Школьный Психолог: другие произведения.

Психология малых групп

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    конспект лекции

  ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП
  
  Первые исследования групповых процессов в социальной психологии -
  
  Норман Трипплетт, В. Мёде, Фл. Олпорт (конец 19 в):
  
  - эффект социальной ингибиции =снижение эффективности деятельности в присутствии других;
  
  - эффект социальной фасилитации = повышение эффективности деятельности в присутствии других.
  
  Малая группа-
  
  - небольшое количество людей (как правило, от 2-3 до 20-30 человек), выделяемых по следующим, общим для них признакам:
  - единое дело (цель, деятельность),
  - личное знание друг друга,
  - непосредственное общение и взаимодействие в деятельности,
  - наличие установленных личных и деловых взаимоотношений,
  - общие особенности психологии и поведения,
  - чувство "мы" (чувство принадлежности к одной группе).
  
  
  Классификация малых групп
  
  Условные группы - это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д.
  
  Реальные группы - это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные - это группы, созданные в интересах их научного изучения.
  
  Формальные группы - это группы, которые имеют структуру, официально заданную извне.
  
  Неформальные группы - это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.
  
  Диффузные группы - это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
  
  Референтная группа - реально существующая или воображаемая общность, с которой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
  
   Проблема границ малой группы: формула 7+2
  
  Первичная группа - неформальная группа, в которой складывающиеся отношения касаются каждого ее члена. Члены первичной группы поддерживают устойчивые, непосредственные, личностные, эмоционально окрашенные контакты, имеют общие ценности и образцы поведения. Отношения в первичной группе регулируются нормами, которые создает сама группа
  
  Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается умению выполнять определенные функции
  
   Вторичная группа- включающая в себя в качестве составных частей первичные малые группы
  
  
  Феномены первичной группы:
  Так же, как ребенка не бывает без папы и мамы, не бывает группы
  Ш без неформального общения и эмоциональных отношений,
  Ш групповых норм
  Ш лидера (ов)
  
  Групповые нормы - одобряемые большинством в группе способы поведения и общепринятые оценки других людей, социальных явлений и т.п.
   ( у нас принято... все считают, что...)
  
  Групповые нормы - продукт социального взаимодействия, возникают в процессе жизнедеятельности группы, а также вводятся в нее более крупной социальной общностью
  
  Групповые нормы часто не осознаются членами группы
  
  
  Нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих значимость для группы
  
  Нормы различаются по степени принятия их группой.
  
  Чем больше групповые нормы разделяются членами группы, тем больше групповая сплоченность
  
   Чем выше групповая сплоченность, тем эффективнее группа. Но и тем более негативно она относится к изменениям, "белым воронам", "чужакам" и чужим группам.
  
  
  Отклонение от групповых норм
  
  Групповые нормы регулируют поведение членов группы через социальные санкции - одобрение или неодобрение
  
  Социальное влияние
  
  Ш В виде социального контроля (влияние лидера и большинства)
  Ш В виде инноваций (влияние меньшинства)
  
  Влияние большинства=групповое давление
  
  То, как человек справляется с групповым давлением, исследовалось в теориях конформизма
  
  Эксперимент Аша (1951)-
  
  http://smotritv.net/kino/archives/84
  
  Конформность - податливость давлению большинства, групповым нормам
  
  Влияние меньшинства - информационное, инновационное ( мода)
  
  Влияние меньшинства постепенно изменяет групповые нормы
  
  Эксперимент Московичи
  
  
  
  Руководство и лидерство
  
  Лидерство - феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов
  Лидерство - функция группы, т.е. явление, порождаемое особенностями групповой активности и характеристиками группы в целом.
  
  Лидер- член группы - носитель социальных ценностей, обеспечивающих ему ведущее влияние в группе
  
   Лидер - это "концентрат" группы
  
  Лидера невозможно назначить, лидер выдвигается сам или группой.
  
  
  Руководитель #лидер
  
  Руководитель назначается. Руководитель воздействует на членов группы (трудового коллектива) с помощью экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.
  
  
  5 типов власти - способности индивида влиять на группу)
  ( Френч, Равен)
  1. Вознаграждающая (секретарша)
  2. Принуждающая (секьюрити)
  3. Легитимная ( босс)
  4. Референтная (эмоциональное влияние)
  5. Экспертная (знаток)
  
  Хорошо, если руководитель - это и есть лидер
  
  Признаки лидерства:
  Ш более высокая активность и инициативность при решении групповых задач
  Ш большая информированность о решаемой задаче
  Ш более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы
  Ш большее соответствие поведения ценностям и нормам, принятым в группе
  Ш большая выраженность личностных качеств, эталонных для данной группы
  
  Функции лидера:
  1. Организация совместной жизнедеятельности группы
  2. Выработка и поддержание групповых норм
  3. Внешнее представительство группы ( во взаимоотношениях с другими группами)
  4. Принятие ответственности за результаты групповой деятельности
  5. Установление и поддержание позитивных отношений в группе
  
  Кто может стать лидером?
  
  Теории лидерства:
  1. Личностные
  2. Ситуативные
  3. Смешанные
  
  1. Личностные теории:
  Лидером может стать человек, обладающий определенными качествами личности.
  
  Стогдилл (1974)
  
  Личностные качества лидера:
  - более высокий интеллект
  - стремление к знаниям
  - доминантность
  - уверенность в себе
  - эмоциональная уравновешенность
  - стрессоустойчивость
  - креативность
  - стремление к достижениям
  - предприимчивость
  - надежность
  - отвественность
  - независимость
  - общительность
  
  Харизма: качество личности, благодаря которому человек воспринимается как обладатель исключительных способностей и даже сверхчеловеческих качеств.
  
  Типы харизмы ( по Веберу):
  - патерналистская
  - миссионерская
  - величественная
  - героическая
  
  2. Ситуативные теории:
  Лидером может стать любой, кто попал в нужное место в нужное времяJ
  = Эффективность лидерства определяется соответствием качеств личности и поведения индивида ситуации, в которой находится группа, и характеру решаемой группой задачи.
  
  3. Смешанные теории лидерства
  
  
  
  Типология лидерства
  
  Тип лидера - характерные особенности, которые определяют всю систему взаимоотношений лидера с подчиненными.
  
  1.
  -инструментальный
  -экспрессивный
  -универсальный
  
  2. Стили лидерства и руководства (К. Левин)
  1. авторитарный
  2. демократический
  3. либеральный
  
  (опросник Журавлева)
  
  Эффективность стилей лидерства:
  
  Авторитарный:
  - простые задачи
  - критическая ситуация
  - низкий образовательный уровень персонала
  
  Демократический:
  - сложные задачи, требующие длительных усилий
  - необходимость собственной активности членов группы
  - высокий образовательный уровень персонала
  
  3. Либеральный
  - наиболее сложные, творческие задачи
  - деятельность уникальных специалистов, для которых работа - смысл жизни
  
  Современные типологии лидеров (Базаров)
  
  - сверхлидер - тот, кто может руководить другими так, чтобы они руководили сами собой (проблемообразующий лидер)
  - сильный лидер - воздействует с помощью санкций, силы, формального авторитета
  - транзактор - создает особые способы взаимодействия между подчиненными, информационные сети и правила коммуникации и за счет этого эффективно организует работу и поддерживает свой статус
  - герой-визионер -влияет на людей силой собственного убеждения
  - пассионарный лидер - способен предложить другим высокие цели и повести за собой.
  
  Руководитель должен быть моральным лидером, поскольку лидер - это всегда носитель особых социальных ценностей
  
  6 этических моделей лидерства
  
  1. лидер-защитник (опекун)
  2. лидер-конфуцианский мудрец
  3. выразитель идеи социального равенства
  4. лидер-неостоик(чувство долга и чести)
  5. лидер-суперпрофессионал
  6. харизматический лидер
  
  
  Можно ли научить лидерскому поведению?
  
  
  Модель компетентности* руководителя (менеджерской компетентности*) И. Волошиной:
  
  Ј Системность мышления, умение расставлять приоритеты
  Ј Аналитические способности и планирование
  Ј Творческое (инновационное) мышление
  Ј Ориентация на достижение результата, упорство и настойчивость
  Ј Гибкость, способность быстро и адекватно реагировать на изменения
  Ј Организаторские навыки
  Ј Умение управлять временем, делегировать полномочия
  Ј Умение управлять проектами и работать в команде
  Ј Эффективная деловая коммуникация
  Ј Навыки проведения презентаций и переговоров
  Ј Готовность к обучению, транслирование знаний в организации
  Ј Разумные личные ценности и соблюдение деловой этики
  Диагностика: Опросник Вилсона "Цикл управлнческих умений"
  
  
  
  *Компетентность - знания в какой-нибудь области
  
  *Компетенции - это комплекс индивидуальных качеств человека, ведущих к успеху
  
  * Компетенции - это компетентность + личные качества человека
  
  Компетентность ≠ компетенция
  
  
  
  СПК (Cоциально-психологическая компетентность) ≈
  ≈ Социальный интеллект
  тест Гилфорда
  Социальный интеллект - способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям.
  Социальный интеллект - это проявление дальновидности в межличностных отношениях.
  Социальный интеллект - способность высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Это особый "социальный дар", обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми.
  
  Эмоциональный интеллект (EQ) -
  способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. (Гоулмен, 1995)
  
  Дениэл Гоулмен: самые эффективные лидеры все схожи в одном важно аспекте: они все в высокой степени обладают тем, что называется эмоциональным интеллектом.
  
  
  
  EQ, бизнес и лидерство
  
  Лидеру не обязательно иметь высокий IQ. Его EQ позволяет ему окружать себя умными людьми и использовать их гениальность
  
  личная эффективность - прямое следствие развития эмоционального интеллекта
  
  Дениэл Гоулмен: "...лидеры, добивающиеся лучших результатов, одинаково хорошо владеют несколькими стилями управления. Чем больше стилей в арсенале руководителя, тем лучше. Самый хороший климат и самые высокие показатели производительности отмечаются в тех компаниях, руководители которых управляют с помощью четырех и более стилей, особенно если среди них есть авторитетный, демократичный, партнерский и наставнический. Самые успешные руководители умеют почти незаметно переходить от одного стиля к другому в зависимости от ситуации".
  
  Коучинг - развитие навыков человека и углубление его знаний, результатом чего становится повышение его личной эффективности, что приводитк достижению целей организации. Целью коучинга являются высокие результаты и рост эффективности работы, хотя он может также оказывать влияние на личную жизнь человека. Этот процесс, основной акцент в котором делается на конкретные навыки и цели, обычно продолжается в течение короткого промежутка времени
  
  (Институт дипломированного персонала и развития, GB)
  
  Коучинг - раскрытие потенциала человека для того, чтобы он смог добиться наилучших результатов. Цель коучинга - помочь человеку учиться самостоятельно, а не научить его
  
  Сэр Джон Уитмор
  
  Виды коучинга
  
  Традционный коучинг- коуч наблюдает за действиями подопечного, либо контрлирует результат этих действий и на основании этой информации помогает подопечному понять его ошибки или изменить используемый подход.
  
  Эволюционный коучинг - используют при работе с топ-менеджерами. Основывается на майевтике - диалогах Сократа (искусстве задать нужный вопрос ).
  Эволюционный коучинг с помощью эффективных вопросов помогает обучаемому понять ситуацию, связанные с ней процессы, а также внутренние и внешние силы, которые препятствуют или способствуют достижению желаемого результата.
  Использует психотерапевтические техники, но работает с будущим, а не прошлым клиента.
   Круг совершенства - одна из техник НЛП
  
  Индивидуальный коучинг - работа с одним подопечным. Требует очень высокой квалификации психолога.
  
  Командный коучинг - работа с командой как с коллективным клиентом. Требует наивысшей квалификации психолога.
  
  Групповые нормы и лидер - близнецы-братья J
  
  
  
  Формирование коллектива. Формирование команд
  Групповая динамика ( К. Левин) = развитие группы
  
  
  
  Динамическая теория функционирования группы
  Бион (Bion) (Психоанализ)
  
  Группа=индивид
  
  Суперструктура группы = Супер-эго
  - групповые нормы, правила поведения в группе, связанные с необходимостью совместных действий для достижения цели группы.
   Суперэффект - центростремительная тенденция
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Субструктура группы = Ид - индивидуальные эмоции, ценности.
  Субэффект -центробежная тенденция
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Этапы:
  1.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Требования предъявляет руководитель
  
  
  2.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Часть группы начинает разделять требования руководителя.
  
  
  
  3. А)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Отрицательный субэффект: группа игнорирует руководителя
  
  
  
  
  Б)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Группа-"тюрьма"
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Команда (корпорация)
  
  
  Уманский: стадии развития первичной группы
  
  1. Номинальная (диффузная) - формальное объединение (пассажиры автобуса)
  2. Ассоциация - есть общая цель, нет общей деятельности (Автобус сломался. Ночь в лесу)
  3. Кооперация: члены группы взаимодействуют, пытаясь решить задачу( костер) Появление лидера. Формируется через конфликт: а почему я? А кто ты такой?
  4. Корпорация - выработка групповых норм, групповой морали, групповых интересов и психологического единства группы.
  
  
  В большинстве моделей развития группы выделяют
  3 основных стадии:
  1. Ориентировка в ситуации
  2. Конфликт
  3. Достижение согласия
  
  
  Две основные взаимосвязанные сферы развития группы:
  
  (Б. Такмен)
  
  
  1. Деловая (инструментальная) = решение групповой задачи
  
  2. Межличностная (социоэмоциональная)= развитие межличностных отношений
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Развитие деловой активности:
  
  1. Ориентировка в задаче
  
  2. Конфликт, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям;
  
  3. Открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиск альтернатив
  
  4. Принятие решения и активные совместные действия по его реализации
  
  
  Развитие межличностных отношений:
  
  1. Проверка на зависимость - ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения ( "притирка");
  
  2. Внутренний конфликт - нарушение взаимодействия и отсутствие единства в группе;
  
  3. Развитие групповой сплоченности, преодоление разногласий и разрешение конфликтов
  
  Функционально-ролевая согласованность - образование ролевой структуры группы, соответствующей групповой задаче.
  
  Социально-психологические эксперименты:
  http://www.chaosss.ru/xaoc/onepsychology.html
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Емельянов "Последняя петля 6. Старая империя"(ЛитРПГ) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) Hisuiiro "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) Е.Кариди "Одна ошибка"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) С.Панченко "Warm"(Постапокалипсис) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"