Школьный Психолог: другие произведения.

Психология малых групп

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние конкурсы на ПродаМан
Открой свой Выход в нереальность
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    конспект лекции

  ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП
  
  Первые исследования групповых процессов в социальной психологии -
  
  Норман Трипплетт, В. Мёде, Фл. Олпорт (конец 19 в):
  
  - эффект социальной ингибиции =снижение эффективности деятельности в присутствии других;
  
  - эффект социальной фасилитации = повышение эффективности деятельности в присутствии других.
  
  Малая группа-
  
  - небольшое количество людей (как правило, от 2-3 до 20-30 человек), выделяемых по следующим, общим для них признакам:
  - единое дело (цель, деятельность),
  - личное знание друг друга,
  - непосредственное общение и взаимодействие в деятельности,
  - наличие установленных личных и деловых взаимоотношений,
  - общие особенности психологии и поведения,
  - чувство "мы" (чувство принадлежности к одной группе).
  
  
  Классификация малых групп
  
  Условные группы - это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д.
  
  Реальные группы - это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные - это группы, созданные в интересах их научного изучения.
  
  Формальные группы - это группы, которые имеют структуру, официально заданную извне.
  
  Неформальные группы - это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.
  
  Диффузные группы - это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
  
  Референтная группа - реально существующая или воображаемая общность, с которой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
  
   Проблема границ малой группы: формула 7+2
  
  Первичная группа - неформальная группа, в которой складывающиеся отношения касаются каждого ее члена. Члены первичной группы поддерживают устойчивые, непосредственные, личностные, эмоционально окрашенные контакты, имеют общие ценности и образцы поведения. Отношения в первичной группе регулируются нормами, которые создает сама группа
  
  Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается умению выполнять определенные функции
  
   Вторичная группа- включающая в себя в качестве составных частей первичные малые группы
  
  
  Феномены первичной группы:
  Так же, как ребенка не бывает без папы и мамы, не бывает группы
  Ш без неформального общения и эмоциональных отношений,
  Ш групповых норм
  Ш лидера (ов)
  
  Групповые нормы - одобряемые большинством в группе способы поведения и общепринятые оценки других людей, социальных явлений и т.п.
   ( у нас принято... все считают, что...)
  
  Групповые нормы - продукт социального взаимодействия, возникают в процессе жизнедеятельности группы, а также вводятся в нее более крупной социальной общностью
  
  Групповые нормы часто не осознаются членами группы
  
  
  Нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих значимость для группы
  
  Нормы различаются по степени принятия их группой.
  
  Чем больше групповые нормы разделяются членами группы, тем больше групповая сплоченность
  
   Чем выше групповая сплоченность, тем эффективнее группа. Но и тем более негативно она относится к изменениям, "белым воронам", "чужакам" и чужим группам.
  
  
  Отклонение от групповых норм
  
  Групповые нормы регулируют поведение членов группы через социальные санкции - одобрение или неодобрение
  
  Социальное влияние
  
  Ш В виде социального контроля (влияние лидера и большинства)
  Ш В виде инноваций (влияние меньшинства)
  
  Влияние большинства=групповое давление
  
  То, как человек справляется с групповым давлением, исследовалось в теориях конформизма
  
  Эксперимент Аша (1951)-
  
  http://smotritv.net/kino/archives/84
  
  Конформность - податливость давлению большинства, групповым нормам
  
  Влияние меньшинства - информационное, инновационное ( мода)
  
  Влияние меньшинства постепенно изменяет групповые нормы
  
  Эксперимент Московичи
  
  
  
  Руководство и лидерство
  
  Лидерство - феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов
  Лидерство - функция группы, т.е. явление, порождаемое особенностями групповой активности и характеристиками группы в целом.
  
  Лидер- член группы - носитель социальных ценностей, обеспечивающих ему ведущее влияние в группе
  
   Лидер - это "концентрат" группы
  
  Лидера невозможно назначить, лидер выдвигается сам или группой.
  
  
  Руководитель #лидер
  
  Руководитель назначается. Руководитель воздействует на членов группы (трудового коллектива) с помощью экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.
  
  
  5 типов власти - способности индивида влиять на группу)
  ( Френч, Равен)
  1. Вознаграждающая (секретарша)
  2. Принуждающая (секьюрити)
  3. Легитимная ( босс)
  4. Референтная (эмоциональное влияние)
  5. Экспертная (знаток)
  
  Хорошо, если руководитель - это и есть лидер
  
  Признаки лидерства:
  Ш более высокая активность и инициативность при решении групповых задач
  Ш большая информированность о решаемой задаче
  Ш более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы
  Ш большее соответствие поведения ценностям и нормам, принятым в группе
  Ш большая выраженность личностных качеств, эталонных для данной группы
  
  Функции лидера:
  1. Организация совместной жизнедеятельности группы
  2. Выработка и поддержание групповых норм
  3. Внешнее представительство группы ( во взаимоотношениях с другими группами)
  4. Принятие ответственности за результаты групповой деятельности
  5. Установление и поддержание позитивных отношений в группе
  
  Кто может стать лидером?
  
  Теории лидерства:
  1. Личностные
  2. Ситуативные
  3. Смешанные
  
  1. Личностные теории:
  Лидером может стать человек, обладающий определенными качествами личности.
  
  Стогдилл (1974)
  
  Личностные качества лидера:
  - более высокий интеллект
  - стремление к знаниям
  - доминантность
  - уверенность в себе
  - эмоциональная уравновешенность
  - стрессоустойчивость
  - креативность
  - стремление к достижениям
  - предприимчивость
  - надежность
  - отвественность
  - независимость
  - общительность
  
  Харизма: качество личности, благодаря которому человек воспринимается как обладатель исключительных способностей и даже сверхчеловеческих качеств.
  
  Типы харизмы ( по Веберу):
  - патерналистская
  - миссионерская
  - величественная
  - героическая
  
  2. Ситуативные теории:
  Лидером может стать любой, кто попал в нужное место в нужное времяJ
  = Эффективность лидерства определяется соответствием качеств личности и поведения индивида ситуации, в которой находится группа, и характеру решаемой группой задачи.
  
  3. Смешанные теории лидерства
  
  
  
  Типология лидерства
  
  Тип лидера - характерные особенности, которые определяют всю систему взаимоотношений лидера с подчиненными.
  
  1.
  -инструментальный
  -экспрессивный
  -универсальный
  
  2. Стили лидерства и руководства (К. Левин)
  1. авторитарный
  2. демократический
  3. либеральный
  
  (опросник Журавлева)
  
  Эффективность стилей лидерства:
  
  Авторитарный:
  - простые задачи
  - критическая ситуация
  - низкий образовательный уровень персонала
  
  Демократический:
  - сложные задачи, требующие длительных усилий
  - необходимость собственной активности членов группы
  - высокий образовательный уровень персонала
  
  3. Либеральный
  - наиболее сложные, творческие задачи
  - деятельность уникальных специалистов, для которых работа - смысл жизни
  
  Современные типологии лидеров (Базаров)
  
  - сверхлидер - тот, кто может руководить другими так, чтобы они руководили сами собой (проблемообразующий лидер)
  - сильный лидер - воздействует с помощью санкций, силы, формального авторитета
  - транзактор - создает особые способы взаимодействия между подчиненными, информационные сети и правила коммуникации и за счет этого эффективно организует работу и поддерживает свой статус
  - герой-визионер -влияет на людей силой собственного убеждения
  - пассионарный лидер - способен предложить другим высокие цели и повести за собой.
  
  Руководитель должен быть моральным лидером, поскольку лидер - это всегда носитель особых социальных ценностей
  
  6 этических моделей лидерства
  
  1. лидер-защитник (опекун)
  2. лидер-конфуцианский мудрец
  3. выразитель идеи социального равенства
  4. лидер-неостоик(чувство долга и чести)
  5. лидер-суперпрофессионал
  6. харизматический лидер
  
  
  Можно ли научить лидерскому поведению?
  
  
  Модель компетентности* руководителя (менеджерской компетентности*) И. Волошиной:
  
  Ј Системность мышления, умение расставлять приоритеты
  Ј Аналитические способности и планирование
  Ј Творческое (инновационное) мышление
  Ј Ориентация на достижение результата, упорство и настойчивость
  Ј Гибкость, способность быстро и адекватно реагировать на изменения
  Ј Организаторские навыки
  Ј Умение управлять временем, делегировать полномочия
  Ј Умение управлять проектами и работать в команде
  Ј Эффективная деловая коммуникация
  Ј Навыки проведения презентаций и переговоров
  Ј Готовность к обучению, транслирование знаний в организации
  Ј Разумные личные ценности и соблюдение деловой этики
  Диагностика: Опросник Вилсона "Цикл управлнческих умений"
  
  
  
  *Компетентность - знания в какой-нибудь области
  
  *Компетенции - это комплекс индивидуальных качеств человека, ведущих к успеху
  
  * Компетенции - это компетентность + личные качества человека
  
  Компетентность ≠ компетенция
  
  
  
  СПК (Cоциально-психологическая компетентность) ≈
  ≈ Социальный интеллект
  тест Гилфорда
  Социальный интеллект - способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям.
  Социальный интеллект - это проявление дальновидности в межличностных отношениях.
  Социальный интеллект - способность высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Это особый "социальный дар", обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми.
  
  Эмоциональный интеллект (EQ) -
  способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. (Гоулмен, 1995)
  
  Дениэл Гоулмен: самые эффективные лидеры все схожи в одном важно аспекте: они все в высокой степени обладают тем, что называется эмоциональным интеллектом.
  
  
  
  EQ, бизнес и лидерство
  
  Лидеру не обязательно иметь высокий IQ. Его EQ позволяет ему окружать себя умными людьми и использовать их гениальность
  
  личная эффективность - прямое следствие развития эмоционального интеллекта
  
  Дениэл Гоулмен: "...лидеры, добивающиеся лучших результатов, одинаково хорошо владеют несколькими стилями управления. Чем больше стилей в арсенале руководителя, тем лучше. Самый хороший климат и самые высокие показатели производительности отмечаются в тех компаниях, руководители которых управляют с помощью четырех и более стилей, особенно если среди них есть авторитетный, демократичный, партнерский и наставнический. Самые успешные руководители умеют почти незаметно переходить от одного стиля к другому в зависимости от ситуации".
  
  Коучинг - развитие навыков человека и углубление его знаний, результатом чего становится повышение его личной эффективности, что приводитк достижению целей организации. Целью коучинга являются высокие результаты и рост эффективности работы, хотя он может также оказывать влияние на личную жизнь человека. Этот процесс, основной акцент в котором делается на конкретные навыки и цели, обычно продолжается в течение короткого промежутка времени
  
  (Институт дипломированного персонала и развития, GB)
  
  Коучинг - раскрытие потенциала человека для того, чтобы он смог добиться наилучших результатов. Цель коучинга - помочь человеку учиться самостоятельно, а не научить его
  
  Сэр Джон Уитмор
  
  Виды коучинга
  
  Традционный коучинг- коуч наблюдает за действиями подопечного, либо контрлирует результат этих действий и на основании этой информации помогает подопечному понять его ошибки или изменить используемый подход.
  
  Эволюционный коучинг - используют при работе с топ-менеджерами. Основывается на майевтике - диалогах Сократа (искусстве задать нужный вопрос ).
  Эволюционный коучинг с помощью эффективных вопросов помогает обучаемому понять ситуацию, связанные с ней процессы, а также внутренние и внешние силы, которые препятствуют или способствуют достижению желаемого результата.
  Использует психотерапевтические техники, но работает с будущим, а не прошлым клиента.
   Круг совершенства - одна из техник НЛП
  
  Индивидуальный коучинг - работа с одним подопечным. Требует очень высокой квалификации психолога.
  
  Командный коучинг - работа с командой как с коллективным клиентом. Требует наивысшей квалификации психолога.
  
  Групповые нормы и лидер - близнецы-братья J
  
  
  
  Формирование коллектива. Формирование команд
  Групповая динамика ( К. Левин) = развитие группы
  
  
  
  Динамическая теория функционирования группы
  Бион (Bion) (Психоанализ)
  
  Группа=индивид
  
  Суперструктура группы = Супер-эго
  - групповые нормы, правила поведения в группе, связанные с необходимостью совместных действий для достижения цели группы.
   Суперэффект - центростремительная тенденция
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Субструктура группы = Ид - индивидуальные эмоции, ценности.
  Субэффект -центробежная тенденция
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Этапы:
  1.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Требования предъявляет руководитель
  
  
  2.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Часть группы начинает разделять требования руководителя.
  
  
  
  3. А)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Отрицательный субэффект: группа игнорирует руководителя
  
  
  
  
  Б)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Группа-"тюрьма"
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Команда (корпорация)
  
  
  Уманский: стадии развития первичной группы
  
  1. Номинальная (диффузная) - формальное объединение (пассажиры автобуса)
  2. Ассоциация - есть общая цель, нет общей деятельности (Автобус сломался. Ночь в лесу)
  3. Кооперация: члены группы взаимодействуют, пытаясь решить задачу( костер) Появление лидера. Формируется через конфликт: а почему я? А кто ты такой?
  4. Корпорация - выработка групповых норм, групповой морали, групповых интересов и психологического единства группы.
  
  
  В большинстве моделей развития группы выделяют
  3 основных стадии:
  1. Ориентировка в ситуации
  2. Конфликт
  3. Достижение согласия
  
  
  Две основные взаимосвязанные сферы развития группы:
  
  (Б. Такмен)
  
  
  1. Деловая (инструментальная) = решение групповой задачи
  
  2. Межличностная (социоэмоциональная)= развитие межличностных отношений
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Развитие деловой активности:
  
  1. Ориентировка в задаче
  
  2. Конфликт, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям;
  
  3. Открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиск альтернатив
  
  4. Принятие решения и активные совместные действия по его реализации
  
  
  Развитие межличностных отношений:
  
  1. Проверка на зависимость - ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения ( "притирка");
  
  2. Внутренний конфликт - нарушение взаимодействия и отсутствие единства в группе;
  
  3. Развитие групповой сплоченности, преодоление разногласий и разрешение конфликтов
  
  Функционально-ролевая согласованность - образование ролевой структуры группы, соответствующей групповой задаче.
  
  Социально-психологические эксперименты:
  http://www.chaosss.ru/xaoc/onepsychology.html
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Хард "Игры с шейхом"(Любовное фэнтези) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) В.Пылаев "Видящий"(ЛитРПГ) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) Н.Трейси "Селинда. Будущее за тобой"(Научная фантастика) В.Василенко "Стальные псы 5: Янтарный единорог"(ЛитРПГ) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Любовное фэнтези) F.(Анна "(не)возможная невеста"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"