Эта статья - о средневековых музыкантах. О современном значении слова см. Жонглирование.
Жонглёр (старофр. jougleor, jongleur, из лат. joculator - "потешник") - странствующий сказитель, певец, часто также музыкант-инструменталист и фокусник. В массе своей жонглёры исполняли песни, сочинённые другими поэтами-музыкантами, но также могли выступать и в качестве авторов (по меньшей мере, стихов).
Старофранцузский жонглёр соответствует галисийско-португальскому жограру (jograr, современное написание порт. jogral, галис. xograr), кастильскому хуглару (каст. juglar), польскому кугляжу (пол. kuglarz), немецкому шпильману (нем. spielmann) и английскому менестрелю (англ. minstrel). Большей частью жонглёры были более низкого происхождения, чем трубадуры. Жонглёры обслуживали (в противоположность куртуазным поэтам) не только владетельного сеньора и рыцаря, но и горожанина и даже крестьянина, то есть зарабатывали на жизнь, развлекая публику.
Промежуточное положение между жонглёром и трубадуром в иерархии средневековых поэтов занимал "сегрел". Например, галисийский сегрел Бернал де Бонавал (Bernal de Bonaval), которого также называли трубадуром, посещал дворы кастильских королей Фернандо III Святого и его сына Альфонсо X Мудрого.
Временами жонглёр поступал на службу к трубадурам, которые запрещали ему изменять слова при исполнении их песен. При этом жонглёр мог в присутствии трубадура исполнять Даме только что сочинённую трубадуром и посвящённую ей песню. Жонглёр имел возможность стать трубадуром. В конце "куртуазной" эпохи слово jogral приобрело пренебрежительный оттенок и стало обозначать бродягу.
До сегодняшнего дня дошли имена некоторых жонглёров:
Папиоль был постоянным исполнителем песен Бертрана де Борна;
Пистолета (буквально "письмецо") - жонглёр трубадура Арнаута де Марейля. Псевдоним объясняется тем, что в завершающих строфах знаменитой кансоны Марейля (так называемой "посылке") "Мне б тысячу марок серебром..." трубадур обращался к своему жонглёру с просьбой донести песню до адресата.
В Fadet juglar трубадура Гираута Калансона - шуточном наставлении для жонглёра - перечисляются литературные произведения, темы и герои, популярные в эпоху средневековья.
Благодаря сохранившимся сборникам кантиг до нас дошли имена многих жонглёров Пиренейского полуострова XII-XIII веков. Согласно сборнику "500 кантиг о друге" (под ред. Р. Коэна), известны следующие имена жонглёров (в скобках указано количество сочинённых ими "кантиг о друге"):
***
Жонглирование - вид циркового искусства. Одновременное умелое манипулирование несколькими объектами, такими как шары, пои, палки, булавы.
История
Жонглировать люди начали очень давно, самое древнее документальное подтверждение тому - египетские настенные рисунки, датируемые 1994-1781 г. до нашей эры.
Египет
Китайские воины, упоминаемые в трудах, написанных в 770-476 г. до нашей эры, перед битвой показывали врагу свое искусство жонглировать оружием, и зачастую конфликт заканчивался не успев начаться. Например, воин Лань Цзы из царства Сун умел обращаться с семью мечами одновременно. В Европе жонглирование считалось приемлемым занятием до заката Римской империи, и в средние века впало в немилость. Жонглирование считалось безнравственным поведением или даже колдовством. В 1768 году Филипп Асли открыл первый цирк, в современном понимании этого слова. С этого момента жонглеры обзавелись работой и стали прочно ассоциироваться с цирком. С середины девятнадцатого века жонглеры были особенно востребованы в небольших театрах и варьете для заполнения пауз во время декораций. Они жонглировали, стоя перед занавесом. В конце двадцатого - начале двадцать первого веков произошёл взрыв популярности жонглирования, - оно перестало быть только цирковым искусством. Обычные люди стали жонглировать для удовольствия, собираться в жонглерские клубы, устраивать соревнования. В настоящее время существует несколько сотен жонглерских клубов, Международная ассоциация жонглёров и Всемирная Федерация Жонглирования ежегодно устраивают соревнования.
Классификация жонглирования
Классическое жонглирование
В этом типе жонглирования шары (булавы, кольца и др. предметы), в основном, подкидывают в воздух. Такое жонглирование может быть количественным, когда жонглёр работает с разным количеством предметов в воздухе (три, четыре, пять, семь и тд.), при этом - чем больше, тем лучше, или трюковым, когда жонглёр старается сделать как можно больше различных сочетаний жонглёрских трюков с одним и тем же количеством предметов. Основными трюками в классическом жонглировании являются жонглирование каскадом и по кругу.
Перекидное жонглирование
В данном виде жонглирования два и более жонглёров перекидывают или перекладывают друг другу предметы в определённой последовательности.
Жонглирование от пола
Такое жонглирование представляет собой выбрасывание в пол прыгающих мячиков. Тут, подобно классическому жонглированию, можно работать с разным количеством шаров и делать разнообразные трюки.
Контактное жонглирование
В контактном жонглировании шары (булавы) перекатывают по телу. Большую часть времени шар находится в контакте с телом жонглёра. Такое жонглирование можно разбить на два основных направления - это бодироллинг и мультибол. В бодироллинге жонглёр катает шар по всему телу. Самыми рабочими областями являются руки, плечи, голова и шея. Мультибол представляет собой перекатывание нескольких шариков в ладошках жонглёра.
Жонглёрская нотация (англ. siteswap) - нотация, используемая жонглерами для записи исполняемого трюка. Позволяет стандартизовать запись и облегчает обмен знаниями и разработку новых трюков.
Основная идея записи - отследить порядок, в котором предметы кидаются и ловятся, и только его. Положение предметов вне момента броска и захвата никак не фиксируется. Таким образом, жонглёрская нотация - пространственно-временная диаграмма, на которой отмечаются руки (правая, левая), предметы и порядок действий. Существует несколько форм записи.
Боевое жонглирование - боевая или гладиаторская соревновательная игра для жонглёров, где участник пытается выбить шарики противника, в то же время удерживая свою схему жонглирования. В её наиболее типичной форме несколько игроков жонглируют тремя булавами каждый, пытаясь вмешиваться в жонглирование других игроков, до тех пор, пока не останется победитель - единственный жонглёр с тремя булавами (не обязательно с теми, с которыми начал).