снос судна в сторону при стоянке на якоре.
Дрейфоме́р - прибор, измеряющий угол между направлением истинного курса и линией пути при дрейфесудна. Действие дрейфомера основано на измерении разности давлений на правом и левом бортах судна (гидродинамический дрейфомер)[32].
Дректо́в - якорный канат шлюпочного якоря (дрека).
И
Иллюмина́тор (от лат. illuminator - осветитель) - застекленное окно на судне. Имеет круглую или прямоугольную форму, глухое или открывающееся, с водонепроницаемыми крышками или без них. Служит для доступа в судовые помещения света и воздуха.
Иол - Тип парусного вооружения. Также - небольшое (водоизмещением до 10 т) парусное двухмачтовое промысловое судно. В русском военно-морском флоте конца XVIII - начала XIX века имелись военные иолы, вооружённые 1-7 орудиями.
К
Ка́бельтов (нидерл. kabeltouw) - мера длины, равная одной десятой международной либо британской морской мили, то есть 185,2 или 185,3 м соответственно.
Кабеста́н (фр. cabestan) - механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикреплённые другим концом к передвигаемому грузу, например якорю.
Ка́болка - самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.
Кабота́ж (фр. cabotage) - 1) судоходство между портами одной и той же страны; 2) (ист.) плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения.
Калышка - петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.
Ка́мбуз (нидерл. kombuis) - кухня на судне.
Канони́р - рядовой артиллерист в парусном флоте.
Ка́пер - в XV-XIX вв. частное лицо, которое, с разрешения верховной власти воюющего государства, снаряжало за свой счёт судно для борьбы против морской торговли противника.
Каррона́да - короткая чугунная пушка.
Карте́чь - артиллерийский снаряд ближнего действия для поражения живой силы противника на расстоянии до 300 м. В Х-XX в. - снаряд, состоявший из цилиндрического корпуса, заполненного круглыми пулями. При выстреле пули разрывали корпус снаряда и снопом разлетались из ствола орудия.
Карту́шка - подвижный диск (или кольцо) в компа́се с равномерно нанесёнными делениями градусной или румбовой системы.
Катастрома - историческое название специальной платформы над палубой на древних гребных боевых кораблях (триремах).
Каюта (нидерл. kajuit) - отдельное помещение на судне для жилья; каюта капитана, механика и т. д.
Кают-компания - столовая и место отдыха командного состава корабля.
Квартирмейстер (квартир-мейстер) - младший унтер-офицер во флоте.
Килевание - 1) наклон судна на бок настолько, чтобы киль вышел из воды (для ремонта, очистки или покраски подводной части судна) (см. также Кренгование); 2) наказание в виде протягивания наказуемого под днищем судна.
Килеватость - величина, которая определяется подъёмом судового днища от киля к бортам.
Киль (англ. keel) - основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты; на металлических киль делается из вертикально поставленных листов, скрепляемых полосами углового железа с листами, положенными горизонтально.
Киль-бло́ки киль-бло́к) - две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливаются шлюпки.
Кильсон - продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. В зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами[33].
Кингсто́н (от англ. kingston valve - заборный клапан) - отверстие с клапаном в наружной обшивке подводной части судна для приёма или удаления воды.
Кип - жёлоб на щёках, юферсах и шкивах блоков, направляющий трос, а также отверстие в киповой планке, служащее для проводки троса.
Киповая планка - используется как швартовый или буксирный полуклюз в тех местах, где нет фальшборта. Для уменьшения трения тросов на киповой планке устанавливается вертикальный вращающийся роульс.
Клевант - 1) Конусообразный кусок твёрдого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался. 2) Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются.
Клетень - слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Клетки (судостроение) - это один из типов опор, применяемых для постановки судна в док на стапель, применяются вместе с кильблоками. Клетки устанавливают прежде всего в местах пересечения главных поперечных переборок с продольными переборками или днищевыми стрингерами, то есть в районах жёстких связей. Верхнюю часть клетки (подушку) обрабатывают и подгоняют по шаблонам (в соответствии с обводами судна) с учётом толщины обшивки судна и её конструктивных особенностей. Клетки состоят из тех же элементов, что и кильблоки.
Клетки (судно) - это пространство внутри двойного дна судна, ограниченное шпангоутами, стрингерами, наружной и внутренней обшивкой судна.