Школьный Психолог : другие произведения.

Методика преподавания психологии

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.53*35  Ваша оценка:


Программа курса "Методика преподавания психологии"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Курс "Методика преподавания психологии" предназначен для студентов-вечерников 5 курса, обучающихся по специальности "Психология" Курс рассчитан на 16 часов лекционных и 8 часов семинарских и практических занятий. Основная цель курса- дать студентам представление об особенностях и принципах деятельности преподавания психологии, сформировать у них начальные методическиt умения и навыки, необходимые для преподавания психологии. Основные задачи курса:
  -- овладение психолого-педагогическим, методологическим и общекультурным содержанием, необходимым для преподавания "Психологии" в ра личных учебных заведениях;
  -- освоение различных форм учебных занятий и методикой их проведения;
  -- получение первоначальных умений разработки методических, дидактических и иных психолого- педагогических материалов, необходимых для преподавания психологии;
  -- стимулирование творческого самовыражения студентов.
  
      -- Введение.
  -- Предмет, цели и задачи курса. Психология учебной деятельности. Основные положения психологической теории учебной деятельности. Психология учения. Ее специфика. Структура учебной деятельности: потребность, задача, мотив, действие, операции, цель, этапы решения учащимся учебной задачи. Общая классификация учебных задач: задачи на воспроизведение знаний, мыслительные задачи, творческие задачи, рефлексивные задачи. Общая классификация методов обучения. Правополушарная и левополушарная модели познания.Специфика учебных задач по психологии.
      -- Особенности преподавания психологии разным контингентам учащихся.
  -- Содержание учебной дисциплины "Психология" в зависимости от контингента учащихся: ориентация преимущественно на развитие способностей младших школьников, ориентация на развитие коммуникативных навыков и личностный рост, а также профессиональную ориентацию у старших школьников. Коррекционно-развивающий характер преподавания психологии в школе. Особенности преподавания психологии в колледже.
      -- Принципы обучения взрослых.
      -- Андрогогика: принципы обучения взрослых. Педагогическая и андрогогическая модель обучения. Понятие технологии обучения. Этапы технологии обучения: диагностика, планирование, создание условий для реализации процесса обучения, реализация процесса обучения, оценивание (контроль). Преподавание в вузе - развивающее обучение. Управление самостоятельной работой студентов. Умение студента самостоятельно работать с литературой. Условия, способствующие их формированию: решение задач, позволяющих применять знания на практике; комплексный подход к самостоятельной работе; структурированность самостоятельной работы. Работа с учебником и изучение научной литературы по психологии. Отличительные особенности учебника как вида учебной литературы. Методика изучения научной литературы. Работа с ресурсами интернет.
  
      -- Активные методы обучения.
  -- Программированное обучение. Бихевиористическая (скиннеровская) система программированного обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий - основа программированного обучения. Ориентировочная и исполнительная (учебные задачи) часть учебной деятельности. Основные типы учебных задач: предметные, логические, психологические. Проблемное обучение. Проблемность как принцип обучения. Групповая дискуссия Эвристическая беседа. Методы интерактивного обучения. Тренинговые формы обучения. Ролевая игра. "Мозговая атака". Деловая игра.
  -- Специфика психологии как учебной дисциплины.
  -- Теоретическая и практическая психология. Особенности предмета психологии как науки. Взаимосвязь теоретической и практической психологии. Требования к качествам личности специалиста-психолога. Личностный рост. Дискуссия об отнесении практической психологии к сфере науки или искусства.
  -- Формы учебных занятий и методика их проведения.
  -- Лекционная форма обучения. Основные функции лекции: информационная; ориентирующая; разъясняющая; убеждающая (прямое и косвенное доказательство); увлекающая. Содержание лекции. Принципы отбора материала для лекции. Методика чтения лекции. Требования к методике лекционного преподавания. Наглядность в преподавании теоретической психологии: использование литературных примеров. Метафора в преподавании психологической метатеории.
  -- Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах. Основные формы практических занятий: семинары-практикумы; семинары- дискуссии; собственно практические занятия; лабораторные занятия. Учебная задача - основная структурная единица практического занятия. Два принципа разработки учебных задач: "от теории - к практике", "от жизни - к теории". Учебные задачи для лабораторных занятий. Методические требования по преподаванию лабораторных занятий. Методика организации и управления учебной дискуссий. Общая схема действий преподавателя по подготовке и проведению семинарского (практического) занятия.
  -- Контроль и коррекция учебной деятельности студентов. Самоконтроль в форме специфического учебного действия. Методика обучению самоконтролю. Основные и условия эффективности контроля учебной деятельности. Аттестация и экзамен как формы педагогического контроля
  
  
  
      -- Преподавание психологии как науки теоретической и прикладной.
  -- Цели преподавания психологии в вузе (общая цель изучения психологии; конкретные цели изучения психологии студентами непсихологических и психологических специальностей). Методические особенности преподавания теоретической психологии.. Особенности преподавания основных направлений теоретической и прикладной психологии.
      -- Особенности преподавания практической психологии.
  -- Обучающий тренинг и тренинг личностного роста. Особенности учебных задач в практической психологии. Особенности обучения различным направлениям практической психологии. Супервизия как основной метод контроля учебной деятельностью студентов в практической психологии.
   Литература.
      -- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М., 1999.
      -- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
      -- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону, 1997.
      -- Ляудис В.Л., Негура И.П. Методика преподавания психологии. - М., 1989.
      -- Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. - М., 1989.
      -- Понамаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников: В 2-х частях. - М., 2001.
      -- Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. - М., 2000.
      -- Хруцкий Е.А. Организация и проведение деловых игр. - М., 1991. >|
      -- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов.-М., 1982.
      -- Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники.. Уч. пособие. М, 2001
      -- Змеев С.И. Технология обучения взрослых М, 2002
      -- Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект Л, 1991
      -- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. - М., 2000.
   Тематика курсовых работ
      -- Специфика преподавания психологии в школе, колледже и вузе
      -- Методы активного обучения психологии
      -- Педагогика и андрогогика: сравнительный анализ
      -- Методические особенности преподавания психологии как теоретической дисциплины
      -- Методические особенности преподавания психологии как практической дисциплины
      -- Проблемно-ориентированное обучение психологии в вузе
      -- Взаимосвязь содержания преподавания психологии и возрастных особенностей учащихся
      -- Особенности учебных задач по психологии
      -- Метафора в преподавании теоретической психологии
      -- Методика самостоятельной работы студентов с психологической литературой
      -- Учебная мотивация и преподавание психологии
      -- Супервизия как метод оценки психолога-консультанта
  
   Вопросы к зачету:
   Студент на зачете должен продемонстрировать знание основных понятий и принципов педагогической психологии и андрогогики, а также продемонстрировать умение планировать учебное занятие по психологии в зависимости от особенностей контингента учащихся и содержания учебного материала.
  
      -- Основные цели и задачи преподавания психологии различным контингентам учащихся
      -- Особенности преподавания психологии в школе
      -- Особенности преподавания психологии в колледже и вузе
      -- Андрогогика: основные принципы обучения взрослых
      -- Технология обучения
      -- Классификация учебных задач
      -- Классификация методов обучения
      -- Научные основы преподавания психологии
      -- Классификация активных методов обучения
      -- Основные этапы технологии обучения взрослых
      -- Учебная задача : общая психолого-педагогическая характеристика
      -- Особенности психологии как учебной дисциплины
      -- Организационные формы преподавания психологии как теоретической дисциплины
      -- Обратная связь в процессе преподавания психологии: формы и принципы контроля
      -- Средства обучения психологии
      -- Методика подготовки к лекции
      -- Требования к лекционному материалу
      -- Методика подготовки к практическому занятию
      -- Особенности обучения практической психологии
      -- Руководство самостоятельной работой студентов
      -- Супервизия как основная форма контроля освоением умений и навыков в практической психологии
      -- Наглядность в обучении психологии
      -- Способы активизации познавательной деятельности студентов на лекциях по психологии
      -- Способы активизации познавательной деятельности студентов на семинарских и практических занятиях.
      -- Проблемное обучение психологии
      -- Интерактивное обучение психологии
      -- Особенности разработки учебных задач для практических занятий по психологии
      -- Методика работы студентов с учебной и научной литературой
      -- Особенности работы студентов с сетевыми ресурсами
      -- Основные требования к содержанию курса психологии в вузе.

Оценка: 3.53*35  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"