Шкловский Лев : другие произведения.

Еврейская история Клайпеды

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сразу после вступления немецких войск была сожжена синагога, причем аккуратные немцы оцепили местность и поливали водой из шлангов соседние дома, на этом месте до сих пор пустое место.

Еврейская история Клайпеды
Шкловский Лев
Ежегодно в первое воскресенье сентября Европа отмечает День еврейского культурного наследия. В 2007 году в число городов, где проходит это событие, включена и Клайпеда.
Евреи в Клайпеде до Первой мировой войны
По-видимому, евреи появились в Мемеле в XV столетии, хотя первое документальное свидетельство еврейского присутствия датировано 1567 годом. О присутствии, впрочем, говорить можно с большими оговорками — 20 апреля 1567 года великий герцог Пруссии Альбрехт предписал всем евреям в 21-дневный срок покинуть город и более в него не возвращаться.
Запрет действовал до середины XVII века, но и после его отмены пребывание евреев в мемельском крае было строго ограничено и во времени, и в пространстве: скажем, специально оговаривалось право приезжих еврейских коммерсантов, задержавшихся в городе до пятницы, остаться в нем и на субботу (еврейская религия предписывает в этот день воздерживаться от работы и вообще любой деятельности, не связанной с богослужением). Однако утром в воскресенье они обязаны были покинуть Мемель.
Право поселиться в городе было даровано евреям (не всем, конечно, а одному конкретному коммерсанту) лишь в 1662 году по воле бранденбургского курфюрста Фридриха Вильгельма, заинтересованного в укреплении торговых связей с Мемелем:
The southern part of Memel where most of the Jewish institutions were located.
-первым евреем-клайпедчанином стал Моше Якобсон-младший. Но через несколько лет за излишнюю активность при спекуляциях с солью он вместе со всеми чадами и домочадцами был из города выслан.
Запрет евреям жить в Мемеле не утратил силу и в XVIII веке. Так, в 1777 году торговые дела привели в город Мозеса Мендельсона — между прочим, не только коммерсанта, но и крупнейшего еврейского философа (духовного отца еврейского Просвещения — Гаскалы), и деда композитора Мендельсона-Бартольди (автора всем известного свадебного марша).
Европейская известность не помогла Мендельсону получить право поселиться в Мемеле, и он вынужден был остановиться в Кенигсберге.
Положение изменилось лишь сто лет спустя — Великая французская революция уравняла евреев Франции в правах с прочими гражданами, затем революционное нововведение распространилось на завоеванные Наполеоном страны и отчасти сохранилось там даже после его поражения.
Rabbiner Jeschaja Wohlgemuth
Удобное местоположение (крупный незамерзающий порт и известная автономия ввиду удаленности от столицы Пруссии) и удачная конъюнктура (скажем, Крымская война, изолировавшая Россию от привычных торговых путей) вызвали заметный рост еврейского населения Мемеля:
45 человек в 1813 году, 887 —в 1867-м, 1214 — в 1880 году.
Первой еврейской семьей, получившей права местных граждан, были приехавшие из Тарогена (Таураге) Бер Коген с сыновьями Иосифом, Аароном и Шмуэлем, принявшие в Мемеле фамилию Вальд и открывшие здесь крупную торговлю углем.
Наличие прусского гражданство было очень важным обстоятельством: российских евреев неоднократно изгоняли из Мемеля, они первыми становились жертвами антисемитизма — как государственного, так и бытового.
Евреи в Клайпеде между мировыми войнами
После поражения Германии в Первой мировой войне власть в крае сменилась — Версальский договор передал его под французский мандат. Французские власти отменили все ограничения, касавшиеся евреев — не граждан Германии.
The Jewish bath in Memel in the Schlächterstraße 4
Young WIZO in Memel 1934
Развитие торговли, возможность получить европейское образование, открытые «ворота в мир», т.е. возможность ехать как на запад (в Америку), так и на восток (в Израиль), — евреи не остались ко всему этому безучастными.
После возвращения Клайпедского края Литовской Республике рост еврейского населения города продолжился — с 2000 человек в 1910 году (9 % всего городского населения) до 7000 в 1939-м (14 %).
Кстати, возвращению Клайпеды активно содействовал видный общественный деятель и меценат Винер, памятник которому сегодня установлен рядом с обелиском в память героев, павших в борьбе за присоединение Клайпедского края к Литве, на территории Парка скульптур на аллее Мажвидо.
In the elections of 1938 to the local Seimas, the Nazis received an absolute majority. The Jews were asked to vote for Lithuanian lists (see poster below).
Members of the Urban Kibbutz of Memel working at a flax processing plant.
Memel, Lithuania, 1939, Signs at the entrance to the Jewish bank on the market street.
Евреи заняли видное место в экономике края, создав многие предприятия производства продуктов питания, деревообрабатывающей, текстильной, судоремонтной промышленности. Они были среди пионеров курортного бизнеса — скажем, в Юодкранте второй по времени создания (в конце XIX века) и по размерам отель носил название «Тель-Авив» («Холм весны» в переводе с древнееврейского) — еще до возникновения одноименного города (кстати, первый в мире янтарный прииск рядом с Юодкранте также был создан евреями и мемельскими предпринимателями Вильгельмом Стантиеном и Морицем Беккером).
David ben Gurion visiting Memel in 1933
Еврейская культура, искусство, образование, спорт в условиях новой Литвы получили возможность свободно развиваться (это совпало и с новыми веяниями внутри еврейского мира — стремлению «быть евреем дома и гражданином на улице», нежеланием жить, целиком подчиняясь многовековым традициям, возникновению собственной светской культуры).
Portrait of two Jewish sisters in Memel,1938 January 26
Культурные мероприятия клайпедская община обычно проводила в здании на улице Шаулю — Шаулю намай, или Доме стрелков.
Катастрофа
Сразу после вступления немецких войск была сожжена синагога, причем аккуратные немцы оцепили местность и поливали водой из шлангов соседние дома, на этом месте до сих пор пустое место.
После аннексии Германией Клайпедского края еврейское население бежало в Литву, в основном— в Каунас. Оккупация Прибалтики советскими войсками в 1940 году сделала многих из них узниками сталинских лагерей. Как ни парадоксально, это несчастье стало их спасением — из оставшихся в Литве после захвата ее в 1941 году гитлеровцами выжили единицы (всего в Литве были убиты 220 тысяч евреев, т.е. около 95 процентов еврейского населения республики).
На мемориальном кладбище еврейской общины Клайпеды высажена аллея туй — в память о жителях Клайпедского края с риском для собственной жизни и зачастую ее ценой спасавших евреев, годами прятавших и кормивших их. Под каждым из 29 деревьев установлен памятный знак с именем Праведника Мира (это звание присваивает израильский музей жертв катастрофы Яд ва-Шем).
Еврейские общинные и ритуальные здания Клайпеды
В городе долго не было еврейского кладбища, и евреи испытывали из-за этого большие трудности. Тела умерших приходилось тайно вывозить в Российскую империю, в Литву. Известна история скоропостижно скончавшегося в Мемеле еврейского торговца, чей труп усадили в повозку, вставили в рот зажженную трубку и в таком виде пересекли границу.
В 1823 году магистрат выделил евреям города на окраине, на бывшем крепостном валу, место для строительства общинных и ритуальных сооружений — синагоги, больницы и кладбища. На этом месте (в районе нынешних улиц Жеду и Синагогу) и сегодня находится еврейский общинный центр г. Клайпеды.
Евреи приезжали в город отовсюду — из Пруссии, России, других стран Европы, поэтому единой общины (и соответственно одной синагоги) в городе не было. Хасиды (сторонники религиозно-мистического учения,
охватившего в XVIII веке евреев Волыни, Галиции, части Польши, Венгрии, Румынии) молились отдельно от литваков (евреев Литвы и Белоруссии — противников хасидизма), а те, в свою очередь, не жаловали просвещенных, «реформированных» немецких евреев.
1934, Der jüdische Oberingenieur Alfred Wittenberg (1877 Memel – 1940
Самая большая в городе синагога, Бейт га-Мидраш, находилась на Бадерштрассе, 11 (нынешняя улица Даржу, 7).
В 1939 году после аннексии фашистской Германией Клайпедского края ее сровняли с землей — нацисты подожгли синагогу, окружив пожарными, чтобы огонь не перекинулся на окружающие дома. Ее фундамент, присыпанный щебенкой, виден на этом месте и сейчас.
На нынешней улице Грижгатве находилась «немецкая» синагога, построенная в 1886 году на месте бывшего порохового склада. Еще одна синагога, впервые упомянутая в городских документах в 1840 году, находилась на пересечении улиц Синагогу и Галиниопили-мо и принадлежала выходцам из Польши. Однако последние упоминания о ней датированы концом XIX века.
В 1870 году раввин «немецкой» общины Ицхак Рульф учреждает еврейскую больницу и дом призрения, а в 1879-м — школу для бедных детей.
Из-за роста еврейского населения города больница скоро уже не могла принять всех нуждающихся, и в 1896 году была построена и освящена еврейская больница на улице Галинио-пилимо, в помещении которой сегодня размещается Городской наркологический центр.
Здание, окруженное великолепно ухоженным садом, все в том же печально памятном 1939 году было реквизировано гитлеровцами.
Открытая в 1879 году школа также скоро стала нуждаться в новом, существенно большем здании, и в 1898 году еврейской общиной было куплено и реконструировано для нужд обучения здание на улице Грижгатве.
В этом здании школа просуществовала также до 1939 года.
Правительство новой Литвы в 1990 году вернуло здание возрожденной еврейской общине Клайпеды, однако та, не имея иных средств для поддержания общинной жизни, содержания воскресной школы и помощи нуждающимся, вынуждена была здание продать.
В число учреждений, обязательных для нормального существования еврейской общины, входит и миква — помещение для ритуальных омовений.
Мемельская миква с 1858 года находилась на улице, сегодня называющейся Скярдею. Здание миквы после второй мировой войны неоднократно перестраивалось, и сегодня уже ничего не напоминает о его еврейском прошлом.
Евреи Клайпеды сегодня
В 1990 году с возрождением Литовского государства возобновилась и еврейская общинная жизнь Клайпеды. В непростой переходный период община, объединяющая ныне около 300 членов, активно помогала нуждающимся евреям, возобновились богослужения в синагоге, открылась воскресная школа для детей и колель (центр религиозного образования) для взрослых, действуют клубы «Хесед» (объединяет людей старшего возраста) и «Гешер» (для тех, кто помоложе).
Члены общины следят за состоянием памятников в местах массовых захоронений жертв фашистского геноцида, сообща отмечают еврейские праздники, их дети ездят в летние и зимние образовательно-оздоровительные лагеря. С 2006 года в Клайпеде живет и работает раввин реб Носон Вершубский.
ФЕЛИКС ПУЗЕМСКИС,
председатель Еврейской общины г. Клайпеда.
Евреи в Клайпеде
Первое упоминание
Памятная доска в Клайпеде о жертвах нацистской оккупации.
Впервые евреи Клайпеды упомянуты в документах 1567 г. в связи с их изгнанием из города герцогом Пруссии, владевшим городом.
Семнадцатый — девятнадцатый век
Несмотря на юридические запреты на поселение, евреи жили в Мемеле с 1567 года. В 1643 году еврейские купцы получили разрешение оставаться на ночь в городе в субботу. В 1664 г. по особому разрешению курфюрста Бранденбургского в Клайпеде жил крупный голландский торговец Моше Якобсон де Йонге.
До 1812 г. евреи имели право находиться в Клайпеде только во время ярмарок, на которых торговали главным образом мехами и книгами на иврите. Когда эдиктом 1812 г. евреям было разрешено проживать в Клайпеде, туда переселились многие евреи из Польши и России, которые принимали активное участие в торговле лесом. К середине 19 века около 400 евреев жили в Мемеле.
Еврейская община возникла в Клайпеде лишь в 1862 г. Еврейское кладбище открылось в 1865 году, и еврейская больница была основана в 1870 году. В 1867 г. еврейское население Клайпеды насчитывало 887 человек, в 1910 г. — свыше 2000. Немецкие евреи и выходцы из Восточной Европы имели раздельные синагоги и общинные учреждения.
В 1860 г. в Клайпеде поселился основатель движения Мусар И. Салантер, основавший в городе бейт-мидраш и общества по изучению раввинистической литературы, а годом позже стал издавать журнал этого движения «Твуна» (печатался в Кенигсберге).
В 1865-98 гг. раввином Клайпеды был доктор И. Рюльф, один из духовных руководителей немецкого еврейства и приверженец Ховевей Цион, который основал в Клайпеде общинную школу и больницу, а также оказывал помощь евреям России. Когда в 1868—1869 гг. в Литве был голод, Рюльф собрал средства в Германии, чтобы помочь спасти от голода 30000 евреев Ковенской губернии. В течение примерно полутора лет он собрал 630,000 марок (очень большая сумма по тем временам) в ежемесячных платежах. В 1879 году, Рюльф основал школу для еврейских детей из бедных семей; учреждение было признано прусскими властями.
Двадцатый век
Всего 488 евреев жили в городе в 1905 году. Еврейское население резко выросло после Первой мировой войны, как и число предприятий, принадлежащих евреям. Еврейское население было в основном немецкого происхождения, к нему присоединились ряд литовских евреев. После 1923 г., когда Клайпеда вошла в состав Литвы, еврейское население города стало быстро расти (около 9000 к 1939 г., 17 % общего населения).
Еврейское население Клайпеды занималось в основном торговлей, меньше работой в промышленности.
По данным правительственного опроса 1931 года в городе было 471 магазинов и офисных помещений, из которых 119 принадлежали евреям. Там также перечислены 151 заводов, 31 из которых были в собственности евреев. В районе Клайпеды имелись также еврейские сельские хозяйства, некоторые из них использовались для подготовки молодежи к переселению в Эрец-Исраэль.
Conference of "Hachshara Kibbutzim" of Memel Region in 1931
22 марта 1939 г. Клайпеда была оккупирована германскими войсками. Все еврейское население (около 7000) покинуло город и переселилось в Литву, и нацисты захватили все еврейское имущество в городе. Подавляющее большинство евреев Клайпеды погибло во время Катастрофы.
Город был освобожден 28 января 1945 г. 16-й Литовской дивизией, в которой процент военнослужащих евреев превышал 30 %. Евреи вернулись в 1945 году, и к 1967 году еврейское население было около 1000, но не было синагоги, еврейского кладбища, организованной общинной жизни.
Конец 1900-х — начало 2000-х гг.
В 1989 году в Клайпеде толпа литовцев напала на еврея, и антисемитские листовки были распространены в городе. Через год в Клайпеде было 681 евреев.
В мае 1991 года на кладбище города был установлен памятник жертвам Холокоста, на котором написано на литовском, иврите и идише: «В память о еврейской общине Клайпеды, которая была жестоко уничтожена фашистами».
Забытая история: в Клайпеде увековечен основатель государства Израиль
В портовом городе Клайпеда установили мемориальную доску известному деятелю сионизма, автору и создателю израильского флага и валюты, патриарху государственности Израиля Давиду Вольфсону, который родился на территории Литвы, а 17 лет прожил в Клайпеде (нем. Мемеле).
Об этом сегодня, 12 апреля, сообщает корреспондент BALTNEWS.lt по литовскому Приморью.
В открытии мемориальной доски приняли участие мэр города Клайпеды Витаутас Грубляускас, посол Израиля в Литве Амир Маймон и председатель еврейской общины Клайпеды Феликс Пуземский. Подробный фоторепортаж ЗДЕСЬ.
Присутствующие на открытии мемориальной доски отметили значимый вклад выдающегося деятеля еврейской нации, уроженца литовского Дарбенай, который на протяжении 17-ти лет (1870-1887) жил в Мемеле. Именно здесь Давид Вольфсон познакомился с известными еврейскими общественными деятелями, легендарным раввином Исааком Рюльфом – одним из родоначальников сионизма. От них он почерпнул идеи о возвращении еврейского народа на историческую родину. Мемориальная доска Давиду Вольфсону была установлена рядом с другой – его учителем Исааком Рюльфом, у которого он обучался немецкому языку и математике.
"Давид Вольфсон родился в Дарбенай. Чтобы не служить в российской царской армии его отец отправил его в Мемель. Здесь он жил более 15 лет. Здесь он сформировался как личность", — сказал Феликс Пуземский.
Надпись на иврите, литовском и английском языках гласит: "в этом здании учился Д.Вольфсон (1856-1914), второй президент Всемирной сионистской организации, автор флага и валюты государства Израиль".
Посол Израиля Амир Маймон отметил огромную значимость Д.Вольфсон в формировании идей национального самосознания евреев и создании еврейского государства.
"Миндаугас, Витаутас, Гедиминас. В каждом городе Литвы есть названия таких улиц. Ровно также как и в Израиле в каждом городе есть улица имени Давида Вольфсона", — сказал Амир Маймон.
Мэр Витаутас Грубляускас подчеркнул важность еврейской истории города и заметил, что в Клайпеде эта часть прошлого только начинает раскрываться.
"Я верю и надеюсь, что это далеко не последнее место, которое не только может, но и должно быть связано с историей еврейского народа, предпосылками к созданию и становлению Израиля и его людьми", — сказал городской глава.
На мероприятии присутствовали не только представители еврейской общины, но и множество людей, любящих и интересующихся историей своего города, представители других национальных общин, религиозных конфессий, общественные деятели, историки и краеведы.
Как сообщал ранее независимый информационно-аналитический портал BALTNEWS.lt, Клайпеда – это уникальный город на территории современной Литвы. Городу характерен синкретизм культур. Еврейское прошлое Клайпеды – это особая часть исторического наследия города, которое только начинает раскрываться во всей своей полноте.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"