Третьяковская галерея открывает выставку одного из самых популярных и любимых у русского зрителя художников - Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900). Он открыл для русского искусства жанр марины - морского пейзажа - и превратил его в важнейшее явление в изобразительном искусстве середины - второй половины XIX века.
Айвазовский прожил жизнь длиною почти в век. Свой творческий путь он начал под влиянием немецкой идеалистической философии в эпоху позднего романтизма и долго оставался верен этому направлению, не обращая внимания на кардинальное изменение эстетической доктрины в середине XIX столетия. К концу XIX века Айвазовский вновь стал для многих актуален, сумев предвосхитить поиски художников-символистов.
В круг общения Айвазовского входили выдающиеся деятели русской культуры: К.П.Брюллов, М.И.Глинка, Н.В.Гоголь, А.А.Иванов, позднее - П.М.Третьяков, И.Н.Крамской, И.Е.Репин. Армянский мальчик из провинциальной Феодосии впитал в себя русскую культуру, став одним из ярких ее представителей.
В течение жизни Айвазовский участвовал более чем в 120 выставках, свыше 60 из которых были персональными. Они открывались как в России, так и во многих городах Европы и Америки. Айвазовский стал почетным членом Амстердамской, Римской, Флорентийской, Штутгартской, Парижской академий художеств. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге признала его академиком, а затем и профессором живописи.
В 1844 году он был назначен художником Главного морского штаба. Правительства России, Франции, Турции и ряда других стран неоднократно награждали Айвазовского орденами своих государств.
Однако громкая прижизненная слава, великое множество полотен, созданных им благодаря титанической работоспособности, сыграли с художником злую шутку. Публика не переставала любить Айвазовского, но критика, пресытившись его работами, отвернулась от художника как от "устаревшего", не отвечающего запросам динамичного ХХ века, поставив на его произведениях ярлык "салонные и коммерческие". Как следствие - отсутствие масштабных выставок и фундаментальных исследований творчества живописца на протяжении многих десятилетий.
Третьяковская галерея решила взглянуть на Айвазовского по-новому и изменить отношение к его наследию, открыть поклонникам в его произведениях новые смыслы, сбить снобизм в отношении к нему у профессионального сообщества. Айвазовский предстанет художником не только искренних чувств, романтических эмоций, но и глубоких идей и символических обобщений. Его узнают как собеседника по переписке с католикосом Армении, визионера, предчувствовавшего катаклизмы будущего века. Важно познакомить молодых зрителей, совсем не знающих Айвазовского, с кумиром многих поколений, заинтересовав метафизикой его работ, близкой современным художникам.
Для решения этих задач Третьяковская галерея впервые проводит в своих залах масштабную монографическую выставку мастера. Мы не пытались собрать как можно больше работ Айвазовского, но стремились представить его творчество самыми значительными и наиболее качественными произведениями. Был проведен тщательный отбор: из 6000 написанных Айвазовским картин (по свидетельству самого художника) выбрано 120 живописных полотен. В самой Третьяковской галерее хранится сравнительно скромная коллекция Айвазовского, из которой на выставку поступило 33 картины и 9 рисунков. Большинство работ мастера сконцентрировано в Санкт-Петербурге: в Русском музее, Центральном военно-морском музее, в загородных дворцах (Петергоф, Павловск, Царское Село), остальные рассредоточены в региональных музеях России, в других странах. Юбилей Айвазовского стал поводом показать из этих коллекций все лучшее в Москве.
Архитектура выставки, под стать морской тематике, решена "галсами": зритель может следовать зигзагообразными курсами от раздела к разделу, где представлены образцы творчества Айвазовского-мариниста, баталиста, графика. Экспозиция строится по темам и мотивам.
Раздел "Морские симфонии" представляет основные состояния марин Айвазовского - от штиля к урагану: море спокойное, бушующее, при разном освещении.
Раздел "Художник Главного морского штаба" включает исполненные по заказу императора и Морского ведомства виды русских приморских городов и портов, изображения главных морских сражений русского флота. В разделе "Между Феодосией и Петербургом" представлены "сухопутные" пейзажи Айвазовского.
Раздел "Весь мир ему был мал" объединяет картины художника, созданные по мотивам его путешествий по Кавказу, Италии, Турции и другим странам.
В разделе "Плененный тайной мироздания" демонстрируются картины на библейские сюжеты. Главный акцент в экспозиции сделан на наиболее значимых полотнах художника, таких как "Радуга" (1873), "Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря)" (1881, оба - ГТГ), "Девятый вал" (1850) и самое масштабное произведение на выставке "Волна" (1889, оба - ГРМ). Впервые так цельно и полно демонстрируются рисунки Айвазовского - 55 листов.
К числу открытий выставки можно отнести представленную после проведенной реставрации крупную картину "У берегов Кавказа" (1885, ГТГ), никогда ранее не экспонировавшуюся.
Для демонстрации интересов Айвазовского-коллекционера, воссоздания атмосферы его мастерской привлечен дополнительный материал - экспонаты из корабельного фонда Центрального военно-морского музея: подзорные трубы, штурвал, напольный звездный глобус, макеты кораблей.
Документальный раздел выставки включает портреты родных художника, фотографии, архивные материалы. Они иллюстрируют биографию Айвазовского, характеризует его как уникальную личность - благотворителя, жертвователя, мецената, первого почетного гражданина Феодосии, ключевой и системообразующей фигуры для города и Крыма в целом.
Сюрприз проекта - при входе на выставку зрителей встречает видеоинсталляция современных художников группы "Синий суп", которая создает "эффект присутствия" в водах Черного моря.
Произведения Айвазовского привлекают зрителя эмоциональностью, красотой живописи, виртуозностью и утонченностью технического мастерства. В его искусстве заложены темы, которые интерпретировали многие поколения художников и зрителей: интерес к передаче бесконечного, безграничного пространства, ощущения человека перед лицом стихии. Мастер строит композицию работ так, что создается особая магия: зритель смотрит на морской пейзаж глазами художника как бы изнутри картины, чувствует себя погруженным в изображение, испытывает эмоции участника действия, что сродни современному 3D-эффекту.
Важнейшее качество полотен Айвазовского, которое подкупает зрителя, состоит в том, что в них всегда считывается оптимистический настрой и вера в положительный исход трагических событий. Даже в картинах с изображением самых грозных и разрушительных морских штормов художник лучом света из туч, радугой, пролетающей птицей или другой деталью дает гибнущим кораблям и людям надежду на спасение.
Проведение выставки стало возможным благодаря генеральной спонсорской поддержке Банка ВТБ, который является многолетним партнером Третьяковской галереи.
***
Уже от себя :
01. Можно скачать билет с сайта и распечатать или скопировать на мобильник . По этим "филькиным грамотам" пропускают в отдельной очереди как обладателей билетов .
02 Можно приехать в конце смотрового дня и купить ( людей мало !!! ) билет на любой день и любое время .
03. Приезжайте , как малое , за полчаса ... Народу - тьма !!! Всё равно стоять придётся . Но не две-три сотни а человек пятьдесят ... НЕ берите НИЧЕГО звенящего на досмотре . Быстрее будет .
Кстати - один из богатейших художников не только России !!! Потомственный дворянин - освобождение от налогов , действительный статский советник , главный художник Главного морского штаба , владелец полутора тыщ деятин крымской земли ... Сын армянского лотошника был вполне предприимчив во ВСЁМ . За каждым званием-статусом ОТДЕЛЬНЫЙ оклад ...
***
http://art19.info/
Русская живопись. Русские художники Русская живопись. Знаменитые русские художники и репродукции их картин
Русские художники
( найдите среди них богатеев )
Айвазовский Иван Константинович
Выдающийся мастер морского пейзажа. Известен благодаря необыкновенному таланту правдиво передавать жизнь моря, его настроение. Учился в Петербургской Академии художеств. Академик. Много путешествовал по Европе. Автор многих известных картин морских сражений. За свою жизнь написал более 4000 произведений.
Алексеев Александр Алексеевич
Сын крепостного крестьянина. Известен как портретист, мастер интерьера. Благодаря помощи Венецианова был освобожден от крепостной зависимости. Учился в Академии художеств. Работал в Пскове преподавателем рисования.
Алексеев Федор Яковлевич
Основоположник городского пейзажа в русской живописи. Создатель поэтических видов Санкт-Петербурга, Москвы и ряда других русских городов. Окончил Петербургскую Академию художеств, где позднее преподавал. Удостоился звания академика.
Антропов Алексей Петрович
Выдающийся живописец-портретист. Участвовал в декоративных росписях Зимнего и других дворцов в Петербурге. Писал портреты венценосных особ. Занимался также церковной живописью. Творчество Антропова - важный этап в развитии русской живописи.
Аргунов Иван Петрович
Представитель известной крепостной семьи русских живописцев. Работал в жанре парадного портрета. Автор портретов известных представителей дворянских семей, а также императрицы Екатерины II. Известен как педагог, среди его учеников - А. Лосенко, К. Головачевский и И. Саблуков.
Архипов Абрам Ефимович
Русский, советский живописец, педагог. Был видным передвижником. Его картины главным образом из жизни крестьян и городских тружеников правдиво рисуют их труд в царской России. В портретах крестьян и пейзажах художнику удалось раскрыть жизнеутверждающие представления о красоте народа и русской природы.
Бакшеев Василий Николаевич
Русский, советский живописец, народный художник СССР. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Активный участник Товарищества передвижников, а затем и Ассоциации художников революционной России. Расцвет творчества приходится на советский период. Работал в области пейзажа и жанровой живописи. Автор нескольких так называемых "индустриальных пейзажей".
Богданов Иван Петрович
Сын портного. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Работал в области жанровой живописи. Участник Товарищества передвижников. После октября 1917 года в его творчестве появились работы на революционные темы. Состоял в рядах Московского объединения художников-реалистов.
Богданов-Бельсий Николай Петрович
Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее - Высшее художественное училище при Академии художеств. Работал в области жанровой живописи, писал произведения на темы из крестьянской жизни. Удостоился звания академика. Руководил обществом поддеожки молодых художников А.И. Куинджи.
Боголюбов Алексей Петрович
Внук декабриста А.Н. Радищева. Окончил Морской кадетский корпус. Много путешествовал. Впоследствии стал художником Главного морского штаба. Учился в Академии художеств. Академик. Среди его работ как поэтичные морские виды, так и патриотические картины морских сражений. За Боголюбовым закрепилась слава "историографа русского флота".
Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После жил и работал в Париже. Под влиянием французской школы живописи сформировался особенный стиль художника. Критики отмечали новаторское, экспериментальное начало в его картинах. Был одним из руководителей Московского товарищества художников.
Боровиковский Владимир Лукич
Работал в области портрета. Среди работ художника интимные лирические образы, в которых отразились идеи сентиментализма, и правдивые парадные портреты. Получал заказы от членов императорской семьи, знатных дворян. Удостоился звания Академика. Одним из учеников живописца был А.Г. Венецианов.
Бруни Федор Антонович
Сын офицера Швейцарской Республики. Живописец и рисовальщик. Выполнял многочисленные церковные заказы. Принимал участие в росписи Исакиевского Собора в Петербурге. Представитель классицизма, позднее - глава официального академизма. В 1855 - 1871гг. - ректор Петербургской Академии художеств. Профессор.
Брюллов Карл Павлович
Известный живописец, акварелист, рисовальщик. Учился в Петербургской Академии художеств. Его творчество внесло в живопись академического классицизма свежесть романтики, жизненности, увлечения красотой действительности и этим способствовало развитию реализма в русской живописи. Всемирную славу художнику принесла картина "Последний день Помпеи".
Варнек Александр Григорьевич
Имел репутацию одного из лучших портретистов Петербурга своего времени. Сын мебельного мастера. Обучался в портретном классе Академии художеств, где позднее преподавал в звании академика, а затем профессора. Был членом Совета Академии художеств, смотрителем одного из отделений Эрмитажа.
Васнецов Виктор Михайлович
Художник-передвижник. Учился в духовной семинарии, Академии художеств. На начальном этапе творчества отметился как автор нескольких жанровых картин. Начиная с 1880-х писал монументальные полотна на темы русского эпоса и народных сказок, наполняя их мыслями и чувствами, живущими в народном творчестве. Известен также как портретист, автор архитектурных проектов в "русском стиле".
Венецианов Алексей Гаврилович
Основатель школы и целого направления в русской живописи. Основное место в творчестве живописца занимала тема труда и быта крестьян. Его картины полны симпатии и уважения к крестьянину, безыскусной правдивости и задушевного лиризма; художник ограничивался описанием светлой стороны жизни. В 1808-1812гг. выступал как автор социальной и политической карикатуры.
Верещагин Василий Васильевич
Окончил с отличием Морской корпус, затем поступил в Академию художеств. Много путешествовал, принимал участие в боевых действиях Русской армии в Туркестане. Значительное место в творчестве художника занимают произведения на батальные темы. Погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре.
Воробьев Максим Никифорович
Известный русский пейзажист. Писал главным образом городские пейзажи, в которые внес свойственные романтизму черты повышенной взволнованности. Учился в Академии художеств в Петербурге. Академик. В 1812-1814гг. числился художником при главной квартире Русской армии. Участник военного похода во Францию и Германию; побывал на фронте во время Русско-Турецкой войны.
Врубель Михаил Александрович
Сын офицера, поляка по происхождению. Окончил Петербургский университет юридический факультет. Обучаясь на последних курсах, посещал вечерние классы жипописи профессора П.П. Чистякова, затем его зачислили в Академию художеств. Участвовал в росписи храмов. Среди работ художника - портреты, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения.
Ге Николай Николаевич
Творчество художника относится к портретной и пейзажной живописи, немало работ на религиозную тему. Учился в Академии художеств, позднее входил в состав Совета Академии. Один из соучредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Долгое время жил и работал в Италии.
Денисов Александр Гаврилович
Один из любимых учеников А.Г. Венецианова. Среди его работ портреты, интерьеры, жанровые картины. Жизнь художника неожиданно оборвалась в самом начале творческого пути.
Зарянко Сергей Константинович
Портретист, мастер интерьера. Сын крепостного крестьянина, впоследствии освободившегося от крепостной зависимости. Учился в Академии художеств. Академик. Один из самых популярных портретистов Петербурга 1850-х годов. Позднее перебрался в Москву, где преподавал рисование в Константиновском Кадетском корпусе, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Иванов Александр Андреевич
Сын профессора Академии художеств. Учился в Академии художеств. Затем жил и работал в Италии, где написал лучшие свои произведения. Удостоен звания академика. Академия художеств высоко ценила творчество художника, которое соответствовало классическим канонам. Его творчество представлено картинами на евангельскую тему, пейзажами.
Иванов Дмитрий Иванович
Известен как исторический живописец. Обучался в Академии художеств в Петербурге, был учеником Угрюмова. В период обучения выполнил программы на исторические темы, за что получил две Малых золотых медали. Путешествовал по России.
Иванов Сергей Васильевич
Известный художник-жанрист. Сын акцизного чиновника. Первоначально поступил в Константиновский межевой институт, но впоследствии обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. Академик. Участник Товарищества передвижников. В своем творчестве обращался к теме переселения крестьян в Сибирь в реформу 1861 года.
Касаткин Николай Алексеевич
Работал в области жанровой живописи. Приверженец традиций демократического искусства. Картины носят социальный характер. Персонажи его картин - люди из народа. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник Товарищества Передвижников и Ассоциации художников революционной России. Народный художник РСФСР.
Кипренский Орест Адамович
Портретист. Учился в Академии художеств. Удостоился звания Академика, а затем Советника Академии художеств. Среди персонажей его работ - дворяне, известные деятели искусства, Первым из русских художников был признан в Италии. Ему был заказан автопортрет в галерее Уффици, где находятся автопортреты выдающихся живописцев.
Клодт Михаил Кнстантинович
Пейзажист. Воспитывался в творческой семье. Учился в Академии художеств, где впоследствии преподавал. Участник Товарищества передвижных художественных выставок. Много путешествовал по России. Клодт - мастер со своим особенным стилем. Его работы отличались скурпулезной точностью, из-за чего на написание картины уходило много времени.
Коровин Сергей Алексеевич
Представитель жанровой живописи. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, впоследствии там же и преподавал. В своих работах продолжал традиции реалистической живописи Передвижников. Известны его жанрово-бытовые этюды и полотна на военную тему. В поздних произведениях художника появляются лиризм, утонченность.
Коровин Константин Алексеевич
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Член Мамонтовского (Абрамцевского) кружка любителей и художников. Имел свой узнаваемый стиль в живописи. Среди его работ - пейзажи и портреты. Известен как театральный декоратор. После февральской революции 1917 года непродолжительное время занимал руководящие должности в сфере искусства.
Крамской Иван Николаевич
Учился в Академии художеств. Был во главе группы 14 выпускников, отказавшихся писать выпускные работы на заданные Академией темы, выступая тем самым против традиций академизма, за что был отчислен из Академии. Организовал Артель свободных художников, целью которой была борьба за реалистические принципы в искусстве. Впоследствии - председатель Товарищества передвижных художественных выставок.
Крендовский Евграф Федорович
Жанрист, мастер интерьера. В юности служил в полиции в канцелярии, посещая художественную школу А.В. Ступина. Позднее в Петербурге учился у А.Г. Венецианова. После переезда в Украину, где художник устроился учителем рисования в доме помещицы В.М. Остроградской, занялся портретной живописью, часто обращаясь к технике гуаши и акварели.
Крылов Никифор Степанович
Сын мещанина. Произведения художника принадлежат к жанровой, пейзажной, портретной живописи. В юности зарабатывал на жизнь росписью церквей и писанием икон. Затем перебрался в Петербург, где учился у А.Г. Венецианова, посещая при этом натурный класс Академии художеств. В возрасте 29 лет неожиданно умер от холеры.
Куинджи Архип Иванович
Сын сапожника, грека по происхождению. Оставшись сиротой в раннем возрасте, сменил множество профессий, зарабатывая на жизнь. В юности ушел пешком в Крым, где учился в художественной школе Айвазовского. Позднее художник отходит от академических канонов, формируется его собственный стиль. Член Товарищества передвижников. Профессор Академии художеств.
Кустодиев Борис Михайлович
Представитель направления жанровой живописи. Сын преподавателя Астраханской духовной семинарии. Учился в Петербургской Академии художеств. Создатель национальной по духу и стилю живописи, которая отражала представления русского народа о красоте. Академик. После революции создавал декорации к пьесам и спектаклям, панно для праздничного украшения Петрограда.
Лебедев Михаил Иванович
Сын крепостного, позднее приписанного к мещанам. Был одним из первых пейзажистов, много писавшим с натуры. Не отрицал классических канонов, хотя выступал против условности в живописи. В его поздних произведениях просматриваются реалистические черты. Учился в Петербургской Академии художеств. Около трех лет прожил в Италии в качестве пенсионера.
Левитан Исаак Ильич
Один из ярких представителей русской пейзажной живописи. Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Участник Товарищества передвижников. Основатель так называемого "лирико-эпического пейзажа", отличительной особенностью которого являлась тонкая передача состояния природы, выражение в ней человеческих чувств и переживаний.
Левицкий Дмитрий Григорьевич
Признанный мастер парадного портрета. Сын священника. Учился в Петербурге у А.П. Антропова, одновременно посещая классы Академии художеств. Некоторое время жил в Москве, где занимался писанием икон. Позднее возглавлял портретный класс Академии художеств. Общепризнанна его серия портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре.
Маковский Владимир Егорович
Признанный мастер жанровой живописи. Сын известного художественного деятеля, одного из основателей МУЖВЗ. Окончил МУЖВЗ, где позднее преподавал. Являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок. В своих произведениях воспроизводил жизнь различных слоев русского общества, от представителей богатой верхушки до обитателей бедных лачуг.
Максимов Василий Максимович
Представитель жанровой живописи. Окончил Петербургскую Академию художеств. Отказался от конкурса на Большую золотую медаль, так как был против заграничной поездки, считая, что прежде всего обязан изучить жизнь в российской глубинке. Основная тема творчества художника - описание жизни русской деревни и быта крестьян.
Малевич Казимир Северинович
Основные направления в творчестве художника - Кубизм и Супрематизм. В 1910-е годы во многом благодаря Малевичу русская живопись совершила качественный рывок в развитии, став в авангарде мирового художественного развития. Считал, что супрематизм не изолированное явление, лишенное корней, а очередной шаг в развитии мировой художественной культуры.
Матвеев Федор Михайлович
Известен как художник-пейзажист. Сын солдата Лейб-гвардии Измайловского полка. Окончил Академию художеств, где помимо живописи изучал театрально-декорационное искусство. После учебы в Академии жил и работал в Италии, где изучал работы мастеров местной школы живописи. В творчестве художника преобладал классицизм. Удостоен звания Академика.
Мясоедов Григорий Григорьевич
Учился в Петербургской Академии художеств. Закончив обучение, отправился в пенсионерскую поездку по Европе. Работал в Париже, Флоренции, Риме, Испании. Удостоен звания Академика. В творчестве художника наряду с произведениями бытового жанра постоянно присутствует историческая тематика, тесно переплетаясь между собой.
Неврев Николай Васильевич
Сын купца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Получил звание свободного художника. Состоял в рядах Товарищества передвижных художественных выставок. В ранний период творчества преобладали портреты, позднее увлекся жанровой живописью. Обращался к исторической теме.
Нестеров Михаил Васильевич
Русский советский живописец. Окончил МУЖВЗ. Ранний период творчества характеризуется преобладанием жанровой живописи, затем увлекся историко-религиозной темой. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Академик. Участвовал в росписи храмов. Работал в области портретного жанра.
Орловский Александр Осипович
Работал в области жанровой, батальной, портретной живописи. В Петербурге состоял на службе у Великого Князя Константина Павловича, имел заказы от царской семьи. Создал множество разнообразных по характеру графических портретов. Занимался литографией, изображая в основном городские сцены. Художника высоко ценил А.С. Пушкин.
Остроухов Илья Семенович
Известный русский художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер икон, живописи, основатель частного художественного музея. Сын купца. Вел активную общественную деятельность. Участник Товарищества Передвижников. Основной мотив в творчестве художника - пейзаж средней полосы России. Был попечителем Третьяковской Галереи.
Перов Василий Григорьевич
Родился в семье прокурора. Учился в МУЖВЗ, где позднее преподавал. После окончания учебы некоторое время жил и работал в Париже. В творчестве художника преобладает жанровая и портретная живопись. Удостаивался звания Академика, а затем Профессора. Состоял в рядах Товарищества Передвижников, покинул которое из-за идейных и творческих разногласий.
Плахов Лавр Кузьмич
Получил известность как жанрист, пейзажист. Сын военного. Являлся учеником А.Г. Венецианова. Первым из жанристов обратился к жизни ремесленников и мелкого городского люда. Учился в Петербургской Академии художеств. Некоторое время жил и работал в Германии. Увлекался фотографией.
Поленов Василий Дмитриевич
Представитель пейзажной, жанровой живописи, Учился в Академии художеств. В качестве пенсионера побывал в Германии, Италии, Швейцарии. Во время русско-турецкой войны записался добровольцем на фронт. Обращался к религиозной теме: известна его серия картин "Жизнь Христа". Член Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в МУЖВЗ.
Прянишников Илларион Михайлович
Известен как художник-жанрист. Учился в МУЖВЗ, где позднее преподавал. Ездил на Русский Север, в Архангельскую и Вологодскую губернии, для зарисовок с натуры. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Обращался к исторической теме.
Репин Илья Ефимович
Учился в Академии художеств в Петербурге. В качестве пенсионера жил и работал в Париже, побывал в Италии и Австрии. В своем творчестве выбрал путь реалистического искусства. Работал в области портретной, исторической живописи. Писал портреты выдающихся людей. Некоторое время состоял в Товариществе передвижников. Руководил мастерской в Академии художеств.
Рерих Николай Константинович
Принадлежит к древнему датско-норвежскому роду. Окончил Юридический факультет Петербургского университета, учился в Академии художеств. Изучал древние русские летописи и книги. Много путешествовал по древнерусским городам, побывал в Азии. Проявил себя как талантливый график. Академик. Создал свой собственный неповторимый стиль в живописи.
Рокотов Федор Степанович
Сын крепостных князя П.И. Репнина, впоследствии освободился от крепостной зависимости. Представитель классицизма. Один из известнейших портретистов своего времени. Жил и работал в Петербурге и в Москве. Писал портреты дворян и венценосных особ. Удостоился звания академика.
Рублев Андрей
Занимался написанием икон и росписью храмов. Жил в Троицко-Сергиевом монастыре, изучая философские труды основателя монастыря Сергия и его учеников. Позднее перебрался в Москву, где принимал участие в росписи Благовещенского Собора Московского Кремля. Наиболее известное произведение Рублева - икона "Троица" из иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде, хранящаяся в Третьяковской галерее.