Прежде, чем начать излагать свои мысли по поводу организации учебного процесса в школах для детей-билингвов (в нашем случае, это ребята у которых один из родитей испанец), мне хотелось бы уточнить время, отведённое для занятий. Итак, в нашей школе занимаются два раза в неделю по два часа.
Урок я стараюсь делить на несколько этапов. Конспекты, само собой, получаются тоже поэтапные, впрочем, без последовательности в нашем деле никуда. Но за два часа нам нужно объять необъятное. Поэтому каждое занятие должно включать в себя несколько целей: и воспитательную, и образовательную, и развивающую. В нашем случае самое главное - донести до сознания ребёнка то, что мы стараемся объяснить. Сломать языковой барьер, заставить ученика забыть о том, что "здесь говорят по-другому". Педагоги, работающие с разновозрастными группами детей, меня отлично поймут. Ведь дети приходят к нам после основной, общеобразовательной школы. Они устали, им совершенно не хочется напрягаться, охота услышать что-нибудь интересное, поиграть, развлечься, пообщаться друг с другом. А ведь незнание языка - это серьёзная психологическая преграда.
Отсюда вывод: нужно преподнести тему так, чтобы в следующий раз ребёнку снова захотелось прийти к вам в класс.
Первое занятие каждый строит по-своему. В эту первую, важную встречу учитель должен разглядеть уровень общей подготовки даже у самого тихого, немногословного ученика. Но время терять нельзя. Поэтому предлагаю следующий вариант развития урока.
1. Непременно определить кто из ваших новых учеников разговаривает на русском языке лучше всех.
2. Кто хорошо воспринимает информацию на аудирование.
3. Кто уже знает русский алфавит, умеет считать и, возможно, даже писать.
4. На каком языке родители общаются с детьми. И тут же забегу немного вперёд: давайте задание не ученикам, а их родителям! Не поленитесь заготовить распечатки простых диалогов или вопросов, на какую-либо тематику. Пусть, для начала, это будут диалоги на тему "быт". Например: еда, одежда, время, посуда, помощь по дому, разговоры о животных. И, самое главное, научите родителей спрашивать у детей что нового они узнали на прошедшем занятии. Какие слова выучили, какую песенку пели, что рисовали, во что играли. Это будет своего рода повторением. Постарайтесь объяснить мамам и папам, что это необходимая, но посильная помощь с их стороны и учителю, и ребёнку. Ведь зачастую многие дети приходят к нам с практически нулевыми знаниями языка. И в течение учебного года нам предстоит сделать то, на что у родителей были годы.
5. Пусть каждый расскажет хотя бы немного о себе и своей семье. Если таковых в классе не найдётся (бывает и такое), вы расскажите о себе.
6. Обязательно разучите с ребятами какую-нибудь маленькую физкультминутку. Как вариант:
Клёпа хлопает в ладоши,
Потому что он хороший.
Раз, два, три!Раз, два, три!
Раз, два, три, а теперь - замри!
Замирайте в чудных фигурах. Игра похожа на нашу старую, добрую "Море волнуется". Уверяю, детворе понравится. Ради такой интересной забавы они будут с удовольствием повторять за вами слова, прыгать, смеяться и просить проводить полюбившуюся им минутку отдыха ещё и ещё раз.
7. После маленькой разрядки пора перейти к обучению.
УЧИМ ЦВЕТА!
Настаиваю: первый урок должен быть посвящён радуге. Красочной, весёлой, игривой радуге. Так как все учебные пособия очень яркие, пестрят всеми существующими и даже несуществующими цветами, дайте возможность детворе точно уяснить: зелёный - вот он; красный - да вот же, смотрите; синий, голубой - а каким ещё бывает небо?
В этом случае я использую карандаши и всем нам так необходимый АЛФАВИТ.
Алфавит должен быть цветным. Пусть он висит рядом с доской. Ищите буквы красного, синего, зелёного, чёрного, жёлтого, оранжевого, фиолетового цвета. Будет очень хорошо, если буквы вы разместите в панно с кармашками. Но и здесь есть одно замечание! ВСЕ ГЛАСНЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОДНОГО ЦВЕТА, НО: А, О, У, Ы, И, Э - ЯРКИЕ. Е, Ё, Ю, Я - ТУСКЛЫЕ, НО ТОГО ЖЕ ОТТЕНКА. Остальные литеры - это уж на ваш, как говориться, вкус и цвет.
Каждый ученик, каждый! должен подойти к доске, держа в руках пачку цветных карандашей. Назвать цвет буквы, и положить в кармашек с буквой карандаш соответствующего цвета. Буква "Ф" фиолетовая - отдаём ей фиолетовый карандаш. "З" - зелёная. Тогда этот зелёный карандаш для неё.
8. Устали? Возьмите мяч! Встаньте в круг! Бросайте мячик друг другу, называя освоенные цвета. Можно повторяться. Повторение - мать учения!
Время пролетит незаметно. А если ко всему прочему вы не поленитесь называть буквы (не учить, а просто называть, мы же играем), к которым подкладывали карандаши, уверяю, бесследно подобное не пройдёт. И названия цветов запомнятся, и буквы в памяти останутся. Ведь каждая полученная в своё время информация, впитывается в детский мозг как вода в поролоновую губку.
9. А в конце занятия обязательно рассмотрите картинку с великолепной радугой и нарисуйте в альбомах для рисования точно такую же или свою, самую необычную, самую большую, самую-самую.
Что ж. Первое занятие подошло к концу. И у родителей сегодня появится первое домашнее задание. Какое? Ну, это уж вы сами решайте!