Общество, в котором мы живём, кажется нам вполне нормальным только в силу привычки длиной в жизнь. Но стоит лишь раз посмотреть на окружающий мир свежим взглядом и подобающим образом охренеть, как действительность покажется просто ошеломляющей...
Мы называем совокупность людей "обществом", подразумевая что они живут в общем пространстве, известном как "цивилизация". Но в действительности люди направляют наибольшие усилия на возведение в нём непреодолимых преград, нарушающих его общность.
Назначение этих преград состоит в том чтобы защитить и скрыть от других людей свою истинную жизнь, сохранив её в неприкосновенности и в тайне, а также использовать их как театральную сцену, на которой можно показать себя в наиболее выгодном свете.
Одновременно те же самые люди тратят не меньшие усилия чтобы прорваться сквозь аналогичные преграды, поставленные другими людьми, и вмешаться в жизнь тех, кто за ними скрывается, далеко не лучшим для них образом.
Количество материальных и моральных затрат на возведение и преодоление подобных преград во много раз превышает цену того что они охраняют. Великое множество социальных институтов, обученных профессионалов, технических устройств, инженерных сооружений и целой кучи иных вещей существует с единственной целью - оградить чью-то жизнь от вторжения, и наоборот - вторгнуться в чужую жизнь, преодолев поставленную защиту!
Подумай, сколько всякой всячины стоит на страже, чтобы не пустить тебя туда, где твоё появление нежелательно: полиция, армия, разведка и контрразведка, жандармы, пограничники, частные охранные предприятия, рейнджеры, личные телохранители, детективные агентства, спутники-шпионы, самолёты раннего обнаружения, радарные установки, рвы с частоколом и колючей проволокой, толстые стены, турникеты и шлагбаумы, КПП, контрольно-следовые полосы и минные поля, часовые и пароли, снайперы, которые рассматривают тебя через коллиматорный прицел, подземные казематы, бронированные двери в банковских подвалах, прочные замки на железных засовах, стальные решётки на окнах, криптографическая защита данных, камеры скрытого наблюдения, целая армия контролёров, вахтёров, сторожей ...
И заборы, заборы, заборы - всюду неумолимые заборы... За этими заборами и стенами протекает чья-то коммерческая деятельность, о которой ты, любопытный ублюдок, ничего не имеешь права знать, потому что её охраняет Закон о коммерческой тайне.
В недавнюю по историческим меркам эпоху меркантилизма коммерческая тайна не имела правовой основы, но была жизненно необходима, потому что государство вмешивалось в хозяйственную деятельность своих подданных когда ему заблагорассудится, перекраивая её и перераспределяя материальные ценности по своему усмотрению. Соответственно и экономика была по преимуществу теневой: буржуазия была вынуждена изо всех сил прятать свой бизнес и капиталы от бесцеремонных лап государства дабы избежать вымогательства, поборов и разорения. Как работала эта система можно увидеть и сейчас в странах третьего мира, где нужно потратить несколько лет и заплатить уйму взяток чтобы открыть автомастерскую.
По мере накопления теневого капитала буржуазия стремилась его легализовать чтобы получить власть и влияние, соответствующие их финансовому статусу. Буржуазия сломала систему государственного всевластия и произвола и смело повела общество по пути либерализации. Утверждают что и слом СССР в эпоху перестройки тоже произошёл не без помощи теневиков. Таким образом развитые страны спаслись от Харибды меркантилизма чтобы через много лет приплыть в объятия Сциллы либерализма.
Эпоха либерализма даровала людям множество различных прав и свобод, и среди них свобода частной коммерции от государственного контроля и неотъемлемое право коммерсанта скрывать от общества, как он использует предоставленные ему права и свободы. Необходимо подчеркнуть, что использованы они были в большой тайне, с блеском и по максимуму, так что последствия напоминают о себе ежеминутно.
Так что же такое коммерческая тайна на сегодняшний день?
Согласно российскому законодательству коммерческая тайна - это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Это определение столь широко и универсально что даёт возможность печатать фальшивые деньги, снимать порнофильмы с участием малолетних актёров, производить синтетические наркотики и содержать притоны, где эти наркотики можно употреблять. Всё что для этого нужно - вести вышеупомянутый бизнес в полнейшей тайне, пользуясь преимуществами либерального законодательства. Пока тайна соблюдается неукоснительно, нет никаких оснований пускать в ход уголовный кодекс.
В необходимых случаях можно также нанимать профессиональных киллеров для устранения конкурентов, чтобы увеличить доходы, а также отстреливать чересчур честных политиков и журналистов, чтобы избежать неоправданных расходов на их подкуп... В общем, под покровом коммерческой тайны можно разрамсить практически любые вопросы, возникающие в ходе ведения бизнеса. Соблюдение закона при этом совсем не главное. Главное - это не попутать рамсы, иначе сожрут живьём и партнёры и конкуренты, а пуще того, либеральное государство подведёт тебя под статью и разделает как Ахиллес черепаху, так что пожалеешь, что не родился во времена меркантилизма.
Впрочем, умные люди прекрасно понимают, что и у меркантилизма, и у либерализма есть свои преимущества, но воспользоваться ими могут только свои, а чужих как давили во все времена так и будут давить..
Коммерческая тайна - это не просто обычай ведения бизнеса. Это символ веры любого бизнесмена, неотъемлемая часть культа частного предпринимательства. Освящённый временем обычай прятать свой бизнес от посторонних глаз означает что в течение всей истории частного предпринимательства бизнесмены расчитывали получить гораздо большую наживу, играя втёмную, чем раскрывая свой бизнес друг перед другом, перед государством и перед потребителями товаров и услуг.
Недавно анналы Интернета пополнились душераздирающей историей, которая замечательно объясняет, почему бизнесмены стараются упрятать свой бизнес подальше от чужих глаз:
В одной компьютерной фирме среднего пошиба была практика вкладывать в коробку с компьютером краткое описание его характеристик на простом языке - для продавцов (набрали чайников). И вот однажды врывается злобный клиент, с купленным намедни компьютером и требует немедленно вернуть деньги, демонстрируя бумажку, обнаруженную на дне коробки. Бумажка гласила: "Мать говно, видюха отстой. Впарить лоху".
В данном случае коммерческая тайна предприятия - реальные характеристики его товара - исконно русским невзначаем стала известна покупателю и вызвала его праведный гнев. Случай, конечно, курьёзный и из ряда вон выходящий, но если покопаться в сути, то всё приходит к тому, что коммерческая тайна - это весьма уважаемый обществом закон, по которому те, кого разводят на бабки, по закону не имеют права узнать, кто и как их разводит.
Коммерческая тайна охраняет различные аспекты бизнеса. Прежде всего это технические аспекты - интеллектуальная собственность, патенты, ноу-хау и так далее. К этой части претензий нет, потому что применение этих знаний создаёт предельный продукт, от которого богатеет не только фирма, но и вся страна.
Следующим пунктом можно назвать менеджмент. Оптимальная организационная структура, умение эффективно управлять персоналом и производственными процессами тоже создаёт предельный продукт и обогащает компанию и страну.
Далее следует маркетинг. Вот тут уже начинается. Допустим, компания ВВВ ("Впарин, Втюхин и Всучилов") покупает оптом разный отстой и лихо продаёт его в розницу по отмороженным ценам, оглушая доверчивых лохов улётной рекламой с отвязными девицами, завыванием и шаманскими бубнами. Должна ли такая маркетинговая политика защищаться коммерческой тайной?
Об этом не худо было бы спросить Ульпиана, римского классика юриспруденции, приложившего руку к Дигестам Юстиниана и выдвинувшего чёткую концепцию злого умысла и вытекающую из него правовую формулу, направленную против "двуличных и злоумышленных людей, которые вредят другим каким-либо лукавством: коварство первых не должно приносить им пользы, а простота вторых не должна приносить им вреда".
Итак, в правовом поле древних римлян существовал даже не отдельный закон, а принципиальное положение, моральный и правовой императив, облачённый в чеканную формулировку, согласно которому разводить лохов на бабки было запрещено под угрозой публичного отрубания чересчур хитровыделанной головы.
Иудео-христианская цивилизация лихо избавилась от этого морально-этического пережитка и пришла к убеждению, что разводить лохов на бабки вполне морально, и делать это надо на постоянной основе. Отсюда родилась и пословица: A fool and his money are soon parted.
Коммерческая тайна - это манна небесная для жучков всех мастей, бизнес которых заключается не в создании новых материальных благ или оказании действительно полезных услуг, а в перераспределении общественных благ, созданных другими, в свою пользу. Разумеется, конкретный бизнес может сочетать оба компонента: часть прибыли обеспечивается рыночной продажей честно созданных ценностей, а другая часть - просто выжуливается путём различных махинаций, совершаемых под покровом коммерческой тайны.
Например, фирма "Наезжалкин и Нахрапов" умеет надавить на поставщика и закупать сырьё чуть ли на задаром, компания "Обдиралкин и Шкуродёров" знает как содрать три шкуры с покупателя, а компания "Взяткин и Откатов" на всю катушку использует "административный ресурс", а попросту - даёт в лапу госчиновникам, которые обеспечивают ей привилегированное положение на рынке.
Наконец, у компании "Гоп, Стоп и К с колечком" методы ведения бизнеса напоминают о группе пролетариев, которые, вооружившись обрезками арматуры, уговаривают одиноких прохожих на безлюдной дороге купить строительного мусора на всю имеющуюся при себе наличность (это как раз те методы, которыми действуют наши уважаемые финансисты).
Естественно, ни одна из четырёх вышеупомянутых фирм не спешит обнародовать свои методы ведения бизнеса и вовсю пользуется коммерческой тайной.
Теоретики провозглашают либеральную экономику наилучшим выбором для потребителя, при условии что участники рынка ведут честный бизнес и не манипулируют ценами, используя внерыночные методы. А где-то там на едва различимых задворках общественного внимания обретается расцветшая пышным цветом коммерческая тайна, под покровом которой рыночные формы конкуренции крайне успешно заменяются не то что внерыночными, а натурально гангстерскими.
При этом теоретики либеральной экономики, получившие солидный откат от монополий, делают вид, что не существует ни самих монополий, ни узаконенного сокрытия бандитских методов ведения бизнеса, ни законодателей, которые тоже регулярно получают откаты чтобы подрихтовывать закон под нужды акул капитализма. Впрочем, у них и выбор невелик: либо откат на карман, либо пуля в затылок.
Конечно все понимают, что рыночная экономика "с человеческим лицом" должна развиваться в русле открытой борьбы за самый дешёвый и качественный товар, а не через бандитские преференции и нахрап торгашей, которые нельзя афишировать перед публикой, чтобы не забросали камнями, ни тем более показывать соседям по отрасли, чтобы они от ярости не озверели и не начали вести свой бизнес точно также как их отмороженные конкуренты. Но понимать - это одно, а подстраиваться под жизненные обстоятельства - это совсем другое.
Узаконенность и сакральность распространения коммерческой тайны на любые аспекты бизнеса кроме титульных данных и сведений о доходах, которыми надо делиться с налоговым управлением, не оставляет "совершенной конкуренции" ни единого шанса. Она лишает честных бизнесменов возможности поймать нечистого на руку конкурента, который облапошил поставщика, покупателя, перевозчика и кредитора или дал взятку властям чтобы уйти от налогов или ещё как-то смошенничал и получил жульническую прибыль. Таким образом, конкуренты тоже вынуждены проделывать грязные трюки под покровом коммерческой тайны, если они хотят не проиграть в конкурентной борьбе и удержаться в бизнесе.
Коммерческая тайна в правовом поле иудео-христианского толка означает не что иное как зелёный свет мошенникам всех мастей и как следствие - равнение всего рынка на самого морального нечистоплотного его участника.
Скрывать честные сделки вообще нет никакой нужды. Ведь если ни одна сторона не злоупотребит доверием другой или недостатком её информированности, цена и условия любой сделки будут близки к средним по отрасли. Да и сама конкуренция на рынке будет не войной на уничтожение, не регулярными попытками добавить выжуленную прибыль к честно заработанной, а лишь постоянным сигналом о том, что надо держать себя в тонусе, не лениться и работать, если хочешь удержаться в бизнесе. А ведь более жёсткая конкуренция, по сути, и не нужна: она вызывает только проблемы, такие как безработица и социальная напряжённость.
Коммерческая тайна прямо указывает на индивидуалистический, хищнический дух предпринимательства и одновременно с этим - ханжеский характер иудео-христианской морали, питающей капиталистический бизнес. Незыблемость коммерческой тайны - это незыблемая уверенность предпринимателей в том, что они сумеют сжульничать под её прикрытием ловчее и наглее чем конкуренты. Если бы они в этом сомневались или не захотели больше ловчить, они бы давно собрали воровской сходняк и официально возвели прозрачность сделок в ранг закона.
Глобальный финансовый кризис, созданный многочисленными спекулянтами, глубоко законспирированными посредством банковской тайны, вызвал некоторое понимание проблемы и робкие попытки отменить эту самую банковскую тайну, а заодно с ней и оффшорный рай, где на деревьях вместо бананов свободно растут сочные спелые доллары, которые никогда не обтрясают налоговики.
Тем не менее, никто кроме Эрнандо де Сото и ещё пары зануд так и не осознал ведущей роли в нынешней финансовой катастрофе нерегулируемых рынков, на которых по видимости совершались незарегистрированные финансовые сделки, а по сути тайно печаталась фальшивая денежная наличность в количествах превышающих стоимость мирового валового продукта.
Если кто ещё до сей поры не понял: коммерческая тайна, давшая правовую основу конспиративному характеру ведения бизнеса, фактически превратила легальную экономику ведущих стран в теневую экономику. В первую очередь это касается финансового сектора.
Тщеславие буржуазии эпохи меркантилизма послужило мотивом для борьбы с государственными режимами за легализацию бизнеса и капиталов и свободу частного предпринимательства. Но в последние годы процесс пошёл в обратном направлении. Ненасытная жадность финансистов заставила их добровольно упрятать свой бизнес обратно в тень, чтобы бесконтрольно и безудержно обогащаться на нерегулируемых рынках за счёт спекулятивных схем.
Со времён Рейгана государство по видимости самоустранилось от регулировании экономики, а по сути всевластная финансовая элита тайно, незаметно и настойчиво реформировало законодательство и добивалась всё большей бесконтрольности своих действий.
Коммерческая тайна, стартовав как элемент правовой защиты либерального бизнеса, мутировала в легальное прикрытие для глобальных теневых финансовыз афёр. Именно она была секретными граблями финансового сектора, которыми финансисты подгребали под себя фантастическое бабло, но в конце концов от жадности наступили на них обеими ногами. В полном соответствии с законами физики ручка этих гигантских граблей описала красивую дугу и с такой силой шарахнула по мировой финансовой системе, что произошло небывалое: там где ещё вчера высились денежные груды, образовалась ужасающая прорва. Страны G20 собираются засыпать в эту прорву пять триллионов зелёных денег, отобранных у налогоплательщиков, чтобы хотя бы увидеть дно. Но покуда секретные грабли остаются в руках у тех же деятелей и продолжают ворошить мировую экономику, эта прорва будет шириться и углубляться, пока в неё окончательно не свалятся и финансисты вместе со своими граблями, и реальный сектор экономики, и правительства стран и государств, и либеральные ценности, а заодно и мы с вами, дорогой читатель!