Методические рекомендации
по проведению учебно-производственной практики работы психолога с подростками и старшеклассниками
для студентов 4 (4(3,5)) курсов очно-заочного отделения, обучающихся про специальности " Социальная педагогика"
Задачи практики:
--
Изучение видов деятельности, функциональных и должностных обязанностей психолога в общеобразовательном учреждении, организации;
--
Апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в процессе изучения теоретических дисциплин;
--
Приобретение опыта профессионального общения и взаимодействия с подростками и старшеклассниками
--
Практическое овладение отдельными методами психологического исследования
Задание 1. Ознакомиться с деятельностью психолога по психологическому сопровождению подростков и старшеклассников на базе общеобразовательного учреждения (виды и формы работы, плановые мероприятия и т.д.) Изучить документацию психологической службы учреждения (пан работы, психологические характеристики учащихся, классов, отчеты и т.п.)
Задание 2. Посетить и проанализировать 2-3 занятия психолога
Примерная схема анализа психологического занятия
Школа_______класс______численность группы___ кол-во присутствующих детей___
Специфика группы__________________________________________________
Ф.И.О,. психолога________________________________________________
Тема_______________________________________________________________
- --
Цель занятия
- --
Место проведения занятия и его характеристика (назначение помещения, оснащенность, обстановка)
- --
Присутствие 3-их лиц
- --
Материальная обеспеченность (стимульный материал, дополнительное оборудование и т.п.)
- --
Длительность занятия, время проведения
- --
Техники, которые использует психолог в ходе проведения занятия для достижения цели
Схема наблюдения
Техники
|
Действия психолога
|
Реакции детей
|
Установление контакта
|
|
|
Привлечение внимания
|
|
|
Управление мотивацией
|
|
|
Активизации
--
Познавательной деятельности
--
Творческой деятельности
--
Самостоятельной работы
Развития
--
Познавательные процессов
--
Личностных качеств
--
способностей
|
|
|
Регуляция эмоций и состояния (снятие напряжения, утомления)
|
|
|
Развития межличностой коммуникации и предотвращения конфликтов
|
|
|
Контроля результатов
|
|
|
Получения обратной связи
|
|
|
Другое
|
|
|
- --
Учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей
- --
Способы и критерии оценки результатов занятия
- --
Формы документального (или иного) учета результатов занятия.
Анализ провел(а)_______________________________________________________
______(дата)
Задание 3. Принять участие в групповой и индивидуальной работе психолога с подростками и старшеклассниками.
Задание 4. Совместно с психологом обработать и проанализировать полученные результаты
Задание 5. Обсудить результаты практики с психологом и сокурсниками-практикантами.
Примерные вопросы для обсуждения результатов практики с психологом и сокурсниками:
- --
Основные психологические трудности, имеющиеся у подростков и старшеклассников
- --
Задачи психолога при работе с младшими, старшими подростками и старшеклассниками
Задание 6. Оформить отчет по производственной практике в соответствии с требованиями.
Схема отчета по результатам практики
- --
Титульный лист
- --
Задачи практики
- --
Краткая характеристика базы практики
- --
Анализ психологических занятий ( см. примерную схему анализа)
- --
Описание работы, проделанной совместно с психологом ( тема, цель, объект, форма, процедура, краткое описание результатов)
- --
Выводы по теме практики
Приложение
Целью группового психологического обследования десятиклассников профильных классов ( гуманитарный и математический) является помощь в преодолении кризиса идентичности, который сопровождается повышением тревожности, ригидности установок и поведения, снижением настроения, повышением агрессивного поведения.
В 10 классе, по многолетним наблюдениям, наблюдается резкое снижение успеваемости и увеличивается количество прогулов. Помимо внешних, социальных причин, связанных с формированием новых классных коллективов, когда сформированные прежде социально-психологические связи оказываются нарушенными и юношам и девушкам приходится устанавливать новую систему взаимоотношений, можно говорить и об обострении кризиса идентичности (Э.Эриксон), т.е. тревогой на тему "Кто я?*", "С кем я?" "Кем я буду?"
Поэтому задачами группового обследования десятиклассников являются:
- --
Диагностика личностных особенностей особенностей, ориентированных на выбор профессии с помощью упрощенного опросника Майерс-Бриггс;
- --
Определения индивидуальных самооценок эмоционального состояния ситаршеклассников (Методика "Самооценка тревожности, агрессивности, ригидности, депрессии" по Айзенку)
- --
Определение особенностей протекания кризиса идентичности ( Опросник ОКИ, авторский)
- --
Обработка и анализ полученных данных
- --
Написание отчета по результатам тестирования ( обобщенные данные по каждому классу)
- --
Индивидуальное консультирование десятиклассников по результатам тестирования.
Выбор диагностических методов
Выбор психологом диагностических методов зависит как от цели исследования, индивидуальных предпочтений психолога и от требований эффективности: в групповом обследовании нельзя применять методики, требующие длительного времени для заполнения и обработки данных, поскольку групповое обследование всегда носит ориентировочный, приблизительный характер.
Проведение группового психодиагностического обследования
Групповое психодиагностическое обследование непременно предваряется объяснением учащимся общей цели обследования, мотивированием на работу с методиками, предупреждении о конфиденциальности и гарантиях соблюдения этических норм, а также о процедуре возврата данных (индивидуальном консультировании). В зависимости от применяемых методов ( чем в большей степени исследуется личность, тем более это справедливо) психолог предлагает анонимное, при желании, заполнение опросников. Однако в общем виде результаты будут опубликованы - и об этом учащиеся предупреждаются тоже.
Инструкция к заполнению каждого опросника должна быть четкой и единообразной во избежание разного понимания.
Анализ и обработка данных:
- --
Осуществляются в соответствии с ключами к методикам;
- --
Составляется общая на класс матрица данных, где в столбик пишутся имена учащихся, а в строчку - полученные индивидуальные показатели всех методик;
- --
Проводится ранжирование результатов тестирования по каждой выборке
( каждому классу) и по каждой методике
- --
Анализируются выявленные закономерности, строятся графики;
- --
По результатам обработки данных и анализа результатов предоставляется цифровой отчет для дальнейшего его использования психологом при составлении аналитической справки и для материалов к индивидуальной консультации.
Индивидуальное консультирование
Осуществляется специалистом-психологом в соответствии с формулой ПАДРП - " Поддержка, Анализ, Диалог, Рекомендации, Поддержка", что означает:
Поддержка: необходимо начинать и заканчивать консультацию с констатации положительных качеств личности старшеклассника.
Анализ: совместное с клиентом рассмотрение полученных индивидуальных результатов тестирования;
Диалог: беседа по полученным результатам, коррекция их с учетом полученных в ходе беседы дополнительных сведений;
Рекомендации: помощь в определении общего направления будущей профессиональной деятельности, рекомендации по выявленным проблемам личности, например, общения со сверстниками, родителями, учителями, выбору приоритетных учебных дисциплин и т.п.
Если присутствующий клиент не возражает, практиканты могут присутствовать при индивидуальном консультировании.
Образцы отчетов см. на заглавной стр или по ссылке
http://www.psychology-online.net/index.php?action=displaycat&catid=64
2