Я уже шесть лет не участвовал в игре "Быстрые полеты на керосине", так что пришло время возвращаться в школу. Если вы хотите узнать о системе вооружения F-111, вам можно обратиться только в одно место - на единственную в мире базу "Трубкозуб": двадцать седьмое истребительное авиакрыло, база ВВС Кэннон, Кловис, Нью-Йорк, и поговорить с его командиром, бригадным генералом Ричардом Н. Годдардом. Благодаря ему и его людям я смог заново познакомиться с бомбардировщиком с поворотным крылом, который мне так понравился.
Особая благодарность подполковнику Джону Л. Карндаффу-младшему, командиру 428-й истребительной эскадрильи “Буканьеры”, вероятно, “последнего пристанища” для бомбардировщиков FB-111A, на которых я летал (теперь они называются F-111G), и трем их прекрасным собакам-экипажам, капитанам Ричу “Соколиный глаз” Пирсу, Тому “Лабраш” Лакомбу и Дирку “Хатч” Хатчисону. Эти джентльмены вернули меня к симулятору F-111G, познакомили с новыми системами, а затем вернули меня туда, где я должен быть — рука на “козьем дерьме”, глаза в “кормушке”, проверка смещений и наведение прицелов. Было приятно снова вернуться в кабину пилотов . Большое спасибо за ваше время, вашу помощь, ваши идеи и ваше вдохновение.
Спасибо следующим членам двадцать седьмого истребительного авиакрыла за их помощь: капитану Майклу М. Пирсону, начальнику отдела по связям с общественностью авиакрыла Cannon AFB, и SSgt. Фреду Эспинозе - за организацию замечательной трехдневной экскурсии по подразделениям и личному составу Крыла; капитану Джону Россу, TSgt. Джеймсу Уилкинсу и сержанту Тим Юнгу из 528-го отряда полевой подготовки - за помощь в понимании усовершенствований и изменений в авионике системы вооружения F-111; майору Стивену Хирну и первому лейтенанту Гэри Гроссу из отдела материально-технического обеспечения крыла - за то, что рассказали мне о некоторых проблемах и задачах подразделения развертывание и мобильность; подполковнику Джону Хиллу, командиру, и мужчинам и женщинам 522-й истребительной эскадрильи “Файерболы“; подполковнику Дейлу "Мадди” Уотерсу и инструкторам 2-го отряда Школы истребительного вооружения ВВС США - за то, что дали мне почувствовать вкус полетов на F-111F в бою и за ответы на вопросы о системе доставки оружия F-111; и TSgt. Майкл Мэдсон и мистер Кирк Дусенберри из цеха технического обслуживания лазерных капсул PAVE TACK.
Спасибо 337-й эскадрилье испытаний и оценки, база ВВС Макклеллан, Калифорния, за информацию и помощь в формулировании задач и понимании роли F-111 и других тактических самолетов в бою, особенно лейтенантов. Полковник Джек Лесли, командир эскадрильи, и майор Стив Уэббер, капитан Пэт Шоу, капитан Расс Смит, капитан Дэн Уоррен и мистер Боб Перкинс.
Спасибо Рональду Дж. Копа за информацию о внутренней работе командного пункта Стратегического авиационного командования во время кризисной ситуации. Я служил с Роном на авиабазе Мазер, Калифорния, и он многому научил меня процедурам командования и контроля в Военно-воздушных силах. Было приятно вернуться к нему спустя десять лет.
Благодарю Памелу Наулт, начальника отдела по связям со СМИ штаба резерва ВВС, по связям с общественностью ВВС Робинс, Джорджия, за информацию о службе в резерве ВВС; моего хорошего друга полковника Тома Хорнанга, ВВС США (в отставке), бывшего директора по связям с общественностью Западного региона, секретаря ВВС ВВС США, за организацию визитов в ВВС Макклеллан, Калифорния и ВВС Кэннон, Нью-Йорк для исследований F-111; и Билла и Харриет Фаст Скотт, за информацию о России и городе Москве.
Особая благодарность Джеку Хокансону, специалисту по связям со СМИ, Центр материально-технического обеспечения ВВС Сакраменто, ВВС Макклеллан; полковнику Дуайту Бассу, главному летному хирургу, и капитану Долли Гриз, летному хирургу базы ВВС Макклеллан, за их помощь и понимание физиологии несчастных случаев и физиологических проблем, связанных с участием женщин-пилотов в боевых действиях; и командующему Королевскими ВВС Австралии Филипу Кэмпбеллу за информацию об австралийском самолете RF-111C и тактике разведки.
За их помощь и вдохновение я хочу поблагодарить моих друзей генерал-лейтенанта ВВС США Роберта Бекела (в отставке), бывшего командующего Пятнадцатой воздушной армией, и генерал-лейтенанта Дональда О. Олдридж, ВВС США (в отставке), бывший заместитель командующего Стратегическим воздушным командованием, за их особое понимание потенциальных мировых конфликтов, которые могут повлиять на национальную безопасность.
Спасибо подполковнику Крису Анастассатосу, директору по связям с общественностью Национальной гвардии ВВС Невады, за организацию визита в 152-ю разведывательную группу в Рино, штат Невада, которая летает на разведывательной птице RF-4 Phantom II, за их помощь в понимании систем и тактики разведки; подполковнику Рональду Бату, пилоту RF-4 152-й разведывательной группы, за подробную информацию о датчиках тактической разведки, камерах и профилях полета; начальнику штаба Уильяму Сьовангену за экскурсию и объяснение оборудования и лабораторий фоторазведки; начальнику штаба Ричарду Эвансу для подробное описание разведывательных камер и пленки в Сенсорном цехе; и CMSgt Майк Паттерсон из отдела интерпретации изображений.
Некоторые детали самолета-разведчика Aurora любезно предоставлены авиационным экспертом Биллом Свитманом из его статьи в журнале "Popular Science" за март 1993 года.
Рискуя показаться заезженной пластинкой, я должен выразить искреннюю благодарность моей жене Джин за помощь в преодолении трудностей при разработке этих рассказов; Джорджу Коулману, вице-президенту, исполнительному редактору G. P. Putnam's Sons; и Натали Розенштейн, старшему исполнительному редактору Berkley Publishing, за их помощь в придании окончательной формы рассказу; и моему другу и помощнику Деннису Т. Холлу за его поддержку и содействие. Все ошибки принадлежат мне, но большая заслуга принадлежит им.
20 июня 1992– 15 марта 1993
ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА
Как всегда в случае с художественными произведениями, эта история является плодом моего воображения и не предназначена для описания каких-либо реальных людей, организаций, событий, мест или планов. Любое сходство с реальным человеком, местом или вещью является чисто случайным.
Разработка и производство ударной ракеты AGM-131 (SRAM II) и крылатых ракет-невидимок AGM-129, описанных в этой статье, были прекращены в 1991 году. Предположительно, русские одновременно отменили разработку своих новых ядерных крылатых ракет подводного и воздушного базирования. Посмотрим.
ВЫДЕРЖКИ Из РЕАЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ
Генерал Х. Норман Шварцкопф, из его автобиографии, Для этого не нужен герой; Нью-Йорк; Bantam Books, 1992 (перепечатано с разрешения) - 9 декабря 1990, C + 124, 2100: Телефонный разговор с председателем [генералом Колином Пауэллом, председателем Объединенного комитета начальников штабов]. Два лидера обсудили вопрос о декларативной политике в отношении ответных мер в ответ на биологическую или химическую атаку. Председатель сказал, что он настаивает на том, чтобы Белый дом проинформировал Тарика Азиза [министра иностранных дел Ирака], что мы применим наше “нетрадиционное оружие” [добавлены цитаты], если иракцы применят к нам химические вещества …
Адриан Каратницкий, журнал "Foreign Affairs", июнь 1992 г.— … На своей встрече в мае [1992 года] [президент Украины] Кравчук и [президент США] Буш договорились об участии Украины в соглашении о переговорах по сокращению стратегических вооружений …
Президент Кравчук продемонстрировал глубину озабоченности Украины в конце апреля [1992], когда объявил о намерении республики добиваться гарантий безопасности со стороны Запада в обмен на утилизацию украинского ядерного оружия …
… Свободная и прозападная Украина лишила бы новую агрессивную Россию ее способности восстановить контроль сверхдержавы над своими бывшими сателлитами. Укрепление сильной прозападной украинской демократии и оказание материальной и технической помощи стабильному украинскому государству принесло бы пользу не только украинцам, но и всему демократическому Западу.
МИРНЫЕ ШАГИ ОСТАЮТСЯ БЕЗУСПЕШНЫМИ ИЗ-ЗА ПРОДОЛЖАЮЩИХСЯ СТОЛКНОВЕНИЙ На ДНЕСТРЕ И В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ
28.06.92 Новостигрид Новости — МОСКВА (28 июня) DPA — Боевые действия продолжались в воскресенье в Приднестровском и Южноосетинском регионах Молдовы и Грузии, где мирные шаги по-прежнему срывались, сообщают местные СМИ.
В Приднестровском регионе, по сообщениям, 16 человек были убиты и 21 ранен в результате столкновений в воскресенье между российскими и украинскими силами, с одной стороны, и молдавскими силами - с другой, в нарушение режима прекращения огня, согласованного в Стамбуле на выходных президентами России, Украины, Молдовы и Румынии.
LOS ANGELES TIMES, 22 июля 1992 г. — Около 60 украинских членов экипажа патрульного катера Черноморского флота подняли мятеж во вторник, подняв сине-желтый украинский флаг и отплыв в украинский порт Одесса в знак протеста против грубого обращения со стороны их российского начальства.
… Мятеж послужил напоминанием о том, что Черноморский флот - это пороховая бочка, уязвимая для любой искры национализма …
Инцидент был близок к взрыву утром, когда командование Российского Черноморского флота ... направило несколько кораблей и гидросамолет, чтобы пресечь его. Среди перехватчиков был ракетный катер "Безупречный", на борту которого находилась штурмовая группа, готовая взять лодку на абордаж и захватить ее.
НЕДЕЛЯ АВИАЦИИ и КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, 5 октября 1992 г. — Украина ищет поддержки у западных стран в реализации амбициозного плана по завершению перевода своей оборонной промышленности на гражданское производство в течение трех-четырех лет.
Виктор И. Министр военно-промышленного комплекса Антонов заявил, что Украина проводит конверсию “очень радикальным образом”. Было создано более 500 коммерческих программ, в основном связанных с медицинским и сельскохозяйственным оборудованием …
В отличие от России, Украина решила отказаться от политики продажи оружия за границу, чтобы сохранить заводы открытыми и генерировать твердую валюту, сказал он. Вместо этого Украина планирует сохранить лишь небольшую военно-техническую базу для поддержки своей армии, переведя все остальные предприятия на гражданское производство …
ЖУРНАЛ "ВВС", Мэри К. Фитцджеральд, сентябрь и октябрь 1992 г. [перепечатано с разрешения] — Российские военные руководители в настоящее время сосредоточены не только на создании российских вооруженных сил, но и на разработке новой военной доктрины на 1990-е годы и последующий период. Недавно в Военной мысли, главном теоретическом журнале вооруженных сил России, был опубликован проект новой российской доктрины.
Эта новая доктрина определяет две прямые военные угрозы для России: введение иностранных войск в сопредельные государства и наращивание воздушных, военно-морских или сухопутных сил вблизи российских границ. Кроме того, нарушение прав российских граждан и лиц, “этнически и культурно” отождествляющих себя с Россией, в республиках бывшего Советского Союза рассматривается как “серьезный источник конфликтов”.
… Доктрина 1990 года гласила, что ядерная война “будет” катастрофической для всего человечества, в то время как доктрина 1992 года гласит, что она “может” быть катастрофической для всего человечества … Россия теперь рассматривает ограниченные ядерные боевые действия как возможность. Эти изменения могут быть вызваны растущим распространением ядерного оружия у границ России, что увеличивает вероятность ограниченного ядерного конфликта.
… [Генерал Родионов, начальник Академии Генерального штаба Вооруженных сил России] утверждает, что на протяжении веков Россия боролась за получение выхода к Балтийскому и Черному морям и что “лишение таких свободных выходов противоречило бы национальным интересам [России]”. … Попытки любого государства в Европе, Америке или Азии извлечь выгоду из существующих споров между государствами СНГ или усилить свое влияние в этих государствах ... нарушили бы национальные интересы и безопасность России.
… Смелые взгляды генерала Родионова на новую доктрину вполне могут отражать военно-гражданский раскол относительно того, в какой степени старые советские имперские интересы следует преследовать военными средствами.
НЕДЕЛЯ АВИАЦИИ и КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, 23 ноября 1992 г. — Военные командующие в Верховном штабе союзных держав в Европе (SHAPE) и их гражданские коллеги в штаб-квартире НАТО в Брюсселе ... видят опасности, надвигающиеся как внутри России, так и среди ее соседей в результате роста военных группировок в нестабильной политической ситуации в России. …
“В России по-прежнему очень много оборудования и очень много ядерного оружия”, - сказал [британский генерал сэр Брайан Кенни, заместитель верховного главнокомандующего объединенными силами НАТО в Европе].
ПРЕДАННОСТЬ ДЕЛУ
Эта история посвящена памяти моего хорошего друга, делового партнера и учителя Джима Харви. Ты всегда был рядом, когда я нуждался в твоих знаниях, профессиональном совете, готовности помочь и, самое главное, в твоей дружбе.
Эта история также посвящена памяти моего друга, члена Ассамблеи штата Калифорния Б. Т. Коллинза — солдата, государственного деятеля, неисправимого ирландца и решительного, вдохновляющего лидера.
Как гласит старый ирландский тост: пусть вы оба окажетесь на Небесах за полчаса до того, как дьявол узнает, что вы мертвы.
ЭПИГРАФ
Если страны хотят мира, они должны избегать булавочных уколов, которые предшествуют пушечным выстрелам.
— Наполеон Бонапарт
ПРОЛОГ
Действуйте с осторожностью,
но действуйте решительно;
и уступать с любезностью или
сопротивляйтесь твердо.
— Чарльз Хейл
Львов, Республика Украина, Восточная Европа
Декабрь 1994 года
Поддержанный свежим холодным воздухом двухместный истребитель Микоян-Гуревич-23UB в тандеме взмыл в воздух на языке пламени, как тигр, преследующий свою жертву среди деревьев. Павел Григорьевич Тычина, капитан первого класса авиации противовоздушной обороны Четырнадцатой воздушной армии, Львов, Украинская Республика, перевел ручку переключения передач в положение "ВВЕРХ", как только увидел, что стрелка высотомера качнулась вверх. Это был такой отличный день для полетов, со слабым ветром и видимостью почти в пятьдесят километров, что Тычина даже не возражал, когда загорелась сигнальная лампочка НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА. Он просто начал нажимать на ручку аварийного ручного наддува шасси возле правого колена, чтобы создать достаточное давление в системе блокировки шасси для полного подъема шасси. Ничто не могло испортить этот день полета, даже этот капризный военный самолет двадцатилетней давности.
Тычина, двадцативосьмилетний пилот и командир звена Воздушных сил Украины, немедленно снял кислородную маску и сделал глубокий вдох, как водолаз на платформе, который только что поднялся на поверхность после глубокого погружения, затем поднес к губам небольшой вспомогательный микрофон. Ему никогда не нравилось летать в кислородной маске — в любом случае в ней не было необходимости, поскольку они редко поднимались выше четырех-пяти тысяч метров, где кислород действительно был необходим. Полеты в юго-восточной Европе в целом были довольно хорошими, пока вы находились над уровнем смога около тысячи метров. Он поднял закрылки и предкрылки на скорости 450 км / ч (километров в час), затем проверил с правой стороны фонарь кабины, как продвигается его ведомый в сегодняшнем ознакомительном полете.
Его ведомым был истребитель F-16D Fighting Falcon из Турецкой Республики. Изящный двухместный истребитель-тандем и штурмовик находились с визитом доброй воли, представляя Организацию Североатлантического договора. С тех пор как Украина подала заявку на вступление в НАТО в начале года, страны-члены НАТО совершали все больше и больше таких обменных рейсов, знакомясь со своими украинскими коллегами. Пока происходили эти обменные полеты, турецкие диспетчеры радаров и военные командиры инспектировали украинские радиолокационные объекты и военные базы, а украинские военные командиры и политики делали то же самое в Турции, Германии, Бельгии и даже Соединенных Штатах. Павел Тычина никогда не думал, что когда-нибудь увидит, как его страна присоединится к западному военному альянсу, и он никогда не ожидал, что Запад когда-либо так сердечно примет его страну в ответ.
Когда-нибудь, думал Тычина, Украина станет достаточно богатой, чтобы строить самолеты, подобные F-16. Черт возьми, Турция была сельскохозяйственной страной, не намного более индустриальной, чем Украина, но там производили по лицензии истребители F-16 Falcon и даже экспортировали их в другие страны. Он с отвращением покачал головой. Украине следует распродать свои МиГ-23, МиГ-27 и Су-17. F-16, как истребитель и штурмовик, мог бы заменить их все. Вот что им следует купить: F-16. Может потребоваться пятьдесят МиГов, чтобы получить один хорошо оснащенный F-16, ну и что? Все знали, что F-16 был по меньшей мере в пятьдесят раз лучше МиГ-23.
Его фантазия о полете на F-16 Fighting Falcon с украинским флагом на хвосте была всего лишь фантазией, поэтому Тычина обратил внимание на свое заднее сиденье: “С тобой там все в порядке?” он перезвонил по интерфону на английском.
“У меня все в порядке, сэр”, - последовал ответ. У Тычины на заднем сиденье МиГ-23УБ находился американский военный оператор с базы ВВС Марч в Калифорнии с американской “Боевой камерой”, который снимал весь этот полет. Операторы и продюсеры НАТО всю неделю находились на авиабазе Львов на западной Украине и на других базах, проводя интервью и делая снимки. Это было далеко от старой советской многоуровневой секретности и изоляции. Но это заставило Тычину и его товарищей почувствовать себя хорошо, как будто они наконец присоединились к семье наций, как будто они принадлежали к чему-то другому, а не к удушающему, бездушному советско-российскому господству.
Как только скорость полета превысила 650 километров в час, Тычина развернул крылья своего МиГ-23 обратно на 45 градусов, и полет значительно выровнялся. Они маневрировали на восток, чтобы держаться подальше от польско-словенской границы, затем выровнялись на высоте трех тысяч метров. Видимость была значительно больше 160 километров. Горы, омывающие Черное море и Крым, были прекрасны, там было множество природных ориентиров, которые помогли бы сориентироваться отвлеченному пилоту, а ограничения контроля воздушного движения были довольно смягчены, даже при полетах вблизи российской и польской границ. Польским авиадиспетчерам понравилось опробовать свой украинский и английский языки на пилотах МиГов.
К сожалению, в Молдове этого не было. В течение почти пяти лет в бывшей Молдавской Советской Социалистической Республике бушевал конфликт между этническими русскими и этническими румынами. С тех пор как Молдавия провозгласила свою независимость от Советского Союза в 1991 году, став Республикой Молдова, русские, проживающие в Республике, особенно богатые землевладельцы и владельцы заводов в Приднестровье, боялись, что они подвергнутся преследованиям со стороны этнического румынского большинства. Молдова раньше была частью Румынии, еще до Второй мировой войны, и было много разговоров о том, что Молдова снова присоединится к Румынии — черт возьми, они даже сменили название столицы Молдовы Кишинева на его первоначальное румынское название Кишинев, точно так же, как они сменили Ленинград в России на Санкт-Петербург.
Русские толстосумы, живущие в Молдове, с их огромными фермами и современными заводами немецкого дизайна, были очень взволнованы — даже напуганы — тем, что Румыния может отобрать у русских землю и имущество в Молдове после воссоединения, поэтому они восстали против молдавского правительства, вспоминал Тычина из своих разведывательных брифингов. Для этого действительно потребовалось много смелости — Молдова все еще была частью старого Советского Союза, когда русские в Приднестровье ”заявили“ о своей ”независимости". Но у этих парней всегда яйца были больше, чем мозги. Новое молдавское правительство, конечно, разозлилось, но они ничего не могли поделать, потому что большая часть их российских войск перешла на сторону чертовых русских в Приднестровье. Бывшие российские армии, расположенные в основном в двух городах на Днестре, Бендерах и Тирасполе, были в два раза сильнее остальной молдавской армии.
Входит Румыния, предлагая свои вооруженные силы для оказания помощи Молдове в возвращении Приднестровья. Вмешивается Россия, призывая Румынию не вмешиваться и подкрепляя свое предупреждение полетами военных самолетов из Минска, Бреста, Брянска и Москвы. Единственная проблема заключалась в том, что Россия никогда не удосуживалась спросить разрешения Украины, прежде чем отправлять военные самолеты в Молдову. Совместное соглашение Содружества Независимых Государств разрешает совместные военные маневры и предусматривает совместную оборону России и Украины, но в нем ничего не говорится об использовании территории государства-члена в качестве плацдарма для нападений на другая страна. Украина настаивала на прекращении огня, переговорах и территориальном суверенитете; Россия настаивала на свободном полете и полной поддержке со стороны Украины. Естественно, Молдова не доверяла как России, так и Украине. На самом деле это было немного глупо: Украина была большой, но по размерам она составляла менее одной десятой Российской Федерации во всех отношениях, включая категорию, которая здесь имела значение, — военную мощь. Россия могла бы раздавить Румынию, Молдову и Украину, не потрудившись над этим.
В любом случае, в наши дни никто никому не доверял, особенно президенту России Виталию Величко, бескомпромиссному психу, отнявшему власть у Ельцина, который сейчас жил в сибирской ссылке. Таким образом, молдавско-украинская пограничная зона была строго закрытой, как и российско-украинская граница. Подразделения ПВО Молдовы производили ракетные обстрелы "земля-воздух" по любому неопознанному самолету, пролетавшему вблизи. Обычно это были ручные снаряды SA-7 или малокалиберная зенитная артиллерия - они не представляли реальной угрозы для истребителей на высоте более двух тысяч метров или около того, - но лучше было держать молдаван подальше от выстрелов.
“Итак, что бы вы хотели увидеть?” Тычина связался по рации с экипажем F-16. На двухместном самолете F-16D также находился фотограф с боевой камерой, делавший видеозаписи и фотоснимки МиГ-23. На самом деле это был всего лишь технический полет, чтобы фотографы могли установить крепления для своих камер; позже в тот же день они отбуксировали несколько воздушных целей над Черным морем и позволили F-16 и МиГ-23 сбить их, затем отправились на полигоны в районе ”Дыры" на северо-западе Украины и позволили нескольким МиГ-27 продемонстрировать свои работы рядом с F-16. “Возможно, Карпатские горы дальше на юг и Крымские горы вдоль Черного моря очень хороши”, - говорил Тычина.
“Мы хотели бы попробовать кое-что на низком уровне и крутые повороты, - передал по рации главный фотограф, - чтобы мы могли открутить крепления нашей камеры”.
“Хорошо”, - ответил Тычина на своем лучшем английском, который в эти дни у него была возможность практиковать все больше и больше. “Мы должны держаться выше тысячи метров из-за ... видимости, но низкий уровень лучше”. Под "видимостью” он имел в виду смог.
“Мы обнаружили цель на радаре в положении "два часа", в шестидесяти милях — это сто десять километров - низко, на высоте около двух тысяч ... ах, я имею в виду, около шестисот метров”, - передал по рации пилот турецкого самолета. Он был большой шишкой в турецких ВВС, полковником или генералом, и всегда выпендривался перед камерами. “Давайте возьмем его, хорошо?”
Тычина включил свой поисковый радар Sapfir-23D на ПЕРЕДАЧУ, но не стал утруждать себя поиском цели — максимальная дальность действия радара составляла всего сто километров, а для целей, находящихся на таком большом расстоянии под ними, они должны были находиться практически прямо над ними, прежде чем радар их засекал. “Покрытие украинских радаров в этом районе плохое”, - сказал Тычина. Покрытие радаров на Украине было плохим везде, но он также не собирался этого признавать. “Сначала мы должны получить разрешение”. Он переключился на свою вспомогательную рацию и сказал по-украински: “Радар "Винница", "Империал Блю", один рейс из двух, над Войниловым в трех тысячах метров на восток, код полета один-один-семь, запрос”.
Диспетчеру потребовалось некоторое время, чтобы найти его позывной и план полета, затем найти его отметку на радаре; затем на очень нетерпеливом украинском: “Рейс "Империал Блю-один", скажите свой запрос”.
“Мои важные персоны запрашивают разрешение снизиться до пятисот метров и выполнить тренировочный перехват на низколетящем самолете, который в настоящее время находится в нашей двенадцатичасовой позиции, в ста десяти километрах. Прием”, - сказал Тычина.
Последовала еще одна долгая пауза, вероятно, для того, чтобы диспетчер мог ознакомиться с планом полета и, что более важно, с кодом статуса пассажира самолета, который они хотели перехватить. Большинству политиков и нескольким старшим офицерам не нравилось, когда истребители, даже невооруженные, подлетали слишком близко.
“Империал Блю- первый рейс, вы говорите, что ваш самолет находится рядом с Кортковым на высоте пятисот метров?”
“Это подтверждаю, Винница. Будьте готовы”. На межпланетной частоте на английском языке Тычина спросил турецкого генерала: “Сэр, в каком направлении и с какой скоростью движется этот самолет?”
“Он направляется на юг, курс один-семь-ноль, скорость триста узлов”, - ответил генерал. “Он не передает идентификационные коды IFF”.
Тычина забыл, что усовершенствованные импульсно-доплеровские радары на F-16 Fighting Falcon могли не только видеть низколетящие цели на невероятных расстояниях, но даже опрашивать опознавательные маяки. Он включил дополнительный радиомикрофон: “Винника, цель движется на юг со скоростью пятьсот пятьдесят километров в час, не передает никаких опознавательных сигналов”.
“Рейс "Империал Блю” принят, приготовьтесь". Последовала еще одна долгая пауза, и от этого двадцативосьмилетнему Павлу Тычине стало очень не по себе. Он чувствовал, что его прекрасный день полета очень быстро летит к чертям. “Рейс "Империал Блю", вам приказано немедленно перехватить и идентифицировать самолет-цель”, - наконец сказал диспетчер по-украински. “Самолет неопознан и находится вне зоны действия моего радара. Немедленно сообщите об идентификации на этой частоте”.
“Рейс "Империал Блю-один” подтвержден". Он вздохнул. Какого черта … они наткнулись на неопознанный самолет, возможный нарушитель? По основной рации Тычина передал по радио: “Генерал, региональное радиолокационное командование приказало нам перехватить этот самолет. Я не засекаю эту цель на своем радаре, и она находится слишком низко для вектора наземного перехвата. Вы можете мне помочь? ”
“С удовольствием, Павел”, - ответил турецкий пилот. “Я впереди. Оставайтесь со мной, насколько это возможно ”. И с этими словами F-16 Falcon вырвался вперед Мига, его форсажная камера сотрясла крылья и фонарь кабины "Тихины ". Тычина включил форсаж на МиГ-23, который, в отличие от F—16, не загорался в зонах, а включался на полную мощность с мощным взрывом! — затем развернул крылья назад на 72 градуса. В мгновение ока они достигли скорости один Мах и снизились до высоты чуть более трехсот метров над землей.
Видимость здесь была менее чем в двадцати километрах из-за смога. В голове Тычины пронеслась детализированная карта района, пытаясь вспомнить, есть ли в этом районе какие-либо линии электропередач или высокие дымовые трубы, но он делал все возможное, чтобы просто держать маленький F-16 в поле зрения. Они совершили несколько внезапных подъемов, когда турецкий генерал обнаружил несколько линий электропередач, и Павел поклялся, что они пролетели под высокой линией высокого напряжения, протянутой через реку Збрут.
Вот так!
“Контакт”, - крикнул Тычина. Это был грузовой самолет Ил-76М, большой четырехмоторный военно-транспортный самолет. Это была военная версия аналогичного гражданского грузового самолета — это было очевидно, когда они приблизились, потому что …
... Ил-76 открыл по ним огонь из двух установленных на хвосте 23-миллиметровых двухствольных пулеметов.
“Кемаль, черт бы их побрал!” - сердито закричал турецкий офицер по радио. Он немедленно накренился вправо и вытянулся, чтобы выйти из-под обстрела орудийной башни. Тычина резко накренился влево и набрал высоту. Оказавшись над Ил-76 и перед крыльями самолета, он понял, что находится в безопасности. На самолете были опознавательные знаки Аэрофлота и российский флаг, нарисованный на вертикальном стабилизаторе …
… Это определенно был гребаный российский самолет!
Турецкий генерал все еще ругался, наполовину по-турецки, наполовину по-английски: “Этот ублюдок стрелял в нас!”
“Держись подальше от огненного конуса!” Сказал ему Тычина. По резервному радио Тычина вызвал: “Центр управления "Винница", рейс "Империал Блю-один", мы были обстреляны российским транспортным самолетом "Ил-76". Повторяю, мы были обстреляны российским Ил-76. Запрашиваем инструкции! ”
Ответа не последовало, только шипение статических помех — они были слишком тихими, чтобы Винника могла их уловить.
Тычина переключил резервную радиостанцию на международную аварийную частоту УКВ, 121.5, и сказал по-русски: “Неопознанный российский транспортный самолет вблизи города Кельменси, это "Империал Блю", первый рейс из двух, Военно-воздушные силы Украинской Республики. Вы незаконно летите в воздушном пространстве Украины. Немедленно поднимитесь на пять тысяч метров и назовите себя ”. Он повторил инструкции на английском и украинском, но большой транспорт продолжал лететь. Вскоре российский транспортный самолет Ил-76 достиг молдавской границы, и Тычина больше не мог его преследовать. Он повернул на северо-запад и начал набор высоты, чтобы восстановить радиосвязь с Винницей, внимательно наблюдая за ней.
“Эти ублюдки, - выругался турецкий генерал по главному радио, “ если бы у меня только было несколько патронов в моей пушке, я бы прикончил этого сукина сына навсегда. Я никогда не думал, что когда-нибудь позволю кому-либо стрелять в меня без ответного огня. Дерьмо ”.
Тычина на данный момент отключил радио, чтобы ему не пришлось слушать ругань взволнованного турка. Он передал по резервной рации: “Винника, это рейс номер один "Империал Блю”, как вы понимаете?"
“Теперь громко и четко”, - ответил диспетчер. “Мы не могли вас слышать, но наши удаленные средства связи засекли вас и передали ваши вызовы. "Ильюшин" у вас в поле зрения?”
Как только он визуально восстановил контроль над большим транспортом, он увидел, как несколько белых полос дыма вырвались из заснеженных лесов внизу и попали в транспортный самолет Ил-76.
Это были ракеты класса "земля-воздух", выпущенные непосредственно из-за молдавской границы …
“Винница, это "Империал Блю" первого рейса, "Ильюшин" только что был сбит молдавскими ракетами класса "земля-воздух". Я вижу две ... три ракеты, небольшие, вероятно, переносные SA-7 ... "Ильюшин" горит, его левые двигатели горят, за ним тянется дым … подождите! Винника, я вижу парашюты, экипаж ... нет, я вижу много парашютов, десятки! Винника, десантники покидают грузовой отсек через задний грузовой трап. Более двух десятков, одна за другой … Я поворачиваю на юго-восток, чтобы поддерживать визуальный контакт ... Винника, ты меня слышишь?”
Это было самое невероятное зрелище, которое Тычина когда-либо видел. Подобно гигантскому киту, подвергающемуся нападению крошечных акул, Ил-76 был обстрелян переносными ракетами SA-7 с тепловой самонаведением. Когда он снижался, все его левое крыло было в огне, из него извергались десятки десантников. Большинство десантников так и не добрались до цели — Тычина видел много прыгунов, но очень мало парашютов. Самолет находился уже так низко, что у прыгунов не было времени полностью раскрыть парашюты, прежде чем они коснутся замерзшей молдавской земли. Затем, в впечатляющем облаке огня, "Ильюшин" перевернулся на левый борт, разбился и пронесся по земле не менее пяти километров, оставляя на своем пути куски металла и тела под струящимися парашютами.
Господи, наконец-то началось, подумал Тычина в холодном поту. Гребаные русские и молдаване вцепились друг другу в глотки. Хуже того, он знал, просто знал, что Украина тоже будет втянута в это. Фактически, уже было, когда высокомерная Родина решила, что может летать над воздушным пространством Украины, а также пихать Черноморский флот через их воды … и все это без разрешения. Тычина поморщился при мысли о том, что может произойти дальше. До сих пор это было немногим больше, чем небольшой спарринг и немного мачо-позирования.
Но это ... Это, как опасался Тычина, было как раз тем инцидентом, который мог стать прелюдией к чему-то гораздо большему.
И более смертоносные.
Национальный военный командный центр, Пентагон, Вашингтон, округ Колумбия.
На Следующий день
“Сто сорок десантников СПЕЦНАЗА, десять членов экипажа и транспорт стоимостью в двести миллионов долларов, все они погибли от ракет стоимостью в четверть миллиона долларов”, - резюмировал из представленного ему отчета генерал армии Филип Т. Фримен, председатель Объединенного комитета начальников штабов. Он находился в Национальном военном командном центре, главном военном командном пункте и центре связи в Пентагоне, просматривая брифинг и отредактированную видеозапись, которую он собирался передать Совету национальной безопасности и президенту Соединенных Штатов всего через несколько часов. Фримен знал, что этот брифинг был не просто важен, но жизненно важен для определения того, какой будет реакция Соединенных Штатов на этот инцидент — особенно для президента, который был занят попытками радикально сократить не только численность вооруженных сил, но и их силу и влияние в американской жизни. После тридцати лет службы в военной форме Фримен научился играть в эту игру.
Филип Фримен был высоким мужчиной с выдающейся внешностью, с коротко подстриженными темными волосами, изящно поседевшими по бокам, и маленькими быстрыми глазами. Он прошел путь от ничего не знающего младшего лейтенанта армейской роты ROTC из Ниагарского университета в Нью-Йорке, дважды побывал во Вьетнаме в качестве командира артиллерийско-минометного взвода, побывал в штаб-квартире НАТО в Бельгии, прошел бесчисленные профессиональные военные курсы и штабные должности, командующий сухопутными войсками США. Европейское командование, начальник штаба сухопутных войск и помощник советника президента по национальной безопасности, прежде чем стать самым высокопоставленным военным офицером в Соединенных Штатах.
Фримену выпала честь быть свидетелем огромных глобальных изменений, произошедших в мире за последние пять лет. К сожалению, теперь казалось, что он наблюдает обратный ход этих изменений — так же быстро, как произошли изменения, региональный и этнический конфликт угрожал так же быстро разорвать все это на части.
Объединенный комитет начальников штабов и представители аппарата Президентского Совета национальной безопасности только что просмотрели невероятную видеозапись, снятую операторами ВВС США на задних сиденьях турецких и украинских истребителей. Они видели весь перехват, слышали радиоперехваты — операторы использовали Y-образные шнуры для подключения своих видеокамер к переговорному устройству истребителя — и видели, как большой российский транспорт был разнесен на куски молдавскими ракетами класса "земля-воздух”.
“Никто не выжил?” Спросил генерал ВВС Мартин Блейлок, сварливый начальник штаба ВВС. “Я видел несколько парашютов ...”
“Наша информация поступает из пресс-релизов и официальных меморандумов правительства Молдовы”, - ответил Альберт Спарлин, помощник заместителя директора Центрального разведывательного управления по делам Восточной Европы. Спарлин предоставил много справочных данных по инциденту, которые Разведывательное управление министерства обороны обычно не собирает самостоятельно. “Я бы точно не назвал это "надежной информацией". Если молдаване или румыны захватят в плен кого-либо из россиян, первое, что они сделают, это объявят их мертвыми - легче получить информацию от заключенного, который думает, что он мертв, чем от того, кто знает, что он жив. Судя по записи, несколько человек, возможно, выжили. Но молдавская армия справилась с большим заданием ”.
“Отлично. Русские готовы стереть Молдову с лица земли из—за этой истории с Днестром - если они узнают, что они издеваются над своими заключенными, они наверняка надерут им задницы ”, - сказал Фримен, чувствуя, как подступает головная боль.