Школьный Психолог : другие произведения.

Краткие методические рекомендации для студентов-практикантов по производственной практике " Работа психолога с подростками и старшеклассниками в общеобразовательном учреждении"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Образцы отчетов и справок см. на заглавной стр. и по ссылке: http://www.psychology-online.net/index.php?action=displaycat&catid=64


Методические рекомендации

по проведению учебно-производственной практики работы психолога с подростками и старшеклассниками

для студентов 4 (4(3,5)) курсов очно-заочного отделения, обучающихся про специальности " Социальная педагогика"

  
   Задачи практики:
  -- Изучение видов деятельности, функциональных и должностных обязанностей психолога в общеобразовательном учреждении, организации;
  -- Апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в процессе изучения теоретических дисциплин;
  -- Приобретение опыта профессионального общения и взаимодействия с подростками и старшеклассниками
  -- Практическое овладение отдельными методами психологического исследования
  

Задания для студентов:

   Задание 1. Ознакомиться с деятельностью психолога по психологическому сопровождению подростков и старшеклассников на базе общеобразовательного учреждения (виды и формы работы, плановые мероприятия и т.д.) Изучить документацию психологической службы учреждения (пан работы, психологические характеристики учащихся, классов, отчеты и т.п.)
  
   Задание 2. Посетить и проанализировать 2-3 занятия психолога
  

Примерная схема анализа психологического занятия

   Школа_______класс______численность группы___ кол-во присутствующих детей___
   Специфика группы__________________________________________________
   Ф.И.О,. психолога________________________________________________
   Тема_______________________________________________________________
      -- Цель занятия
      -- Место проведения занятия и его характеристика (назначение помещения, оснащенность, обстановка)
      -- Присутствие 3-их лиц
      -- Материальная обеспеченность (стимульный материал, дополнительное оборудование и т.п.)
      -- Длительность занятия, время проведения
      -- Техники, которые использует психолог в ходе проведения занятия для достижения цели
   Схема наблюдения
   Техники
   Действия психолога
   Реакции детей
   Установление контакта
  
  
   Привлечение внимания
  
  
   Управление мотивацией
  
  
  
   Активизации
  -- Познавательной деятельности
  -- Творческой деятельности
  -- Самостоятельной работы
   Развития
  -- Познавательные процессов
  -- Личностных качеств
  -- способностей
  
  
   Регуляция эмоций и состояния (снятие напряжения, утомления)
  
  
   Развития межличностой коммуникации и предотвращения конфликтов
  
  
  
   Контроля результатов
  
  
   Получения обратной связи
  
  
   Другое
  
  
  
      -- Учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей
      -- Способы и критерии оценки результатов занятия
      -- Формы документального (или иного) учета результатов занятия.
  
   Анализ провел(а)_______________________________________________________
   ______(дата)
  
   Задание 3. Принять участие в групповой и индивидуальной работе психолога с подростками и старшеклассниками.
   Задание 4. Совместно с психологом обработать и проанализировать полученные результаты
   Задание 5. Обсудить результаты практики с психологом и сокурсниками-практикантами.
  

Примерные вопросы для обсуждения результатов практики с психологом и сокурсниками:

      -- Основные психологические трудности, имеющиеся у подростков и старшеклассников
      -- Задачи психолога при работе с младшими, старшими подростками и старшеклассниками
  
   Задание 6. Оформить отчет по производственной практике в соответствии с требованиями.

Схема отчета по результатам практики

      -- Титульный лист
      -- Задачи практики
      -- Краткая характеристика базы практики
      -- Анализ психологических занятий ( см. примерную схему анализа)
      -- Описание работы, проделанной совместно с психологом ( тема, цель, объект, форма, процедура, краткое описание результатов)
      -- Выводы по теме практики
  
  
   Приложение
  
   Целью группового психологического обследования десятиклассников профильных классов ( гуманитарный и математический) является помощь в преодолении кризиса идентичности, который сопровождается повышением тревожности, ригидности установок и поведения, снижением настроения, повышением агрессивного поведения.
   В 10 классе, по многолетним наблюдениям, наблюдается резкое снижение успеваемости и увеличивается количество прогулов. Помимо внешних, социальных причин, связанных с формированием новых классных коллективов, когда сформированные прежде социально-психологические связи оказываются нарушенными и юношам и девушкам приходится устанавливать новую систему взаимоотношений, можно говорить и об обострении кризиса идентичности (Э.Эриксон), т.е. тревогой на тему "Кто я?*", "С кем я?" "Кем я буду?"
   Поэтому задачами группового обследования десятиклассников являются:
      -- Диагностика личностных особенностей особенностей, ориентированных на выбор профессии с помощью упрощенного опросника Майерс-Бриггс;
      -- Определения индивидуальных самооценок эмоционального состояния ситаршеклассников (Методика "Самооценка тревожности, агрессивности, ригидности, депрессии" по Айзенку)
      -- Определение особенностей протекания кризиса идентичности ( Опросник ОКИ, авторский)
      -- Обработка и анализ полученных данных
      -- Написание отчета по результатам тестирования ( обобщенные данные по каждому классу)
      -- Индивидуальное консультирование десятиклассников по результатам тестирования.
  
  

Выбор диагностических методов

   Выбор психологом диагностических методов зависит как от цели исследования, индивидуальных предпочтений психолога и от требований эффективности: в групповом обследовании нельзя применять методики, требующие длительного времени для заполнения и обработки данных, поскольку групповое обследование всегда носит ориентировочный, приблизительный характер.
  

Проведение группового психодиагностического обследования

  
   Групповое психодиагностическое обследование непременно предваряется объяснением учащимся общей цели обследования, мотивированием на работу с методиками, предупреждении о конфиденциальности и гарантиях соблюдения этических норм, а также о процедуре возврата данных (индивидуальном консультировании). В зависимости от применяемых методов ( чем в большей степени исследуется личность, тем более это справедливо) психолог предлагает анонимное, при желании, заполнение опросников. Однако в общем виде результаты будут опубликованы - и об этом учащиеся предупреждаются тоже.
   Инструкция к заполнению каждого опросника должна быть четкой и единообразной во избежание разного понимания.
  
  
  

Анализ и обработка данных:

      -- Осуществляются в соответствии с ключами к методикам;
      -- Составляется общая на класс матрица данных, где в столбик пишутся имена учащихся, а в строчку - полученные индивидуальные показатели всех методик;
      -- Проводится ранжирование результатов тестирования по каждой выборке
   ( каждому классу) и по каждой методике
      -- Анализируются выявленные закономерности, строятся графики;
      -- По результатам обработки данных и анализа результатов предоставляется цифровой отчет для дальнейшего его использования психологом при составлении аналитической справки и для материалов к индивидуальной консультации.
  
  

Индивидуальное консультирование

   Осуществляется специалистом-психологом в соответствии с формулой ПАДРП - " Поддержка, Анализ, Диалог, Рекомендации, Поддержка", что означает:
   Поддержка: необходимо начинать и заканчивать консультацию с констатации положительных качеств личности старшеклассника.
   Анализ: совместное с клиентом рассмотрение полученных индивидуальных результатов тестирования;
   Диалог: беседа по полученным результатам, коррекция их с учетом полученных в ходе беседы дополнительных сведений;
   Рекомендации: помощь в определении общего направления будущей профессиональной деятельности, рекомендации по выявленным проблемам личности, например, общения со сверстниками, родителями, учителями, выбору приоритетных учебных дисциплин и т.п.
  
   Если присутствующий клиент не возражает, практиканты могут присутствовать при индивидуальном консультировании.
  
  
   Образцы отчетов см. на заглавной стр или по ссылке
   http://www.psychology-online.net/index.php?action=displaycat&catid=64
  
   2
  
  
  
  
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"