Шпаргалко-Тян : другие произведения.

Современные медиасистемы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Современные медиасистемы

  1. Особенности развития масс-медиа стран Европы и США на рубеже XX-XXI веков. Возникновение и развитие транснациональных корпораций.

Средства массовой информации стран Европы и Америки в своем практическом функционировании, несмотря на "западную" культурную ориентацию, включают в себя два ярко выраженные направления: так называемое европейско-континентальное и "островное", охватывающее СМИ Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Это явление имеет свои исторические корни.

Если в европейско-континентальной журналистике предпочтение отдавалось "мнению", точке зрения автора, то в "островной" журналистике все большее и большее значение приобретал "факт", т.е. предельно отстраненное сообщение посредством прессы общественно значимой новости.

Это различие привело к более серьезным последствиям. Скажем, в Германии или Франции работники прессы были озабочены прежде всего эффективностью журналистского воздействия на аудиторию, что в свою очередь требовало серьезной разработки теории жанров, двигало вперед методические приемы диалога и полемики. В США и Великобритании главным стала оперативность, умение "добыть факты". А это привело к написанию информационных материалов по принципу "перевернутой пирамиды", во многих газетах - анонимности репортеров. В итоге для одних журналистика - это часть общелитературного процесса, где автор выступает в периодических изданиях и имеет дело не с художественным вымыслом, а реальными событиями и явлениями действительности. Для других журналистика - один из каналов коммуникации, используемый в целях распространения через СМИ важной для коммуникатора информации.

Особую область составляет регулирование информационных потоков в электронных СМИ. В концентрированном и обобщенном виде особенности американской системы регулирования электронных СМИ были изложены профессором университета штата Индиана Гербертом Терри.

В США действует акт от 1934 года, посвященный радиовещанию. За минувшие годы в него внесено множество поправок, которые видоизменили и модернизировали его. Так, в 1968 году были внесены поправки о регулировании общественного телевещания, в 1970 году - о кабельном телевидении, в 1996 году - о телефонных компаниях и компьютерных сетях.

Среди наиболее значимых для электронных СМИ организаций и лиц, осуществляющих контроль за их деятельностью, Федеральная комиссия связи, судебная система, президент США, власти штатов, а также международные соглашения и договоры.

Федеральная комиссия связи состоит из пяти членов, которых выдвигает президент и утверждает конгресс. ФКС выдает лицензии на вещание и распределяет частоты, рекомендует порядок вещания. ФКС может рекомендовать, что делать, но не может запретить вещателю передавать какое-либо сообщение. Самые крупные вещатели в США - частные компании. 1980 года предполагалось, что вещатели будут предлагать слушателям и зрителям информационные программы, в противном случае их могли лишить лицензии. Длительное противостояние различных точек зрения на это положение привело к тому, что в 1990 году было принято решение, что только здоровая конкуренция может определить, сколько времени нужно отводить на новости.

Судебная система может влиять на законы и акты, выпускаемые Федеральной комиссией связи. Суды могут интерпретировать законы.

Субъектом контроля и законодательной инициативы также является президент. По инициативе Дж. Картера в недрах коммерческого департамента было создано Национальное телекоммуникационное агентство, которое является главным консультантом президента по вопросам радио- телевещания. Именно через эту организацию конгресс выделяет деньги для общественных СМИ.

Поскольку власти штатов имеют очень большие полномочия в США как федеративном государстве, то и они активно влияют на электронные СМИ.

Практика регулирования электронных СМИ наиболее показательна в отношении политических дебатов, которые строго регламентированы. Кроме того, существуют законы вещания для детей, в которых объем рекламы ограничен 12 минутами в час в будние дни и 10,5 минутами - в выходные. На добровольных началах и по инициативе Б. Клинтона большинством вещательных компаний принято решение, что они 3 раза в неделю по 3 часа будут вещать на детей. В соответствии с Телекоммуникационным актом 1996 года все телевизионные вещатели обязаны были разработать специальную кодировку для "ви-чипов", которые после установки на телеприемники отключают сцены секса и насилия, не ориентированные на детей. Существуют ограничения и установки ФКС об оскорблениях, а также о "неприличных" и "непристойных" программах. В последние годы особое внимание контролеров по этим позициям привлекает радио.

Антимонопольное законодательство в области электронных СМИ в последнее десятилетие XX века значительно либерализировано. В 1996 году были сняты многие ограничения на федеральном уровне, однако некоторые из них остаются на местном. Так, один владелец не может иметь более 50% станций, рассчитанных на одну социальную прослойку. Владелец телевизионной сети не может обслуживать более 35% зрителей на этой территории и имеет право владеть только одной станцией, рассчитанной на одну социальную прослойку (до 1996 года можно было иметь две). Развивается кабельное телевидение в США, что не дает возможности быстрого роста спутниковому. Акт 1996 года особое внимание обращает на ценовую политику в кабельном телевидении. Отмена антимонопольных ограничений привела к тому, что разговоры о серьезной конкуренции в США можно считать несерьезными. Так, Ай-ти-ти приобрела крупнейшую кабельную сеть Ти-си-ай, что создало еще одну вещательную монополию.

Акт 1996 года имеет раздел о коммуникативной практике, который нацелен на регулирование вопросов, связанных с Интернетом.

Европейско-континентальный опыт более разнообразен, поскольку форм собственности СМИ здесь представлено больше, чем, скажем, в Америке. Во многих странах очень сильны позиции государства в СМИ; вместе с тем, очень многое делается для обеспечения подлинной свободы слова и свободы печати.

Так, двадцать первая очередная сессия Парламентской Ассамблеи Совета Европы (23 января 1970 года) приняла "Декларацию о средствах массовой информации и правах человека", в которой меры по обеспечению ответственности печати и других средств массовой информации описаны в особом разделе. Для того чтобы журналисты выполняли свои функции с чувством ответственности перед обществом и отдельными гражданами, предлагается предусмотреть налаживание профессиональной подготовки журналистов, принятие кодексов профессиональной этики, а также создание советов по печати, которые были бы правомочны принимать меры по осуществлению самоконтроля.

Конечно, между европейско-континентальной и "островной" формами функционирования СМИ как полюсами существует множество точек зрения и подходов, в том числе сочетающих в себе обе традиции. Примером может служить журналистика стран Северной Европы. Здесь приоритет отдается, как в США и Великобритании, новости, факту. Однако принцип "перевернутой пирамиды" используется далеко не всегда, анонимность репортеров является редчайшим исключением. Более того, газета "Свенска дагбладет" публикует все материалы не только за подписью автора, но и с адресом его электронной почты, чтобы любой читатель мог, в случае необходимости, получить дополнительную информацию и уточнить детали. Соблюдая принцип отделения рекламы от информации, скандинавские газеты тем не менее считают допустимым так называемое "скрытое комментирование" и "оперативное комментирование".

Государственное регулирование функционирования электронных СМИ здесь все в большей мере заменяется общественно-правовым и рыночными механизмами, что весьма убедительно показано в работах Е.Л. Вартановой.

Опыт европейских стран свидетельствует о том, что оптимальная форма телерадиовещания, в которой бы отсутствовало всякое внешнее давление на информационную политику, давно уже найдена. Эта форма - публичное или общественное телерадиовещание.

Особый интерес представляют СМИ стран Восточной и Центральной Европы, а также стран постсоветского пространства, где в последнее десятилетие произошли немаловажные изменения, как в характере средств массовой информации, так и в формах и методах регулирования информационных потоков. Здесь идут неоднозначные процессы синтеза различных подходов к журналистике, что часто выражается во внедрении западных стандартов в национальную журналистику. Это проявляется как в разгосударствлении СМИ, так и в содержании публикаций и передач.

Новейшие тенденции как в американских, так и в европейских СМИ характеризуются прежде всего переносом деловой и оперативной информации в компьютерные сети, увеличением удельного веса анализа, комментария и прогноза, переносом центра тяжести на персональную журналистику (что выражено в количественном увеличении числа подписанных материалов и авторских программ на радио и телевидении), изменением отношения к жанровым особенностям прессы.

Транснациональные корпорации

Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий процесс транснационализации, в котором основной движущей силой выступают транснациональные корпорации. Сегодня ТНК существуют во многих странах мира и являются торговцами, инвесторами, распространителями современных технологий и стимуляторами международной трудовой миграции. Они во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологий и знаний. ТНК играют ведущую роль в интернализации производства, расширении и углублении производственных связей между предприятиями разных стран. Таким образом, ТНК вместе со своими зарубежными филиалами все активнее действуют на международной арене, став в последнее время главной силой развития мировой экономики.

Причины возникновения транснациональных корпораций весьма разнообразны, но все они в той или иной степени связаны с несовершенством рынка, существованием ограничений на пути развития международной торговли, сильной монопольной властью производителей, валютным контролем, транспортными издержками, различиями в налоговом законодательстве.

Транснациональные корпорации имеют ряд преимуществ. Зарубежные филиалы играют исключительно важную роль в обеспечении доступа к иностранным рынкам, снижении издержек производства, повышении прибыли. Все это обеспечивает финансовую устойчивость транснациональных корпораций и помогает им переживать периоды кризисов.

Данные преимущества рассматривают в качестве причин возникновения и активного развития транснациональных корпораций:

- возможность увеличения прибыльности объединения, что достигается благодаря преодолению правовых ограничений вхождения на зарубежный рынок;

- использование деловых качеств и рыночных умений зарубежного партнера на отечественном рынке;

- комплектование и совершенствование собственной программы продукта;

-повышение эффективности использования производственных мощностей;

- использованию финансовой поддержки правительственных, а также национальных органов;

- снижение затрат, которое достигается по мере расширения производства, ухода от дублирования инвестиций, открытия благоприятных сырьевых рынков, использования преимуществ международного разделения труда. Возможность осуществления быстрого хозяйственного маневрирования, дает возможность ТНК сосредотачивать свое производство в странах с дешевым сырьем и низкой заработной платой;

- возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм

- дополнительные возможности повышения эффективности и усиления своей конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств (использование более дешевой или более квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей страны)

-снижение рисков, т.к. при транснациональной кооперации распределение убытков между предприятиями-участниками оговаривается заранее и отражает их интересы и возможности;

- способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, сбрасывая их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредоточивая усилия и ресурсы подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;

- близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны

- возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности, налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют (в основном ТНК организуют свое производство в странах с низким уровнем налогообложения);

- посредством прямых инвестиций фирма получает возможность преодолеть барьеры на пути внедрения на рынок той или иной страны путем экспорта. Все эти причины обусловили быстрый рост числа транснациональных корпораций.

  1. Особенности российской медиасистемы начала XXI века.

Начало XXI века ознаменовалось новыми переменами в процессе развития информационных и коммуникационных структур, оказывающими огромное влияние на медиасистемы. Беспроводной доступ к интернету и мобильная телефонная связь - ключевые элементы в новых тенденциях, наблюдаемых в медиасистемах в первые годы нового столетия.

В российской медиасистеме начала XXIвека произошли существенные преобразования. На смену вертикальной структуре организации системы пришла горизонтальная, которая коренным образом изменила картину отечественной журналистики. Структурные изменения сказались как на количественном, так и на качественном состоянии информационного пространства.

Главной чертой нового состояния информационного рынка следует считать смену приоритетов. При всем разнообразии возникших структурных образований СМИ, все они определяют своей основной целью интересы читателя, удовлетворение его запросов в области информации. Пытаясь сохранить традиций отечественной журналистики, пресса наравне с другими СМИ одновременно осваивает новые методы и приемы, характеризующие ее этап развития. Это, прежде всего, налаживание всей производственной цепи в отрасли, когда журналисты, издатели и распространители действуют как единое целое во имя интересов потребителя.

Непростой видится проблема налаживания контактов с государственными структурами, когда интересы государства и издателя должны совпадать. Многие издания могли выжить только благодаря государственной поддержке.

Когда старая структура центральной прессы была разрушена, ситуация сложилась в пользу местной и региональной периодики. В одной только столице России современный рынок печати включал в себя сотни изданий различных направлений. Необходимо отметить, что в целом по России доминировали общественно-политические издания.

По своим объемам российские издания были преимущественно малотиражные. Практически половина изданий имели реальный тираж до 10 тыс. экземпляров. Если говорить о тиражах бесплатных рекламных газет, то в среднем по стране они составляли 200-300 тыс. экземпляров. В Москве эти цифры достигали нескольких миллионов экземпляров.

В начале XXI века последовали качественные изменения СМИ. Появление новых средств информации и новых форм печатных изданий (журналы-ревю, журналы на дискетах, электронные версии газет и журналов), повсеместное развитие Internet. Укрепление законодательной базы об учредителях и издателях СМИ. Типологические изменения в современных СМИ. Закономерности формирования и развития информационного рынка.

Коммерциализация СМИ. Влияние рыночных отношений на формирование системы журналистики России. Образование новых радиостанций, каналов телевидения, выпуск новых программ, засилие шоу-программ. Многопартийность и журналистика. Реклама в СМИ: простота и образность; новые принципы финансирования журналистики.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"