Аннотация: Не могу не откликнуться на полемику по поводу способов разрешения арабо- израильского конфликта на контролируемых Израилем территориях.
СПЕШИТЬ НАДО МЕДЛЕННО
Не могу не откликнуться на полемику по поводу способов разрешения арабо-
израильского конфликта на контролируемых Израилем территориях. Постараюсь
изложить свои мысли коротко.
Этногенез всегда был и, надо надеяться, всегда останется процессом, то
есть явлением динамическим и постоянно становящимся. Именно так воспроизведен
в Библии этногенез евреев библейской эпохи, именно таков этногенез народа
возродившегося Израиля. Этносы возникают, смешиваются, распадаются, взаимо-
растворяются непрерывно, пока они существуют. Добиться некоей первозданной
этнической чистоты ни от одного современного этноса, кроме немногих изолиро-
ванных от мирового развития этнических реликтов, сегодня немыслимо. Попробуй-
те отыскать первозданный этнический корень у русских, или у японцев, или у
украинцев, или у англичан или у американцев, или у китайцев и индусов и т.д. и
т.п. Миф этнической чистоты в приложении к современному государству - это всегда
более или менее агрессивная утопия.
Мечта некоторых участников дискуссии выселить два миллиона арабов из Израи-
ля, Иудеи, Самарии, сектора Газы и с Голан может обсуждаться только с моральных
позиций, ибо в прагматическом плане она, слава Богу, нереальна. В морально-
этическом же измерении это намерение нисколько не нравственней и не гуманней
всех прочих известных истории этнодепортаций.
Надо быть, уж действительно, человеком воздуха, совершенно бескорневым
созданием, чтобы не чувствовать и не понимать, что арабские анклавы Израиля и
территорий вросли многопоколенными корнями в эту каменистую почву, образовали
свои субкультуры и субэтносы, в том числе и христианские, двух конфессий. Можно
ли игнорировать и природные факторы, формировавшие эти субэтносы в течение
многих столетий, - факторы, вне которых человек приживается крайне трудно?
Никаких аналогий между возвращением в Израиль и депортацией вышеозначенных
субэтносов в арабские страны проводить нельзя. Евреи возникли здесь, создали
фундаментальную основу своих верований, культуры, психологии, морали - здесь,
частью ушли, частью изгнаны были отсюда. Они возвращаются. Ни для кого не
секрет, что из идейных соображений сюда вернулась лишь малая доля израильтян-
евреев. Большинству иммигрантов не дали прижиться в своей среде коренные народы
стран их диаспоры и обстоятельства. Но и это несионистское к моменту исхода
большинство в Израиль вернулось, и, вернувшись, оно в значительной части своей
обрело, реанимировало свои корни, а не только пустило новые в чужую почву.
Палестинские арабы тоже возникли здесь или пришли сюда очень давно и никуда
отсюда не уходили. Сторонники же депортации хотят изгнать их с их родины в мир,
им чужой. Ибо арабы так же не составляют одного этноса, как и славяне или все
англосаксы мира. Увольте нас от такой операции, господа. В Израиле, кроме не-
которого числа утопистов и фанатиков, нет для неё ни инициаторов, ни исполните-
лей.
Реальные обстоятельства могут вынуждать народы, стремящиеся выжить, и к
жестоким мерам. В определённых обстоятельствах, например, сегрегация может быть
менее губительной для обеих сторон конфликта, чем её поспешное снятие.
Конкретных критических ситуаций в мире много. Меры, подобные сегрегации, или
политике сдерживания и контроля, или высылке экстремистов, нарушающих закон, не
снимают проблем, их породивших, радикально и окончательно. Но они дают выигрыш
во времени и ограничивают степень насилия. А время приносит нередко решения,
которых нельзя было предугадать.
Смешно утешать себя, как это делает партия "Моледет" ("Родина") - изра-
раильская партия депортации, тем, что можно уговорить палестинцев покинуть
родные пенаты добровольно и убедить арабские страны принять их, щедро опла-
тив ущерб и расходы. Ещё Жаботинский писал, что надо совершенно не знать
палестинских арабов и глубоко их не уважать, чтобы предположить, что они про-
дадут свою родину за чечевичную похлёбку. Жаботинский верил, что постепенное
примирение кузенов произойдёт здесь, на отчей земле, если евреи будут доста-
точно тверды и одновременно - справедливы и терпеливы.
Ещё нелепее предполагать, что мусульманский мир, изощрённо и сознательно
провоцирующий конфликтную ситуацию между евреями и палестинцами, примет
последних из корыстных или гуманных соображений. Палестинцы - единственный, в
глазах близоруких либералов, легитимный повод для травли Израиля и для атак
против него. Именно поэтому террористы уничтожают арабов территорий поодиночке
и семьями, если те принимают протянутую израильтянами руку помощи, сотрудниче-
ства и добрососедства. Те же антиизраильские силы не дают палестинцам покидать
лагеря беженцев. Если палестинским арабам (бегущим не от евреев, а от террорис-
тов) и удаётся эмигрировать, то в Европу или в Америку, а не в этнически близкие
им и единоверные государства. Последние принимают их в отдельных случаях лишь
в качестве дискриминируемой рабочей силы или тех же антиизраильских боевиков.
Мир на территориях вполне возможен. До момента в приказном порядке возник- шей
"интифады" идея полной автономии (во всём, кроме отказа от израильского
присутствия, военного и поселенческого) пользовалась среди палестинских арабов
молчаливой популярностью. Практически евреи и арабы жили бок-о-бок, торговали
друг с другом, работали рядом и свободно передвигались по всем сегрегированным
сегодня пространствам. Израиль успешно и быстро благоустраивал жизнь террито-
рий. Места здесь хватает для обоих народов сегодня - хватит и при удвоении их
числен-ности. Повторяю: конфликт был спровоцирован извне. И мучителен он прежде
всего для основной массы рядовых палестинцев.
Выход? Есть положения, из которых немедленного и радикального выхода нет.
Сдерживание, отпор, обуздание преступников, боевая готовность, переговоры,
выживательно необходимые военные акции, готовность к дружелюбию и помощи по
формуле "мир за мир".
Результаты? Мир с Египтом и прекращение государственных провокаций против
Израиля с его стороны. Правда, можно было отдать Египту и меньше, чем отдал
распахнувший сердце ему навстречу Бегин. Но продолжим перечень результатов:
снятие с частных фирм эмбарго на экономическое сотрудничество с Израилем в
Кувейте и обсуждение такого же шага в Саудии. Готовность к переговорам ковар-
ного и непримиримого Асада (Сирия). Дискуссии, пусть и с марионетками ООП, но всё
же дискуссии, по палестинскому вопросу.
Главное же - не делать на переговорах опасных уступок противной стороне,
а их нынешнее правительство делает: оно вводит в число обсуждаемых вопросов то,
чего обсужджать нельзя. Вне обсуждения должен быть статус Голанских высот и
Иерусалима.
Но самое главное обстоятельство осознаётся израильскими стратегами
отчётливо: центр противостояния находится не на контролируемых территори-
ях. По-настоящему противостоят Израилю и хотят его уничтожить лидеры фундамента-
листской экспансии в больших и богатых государствах агрессивного ислама и
тоталитарный Ирак. По- этому Армия обороны Израиля должна быть сильной, а ёе
вооружение - непревзойдённым для всего региона. Только уверенность, что при
крайней необходимости Израиль готов и способен на крайние меры, удержит от
уничтожительных акций очередных голиафов, бредящих гибелью Давида.
Этот путь труден. Но "лёгкие" пути, обещающие "окончательное решение"
перманентных проблем, к несчастью, всегда приводят к тому, с чем еврейское
экстремистское меньшинство сравнений не терпит.
В "Новом Русском Слове" как-то писали уже, что я не имею права говорить как
израильтянка. Я так и не поняла - почему. Сейчас мой внук проходит трёх- месячный
офицерский курс на Юге страны. На днях мой зять идёт на ежегодные четырёхне-
дельные сборы резервистов. Оба они побывали уже не раз и в секторе Газы, и в
Южном Ливане. Прислушиваясь, как все мои соотечественники, каждый час к
пятиминутным известиям Радио Армии обороны Израиля, я всё же могу говорить - не
от их имени, а как одна из них.
2001 год
/Д.Штурман/