|
|
||
Основной вопрос всякой общественной системы сводится к двум
вопросам: к вопросу об отношении собственности к средствам производства,
а к ним относятся не только средства производства, являющиеся
результатом труда человека, но и природные факторы, такие, как земля,
водные ресурсы и т.п., и второй вопрос - вопрос о распределении
произведенных предметов потребления, а также о механизмах, которыми
обеспечиваются как отношения собственности, так и отношения
распределения. Всё познается в сравнении. Это - первое. Второе - любая человеческая реальность осознает себя в языке. Так, социалистическая реальность осознает себя в тезисе: "От каждого по способностям, каждому - по труду". Возникает вопрос: при каких условиях возможно выполнение этого тезиса? - при условии равного отношения производителей к средствам производства. Иначе говоря, этот тезис предполагает, что производители являются одинаково собственниками средств производства. Но множество людей, имеющих равные права на средства производства в качестве совокупных производителей как некоторой целостности, не имеют никаких прав ни на какую их часть. Никакой индивид не имеет никаких прав ни на какую часть общественной собственности. Поэтому он не может сказать: я выхожу из вашего колхоза, выделите мне мою часть. Далее, никакая часть произведенных индивидуумом средств производства не может поступить в его частную собственность. Всё произведенное им становится общественной собственностью. То, что является собственностью индивидов - это предметы потребления. Т.о., все члены общества являются работниками одного общественного производства, все они равны по отношению к нему, и сфера потребления человека определяется его способностями, с одной стороны, и его трудовым вкладом в общественное производство - с другой. Эти две стороны тезиса: способности и труд - связаны между собой, и эта связь заключается в том, что общество берет от человека по его способностям, то есть по тому, что он способен дать обществу, и воздает ему по его труду, то есть по его приложению своих способностей на трудовом поприще, то есть по его вкладу в общественное производство. Можем ли мы сказать, во что этот тезис выливается на практике? Да, можем, поскольку социалистической принцип был реализован в СССР. Следует иметь ввиду, что сколько бы ни говорили о различиях в способностях людей, в своей подавляющей массе люди обладают набором способностей, которые приводятся к некоторой средней. Сам индивид может сколько угодно относиться к себе как к некоей исключительности, однако, как правило, он - человеческая средняя величина среди множества таких же средних, не лучше и не хуже, с чем его самолюбие, разумеется, смириться никак не может. Но во всяком случае при равном отношении к средствам производства все люди оказываются в некотором среднем равном отношении, и их успех или не успех зависит в основном от них самих. В СССР разрыв в потреблении между людьми был сравнительно невелик, оплата же подавляющего большинства людей была одинакова. И в силу того, что положение у корыта для подавляющего большинства людей было одинаково, то человек мог реализовать себя как личность только в самодеятельности, в саморазвитии, для которого в СССР были открыты все дороги, а не в сфере потребления. Однако его преимущество сравнительно с буржуазными общественными системами заключалось также в том, что он мог не беспокоиться ни о достаточном для его производительной деятельности материальном обеспечении, ни об обеспечении его работой в соответствии с его способностями. Но в статье речь идет не о социалистическом способе производства и потребления. Речь идёт о коммунизме, о его принципе: "Каждый по способностям, каждому - по потребностям". Вы можете представить себе ситуацию, в которой положение вещей будет таково, что де мол каждый по способностям, и каждому - по потребностям?! Де мол развитие производства будет таким, что оно обеспечит реализацию этого лозунга. Можно понять коммунистов, которые выдвинули этот лозунг. Но этот лозунг - сердце человеческое, надрывающееся при взгляде на царствующую в обществе несправедливость. Сердце видит массу порабощенных людей, на труде которых наживаются современные вампиры, которым всегда мало, которым в их аппетитах нет предела. И сердце видит в стонущих от страданий народных массах агнцев на заклании, а в капиталистах - вампиров, пьющих народную кровь и не могущих никогда насытиться ею. И то, что на одной стороне доноры, на другой - вампиры - это правда. И когда большевики пришли к власти, доноры уничтожали вампиров, вбивали колья в их грудь. Ставший, реализовавший себя капиталист в силу своего положения превращается в вампира, и он может быть капиталистом, только оставаясь вампиром. Но кто такой этот сегодняшний наш капиталист? - это в том числе и вчерашний страдающий агнец, которому волею обстоятельств довелось превратиться в вампира. Одна сторона при подходящих условиях с необходимостью превращается в свою противоположность. Какие крокодиловы слёзы льют сегодняшние вампиры, которые ощущали себя вселенскими страдальцами от того, что социализм не позволял им быть вампирами. Страдальцы, агнцы божии, да и только! Посмотрите на их физиономии в телевизоре, их душераздирающие рассказы об этих ужасных большевиках. И всё это в их голове, и это - их правда и их реальность. И ту правду, которая существует в их головах, они сегодня превращают в жизнь. Они создают жизнь, которая соответствует её образу в их головах. Они приходят к самим себе, они становятся самотождественными. Сердце вообще опаснейшая штука, и с ним следует обращаться осторожно. Так что простим коммунистам благородство их сердца. Простим? Никто и никогда не нуждается ни в чьём прощении, потому что каждый за всё расплачивается сам. И уж тем более не нам прощать коммунистов. Не нам. Слишком мы, мещане, мелки и ничтожны сравнительно с ними. Мы можем только судить и осуждать, потому что более мы ни на что не способны. Давайте представим себе, что наступил коммунизм. Что, по щучьему велению, по моему хотению, уровень производства достиг уровня, который способен удовлетворить человеческие потребности. Правда, коммунисты говорили, что де при коммунизме люди будут уже другими, однако это их утверждение - утверждение их сердца, и не более того, и в этом отношении последние десятилетия показали на практике, что человек - всегда одинаков. Что человек не изменился с тех самых пор, как перестал быть обезъяной. И вот давайте представим себе человека в коммунистическом обществе. Во что неизбежно превратит человека подобное общество? С одной стороны, если речь идет о способностях и об их приложении, то основная способность и цель человека - ничего не делать, как и всякого животного. А это означает, что развивать производство будет некому. Это - пассивная сторона человеческого животного существа. Активная же сторона заключается в бесконечном развитии потребления, поскольку человеческое потребление не знает границ. Человеку всегда всего мало, он никогда ничем не может удовлетвориться. А это неизбежно означает не только истощение любого производства, каким бы оно ни было, но это неизбежно возвращает нас к присвоению общественного производства, к возврату к частной собственности. А это означает, что коммунизм в качестве общественной системы, которой реализуется лозунг "Каждый по способностям, каждому по потребностям" невозможен. Но коммунизм невозможен не только поэтому. Коммунистический строй определяется как конечная цель развития всего человечества. Но цель, которая реализована, есть результат. Результат - это конец процесса, это статика. Следовательно, в этом смысле коммунистическая формация - это конец развития человечества, это отсутствие движения. А что такое отсутствие движения? - это "конец света". Это ничто. Это конец человечества. В таком случае что означает идея коммунизма - фикцию, мечту, сказку? Нет! Идея коммунизма - это предел, к которому бесконечно стремится человечество и которого оно никогда в своём движении в полной мере не достигнет, потому что достижение чего-то в полной мере означает конец движения, а лишенное движения переходит в разряд небытия. Коммунизм - этот то же самое, что в математике бесконечно малая, к которой стремится предел математического выражения, но которой никогда не может достичь. И именно этим определяется процесс. Никакая общественная система не может иметь в качестве своего предела то, что может быть достигнуто, потому что это будет означать конец общественной системы. Так, что представляла собой история СССР в послесталинский период? Она представляла собой именно могильщика социалистического строя, начиная с "ну очень простого" Хрущева, который заявил, что коммунизм в СССР будет построен уже живущим поколением. То есть что конечная цель будет достигнута. А это как раз и означает самоотрицание социализма в СССР. И вся дальнейшая история брежневского социализма есть история перехода к результату - в форме "общенародного государства", в котором социализма по сути своей уже нет. Что такое "общенародное государство" как не предательство идеи коммунизма, потому что под ним понималась не цель коммунизма - всемерное развитие способностей человека к производству и творчеству, а - мещанская идея максимального удовлетворения материальных потребностей, следовательно, целью такого общества является потребление, а не производство. В каждом человеке сидит потребитель и производитель. И в зависимости от общественной системы на передний план в нём выступает либо производитель, либо потребитель. Коммунизм возможен лишь в той мере, в какой в обществе доминируют производители. Как только в обществе начинают доминировать потребители, коммунизм кончается. Коммунизм не может строиться мещанами, он им не нужен. Коммунизм строится не на основе идеи молочных рек с кисельными берегами, а на основе идеи борьбы трудящихся, борьбы производителей, людей, которые живут для того, чтобы создавать и творить, и которым нужны условия для созидания и творчества, и которые презирают людей, идеей который является потребление, результатом которого является единственно содержание их унитаза. Заключение. Коммунизм не есть результат. Коммунизм есть процесс. Коммунизм уничтожает себя всюду, где решает, что он достиг своей цели. Коммунизм - это общество людей, реализующих производительные и творческие силы, заложенные в человеке. Поэтому коммунизм самодостаточен и непобедим всюду, где он не изменяет самому себе. И это показала история СССР. Коммунизму не нужны рабы. Но первым и извечным врагом коммунизма являются люди, для которых потребление стоит во главе их существования, является целью и образом их жизни. Потребителю нужны рабы, и именно, производители, потому что они являются необходимым условием их самореализации. И потребители успешно объединяются в этой своей извечной войне, направленной на превращение производителей в своих рабов. В этом нельзя не отдавать им должное. 04.06. 11 г. |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"