Познающий и познаваемый Оглавление 2.1
Жизнь и рассуждение о жизни. Синусоида. Истина. 2.1.1 Человек познающий и живущий. Добавление к 2.1.1.
2.1.2 Периодический характер познающего и актуального отношения к жизни 2.1.(1,2)
Технология. 2.1.3 Функции познания и жизни физиологически реализуются в поляризации полушарий
2.1(3) Технология
2.1.4 Функциональная поляризация тождественного
2.1.4.1 Самодвойственность живых систем
Примечание 1
2.1.4.1(1) Пример
2.1.5 Психологический и физиологический аспекты не тождественны друг другу.
2.1.6 Человек и его Я
2.1.6.1 Фиксация Я
2.1.6.2 Человек у себя дома и отчужденный человек. Истинное и ложное состояния человека.
2.1.6.3 Истина и ложь существования человека
2.1.7 Поляризация и принцип дополнительности. Интра- и интерсубъектность.
2.1.8 Критерии различения человеке живущего и рассуждающего
2.2 Человек земной, небесный, земной и небесный
2.2.1 Земной человек
2.2.2. Небесный человек
2.2.3 Человек земной и небесный
Введение Если вы прочитали "Яичную презентацию", то, мне кажется, сейчас самое время остановиться и обратиться к параллельным мыслям. Ведь мы существуем в как их-то реальност ях, в том числе и психологической ,
причем, различные реальности оказывают друг на друга взаимное влияние, так что изменения в одной реальности ведут к изменениям в других реальностях. Когда мы занимаемся изложением событий, то мы движемся в реальности. И для того, чтобы иметь представление о том, в какой точке этой реальности мы находимся, мы должны иметь перед собой картину реальности, представление о том, с какого рода работой её механизмов мы имеем дело. Ведь реальность, и тем более психологическая реальность - это не то, что является
для нас всего лишь объектом. Реальность прокручивает нас в себе, подобно тому, как это делает мясорубка, и, если мы не хотим выйти из неё в виде фарша, то, очевидно, мы должны иметь хотя бы какое-то представление о её
механизмах. Во всяком случае, у меня возникла такая потребность, и я по мере сил пытался ответить, в первую очередь
самому себе, на возникавшие у меня вопросы. Не стану утверждать, что этим я "достиг тела", тем не менее полагаю, что некоторые, хотя и неудовлетворительные, и не нравящиеся мне самому шаги я в этом направлении сделал.
2.1 Жизнь и рассуждение о жизни. Синусоида. Истина.
2.1.1 Человек познающий и живущий. Существуют два отношения и две фазы в существовании человека: он или живет, или рассуждает о жизни.
Это значит, что его жизнь заключается либо в том, что он рассуждает о жизни, либо
живёт. В первом случае человек выступает в качестве идеального, рационализирующего существа, во втором случае в качестве чувственно-практического существа, у которого его рассуждения
тождественны с содержанием его чувственно - практической жизни и представляют собой не более, как инстинктивно-рефлекторное её отражение. Один живёт по преимуществу в головном мире, другой - в чувственно-телесном. Для одного чувственный мир является объектом для рационализаций, у другого рассуждения являются
способом социальной реализации своей чувственности.
Добавление к 2.1.1.. 1. Познающее отношение и познаваемое - это две стороны одного. Познающее не может быть без познаваемого, так же, как познаваемое не может быть без познающего.
Действительно, отношение познавания может быть обнаружено только в
самом акте познания, который включает в себя познаваемое. Если нет
познаваемого, то акт познания невозможен, а так как способность к познанию
раскрывается только в его акте, то невозможно открыть и способность к познанию. p.s.
Способность к познаванию в физиологическом отношении есть
ориентировочно-исследовательский рефлекс, который актуализируется
новыми раздражениями и проявляет себя на фоне существующих раздражений..
Когда же мы говорим о познающем и познаваемом как доминирующей стороне,
использующей содержания противоположной стороны как средство или говорим об
обратном отношении познающего к познаваемому, эта резкая поляризация
противоположных отношений представляет собой обычно идеализацию. А в
реальности мы имеем какие-то переходные процессы и стадии, в которых
имеем дело с чувственностью, которая реализуется в мыслях, либо наблюдение
познающим каких-то чувственных процессов, которые протекают как бы сами по
себе. Т.о. весь вопрос в мере независимости и связи, противопоставления и
отождествления этих двух процессов. Одно дело, скажем, когда чувственность
протекает независимо от познающего, которое выступает хорошо, если всего
лишь в роли наблюдающей стороны или чувства, наблюдающие мысли, а то
ведь часто это простое повторение, копия одного относительно другого. Т.о.,
речь идет о степени зависимости, связанности одного с другим и,
соответственно, независимости
2.1.2 Периодический характер познающего и
актуального отношения к жизни В индивиде физиологически это - два периодически сменяющие друг друга процесса,
периодичность которых можно выразить синусоидой . Синусоида принимает положительные либо отрицательные значения. Она может быть смещена вверх или вниз относительно нулевого значения ординаты, тем самым отражая доминирование с физиологической стороны одного либо другого процесса
- я имею ввиду жизнь в реальности или рассуждения о ней. Физиологическая сторона одного либо другого процесса имеет ввиду познающую либо познаваемую сторону человека.
2.1.(1,2) Технология. Итак, когда мы что-то делаем, мы должны задаться вопросом, что именно мы делаем: рассуждаем о чем-то или действуем. Сама жизнь заставляет нас отвечать на вопросы или действовать. Для определения того, в какой фазе мы находимся, мы должны обратиться к тому, что представляет собой наша деятельность: насколько в ней доминирует необходимость и насколько - желание. И, соответственно, насколько мы спонтанны в своих действиях и насколько заторможены, отчуждены от себя. Только в теории существует резкая граница между двумя формами жизни. В реальности они выступают в единстве. Но во всяком случае всегда может быть задан вопрос: что делается ради чего, что является целью и доставляет большее удовольствие. Противоположность между формами жизни
выражается в характере подкрепления, которое состоит из двух компонент: удовлетворения и удовольствия. Если вам доставляет удовольствие сам процесс, то, как правило, вы будете стремиться к его повторению, хотя бы его результаты и не приносили чувства удовлетворения. Если что-то делается насильно, через себя, ради получения результата, то результат приносит удовлетворение.
Желательно отношение баланса между чувством удовольствия и удовлетворения, при этом сама по себе одна сторона не предполагает другую.
Там, где существует баланс, испытываемым чувством удовольствия
обеспечивается спонтанный, непроизвольный характер процесса действия, а
результат приносит чувство удовлетворения. Как видно, удовольствие относится к процессу действия, удовлетворение - к результату. Обстоятельства могут быть такими, что мы можем позволить себе большее чувство удовольствия в ущерб результату, либо большее чувство удовлетворения в ущерб удовольствию. Чувство единства самотождественности человека имеет место в условиях соответствия между этими противоположными сторонами. И, соответственно, неудовольствия или неудовлетворенности, когда какая-то из сторон подавляет другую.
2.1.3
Функции познания и жизни физиологически реализуются в поляризации полушарий Но познающая сторона человека - а это то, что называют его умом,
хотя, разумеется, это далеко не только ум
- это то, что отражает то, что есть. Но то, что есть, производится непосредственно живущей, чувствующей стороной. Живущая, чувствующая сторона производит отражение, познающая сторона осуществляет отражение этого отражения. И
в связи с этим вопрос о познающем и реализующем отношении в жизни не
исчерпывается отношением между полушариями большого мозга, если
рассматривать их относительную друг к другу дифференциацию как связанную с
двумя противоположными функциями жизни и рассуждений о жизни, а современные
данные говорят об этом. При этом следует помнить, что поляризация полушарий
в отношении противоположности их функции реализована на одном и том же
физиологическом субстрате, то есть в основании дифференциации лежат два
тождественных материальных субстрата, которые в функциональном отношении поляризовались относительно друг друга.
2.1(3)
Технология Спрашивается, какой смысл говорить о полушариях, если по жизни их поляризацию мы не ощущаем, как не ощущаем их вообще. И, однако, отношение между полушариями имеет самое существенное значение, поскольку отношения между ними непосредственно отражаются в структуре нашего поведения. По характеру поведенческих схем человека можно судить о том, в каком отношении находятся
его полушария, так как это - физиология, которая в один день не перестраивается. Самая яркая формулировка, относящаяся к поляризации полушарий, связана с ориентировкой человека на понятие или на чувственность. У человека-правши, который зациклен на слове
не как чувстве, а как понятии, как обозначении какой-то идеи, оказывается блокирована работа
правого полушария. Следствием этого является неспособность его к чувству. При этом вся чувственная сторона его жизнедеятельности оказывается вытеснена. Он не воспринимает чувственного аспекта реальности. Реальность выступает для него в виде внечувственного объекта. У него отношение к реальности выливается в положения "истина"-"ложь". Его поведение определяется суждениями. Такому человеку нужен поводырь для того, чтобы он мог существовать в чувственной жизни. Он оперирует понятиями, суждениями, и
только в этом ограниченном отношении он может выступать в качестве активного существа. Он будет говорить о любви, но любовь для него - идея, создающая у него какое-то представление о любви, но реальности любви он не понимает. Вследствие вытесненности чувственной стороны он испытывает всевозможные
непроизвольные чувства, связанные с отчужденностью его от реальности и неспособностью стыковки с ней. Аналогично, при вытеснении левого полушария в условиях, когда слово для человека-
это всего лишь выражение чувства, а не понятия, человеческое поведение регулируется чувствами, а не "соображением". Человек непосредственен в своём поведении. Он чувствует, что за его чувством стоит какая-то идея реальности, но не способен её выразить в силу её вытесненности.. И поэтому его поведение характеризуется алогичностью. Он, может быть, иногда и хотел бы поступить умно, но в силу вытесненности левого полушария работа
последнего выступает для него как внешний объект: у него возникают мысли, на которые он реагирует не рационально, а непосредственно- чувственно,
непроизвольно. Мысли, которые возникают в нём, оказывают на него непосредственно-чувственное влияние, вызывая в его поведении чувственные,
а не осмысленные реакции на них. Отношения между полушариями существенно связаны с эмоциональной сферой человека, с его лимбической системой. Не связанность полушарий, доминирование то одного, то другого, то стороны рассуждения, то стороны чувства, и всё это сменяющими друг друга периодами
- всё это связано с характером вертикальных отношений в мозге. В условиях доминирования лимбической системы включение того или другого полушария обусловлено доминированием правой или левой стороны лимбической системы,
а её состояние- состоянием правой или левой частей ствола мозга, который наиболее близко
характеризует физиологическое состояние системы, в первую очередь, с точки зрения её самосохранения. В соответствии с этим мы получаем человека, который в данную минуту говорит одно, в следующую минуту прямо противоположное, и это его ничуть не смущает, и именно в силу бессознательного характера его сознания,
за которым стоит конечный критерий неосознаваемых потребностей, определяемых стволом мозга и являющихся в коре в отраженной форме эмоцинальными импульсами. В этом случае работа его полушарий
как вещи, с которой связывается сознание, в качестве своего основания имеет эмоции
и является рациональным способом их выражения и требованием их
удовлетворения. Переход к доминированию полушарий выражается в том, что возникает фиксация одной стороны противоположности относительно другой, когда одна сторона перестает свободно перетекать в другую,
как это происходить при доминировании среднего мозга, и удерживается.
2.1.4 Функциональная поляризация тождественного является общим принципом строения живых систем как в нервном, так и в органическом отношениях.. И поэтому следует исходить не из поляризации полушарий большого мозга только, но
из поляризации тождественного
в организме в целом. 2.1.4.1
Самодвойственность живых систем Самодвойственность живых систем заключается в том, что одна их часть связана непосредственно с воздействиями внешней среды, и она в своих структурах отражает эти воздействия. И это есть непосредственное, чувственно-практическое отношение с внешней средой.11. Другая же сторона заключается в отражении на логическом уровне существующего чувственного отражения реальности.
Примечание 1 Следует обратить внимание на сл. немаловажную вещь, связанную с живой системой как целостностью объекта и системы управления,
с одной стороны, и внешней средой живой системы с другой. Мы получаем, т.о., противоположность живой системы и внешней среды,
а внутри живой системы
- отношение между системой управления и телом живой системы. Для системы
управления и отношение к внешней среде, и отношение к телу являются
формально одинаковыми внешними отношениями, однако отношение системы
управления к ним различно. Система
управления воздействует на внешнюю среду посредством своего объекта
управления - тела. Между непосредственно системой управления и телом
отношение заключается в том, что тело является физическим средством
самореализации системы управления, которое используется для влияний на
внешнюю среду. Но это только одна сторона отношения. Другая же сторона отношения заключается в том, что данные, получаемые системой управления от тела, являются теми критериями, которыми
в конечном счете определяется всё поведение системы. Этот принцип или осознается, и тогда он выступает в качестве произвольного регулятора поведения, либо не осознается, и тогда поведение живой системы является непроизвольным. Характер отношений между системой управления и телом применительно к древнему, среднему и новому мозгу может быть определен т.о., что для древнего мозга преимущественным отношением является нераздельная целостность системы управления и тела,
выражающаяся в слитости функций тела и системы управления, в силу чего основным является отношение между внешней средой и живой системой. Живая система слита с внешней средой и не выделяет себя по отношению к ней. В условиях, когда доминирующим становится средний мозг, возникает
непроизвольное осознание животным себя в качестве субъективности как
объекта. В результате возникновения субъективности возникает выделение живым существом себя из внешней среды и самое первое противопоставление себя как субстанциальной сущности внешней среде.
Но при этом сама эта сущность остаётся неосознаваемой, носящей роковой
характер. Доминирование среднего мозга проявляет себя в том, что человек ощущает себя нематериальным существом. Для него его тело - это оболочка, в которой существует его душа, которая, в отличие от его тела, существует вечно. Шахидки, подрывающие себя в метро, исходят из того, что они не умирают, они всего лишь меняют среду обитания, причем, плохую среду на лучшую. С возникновением доминирования нового мозга
для него в качестве внешних объектов начинают выступать не только внешняя среда, но и тело
в той его части, которая относится к среднему и древнему мозгу, и т.о. у него возникают два уровня отношений в соответствии с отношениями к среднему и древнему мозгу: осознание эмоций как субъективных факторов и осознание реакций, обусловливаемых древним мозгом как роковых, инстинктивных,
к которым у него имеет место отношение как к внешним ему объектам и
средствам реализации. Т.о. тело вместе с древним и старым мозгом становятся для него таким же внешним объектом, как и внешняя относительно тела среда.
. И существенное здесь заключается не только в отношении двух
поляризованных полушарий, а более широком плане в
поляризации тождественных сторон в человеке полушарий, его лимбической системы
и ствола мозга, но также и в особенности в том, какой мозг в человеке доминирует - ствол, лимбическая система или полушария большого мозга..
В частности, существо отличия в доминировании полушарий либо лимбической системы заключается в том, что доминирующие полушария отражают внешний объект, тогда как человек, который заканчивается своей лимбической системой, отражает
не объект, а воздействие объекта на него. Для человека лимбы его внутренние субъективные состояния определяют всё его поведение. Разумеется, он пользуется своими мозгами, но критерием их истины являются не они, а данные лимбической системы, эмоции. Поэтому в основании поведения лимбического человека лежат цели, определяемые его чувственными состояниями В свою очередь, отношения лимбической системы и ствола мозга характеризуются тем, что ствол мозга обеспечивает непосредственное, инстинктивное реагирование, и в целом переход к формированию лимбической системы в эволюционном плане может быть связан только с неэффективностью ствола мозга в новых ситуациях, вследствие чего
возникает торможение соответствующих его реакций в силу их неэффективности, если не
вредности.
На фоне торможения должны были формироваться структуры, отражающие существующие структуры, превращающие их в объект.. В эволюционном плане развитие нервной системы как управляющей должно было происходить в условиях
торможения существующих схем поведения во внешней среде
в связи с происходящими в ней изменениями вследствие их неэффективности, и
усложнением нервной системы в соответствии с принципом отражения отражения.
Если подобного рода изменения во внешней среде происходили со скоростью, которая допускала формирование надстроек над структурами существующей системы управления, то система выживала, и формировался новый вид животного. Если нет - то вид погибал. Т.о., источником развития нервной системы является страдание, вызываемое отсутствием подкрепления существующих схем поведения и ведущее к их торможению вследствие их бесполезности. И именно это обстоятельство создаёт условия для развития вида,
принципом которого является превращение в объект ставшей неэффективной системы управления, отражение объекта и создание надстроек над ним,
качественно изменяющих принципы управления и тем самым его возможности. Но точно также верно и обратное: упрощение внешней среды ведет к удовольствию. Отсутствие тренировок - к деградации надстроечных схем управления. Отсюда получаем: не требующее для себя усилий удовольствие как принцип жизни есть путь к
деградации.
2.1.4.1(1)
Пример Вот пример, показывающий разницу в суждениях человека, у которого доминирующей является кора и который даёт объективную оценку причин происходящего, и людей с доминированием лимбической системы, все суждения которых определяются отражением в них воздействий на них социальной среды. Георгий Жжёнов,
духовно свободный человек, говорит: После революции места в государственной
системе управления заняло быдло. Кого я понимаю под быдлом: людей, которые участвовали на стороне революции и
приступили к революции с претензиями на власть. Революция им в этом не
отказала. Они заняли руководящие посты в госаппарате, но сами не изменились, и не откуда было взяться в них изменениям: все их привычки, способности к мышлению ограничивались тем низким уровнем культуры, с которым они вступили в революцию, и они управляли государством движимые этим их уровнем. Отсюда мы и получили все те вещи, которые называют 37 годом.
Добавлю от себя: что означает, что действиями этих людей управлял
доминирующий у них древний мозг, и всё их поведение являло собой
приспособление древнего мозга к социальной реальности посредством старого и
нового мозга, которые, т.о., явились средством приспособления, с одной
стороны, и, с другой стороны, целью этих людей было их самоудовлетворение в
социальной среде. А так как древний мозг ответственен за самосохранение и
агрессию, то этими векторами определялись цели и поведение этих людей,
пришедших к власти. Исходное отношение между древним, старым и новым мозгом характеризуется тем, что древний
мозг является определяющим по отношению к старому, старый - определяющим по отношению к новому, и, соответственно, новый мозг является первенствующим по отношению к старому, и старый - первенствующим по отношению к древнему. Не думаю, что у нас сегодня
найдётся много людей, которые полагают, что в современной России положение вещей
так уж сильно отличается от описываемого Жжёновым. И если кто-то полагает, что в современной России
действительная власть принадлежит иному человеческому типу,
чем стволовому, у которого в прислужниках оказались все другие человеческие типы, то это представление, конечно, утешительно, но мало соответствует действительности. Что касается типов людей с доминантой лимбической
системы, то таких людей в нашей истории более, чем достаточно. Лимбический
тип человека является превалирующим количественно в социальной системе. Эти люди
испытывают разные отношения к социальной системе, сводящиеся все к положительному или
отрицательному. Этот критерий положительного или отрицательного является отражением
на чувственно-эмоциональном уровне определяющего влияния на лимбу ствола мозга. Показательным в этом отношении является
отрицательное отношение
людей. Испытываемый ими стресс от воздействий системы, который они не в
состоянии умственно переработать, заставляет их бесконечно отрицать
существующую систему. Отрицающий лимбический тип опускается в системе в осадок в виде всевозможных диссидентов, т.н. правозащитников и т.п. Что такое, например, Солженицын, как не вечно ноющий интеллигент, которого ничто не в состоянии устроить. Но, пожалуй, едва ли не ярчайшим типом этого рода является Александр Александрович Зиновьев. Сначала его не устраивал советский режим, и он ходил вечно унылый и недовольный, писал свои "Зияющие высоты" и, наконец, оказался в Западной Германии. Можно не сомневаться, что ему там не понравилось, как, впрочем, и Солженицыну в
Штатах. Потом Зиновьев возвратился, но уже в современную Россию. Разумеется, и она тоже ему не понравилась, и он заявил, что высшей формой цивилизации был Советский Союз. Это ему можно было говорить, потому что Советского Союза уже не существовало, и у него не было очередной возможности в нём разочароваться. Конечно, Солженицын никогда бы не сказал, что Советский Союз был высшей формой цивилизации. Это потому, что у Зиновьева был высокий интеллектуальный уровень
и он не обладал сверхсамомнением и чувством непогрешимости, подобно
Солженицыну; он просто жил и поэтому был достаточно объективен, хотя и сверхчувствителен; Солженицын же был человек больной на почве невозможности
пережить оскорбление от советской власти. Так что у Солженицына не было даже якоря в прошлом, как это удачно придумал для себя Зиновьев, и Солженицын умер не от болезни, а от скуки, от того, что всё не устраивало его самомнение.
2.1.5 Психологический и физиологический аспекты не
тождественны друг другу. Психологический аспект не тождественен физиологическому. Психологический аспект может как приводить себя в соответствие с физиологическим, так и противоречить ему. Но психология может чувственно реализовать себя только через физиологические механизмы. Она может хищнически относиться к физиологии, используя её в механизмы в качестве средства самореализации, либо подчинять себя импульсам, которые идут со стороны физиологии..
Должна существовать мера, которой определяются возможности человека, такая, которая позволяет человеку в той степени реализовать себя психологически, в какой это позволяет ему его физиологическая конституция. Русскому человеку свойственно реализовать себя психологически, не обращая внимания на своё здоровье. И мы получаем ранние смерти, примером которых являются Авдулов и Высоцкий.
2.1.6 Человек и его Я Отношение между физиологическим и психологическим аспектами определяются поведением Я человека как формой
реализации и ощущения им своей самотождественности (ощущения чувства непротиворечивости, единства с собой). Человек определяет форму своего Я и создает его содержание. Форма Я человека определяется установкой отношения человека к самому себе, при которой человек либо принимает себя таким, каков он есть, либо занимается самоотрицанием себя, стремясь изменить свою природу. Ведь человеку кажется, что он свободен в себе, что он может конструировать из себя кого угодно. Эта его кажимость встречает сопротивление со стороны его натуры (природы, физиологии), которая первична и которую человек изменить не может. Он может лишь пытаться изменять формы её проявления. Поэтому с формальной точки зрения человек может свободно, в соответствии со своей установкой, фиксировать своё Я на любой из сторон противоположности - рассуждающей либо живущей. Однако он действителен лишь в той мере, в какой его психологические установки соответствуют его натуре. Только в этом последнем случае
возникает психофизиологическое единство. Во всех других случаях рассогласования психологии и натуры порождают превращенные формы самореализации, в основании которых лежит либо насилие над собой, либо лицемерие, которое заключается в том, что явление и сущность поведения имеют противоположные основания.
2.1.6.1 Фиксация Я Пусть положительные значения ординаты синусоиды принадлежат рассуждениям о жизни, а отрицательные - жизни... или наоборот. Это отношение можно рассматривать в качестве
(за)данного. И в этом отношении человек, его Я фиксируется на одной из сторон.
Эти две стороны "есть форма с двумя отделениями",
и Я человека независимо от него перемещается то в одно, то в другое
отделение формы... Но это только так кажется, что человек переместился из части, на которой он фиксирован, в другую его часть. На самом деле он неподвижен подобно тому, как неподвижно солнце относительно земли. Изменилось состояние его физиологии, и, в соответствии с этим, изменилась реальность человека, изменились его способности и возможности, так как человек в качестве определенности реализуется только через посредство физиологии.
2.1.6.2 Человек у себя дома и отчужденный
человек. Истинное и ложное состояния человека. Человек внутренне фиксируется в одной из форм, в которой он чувствует себя
дома. Человек субъективно поляризует формы, инстинктивно рассматривая ту часть формы, в которой он чувствует себя дома, в качестве истинной, и противоположную часть формы, в которой он ощущает себя отчужденным от самого себя, в качестве ложной. Человек обстоятельствами жизни может смещаться в отрицательную для него форму, при этом смещение он воспринимает как отрицательность, и существование в чуждой для себя форме
воспринимает как отрицательное. Находясь в ней, человек ощущает себя отчужденным от себя.
2.1.6.3 Истина и ложь существования человека Человеку свойственно называть состояние, в котором он чувствует себя не отчужденным от себя, положительным, так как это состояние сопровождается положительным самоощущением, отчужденным - отрицательным, и, в соответствии с этим, им рассматривается положительное самоощущение себя в качестве истинного существования, отрицательное - в качестве ложного. Поэтому положительные значения ординаты синусоиды, в зависимости от живущего или рассуждающего человеческого типа определяются им как принадлежащие жизни либо рассуждениям.
2.1.7Поляризация и
принцип дополнительности. Интра- и интерсубъектность. И этим также определяются поляризация и взаимное отрицание
либо притяжение людей в отношениях их друг к другу в соответствии с их типом, поскольку для одних наивысшей ценностью является жизнь, тогда как для других наивысшей ценностью является рассуждение о жизни
- всё это в той мере, в какой у тех и других существует возможность рассматривать себя в качестве автономных. Однако это - односторонняя установка.. Люди одного типа ощущают
друг друга в качестве тождественных, и этим определяется испытываемое
ими чувство общности. Между ними не существует притяжения или
отталкивания как такового, и именно поэтому они собираются вместе. Ощущение общности собирает их в множества. Внутри же множеств между ними могут устанавливаться какие угодно отношения в соответствии со столкновением или совмещением их интересов. Люди противоположного типа ощущают себя различными, и этим обусловлено их отталкивание друг от друга.
Т.о. эти два противоположные заряда, принадлежащие одному (общественному) телу поляризуются относительно друг друга. Между ними невозможна конкуренция, так как их установки не пересекаются между собой.. В то же самое
время существование противоположных типов возможно в той мере, в какой они существуют
совместно. Попытка уничтожения одного типа ведет к подрыву или полному уничтожению другого. Совершенно не случайно Ландау говорил, что физики - теоретики могут успешно работать только в союзе с физиками - практиками. Взаимная отрицательность
противоположностей дополняется взаимной дополнительностью.
2.1.88 Критерии различения человеке живущего и рассуждающего Критерием различения человека живущего и рассуждающего является то, чем человек живёт: чувствами или мыслями. Чувства и мысли отталкиваются от общего основания - комплекса ощущений, представляющего как внутренние состояния субъекта в результате реализации отношений с объектом, так и внешние признаки объекта.. Чувства отражают значение ощущений, отражаемых в субъективном плане; в мыслях ощущения отображаются
в объективном плане. Т.о. формируется отражение объективных характеристик
объекта и его субъективное значение для субъекта. Для человека мысли ощущения, чувства являются предметом познания. Для человека чувства мысль является средством реализации чувств.
Для человека мысли чувства являются средством, обеспечивающим энергетику мысли. Один из естественных циклов познания состоит в отражении ощущений в чувствах, напряжениями которых обусловливается познавательное движение мысли относительно объекта ощущений. Цели таких людей противоположны в соответствии с их результатами: первые живут реальной, практической жизнью, реализуя себя в ней в качестве чувственных существ. Целью человека мысли является самореализация его в качестве духовного существа.
Для живущих содержание мышления определяется текущими потребностями жизни. Их мышление, т.о., оказывается погружено в жизнь и является отражением её потребностей, определяемых рефлекторными рассогласованиями и необходимостью их удовлетворения. Их мышление является конкретным, привязанным к ситуациям и потребностям. Человек мысли не привязан к своему конкретному единичному существованию и к конкретному моменту времени. Он существует везде и во все времена. Он свободен. Но он свободен в том числе и от своего материального существования.
А полная свобода от материального существования уничтожает существование
идеальное. Поэтому человек мысли не может существовать в качестве чисто духовного существа; и поэтому человек также не может отдаваться всякой мысли. Посредством категории истины мысли осуществляется отбор мыслей как соответствующих их чувственному
значению для субъекта. На почве этого механизма обеспечивается единство противоположных сторон человека - жизни его мысли и жизни его чувства, единство его мыслительной и чувственной жизни.
Существует возможность сделать, как представляется, более инстинктивно понятным сказанное, несколько изменив терминологию. Этот опыт осуществляем в 2.2.
2.2 Человек земной, небесный, земной и небесный
2.2.1 Земной человек
Человек живущий является земным человеком. Логика его поведения является земной логикой. Он привязан к земле. Понятия, которыми он оперирует, являются земными понятиями. Это значит, что его понятия обозначают чувственно данные ему вещи и целиком и полностью определяются ими.
Ощущения, которые он претерпевает, обладают для него чувственным содержанием; они непосредственно связаны с объектами; объекты
отражаются чувствами, и чувства как система напряжений субъекта, вызванных содержанием ощущений, отражающих воздействие объекта, проецируются им на объекты. Для земного человека его чувства не являются объектами, которые он рассматривает. Они являются субъективными и характеризуются субъективной силой. Регулировки своих ощущений и чувств земной человек осуществляет через посредство воздействий на внешние объекты. Причину всех своих состояний он видит во внешних объектах и своих отношениях с ними.
2.2.2. Небесный человек
Человек рассуждающий является "небесным" человеком. Его объектом рассмотрения является его внутренняя феноменологическая реальность. Он оперирует понятиями не как представляющими чувственно воспринимаемые объекты, а понятиями как сущностями. Для него
реальность чувственно данного объектта выступает не в своей чувственной форме, но в понятийной. Точно так же, как земной человек проецирует свои чувствтва,
являющиеся реакциями на испытываемые им ощущения, на объекты, точно также у небесного человека объекты отражаются в форме понятий. И как для земного человека объектом,
через который он реализует себя, является внешняя среда, для небесного человека его
объектом его внутренняя феноменологическая среда и его внутренний феноменологический мир,
который он строит и изменяет.
2.2.3 Человек земной и небесный
Всякий человек есть универсум, форма единства земного и небесного. Но во всяком человеке доминирует одна из его сторон, и именно та, с которой он оказывается отождествлен. Его доминирующей стороной определяется форма его нормального бытия. Переход к противоположной форме бытия обусловлен давлением обстоятельств. Так, земной человек не знает предела в своих действиях, и только внешнее социальное давление заставляет его привносить понятийные категории, выработанные
его небесной частью, в своё поведение. Но это только до тех пор, пока он ощущает на себе это давление. Давление снято - и он снова не знает предела. Небесного человека не интересуют материальные вещи, его интересует идеальная сторона их. Но для того, чтобы оставаться небесным, он должен быть минимально обеспечен. Если же у него отсутствует возможность своей работой зарабатывать себе на жизнь, то хочет он этого, или не хочет, но он должен будет следовать логике земного человека. Т.о., как для земного человека идеальное выступает в качестве средства, повышающего его возможности самореализации в качестве чувственного существа, так и для небесного человека материальное является средством его самореализации в качестве небесного человека. Т.о., векторы земного и небесного человека противоположны, и весы земного и небесного в человеке очень редко могут быть уравновешены. В целом же они стремятся к одному из двух противоположных полюсов - земного или небесного.
Итак, вывод: в своём непосредственном импульсе ни земной, ни небесный человек не знают предела. Земной человек стремится достичь всеми возможными средствами материальных благ, небесный -
знаний. Человек как единство этих двух сторон использует снятую сторону в качестве средства для реализации положенной доминирующей. Что бы земной человек ни делал в сфере небесного, всегда движущей силой его действий являются земные блага. И, точно также, что бы ни делал небесный человек в сфере
физической, физическое для него имеет значение ровно в той мере, в какой оно позволяет ему быть небесным человеком.
01.04.10 г.
|