Шишмарёв Валерий Николаевич : другие произведения.

Краеведенье 355 Урок невыученный другими

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Тут Содом и там ... ГомОрра .
  Не боЯсь огнЯ и мОра ,
  продолжАют "просвещАть" .
  ( - Надо как-то наказАть !.. )
  
  Как корОва дОйная ,
  терпелИв Создатель .
  Народа НЕТ !!! достОйного ,
  кАждый - вымогАтель !!!
  
  УморЯсь средь знОя ,
  и ведь без "ковЫчек" ,
  из ВСЕХ Он вЫбрал Ноя
  ( по схОжести ... привЫчек ) .
  
  Дал и дЕнег и чертёж
  ( не на баб или кутёж ) ,
  а чтОбы на базАре
  купИл ВСЕГО ... по-пАре .
  И вовсе не для ... "сАуны" ,
  а что-нибудь ... из фАуны !!!
  
  ОгромАдный лАйнер ,
  стАи и стадА ...
  Народ бесстЫжий зАмер
  ( привЫчно ... без стыдА ) .
  
  Люд , завИстлив дик ,
  тут же пОднял крик :
  - Нам ! хоть ЧТО бы дАли !!!
  - А вам ... не жАлко мне гвоздИк .
  Каждому ... по пАре .
  
  Хотел сдержАться в плАче , но ...
  всё равнО ... оплАчено .
  И кучу дЕнег ... швырь за борт :
  - И ко всему ещё ... де-фОлт !!!
  
   ***
  
  Я понимАю - ЭТО сквЕрно ,
  но воспринимАю как-то нЕрвно ,
  когда ДОБРО ... валИт ... безмЕрно .
  
   ***
  
  Ещё отмЕтить нАдо
  ( я с фАктами не лжив !.. ) :
  Ной женился ... поздновА-то ( !!! )
  тЫщу лет прожив .
  На послЕдствия взглянУ
  ( не кнИжным ... откровЕнным ) -
  он приучИл людей к винУ ,
  к рАбству и гарЕмам .
  И так , обЫчая нанИзя ,
  стали жить МЫ ... шовенИзя !!!
  
   ***
  
  Он не хотЕл же дЕвок вродь ...
  Зачем женИл его Господь ?
  
  Разлёгся на дивАне я
  и тут , как осознАние :
  - Не Тебе судить Деяния !!!
  
  
  ++++++++++++++++++++++++
  
  
  Содом и Гоморра
  Материал из Википедии
  
  Содом (ивр. - букв. "горящий") и Гоморра (ивр. - букв. "погружение, потопление") - два древних библейских города, которые, согласно Библии, были уничтожены Богом за грехи жителей.
  
  Города входили в Содомское пятиградие (Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор) и находились, согласно Ветхому Завету, в районе Мёртвого моря, однако, точное место сейчас неизвестно.
  
  Впервые Содом и Гоморра упоминаются как юго-восточная оконечность Ханаана к востоку от Газы (Быт.10:19). В земле Содомской поселился племянник Авраама Лот, причем Содомская земля обозначена как восточный берег реки Иордан, напротив Хеврона (Быт.10:11-12). Иезекииль утверждает, что Иерусалим с одной стороны граничит с Самарией, а с другой (с южной или юго-восточной) - с Содомом (Иез.16:46).
  
  Ко времени Авраама описывается война между шумеро-эламским войском царя Кедорлаомера и содомским войском, причем, решающее сражение произошло в долине Сиддим (примерно там Иисус Навин форсировал Иордан, прежде чем захватить Иерихон). Содомское войско было разгромлено, а Лот попал в плен. За ночную атаку на конвой пленников Авраам получил благодарность от содомского царя (Быт.14:17) и салимского священника Мелхиседека[1] (иевусейский Салим также считался частью Содомской земли). Библия описывает Содомскую землю как коалицию укрепленных городов-государств (аналог финикийского Угарита), во главе которых стояли цари. Основным занятием местного населения было земледелие (в том числе виноделие).
  
  Во времена Авраама Содом был цветущим и богатым городом, но, поскольку жители "были злы и весьма грешны" (Быт.13:13), то "пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли" (Быт.19:24-25). Вместе с Содомом и Гоморрой были уничтожены также Адма и Севоим. Все это случилось примерно 3900 лет назад и до наших дней от городов ничего не сохранилось[2].
  
  После катастрофы Содомская земля была населена потомками Лота (единственными выжившими содомлянами) и получила название Моав.
  
  Название Содома стало нарицательным, от него произошло понятие "содомия", служащее для обозначения ряда видов девиантного сексуального поведения. В современном русском языке термин часто подразумевает половую связь между лицами одного пола (мужеложство). В других языках под содомией понимаются любые "аморальные" сексуальные практики как между лицами одного, так и разных полов - оральный секс, анальный секс, а также сексуальные контакты с животными (зоофилия).
  
  Библия
  
  Накануне разрушения городов Авраам принимал Господа, который явился ему в виде трёх мужей у дубравы Мамре. Узнав о готовящемся наказании, Авраам, у которого был племянник Лот, поселившийся в Содоме, просил Господа пощадить города ради праведников, которые там могли находиться, и получил обещание, что города эти будут помилованы, если в них найдутся хотя бы десять праведников (Быт.18:23-33). Далее произошло следующее:
  
  И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.
  Еще не легли они спать, как городские жители, содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.
  
  Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа. Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.
  (Быт.19:1-14)
  
  Сразу после бегства Лота с семьей из города с небес полились огонь и сера, и все было сожжено. Бог сказал им не оглядываться на то, что происходит с городами, но жена Лота ослушалась запрета, оглянулась и превратилась в соляной столб. (Агада объясняет это тем, что когда ангелы пришли к ним, она пошла по соседям, говоря: "Одолжите соли, - у нас гости". Истинной же её целью было накликать содомлян на странников). По мнению некоторых верующих, один из столбов, стоящих на берегу Мёртвого моря, которое заполнило образовавшуюся впадину, является тем самым упомянутым в Библии. Далее Библия повествует, что спасшийся Лот с двумя дочерьми укрылся в небольшом городке Сигоре, но не чувствуя себя здесь в безопасности, стал жить в пещере, вместе с ними.
  
  Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить своего отца и переспать с ним, чтобы родить от него потомков и восстановить своё племя. Сначала так поступила старшая, на следующий день - младшая; обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, предка моавитян, а младшая - Бен-Амми, предка аммонитян.
  
  Переносные значения
  Выражение "содом" ("содом и гоморра") иносказательно означает место разврата, где попираются моральные устои общества; реже - в значении "ужасный беспорядок". От названия города Содом происходят слова "содомия", "содомит", "содомский (грех, мужеложство)".
  
  +++
  
  СОДОМ И ГОМОРРА, два города, упоминание о которых в Библии связано прежде всего с исключительной порочностью их жителей. В Книге Бытия они описываются как "города равнины", которые Бог уничтожил "огнем и серой". Два других города, Адма и Цевоим, также были уничтожены, а пятый, Сигор, Бог пощадил, чтобы там мог найти убежище племянник Авраама Лот со своими двумя дочерьми. Ослушавшись Бога, жена Лота оглянулась на гибнущий Содом и превратилась в соляной столп. Содом и Гоморра - едва ли не самые знаменитые библейские города, ставшие универсальным символом порочности и безнравственности и божественного возмездия. Содом ассоциируется, в частности, с грехом содомии, однако развращенностью жителей и дурным обращением с пришельцами отличались оба эти города. Согласно одной из легенд, гостю здесь предлагали кровать, длине которой он должен был соответствовать: слишком высоким обрубали конечности, а низкорослых растягивали.
  http://www.krugosvet.ru/
  
  ПРОКРУСТ, в греческой мифологии знаменитый элевсинский разбойник. Его настоящее имя было Дамаст, но он был прозван Прокрустом ("Растягивателем") за то, что укладывал захваченных путников на железное ложе: низкорослых людей он вытягивал, а рослым обрубал выступавшие за пределы ложа ноги, от этого происходит известное выражение "прокрустово ложе". Прокруст был убит Тесеем.
  http://www.krugosvet.ru/
  
  ( Скушно от халтуры повторов ... А вам ?.. Ш.)
  
  +++
  
  Ной
  Материал из Википедии ( не поленитесь , хоть бегло просмотрите подборку . Удивитесь . Мы же безграмотны ... Ш. )
  
  Период жизни: 1056-2006 от Сотворения мира
  Толкование имени: успокаивающий, умиротворяющий
  Местность: Арарат
  Занятие: праведник, проповедник
  Происхождение: потомок Адама в десятом поколении
  Отец: Ламех
  Дети: Сим, Хам и Иафет
  Характерные черты: праведность, непорочность
  
  Ной (истолковано как "успокаивающий, умиротворяющий") - последний (десятый) из допотопных ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама. Сын Ламеха (Лемеха), внук Мафусаила, отец Сима (Шема), Хама и Иафета (Яфета) (Быт.5:28-32; 1Пар.1:4).
  
  Согласно Библии, Ной был праведником в своём поколении, за что был спасён Богом от Всемирного потопа и стал продолжателем человеческого рода. С этой целью Бог повелел Ною построить Ковчег и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида (согласно Быт.7:2, "чистых" животных надо было взять по семи пар, чтобы имелся запас для жертвоприношений). По окончании потопа ковчег прибило к горам Арарата (Быт.8:4), где Ной принёс жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним Завет (Быт.9:1-17).
  
  Под именем Нух почитается в качестве пророка в исламе.
  
  До Потопа (Быт.6:8-22)
  Согласно Книге Бытие, Ной "обрёл благодать пред очами Господа" (Быт.6:8), поскольку был "человек праведный и непорочный в роде своём" и "ходил пред Богом" (Быт.6:9). За свою праведность Ной с семьёй был избран Богом для возрождения человеческого рода после Всемирного потопа, который явился Божественной карой за нравственное падение человечества. Бог заблаговременно сообщил Ною о своём решении истребить всё живое на земле, и дал точные указания, как построить Ковчег - судно из дерева гофер (возможно, кипарис), способное пережить готовящийся потоп - и снарядить его для длительного плавания.
  
  Когда приготовления были окончены, Бог повелел Ною взять с собой в ковчег по паре от каждого вида животных и птиц, а "чистых" (то есть пригодных для принесения в жертву) - по семи пар, "чтобы сохранить племя для всей земли" (Быт.7:3). Вместе с Ноем в ковчег вошли также его семья: жена и трое сыновей с жёнами.
  
  В 17 день второго месяца "разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились" (Быт.7:11) и воды обрушились на землю. Наводнение длилось 40 дней и ночей, после чего воды подняли ковчег и он поплыл (Быт.7:17,18). Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности ковчег был выше горных пиков. Всё живое на земле погибло в водах потопа, остался лишь Ной и его спутники. Только спустя 150 дней вода стала убывать, и вскоре, на 17 день седьмого месяца, ковчег остановился, опустившись на скалы Араратских гор (5000 метров над уровнем моря). Тем не менее, вершины других гор показались лишь первого числа десятого месяца, после чего Ной выждал ещё 40 дней и выпустил ворона. Однако ворон, не найдя суши, каждый раз возвращался назад, пока не показалась поверхность земли.
  
  После этого Ной трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя. В первый раз голубь также вернулся ни с чем, во второй - принёс в клюве свежий масличный лист, свидетельствующий о том, что "вода сошла с земли". На третий раз голубь не вернулся. Земля обсохла к первому числу первого месяца, однако окончательно земля высохла лишь 27 числа второго месяца. Тогда Ной, наконец, смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю.
  
  Выйдя из ковчега у горы Арарат (Быт.8:4), Ной взял "из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике" (Быт.8:20) в благодарность за своё избавление. Здесь впервые в Библии появляется жертвоприношение животных всесожжением. Бог пообещал вернуть миру прежний порядок вещей и более никогда не опустошать землю за вину людей. После этого Бог благословил Ноя, его потомков (то есть всё послепотопное человечество) и всё творение, что на земле (Быт.9:1-17) и дал человечеству ряд моральных законов. В заключение, Господь пообещал Ною более не уничтожать людской род и как знак божественного Завета с людьми в небесах воссияла радуга.
  
  После Потопа (Быт.9:18-29)
  Согласно Библии, выйдя из ковчега, Ной занялся возделыванием земли, насадил виноградник и изобрёл искусство приготовления вина (Быт.9:20). Однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно со своим сыном Ханааном) увидел "наготу отца своего", и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям. "Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего." (Быт.9:23) За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама - Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета. Двух других своих сыновей Ной благословил: "да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых" (Быт.9:27).
  
  После потопа Ной жил ещё 350 лет и умер в возрасте 950 лет (Быт.9:29).
  
  +++
  
  Дети и потомство Ноя (Быт.10)
  Согласно библейской родословной, Ной является родоначальником всех народов мира, которые делятся на три основные группы:
  
  Таблица народов
  Материал из Википедии - проверки требуют 9 правок.
  
  Сыновья Ноя (в средневековых источниках Таблица народов) - род библейского патриарха Ноя. Согласно 10-ой главе книги Бытия у Ноя было три сына - Сим, Хам и Иафет.
  Существует несколько подходов к оценке содержащейся в Ветхом Завете информации. Остается открытым вопрос о том покрывает "таблица народов" население всей прародины или лишь некоторые этнические группы, которые были известны древним евреям.
  
  Проблема первородства
  Изначальный текст Ветхого Завета, из-за особенностей перевода с древнееврейского может вызывать неоднозначности при оценке первородства потомков Ноя. Согласно еврейской традиции, Сим (Шем) был первенцем, Хам родился на год позже, а Иафет - через год после Хама. Однако иногда на первое место ставят Иафета. С другой стороны известно, что изначально в Вавилоне царским родом был род Хама.
  
  Первоначальное расселение
  Согласно наиболее распространённой версии Ной, со своими детьми после потопа высадился на склонах горы Арарат. Оттуда он и его потомки расселились вдоль рек Тигр и Ефрат, заполнив древнее междуречье. При этом Симу и Хаму достались вотчины в южном Вавилоне, а роду Иафета в северной его части.
  
  Потомки Ноя
  
   Сим и семиты
  1. Арфаксад
  2. Елам
  3. Ассур
  4. Луд
  5. Арам
  
   Хам и хамиты
  1. Хуш
  2. Мицраим
  3. Фут
  4. Ханаан
  
   Иафет и яфетиды
  1. Гомер
  2. Магог
  3. Мадай
  4. Иаван
  5. Фувал
  6. Мешех
  7. Фирас
  
  
  Семиты
  Род Сима в Библии расписан подробно и его линию можно проследить вплоть до Иисуса. К семитам прежде всего относят евреев, арабов и ассирийцев. От Елама вели своё родство эламиты (соседи вавилонцев), от Ассура - ассирийцы, от Арама - арамейцы (древние сирийцы).
  
  Потомки Сима
  
  Сим
  1. Арфаксад
  2. Елам
  3. Ассур
  4. Луд
  5. Арам
  
  Сала
  
  1. Уц
  2. Хул
  3. Гефер
  4. Маш
  
  Евер
  
  1. Фалек
  2. Иоктан
  
  -Рагав
  -Серух
  -Нахор
  
  Фарра
  
  1. Авраам
  - Исаак
  • Иаков
  • Исав
  
  - Измаил
  2. Аран
  • Лот
  - Моав
  - Аммон
  • Моав
  3. Нахор
  - Вафуил
  
  Хамиты
  Ветхий Завет называет хамитами жителей Северной и Восточной Африки (египтяне, ливийцы, нубийцы, кушиты, эфиопы), Южной Аравии, Леванта (ханаанеи, финикийцы, филистимляне), Кипра и Киликии (кафториты). Иногда, хамитами называют и представителей негроидной расы. Хамиту Нимроду приписывают господство в Вавилоне и строительство Вавилонской башни. От Куша ведут своё родство эфиопы и сомалийцы, от Мицраима - древние египтяне, от Ханаана - древние ханаанцы, которых позже изгнали с исконных земель евреи. Под современными потомками Фута скорее всего стоит рассматривать берберов и туарегов в Африке.
  
  Потомки Хама
  
  Хам
  1. Хуш
  2. Мицраим
  3. Фут
  4. Ханаан
  
  Яфетиды
  Согласно Книге Юбилеев, первоначальное место расселения яфетидов - северный Вавилон (на территории которого находилось древнее государcтво Урарту). После разделения языков они распространились на восток, север и запад и таким образом заселили всю Евразию (за исключением Ближнего Востока, где обосновались семиты - потомки второго сына Ноя - Сима)
  Согласно "Повести временных лет" написанной Нестором Летописцем в XII веке, к яфетидам относятся следующие народы и племена: русь, чудь, пермь, печера, емь, югра, литва, зимегола, корсь, сетгола, ливы, ляхи, борусы, варяги, свеи, ингляне, волохи, римляне, армяне, немцы, корлязи, фряги, венеды - то есть славяне, финно-угры и народы Западной Европы.
  
  Потомки Иафета
  
  Иафет
  1. Гомер
  • Тирас
  - Торгом
  a) Хайк
  b) Картлос
  c) Бардос
  d) Мовакан
  e) Лекос
  f) Эрос
  g) Кавкас
  h) Эгрос
  • Аскеназ
  • Рифат
  • Фогарма
  
  2. Магог
  3. Мадай
  
  4. Иаван
  • Елиса
  • Фарсис
  • Киттим
  • Доданим
  
  5. Фувал
  6. Мешех
  7. Фирас
  
  Ной упоминается также в Книге пророка Иезекиила (14:14-20) как один из трёх праведников древности, наряду с Даниилом и Иовом.
  
  В апокрифах Ветхого Завета
  Кроме канонических книг Библии, рассказ о потопе содержится также в поздних апокрифах. Наибольшую известность получила Книга Еноха. Рассказ в основных линиях совпадает с изложенным в Бытие. Причиной потопа, согласно Книге Еноха, явилось смешение ангелов с дочерьми человеческими, в результате чего появились исполины (нефилим), что вызвало социальное неравенство и угнетение, войны, распространение среди людей магии и колдовства, падение нравов.
  
  Новый Завет указывает на времена Ноя в повествовании о втором пришествии Христа, предостерегая людей от неверия и беспечности:
  
  ...как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого
  (Мф.24:37-39)
  
  Апостол Пётр называет Ноя проповедником правды и в его спасении от потопа в ковчеге видит указание на возможность духовного спасения через крещение (2Петр.2:5). Апостол Павел также приводит пример Ноя, как образец веры: "ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере" (Евр.11:7).
  
  В Коране Ной именуется Нухом и почитается в исламе в качестве первого из пяти крупных пророков Аллаха, а также как один из первых так называемых пророков разрушения. Нух был направлен Богом к соплеменникам-идолопоклонникам, чтобы те уверовали в единого Аллаха и оставили язычество. Соплеменники прогнали Нуха (Коран, 71:23) и он взмолился: "Господи! Не оставь на земле ни одного неверного!" (71:26). По молитве Нуха Аллах послал на землю потоп (54:11). Нух вместе с верующими в Аллаха и многими животными был спасён в ковчеге, сколоченном из досок гвоздями.
  
  Ной, согласно Библии, был потомком Адама в десятом поколении.
  
  Генеалогия от Адама до Давида в Ветхом Завете
  
  от Адама до Сима Адам Ј Сиф Ј Енос Ј Каинан Ј Малелеил Ј Иаред Ј Енох Ј Мафусаил Ј Ламех Ј Ной Ј Сим
  от Арфаксада до Иакова Арфаксад Ј (Каинан) Ј Сала Ј Евер Ј Фалек Ј Рагав Ј Серух Ј Нахор Ј Фарра Ј Авраам Ј Исаак Ј Иаков
  от Иуды до Давида Иуда Ј Фарес Ј Есром Ј Арам Ј Аминадав Ј Наассон Ј Салмон Ј Вооз Ј Овид Ј Иессей Ј Давид
  
  По масоретскому (еврейскому) тексту Ной родился в 1056 году (по Септуагинте - в 1662 году) от Сотворения мира. Его возраст, подобно другим допотопным патриархам, исчисляется сотнями лет: ко времени начала строительства Ковчега Ною было 500 лет и у Ноя уже было три сына, к началу потопа - 600, всех же лет жизни Ноя было 950 лет.
  
  Согласно еврейской традиции, все даты в Библии соответствуют лунным месяцам еврейского календаря. Таким образом, потоп продолжался на 11 дней больше лунного года, что соответствует целому солнечному году.
  
  Исследователи полагают, что Ной как персонаж легенды о потопе имел предшественников в месопотамской культуре, таких как Зиусудра и Утнапиштим.
  
  Историю Ноя, изложенную в Священном Писании, различные народы дополняли многочисленными легендами, которые как заимствовались другими нациями, так и имели узкую локальную популярность.
  
  В еврейской традиции . Хотя в Пятикнижии подчёркивается праведность Ноя, в нём отсутствуют подробности о его личности. Аггада восполняет этот пробел многочисленными историями о праведных поступках Ноя до и во время потопа.
  
  Позднее отцовство Ноя объясняется в преданиях тем, что предвидя гибель человечества он не хотел иметь детей, и женился лишь по велению Бога. Жену Ноя обычно отождествляют с Ноемой (Наамой), дочерью Ламеха и сестрой Тувалкаина (Тувал-Каина). Однако в Книге Юбилеев её называют Емзараг, дочерью Ракиила и сестры Ноя. Согласно традиции, Сим (Шем) был первенцем, Хам родился на год позже, а Иафет - через год после Хама.
  
  Согласно "Мидрашу Танхума", Ной выступает как культурный герой: он научил людей пользоваться плугом, серпом, топором и другими орудиями труда. Отмечается, что его пальцы были приспособленны для быстрой физической работы, что помогло ему в плотницком труде над ковчегом.
  
  Любовь Ноя к людям, согласно традиции, выражалась и в том, что он призывал их к раскаянию и откладывал строительство ковчега, пока не выросли посаженные им для постройки ковчега деревья, в надежде, что люди тем временем сойдут с пути греха.
  
  Ноах сажал кедры, и говорили ему: "Зачем тебе эти кедры?". И отвечал он: "Святой, благословен Он, решил привести на землю потоп и велел мне сделать ковчег, чтобы спаслись я и мой дом". И смеялись они над ним и глумились над его речами. А он поливал те кедры, и они росли. И спрашивали его: "Что ты делаешь?". И отвечал он им то же. А они насмехались. К концу дней своих срубил он деревья и стал распиливать. И говорили ему: "Что ты делаешь?" И отвечал он им, и предостерегал их. Но <...> они не раскаялись...
  "Мидраш Танхума", раздел "Hoax" 5
  
  Потоп .
  Согласно мидрашам, как надо строить ковчег, его научила одна священная книга, которую некогда дал Адаму ангел Разиил и которая содержала в себе всё знание человеческое и божественное. Эта книга была сделана из сапфиров, и Ной заключил её в золотой ларец. В ковчеге она заменяла Ною часы, чтобы отличать день от ночи, потому что, пока длился потоп, солнце и луна были скрыты тучами. Другой мидраш рассказывает о том, что в ковчеге у Ноя был драгоценный камень, который освещал всю внутреннюю часть ковчега.
  
  Одно легендарное создание, носившее название "Реем", оказалось столь громадных размеров, что для него не нашлось места в ковчеге, а потому оно было привязано Ноем к ковчегу снаружи.
  
  В преданиях о потопе также появляется легендарный великан Ог, царь Башанский, который также не мог поместиться внутри судна и сел на крышу, спасшись таким образом от потопа. Ной подавал Огу пищу через отверстие в крыше.
  
  Аггада рассказывает, что одна странная пара, Ложь и Злосчастье, также нашла себе убежище в ковчеге. Сначала Ложь подошла одна к ковчегу, но её не впустили внутрь на том основании, что вход туда допускался только для супружеских пар. Тогда она ушла и, встретившись со Злосчастьем, уговорила его присоединиться к ней, после чего их впустили обоих.
  
  Праведность Ноя в полной мере проявилась во время потопа, когда он должен был заботиться о животных в ковчеге. Целый год Ной не знал покоя ни днём ни ночью, доказав, тем самым, что достоин стать прародителем нового человечества. Мидраш описывает это следующим образом:
  
  Все двенадцать месяцев, проведённых в ковчеге, не смежал Ной веки, ни сам он, ни сыновья его, ни днём и ни ночью. Потому что постоянно заботился он о животных, бывших с ним, и кормил их, давая каждому зверю и птице их пищу в привычные для них часы. Есть звери, которые едят в первый час дня, есть такие, которые [едят] во второй, есть и такие, которые [едят] в последнюю треть ночи, - и всем давал он их пищу в нужный час
  Талмуд, Санхедрин 108б; "Мидраш Танхума", издание Ш. Бубера (1885), 58:2
  
  Предание рассказывает, что однажды, когда Ной не так скоро принёс обед льву, тот с такой силой ударил патриарха лапой, что он остался хромым на всю жизнь.
  
  В десятый день месяца таммуз Ной выпустил ворона посмотреть, не прекратился ли потоп. Но ворон нашёл плавающий в воде труп и принялся его пожирать; увлёкшись этим знятием, он забыл вернуться к Ною с докладом. Спустя неделю Ной выпустил голубя, который после третьего полёта вернулся наконец, держа в клюве оливковый лист, сорванный им на Масличной горе в Иерусалиме, где потопа не было.
  
  В Книге Зогар рассказывается, что Ной, выйдя из ковчега на сушу, заплакал при виде всеобщего опустошения, причинённого потопом и воскликнул: "Творец, Тебя называют милосердным. Ты должен был проявить милосердие по отношению к Своему Творению." "Неразумный пастух, - отвечал ему Творец. - Ты говоришь мне это теперь? <...> Почему ты смолчал, когда Я говорил, что будет Потоп, и велел тебе строить ковчег? Я долго откладывал наказание, ожидая, когда же ты попросишь Меня проявить милосердие к людям. А ты делаешь это только теперь, когда мир уже уничтожен..."
  
  После Потопа.
  В Талмуде и мидрашах неоднократно возникает параллель между винопитием Ноя и грехопадением Адама, поскольку виноград в еврейской традиции связывается с Древом познания Добра и Зла:
  
  сказал Господь Ною: "Ной! Разве не должен ты был научиться у Адама, ведь причиной [его падения], не что иное, как вино было?" Как сказано: "дерево, от которого вкусил Адам - виноград был"
  Талмуд, Санхедрин 70а, б
  
  Проклятие Ноем потомства Ханаана, сына Хама, мидраш мотивирует тем, что Хам не ограничился лишь насмешками над отцом, а оскопил Ноя, лишив его возможности в будущем породить новых сыновей (сверх имеющихся трёх), которые бы также приняли участие в разделе мира. Этим объясняется тот факт, что Ной проклял четвёртого сына Хама - Ханаана. Поскольку Ной определил за потомками Хама рабский удел, он таким образом оказывается учредителем института рабства, что с неодобрением отмечается послебиблейской традицией.
  
  В преданиях обсуждается также вопрос, почему в сроке жизни Ноя недостаёт 50 лет до тысячелетия, которое он вполне был достоен прожить. Согласно мидрашу, Ной добровольно пожертвовал 50 лет из своей жизни Моисею, точно также, как до него это сделал Адам, подаривший, согласно этой версии, Моисею 70 своих лет.
  
  
  Гора Арарат.
  Среди армян, на чьей территории непосредственно располагалась гора Арарат, распространены давние легенды о Ное. Ряд армянских преданий связывают с Араратом и Араратской долиной, помимо выхода из ковчега, также повествование о посадке Ноем виноградника, его опьянении и первом жертвоприношении. Находящийся в долине город Нахичевань (ныне территория Азербайджана) традиционно считается основанным самим Ноем, и народная этимология связывает с его именем название города (ср. евр. "Ноах").
  
  Таким образом, Нахичевань становится первым городом, основанным после Потопа.
  
  Нахичевань также считается местом последнего упокоения Ноя. О том, что Ной захоронен в Нахичеване, одним из первых упоминает летописец XIII в. Вардан Аревелци в работе "Ашхарацуйц", посвящённой географии Армении и соседних стран. Он же помещает гробницу жены Ноя, которую именует Ноемзар, в находящийся поблизости Маранд.
  
  Упоминания о гробнице Ноя, которая была местом популярного паломничества, содержатся в заметках многих иностранных, русских и армянских путешественников и учёных XIX века.
  
  Однако современная наука считает отождествление горы Арарат с горами Араратскими из Библии - куда по легенде пристал корабль Ноя ошибочным.
  
  Сирийские апокрифы. В сирийском апокрифическом сочинении "Пещера сокровищ" (VII век) рассказывается, что Ной взял в ковчег останки первого человека - Адама, чтобы спасти их от потопа. Позднее Ной поручил своему сыну Симу похоронить череп Адама, что тот и сделал в Иерусалиме, считавшемся центром земли. Поэтому христианское священное предание считает, что в момент распятия Христа его кровь омыла череп Адама, захороненный под Голгофой.
  
  Из другого рассказа можно почерпнуть некоторые интересные сведения о внутреннем устройстве ковчега. Скот и звери помещались отдельно в трюме; средняя палуба была занята птицами, а на верхней палубе расположился Ной с семейством. Мужчины были строго отделены от женщин. Патриарх и сыновья его заняли восточную часть ковчега, а жена Ноя и жёны его сыновей - западную часть; между теми и другими в виде барьера лежало мёртвое тело Адама, которое таким образом избежало гибели в водной стихии. Этот рассказ, в котором сообщаются также сведения о точных размерах ковчега в локтях, а также точный день недели и месяца, когда спасшиеся вышли на берег, заимствован из арабского манускрипта, найденного в библиотеке монастыря Святой Екатерины на горе Синай. Автором рассказа был, по-видимому, араб-христианин, живший в эпоху мусульманского завоевания, хотя сам манускрипт относится к более позднему времени.
  
  В апокрифах гностиков. Согласно Апокрифу Иоанна, архонты решили "сотворить потоп и погубить плоть всякую, от человека до животного". "Архонт Сил" сообщил об этих планах Ною и посоветовал ему: "Сделай себе ковчег из дерева негниющего, и укрой в нём себя с твоими детьми, с животными, с птицами небесными от мала до велика, и установи его на горе Сир". Однако этот ковчег был сожжён Ореей (Нореей), после чего Ной сделал другой ковчег. Также Ной рассказал о потопе людям, но большинство не поверило ему. По этой версии, Ной, в конечном счёте, укрылся не в ковчеге, а в "облаке света" вместе с некоторыми людьми "бессмертной расы", последовавшими за ним.
  
  Эфиопские легенды о рождении Ноя. Легендарный материал освещает несколько моментов жизни Ноя. В частности, рассказывается о его рождении: тело новорождённого младенца озаряет ярким светом весь дом, младенец тотчас встаёт на ноги и начинает молиться. После этого, его дед Мафусаил, поражённый, идёт к пределам земли для встречи с Енохом, от которого узнаёт о будущей судьбе мальчика и даёт ему имя (согласно ефиопскому изводу книги Еноха).
  
  Славянские апокрифы. В дренерусской литературе был популярен рассказ о потопе, в сочетании с рассказом о том, как дьявол пытался помешать Ною построить ковчег, а затем обманом проник в него. Данный рассказ, именумый "О потопе" помещался в Палее и других сборниках, известен в рукописях с XV века (Барсовская Палея, сборник монаха Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина, Сказание Мефодия Патарского).
  
  Согласно данному апокрифу, дьявол вынудил жену Ноя обманом узнать у мужа о порученном ему Богом строительстве ковчега, а затем попытался помешать строительству. После окончания постройки дьявол спрятался под подолом её платья и вместе с ней проник в ковчег, где, превратившись в мышь, попытался прогрызть дно ковчега. Однако по молитве Ноя Бог послал кота и кошку, которые убили мышь. Заканчивается апокриф благословением Бога Ноя и его потомства. В сказке, появившейся из этого апокрифа (см. "Голубиная книга"[26]), жену Ноя зовут Евга, и, чтобы она могла узнать о задании, данном мужу Богом, чёрт учит её изготовлению водки, которой она напаивает мужа, и тот ей рассказывает о ковчеге. В другом тексте это - "квас, смешанный с травою" ("Беседа отца с сыном о женской злобе", XVII век).
  
  В мусульманской традиции. Позднейшие легенды о пророке Аллаха - Нухе и построенном им ковчеге излагаются иначе. Например, гору аль-Джуди (толкователями Корана эта гора то относилась к Месопотамии, то отождествлялась с Араратом), на которой, согласно Корану (11:46), когда "сошла вода", остановился ковчег, стали помещать не в Неджде, в Аравии, как в старых арабских источниках а на "Кирду, отделяющую Армению от Курдистана". Тафсиры содержат множество историй о потопе, включая рассказ о великане Удж, который вцепился в ковчег и спасся. Благодаря тафсирам стали известны и имена сыновей Нуха, спасшихся вместе с ним: Арк, Сам, Хам и Иафит. Жена Нуха представлена в тафсирах грешницей, которая считала его сумасшедшим и принижала значение миссии пророка.
  
  Согласно преданию на ковчеге собралась вся семья Нуха, кроме жены и одного из сыновей по имени Йам. Он отказался плыть с отцом, надеясь спастись на горе, и погиб. По окончании потопа Нух просил Аллаха вернуть погибшего сына, но Аллах не внял его мольбам, поскольку неверующий сын уже не принадлежал к семье Нуха. Этот эпизод, которого нет в Библии, придаёт особую окраску сообщениям Корана: наказание для неверующих неизбежно.
  
  Почитание в религии
  В иудаизме .
  Причины Потопа. Еврейские комментаторы видят в выражении "земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями" (Быт.6:11) указание на предельную моральную деградацию человечества: "растлилась" означает сексуальные извращения, а "наполнилась земля злодеяниями" - социальную несправедливость. Вместе с тем, в Талмуде обращается внимание на то, что в речи Всевышнего, обращённой к Ною, в которой Господь впервые произносит свой приговор человечеству, упоминается только второй грех: "И сказал [Господь] Бог Ною ...ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли" (Быт.6:13).
  
  Посмотри, как велико [наказание за] грабёж, ибо поколение, жившее во время потопа, нарушило все [человеческие заповеди], но приговор был подписан, лишь когда они стали [усиленно] грабить: "И сказал Бог ...ибо наполнилась земля грабительством... и Я истреблю их с земли"
  Талмуд, Санхедрин 108а
  
  Еврейская традиция укоряет Ноя за то, что он упустил случай молить Бога о спасении человечества - в отличие от Авраама, молившегося о спасении жителей Содома, и Моисея молившегося о помиловании своего народа. Пророк Исаия (Иешаягу) называет Потоп "воды Ноя" (Ис.54:9). Автор Книги Зогар объясняет, что в этом заключено скрытое осуждение Ноя, указание на то, что он явился причиной Потопа.
  
  Согласно еврейскому преданию[, строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом. Это объясняется тем, что Господь желал дать людям возможность раскаяться в грехах и исправить своё поведение. Современники Ноя имели возможность наблюдать за его работой. Когда его спрашивали, чем он занят, Ной объяснял, что Бог вынес приговор об уничтожении человечества, и если люди не одумаются, через 120 лет они будут уничтожены в водах потопа. Тем не менее, все смеялись над Ноем, не придавая его словам никакого значения.
  
  Тем не менее, комментаторы подчёркивают, что решение Всевышнего погубить всё живое на земле не было бесповоротным. Когда строительство ковчега было завершено, Господь дал современникам Ноя последнюю возможность опомниться: "и лился на землю дождь" (Быт.7:12) и лишь через пять стихов: "И продолжалось на земле наводнение" (Быт.7:17). Раши объясняет: "Когда ниспослал их (дожди), ниспослал сначала из милосердия [дождь, желанный и благодатный]. Если бы они возвратились [к Богу, оставив свои преступления, потопа не случилось бы, и] дожди остались бы дождями благословения. Когда же они не раскаялись, - дожди перешли в потоп".
  
  Еврейские законоучители составили специальное благословение, которое произносят, увидев радугу, ставшую после Потопа символом завета Бога с человечеством: "Благословен Ты, Всевышний, Владыка вселенной, не забывающий союз [с Ноем] и верный союзу Своему и выполняющий Свои обещания".
  
  Семь законов потомков Ноя
  Согласно представлениям иудаизма, Семь законов потомков Ноя считаются необходимым минимумом заповедей, возложенных Богом через Адама и Ноя на всё человечество.
  
  1.Запрет идолопоклонства - вера в единого Бога
  2.Запрет богохульства - почитание Бога
  3.Запрет убийства - уважение к человеческой жизни
  4.Запрет прелюбодеяния - уважение к семье
  5.Запрет воровства - уважение к имуществу ближнего
  6.Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного - уважение к живым существам
  7.Обязанность создать справедливую судебную систему
  
  В христианстве.
  Спасённый от потопа Ной служит в христианстве прообразом нового человечества и тем самым предвещает Христа. Его спасение в потопе предвосхищает спасение людей водами крещения: "...во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение..." (1Петр.3:20-21). Иоанн Дамаскин в своём сочинении "Точное изложение Православной веры" называет потоп первым крещением и считает, что "при Ное Бог омыл мировой грех", а сам потоп называет первым из пяти библейских "крещений".
  
  В христианской традиции Ной рассматривается, прежде всего, как прообраз человека, спасённого во Христе. Соответственно, поскольку сам потоп рассматривается в качестве прообраза крещения, то ковчег становится прообразом Церкви, плывущей через бурные пучины греха и спасающей жаждущих спасения. Филарет так формулировал это толкование в своём "Пространном Христианском катехизисе": "Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом: так все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической церкви"."Ковчег мог бы вместить всех - как всех может вместить Церковь - но никого нельзя была загнать силой, и в результате никого на борту и не оказалось, кроме Ноя и неотъемлемой от него семьи", отмечается толкователями, "ковчег - прообраз Церкви Христовой уже одним тем, что в нем спаслись немногие, спаслись по вере, а большинство не захотело спасения и свободно отказалось от него ради смерти в пучине греха".
  
  Православная церковь относит Ноя к числу праотцев и совершает его память в "Неделю праотцев" во второе воскресение перед Рождеством Христовым. В праздничном каноне Ною посвящена пятая песнь, в которой он называется праведником, сохранившим невредимым Божий закон и "во всех бо заповедех Божественных украшаемь явися, Христу благоугодив".
  
  В католицизме Ной почитается в числе десяти допотопных патриархов. В католических церквях Ной изображается либо вместе с прочими патриархами, либо в сюжетах, посвящённых потопу. Отдельного литургического почитания фигура Ноя не получила.
  
  
  љ Шишмарёв,2012
  
  
  
  
  љ Copyright: Шишмарёв, 2012
  Свидетельство о публикации Љ11205283399
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"