Школьный Психолог : другие произведения.

Программа курса "Основы общей психологии"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.47*14  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Проект программы Скоро выложу исправленную и дополненную версию


Программа курса

" Основы общей психологии"

для студентов 1 курса факультета "Педагогика и психология"

Пояснительная записка

   Настоящая программа курса "Основы общей психологии" предназначения для студентов 1 курса отделения педагогики и психологии, обучающихся по специальности. Программа рассчитана на 40 лекционных и 14 часов практических занятий.
   Основной целью курса является формирование базовых понятий и концепций, а также исторической логики их развития, составляющих теоретическую основу как для возрастной, педагогической и социальной психологии, так и для всех прикладных и практических дисциплин, входящих в область современной психологической науки и практики, а также имеющей несомненное методологическое значение для педагогики. Необходимость основательной теоретической подготовки в области общей психологии будущих педагогов-психологов обусловлена спецификой их профессиональной деятельности, требующей от специалиста умения и навыков самостоятельно разрабатывать и осуществлять конкретные психодиагностические и психолого-педагогические развивающие и коррекционные программы, направленные на оптимальную социализацию ребенка и\или подростка.
   Практической задачей курса является введение студентов в лабораторию общепсихологических исследований, что позволяет понять механизмы создания психологических методик, а также приобрести навыки их профессиональной интерпретации.
   Основные понятия и концепты, которые должны освоить студенты, следующие:
  -- Психология
  -- Научная парадигма
  -- Методы психологии
  -- Психика
  -- Психическое отражение
  -- Мозг как субстрат психического
  -- Этапы развития психики (в фило- и онтогенезе)
  -- Сознание
  -- Поведение
  -- Неосознаваемые психические процессы
  -- Деятельность
  -- Потребности
  -- Мотивы
  -- Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, внимание, память, мышление, воображение;
  -- Интеллект
  -- Речь
  -- Чувства и эмоции
  -- Уровни регуляции психической деятельности: уровень непроизвольной регуляции, уровень произвольной регуляции и волевая регуляция психической деятельности
  -- Индивид
  -- Способности
  -- Темперамент
  -- Личность
  -- Характер
  -- Самосознание
  -- Общение
  -- Социализация
   Курс "Основы общей психологии" завершается зачетом. К зачету студентам необходимо подготовить конспект основных литературных источников. На зачете студент должен продемонстрировать знание основных понятий и концепций общей психологии, а также уметь соотнести их с практикой.
      -- Введение.
   Общее представление о психологии как науке. Место психологии в системе наук и общественной практике. "Житейская" и "научная" психология. Логика развития психологии и смена общенаучной парадигмы: наивный материализм античности, период средневековой схоластики, "декартова" парадигма. Развитие индустриального общества и возникновение научной психологии. Современное состояние психологии: переход от естественно-научной к гуманитарной парадигме. Академическая и практическая психология. Единство и противоречия "академической" и "практической" психологии.
  
      -- Психика как одна из форм отражения материи.
  
   Материальность психического. Механизмы психики: отражение, проектирование, опредмечивание. Физическое, физиологическое и психичекое отражение. Их свойства. Раздражимость и чувствительность. Сигнальная функция психического образа как основной признак психического отражения. Понятие психофизической проблемы. Этапы развития психики по Леонтьеву и Фабри: стадия сенсорной психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта. Сознание как высшая стадия развития психики.
  
  
      -- История развития психологических учений
  -- Общие положения. Логика развития предмета и методов научной психологии: тезис, антитезис, синтез. Взаимосвязь предмета и методов психологии. Развитие психологии в недрах философии, естествознания, медицины, педагогики.
  
  -- Начало научной психологии - тезис: сознание как предмет научной психологии. Лаборатория сознания В. Вундта. Сознание, его свойства. Объективные и субъективные элементы сознания: ощущения и элементарные чувства Метод интроспекции и проблема самонаблюдения Кризис психологии сознания.
  -- Антитезис: психология как наука о поведении
   Бихевиоризм Уотсона. Стимул-реакция как единица поведения. "Изгнание" сознания. Принципы и исследовательские методы бихевиоризма: наблюдение и эксперимент. Достижения и проблемы бихевиоризма. Необихевиоризм как попытка преодоления противоречий бихевиоризма.
  
  -- Антитезис: психология как наука о бессознательном.
   Неосознаваемые психические процессы. Их классификация: подсознательные, бессознательные и надсознательные психические процессы. Психоанализ З. Фрейда. Методы психоанализа: метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Ассоциативный эксперимент. Свойства бессознательного. Формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы. Психология бессознательного К. Юнга. Коллективное бессознательное, архетипы.
  -- Синтез: теория деятельности советской психологической школы
   Деятельность как единство сознания и поведения. Естественно-научные корни теории деятельности: рефлекторная теория Сеченова, учение о ВНД Павлова, теория функциональных систем Анохина. Иерархическая структура деятельности: уровень конкретных деятельностей, действие, операции, психофизиологическая основа деятельности. Действие как единица деятельности.
  -- Культурно-исторические механизмы становления деятельности.
   Деятельность Основные виды деятельности: труд, познание, игра, общение. Теория развития деятельности в фило- и онтогенезе Б.Г. Ананьева. Генезис высших психических функций (культурно-историческая концепция Л.С. Выготского). Внешняя и внутренняя деятельность. Интериоризация и экстериоризация деятельности. Орудие как средство овладения окружающей реальностью. Знак как средство овладения собственными психическими процессами.
  
      -- Побудительные механизмы психики
   Потребности, основные виды. Мотивы - опредмеченные потребности. Потребность-мотив-цель. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Мотивы и эмоции. Энерго-информционная кривая Йеркса-Додсона.
  
  
      -- Познавательные психические процессы.
   Ощущения, свойства. Восприятие, его свойства. Восприятие как категоризация. Первичные и вторичные образы. (представления). Внимание, его свойства. Память, ее свойства. Мышление. Общая характеристика мышления. Мышление как деятельность. Мышление и речь. Виды мышления.Интеллект. Воображение, его свойства. Роль метафоры в психологической практике.
  
      -- Чувства и эмоции.
   Свойства и функции эмоций: информационная, энергетическая, коммуникативная, регуляторная. Полярность эмоций. Теория эмоций Джемса-Ланге. Уровни эмоционального регулирования по Никольской и Лебединскому.
   Психология переживания по Ф. Василюку. Типы критических ситуаций: стресс, фрустрация, конфликт и кризис.
  
  
  
  
      -- Механизмы психической регуляции
   Иерархия уровней психической регуляции: непроизвольная регуляция, произвольная регуляция, волевая регуляция деятельности. Сущность воли. Структура волевого акта.
  
      -- Индивид и личность
   Психика как целостное образование. Индивид и личность. Личность как процесс и результат социализации. Личность как совокупность общественных отношений. Личность как иерархия отношений. Многообразие теорий личности: биогенетические, социогенетические и психогенетические теории личности. Концепция Геодакяна о подсистемах изменения и сохранения в структуре личности.
  
      -- Темперамент.
   Темперамент как свойство индивида. Связь характеристик ВНД и темперамента. Три сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.
  
      -- Способности.
   Задатки и способности: биологическое и социальное в структуре способностей. Понятие билатерального регулирования и зависимость особенностей психики от межполушарного взаимодействия. Общие и специальные способности. Методы измерения способностей.
  
      -- Характер.
   Личность и характер. Характер, различные степени его выраженности: психопатии, акцентуации. Биологические предпосылки и прижизненное формирование.
  
      -- Личность и самосознание.
   Личность и ее формирование.Критерии сформированной личности. Сдвиг мотива на цель, идентификация, усвоение социальных ролей. Социализация. Локус контроля личности. Индивидуальное самосознание, его становление в процессе развития общества и в онтогенезе. Функции самосознания.
  
      -- Общение
   Общение как одна из форм социального взаимодействия. Структура общения, уровни общения. Речь и язык. Значение общения.
  

Тематический план

   N
   Тема
   Лекции
   Практические занятия
   1.
   Введение в общую психологию
   4
   1
   2.
   Психика как одна из форм отражения материи
   4
  
   3.
   История развития психологических учений Логика развития предмета и методов научной психологии: тезис, антитезис, синтез
   4
  
  --
   Начало научной психологии - тезис: сознание как предмет научной психологии
   2
  
  --
   Антитезис: психология как наука о поведении
   2
  
  --
   Антитезис: психология как наука о бессознательном
   2
  
  --
   Синтез: теория деятельности советской психологической школы
   2
  
  --
   Культурно-исторические механизмы становления деятельности
   2
  
   4.
   Побудительные механизмы психики
   2
  
   5.
   Познавательные психические процессы.
  
   2
   4
   6.
   Чувства и эмоции
   2
   1
   7.
   Механизмы психической регуляции
   1
  
   8.
   Индивид и личность
   1
  
   9.
   Темперамент
   2
   1
   10
   Способности
   2
   1
   11.
   Характер
   2
   2
   12.
   Развитие личности. Самосознание
   2
  
   13.
   Общение
   2
   4
  
  
   Итого: 40 час
   Итого: 14 час.
  

Вопросы к зачету по " Ведению в общую психологию"

      -- Предмет психологии
      -- Взимосвязь предмета и методов научной психологии
      -- Место психологии в системе наук и общественной практике.
      -- Место общей психологии в системе психологических знаний.
      -- Современные отрасли психологии
      -- Современное состояние психологии и смена общенаучной парадигмы: "научная" и "практическая" психология .
      -- Житейская и научная психология: сходство и различия
      -- Основные этапы развития психологии
      -- Методы научной психологии
      -- Психика как форма отражения реальности. Материальность психического отражения.
      -- Понятие психофизической проблемы
      -- Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо
      -- Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
      -- Теория функциональных систем
      -- Этапы развития психики
      -- Сознание, его свойства.
      -- Познавательные психические прпоцессы, общая характеристика
      -- Ощущение и восприятие:сравнительная характеристика
      -- Восприятие и мышление: сравнительная характеристика.
      -- Интеллект.
      -- Мышление и речь
      -- Память, механизмы и свойства.
      -- Внимание, механизмы и свойства.
      -- Восприятие и представление
      -- Воображение и мышление
      -- Личность. Определение и свойства.
      -- Индивид и личность.
      -- Развитие психологии в недрах философии, естествознания, медицины
      -- Бихевиоризм и интроспекционизм: сравнительная характеристика
      -- Интроспекционизм и теории бессознательного (З. Фрейд, К. Юнг) : сравнительная характеристика
      -- Современные направления изучения личности: общая характеристика.
      -- Развитие личности и самосознание
      -- Эмоции и чувства. Эмоция как форма отражения действительности.
      -- Свойства эмоций.
      -- Потребности и мотивы
      -- Теория деятельности А.Н. Леонтьева.
      -- Структура деятельности.
      -- Роль деятельности в формировании личности и сознания человека
      -- Виды деятельности.
      -- Задатки и способности
      -- Темперамент и свойства нервной системы
      -- Характер. Типология характеров.
      -- Механизмы психической регуляции
      -- Структура волевого акта. Специфика волевой регуляции.
      -- Общение
      -- Типы критических ситуаций: стресс, фрустрация, конфликт и кризис.
  
   Критерии оценки: "Зачет" по "Основам общей психологии" получает студент, знающий содержание основных научных понятий и концепций общей психологии, их взаимосвязь; имеющий четкое представление о логике развития ее предмета и методов, умеющий развести представленные выше понятия общей психологии и связать их с практикой.
  
  

Литература:

      -- *Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию
      -- *Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-методическое пособие. М, "Флинта", 1998
      -- *Немов Р.С. Психология.
      -- *Гиппенрейтер Ю.Б. Практикум по общей психологии. М, 1972
      -- http://www.millennium.ru/2001/biblio/schedr2.htm
      -- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л, 1968
      -- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.
      -- Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999.
      -- Василюк Ф.Психология переживания. М, 1984.
      -- Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект Л, 1991
      -- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М, 1982
      -- Кречмер Э. Строение тела и характер\\ Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982
      -- Кун Т., Структура научных революций. М. 1975.
      -- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982
      -- Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности\\ Психология личности. Тексты. М. 1982
      -- Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М, 1976
      -- Юнг К. Психологические типы. \\Психология индивидуальных различий. Тексты. 1982.
      -- Для студентов, обучающихся по специальности "педагогика и психология", открыта интернет-страница со ссылками на сетевые ресурсы по проблематике общей и прикладной психологии.
   __________
   (*) Обозначена обязательная литература.
  

Темы вопросов для обсуждения и контрольных работ:

      -- Логика и история изменения содержания предмета научной психологии
      -- Взаимосвязь содержания предмета научной психологии и ее методов.
  
      -- Основные направления современной психологии
      -- Место общей психологии в системе наук о психологии
  
      -- Интроспекционизм и бихевиоризм
      -- Интроспекционизм и фрейдизм
  
      -- Психика - высшая форма отражения материи
      -- Этапы развития психики
  
      -- Познавательные психические процессы
      -- Восприятие и мышление
  
      -- Мышление и воображение
      -- Ощущения. Свойства ощущений
  
      -- Восприятие. Свойства восприятия.
      -- Эмоции, их свойства
  
      -- Индивид и личность
      -- Темперамент
  
      -- Способности
      -- Характер
  
      -- Сознание и самосознание
      -- Типы критических ситуаций
  
      -- Психическая регуляция, ее уровни.
      -- Общение
  

Тематика курсовых работ

      -- Естественно-научные основы теории деятельности
      -- Культурно-историческая концепция Выготского
      -- Современные теории личности
      -- Интроспекционизм В. Вундта
      -- Бихевиоризм: логика развития
      -- Психоанализ З. Фрейда: его влияние на современную психологию.
      -- Когнитивная психология**.
      -- Интеракционизм.**
  
   ___________
   ** Темы предлагаются в качестве дополнительных, расширяющих представления о направлениях современной психологии.
  
  
  
   8
  
  
  
  
Оценка: 3.47*14  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"