|
|
||
Заметки по философии логики.
L40
L40_2
Прибавление 1
Прибавление 2
карта
01 Событие
Событие.
Что мы можем понимать под событием? Вообще, что мы определяем как событие? Во всяком случае, здесь уже есть одна вещь: то, что
мы это делаем, то есть что мы нечто определяем. То есть есть то, что определяет что-то другое. Иначе: изначально существует отношение между тем, что нечто определяет, и тем, что им определяется. Значит также, что то, что определяет, характеризуется вектором, которым определяется
также выбор объекта определения.
Можем ли мы сказать, что объект определения способен к определению? Да, мы,
определяющие, обладаем способностью определять также и себя. Но всякий ли объект способен к
самоопределению? И, далее, всякий ли объект способен вообще к определению? И связаны ли между собой
способности определения и самоопределения объектов? Да, связаны, и именно потому, что для определения чего бы то ни было необходима внешняя и внутренняя среда определяющего, и двойственность внешнего и внутреннего позволяет определять одно через другое, одну сторону через другую, чем порождаются два противоположные отношения в зависимости от того, что берется в качестве образца, или критерия определения.
Именно, либо внешнее определяется по отношению к внутреннему, либо внутреннее определяется по отношению к внешнему. Но что является целью этих взаимных определений? Их целью является взаимное в общем случае приведение сторон в соответствие друг к другу, а в частном случае приведение одной стороны в соответствие с другой.
Т.о., всякое определение характеризуется, во-первых, вектором, которым
определяется объект определения, и, во-вторых, цель, которая имеет ввиду
приведение одной стороны в соответствие с другой, внешней с внутренней либо внутренней
с
внешней.
Все ли объекты обладают способностью к определению? Считается, что нет.
Считается, что свойством определения обладают живые системы, и этим свойством не
обладают не живые системы. Способность живых систем к определению называется
свойством субъективности. Итак, субъективность способна к определениям, не
субъективность не способна к ним. Субъективность обладает той или иной формой
осознания, не субъективность не обладает.
Какова механика определений? Механика определений состоит в том, что одна сторона, внешняя или внутренняя, действует на другую, внутреннюю или внешнюю, вызывая в ней изменения, которые фиксируются субъективностью как целым. Либо исходное состояние системы, либо результат воздействия на неё фиксируются в качестве цели, или образца состояния системы, и субъективностью возникшее различие между образцом и противостоящим ему состоянием рассматривается в качестве рассогласования, то есть в качестве отрицательности, которую необходимо устранить.
Воздействия на систему носят, в общем случае, временный, импульсный характер. Импульсы обладают различной степенью длительности. Тогда реакция субъективной системы в зависимости от того, какая из сторон противоположности принимается ею в качестве истинной, будет направлена либо на устранение воздействующего на неё импульса, либо на продление воздействия.
Отношения между внутренней и внешней средой субъективной системы состоят в том, что доминирующие воздействия внешней среды определяют структуру внутренней среды субъективной системы, то есть внутренняя среда субъективной системы приспосабливается к внешней среде как определяющей
структуру субъективной системы и тем самым представляет собой его субъективное отражение, которое, в свою очередь, обращается на внешнюю среду, обеспечивая её стабилизацию
по отношению к внутренней. В этом проявляет себя закон асимметрии в отношениях внешней и внутренней сред субъективной системы.
В отличие от субъективных систем неживые, то есть не обладающие свойством субъективности системы не обладают свойством приспособления к внешней среде. Они тождественны с нею. Внутреннее и внешнее в них
ими не различается.
Итак, мы исходим из первого важного деления систем природы на субъективные и собственно природные, не обладающие свойством субъективности.
Бросим взгляд на события с точки зрения природной системы. Можем ли мы под событием понимать изменения, которые происходят с природными объектами? Например, горы выветриваются, разрушаются и т.п. И выветривание, и разрушение, как и возникновение гор - это естественные процессы. Но является ли гора горой для самой себя. Имеет ли значение для части природной реальности, что она является горой, или равниной, или рекой, или чем бы то ни было иным? Мы говорим, что нет, не является. Но то, что горы выветриваются, что процессы в земной коре изменяют поверхность земли, что реки меняют русла - все эти вещи происходят объективно. Это происходит на самом деле. Объекты неживой природы изменяются качественно и количественно. Но имеют ли эти изменения для объектов субъективное значение? Мы считаем, что не имеют. То есть мы считаем, что природные объекты для самих себя не имеют значения, то есть они не связаны законами самосохранения. Сама по себе эта точка зрения, однако, вызывает сомнения. Однако в своей практической деятельности человек исходит именно из этой точки зрения. Итак, изменения, происходящие в природе, с человеческой точки зрения для природы самой по себе не имеют значения. И тогда вопрос: являются ли эти изменения для природы событиями?
Само по себе изменение есть некоторый повторяющийся процесс, повторение одного и того же. А если повторяется одно и то же, то, хотя это и процесс, но можно ли то, что представляет собой одно и то же, назвать изменением? Теперь пусть одни и те же изменения приводят к качественному скачку, связанному либо с появлением либо уничтожением какого-то качества, в связи с чем возникает новая ситуация. Можем ли мы это назвать событием? При ближайшем рассмотрении оказывается, что практически любое изменение мы можем назвать событием и можем отрицать, что с изменением связано какое бы то ни было событие, и это определяется тем, с какого рода отражающим инструментарием мы подступаем к природным явлениям. Чем именно мы измеряем их. А тогда мы можем утверждать, что важнейшим компонентом, входящим в понятие события, является его объективная сторона, связанная с изменением. Что без этой объективной, материальной, природной стороны, независимо от того, характеризует она внешнюю или внутреннюю среду субъективности, говорить о событии невозможно. Однако самого по себе изменения недостаточно. Если есть событие, то есть если есть какое-то изменение, то оно является таковым для кого-то, то есть для чьей-то субъективности,
или не является. А это означает, что изменение, каким бы они ни было, должно для субъективности иметь значение
для того, чтобы это изменение субъективность могла определить как событие.
Субъективностью отражаются только те изменения, которые обладают для неё значением. Итак, под событием понимаются такие
объективные изменения, которые имеют значение для чего-то, являющегося субъективностью. Следовательно, в понятии события отражаются отношения между чем-то и чем-то, причем, одна из этих сторон,
определяющая, является субъективностью, другая сторона, определяемая, для
определяющей выступает в качестве природной, не субъективной, независимо от
того, чем она в действительности является. В том числе в качестве события для субъективности могут выступать также и изменения в самой субъективности, если они рассматриваются субъективностью как имеющие для неё значение. Отсюда получаем: субъективностью выделяются лишь те изменения в её внешней или внутренней среде, которые представляются её сознанию в качестве имеющих значение. В то же самое время, на бессознательно-чувственном уровне субъективностью отражаются все те материальные изменения, которые происходят в материальной основе субъективности, к отражению которых оказываются способны приборы отражения её состояний.
(11.03.12 г.)
.карта
Прибавление 1. Если событие, то - событие для кого или для чего. Например, гора разрушилась. Это для кого событие? Для горы, поскольку она разрушилась. Но поскольку гора не имеет души, она не обладает и сознанием себя. Другими словами, её для самой себя в качестве горы не существует, как не существует она для себя вообще ни в каком качестве. То есть форма существования для неё самой по себе безразлична. Т.о., гора может как-то относиться к событию лишь в том случае, если она представляет собой живую систему, то есть систему, которая в процессе своего существования приспосабливается к внешней среде. И поэтому изменения во внешней среде в любую сторону имеют для неё то или иное значение в зависимости от того, как они отражаются на её собственном бытии. То есть то или иное событие может иметь значение только для того, что существует для себя. В таком случае мы должны различать понятие события как любого рода изменения самого по себе, и значение этого события для чего-то другого. То есть как это событие отражается в другом. Т.о., нечто может иметь значение только для того, что существует для себя и поэтому обладает способностью к измерениями того, что имеет для неё значение.
Прибавление 2. Если речь идет о значении события, то оказывается, что если мы обнаруживаем в себе значение чего-то, то оно характеризуется двумя вещами: качеством и количеством. В качестве качества оно представляет собой некоторую идею, в качестве количества она представляет собой некоторую меру, или степень необходимости (реализации
либо материального бытия) идеи. Это измерение необходимости может измеряться в
относительных числах, например, в значениях от ноля до единицы. Если так, то
можно считать, что, сталкиваясь с теми или иными событиями реальности, которые
отражаются нами как содержащие ту или иную идею, при значении измерения ноль мы
её игнорируем, при значении измерения единица она превращается в закон нашей
деятельности. Тогда как промежуточные значения
представляют, собой, соответственно, и промежуточные действия относительно идеи,
такие, в которых идея никогда не реализуется в полном виде, но - некотором
половинчатом.
В связи с этим, мы можем принять формулу, что "природа не терпит пустоты". В природе нет ничего пустого.
То есть "ничто" не существует. Если "нечто" рассматривать в качестве
того, что характеризуется сопротивлением давлению на него, что означает
также, что оно обладает давлением на "другое", то "ничто" будет рассматриваться в качестве того, что не обладает давлением, и
тогда, если любая точка "нечто" пространства характеризуется давлением, то такое
"ничто" необходимо будет заполняться "чем-то", обладающим давлением, то есть не являющимся "ничем". Если
способом бытия природы являются пространство и время, то - не существует пустого пространства. Всякое пространство есть пространство чего-то, или - пространство чем-то заполнено. А это означает, что если в пространстве возникают какие бы то ни было изменения, то они характеризуются вытеснением одного и появлением на его месте другого. Любое т.н. новое возникает путем вытеснения т.н. старого, что в общем случае происходит на основе борьбы, то есть
преодолении сопротивления вытеснению старого.
Однако это - только одна сторона бытия, предполагающая его однослойность, тогда как в реальности мы имеем дело с его многослойностью, которая образно может быть представлена в виде вытесненного в прошлое,
в котором нечто теряет свои материальные формы и превращается в память, бытие
настоящего, и будущее, которое рождается первоначально в виде идей, которые, в
результате поиска и формирования средств своей материализации, преобразуются в
настоящее. Т.о., прошлое и будущее опосредуются настоящим, то есть слоем
материализации, представляющим собой единство материального и идеального. Но
противоположности сходятся. Действительно, прошлое, то есть материальное,
превращенное в память, будучи по своей форме вытесненным, закодированным "нечто",
по своему содержанию является идеей, а будущее и является в форме идей. Т.о.,
оказывается, что прошлое перетекает, преобразуется в будущее, и мы, т.о.,
получаем вселенский круговорот преобразований, непрерывное течение жизни, такое,
в котором в настоящем светятся и прошлое и будущее и, т.о., само настоящее в
этом плане представляет собой универсум настоящего, прошлого и будущего, или
бытие как целое.
В таком случае любая половинчатость реализации идеи характеризуется смесью вытесняющего и вытесняемого,
а это значит, что всякой промежуточной мере соответствует некоторая смесь
вытесняемых и вытесняющих идей, какая-то переходная форма их борьбы и в то же
самое время сосуществования, своего рода смесь качеств. И это также означает,
что идея становится качественно определенной идеей тогда, когда её мера
становится равной единице. Итак, переход от значения ноль идеи к её значению
единица представляет собой процесс материализации идеи, основанный на вытеснении предшествующих ей идей. Отсюда мы получаем два взаимно отрицающих, имеющих противоположные направления процесса: с одной стороны, возникающая на почве существующего материального бытия идея, выходящая из своего нулевого значения, стремится преобразовать себя в материальное, то есть в единицу. Но сделать
это она может, только обеспечив противоположный процесс относительно существующего материального, как представляющего единицу, осуществив его вытеснение путем обратного перехода его единичного значения в нулевое. Т.о., направление одного процесса необходимо дополняется другим, противоположным
ему процессом. Идея обеспечивает жизнь себе, умерщвляя вытесняемую ею материально существующую идею. И именно потому, что в мире не существует пустоты, что всё, что ни есть в мире, занимает пространство, и ничто новое не может появиться, не вытеснив существующее.
Но отсюда мы получаем и еще одну сторону,
именно, связь идей, последовательно сменяющих друг друга, и закономерность этой
связи. Иными словами, мы не может относиться к сменяющим друг друга идеям как
только рядоположенным, независимым друг от друга. Подобно тому, как одно
живое существо пожирает другие живые существа и т.о. поддерживает своё
собственное
существование, точно также с необходимостью одна идея должна пожирать другую
идею для того, чтобы формировать своё физическое тело. Другими словами,
идея становящаяся использует идеи ставшие, материализованные в качестве средства
для своего становления. Т.о., идеи материализованные являются средством, своего
рода мясом, из которого создают своё материальное тело нарождающиеся идеи.
Качественное различие между теми и другими может рассматриваться т.о., что идея
становящаяся характеризуется энергией, идея ставшая - телом, материей. Бытие
состоит в том, что энергия идеи преобразуется в материю. То, насколько идея как
"чистая" энергия преобразовала себя в материю, настолько же она и потеряла в
своей энергетической составляющий. Идея, полностью материализовавшаяся тем самым
превращается "только в материю" и становится деэнергезированной, то есть
мертвой. Этой особенностью мирового движения непрерывного преобразования идеи
как представляющей собой энергию, в материю, которая для идеи становится пищей,
посредством преобразования которой идея формирует свои материальные формы
определяется вектор взаимопреобразований материи и энергии, опосредующим
движущим звеном какового процесса является идея.
Отсюда получаем: мы имеем дело с живой системой тогда и только тогда, когда система характеризуется значениями
между нолем и единицей. Система со значением ноль не существует. Система со значением единица существует, но уже не обладает движением в силу своей полной материализованности и
снятости в ней энергии становления, и именно потому, что дальше ей идти некуда
так как идея исчерпала себя. Тем не менее, она обладает энергией в себе, но не для себя, то есть она обладает энергией, которую она, однако, не может расходовать. И поэтому она становится пищей, средством для
какой-то другой идеи, энергия которой является её энергией, то есть существует для неё,
поскольку ей есть куда становиться. Т.о. оказывается, что жизнь идей подобна
жизни любого живого существа: они рождаются, становятся и умирают, и в своей
смерти становятся пище для новых нарождающихся идей.
Т,о., нами получен и еще один аспект: всё, что стало, любая идея, которая материализовалась, необходимо будет разрушено, необходимо пойдет на создание тела питающихся ими идей.
И, т.о., любая идея, будучи материализована, и в той мере, в какой она
материализована, становится пищей других идей, как и сама, до тех пор, пока она
жива, является пожирательницей других идей в той мере, в какой им удалось
материализоваться.
12.03.12 г
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"