Штокало Михаил: другие произведения.

Прогрессивные педагогические идеи учёных Одесского университета

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:


ПРОГРЕССИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ

УЧЕНЫХ ОДЕССКОГО УНИВЕРСИТЕТА

(КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)

   Штокало М., Одеський национальный университет им. И.И. Мечникова
  
   Наше исследование направлено на выявление прогрессивных педагогических идей ученых Одесского университета конца XIX - начала XX века. Мы изучили теоре­тические источники, а также некоторые архивные материалы.
   Широко известен своими трудами в области биологии И.И. Мечников. Вместе с тем, в его творческом наследии содержатся чрезвычайно благозвучные нашему вре­мени идеи о нравственном становлении личности. В книге "Этюды оптимизма" он целый раздел озаглавил "Наука и нравственность", где подчеркивал великую силу красоты законов пауки для формирования убеждений человека. Он глубоко уверен в том, что "успехи науки способны наилучше содействовать общему прогрессу".
   Мировоззрение ученого основывалось на общечеловеческих ценностях. Он утверждал, что с самого раннего возраста необходимо воспитывать такие качества как доброта, милосердие, справедливость, искренность.
   В "Этюдах о природе человека" ученый указывал, что человек, являясь час­тью природы, учится у нее, повинуясь ее законам; для развития своего потенциала как социального существа, ему необходимо познать мудрость природы.
   И.И. Мечников сам был талантливым педагогом. Его лекции отличались обра­зностью, он умел прививать студентам любовь к науке без сухого дидактизма и отвле­ченного наставления.
   Много интересных педагогических идей содержится в докладных записках профессоров университета о проводимой в конце XIX века реформе школы.
   В частности, профессор И. А. Слешинский отмечал: "...без поднятия уровня преподавания никакая реформа не устранит существующих недостатков школы, потому что они всецело зависят от личности учителя" (1, л. 7 об). На необходимость повышения уровня профессиональной подготовки учителей указывал также профессор А. В. Клоссовский: "...преподаватель прежде всего должен получить основательную подготовку для своей деятельности, а не являться новичком, проводимым эксперимент над своими питомцами" (1, л. 27). Он ратует за предоставление учителю свободы для творчества, за доверие к нему со стороны учебного начальства. Ученые подчеркивали значение воспитательных функций учителя, выделяли гуманность как важнейшее личностное качество педагога: " Только нравственный облик самого учителя, истинно гуманное отношение к учащимся, строгость к самому себе могут оказывать серьезное воздействие на детей. Нужно, впрочем сказать, что дети чрезвычайно чутки к доброму отношению учителя, но и здесь большое значение имеет самое общение между учителем и учащимися" (1, л. 56).
   Талантливый ученый и педагог Н.Н. Ланге аргументировано доказывал необходимость демократизации и гуманизации образования. Он писал: "Если нормальная постановка воспитания и образования предполагает прямое и сильное влияние личности преподавателя на учеников, то явно, что всякий избыток внешней регламентации разрушает педагогическое дело в самом его корне" (1, л. 75). Н.Н. Ланге выступал за предоставление гораздо большей свободы педагогическим советам, за создание условий учителю для проявления педагогической инициативы и творчества. Главную задачу школы он видел в утверждении ее как "цитадели добра": "Школа, которая берет на себя задачу положительного воспитания должна сама стать цитаделью добра, как школу учащую мы назвали цитаделью культуры. От нее должны исходить в общество и народ лучи правды, всего того, что честно, мужественно, справедливо, выеликодушно, что связано с общим благом и добром" ( 4, 14). Он подчеркивал значимость нравственного облика учителя, его личности "...учителем добра и правды может быть лишь тот, кто сам стремится к ним, в чьей душе сильны заветы правды и добра. Без этого все дело нравственного воспитания превращается в скрытое лицемерие" (4, 14).
   Разнообразные проблемы педагогики нашли отражение в публикациях А.Г. Готалова-Готлиба. Его практическая деятельность также была связана со сферой образования. В 20-е годы он основал самый большой в стране "Детский городок имени Коминтерна" для беспризорных детей, выступал одним из организаторов Одесского ИНО, был заведующим кафедрой педагогики.
   А. Г. Готалов-Готлиб, пребывая в заграничных командировках в странах Европы - Швейцарии, Франции, Германии, Чехословакии - изучал систему европейского образования и отразил ее в своих работах. В его трудах рассматривались также вопросы воспитания. Он полагал, что только впитывая многообразие внешних явлений, личность может развивать свой внутренний мир. Ученый также уделял внимание усовершенствованию методов воспитания и обучения.
   Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что в трудах ученых Одесского университета, кроме предметного научного знания, содержится много ценных педагогических идей, не утративших своей актуальности и поэтому требующих дальнейшего изучения.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) Б.Стриж "Невеста из пророчества"(Любовное фэнтези) А.Кутищев "Мультикласс "Союз оступившихся""(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) А.Григорьев "Проклятый.Начало пути"(Боевое фэнтези) И.Кондрашова "Гипнозаяц"(Антиутопия) М.Юрий "Небесный Трон 4"(Уся (Wuxia)) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) В.Свободина "Демонический отбор"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"