Школьный Психолог : другие произведения.

Программа курса по социальной психологии, обновленная

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.94*15  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обновленная программа курса по социальной психологии+вопросы к экзамену


Программа курса "Социальная психология"

   Настоящая программа предназначена для студентов 2 (3) года обучения, проходящих подготовку по специальности "Психология". В зависимости от формы обучения (очная, очно-заочная, заочная) количество лекционных часов и часов для самостоятельных занятий перераспределяется. По очной форме обучения кур лекций рассчитан на 34 часа лекций и 16 часов семинарских и практических занятий: по очно-заочной ( заочной) форме - на 16 часов лекционных и 8 (4) часов семинарских и практических занятий. Курс "Социальная психология" является базовым и рассчитан на дальнейшее углубление отдельных теоретических и прикладных направлений социальной психологии по курсам " психология общения", "Социально-психологический практикум", " Психология межгрупповых отношений", "Этнопсихология", "Психология рекламы", "Психология менеджмента", "Психология личности" и т.д. , что позволяет отдельные темы курса изложить в более кратком виде и углубить другие и рассмотреть в более углубленном виде другие
   Цель настоящего курса - ознакомление студентов как с актуальными проблемами этой бурно развивающейся отрасли науки и практики, так и с теоретическими и прикладными исследованиями в области социальной психологии в историческом аспекте. Соответственно, задачами курса "Социальная психология" являются:
  -- ознакомление с методологическими проблемами современной социальной психологии;
  -- ознакомление с наиболее известными среди исследователей социально-психологическими теориями;
  -- освоение основных понятий социальной психологии.
  -- ориентация в библиографии по социально-психологической тематике для дальнейшего самостоятельного углубления знаний в области социальной психологии и связанных с нею прикладных дисциплин.
   Курс "Социальная психология" имеет преимущественно теоретическую направленность. Некоторые библиографические источники представлены в сети, на них указаны ссылки ( курсивом).
  

Введение

      Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания и общественной практике.
  -- Обусловленность развития социальной психологии запросами общественной практики. Предмет социальной психологии. Дискуссии о предмете социальной психологии. Двойственный характер социальной психологии: "психологическая" социальная психология и "социологическая" социальная психология.
  -- Сравнительный анализ "академической" социальной психологии и "практической" социальной психологии. Развитие и "кристаллизация" прикладных исследований на стыке наук вокруг актуальных проблем общественного развития. Прикладные отрасли социальной психологии: психология менеджмента, психология рекламы, политическая психология и т.д. Факторы, влияющие на формирование содержания теорий и концепций в социальной психологии.
  -- Общая характеристика этапов развития социальной психологии: описательный этап развития социальной психологии ( Вундт, Тард, Лебон, Сигеле, и др); экспериментальный - "американский" этап   лабораторных экспериментов - обилие мини-концепций в рамках основных психологических школ ( психодинамическое направление, бихевиоризм, когнитивное направление гештальт-психология и гуманистическая психология, интеракционизм); критический (современный)этап развития соц. психологии ( Тэшфел, Московиси).
  -- Понимание социальной психологии как исторической науки. Три основных парадигмы социальной психологии: американская социальная психология, европейская социальная психология, отечественная социальная психология (Шихирев).
  
   Контрольные вопросы:
        -- Что является причиной бурного развития социальной психологии в настоящее время?
        -- В чем суть дискуссии о предмете социальной психологии?
        -- Сравните "академическую" и "практическую" социальную психологию
        -- Почему ряд современных исследователей предлагают считать социальную психологию исторической наукой?
     
      
      Тема 2. Методологические проблемы социальной психологии
  
      Общие методологические принципы научного исследования и социальная психология.  Двойственный характер социальной психологии: неопозитивистский и гуманитарный подход. Особенности социально-психологического исследования. Проблема выборки. Классификация методов социальной психологии (исследовательские - опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов и др., методы анализа и обработки данных, методы воздействия - групповая дискуссия, брейнсторминг, тренинговые методы и т.д.).
  
   Контрольные вопросы:
      -- В чем заключаются методологические сложности социальной психологии?
      -- Каким образом неопозитивистский и гуманитарный подход в социальной психологии влияет на методы социальной психологии?
      -- Какой исследовательский метод является основным для социальной психологии?
      -- Перечислите известные вам методы социальной психологии.
  
  
   Раздел 1. Социальная психология личности: личность и общество.
  
   Тема 1. Социализация и социально-психологическая адаптация
  -- Понятие социализации - социологический подход. Виды социализации ( первичная, вторичная); виды социализации по М. Мид ( постфигуративная, кофигуративная, префигуративная). Экология личности Бронфенбреннера.
  -- Психоаналитический подход к объяснению механизмов социализации ( З. Фрейд, Адлер, Салливен, Хорни, Винникотт и др.;теория авторитарной личности Адорно ; эпигетнетическая теория Э. Эриксона, стили воспитания по ДеМозу. Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
  -- Бихевиористские теории социального научения Скиннера, А. Бандуры. Роттера. Локус контроля личности. Социально-психологические модели, объясняющие способность причинять боль. Теория фрустрации-агрессии Долларда-Миллера.
  -- Понятие социально-психологической адаптации. Хорошо и плохо приспособленные индивиды. Исследование Э. Сигельман. и др. Адаптивная личность, неадаптивная личность и дезадаптированная личность по Петровскому. Факторы социально-психологической адаптации.
  
   Контрольные вопросы:
        -- Дайте определение социализации.
        -- Какие виды социализации выделяет М. Мид?
        -- Что такое "авторитарная личность" по Адорно?
        -- Чем теория социального научения Скиннера отличается от подхода А. Бандуры?
        -- Какие факторы окружения, согласно Бронфенбреннеру, определяют формирование личности?
        -- Что такое социально-психологическая адаптация?
        -- Дайте определение адаптивной, неадаптивной и дезадаптированной личности.
  
   Тема 2.Ролевые теории личности: роль как механизм взаимосвязи личности и общества
  -- Социологические ролевые теории: Типы личности по Шпрангеру. Теория статусов и ролей Линтона.
  -- Символический интеракционизм Дж. Мида, М. Куна, Т. Шибутани. Понятие роли, функции роли. Классификация ролей ( конвенциальные роли, межличностные роли по Шибутани и др.) Ролевые теории Т. Сарбина, Р. Линтона, М. Дойча и Р. Краусса, Э. Гоффмана. Теория референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа, Г. Келли, Р. Мертона.  
  -- Ролевая теория Я. Морено.
  -- Психодинамические ролевые теории личности в социальной психологии: структура личности по К. Юнгу, эго-психология Хартманна
  
   Контрольные вопросы:
        -- Чем отличается социологическое понимание роли от социально-психологического?
        -- Как определял понятие "роль" Морено? Какие роли выделял Морено?
        -- Что такое ролевой конфликт? Какие бывают виды ролевых конфликтов?
        -- Чем роль отличается от статуса?
        -- Почему представления Юнга о структуре личности и понятие "грандиозной" личности в эго-психологии можно рассматривать как ролевые теории личности?
  
   Тема 3. Теории личности других направлений социальной психологии
  -- Гуманистическое направление в социальной психологии личности: концепция Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу.
  -- Понимание личности в рамках когнитивного направления социальной психологии: "человек знающий". Теория когнитивного диссонанса Фестигера, теория баланса Хайдера.
  -- Аттитюд, социальная установка, отношение: сравнительный анализ. Когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компонент аттитюда ( социальной установки) Диспозиционная концепция личности В.А. Ядова.
  
   Контрольные вопросы:
      -- Что отличает гуманистические модели личности от психодинамических моделей личности?
      -- Что такое социальная установка?
      -- Чем понятие "социальная установка" в отечественной социальной психологии отличается от понятия "аттитюд"?
      -- Как формируется социальная установка?
      -- Каковы компоненты социальной установки?
      -- Что такое когнитивный диссонанс?
      -- В чем суть теории баланса Хайдера?
      -- В чем суть диспозиционной концепции личности В.А. Ядова?
  
  
  
  
  
    Раздел 2. Социальное поведение и общение
   Тема1. Общение и его закономерности
  -- Определение общения. Общение и социальные отношения. Общение как вид деятельности. Три стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная.
  -- Понятие социального взаимодействия. Социальный стереотип, предрассудки и дискриминация. Экспериментальные исследования предрассудков.
  -- Трансактный анализ Э. Берна. Особенности трансактного подхода
  -- Теория социального обмена Хоманса.
  -- Теория диадического взаимодействия Тибо и Келли.
  -- Понятие межличностного и межгруппового взаимодействия по Тэшфелу. Теория социальной идентичности Тэшфела.
  -- Типы социального взаимодействия: согласие и конфликт. Понятие конфликта. Виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой. Конструктивный и деструктивный конфликт. Типология поведения личности в ситуации конфликта.
  
   Контрольные вопросы:
      -- Какие вам известные экспериметальные исследования предрассудков?
      -- Что такое "дилемма узника" по Тибо и Келли?
      -- Какие типы социального поведения выделял Э. Берн?
      -- Каковы основные идеи теории социальной идентичности Тэшфела?
      -- Что такое конфликт? Чем отличаются конструктивный и деструктивный конфликт?
       
  
    Раздел 3. Социальное познание
   Тема 1. Механизмы и эффекты социального познания
  -- Два вида социального познания по Аронсону: автоматическое и управляемое. Свойства и эффекты автоматического социального познания: эффект прайминга, эффект сохранения, эффект самореализующегося пророчества. Ментальные приемы и упрощения.
  -- Краткая история исследований аттитюдов. Парадокс Ла Пьера. Социальный стереотип как социальная установка (аттитюд).
  -- Понятие социальной перцепции. Имплицитные теории личности. Исследования каузальной атрибуции. Ковариационная модель Г. Келли. Фундаментальные ошибки атрибуции. Роль культуры в процессе атрибуции. Атрибуция ответственности. Этапы развития морального сознания по Кольбергу. Эволюция и направления развития ответственности в общественном и индивидуальном сознании. Кросс-культурные исследования локуса контроля личности.
  
   Контрольные вопросы:
        -- Дайте определение автоматического и управляемого социального познания по Аронсону.
        -- Что такое эффект прайминга?
        -- Эффекты ореола, новизны, первичности
        -- Что такое эффект самореализующегося пророчества?
        -- Что такое парадокс ЛаПьера?
        -- Что такое социальная перцепция?
        -- Что такое каузальная атрибуция?
        -- Опишите ковариационную модель интерпретации поведения деятеля Г. Келли
  
  
      Раздел 4. Социальная психология групп
     
      Тема 1. Понятие группы в социальной психологии
     
  -- Определение группы. Большие, контактные и малые группы. Классификация групп в социальной психологии: группы формальные и неформальные, условные и реальные, референтная группа. и др. Групповая территориальность.
  
   Контрольные вопросы:
        -- Чем отличаются большие и малые группы? Что такое
   контактная группа?
        -- Какие виды больших групп вы знаете?
        -- Какие классификации групп вам известны?
        -- Что такое групповая территориальность?
  
  
      Тема 2. Социальная психология малой группы
     
  -- Определение малой группы. История социально-психологических исследований малой группы. Направления исследований малой группы. Хотторнские эксперименты Мэйо.
  -- Понятие групповой структуры. Модели групповой структуры. Двумерная модель структуры группы Бейлса. Социометрия Морено. Этапы развития малой группы. Функции групповых норм. Нормативное поведение в группе. Суперэффект и субэффект в малой группе. Влияние аутгрупповых процессов на ингрупповые процессы.
  -- Личность в групповом процессе. Теории лидерства. Типы и функции лидеров. Руководство и лидерство. Социальная власть.
  -- Групповая сплоченность. Ценностно-ориентационное единство малой группы по Петровскому. Факторы и последствия групповой сплоченности. Понятие социально-психологического климата малой группы. Командообразование.
  -- Исследования социального влияния большинства и меньшинства С. Московиси. Конформность. Эксперименты Милгрэма по исследованию конформности.
  -- Социально-психологические особенности террористических групп. Роли, исполняемые участниками террористических групп.
  
   Контрольные вопросы:
        -- Что такое групповая динамика? Какие вам известны этапы развития группы?
        -- Что такое групповые нормы? Каким образом групповые нормы влияют на поведение членов группы?
        -- Что такое социально-психологический климат группы?
        -- Какие условия необходимы для формирования команды?
        -- Что такое "социальный атом" по Морено?
        -- Какие типы и функции лидера вам известны?
        -- Чем отличается руководство от лидерства?
        -- Какие виды социальной власти вам известны?
        -- Что такое конформность?
  
  
      Тема 3. Социальная психология больших групп.
     
  -- Два типа больших групп. Большая группа как историческая общность. Большая группа как кратковременное, случайное образование.
  -- Понятие общественного сознания и менталитета. Общественное сознание с позиций общей теории коммуникаций Соколова. Социальная память больших групп. Структура и типы социальной памяти. Функции социальной памяти.
  -- Этническое сознание. Особенности общественного сознания традиционного, индустриального и информационного общества.
  -- Структура общественного сознания и регуляторы социального поведения на разных этапах развития общества. Значение и функции СМИ. Структура массовой коммуникации по Лассуэллу. Коммуникатор, медиатор, реципиент. Виды коммуникационных сетей. Искусство как вид опосредованного общения. Психотехническая функция культуры. Социальная психология рекламы.
  -- Сравнительная социопсихологическая характеристика мегаполиса и малого города. Социально-психологические аспекты глобализации. Социопсихологоческие феномены мегаполиса: эскапизм, космополитизм.
  -- Толпа. Социально-психологические особенности толпы. Виды толп. Коммуникации в толпе: заражение, внушение, слухи. Концепция толпы по С. Московиси. Харизматические лидеры. Типы харизматических лидеров.
  -- Межгрупповое взаимодействие. Ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая враждебность. Континуум видов социального взаимодействия по Тэщфелу. Межгрупповые конфликты. Государственный террор и терроризм.
  
   Контрольные вопросы:
      -- Какие два типа больших групп вам известны?
      -- Что такое социальная память большой группы? Каковы функции социальной памяти?
      -- Чем отличается структура социальной памяти этноса, целевой профессиональной группы и толпы?
      -- Каковы регуляторы социального поведения в больших группах разного типа?
      -- Что из себя представляет структура простейшего коммуникативного акта? Каковы его компоненты?
      -- Что такое ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая агрессия?
  
  
  
  
   Библиография (основная)
      -- Андреева Г.М. Социальная психология. 1996
      -- Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии.1997.
      -- Платонов Ю.П. Социальная психология. Учебное пособие.
      -- Социальная психология. Под ред. Журавлева
      -- В. Г. Крысько. Социальная психология. Словарь-справочник
      -- П. Шихирев. Современная социальная психология. Учебное пособие для вузов
      -- Майерс Д. Социальная психология. СПб 2004
   Дополнительная литература ( для углубленного изучения):
      -- Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме.
      -- Стэнли Милграм. Эксперимент в социальной психологии.
    1997.
      -- Шибутани Т. Социальная психология. 1998.
      -- Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. Социальная психология. Ключевые идеи.
      -- Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. Социальная психология группы: процессы, решения, действия.
      -- Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М, МГУ, 1983 -138 с.
      -- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л, 1992. - 398 с.
      -- Бернс Р. Я-концепция и воспитание - М,, 1987 - 420 с.
      -- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М, 1982 с. 5-16, 111-145.
      -- Гибсон Д. Обучение людей жестокости в условиях государственного террора. - Иностранная психология.Т.1, N 1, 1993 - с. 8-18
      -- http://www.socd.univ.kiev.ua/PUBLICAT/PSY/TRUSOV/index.htm Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л, 1983 - с.5-126.
      -- Назаретян А. Психология массового стихийного поведения. Лекции.
  
    

Вопросы к экзамену по социальной психологии

      -- Предмет социальной психологии
      -- Место социальной психологии в системе наук и общественной практике
      -- Общая характеристика этапов развития социальной психологии
      -- Три основных парадигмы социальной психологии: американская, западно-европейская и отечественная.
      -- Методологические проблемы и методы социальной психологии
      -- Социализация
      -- "Экология личности" Бронфенбреннера
      -- Психоаналитический подход к объяснению механизмов социализации
      -- Авторитарная личность по Адорно
      -- Эпигенетическая теория Э. Эриксона
      -- Концепция взаимосвязи личности и общества по ДеМозу
      -- Бихевиористские теории социального научения Скиннера, Бандуры, Роттера.
      -- Влияние культуры на локус контроля личности
      -- Социально-психологическая адаптация
      -- Типы личности по Шпрангеру
      -- Теория статусов и ролей по Линтону
      -- Основные положения символического интеракционизма по Дж. Миду.
      -- Классификация ролей
      -- Ролевые теории Т. Сарбина, Р. Линтона, М. Дойча и Р. Краусса, Э. Гоффмана
      -- Ролевая теория Я. Морено
      -- Психодинамические ролевые теории личности в социальной психологии: структура личности по К. Юнгу, эго-психология Хартманна
      -- Ролевой конфликт
      -- Гуманистическое направление в социальной психологии личности: концепция Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу.
      -- Теория когнитивного диссонанса Фестингера
      -- Теория баланса Хайдера
      -- Социальная установка и аттитюд
      -- Структура социальной установки
      -- Диспозиционная концепция личности В.А. Ядова
      -- Общение
      -- Социальный стереотип, предрассудки и дискриминация.
      -- Трансактный анализ Э. Берна: основные идеи
      -- Теория диадического взаимодействия Тибо и Келли
      -- Понятие межличностного и межгруппового взаимодействия по Тэшфелу.
      -- Типы социального взаимодействия: согласие и конфликт
      -- Два вида социального познания по Аронсону
      -- Эффекты прайминга, ореола, новизны, первичности
      -- Эффект самореализующегося пророчества
      -- Парадокс Лапьера
      -- Имплицитные теории личности
      -- Теория каузальной атрибуции
      -- Ковариационную модель интерпретации поведения деятеля Г. Келли
      -- Классификация групп
      -- Малая группа и групповая динамика
      -- Лидерство: типология и функции
      -- Групповые нормы
      -- Социальное влияние большинства и меньшинства по Московиси
      -- Конформность. Эксперименты Милгрэма.
      -- Социальная память большой группы
      -- Толпа
      -- Структура коммуникации по Лассуэллу. Функции СМИ.
  
  
  

Оценка: 3.94*15  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"