Шлионская Ирина Александровна : другие произведения.

Деревянная статуэтка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ИРИНА ШЛИОНСКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ СТАТУЭТКА (рассказ) Эту маленькую деревянную фигурку Ромка Кривцов случайно обнаружил на антресолях, среди всякого хлама - собирались переезжать на дачу. Статуэтка изображала темнокожую женщину с загадочно улыбающимися губами. Ромкина мать Галина Михайловна в ответ на вопрос сына лишь пожала плечами - она сама видела статуэтку впервые. Но когда вечером вернулся с работы отец, его лицо сразу изменилось при взгляде на Ромкину находку: она, несомненно, была ему хорошо знакома. “Это дедушкино! - сказал Олег Павлович. - Убери на место, лучше, чтобы она не попадалась на глаза”. За хлопотами и жена и сын вскоре забыли о статуэтке. Помнил о ней лишь Олег - находка словно окунула его в прошлое их семьи, в реальность, которой уже нет и никогда не будет... * * * У Николая Степановича Кривцова была очень ответственная работа. Такая ответственная, что в семье об этом никогда не говорили. За ним каждое утро заезжал служебный автомобиль. А его сын Павлик учился в особой, привилегированной школе, куда не принимали детей простых смертных. Случалось Николаю Степановичу и выезжать за границу. После одной из таких поездок он привёз домой фигурку загадочно улыбающейся негритянки. Его жена Наталья Сергеевна, гордившаяся своим вкусом, услышав цену, заплаченную мужем за статуэтку, всплеснула руками: “Да ты с ума сошёл! Это же простое дерево!” Николай Степанович и сам не мог понять, что заставило его купить на одном из пёстрых африканских базаров эту безделушку. Он шёл по базару, и вдруг его окликнули: “Купите, белый господин! Это приносит удачу!” Старый сгорбленный негр держал в вытянутой руке статуэтку и призывно смотрел на покупателей. Переводчик объяснил Кривцову, что это изображение богини, вероятно, освящённое с помощью магического ритуала, - потому и цена высока. Что-то будто толкнуло Кривцова в спину - и он купил вещицу. Наталья Сергеевна поставила статуэтку на старинный антикварный комод вместе с другими фигурками - из фарфора и слоновой кости, доставшимися Николаю Степановичу от покойных родителей. Африканская богиня затерялась среди прочих безделушек. Как-то ночью Павлик проходил через тёмную гостиную и заметил, что одна из фигурок на комоде слабо фосфоресцирует в темноте. Это была богиня. Мальчику это показалось странным - разве может дерево светиться? Но он вернулся к себе, лёг спать и всё забыл. А под утро в их квартире раздался резкий звонок в дверь. Пришли какие-то люди и увели отца. Шёл 37-й год. Больше Николай Степанович домой не вернулся. Родным сообщили, что он выслан без права переписки - все тогда знали, что это означает. Жизнь Кривцовых круто изменилась. Им пришлось переехать в другую квартиру - коммунальную. Наталье Сергеевне с трудом удалось найти себе работу в бюро технических переводов. Но вскоре её уволили оттуда как члена семьи врага народа. В конце концов, кто-то из прежних знакомых из жалости устроил её уборщицей - мыть подъезды. Статуэтка из Африки переехала на новую квартиру вместе с ними. Всё более или менее ценное Кривцовы распродали перед отъездом. Но на безделушку, с виду выглядевшую дешёвкой, так никто и не польстился. Она теперь стояла на буфете в комнате, где ютились мать с сыном. Кривцовым пришлось вынести немало лишений и унижений. В школе, уже не в элитной, а самой обычной, на рабочей окраине, куда они перебрались, Павлика чуть не исключили из пионеров, а потом не хотели принимать в комсомол. Тогда мать настояла, чтобы он отрёкся от отца. В то время многие так поступали. И он это сделал. Перед всей школой. В 43-м Павлу минуло восемнадцать, и его забрали на фронт. Провожая его, Наталья Сергеевна вдруг, словно что-то ненароком вспомнив, вернулась в комнату к буфету. - Вот, возьми, - попросила она, протягивая сыну деревянную статуэтку. - Твой отец говорил, она приносит удачу. Может, и тебя защитит... Павел вспомнил, как фигурка странно светилась в ночь отцовского ареста, но ничего не сказал. Сунул её на дно вещмешка. На фронте Павла несколько раз ранило, но легко. Однажды ночью лежал в палатке и вдруг заметил: его вещмешок слабо светится. В недоумении сунул туда руку и вытащил африканскую статуэтку - от неё исходил мягкий фосфоресцирующий свет. Через несколько часов на их взвод напали немцы, перебили половину солдат. Павел остался жив, но попал в плен. Его отправили в концлагерь. Это было уже в самом конце войны. У Павла отобрали почти все вещи. Но статуэтку почему-то оставили - должно быть, никому не приглянулась. Бессонными ночами он подолгу глядел на неё - то единственное, что ещё напоминало ему о доме. Как-то раз он заметил, что она снова светится. И понял: что-то должно случиться. Наутро конвоиры вывели всех пленных из барака и построили в шеренгу. Немцы отступали и решили расстрелять узников. ...Перед глазами Павла что-то сверкнуло, и наступила тишина. Очнулся он на носилках. Рядом переговаривались люди в незнакомой форме, как выяснилось позже - американские солдаты. Оказалось, выстрел был не смертельным. Фашисты не стали никого добивать - не до того. В лазарете Павел обнаружил, что его тощий узелок остался при нём. В нём лежала и таинственная статуэтка. В июле 45-го Павел Кривцов вернулся домой, к постаревшей матери. А через три дня после возвращения его арестовали как находившегося в плену. В ночь перед арестом от деревянной фигурки, занявшей своё место на буфете, исходил слабый свет. Из Сибири Павел возвратился в Москву только в 56-м. Последние годы он провёл на вольном поселении. Привёз жену Марину, коренную сибирячку, и маленького сынишку Олежку. Стали вчетвером жить в комнате Натальи Сергеевны, где по-прежнему на буфете стояла иноземная статуэтка. Павел работал на заводе, поступил в институт на заочное отделение. Жизнь налаживалась. Но вскоре тяжело заболела Наталья Сергеевна. Её положили в больницу. Однажды ночью Марина толкнула мужа в бок: - Гляди, там на буфете что-то светится! Павел не хотел туда смотреть, он и так знал - это богиня из чуждой земли в очередной раз предупреждает их о грядущем несчастье. Утром ему сообщили, что ночью умерла мать. После похорон Натальи Сергеевны Павел убрал статуэтку с буфета, спрятал её в самый дальний ящик. Нашёл её случайно сын Олег, когда разбирали вещи перед переездом на новую квартиру. Стояла уже середина 70-х. - Что это? - недоуменно спросил Олег, уже взрослый парень-студент. - Мне кажется, я видел её... Давно. В детстве. И тогда Павел Николаевич рассказал ему всё. Поведал то, о чём никогда не говорил самым близким людям - матери и жене. - Давай выбросим её, пап? - предложил Олег. - Ведь она приносит несчастье! - Нет, сынок! Она только предупреждает о том, что должно произойти. Ведь мало кому из людей дано предвидеть будущее. Да и нужно ли знать всё наперёд? А выбрасывать её ни я ни ты не имеем права - ведь её принёс в дом мой отец. Значит, так было суждено... Статуэтка перекочевала на антресоли в новой квартире. И никто о ней больше не вспоминал. До сегодняшнего дня. Кто знает - может, она слабо мерцала и в ту ночь, когда умерла от сердечного приступа Марина Фёдоровна - мать Олега? И когда тихо отошёл во сне больной раком Павел Николаевич? Никто этого не видел. Но Олег Павлович знал: настанет день - и ему придётся поведать сыну о тайне улыбающейся деревянной богини. 1998 год
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"