Безразлично, кто на самом деле совершил преступление; психология заинтересована только в том, чтобы знать, кто эмоционально желал этого и кто приветствовал это, когда оно было совершено. И по этой причине все братья (из рода Карамазовых; или из рода человеческого) одинаково виновны.
— Зигмунд Фрейд, “Достоевский и отцеубийство”.
ОДИН
Уоррен Хардинг Обри думал, что на него действует тройная двойная водка со льдом. На самом деле он умирал.
У него слегка заболел некогда твердый живот, когда он поднимался в лифте отеля "Метрополь" и сказал молодой женщине, что хочет восьмерых. Когда она нажала кнопку с цифрой восемь, он понял, что на этот раз его минимальный уровень владения русским языком не подвел его.
Девушку на табуретке звали Мария Неванская. Она скакала взад-вперед почти четырнадцать часов в сутки пять дней в неделю в течение трех из своих двадцати пяти лет. Обычно, чтобы привлечь ее внимание, потребовалось бы появление бормочущего убийцы с топором или самого генерального секретаря. Но это была необычная неделя. Это была первая неделя Московского кинофестиваля, и отель был заполнен иностранцами. Диспетчер лифтов в вестибюле Верочек ругала Марию за невежливость по отношению к гостям. Она совершенно правильно предположила, что Верочек сам подвергся насилию со стороны Карленко, руководителя коммунистической партии "Метрополя". Когда лифт медленно поднимался под звуки усталого ресторанного оркестра, игравшего “Я хочу держать тебя за руку”, Мария повернулась к своему пьяному пассажиру и спросила, как ей показалось, по-французски, не заболел ли он.
Обри был погружен в мысли о 1954 году, когда он начал превращаться из военного корреспондента, получившего Пулитцеровскую премию в Корее, в наемную машинистку, готовую освещать что угодно в любой точке мира за стандартный гонорар и все, что он мог выпить, а это была впечатляющая сумма. Однако французское слово "mal" дошло до него, и он ухмыльнулся женщине и покачал головой. Он хотел что-то сказать ей, но вкус крови во рту и ее кажущееся безразличие остановили его. Он поднес руку ко рту, но она была сухой.
Когда дверь лифта открылась на восьмом этаже, Обри сделал шаг вперед, чувствуя себя так, словно бредет по колено в воде. Он чуть не налетел на стол дежурной, дежурной по этажу, которая сидела и наблюдала за ним. Ее рука автоматически поднялась, чтобы защитить свою шкатулку с ключами от его потенциального пьяного нападения. На каждом этаже каждого отеля в Москве, за исключением гигантской "России", была старая дежурная, охранявшая ключи, мораль и святость заведения и служившая, при необходимости, глазами и ушами КГБ. Насколько знал Обри, эти пожилые женщины могли переходить от материнского сочувствия к материнскому презрению без видимой причины. Ни одна из них не могла говорить ни на каком языке, кроме русского. Эта дежурная, Вера Ольганова, подозрительно посмотрела на Обри и, не проявляя должной вежливости к иностранному гостю, нашла его ключ и неохотно передала его. Обри схватился за ключ, сделал шаг, начал падать и попытался удержаться, схватившись за ближайший предмет на столе женщины, которым оказался небольшой портрет Ленина в рамке.
Вера Ольганова с ворчанием выхватила у него портрет, и Обри пришлось ухватиться за край стола, чтобы не упасть. Она решила, что иностранец намеренно и политически потянулся к картине, которую она теперь прижимала к своей пышной груди, спасая ее от осквернения в его капиталистических руках. Он заслуживал отчета перед соответствующими органами, даже если был пьян.
“Извини”, - сказал Обри, надеясь, что его не вырвет.
Она благополучно поставила Ленина на дальний конец стола, отвернувшись от непочтительного представителя Запада.
Обри, молясь, чтобы ему удалось добраться до своей ванной, сделал дюжину шагов, вставил ключ в замок номера 808, повернул его и толкнул дверь. С огромным усилием ему удалось поднять руку и включить свет. Он не знал, что оставил дверь позади себя открытой и что уронил ключ.
тошнота немного утихла, когда он оказался лицом к лицу с картиной, изображающей худощавого мужчину с высоко поднятой лохматой головой и суровым выражением лица. Обри протянул обе руки и прислонился к стене, пытаясь разглядеть эту фигуру из прошлого.
“Немного перебрал сегодня вечером, товарищ”, - признался он суровому революционеру. Он хотел сказать больше, но во рту у него снова пересох вкус крови. На этот раз к нему примешивалась горечь. Накатила новая волна тошноты, сопровождавшаяся тупой болью в голове и груди. Он поплелся в ванную.
“После того, как я вытряхну выпивку из своего желудка, - крикнул он портрету, - я возьмусь за тебя”.
Он оперся вспотевшей рукой о дверь ванной, голова у него кружилась. Нахлынувшее на него чувство падения было настолько ярким, что он почувствовал теплый ветерок на своих щеках. Затем до него дошло, что он действительно падает, но так медленно, что, должно быть, нарушает закон всемирного тяготения. Он поразился тому, сколько времени ему потребовалось, чтобы удариться о холодную плитку пола в ванной. Я должен вытянуть руки, подумал он, остановить падение. Но его руки не двигались, хотя он был доволен, что был способен на такую мысль.
Его голова ударилась о фарфоровый унитаз, открыв глубокую рану над правым глазом, но он не почувствовал боли, когда тяжело перекатился под раковину. Тошнота и головная боль прошли. Черт с ними, подумал он. Я просто переночую здесь, а утром проверю ущерб. Плитка пола приятно холодила его разгоряченную щеку, и Обри закрыл глаза.
В девять утра следующего дня Ирина Мармонтова, одна из горничных, протащила свою тележку мимо дремлющей Веры Ольгановой по коридору, чтобы начать убирать комнаты в своей секции. Она заметила, что дверь в комнату 808 была открыта. Горел свет, и она могла видеть, что в кровати никто не спал. Но она проработала в "Метрополе" почти тридцать лет и видела гораздо более странные вещи, особенно от кубинцев, американцев и итальянцев. Худшие времена были во время Московского кинофестиваля. В 1971 году, во время фестиваля, дождливым июлем утром она открыла дверцу шкафа и увидела толстого голого мужчину, ухмыляющегося ей. Мужчина сказал что-то на незнакомом языке, прошел мимо нее и сел на пол, скрестив ноги, как будто он часами ждал, когда кто-нибудь придет и освободит его, чтобы он мог заняться своей медитацией. Но дверь в чулан не была заперта, и чулан был залит кровью, хотя обнаженный мужчина, по-видимому, не пострадал. Ирина поспешила на дежурную, и позвонила в службу безопасности. В конце концов прибыла полиция и обнаружила, что мужчина был найден не в своей комнате, а в комнате представителя латвийского часового завода, которого они обнаружили в столовой, спокойно ожидающего завтрака. Латыш утверждал, что не знал голого мужчину и понятия не имел, что тот делал в комнате или как кровь оказалась в шкафу. Толстяк больше ничем не помог. У него не было документов, и он ничего не сказал, а просто ухмыльнулся. Полицейские в раздражении несколько раз пнули его, а затем накинули на него халат и увели. Это было последнее, что Ирина слышала об этой тайне, но воспоминание осталось с ней, и неприятное чувство проходило через нее всякий раз, когда она открывала дверцу шкафа.
Хотя Ирина не могла вспомнить, кто был в номере 808, ее не особенно заинтриговала открытая дверь. Она занималась своими делами, убирала другие комнаты, работая, как всегда, медленно. Ей нужно было убирать не так уж много комнат, потому что отель, как и большинство московских гостиниц, был до смешного переполнен. Ирина, однако, работала медленно не из-за скуки или летаргии, а скорее в надежде, что обитатель комнаты - иностранец, который может вернуться, пока она работает, и дать ей чаевые. Во время одного кинофестиваля итальянский актер дал ей на чай тысячу лир. Ее знакомый бармен дал ей четыре рубля за красочный листок бумаги. Ирина знала, что прямо сейчас в "Метрополе", возможно, на ее этаже, в этой секции, есть киноактеры, режиссеры, продюсеры и сценаристы, но она не узнала бы иностранную кинозвезду.
Она вошла в открытую дверь 808-го около половины десятого и спросила: “Здесь есть кто-нибудь?” Никто не ответил.
Одежда висела на вешалках; на стуле стоял чемодан. Из корзины для мусора было нечего вытряхивать. Ирина наклонилась, чтобы поднять ключи от номера с пола возле двери. Она положила их на ближайший столик и взяла тряпку из своей тележки. Процедура была автоматической. Уберите комнату, замените полотенца, проверьте наличие туалетной бумаги. В ванной не горел свет, и она включила его.
На сиденье унитаза была кровь, ярко-красная на фоне белого пластика. Под раковиной спал пьяный иностранец. Она хотела просто уйти после смены полотенец, но он мог оказаться кем-то важным, и ему могло быть больно.
“Господин, - сказала она, - с вами все в порядке?” Он не пошевелился. Она наклонилась, чтобы коснуться его плеча, но то, что она почувствовала, заставило ее резко отдернуть руку. Он не мужчина, подумала она. Он тело. Она снова прикоснулась к нему, и он откатился от стены, уставившись на нее невидящими глазами.
Ирина быстро отскочила назад, ударившись плечом о открытую дверь. Хотя вид смерти вызвал у нее шок, ее напугала не смерть, а выражение боли на лице мужчины и кровь на его губах. Он был бледен и холоден, и свет от шипящей лампочки плясал на его лысой голове.
Ирина попятилась из ванной, борясь с паникой и желанием убежать. Она вышла из комнаты так спокойно, как только могла, и поспешила к Вере Ольгановой, глаза которой широко раскрылись при этом нарушении распорядка. Она потянулась к телефону, набрала номер, не смогла дозвониться и набрала снова.
“Товарищ Версков”, - сказала она, гордясь самообладанием в своем голосе.
“В какой комнате?” - спросил он. Вера подняла глаза и встретилась взглядом с Ириной, которая смотрела назад, в конец коридора.
“Я... мы только что нашли мертвеца в восемь ноль восемь”.
“Я знаю”, - сказал товарищ Версков срывающимся голосом.
“У него кровь на губах”.
“Как...?” - начала она, но дрожащий голос Верскова прервал ее.
“Теперь у нас в отеле их четверо”. Наступила тишина, и она слышала, как Версков пытается взять себя в руки. “Ничего не трогай. Закрой дверь. Полиция будет там через несколько минут.”
На тротуаре перед домом номер 16 по улице Калинина трое парней примерно пятнадцати лет толкали между собой мальчика помладше. Младший мальчик хотел убежать, не выглядя слишком испуганным, но на глазах у него выступили слезы. Из окна квартиры на первом этаже пара темных глаз наблюдала за борьбой с отстраненным интересом. Зритель воспринял это событие как эксперимент, проводившийся много раз прежде от Сан-Паулу до Хельсинки. Исход был статистически неизбежен. Измученный мальчик увидел небольшое отверстие и попытался шагнуть сквозь небольшое кольцо ног своих мучителей, но один из старших мальчиков подставил ему подножку, и он упал на тротуар, приняв часть удара на себя лицом. Он встал в замешательстве, разглядывая кровь на своей рубашке. Вместо того, чтобы вызвать сочувствие у его мучителей, вид крови, казалось, разозлил их, и самый низкорослый из троих нападавших шагнул вперед и сильно ударил истекающего кровью мальчика тыльной стороной ладони.
Темные глаза снова обратились к почти погруженной в темноту комнате.
“Время должно быть точным”, - произнес мужской голос на слишком четком немецком.
Темные глаза медленно повернулись к говорившему, худощавому смуглому арабу лет под тридцать.
“Через четыре дня, начиная с сегодняшнего дня, в воскресенье, в шесть, семь и восемь часов вечера по московскому времени”, - сказал тот, с темными глазами. “Это точно”. Глаза хладнокровно осмотрели четверых остальных в комнате. Кроме молодого араба Али, там был невысокий мускулистый араб под сорок по имени Фуад, нервный тип, у которого должно было быть что-то в руках, чтобы заставить их замолчать. Там был светловолосый мужчина лет тридцати с французским акцентом. Остальные звали его Робер. Он казался лидером, но говорил редко. Последний участник квартета сделал большую часть аранжировок. Это была женщина лет под тридцать с густыми светлыми волосами, представившаяся Севен. Когда-то она была красива, но теперь ее поглотила невротическая ненависть, которую мужчина с темными глазами часто видел раньше. У нее был легкий британский акцент, но темноглазый знал, что это подделка. Беседа велась на немецком языке.
“Вы уверены, - спросил Седьмой, - что ничего не изменилось из-за дела ”Метрополя"?"
“Я уверен”, - сказал тот, что с темными глазами. “Бизнес идет своим чередом. Теперь я получу остаток своей оплаты”.
“Мы думаем, ” сказал Седьмой, вставая, - что было бы лучше заплатить вам, когда мы закончим”.
Фуад прислонился к двери, а Али попятился в угол, засунув руку в карман. Темные глаза переместились на Роберта, который бесстрастно сидел, скрестив руки на груди, с легкой улыбкой на губах.
“Я понимаю все, и сейчас же, - сказал тот, что с темными глазами, - или ты можешь забыть о соглашении”.
“Если бы КГБ знало о нашей встрече, - сказал Севен, - вы бы еще долго ни с кем не встречались. Возможно, вы прожили бы недолго”.
“Ты не очень хорош в этом, - сказал темноглазый, - совсем не хорош. Если тебе сойдет с рук этот план, это будет из-за того, что я делаю, что я планирую. Ты зря тратишь время на эти игры. Мне нужно возвращаться, иначе у кого-нибудь могут возникнуть подозрения насчет того, где я был. Деньги сейчас, и все остальное. ”
Роберт кивнул Седьмому, который подошел к портфелю на столе и достал оттуда сверток.
“Если вы...” - начала Севен, но жест Роберта остановил ее слова. Она протянула посылку посетителю.
Темноглазый посетитель взял его и ушел, думая, что деньги были хорошими, а задача интересной, но что как группа террористы были намного ниже даже неуклюжей японской группы из аэропорта и неумелого итальянского квартета, которые оба с треском провалили свои задания. Роберта больше интересовал образ самого себя, чем идеология. Седьмой был сплошным огнем и без мозгов. Али был идеалистом без опыта. Только Фуад обладал задатками хорошего террориста; он не заботился о самооценке и умел контролировать свой огонь и силу. Если у них четверых были планы в конце концов избавиться от своего посетителя, то именно за Фуадом следовало присматривать.
Снаружи ярко светило солнце. На другой стороне улицы трое молодых людей перестали играть с младшим мальчиком и искали что-нибудь еще, чтобы заполнить свой пустой день. Они заметили того, у кого были темные глаза, и начали двигаться вперед. Когда их добыча не убежала и даже не ушла прочь, они остановились посреди улицы.
Улыбка на лице парня с темными глазами сказала трем мальчикам, что они были как насекомые для этого одинокого, хорошо одетого иностранца. Незнакомец направился прямо к ним, а затем прошел мимо, не торопясь и не оглядываясь. Один из парней пробормотал единственные слова, которые он знал по-английски: “Пошел ты”.
Темноглазый потрогал пачку со 150 000 долларами США и не потрудился ответить.
ДВОЕ
Порфирий Петрович Ростников осознал важность того, что он собирался сделать этим утром в четверг. За его пятьдесят два года было несколько таких переломных моментов. Первый произошел в 1941 году, когда он был мальчиком-солдатом, вышедшим из-за двери в Ростове навстречу немецкому танку. Он уничтожил танк удачной гранатой и градом пуль из автомата, который забрал у мертвого немца. Ценой этого стало почти разрушение левой ноги, которую ему пришлось медленно и часто с болью волочить за собой всю оставшуюся жизнь. Второй подобный момент произошел, когда, будучи молодым полицейским в Москве, он поймал пьяного вора по имени Гремко, напавшего на молодую женщину возле железнодорожного вокзала Курска. Пьяный чуть не убил Ростникова голыми руками, но фортуна и меткий удар коленом в пах поменялись ролями.
В этот момент Ростников начал поднимать тяжести. Сначала он делал это, чтобы набраться сил, а затем как средство расслабления, способ отвлечься от бремени московской жизни. В конце концов, поднятие тяжестей стало самоцелью. Это требовало его полного внимания, и он отдавал его охотно. Его тело начало обрастать мускулатурой по мере того, как он поднимался, и еще до того, как его назвали старшим инспектором, он уже заслужил прозвище “Корыто для мытья посуды” среди своих коллег-полицейских, а также среди штатных преступников.
Ростников крепко сжал металл в руке и медленно двинулся вверх по лестнице квартиры на улице Красикова, снова обдумывая, что он скажет. Его жена Сара пыталась отговорить его от этого, но он слишком много работал, слишком хорошо подготовился. Он решительно двинулся вверх, волоча за собой больную ногу, и открыл дверь на седьмом этаже. В многоквартирном доме не было лифтов; лифты были только в нескольких многоквартирных домах в Москве.
Идя по коридору, он глубоко вздохнул. Пути назад нет, подумал он, а затем остановился перед дверью и постучал. За дверью он услышал два голоса, один мужской, другой женский. Он не мог разобрать, о чем они говорили. Он постучал снова, и голос ответил: “Идут”.
Было раннее утро, более чем за два часа до того, как Ирина обнаружила тело Обри, за полчаса до того, как инспектор Ростников должен был прибыть в свой офис на Петровке - едва ли достаточно времени, чтобы сделать то, что должно быть сделано. Дверь открылась.
“Да?” В дверях стоял худощавый мужчина в майке. Его жена, стоявшая позади него, была чрезвычайно полной, с оранжевыми волосами, собранными в неопрятный пучок.
“Я живу в квартире под вами”, - сказал Ростников официальным тоном, который он использовал при общении с теми, кто казался напуганным.
“Мы болгары”, - сказал мужчина.
“Я знаю”, - ответил Ростников.
“Я здесь на шесть месяцев по обмену машинами”, - сказал мужчина.
“Это не важно”, - ответил Ростников, перекладывая инструменты в руке. И мужчина, и женщина посмотрели вниз, когда инструменты звякнули друг о друга.
“Вы полицейский”, - сказала женщина.
“Да”. Ростников говорил мягко, почти со смирением, пытаясь создать впечатление, что то, что он собирался сделать, достойно сожаления, но неизбежно.
“Что мы наделали?” - спросил мужчина, дотрагиваясь до груди и глядя на свою жену.
“Твой туалет”, - сказал Ростников.
“Я кто?” - спросил пораженный мужчина, отступая назад.
“Ваш туалет сломан”, - объяснил Ростников. “Из-за этого в нашей квартире внизу огромная течь. Мы не можем пользоваться нашим туалетом”.
“Вы не можете пользоваться своим туалетом”, - тупо повторил мужчина.
“Мы можем, ” продолжал Ростников, “ но мы не хотим мыть пол каждый раз, когда спускаем воду”.
“Нам никто не говорил”, - извиняющимся тоном сказала женщина, приложив руку к груди и обнаружив, что ее платье застегнуто не до конца.
Ростников знал, что им не сказали, потому что было принято решение, несмотря на угрозы и мольбы Ростникова управляющему зданием, худощавому члену партии по фамилии Самсанов, не говорить болгарам, что их туалет неисправен. Очевидно, местное политическое решение заключалось в том, что не стоит позволять болгарам видеть, насколько неисправна сантехника. Они могут вернуться домой и высмеять своих московских хозяев. Ростникову, несмотря на его положение в полиции, было сказано забыть об этом до тех пор, пока болгары не уйдут, но они не проявляли никаких признаков того, что собираются уходить. Итак, Ростников начал читать книги по сантехнике. В течение четырех недель он читал книги по сантехнике. Библиотека была заполнена ими. Книг по сантехнике было больше, чем по штукатурке, кулинарии, ремонту радио и телевизоров, автомобилям и преступности. Теперь он чувствовал, что способен устранить любую проблему, если у него будет достаточно инструментов и твердая решимость не подчиняться решению местной партии.
“Нам никто не говорил”, - повторил мужчина слова своей жены.
“На то есть причины”, - загадочно сказал Ростников. “Я устраню проблему, и вы должны пообещать никому не рассказывать, что я это сделал. Никому на моем посту запрещено это делать, но я не хотел, чтобы проблема усугубилась и затронула вас, гостей нашего города ”.
С этими словами он прошел мимо них в точную копию своей собственной квартиры. Центральная комната, представляющая собой комбинацию гостиной-столовой-кухни, была хорошо обставлена, включая небольшой телевизор. Там стоял посторонний запах, который не был неприятным, но который Ростников не мог определить. Слева от входа находилась спальня еще меньших размеров. Он направился к ней вместе с болгарами позади, отчаянно бормоча что-то друг другу.
“Я займу не более нескольких минут”, - сказал он, распахивая дверь. Окно было открыто, и солнечный свет заливал неубранную постель. Ростников стоял перед ним, пытаясь представить, как непревзойденные болгары занимаются любовью. Ночью они почти не шумели. Он знал это, потому что их с Сарой спальня была прямо под ними. Он прошел в ванную, включил свет и снял с сиденья унитаза огромную розовую полоску. Женщина, приближающаяся к нему сзади, протягивает руку, чтобы забрать это у него, как медсестра, берущая скальпель во время операции.
“Я ненадолго. Просто оставь меня в покое”.
Они отступили, снова бормоча что-то на своем родном языке, и Ростников приступил к работе. Он достал из кармана длинную свернутую трубчатую змею, размотал ее и начал спускать в унитаз. Он ослабил хватку, но ничего не добился.
Затем он выключил воду и гаечным ключом, который взял из конфискованных инструментов для взлома в подвале полицейского управления на Петровке, снял трубу за сиденьем унитаза. Когда его убрали, он нашел чашку на ближайшей раковине, наполнил ее водой, топнул ногой по полу и вылил воду в трубу. Почти мгновенно Сара в квартире внизу постучала по потолку сигналом.
“Подходит”, - пробормотал Ростников, стоя на четвереньках и вглядываясь в темную трубу.
“Что такое?” - спросил болгарин у него за спиной. Мужчина стоял в спальне, не желая вторгаться, но и не желая оставлять этого бочкообразного мужчину в покое.
“В трубе разболтался фитинг”, - объяснил Ростников. “Мне придется спуститься в свою квартиру, отвинтить муфту и поднять ее сюда, чтобы починить. Если это просто фитинг, то это будет несложно. Если в трубе течь, у нас проблема посерьезнее ”.
Опираясь о раковину, чтобы не упасть, Ростников поднялся. На его губах играла улыбка. Возможно, он немного опаздывает на работу, но он это вылижет. Триумфов было мало в его работе и еще меньше в задачах прожить день, но это был бы триумф.
Стук в дверь прервал его близкий триумф. Он повернулся лицом к болгарам, которые смотрели на него.
“Открой дверь”, - сказал он, входя в спальню. Действительно ли кто-то звонил Самсанову? У маленького человечка был шпион на этаже? Ростников начал обдумывать ложь и решил, что его лучший шанс пробиться - это блефовать с Самсановым, сказать ему, что это дело полиции, что туалет необходимо починить, что национальная безопасность под угрозой. Это, конечно, отменяло даже решения местной партии. Болгарин открыл дверь, и Ростников задумался, как национальная безопасность может быть связана с ремонтом туалета.
“Старший инспектор Ростников”, - раздался знакомый голос с порога.
“Сюда”, - сказал болгарин, и Эмиль Карпо вошел в комнату, чтобы еще больше сбить с толку мужчину и женщину.
Мужчина, вошедший в комнату, был ростом около шести футов трех дюймов, худощавый и довольно крепкий. Из-за раскосых глаз, высоких скул, обтянутой кожи и невыразительного смуглого лица в начале своей полицейской карьеры он был известен как татарин. Но двадцать лет фанатичного преследования врагов государства придали ему бледный вид одержимого и заслужили более частое среди коллег прозвище Вампир. Название казалось особенно подходящим, когда в глазах Карпо появлялось странное выражение, и в такие моменты даже те, кто работал с ним годами, избегали его. Только Ростников знал, что этот взгляд был вызван сильной мигренью, в которой Карпо отказывался признаваться. Ростников довольно много знал о своем младшем коллеге. Выживание в Советском Союзе часто зависело от того, сколько секретов ты знал и мог использовать. Ростников с интересом наблюдал за Карпо, бросив взгляд на его левую руку, которая была негнущейся и неподвижной. Карпо был застрелен несколькими месяцами ранее, а затем снова повредил руку, преследуя мелкого преступника. В тот раз он чуть не потерял руку, но хирург, который только что хорошо поел и несколько часов поспал, работал усерднее обычного, чтобы спасти конечность. Итак, у двух мужчин было что-то общее - у одного больная нога, у другого больная рука, - хотя они никогда не говорили о своей общей связи.
“Да”, - сказал Ростников.
“Вам следует зайти в кабинет товарища Тимофеевой. Это срочно. Внизу ждет машина”.
Ростников посмотрел на болгар и обратно через плечо на туалет.
“Карпо, что ты знаешь о сантехнике?”
“Я полицейский следователь”, - ответил Карпо.
“Это не исключает того, что вы что-то знаете”, - сказал Ростников.
“Вы опять шутите, товарищ инспектор”, - бесстрастно сказал Карпо.
“Почему ты можешь распознать шутку, Эмиль Карпо, но не можешь участвовать в ней?” Сказал Ростников, проходя мимо него к двери.
“Заниматься шутками нефункционально”, - сказал Карпо. “Слишком много нужно сделать. У Ленина тоже не было чувства юмора”.
“Я знаю”. Ростников вздохнул, а затем сказал болгарам. “Не прикасайтесь к туалету. Воспользуйтесь тем, что в конце коридора. Прежде всего, никому не говорите об этом”. Он приложил пальцы к губам. “Я вернусь сегодня вечером, чтобы все исправить”.
“Но...” - начала женщина. Худощавый мужчина потянул ее за рукав, чтобы успокоить.
“Охрана”, - сказал Ростников, пропуская Карпо вперед к двери.
“Мы понимаем”, - сказал болгарин, поспешив закрыть дверь за двумя полицейскими.
Когда они шли по коридору, Ростников спросил: “Тебе это интересно?”
“Нет”, - сказал Карпо, и разговор закончился.
Двадцать минут спустя, надев куртку и попрощавшись с Сарой, Ростников вместе с Карпо подъехали к въезду на Петровку в желтой полицейской "Волге" с синей горизонтальной полосой.
Петровка состоит из двух десятиэтажных Г-образных зданий на улице Петровка. Это современное, утилитарное и очень оживленное место. Он заметен - все знают, где он находится, - как и тысячи одетых в серое полицейских, патрулирующих город. Соотношение полиции и гражданских лиц в Москве выше, чем в любом другом крупном городе мира.
Несмотря на это, преступность, хотя и не процветает, существует. Папки с расследованиями лежат на столах прокуроров, работающих при генеральном прокуроре Советского Союза. Полиция сотрудничает с прокуратурой в двадцати округах Москвы и несет ответственность за все преступления, кроме политических, которые относятся к сфере деятельности КГБ (Комитета государственной безопасности) или Агентства государственной безопасности. Как для прокуратуры, так и для полиции является постоянной загадкой, что квалифицируется как политическое преступление. Экономические преступления, как правило, являются политическими, потому что они угрожают экономике государства и, следовательно, являются подрывными. На самом деле, любое преступление можно считать политическим, даже избиение мужа ревнивой женой. Официально Генеральная прокуратура уполномочена Конституцией СССР, статья 164, осуществлять “высшие полномочия по надзору за строгим и единообразным соблюдением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительно-распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозов, кооперативов и других общественных организаций, должностными лицами и гражданами”.
Вот почему прокурор Анна Тимофеева, толстая женщина лет пятидесяти, проводила по меньшей мере четырнадцать часов в день, семь дней в неделю в своем кабинете на Петровке, пытаясь сократить объем дел на своем столе. Она выглядела довольно грозно в своей полосатой рубашке и темно-синей форме прокурора. Она выпивала галлоны холодного чая, изо всех сил старалась не обращать внимания на свое слабое и часто жалующееся сердце и продолжала выполнять свою огромную задачу.
Прокурор Тимофеева находилась на своем втором десятилетнем посту. До этого она была помощником одного из комиссаров Ленинграда, отвечавшего за поставки и производственные квоты. У нее не было юридического образования, никакой подготовки для ее должности, но она была преданной делу, достаточно умной и, прежде всего, фанатичной. Она была превосходным прокурором.
Она, как всегда, сидела за своим столом, когда Ростников вошел в ее кабинет после стука и грубого приглашения войти. Затем начался ритуал. Ростников сел в кресло напротив нее, взглянул на портрет Ленина над ее головой и стал ждать. Как всегда, она предложила ему стакан своего чая комнатной температуры.
“Убийство”, - сказала она.
Ростников потягивал чай и ждал.
“Яд”, - добавила прокурор Тимофеева.
Ростников опустил взгляд на свой стакан, поколебался и снова отхлебнул чаю. Он любил добавлять в чай сахар или, по крайней мере, лимон. В этом не было ни того, ни другого и очень мало вкуса, но это занимало его руки. Единственным пороком прокурора Тимофеевой было ее пристрастие к драматизму при распределении дел.
“Американец”, - продолжила она. “Ночью, в ”Метрополе"."
“Американец”, - повторил Ростников, переставляя левую ногу. Удержание ее в одном положении более нескольких минут всегда приводило к скованности и, по крайней мере, незначительной боли.
“И двое советских граждан. И японец”.
“Четыре”, - сказал Ростников.
“Будем надеяться, что наши дополнительные способности не облагаются налогом сверх этого числа”, - сказала она, потягивая свой чай.
“И расследование, я так понимаю, теперь мое?” сказал Ростников.