Школьный Психолог : другие произведения.

Программа курса"Основы детской психотерапии"

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Проект программы


Программа курса

"Основы детской психотерапии"

Пояснительная записка

  
   Данный спецкурс предназначен для студентов 4 года обучения, проходящих подготовку по специальности 52 000 ("психология") Спецкурс рассчитан на 24 часа лекционных и 6 часов семинарских занятий. Спецкурс завершается экзаменом.
   В настоящий момент наблюдается значительный спрос населения на оказание психотерапевтических услуг, поскольку психотерапевтическая помощь, в том числе здоровым людям, признана в обществе одним из средств, обеспечивающих "качество жизни". При этом одним из наиболее часто встречающихся оказывается запрос на оказание психотерапевтической помощи детям и подросткам. Психотерапевтическая помощь детям и подросткам имеет свою качественную специфику. Далеко не все существующие методы работы психотерапевта можно применять при работе с детьми, а некоторые методы используются лишь в своей модификации, адаптированной к психологическим особенностям детей-клиентов. В частности, при работе психолога-психотерапевта с детьми основным коммуникативным средством являются игра и рисование. Психологические особенности личности подростка также накладывают ограничения на применение методов, традиционных при работе со взрослыми клиентами.
   Однако сходные по форме методы могут базироваться на различных теориях личности (психодинамические теории, гештальт-терапия, поведенческая терапия, и т.п.) а также заимствовать из направлений психотерапии отдельные психотерапевтические средства (психодрама, гештальт-техники), т.е. используемые методы при работе с детьми часто можно отнести к интегративной психотерапии.
   Исходя из вышесказанного, основной целью данного спецкурса является ознакомление студентов с существующими методами психотерапевтической работы с детьми и подростками: игровой терапией, сказкотерапией, арт-терапией и т.п. , а также с теоретическими основами используемых методов. Соответственно, задачами спецкурса являются:
  -- анализ возрастных закономерностей развития личности с позиций классических психотерапевтических подходов;
  -- рассмотрение психотерапевтической сессии с клиентом-ребенком в контексте семейных отношений;
  -- сравнительный анализ психотехник, используемых при работе со взрослыми клиентами и клиентами-детьми;
  -- вскрытие терапевтических механизмов методов, используемых при работе с детьми;
  -- демонстрация отдельных психотехник и терапевтических сессий.
  
   Основные понятия и методы, которые должны освоить студенты в процессе изучения данного практико-ориентированного курса:
  
  -- агрессивные дети
  -- методы гештальт-терапии при работе с детьми
  -- групповой тренинг как форма терапии детей и подростков
  -- детские страхи
  -- детский фольклор как совокупность стихийных психотехник
  -- диалог
  -- завершение работы
  -- игра как коммуникативное средство
  -- игротерапия
  -- инивидуальная сессия
  -- интроекция
  -- иные методы психотерапии
  -- контакт
  -- критерии эффективности работы
  -- материал для арт-терапии
  -- материал для игротерапии
  -- метафора
  -- недирективная разговорная терапия
  -- НЛП
  -- оборудование терапевтического кабинета
  -- перенос
  -- поведенческая терапия
  -- посттравматический синдром (ПТСР)
  -- проблемы безопасности
  -- продолжительность сессии
  -- проекция
  -- психоанализ
  -- психодинамические теории
  -- психодрама
  -- работа со смертельно больными детьми
  -- разделение ответственности
  -- рапорт
  -- ретрофлексия
  -- рисунок как коммуникативное средство
  -- сексуальное и физическое насилие
  -- семейная сессия
  -- сессии с родителями
  -- символдрама
  -- симптомы диссоциации
  -- сказкотерапия
  -- слияние
  -- сопротивление
  -- суицид в детском и подростковом возрасте
  -- тревожные дети
  -- ТРИЗ
  -- экологичность
  -- якорь
   Курс "Основы деткой психотерапии" завершается экзаменом. На экзамене студенты должны продемонстрировать знание основных терапевтических школ, основных принципов психотерапевтической работы с ребенком-клиентом, психотерапевтических методов, эффективных в детской психотерапии, а также должны уметь обосновать выбор того или иного психотерапевтического метода для конкретного ребенка-клиента.
  
      -- Введение
      -- Потребность в психотерапевтической помощи детям в социуме. Современное состояние психотерапевтической помощи детям и подросткам в России и за рубежом. Внеклиническая и клиническая психотерапия: сходства и различия: показания к методам психотерапии. Система психотерапевтических мероприятий. Принципы действия психотерапии. Детский фольклор как совокупность стихийных психотехник.
      -- Особенности психотерапии детей и подростков. Классификация методов детской и подростковой психотерапии (по основным теоретическим направлениям) Индивидуальная, семейная, групповая (в т.ч. бифокальная) психотерапия. Значение семьи для успеха терапии. Ответственность психотерапевта. Важность диагностики.
  
  
   2. Основные теоретические подходы в психотерапии детей и подростков
  
      -- Психодинамический подход:
  -- Общая характеристика. Специфика применения глубинных методов в детской психотерапии.Понятие символдрамы. Игра и изобразительное творчество как источник информации о бессознательном ребенка.
  -- Теория объектных отношений Мастерсона, Винникотта, Кохута. Этапы развития характера по Райху.
  -- Интегральная типология развития характера по С. Джонсону.
      -- Гуманистическая (экзистенциальная терапия):
  -- Общая характеристика . Специфика применения Модель духовно-психологического пространства по Т. Карпунькиной.
  -- Разговорно-центрированные формы психотерапии. Директивно-убеждающие формы разговорной психотерапии.. Недирективная разговорная терапия К. Роджерса и принцип диалога при работе с детьми и подростками. Позитивная психотерапия Пезешкиана. "Бархатная" психотерапия.
  -- Методы гештальт-терапии Ф. Перлза при работе с детьми и подростками. Интроекция, слияние, проекция и ретрофлексия. Классификация детско-родительских отношений.
  -- Психодрама как одна из форм групповой терапии Я. Л. Морено. Ролевое развитие. Теле, вчувствование, перенос. Социальный атом.
  
      -- Когнитивно-поведенческая терапия: теория научения как базис поведенческой терапии. Особенности применения поведенческой терапии при работе с детьми и подростками. Методы воздействия в поведенческой терапии. Способы самоконтроля: самонаблюдение, самовознагражление, ведение дневника и т. п.
  
      -- Интегративная психотерапия.
  -- Нейро-лингвистическое программирование как интегративный метод терапии. Возможности и ограничения НЛП в детской психотерапии и педагогике.
  -- Другие неспецифические методы психотерапии (медитация, АТ, телесно-ориентированные методы и др.)
  
   3. Основные формы работы психотерапевта с детьми и подростками
  
      -- Индивидуальная терапия: место индивидуальной психотерапии в системе психотерапевтической помощи детям и подросткам. Формы индивидуальной терапии. Показания для проведения индивидуальной терапии. Особенности индивидуальной терапии детей и подростков.
      -- Семейная терапия: значение работы с семьей для детской и подростковой психотерапии. Место семейной терапии в системе психотерапевтической помощи детям и подросткам.Классификация семей по Минухину. Признаки конструктивной и деструктивной семьи по Витакеру Основные типы отношения родителей к ребенку с позиций психоистории Демоза. Причины и развитие семейной дисфункции. Модель семьи по Босзормени-Наги (контекстуальная семейная терапия). Модель здоровой и патологической семьи по Фрамо.
      -- Групповая терапия: классификация групп. Место групповой психотерапии в системе психотерапевтической помощи ребенку и подростку. Показания для участия в групповой терапии и тренингах психотерапевтической направленности.. Требования к ведущему тренингов. Фазы формирования психотерапевтической детской группы. Примерные упражнения, используемые в групповой терапии и тренингах психотерапевтической направленности.
  
   4. Основные практические методы работы психотерапевта с детьми
      -- Игра и рисунок - основные коммуникативные средства ребенка
      -- Арт-терапия и терапия через рисунок. Диагностические возможности детского рисунка. Феноменология детского рисунка. Рисунок как повествование. Беседа терапевта с ребенком по рисунку. Применение методов символдрамы при работе с детским рисунком. Использование методов гештальт-терапии и НЛП при работе с детским рисунком. ТРИЗ через рисунок: психотехнические возможности. Другие методы применения детского творчества в психотерапии: опыт работы с тематической мозаикой в детском психотерапевтическом центре "Сломанный цветок".
      -- Игровая терапия. История развития ролевой игры в детской психотерапии. Основные направления игровой терапии: психоаналитическая игра М. Клейн, А. Фрейд; игровая терапия "отреагирования" Д. Леви; недирективная игровая терапия В. Экслайн. Показания к игровой терапии. Игровой материал. Роль психотерапевта.
      -- Ролевые игры и психодрама. Ролевые игры как один из основных методов групповой терапии детей. Формы ролевых игр.Ролевая игротерапия по А. И. Захарову. Игра как метафора. Разыгрывание сказки. Принципы распределения ролей. Психодраматическая игра - импровизация.
      -- Сказкотерапия.Работа со сказками. Психологический потенциал сказки. Как сочинять сказки. Диагностика межличностных отношений с помощью сказки. Синтоническая модель общения. Психологические корреляты смыслового простанства сказки. Метафоры в сказкотерапии. Сочинение метафор. Психотерапевтические сказки. Психокоррекционные сказки. Дидактические сказки. Медитативные сказки.
      -- Интегральные формы психотерапевтической работы с детьми.
      -- Основные методы работы психотерапевта с подростками
      -- Классификация основных проблем тинэйджеров, обратившихся за помощью к психологу или психотерапевту. Особенности личности подростка Кризис идентификации и экзистенциальные проблемы подростков. Специфика психологической и психотерапевтической работы с подростками.
      -- Недирективная разговорная психотерапия: принцип диалога.
      -- Групповые формы терапевтической работы с подростками:
  -- смешанные и бифокальные группы.
  -- Тренинг личностного роста и социальных умений.
  -- Ролевые игры и "погружение" в эпоху: психотерапевтический и педагогический потенциал. Расширение культурного опыта выражения чувств.
  -- Проблема гармонизации детско-родительских отношений.
  -- "Футуропрактика" - освоение образа будущего.
  
      -- Особенности работы психотерапевта с детьми, имеющими различную симптоматику
  
      -- Дети со страхами. Тревожные и мнительные дети. Особенности личности детей, имеющих риск заболеть неврозом. Школьный невроз, школьная фобия.
      -- Гиперактивные дети. Особенности детей с гиперкинетическими расстройствами и расстройством внимания. Основные мероприятия, направленные на коррекцию поведения детей с гиперкинетическими растройствами. Важность работы с родителями. Основные методы работы с детьми, имеющими гиперкинетические расстройства.
      -- Жестокое обращение с детьми и безнадзорность. Отклонения у ребенка как признаки жестокого обращения с ним. Поведение и отклонения его у родителей. Терапия, реабилитация и профилактика. Неотложное вмешательство и показания для терапии. Психотерапевтическая работа с родителями и семьей. Психотерапевтическая работа с ребенком. Административные меры и сотрудничество.
      -- Девиантное поведение, делинквентность и педагогическая запущенность. Определение. Методы, направленные на ребенка. Методы, направленные на родителей и семью. Методы, направленные на ближайшее окружение.
      -- Злоупотребление наркотиками и зависимость от них: принципы терапии- общее представление.
      -- Сексуальное злоупотребление и сексуальное насилие: принципы терапии, реабилитация, профилактика
      -- Психотерапия при хронических соматических заболеваниях: принципы терапии - общее представление.
      -- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР):основные принципы терапии - общее представление.
      -- Работа психотерапевта с подростками-суицидентами: принципы терапии - общее представление.

Тематический план:

  
   N
   Тема занятия
   Лекции
   Семинары
   1.
   Введение
   1
  
   2
   Глубинная (психодинамическая ) терапия
   1
   1
   3
   Гуманистическая(экзистенциальная) терапия. Общая характеристика
   0,5
  
  
   Разговорно-центрированные формы терапии. Недирективная психотерапия К. Роджерса. Позитивная психотерапич Пезешкиана
   2
  
   4
   Гештальт-терапия Ф. Перлза
   1
   1
   5
   Психодрама Я. Л. Морено
   0,5
  
   6.
   Когнитивно-поведенческая терапия
   2
  
   7
   Интегративная терапия. Понятие о НЛП
   1
  
   8.
   Основные формы работы психотерапевта с детьми и подростками: индивидуальная, групповая, семейная психотерапия
   0,5
  
   9
   Семейная психотерапия
   2
  
   10
   Групповая терапия
   1
  
   11
   Основные практические методы работы психотерапевта с детьми: игра и рисунок - основные коммуникативные средства ребенка
   1
  
   12
   Игровая терапия
   2
   1
   13
   Сказкотерапия
   2,5
   1
   14
   Особенности работы психотерапевта с детьми, имеющими различную симптоматику: знакомство
   6
   2
  
   Итого:
   24
   6
  
  

Литература:

      -- Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М, Институт психотерапии, 2000
      -- Ллойд Л. Школьное волшебство. Удивительная технология для учителей и репетиторов. Кустайнай, "Кайнар", 1995
      -- Бахурина Е.С. Коррекция эмоциональных коплексов у детей 5-10 лет через рисование. - Тезисы 3 съезда психологического общества РФ. С-Петербург, 2003.
      -- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Спб, 2000
      -- Игровая сказкотерапия. Учебное пособие.
      -- Карпунькина Т.Н. Дорожные знаки или место психолога в образовательной деятельности. Кемерово, 2002
      -- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.СПб, 2000
      -- Прутченков. Коммуникативный тренинг
      -- Психотерапия детей и подростков. Пер. с немецкого. Под ред. Х. Ремшмидта М, "Мир", 2000
      -- Вачков И. Основы технологии группового тренинга.
      -- Сатир В. Как строить себя и свою семью
      -- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт.
      -- Бэндлер Р. Гриендер Д. Из лягушек в принцы
      -- Лейтц Г. Психодрама: теория и практика
      -- Перлз Ф. Снаружи и внутри мусорного ведра.
      -- Роджерс К. Несколько важных открытий. Венстник МГУ, серия "Психология" 1990 N 2
      -- Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. - Спб "Академпроект" 1992
      -- Малчиоди Постижение детского рисунка. Пер. с англ. М, 2004
      -- Практикум по сказкотерапии
      -- Карпунькина Т.Н. Дорожные знаки или место психолога в образовательной деятельности. Кемерово, 2002
      -- Интернет-ресурсы http://zhurnal.lib.ru/editors/s/shkolxnyj_p/
  
   Критерии оценки на экзамене:
   На экзамене студент должен продемонстрировать знание основных понятий курса, теоретических основ детской психотерапии с учетом особенностей клиента-ребенка, а также показать знание практических методов работы психотерапевта с ребенком или подростком. Студент на экзамене должен иметь представление об основных принципах работы психотерапевта с детьми и подростками, имеющими различные психолого-педагогические проблемы.
  

Вопросы к экзамену по "Основам детской психотерапии"

  
      -- Рисунок как коммуникативное средство
      -- Методы психотерапевтической работы через рисунок
      -- Символдрама и рисунок
      -- Сказкотерапия: общие принципы работы
      -- Метафора в сказкотерапии
      -- Игротерапия: классификация методов
      -- Особенности работы психотерапевта с детьми и подростками-суицидентами
      -- Психодинамические методы в детской психотерапии
      -- Гештальт-терапия в практике детского психотерапевта
      -- Детский фольклор как совокупность спонтанных психотехник
      -- Принципы отбора в детскую терапевтическую группу.
      -- Разговорно-центрированные формы психотерапии
      -- ПТСР: диагностика и психотерапия
      -- Принцип диалога в терапии подростков
      -- НЛП в детской психотерапии и коррекции
      -- Когнитивно-поведенческие методы детской психотерапии
      -- Системость психотерапевтической помощи детям
      -- Семейная психотерапия как одна из форм психотерапевтической помощи детям.
      -- Суицид у подростков и методы их предотвращения
      -- Особые ситуации и рекомендации к проведению беседы
      -- Фазы формирования психотерапевтической детской группы
      -- Правила поведения и кодекс группы
      -- Психодрама как одна из форм групповой терапии детей и подростков
      -- Этапы работы детского психотерапевта.
      -- Запрос. Уточнение запроса. Сбор первичной информации.
      -- Принципы действия психотерапии
      -- Потребность в психотерапевтической помощи детям в социуме
      -- Современное состояние психотерапевтической помощи детям и подросткам в России и за рубежом.
      -- Внеклиническая и клиническая психотерапия: сходства и различия: показания к методам психотерапии
      -- Общая классификация методов детской психотерапии
      -- Школьная фобия и школьная дезадаптация
      -- Пределы компетентности психолога-психотерапевта
      -- Типология семей
      -- Принципы и правила семейного консультирования
      -- Завершение психотерапии
      -- Ролевые игры в детской психотерапии.
  
  
  
  
  
   7
  
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"