|
|
||
Мной был получен устный текст, который был реализован непосредственно в процессе создания программы. Так как программа оказалась хорошо работающей, то принцип её создания заслуживает некоторого внимания. В силу того, что описание действий непосредственно сопровождало сами действия, целью текста было непосредственное обслуживание действий, и поэтому сам текст в значительной степени носит стенографический,
пунктирный характер. Этот текст у меня идет под пунктами 1, 2, и т.д. Самым первым следствием текста была его рационализация, которая снова была представлена в устной форме
и в которой были разработаны понятия, описывающие феноменологические проявления
формирования и торможения условно-рефлекторных связей, представляющиеся мне в
рациональном аспекте достаточно существенными. Всё это потребовало от меня перевода
устного текст в письменный.
Попытки простого редактирования текста приводили к
искажению содержания мыслей, которые существенно не полагались, а
предполагались. Поэтому мне пришлось оставить эту затею, ограничившись лишь
самыми несущественными стилистическими исправлениями текста. Однако за устным текстом стояло множество неразработанных, интуитивных понятий, которые нуждались в своей рационализации. Всё то, что относится к рационализациям, я отнёс
в ссылки. Вначале ссылки у меня нумеровались последовательно, по мере их
появления, несколько позже первая цифра в ссылке стала обозначать номер пункта, и затем - номера ссылок к этому пункту. Также присутствуют ссылки на ссылки.
Устный текст сам по себе содержательно связан и может читаться независимо от ссылок. Что касается ссылок, то они представляют собой разъяснения мной самому себе тех моментов устного текста, на которых я так или иначе спотыкался
при чтении.
Мне представлялось невозможным публиковать только устный текст,
тем более, что комментарии представляют собой как бы второй, рациональный
фон устного текста. В то же самое время, каждый новый подход к тексту порождает новые комментарии, так
что этот процесс готов выродиться в бесконечный, и поэтому я решил остановиться
на том, что стану выпускать закомментированные части текста отдельными выпусками
и в том явно незаконченном виде, как они есть.
Выпуск 1 | D041210 | |
условные, безусловные рефлексы, сознание и произвольность, бессознательное и непроизвольность |
||
1 |
Нужно различать условный и безусловный рефлекс. Что такое безусловный рефлекс? - это когда я
хочу что-то сделать, например, открыть определенный файл, что-то записать - это безусловный рефлекс. А в качестве условного рефлекса выступает какой-то раздражитель 1.1
в виде, например, какой-то формы, например, формы ромашки , и вот условный раздражитель является необходимым дополнением к безусловному для того, чтобы твои действия были сознательными и произвольными, ибо и сознание и произвольность обусловливаются условными раздражителями
с1
. И благодаря этому появляется противопоставление и одновременно соответствие между сознанием и бессознательным, и отсюда следует далее, что условные раздражители принадлежат сознанию, а безусловные раздражители принадлежат бессознательному. |
88 |
биологическое значение безусловных раздражителей |
||
2 |
Когда ты формируешь какую-то программу на основе только безусловных раздражителей, то ты оказываешься тождественен с ними, ты их не различаешь от них самих, и поэтому ты не можешь произвольно, сознательно поднять их на уровень сознания, то есть вспомнить, превратить в объект сознания. Ибо объектом сознания не может быть ничего, что обладает биологическим значением. То, что обладает биологическим значением, является сознанию в виде ощущений чувственности, то есть в виде непосредственно состояний субъекта. Тогда как именно благодаря тому, что условный раздражитель отличается от безусловного и в то же самое время принадлежит сознанию потому, что для субъекта он не обладает биологическим значением и, следовательно, бессознательным действием, приводящим к регрессии сознания, благодаря этому возникает возможность произвольности действий на основе способности, с одной стороны, условных раздражителей вызывать безусловные, и с другой стороны, возможности произвольно оперировать условными раздражителями, создавая между ними новые отношения, благодаря чему будут изменяться и сложные безусловно-рефлекторные схемы нашего поведения во внешней среде.
2.1
|
89 |
параллельные программы |
||
3 |
А что отсюда следует? Отсюда следует, что должны создаваться две параллельные синхронизированные друг с другом программы. Одна программа связана с условными раздражителями, и вторая программа связана с безусловными раздражителями. При этом возникает и должна существовать связь, которая заключается в том, что конец выполнения условного раздражителя безусловным рефлексом в свою очередь вызывает актуализацию, образ следующего по списку условного раздражителя. Всё это выглядит т.о., что условный раздражитель - ведь мы делаем программу условных раздражителей - что условный раздражитель сам по себе оказывается сигналом прерывания программы и вхождения в подпрограмму безусловного раздражителя. Конец выполнения подпрограммы, которая является безусловной, даёт подъём на уровень сознания, в котором исходный или вообще очередной условный раздражитель уже рассматривается как выполненный и актуализируется следующий по программе условный раздражитель.2 | 90 |
повторение, стереотип |
||
4 |
По мере повторения схемы созданная условно-рефлекторная схема превращается в стереотип, в навык, который опускается на уровень автоматизмов, то есть бессознательного | 91 |
Покрытие условным раздражителем безусловного | ||
5 |
В связи с этим получаем такую вещь: с одной стороны, мы имеем множество безусловных схем, и нам нужно осуществить некоторое сложное действие, используя эти схемы в некотором порядке. Для этой цели мы относительно каждой из безусловных схем должны сформировать условный рефлекс. Если безусловная схема показывает себя в качестве актуализированной посредством феноменологических импульсов "хочу", "боюсь" и т.п., и она реализует себя через безусловный раздражитель, то формирование соответствующей условно-рефлекторной схемы заключается в том, что создается раздражитель, замещающий безусловный, и, при этом, если он снимает соответствующее рассогласование безусловного рефлекса, то устанавливается прямая связь между устраняемым рассогласованием (проявляющим себя в виде "хочу" и т.п.) и условным раздражителем. Условный раздражитель при этом как бы покрывает собой безусловный, так что тот оказывается вытеснен из сознания в бессознательное, на него уже не обращают внимания 3 траектория мысли . |
92 |
Выпуск 2 | ||
Программа связи условных раздражителей |
||
6 | Второй уровень схемы заключается в установлении условно-рефлекторной (ассоциативной) связи между самими условными раздражителями, которой определяется собственно программа, в которой безусловные рефлексы используются в качестве подпрограмм, реализующих сложную схему действий. |
93 |
Рассмотрение условного рефлекса как инструментальногоi |
||
7 | Тогда мы получаем, собственно, сложный инструментальный рефлекс, схема которого состоит в том, что условный раздражитель вызывает безусловный как свой инструментальный рефлекс, который, в свою очередь, приводит, является средством получения последующего условного раздражителя. В целом каждый безусловный рефлекс должен представлять собой преобразователь исходной ситуации в результирующую, в контексте которой очередной по порядку раздражитель запускает следующую по порядку безусловную схему. |
94 |
Условный и инструментальный рефлексы дополняют друг друга. |
||
8 | Т.о., условный и инструментальный рефлексы оказываются дополняющими друг друга:iii условный раздражитель вызывает актуализацию безусловногоii . Но безусловный рефлекс - это, во всяком случае, форма инструментального рефлекса, поскольку безусловный рефлекс представляет собой некоторую форму деятельности. Единственное отличие безусловного рефлекса от инструментального заключается в консервативности безусловного рефлекса, и, в этом смысле, безусловный рефлекс есть форма хорошо закрепленного инструментального . Этот момент хорошо описывает Милтон Милтон Эриксон, когда он рассказывает о том, как человек учится ходить. Когда человек уже научился ходить, он не знает, как он это делает, и он не помнит, что в своё время каждое движение, связанное с научением хождению, было связано с громадными усилиями, связанными не только с собственно физическим фактором, но и информационным, то есть осознанием того, как следует управлять мышцами для того, чтобы получилась в результате этого ходьбу. А потом вся эта схема стереотипизировалась и опустилась в бессознательное, и мы уже не знаем, как мы ходим. |
95 |
9 | Формирование инструментальных схем как универсального средства Т.о. мы получаем цепочку: поскольку установлена связь между условным раздражителем и безусловным, условный раздражитель запускает инструментальную схему
(безусловного рефлекса). И вот здесь происходит самое интересное, связанное с переходом от биологического отношения к реальности к объектному отношению к ней. Инструментальный рефлекс переориентируется с биологического значения на объектное. Этот аспект прекрасно иллюстрируется практикой дрессировки животных: от животного требуют совершения некоторого естественного для него действия в условиях активации у животного соответствующего действию рефлекса, например, пищевого. Подается раздражитель и, если животное выполнило нужное действие, оно биологически подкрепляется. Что это значит? Это значит, что во всём этом непосредственной целью животного является получение биологического подкрепления, не связанного с объективным содержанием его действий. В связи с этим выглядит как совершенно поразительнейшая вещь вся та деятельность человека, которая называется трудом: ведь в этом случае человек ничем не отличается от дрессируемого и дрессированного животного: его целью точно также является подкрепление в виде зарплаты, которое никаким образом не связано с выполняемой человеком деятельностью: ему всё равно, что делать, лишь бы его действия удовлетворяли его биологические (и социальные) потребности И это относится и к тем людям, которые работают на предприятиях, и к тем, которые заседают в государственных учреждениях - их целью является не работа, работа для них является средством удовлетворения их биологических и социальных потребностей, которые и оказываются движущей силой их трудовой деятельности. Ориентировочная реакция животного относительно внешней среды актуализирована благодаря существующей у животного потребности в удовлетворении биологически значимых рефлексов. Это - процесс научения, и он труден, потому что животному нужно угадать, что оно должно сделать для того, чтобы получить лакомство, а не плетку. Лакомство или плетка - это конец процесса, это - то, что таится для животного в будущем. Но когда животное научилось реагировать инструментальной реакцией на раздражитель, то будущее для животного становится открытым: оно уже знает, что связка воздействующего на животное раздражителя и определенного действия со стороны животного в качестве реакции на него приведет к определенному биологическому эффекту. Возникает соответствующий поведенческий стереотип. Однако совершенно очевидно, что этот стереотип для животного есть средство - в данном случае для получения или избегания чего-то. То есть этот стереотип порождает некоторое следствие. Здесь, однако, важно то, что инструментальное поведение животного является произвольным. Оно начинается как вынужденное биологическими факторами, однако, поскольку оно освоено, оно превращается в орудие действия. И то или иное инструментальное действие может порождать и множество других следствий. И когда оказывается, что в результате некоторого стереотипного действия порождается некоторый очередной условный раздражитель, то уже само это действие становится для животного орудием, средством получения очередного условного раздражителя. И тогда возникает возможность построения сложных объектных схем, лишь в конце которых получаются какие-то значимые для животного подкрепления. |
96 |
10 | Внутренний план |
97 |
11 |
|
98,99 |
12 | iv
Итак, нами формируются три вида программ, в своей совокупности образующих целостность: 1. множество инструментальных программ на основе безусловных рефлексов, 2. программа связи между условными (то есть индифферентными самими по себе) раздражителями. 3. программа связи между программой условных раздражителей и множеством безусловных рефлексов. |
100 |
13 | Поговорим о технологии формирования двух параллельных программ: условно-рефлекторной и безусловно - рефлекторной. Безусловно-рефлекторная программа представляет собой набор последовательных действий,
представляемых исполнительными частями множества упорядоченных брф. В естественной обстановке, когда все соответствующие программы уже существуют, их просто расставляют в какой-то последовательности. В естественных условиях построение двух параллельных программ происходит слитно, и они не различаются друг от друга. И, в этом смысле, если мы рассматриваем безусловный рефлекс сам по себе в павловском смысле, представляющий собой инстинкт, то он характеризуется слитостью, неразличенностью афферентой и эфферентной частей, неразличенностью аффектора и эффектора. Они слиты в одно, между ними отсутствует какое бы то ни было опосредствование, одно непосредственно превращается в другое или, иначе, в этот переход не вклинивается мысль, не может вклиниться мысль. И лишь специальная сознательная установка на рассмотрение этих двух сторон позволяет мысли на основе опыта, то есть на основе наблюдения или самонаблюдения, делать выводы о характере связи между аффектором и эффектором и, соответственно, аффекторики и эффекторики. |
101 |
14 |
Приведенный ниже отрывок понять невозможно.
|
102 |
15 |
Итак, в принципе мы здесь должны создавать параллельные объекты, причем, в качестве первичной, определяющей стороны выступают безусловные рефлексы. Безусловный рефлекс - это, в общем, эффекторика. И если безусловный рефлекс представляет собой какой-то инстинкт, и если в нём, в свою очередь, выступают, т.ск., суб условные раздражители, то это сути дела не меняет. Например, я создаю себе план из безусловных раздражителей, и он состоит в следующем: я должен во введении перейти от слоёв к сноскам. Тут же возникает вопрос: мне нужно знать, из каких эффекторных объектов будет состоять эффекторная программа, и, соответственно, подготовить для неё множество условных раздражителей. Во всяком случае должен существовать как бы склад условных раздражителей. Возможно, это набор каких-то картинок. Но при этом нужно помнить об одной вещи, которая относится к условному рефлексу. Условный рефлекс обладает, или характеризуется двумя формами. Одна форма заключается в установлении связи между условным и безусловным раздражителями, и вторая форма заключается в формировании, выделении самих условных раздражителей. И здесь, в связи с этим, возникает еще одна важная вещь. Что такое безусловный рефлекс? Как мы уже говорили раньше, это - неразрывная связь между аффектором и эффектором, когда объект вид объекта потребления и его функциональные свойства неразличимы, не разделяются. Тогда совпадение двух раздражителей, условного и безусловного, впоследствии появление условного раздражителя будет вызывать непосредственно эффекторное действие. То есть то, что вызывалось безусловным раздражителем, начинает вызываться условным. Т.о. между безусловным и условным раздражителями возникает функциональное тождество. Что это означает? Это означает, что запускается эффекторика. Но если при этом не будет удовлетворяться соответствующая потребность, то есть если не появится безусловный раздражитель, то эта связь будет заторможена. А это означает, что склад условных раздражителей должен быть естественным и известным. То есть он должен легко воспроизводиться. И поэтому он должен быть заранее заготовлен. И поэтому мы, далее, можем составлять какие-то цепочки, или ряд из этих раздражителей. Это уже будет, в свою очередь, рефлекс, или, если хотите, знание, такое, что я знаю, что за одним раздражителем следует другой раздражитель. Составим такой раздражитель из ромашки, стелы и звезды. И расположим их последовательно в высказанном порядке.
|
102 склад урд |
16 | Т.о. мы получили определенный ряд. Теперь мы составляем ряд для программы для безусловных раздражителей. Первый пункт уже высказан, второй пункт - отчуждение труда Маркса, сформировать на сайте. Теперь сюда дополняется следующий момент. Точно также, как для того, чтобы условный рефлекс образовался, нужна потребность в объекте безусловного рефлекса, и у нас должна существовать нужда в реализации программы безусловных рефлексов, которые мы хотим реализовать. То есть мы должны нуждаться в реализации каждого из пунктов безусловной программы. При этом следует иметь ввиду, что в целом у нас уже существуют довольно сложные системы стереотипных программ. И для нас достаточно пускового раздражителя для того, чтобы вся сложная система программы была запущена. Например, то, что я сейчас наговариваю, это безусловно должно быть записано. И это должно быть записано в первую очередь. Значит, это должно быть записано первым пунктом программы. А отсюда у нас уже идут выходы к еще не реализованным пунктам, но которые уже записаны. Их нужно оформлять литературно. И в связи с этим мы приходим к выводу, что должны существовать программы, которые ожидают очереди, то есть находятся в очереди для выполнения. А таких программ невыполненных достаточно много и они не фиксированы. То есть все эти вещи нужно фиксировать. |
103 |
17 | . Так, вот этот пункт записи наговоренного можно брать в качестве первого, в качестве второго - оформление введения, и в качестве третьего пункта - то, что связано с отчужденным трудом Маркса. Т.о., мы получаем две параллельные программы, два ряда раздражителей, и нам остается всего лишь соотнести их друг с другом и тем самым от элементов ряда условных раздражителей раздражителей мы всегда
сможем перейти к ряду безусловных раздражителей. Иными словами, программы, или ряд этих условных раздражителей
(каждый из которых представляет собой вход в программу соответствующего ему условного рефлекса,
где урф=урд+брф, то есть безусловный рефлекс рассматривается в качестве определяющей, условный рефлекс - первенствующей части условного рефлекса.
Тогда схема урф=урд+инб будет выполняться ровно до тех пор, пока будет
выполняться брф, на основе которого создан урф) оказываются сложным условным раздражителем для множество безусловно-рефлекторных программ. |
104 |
18 | И вот теперь, когда мы создали, с одной стороны, ряд условных раздражителей, с другой стороны, ряд безусловных, то, что мы должны сделать, это заняться повторением, то есть, другими словами, воспроизведением того, что мы создали. То есть в чем разница от предыдущего этапа? В том, что предыдущий этап связан с созданием как безусловно-рефлекторных программ, так и программы условных раздражителей.
Это - конструирование, это создание того, чего до сих пор не было в нашей субъективной реальности. Всё это сейчас находится в нашей
оперативной памяти, и через короткое время это исчезнет, потому что эта оперативная память окажется загружена другими мыслями,
и данная информация будет стерта. А функция повторения как раз и заключается в переносе информации, которая находится в оперативной памяти, в постоянную память. При этом нам, конечно же, нужны критерии, по которым мы
сможем судить о том, что это перенесение информации из оперативной памяти в постоянную осуществилось. А каким образом это можно сделать, или на основе каких принципов это делается? То, что только
что нами построено, это суть образы. Это то, что мы видим или то, что мы ощущаем. Это всё-
актуальные вещи. То, что есть у нас в оперативной памяти, это актуальные вещи. И здесь нам следует заметить, что и тогда, когда мы извлекаем информацию из постоянной памяти в оперативную, мы точно также в результате получаем актуальные вещи, то есть те образы, которые когда то мы записывали в постоянную память. |
105 |
19 | Необходимо заметить, что это тогда, когда у нас возникает это мышечное ощущение, окончанием этого процесса является наше ощущение того, что мы знаем это. |
107 |
20 | Что такое мышечное ощущение вообще? Кодом чего оно является? Оно является кодом пространственного движения.
Мышечное ощущение - это пространственное движение по сути своей. Это знание о том, где нечто находится. И вот когда у нас возникает это ощущение того, что мы можем это найти, на этом процесс должен заканчиваться. Почему. Здесь с необходимостью можно задаться вопросом, а не следует ли после этого заниматься воспроизведением того, что мы как бы только что запомнили. Вот этого ни в коем случае делать нельзя, потому что между записью информации и её воспроизведением существует амнезийный период, период как бы собственно
материальной реализации записи. И это означает, что если мы будем заниматься обратным перенесением информации из постоянной памяти в оперативную и обратно, то нами будет разрушена запись, потому что окажется,
этот обмен между постоянной и оперативной памятью есть всего лишь
видимость, на деле же мы крутим всю информацию в оперативной памяти. Потому что что означает перенос из оперативной памяти в постоянную? Он означает, что мы стираем информацию из
оперативной памяти, её там больше нет. Если же мы занимаемся колебаниями
того и другого, то мы попросту не доходим до постоянной памяти, мы
просто закручиваем оперативную память на самое себя. |
108 |
21 | Что из этого следует? То, что мы должны заниматься односторонним процессом. То есть мы либо записываем информацию в постоянную память, либо же извлекаем информацию из постоянной памяти в оперативную. |
109 |
22 | А теперь перехожу собственно к эксперименту, то есть к повторению, то есть к записи информации из оперативной памяти в постоянную посредством повторения.
|
110 |
23 | При этом здесь следует обратить внимание на параллелизм между образами и словами. |
111 |
24 | Во всяком случае, мы видим, что наше движение начинается не с образа, а со слова. Но условная программа, а в данном случае мы начинаем записывать в постоянную память условную программу, состоит из последовательности слов. И нам необходимо эту последовательность слов запомнить. Другими словами, эта последовательность слов выступает как единое целое. А что представляет собой это единое целое, какими характеристиками оно обладает? Оно обладает, во-первых, набором некоторых определенных слов, в данном случае ромашка, стела, звезда, и во- вторых, порядком, последовательностью этих слов. А что такое последовательность слов? Какое бы предложение мы ни взяли, и, точно также, какую бы часть предложения мы ни взяли, мы имеем дело с последовательностями слов. И это означает, что мозг обладает рефлекторными стереотипами работы с последовательностями слов. И он легко их запоминает и воспроизводит. |
112 |
25 | Но если у нас есть определенная фиксированная последовательность слов, то нам же нужно как-то её выделять как именно эту, а не какую-то другую последовательность слов. А для этого она должна быть как-то обозначена, эта последовательность. При этом, вообще говоря, безразлично, будет ли она обозначена отдельным словом или множеством слов, но во всяком случае, представляется, что должна существовать какая-то мнемоническая или смысловая связь между словом, которое обозначает последовательность, и тем, какие слова оно обозначает. Поэтому нужно сформировать связь между словом и множеством слов, и эта связь может быть определена только на основе множества ассоциаций, которые связываются с ними. Например, она может быть определена всей той обстановкой, в какой наговаривается данный текст. |
113 |
26 | Так как у нас набор слов в качестве целостности представляет собой какую-то последовательность, по отношению к которой сформирована рефлекторная система, то в качестве знака данной последовательности может быть взято любое из этих слов и тогда каждое из них будет воспроизводить остальные, ибо если мы образовали последовательность из слов ромашка, стела, звезда, то стоит нам вспомнить один из образов последовательности, как тут же будут воспроизведены все остальные образы. |
114 |
27 | В свою очередь, это слово может быть связано ассоциативно с другими образами. Например, это слово может быть связано с образом запаха, образом какой-то синевы неба над полем ромашек и т.д., которые в нашей памяти ассоциированы с соответствующим цветком и, соответственно, с соответствующим словом. |
115 |
28 | В свою очередь, это слово может быть связано ассоциативно с другими образами. Например, это слово может быть связано с образом запаха, образом какой-то синевы неба над полем ромашек и т.д., которые в нашей памяти ассоциированы с соответствующим цветком и, соответственно, с соответствующим словом. |
116 |
29 | И точно также для обеспечения надежности воспроизведения мы можем для каждого из присутствующих слов обозначать целостность, найдя связанные с ними ассоциации. |
117 |
30 | Собственно говоря, пока я всё это говорил, я это не только говорил, но и делал. И вот эта целостность уже существует во мне. И в этом случае дальнейшее движение моё в этом направлении может быть направлено только на воспроизведение, на перенос всего этого в оперативную память. |
118 |
31 | Итак, мы получили одну последовательность, условно-рефлекторную. Теперь нам необходимо сформировать безусловно-рефлекторную программу. Там, как мы помним, те же самые три пункта, и эти три пункта суть запись того, что говорится, суть оформление введения и суть отчужденный труд. Т.о., здесь мы имеем дело с тремя безусловно-рефлекторными программами, и при этом они выражаются словесно: я сделаю то-то и то-то. Я перепишу наговариваемое, я оформлю введение вместо слоёв сносками и я сделаю файл с отчужденным трудом Маркса. При этом что касается последнего пункта, то следует заметить, что программы для него, то есть того, как я это сделаю, у меня нет. И что это означает? Это означает, что этот пункт невыполним. Просто потому, что я не знаю, что я буду делать, как конкретно я его буду оформлять. Если для наговаривания у меня есть программа, если для введения у меня есть совершенно четкая программа, то для отчужденного труда Маркса у меня нет такой программы. И, значит, для того, чтобы выполнить третий пункт, я должен эту программу создать. . |
118 |
32 | Во всяком случае, сейчас я знаю, что что касается отчужденного труда Маркса, то эту часть программы я сейчас реализовать не смогу, и что для того, чтобы суметь её реализовать, я должен создать программу реализации, то есть как, в какой форме я это буду делать. Единственный пункт, который здесь есть, самый первый план - это образовать раздел для произведений, в котором и опубликовать рукопись Маркса. Однако что-то во мне сопротивляется этому. Следующим шагом в этом направлении было - написать статью относительно содержания понятия труда, которая связана с понятием отчужденного труда, и в которой в качестве приложения будет опубликована рукопись Маркса. И, быть может, этот второй вариант можно рассматривать в качестве программы реализации третьего пункта безусловно-рефлекторной программы. |
119 |
33 | Итак, я сказал, что при формировании безусловно-рефлекторной программы я употребляю слова. И, значит, уже то, что я говорю, это уже есть программа эффекторики, то есть это уже и есть безусловные раздражители, которые запускают соответствующие эффекторные схемы. |
120 |
34 | Но сами по себе эти программы состоят из множества слов, и, конечно, нам нужно сокращать эти выражения. Нам нужно дать краткие имена этим выражениям. |
121 |
35 | 122. И, точно также, как обычно, при этих обозначениях мы опираемся на ассоциации. И поэтому мы коротко можем обозначить последовательность этих трёх программ как запись, введение, Маркс. |
122 |
36 | 123. Теперь нам нужно запомнить эту последовательность, а для того, чтобы запомнить эту последовательность, нам снова нужно отнестись к ней как к целостности, и обозначить эту целостность каким-то одним понятием, и мы можем обозначить его как любым из этих слов, то есть записью, введением или Марксом, или всеми тремя словами в соответствии с теми ассоциациями, которые с ними связываются. |
123 |
37 | Выше уже говорилось о том, что когда мы формируем какие-то рефлексы, необходимо, чтобы в их существовании существовала необходимость, была потребность. Без этой потребности рефлексы сформировать невозможно. Рефлексы формируются только на основе потребности и как следствия из потребностей, на основе каких то установок, определяющих формулу "я сделаю это". И они и актуализируются в условиях актуализации соответствующих потребностей на основе срабатывания соответствующих установок. То есть тогда, когда будет актуализирована соответствующая потребность, тогда будут актуализированы и соответствующие рефлексы. |
124 |
38 | 1Итак, нами сформированы два ряда раздражителей. Ряд условных раздражителей и ряд безусловных раздражителей. И мы, т.о., получаем возможность двух выходов на актуализацию безусловно-рефлекторной программы. Одна актуализация связана с актуализацией соответствующей потребности. То есть она связана с бессознательным, и, соответственно, с непроизвольным характером актуализации соответствующей схемы. Произвольное движение вообще обусловлено тем, что определена точка отсчета, по отношению к которой осуществляется (безусловно-рефлекторное) действие. Само по себе это движение носит бессознательный характер, и все действия, которые осуществляются, будут носить непроизвольный характер. Возникает потребность - возникает соответствующая мысль как отражение возникновения соответствующего безусловного раздражителя. И начинается удовлетворение этой потребности. Всё. Субъект т.о. оказывается завязан на программу и действует непроизвольно, зависит от программы. Он, его сознание подчинено этой программе и он следует ей. |
125 |
39 | Условные раздражители - это другой, противоположный подход относительно безусловного. Условный раздражитель принадлежит сознанию, и он является объектом сознания именно потому, что он не имеет безусловного значения. И отсюда возникает ориентировочная реакция и, соответственно, мышление, которым устанавливается связь между условным раздражителем и, соответственно, условной программой - и безусловной. А это уже действие, которое осуществляется сознательно и произвольно. Отсюда мы получаем также и два уровня бытия человека, скажем так: сознательный уровень бытия, то есть то, что мы осознаём, тот поток сознания, с которым мы имеем дело, и этот поток сознания представляет поток, определяемый условными раздражителями. И уровень бессознательного, который определяется безусловными раздражителями. Сознание вообще - это вещь, которая здесь и сейчас, и которая актуализируется и регулируется актуальными раздражителями. Регрессия сознания возникает тогда, когда раздражители приобретают биологическое значение. Бессознательное - это выход на поверхность инстинктов (безусловных рефлексов). И уже непосредственно отсюда вытекает вопрос об отношении сознания и бессознательного, вопрос о том, какая из сторон - биологическая или сознательная, духовная доминирует. Какая из сторон определяет другую, то есть биология определяет сознание или сознание определяет биологию. То есть какая из сторон использует другую сторону в качестве средства: биология использует в качестве средства сознание или же сознание использует биологию в качестве средства своей самореализации, а это значит, что в первом случае биология является целью себя, во втором - сознание. |
126 |
40 | А использовать биологию в качестве средства сознание может только тогда, когда деятельность сознания удовлетворяет биологические потребности, и не только удовлетворяет их, но и создает такие условия, когда биологические потребности начинают работать на сознание в качестве того средства, которое управляет биологией и подчиняет её себе. |
127 |
конец | ||
январь- март 2011 г |
||
|
||
|
Условный раздражитель - это внешний раздражитель, то есть раздражитель,
по отношению к которому сознание объективируется, это значит, что
сознание находится не "в", не "внутри", а вне раздражителя. Оно
фиксирует его как некоторый объект, наблюдает его как внешний объект,
воспринимая его признаки как признаки внешнего по отношению к субъекту
объекта. Сознание в этом случае то, что наблюдает объект как вне
его существующий фактор. Этим и обусловливается возможность
произвольности. Произвольность - это действие, управляемое сознанием по
отношению к объекту. В отличие от условного раздражителя безусловный
раздражитель действует непосредственно, вызывая инстинктивную реакцию.
Вид объекта противоположного пола, вид пищи у голодного в сексуальном
или пищевом отношении вызывает непроизвольные, независящие от человека
реакции. Видимо, к безусловным раздражителям можно отнести все
биологически значимые
раздражители. Тогда к безусловным раздражителям относятся все те, которые
вызывают биологическую (физиологическую) ( если делать различение между
понятиями биологии и физиологии как между метаязыком и языком, которые
высказываются об одних и тех же предметах). Это означает, что одни и те
же раздражители могут приобретать объектное либо биологическое
значение. Обладая объектным значением, они могут позже приобретать
биологическое, а обладая биологическим, они могут позже приобретать
объектное значение. Хотя универсальное значение любого раздражителя
представляет собой форму единства объектного и биологического отношения.
Ведь если у человека нет биологического отношения, то не будет и
объектного. Объектное отношение является производным относительно
биологического, так как именно биология оказывается тем механизмом,
которым обусловливаются отношения человека с внешней средой, в том числе
и с другими особями. break |
||
2.1 | Нужно создать
программу. Даны множества раздражителей, из которых делаются условные, и
множество безусловных рефлексов. Что нужно для того, чтобы раздражитель мог применяться в качестве условного? Для этого необходимо, чтобы он по возможности не имел биологического значения, а если он всё же имеет его, чтобы он был слабее раздражителя, который выступает в качестве безусловного, так как в противном случае он будет всю энергию брать на себя, и мы получим обратное отношение в образовании рефлекса, то есть брд брф, относительно которого формировали рефлекс, напротив, сам может оказаться в роли условного раздражителя по отношению к тому безусловному, из которого пытались сделать условный.. 1. из множества условных раздражителей и множества безусловных рефлексов создается множество условных рефлексов. 2. Из множества условных раздражителей создается управляющая программа, представляющая собой определенный порядок следования раздражителей. 3. Тогда урд+ даст актуализацию урд- (см. с3 и далее) условного рефлекса урф., что, в свою очередь, даст у урф переход на иснтрументальную часть безусловного рефлекса брф, относительно которого образован урф. 4. В результате выполнения предшествующего урф им либо создаётся очередной раздражитель урд+ очередного рефлекса урф, который запускает инструментальную часть соответствующего ему безусловного рефлекса, либо же осуществляется деятельность по получению очередного урд+, который запустит очередную ячейку программы урд-. break |
|
Итак, какие варианты. Один вариант - раздражитель запускает безусловную схему (при этом на самом деле автором имеется ввиду инструментальная схема). В процессе выполнения безусловной схемы ситуация изменяется. Например, если условный раздражитель запускает пищевую реакцию, то процесс пищевого удовлетворения приводит к ощущению сытости. Существовавшее рассогласование устраняется (становится равным нолю), что свидетельствует об окончании работы пищевого рефлекса. В подобного же рода ситуации инструментальный рефлекс, каким бы сложным он ни был, представляет собой процесс преобразования чего-то во что-то. В отличие от безусловного рефлекса, который выступает для субъекта в качества факта его физиологической и субъективной реальности и имеет целью удовлетворение некоторого рассогласования в актуальном состоянии субъекта, инструментальный рефлекс регулируется целью, то есть образом (кодом) того, что должно быть получено в результате его реализации. Если признается, что в результате осуществленных преобразований образ актуальной реальности рассматривается в качестве соответствующего, тождественного целевой идеальной реальности, инструментальный рефлекс деактуализируется. |
||
с2.1 | Стереотипное сложное действие характеризуется минимумом ориентировочных реакций и, соответственно, максимальными жесткостью и ригидностью. В нём результат предыдущего действия не полагается, а предполагается существующим. Окончание предыдущего действия сигнализирует собой существование результата, и поэтому автоматически включается следующее программное действие. В условиях мягкого стереотипа окончание предыдущего действия включает последующее на основе ориентировки относительно реальности, другими словами, следующее звено программы актуализируется раздражителями реальности, произведенной предыдущим звеном программы. И точно также это относится ко всем сложным стереотипам мягкого типа, которые характеризуются неопределенностью результата действий предшествующего звена программы. Множество возможных её результатов неизбежно включает ориентировку относительно них. При этом может оказаться, что относительно некоторых из результатов у следующей программы отсутствуют схемы их переработки. Следствием этой ситуации является обычно возврат к работе предшествующего звена программы. Когда же он не приводит к успеху, начинается процесс поиска схемы, позволяющей преобразовать полученный результат в нужный выход
следующего звена программы. И. т.д.
break |
|
В этом отрывке наглядно представлена
траектория мысли |
||
c3.1 | Здесь, очевидно, нужно небольшое пояснение. У нас есть два множества: множество условных раздражителей урд, и множество безусловных рефлексов брф. Структура всякого элементарного рефлекса состоит из двух частей- воспринимающей, афферентной,
которой соответствует во внешности множество безусловных раздражителей
брд, и реагирующей, эфферентной, соответственно, исполнительной,
инструментальной части инчб . Между этими двумя частями элементарного
рефлекса существует жесткая, неразрывная связь. Тем не менее, когда мы
говорим о множестве рефлексов, то мы можем, соответственно, говорить о
множестве брд и множестве инчб. Но во всём этом присутствует и еще одна вещь. Когда речь идет о раздражителе, что под этим подразумевается? Во-первых, то, что в качестве раздражителя выступает какой-то внешний объект, какое-то внешнее воздействие
рд+.3.1.3
Но воздействие, взятое само по себе, не является раздражителем, оно становится им лишь в результате его отношения к чему-то другому в той мере, в какой
оно способно так или иначе изменять его состояние в целом или в каких-то его частях
(но ведь изменение части есть в то же самое время изменение внутренних состояний, если не структуры целого, и это не может не проявиться в изменении характера реакций целого). И, более того, когда речь идет о раздражителях, то это понятие применяется к живым системам. Но для того, что воздействие выступило в виде раздражителя, то есть в виде понятия, необходимо, чтобы у живой системы существовало его отражение, его образ рд-. Т.о. раздражитель рд= (рд+)+(рд-). До тех пор, пока живой
системой не сформирован образ раздражителя, объект выступает в качестве
воздействующего, но его кода (образа) у живой системы еще нет. Воздействие отражается в живой системе в виде изменений её текущего состояния. Если объект воздействует на камень, вызывая в нём напряжения, то для камня этим всё и заканчивается, поскольку камень не способен отражать свои состояния. Хотя камень и можно субъективировать, говоря, что в мере напряжений, возникших в камне, отражается ответная реакция камня на воздействие, то есть его сопротивление воздействию. Живая система способна к отражению своих состояний, и в этом смысле живая система есть единство объекта и субъекта, то есть единство этого рода двух сторон противоположности. В качестве исходной точки реакций
живой системы можно принять схему, согласно которой любое воздействие, вызывающее в живой системе рассогласование, вызывает в ней ответную реакцию в виде множества случайных действий до тех пор, пока какое-то из них не устранит рассогласование.
Но сама эта реакция не является механической: объективное воздействие должно превратиться в субъективное состояние с тем, чтобы затем субъективное состояние, в свою очередь, было преобразовано в объективную, физическую реакцию. Объективное преобразуется в субъективное, и обратно. Субъективное не может существовать без того, чтобы постоянно не преобразовываться в объективное, направленное на объективное же, реакция которого, в свою очередь есть воздействие на объект субъекта (на субъект как объект) В то же самое время отношения между живыми системами характеризуются тем, что они осуществляются на двух уровнях - объективном и субъективном. Когда один человек бьёт другого человека, это - объективное отношение. Когда один человек угрожает другому человеку, это - субъективное отношение. Значит, у живых систем во всяком случае имеет место параллелизм и взаимопроникновение субъективных и объективных полей их существования. Это - схема, не обладающая памятью: сколько бы раз ни осуществлялось однотипных воздействий, ответом на них будет всё то же множество случайных
реактивных действий. Воздействие на живую систему вызывает изменения в её текущем состоянии, которое принимается ею в качестве равновесного 3.1.1. Повторение реакций, направленных на устранение рассогласований, постепенно вырабатывает афферентно-эфферентные схемы, устанавливая соответствие между ними: афферентные схемы связаны с восприятием воздействующего объекта, эфферентные схемы связаны с реакциями на эти воздействия, при этом критерием этих реакций является уменьшение существующего рассогласования. На основе этого критерия осуществляется отбор действий и определенность действий: действия определяют аффекторику. Благодаря и посредством действий происходит афферентное восприятие объекта как цели приложения действий. Но верно также и обратное отношение: речь идет об источнике действий живой системы. Живая система является не только реактивной системой: воздействие объекта на живую систему - реакция живой системы, но имеет место также и обратная закономерность: самопроизвольное действие живой системы на объекты ведет к отражению свойств объектов на основе структур действий относительно них. И вот здесь уже можно говорить о памяти, связанной с действиями. Память связана так или иначе с повторениями действий. Вы способны к запоминанию лишь того, что получаете в результате ваших действий, и ваша память - это структура ваших действий, привязанных к объекту. Структура действий определяется объектом. Значит, живая система характеризуется двумя отношениями: отношением во вне и отношением во внутрь, отражением внешнего и отражением внутреннего. Это - как бы два параллельных мира живых систем, которые непосредственно нигде не пересекаются, но между которыми устанавливаются отношения через свою противоположность: субъективности как внутренней активности живой системы через внешнюю среду, и объективности как активности отражения через внутреннюю среду. В основе рефлекторных схем вообще лежит способность живой материи к отражению и к памяти. Когда мы говорим об изменениях в системе и непосредственной реакции на него, мы можем говорить об этом процессе как о бытии системы. Но в то же самое время мы можем увидеть в этом процессе две разные стороны. Одна сторона - это изменения в системе. Эта часть системы может рассматриваться не только как способ бытия системы, но также и как прибор, измеряющий внешние воздействия. Так, например, если мы возьмём камень и окажем на него давление, то это приведет к напряжениями в структуре камня, степень которых может рассматриваться как способ измерения оказываемого на камень давления. И т.о. камень может рассматриваться в этом аспекте в качестве прибора, измеряющего давление. Однако напряжения, которые возникают в камне в результате осуществляемого на него давления есть в то же самое время ответное воздействие камня на объект, и в этом смысле мы можем рассматривать камень как его способность к действию, то есть как объект, характеризующийся активностью. Этим рассуждением показана возможность моделирования процессов, которые рассматриваются в качестве субъективных, при посредстве объектов, обладающих свойством субъективности. Выше замечено, что де действия определяют аффекторику. Однако с тем же успехом можно говорить о том, что аффекторика определяет действия. Действительно, воздействие вызывает рассогласование. Рассогласование - это один, субъективно отражаемый полюс системы, т.е. относительно физического рассогласования имеет место его отражение, то есть его восприятие. Но если имеет место отражение внутренних состояний системы, то почему параллельно с этим не будет иметь место отражение объектов воздействия? Между аффекторикой и эффекторикой выполняется отношение, подобное тому, которое имеет место между курицей и яйцом: не может существовать одна сторона противоположности в отсутствие другой, и восприятие ничуть не лучше и не хуже действия, одна сторона соответствует другой: каково восприятие, таково и действие, и каково действие, таково и восприятие. Невозможно одну сторону оторвать от другой. Действие в любом случае направлено на объект и на обеспечение изменений в нём. Что такое соответствие между аффекторикой и эффекторикой? В любом случае можно говорить о единстве этих двух сторон, о том, что эти стороны определяют друг друга. Непосредственно само по себе воздействие уже создает отражение, то есть создает аппаратуру, которая способна отражать эти воздействия. Изменения в системе, вызванные воздействиями, представляют собой субъективный образ воздействующего объекта. Вспомним о принципе структуры личности как единстве познающего и познаваемого. Что это значит? - есть объект, есть воздействия на объект, приводящие к рассогласованиям в нём. Но этого недостаточно. Необходимо еще то, что воспринимает эти рассогласования. И вот то, что способно к восприятию рассогласований объекта, и определяется как субъективность, обладающая свойствами отражения состояний объекта, оценки его состояний, формирования реакций на его состояния - всё это - область субъективности. Можно создать эрзац - механизмы, которые будут моделировать процессы, обеспечиваемые субъективностью, но они никогда не будут в состоянии исчерпать собой её. Программа обладает двумя уровнями, условным и безусловным. Сама по себе она представляет собой последовательность действий. Действия в данном случае реализуются соответствующими безусловными рефлексами. В качестве управляющей выступает программа последовательности условных раздражителей. Но сама по себе последовательность раздражителей не реализует никакой работы, хотя бы эти раздражители и были как угодно упорядочены. Раздражитель должен быть превращен в пусковую часть условного рефлекса. А это значит, что между множеством условных и безусловных раздражителей должно быть установлено соответствие. Тогда мы получаем схему, которая образует из множества безусловных рефлексов инстинкт, вещь, которая представляет собой сколь угодно длинную цепочку безусловных деятельностей. 3.1.2 Пусть {аi}={а1, а2,...,аi} - упорядоченное множество раздражителей, образующих управляющую программу, и для каждого аi справедливо, что оно является условным раздражителем условного рефлекса урфi(аi,инчi), где инчi есть исполняющая часть безусловного рефлекса брфi=брдi+инчi. Так как никакой безусловный рефлекс не будет выполняться, если отсутствует актуализирующее его рассогласование, то мы должны предположить существование объективного рассогласования в субъекте как объекте и его субъективное отражение в брд в объекте как субъекте, то есть должны предположить, что брд имеет вид брд-, и соответствующая ему другая половина существует во внешней среде в виде брд+, и задача рефлекса состоит в переходе от поляризации брд+ и брд-, заключающейся в том, что брд- принадлежит объекту субъекта, тогда как брд+ принадлежит внешней среде субъекта. Задача, следовательно, состоит в перемещении брд+ из внешней среды субъекта в его внутреннюю среду. Тогда мы можем составить исходное уравнение: брд+ = брф- , (имея ввиду, что соединение брд+ с безусловным рефлексом даёт снятие рассогласования), где брф-=брф(брд-, инч), , следовательно, брд+=брд-+инч, и задачей является перемещение брд+, то есть в преобразовании исходного состояния полярности внешнего и внутреннего в полярность внутреннюю, чем и обеспечивается переход от противоположности тождественного в тождество противоположности. Тогда получаем: 0=инч(брд-,брд+). Можно реализовать другую запись: 0=брд+ + брд-. Однако такая запись не будет отражаться протекающего во времени процесс ассимиляции живой системой предмета потребления. Итак, если мы предполагаем относительно каждого из брф актуализирующее его рассогласование r r(брф)=брф-=(брд- + инч)= , то отсюда будет следовать, что состояние каждого из безусловных рефлексов будет актуализировать соответствующий им условный раздражитель, то есть если урф=урд + инч, и если брф-=брд- + инч, то брд будет активизировать... здесь нужно ввести физиологический механизм, то есть объект Об, который актуализирует брф: Об(брф). Но что такое безусловный раздражитель? Это измеритель объекта Об. Тогда объект Об можем определить как Об=Об- + Об+, и при этом система Об находится в равновесии, если Об- =Об+. Если Об- > Об+, то мы получаем отрицательное рассогласование, истощение, если Об- < Об+, то получаем перенасыщение объекта. Тогда брф=Об(брф)=Об(брф(брд, инч)) и брф=брф-=брф(брд-, инч-) то есть коды аффекторики брд- актуализируются как положительные, то есть требуют для себя положительного подкрепления, и, соответственно, деятельность инч актуализируется в положительном направлении - поиска объекта, если Об-, и брф=брф+= брф(брд+,инч+), то есть коды аффекторики актуализируются в отрицательном направлении, то есть объекты кодов рассматриваются как отрицательные, и, соответственно, деятельность инч направлена на избегание этих объектов, если Об+, и, наконец, брф=0, если Об=Об- + Об+ =0, и тогда, соответственно, брф таково, что брд- + брд+=0, и инч- + инч+ Так как урф=урф(урд, инч), и урд=урд(брд), причем, знак рассогласования брд переносится на знак рассогласования урд, то есть если брд = +, - или 0, то и урд = +, -, 0, и тогда, согласно нашему предположению, все урф программы будут иметь вид урф-, и урф-=урд- + инч-. Тогда урд+ +урф-= урд+?. |
|
c3.1.1 | Механизм равновесного состояния живой системы заключается в том, что некоторое длящееся состояние живой системы начинает рассматриваться живой системой в качестве равновесного. Любые отклонения от него рассматриваются системой в качестве рассогласования, и этим обстоятельством определяется характер реагирования системы. В целом бытие системы представляет собой не полное отсутствие рассогласований, а постоянные колебания между возникающими рассогласованиями и их устранением. Этим определяются разные уровни самого рассогласования. Колебания между рассогласованиями и их устранением представляют собой некоторую среднюю, которой определяются соответствующий образ жизни системы. Эта повторяющаяся схема, будучи закрепленной, ведет к тому, что любые отклонения в ту или другую сторону вызывают отрицательную реакцию системы на эти отклонения. Так, отсутствие рассогласований может вести, с свою очередь, к рассогласованию в системе, субъективно выражающемуся в чувстве скуки. В то же самое время на коротких периодах времени устранение рассогласования создает на некоторое время стремление к покою, которое лишь с течением некоторого времени, необходимого для восстановления сил системы, превращается в "скучное бытие" и возникает стремление к воспроизведению рассогласований. Другими словами, не только внешней средой обусловливается равновесие в живой системе в той мере, в какой ей удалось приспособиться к ней, но и обратно, поскольку живая система приспособилась к внешней среде, то есть поскольку ею выработаны схемы, обеспечивающие поддержание её существования в ней, живая система прилагает усилия к сохранению соответствующих параметров внешней среды. break | |
c3.2 | Обычно противопоставляются друг другу условные и инструментальные рефлексы на том основании, что условные рефлексы рассматриваются по сути как пассивные рефлексы, определенные нагруженной аффекторикой, тогда как инструментальные рефлексы рассматриваются как активные, нагруженные эффекторикой. Однако условные рефлексы у Павлова противопоставляются безусловным как обеспечивающие приспособление к переменным отношениям объектов, и как раз это обстоятельство является их отличительной чертой. Инструментальные рефлексы, в свою очередь, могут приспосабливаться как к постоянным, так и переменным отношениям среди объектов, и в этом смысле они могут рассматриваться как условные либо безусловные в зависимости от области приспособления. break | |
3.3 | Здесь допущена неточность. Следовало говорить не о постоянных и переменных связях, а о постоянных и переменных отношениях. Тогда постоянные отношения будут представлять собой либо полное отсутствие связей, либо их постоянное наличие. Но отсутствие или наличие связей суть противоположности, и как раз поэтому отсутствие связей также рассматривается как связь, но - отрицательная связь. И, следовательно, можно говорить о положительных и отрицательных связях. Ведь отрицательные связи ничуть не ху =же и ни"чуть не лучше положительных. Это - связи, которые в случае, если они рассматриваются не как потенциальные, а как актуальные множества, симметричны друг другу. Тогда в актуальном смысле это связи, отражающиеся друг в друга. Но для того, чтобы это стало возможно, необходимо принять следующее преобразование. если с - связь, и если +,- есть положительное либо отрицательное значение связи, то мы получаем с(+,-)= либо с(+/-)=с+, либо с(-/+)=с-. Так как с=с+ либо с-, то с+ - с- = 0, то есть с+ и с- не пересекаются, не имеют общих элементов. Однако так как связь характеризуется мерой, то это не пересечение противоположностей означает, что mc+ + mc-=1. А отсюда получаем, что каждому значению mc+ соответствует значение mc-, такое, что mc-=1-mc+ break | |
1.1 | "
А в качестве условного рефлекса выступает какой-то раздражитель 1.1 " Разумеется, условный рефлекс не исчерпывается условным раздражителем. Здесь налицо явление взаимодействия полушарий, состоящее в том, что правое полушарие следует за левым, выражая содержание течения мысли, которое заложено в левом. Если читаешь текст
правым полушарием, то ошибки не замечаешь, потому что следуешь за мыслью правого полушария, которое не пользуется логикой левого и которое легко отождествляет разные понятия ради переходов мысли.
Может быть, правильнее следовало бы говорить о
скачкообразности. Вернее, я бы выразился так: правое полушарие оперирует
непосредственно содержанием, тогда как левое полушарие это содержание
оформляет в виде понятий, образуя понятийные системы. Тогда указанный
способ выражения означает изменение области высказываний. Если
представить себе, что любое системное множество высказываний может быть
представлено в виде одного сложного высказывания, то можно сказать, что вначале
в 1 речь идет о безусловном рефлексе, которому
затем противопоставляется условный. Тем самым фокус мысли перемещается с одной
предметной области на другую. Затем говорится, что в качестве условного
рефлекса выступает условный раздражитель. Если мы вспомним, что система
целого в реальности представляется его частью, то в этом смысле
приведенное высказывание совершенно адекватно, поскольку им фокус
сознания переносится на "субъект условного рефлекса", то есть на ту
доминирующую его часть, которая существенно его определяет.
Положительная сторона этой формы выражения состоит в том, что она
позволяет перемещать фокус сознания по связанным областям системы
объектов мысли, определяя тем самым траекторию движения мысли по
системному объекту. Это движение может рассматриваться как не
субстантивированное, глагольное. Но как только мы начинаем
субстантивировать (превращать в существительное) глагол, или, на
объективном языке, объективировать действие, то есть как только мы
потенциальный процесс превращаем в завершенную актуальность, положение
вещей изменяется. С другой стороны, способ выражения, заключенный в
рассматриваемом высказывании, состоит в том, что процесс высказывания
предполагает разворачивающуюся мысль, которая в своем движении
отмечает свои опорные точки в реальности, которыми управляется движение
ассоциаций, на основании которых отражается движение мысли. Например,
ассоциативный следственный приём, описанный в рассказе
Карела Чапека "Эксперимент профессора Бероуза" выглядит так: -Прага-Бероун-спрятать-зарыть-чистка-пятна-тряпка-мешок-лопата-сад-яма-забор="Вы убили Чапелку по дороге в Бероун, вытерли кровь в машине мешком, а
тело зарыли под забором у себя в саду".
break |
|
3.1.2 |
Однажды написанный текст
зачастую быстро устаревает. Устаревает логика, которая заложена была
заложена в нём и которая для своего времени была "прогрессивной", была
шагом вперед. Тем не менее, она не отвечала на множество вопросов.
Попытка переделать такой текст обычно ведет не только к его разрушению,
но также и
к невозможности выразить новую логику в связи с
тем, что она строится на основе
логики предыдущего текста. Самое умное, что можно
в этой ситуации сделать, это не относиться ни к какому тексту как к
"последнему слову". Во всяком тексте есть множество вещей, которые не
только не отвечают на ряд вопросов, но, более того, сами по себе
являются явными натяжками. И, однако, среди всего этого мусора
произрастают важные мысли, которые уже не зависят от той почвы, на и из
которой они выросли. Подход к отрывку с предваряющим индексом-сноской
является интригующим в том отношении, что в нём не все, что
следовало, сказано, и кое-где то, что сказано, выглядит как натяжка.
Тексты подобного рода зрелости характеризуются тем, что они, как
правило, представляют собой прорыв в новую область, но как раз в силу
этого обстоятельства являются сырыми, и с ними на момент их появления
уже ничего нельзя сделать. Они должны отлежаться, должно пройти
некоторое время, чтобы появилась возможность адекватно выразить их
содержание. Поэтому я ограничусь буквально парой замечаний. Одно
замечание относится к тексту в целом. Во многих местах применяется
формула, согласно которой сложный объект во всякий текущий момент
времени обернут относительно реальности какой-то своей одной стороной,
которая и представляет собой целое, так что именно эта сторона и
представляет объект в целом, откуда следует, что объект оказывается
тождественен своей части. Я имею ввиду повторяющийся приём,
заключающийся в том, что если прт(а,б), то прт(а,б)=прт(а/б)=а ◊(знак строгой дизъюнкции,читается "либо") прт(а,б)=прт(б/а)=б.
(2) Для того, чтобы не писать относительно противоположностей каждый раз
одно и то же, станем о граничиваться указанием, что рассматриваемые
объекты, признаки или свойства являются противоположностями. То есть
если указано, что прт(а,б), то есть что а и б - противоположности, то
это означает, что они обладают свойствами (2). |
|
3.1.3 | Когда речь идет о раздражителе, то в качестве его выступает какой-то внешний объект рд+. Однако рд+ - это не раздражитель вообще, а это - внешний, которому противостоит внутренний раздражитель, рд-. Рд+, воздействуя на живую систему, изменяет её состояние. рд-, воздействия на внешний объект, изменяет его состояние. break | |
Выпуск 2: сноски
|
||
i | Рассмотрение безусловного рефлекса как инструментального. Чем отличается брф от инрф? безусловный рефлекс характеризуется, во - первых, непосредственным биологическим значением, или рассогласованием. Биологическим рассогласованием обусловлено состояние субъекта "в себе", вообще
существование субъекта внутри ситуации "субъект-объект", чем и обусловливается бессознательное, то есть реактивное состояние субъекта. Безусловный рефлекс в этом отношении характеризуется непроизвольностью. Инструментальный рефлекс характеризуется произвольностью и целью. Общим в них обоих является то, что они являются стереотипами, и, в отношении своего рода они являются одним и тем же. В данном случае применяется приём, в соответствии с которым говорится одно, а подразумевается другое, и это делается, по-видимому, потому , что первоначально отсутствует понятие инструментального рефлекса, и к нему автор приходит от исполнительной части безусловного как подобного ему. Во всём этом присутствует и еще одна запятая. Она состоит в феноменологическом подходе автора. Это значит, что для автора объективные данные являются ориентировками в его субъективном мире и его целью является нахождение в субъективном мире проявлений объективных закономерностей. Марксисты говорили, что у Гегеля всё перевернуто с ног на голову. Разумеется, это так, если считать, что марксисты стоят на ногах. Из этого, разумеется, не следует, что Гегель стоял на ногах. Но ведь по закону формальной логики третьего не дано. Но ведь формальная логика в принципе отрицает движение, и она права в той мере, в какой рассматривает мир в его отсутствие. Мы можем сказать: мир постоянен, и действительно, к каким-то вещам мы относимся как постоянным, и это отношение подкрепляется. Подкрепляется, но не всегда. И когда перестает подкрепляться, мы начинаем говорить о ложности, прокравшейся в объективный мир, и пытаемся её устранить. Но мы можем говорить, что мир изменяется, и тогда мы должны прослеживать тенденции изменений в мире и к каким последствиям они ведут. Организм существует в изменяющихся условиях среды, но таких, к которым он приспособлен. Если же возникают условиях, к которым он не способен приспособиться, то он погибнет. Но целью организма является сохранение его существования и, значит, поддержания постоянными каких-то основных констант его существования. Программа имеет два уровня, верхний, условно-рефлекторный, и нижний, безусловно-рефлекторный. Текст автора посвящен произвольному созданию сложных программ, и он описывает пошаговый процесс создания программы для случайного частного случая, связанного с планированием его текущей работы. Особенность его построений состоит в том, что при построении программы он исходит не из объективных, а субъективных вещей. Он исходит из "хочу" как безусловного раздражителя, побуждающего его к деятельности. Поскольку он испытывает эту эмоцию, её удовлетворение становится для него потребностью, и это обстоятельство он может осознавать или не осознавать. Если он её не осознает, то она оказывает на него давление, провоцируя его на действия по её удовлетворению. Эмоция, т.о., представляет собой заряд некоторого содержания, при этом человек относится к ней как к данности. И в условиях этого состояния у человека возникает ощущение стремления отдаться потоку, что автор в настоящем случае и сделал, и мы можем наблюдать разворачивание потока во времени. Поэтому автор и говорит о безусловных рефлексах. Понятие потока с его феноменологической стороны напоминает собой запуск на основе раздражителей инстинкта. Если инстинкт разворачивается, то это не простой механический процесс, так как он имеет в качестве механизма своего разворачивания внутреннюю, субъективную, феноменологическую сторону, которая связана с удовольствием удовлетворения и неудовольствием не удовлетворения инстинкта. Здесь, в этой сфере существеннейшей стороной являются чувственно эмоциональные переживания, которые движут процесс, которыми и обусловлена реализация инстинкта break . |
|
ii | Т.о., условный и инструментальный рефлексы оказываются дополняющими друг друга: условный раздражитель вызывает актуализацию безусловного . Но безусловный рефлекс - это, во всяком случае, форма инструментального рефлекса, поскольку безусловный рефлекс представляет собой некоторую форму деятельности. Единственное отличие безусловного рефлекса от инструментального заключается в консервативности безусловного рефлекса, и, в этом смысле, безусловный рефлекс есть форма хорошо закрепленного инструментального . Этот момент хорошо описывает Милтон Эриксон, когда он рассказывает о том, как человек учится ходить. Когда человек уже научился ходить, он не знает, как он это делает, и он не помнит, что в своё время каждое движение, связанное с научением хождению, было связано с громадными усилиями, связанными не только с собственно физическим фактором, но и информационным, то есть осознанием того, как следует управлять мышцами для того, чтобы получилась в результате этого ходьба. А потом вся эта схема стереотипизировалась и опустилась в бессознательное, и мы уже не знаем, как мы ходим. Когда речь идет о рефлексах, о раздражителях, то нигде не существует одного: условный раздражитель действует постольку, поскольку актуализирован безусловный рефлекс. Безусловный рефлекс актуализируется соответствующим рассогласованием в системе, которое связано с существующими от4клонениями реального положения вещей относительно констант организма, определяемых в качестве равновесных. Исходным пунктом, следовательно, является рассогласование чего-то относительно существующих на данный момент значений равновесия. Актуализация безусловного рефлекса вызывает актуализацию безусловного раздражителя, актуализация безусловного раздражителя вызывает актуализацию условного, актуализация условного вызывает актуализацию инструментального. Если на идеальном уровне отношение между причиной и следствием выражать в форме дроби, в знаменателе которой записывается причина, а в числителе - следствие, то, Тогда если равновесие рав, рассогласование рас, рд - раздражитель, рф- рефлекс, урд - условный, брд - безусловный, инб-инструментальная часть брф, ину - инструментальная часть урф, ирф - инструментальный рефлекс, то получаем: рас/рав, брф/рас, брд/брф, урд/брд, урд/урф, ирф/урф, откуда, соответственно, получам: брф/рас, брд/брф = брд/рас, урд/брд = урд/рас, урф/урд = урф/рас, ирф/урд= ирф/рас для случая стереотипа, а в целом ирф/урд/урф/брд/брф/рас/рас break |
|
iii | Когда речь идет об отношении дополнения между ирф и брф, то на отношения между ними можно взглянуть со стороны отношений произвольности и непроизвольности, а произвольность связана с формами сознания, непроизвольность - формами бессознательного. Так как противоположности сходятся, то инструментальный аспект всякого рефлекса присутствует и в том, что сформировано произвольно, и то, что формировалось непроизвольно. Противоположность этих двух отношений опирается на противоположность регулирования поведения посредством мысли и посредством чувства, движением, т.ск., сверху и движением снизу. В связи с этим поднимается вопрос об условиях формирования мыслей и чувств Те или иные мысли порождают в нас чувства. В свою очередь, мысль может рассматриваться в качестве средства реализации чувств,
и тогда мысль в качестве реакции на чувства в свою очередь
порождает чувства. В то же самое время речь должна идти о балансе мыслей и чувств, так как сильные чувства вытесняют мысль, и, соответственно, мысль делает человека бесчувственным. Если
исходить из того, что работа полушарий мозга
функционально связана с сознательной, логической деятельностью и бессознательной чувственной, то существенным является вопрос
о поляризации функций полушарий и их синхронной работе. С этой точки зрения работа полушарий характеризуется противоположными принципами. Чувственное отношение к реальности обусловлено действиями, в основании которых лежит чувственное подкрепление. Здесь нужно иметь ввиду, что чувства выступают в качестве первичного механизма, чему-либо открывающего дорогу либо блокирующего её. Чувственное отношение есть непосредственное отношение к реальности и реакциям на них. И именно чувства выступают в качестве подкрепления, а не объекты сами по себе с их свойствами, хотя те или иные чувства представляют собой не что иное, как реакции на воздействия, обусловленные не только свойствами объектов, но и состояниями отражающего объекты субъекта. Если не задаваться вопросом о том, чем вызваны чувства, а исходить только из чувств, то реакции будут определяться целиком чувствами, а точнее, эмоциональными отношениями. Я делаю так или иначе, потому что я испытываю соответствующие чувства, и мои действия направлены на удовлетворение чувств. Совершенно иной механизм отношений с внешней средой характеризует мыслительное отношение к реальности, которое характеризуется формой: "это есть то-то (такое-то понятие), поэтому действовать нужно так-то". Мысль и чувства поляризованы, и являются функцией разных полушарий. break |
|
iv | Вопрос: сколько программ мы формируем. 1. Программа связи между условными раздражителями, которой определяется общая структура программы, определяющая порядок инструментальных действий. 2. Множество инструментальных программ на основе безусловных рефлексов. 3. Множество условных рефлексов, связывающих условные раздражители с инструментальными программами.
break |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"