Железнодоро́жный тра́нспорт - вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям. В отличие от автомобильного транспорта, где транспортное средство просто движется по подготовленной поверхности, железнодорожный транспорт направляется путями, по которым он идёт. Железнодорожные пути обычно состоят из железных рельс, установленных на шпалы и балласт, по которому движется подвижной состав, обычно оснащённый металлическими колёсами. Однако возможно и другое устройство путей, например, безбалластный путь, где пути прикреплены к цементной основе.
Подвижной состав железнодорожного транспорта обычно имеет меньшее сопротивление трению по сравнению с автомобилями, а пассажирские и грузовые вагоны могут быть сцеплены в более длинные поезда. Движущей силой в поездах являются локомотивы, использующие электричество или производящие собственную мощность, обычно дизельными двигателями. Железнодорожный транспорт является безопасным видом транспорта по сравнению с другими его видами[1]. Железнодорожный транспорт способен справляться с большими объёмами пассажиро- и грузопотоков и является энергоэффективным, однако обычно менее гибкий и более капиталоёмкий, чем автомобильный транспорт при меньшей загрузке транспортной сети.
Старейшие железные дороги, где человек сам тянул груз, относятся к VI веку до н. э, а Периандр, один из семи мудрецов, считается её изобретателем. Железные дороги расцвели после изобретения в Великобритании паровой машины, ставшей важным источником энергии в XVIII и XIX веках. Паровые двигатели позволили строить железные дороги на большие расстояния, что, в свою очередь, стало одним из важнейших компонентов индустриальной революции. Железные дороги снизили стоимость доставки, а также потери товаров по сравнению с водным транспортом, где корабли часто тонули. Перемещение грузов с каналов, которые использовались в Европе до появления железных дорог, создало "общегосударственный рынок", где цены на товары почти не отличались в разных городах.
В 1880-х появились поезда, работающие на электричестве, а также появились первые трамваи и метрополитены. Начиная с 1940-х не электрифицированные железные дороги большинства стран стали заменять паровые локомотивы на дизель-электрические, практически завершив этот процесс к 2000 году. В 1960-х электрифицированные высокоскоростные железные дороги появились в Японии и некоторых других странах. Некоторые другие системы наземного направляемого транспорта, такие, как монорельс и маглев, не имеют столь широкого применения.
***
Железнодорожный путь
Железнодорожный путь состоит из двух параллельных рельс, закреплённых уложенными перпендикулярно шпалами из дерева, бетона, металла или пластика. Расстояние между рельсами называется шириной колеи. Выделяют три основных категории ширины колеи: стандартная (в России называется Европейская колея 1435 мм) используется примерно на 60 % железных дорог мира, широкая колея (к ней относится Русская колея) и узкая колея (к ней относятся Капская и Метровая колеи). Помимо ширины колеи, пути кладутся с учётом габаритов подвижного состава, которые определяют максимальную высоту и ширину вагонов и грузов в них для безопасного прохода по мостам, тоннелям и другим строениям.
Железнодорожный путь направляет гребень железнодорожного колеса, сохраняя направление движения вагона без дополнительного трения, позволяя, таким образом, делать более длинные поезда, чем возможно на автомобильных дорогах. Рельсы и шпалы обычно кладут на балластную призму, которая распределяет вес со шпал на грунт для избежания сгибания пути при просадке земли от веса проходящих поездов. Вышеперечисленное относится к верхнему строению пути, которое обычно укладывается на земляное полотно, относящееся к нижнему строению пути.
Балласт также действует в качестве дренажа. Некоторые современные пути строятся путём "прямой фиксации" без использования балласта. Пути могут изготавливаться заранее или собираться на месте установки. Благодаря сварке возможно создание бесстыкового пути, что снижает износ подвижного состава из-за маленьких зазоров соединённых простым способом рельс, а также повышает комфорт пассажирских поездов.
На поворотах внешний рельс может укладываться чуть выше внутреннего рельса. Такой способ укладки позволяет сократить центробежную силу выталкивания подвижного состава в кривых участках пути, а также повышает комфорт пассажиров при движении поезда.
Костыль в деревянных шпалах со временем может ослабевать, однако сломанные шпалы могут заменяться отдельно, без необходимости ремонта всего пути, точно также как и бетонные. При усадке пути из-за оседания почвы, его поднимают и выравнивают с помощью техники для засыпки дополнительного балласта.
Периодически есть необходимость замены балласта на новый для поддержания хорошего дренажа. Стоки и другие сооружения для отвода воды всегда должны содержаться в чистоте, поскольку при размывании полотна возможны оползни. При прохождении путей рядом с реками полотно дополнительно укрепляется во избежание вымывания во время наводнений и разливов. Железнодорожные мосты требуют постоянного контроля и ухода, поскольку они подвергаются большим единоразовым нагрузкам во время прохождения тяжёлых поездов.
Поддержанием железнодорожного пути в исправном состоянии занимаются дистанции пути (ПЧ). Для посадки и обслуживания защитных лесонасаждений вдоль пути созданы дистанции лесозащитных насаждений (ПЧЛ).
***
Максимальная скорость железнодорожного сообщения
Тайвань: Тайбэй - Гаосюн, Тайваньская высокоскоростная железная дорога (THSR) - до 300 км/ч
Китай: Ухань - Гуанчжоу - до 350 км/ч,
Япония: Токио - Осака - до 276 км/ч (план Токио - Нагоя - до 500 км/ч)
Великобритания-Бельгия: Лондон - Брюссель - до 300 км/ч
Турция: Анкара - Стамбул - до 300 км/ч
Россия (состав Сапсан): Москва - Санкт-Петербург - до 250 км/ч, Москва - Нижний Новгород - до 160 км/ч; (состав Аллегро) Санкт-Петербург - Хельсинки - до 200 км/ч
Узбекистан (состав Тальго 250): Ташкент - Самарканд - от 160 км/ч до 225 км/ч
***
Список стран, в которых длина железнодорожной сети превышает 10 000 км:
Љ Страна Длина ж/д (км)
Весь мир 1 134 429
21 Румыния
10 788
21 Швеция
11 633
20 Турция
12,008
- Чехословакия
13 141
19 Казахстан
13 700
18 Испания
15 288
17 Великобритания
16 454
16 Мексика
17 516
15 Италия
19 729
14 ЮАР
20 872
13 Украина
21 655
12 Польша
22 314
11 Япония
23 506
10 Бразилия
28 857
9 Франция
29 213
8 Аргентина
31 409
7 Австралия
37 855
6 Германия
41 896
5 Канада
46 688
4 Индия
63 327
3 Россия
87 157
2 КНР
93 250
- СССР
145 600
1 США
226 427
***
Сераль
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Сераль (фр. Serail от персидского Serai - "большой дом, дворец", перешедшего в тур. saray) -
Сераль - султанский дворец в Стамбуле.
Сераль - в странах Востока дворец султана и вообще мусульманского правителя.
Сераль - женская половина такого дворца, гарем.
Также:
Серальник - российский помещик, заведший себе сераль (гарем) из крепостных девушек