Концепция колесной самоходной артиллерии изначально рассматривалась как некая форма причудливости (когда были представлены первые системы, например чехословацкая DANA (152 мм)
и позднее южноафриканская G6 (155 мм/45 кал)), но с течением времени составила грозную и заслуживающую доверия конкуренцию буксируемым и гусеничным СГ, хотя и по разным причинам. Преимущества перед буксируемыми орудиями состоят в лучшей живучести (личный состав под прикрытием брони, по крайней мере, в движении, меньше время перехода с походного положения на позицию для стрельбы и наоборот), более высокой тактической мобильности и упрощенной логистике (один грузовик транспортирует орудие, расчет, начальный боезапас и систему управления), тогда как преимущества перед гусеничными системами состоят в более низкой вероятности обнаружения, сниженных эксплуатационных расходах, в упрощенных требованиях к обслуживанию и лучшей стратегической мобильности.
Системы, находящиеся на вооружении, поделены между 152-мм (4 страны) и 155-мм (9 стран) моделями, хотя также существуют промышленные предложения для колесных самоходных систем калибра 105 мм или 122 мм. До сих пор было десятью странами заказано всего около 1000 систем и потенциальный рынок колесных систем может оцениваться еще в 1000 штук в течение следующих 10 лет.
Многие страны стараются иметь в своем арсенале боевые бронированные машины как на колесном, так и на гусеничном ходу. При этом в последнее время часто предпочтение отдается колесным машинам.
Растет круг стран, на вооружении которых находятся колесные самоходные артиллерийские системы. По сравнению с аналогичными гусеничными системами колесные обладает намного более высокой мобильностью и требуют меньших затрат на эксплуатацию и поддержание в рабочем состоянии.
Некоторые колесные самоходные артиллерийские системы, например наземная система А6, выпускаемая фирмой Denel Land Systems (ЮАР), обеспечивает полную защиту расчета в процессе заряжания, прицеливания и производства выстрела.
В других колесных самоходных системах, например CAESAR французской фирмы Nexter Systems (Франция) артиллерийский расчет должен покидать бронированную кабину для выполнения стрельбы.
В новейших колесных самоходных артиллерийских системах осуществляется полное автоматическое наведение пушки, а система управления огнем связана с наземной системой навигации. Это не только обеспечивает более высокую точность, но также сокращает время для подготовки выстрела и смены позиции, а также повышает живучесть платформы от ответного огня противника.
Некоторые системы оснащены автоматической подачей боеприпасов с заряжанием, выполняемым в два этапа. На первом этапе подается снаряд, а затем заряд. В других системах используется досылатель импульсного типа. Это позволяет облегчить работу расчета и обеспечить более высокую скорострельность.
Произошли существенные сдвиги и в области снаряжения, включая снаряды, заряды и взрыватели.
Осколочно-фугасные, дымовые и осветительные снаряды продолжают использоваться на практике, однако, в ряде стран уже применяются снаряды повышенной дальности с использованием реактивной тяги, снаряды с формой основания, уменьшающей турбулентность в полете, а также их комбинации.
Сегодня высокоточное управляемое вооружение, например 155-мм снаряды Excalibur M982, выпускаемые фирмой Raytheon (США) позволяет артиллерии поражать цели на больших расстояниях с большой точностью при практически любых погодных условиях.
Для того чтобы противодействовать массивных атакам ББМ и пехоты используются снаряды кассетного типа. Значительное количество таких снарядов во время применения не разрываются и представляют потенциальную угрозу гражданским лицам после окончания конфликта.
Некоторые страны запретили применение кассетных снарядов, но основные пользователи сохраняют их на вооружении, поскольку в настоящее время не найдено им равноценной замены.
Для уничтожения дорогостоящих целей, например тяжелых ББМ, в войска переданы боеприпасы специального назначения, например германские 155-мм боеприпасы SMArt и французско-шведские управляемые ракеты (PGM) Bonus, поражающие с верхней полусферы.
155-мм снаряды SMArt разработаны согласно требованиям германской армии и используются в прицепных и самоходных артиллерийских системах.
155-мм системы Bonus, выпускаемые фирмами Nexter Systems (Франция) и BAE System Bofors (Швеция) используются в настоящее время во Франции и Швеции соответственно.
Все нарастающее число пользователей повышают требования к технике безопасности к будущим боеприпасам.
Традиционные заряды раздельного заряжания уступают место модульным системам, которые имеют большие преимущества и позволяют использовать автоматические механизмы заряжания.
В настоящее время существует все более четкая тенденция, связанная с проектированием, разработкой и производством скорее колесных, а не гусеничных самоходных артиллерийских установок (САУ). Рассмотрим ключевых игроков и системы в этой сфере.
Как и в случае с другими бронированными машинами, защитники колесных САУ называют в качестве их основных преимуществ перед гусеничными системами лучшую стратегическую мобильность и быстрое упрощенное самостоятельное развертывание без необходимости использования транспортеров тяжелого вооружения.
Они к тому же имеют меньшую стоимость эксплуатации и обслуживания по сравнению с гусеничными аналогами и во многих случаях базируются на хорошо проверенных и широко распространенных шасси повышенной проходимости, которые также являются базой для множества других транспортных средств, что позволяет существенно сэкономить (в том числе и на запчастях).
Но колесные САУ имеют и свои недостатки. Как правило, они имеют меньший возимый боекомплект, худшую защиту, и не могут двигаться вместе с гусеничными боевыми бронированными машинами по очень сложной пересеченной местности. Как всегда операторам, стоящим перед выбором, необходимо найти компромисс в своих требованиях.
Многие из недавно разработанных колесных САУ используют в качестве шасси грузовых машин 6x6 повышенной проходимости, на задней платформе которого установлена, как правило, буксируемая артиллерийская система. Как следствие, расчет должен покинуть кабину для того, чтобы навести и зарядить пушку и открыть из нее огонь, что делает его уязвимым перед огнем стрелкового оружия и снарядных осколков. Впрочем, поскольку большая часть современных боеприпасов позволяет развертывать эти артиллерийские системы глубоко в тылу, возможно, это уже не относится к основным недостаткам.
Некоторые из колесных САУ имеют полностью защищенную кабину, тогда как другие спроектированы так чтобы принять дополнительный комплект защиты, который может быть установлен непосредственно перед развертыванием. Это особо важно при участии в операциях противоповстанческого типа, когда угроза может появиться с любого направления. Такая функциональная гибкость все больше находит одобрение у операторов и экономистов, поэтому колесные САУ в настоящее время заменяют полностью гусеничные САУ и традиционные буксируемые системы.
Хотя гусеницы побеждают колеса там, где нужна проходимость САУ, но колеса в свою очередь более мобильны по сравнению с буксируемыми системами, которые могут быть введены в бой и выведены из него быстрее с целью избежания контрбатарейного огня. (Однако существует потребность в традиционных буксируемых артиллерийских системах, особенно в воздушно-десантных войсках, морской пехоте и силах быстрого реагирования.