|
|
||
Когда мы о чем-то читаем,
у нас существует ожидание относительно того, о чем мы будем читать и при этом мы
преследуем определенные цели. Иногда это цели расслабления, иногда мы
стремимся ответить себе на какие-то стоящие перед нами вопросы. Вопросы же
возникают тогда, когда относительно нашей веры во что-то возникают высказывания
противоположного порядка, а наша вера оказывается неспособна противостоять им.
Первейшей задачей во всякой войне является обезглавливание армии противника, поскольку если нет командиров, то нет и армии. В сегодняшнюю эпоху информационных войн развенчание командиров в глазах
их воинства равносильно победе над ним. И поэтому основной удар буржуазии
направлен на развенчание социалистических вождей в глазах широких народных масс.
И это делается с тем большим успехом, что отношение масс к своим вождям
основывается на вере в них как людей, которые знают, что нужно делать, а не на знании того, как следует поступать
в тех или иных обстоятельствах.
И вот мы наблюдаем, как буржуазия льёт крокодиловы слезы над несчастными рабочими и матросами Кронштадта, обвиняя коммунистов в предательстве тех
самых людей, интересы которых они взялись представлять.
Что такое буржуазия? - это люди, которые делают бабло. Логика этих людей - логика бабла.
И, в качестве представителей денег, они и выступают по отношению
и к народу, и друг к другу в соответствии с логикой денег. Но вот как только речь заходит о
критике их противников, они надевают на себя белые одежды и возмущаются кровожадностью большевиков. На это, конечно, можно возразить словами: "Кто бы говорил", но так как у каждого человека боль своя, то он и слышит только свою боль, и не обращает внимания на того, кто эту боль в нём провоцирует.
Посему и займемся "кровожадностью" большевиков.
"В. И.
ЛЕНИН Х съезд РКП(б)
Теперь я хочу остановиться на событиях в Кронштадте . Я не имею еще последних новостей из Кронштадта, но не сомневаюсь, что
это восстание, быстро выявившее нам знакомую фигуру белогвардейских генералов
(здесь и далее подчеркнуто мной. Ш.), будет ликвидировано в ближайшие дни, если не в ближайшие часы.
В этом сомнения быть не может. Но нам необходимо взвесить обстоятельно политические и экономические уроки этого события.
Что оно означает? Переход политической власти от большевиков к какому-то неопределенному конгломерату
или союзу разношерстных элементов, как будто бы даже немножко только правее большевиков, а, может быть даже, и "левее" большевиков, - настолько неопределенна та сумма политических группировок, которая в Кронштадте попыталась взять власть в свои руки. Несомненно, что в то же время белые генералы, - вы все это знаете,- играли тут большую роль. Это вполне доказано. За две недели до кронштадтских событий в парижских газетах уже печаталось, что в Кронштадте восстание. Совершенно ясно,
что тут работа эсеров и заграничных белогвардейцев, и вместе с тем движение это свелось к мелкобуржуазной контрреволюции, к мелкобуржуазной анархической стихии. Это уже нечто новое.
Это обстоятельство, поставленное в связь со всеми кризисами, надо очень внимательно политически учесть и очень обстоятельно разобрать. Тут проявилась стихия мелкобуржуазная, анархическая, с лозунгами свободной торговли и всегда направленная против диктатуры пролетариата.
И это настроение сказалось на пролетариате очень широко. Оно сказалось на предприятиях Москвы, оно сказалось на предприятиях в целом ряде пунктов провинции.
Эта мелкобуржуазная контрреволюция, несомненно, более опасна, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые, потому что мы имеем дело со страной, где пролетариат составляет меньшинство, мы имеем дело со страной, в которой разорение обнаружилось на крестьянской собственности, а кроме того, мы имеем еще такую вещь, как демобилизация армии, давшая повстанческий элемент в невероятном количестве.
Как бы ни была вначале мала или невелика, как бы это сказать, передвижка власти, которую кронштадтские матросы и рабочие выдвинули, - они хотели поправить большевиков по части свободы торговли, - казалось бы, передвижка небольшая, как будто бы лозунги те же самые: "Советская власть", с небольшим изменением,
или только исправленная,- а на самом деле беспартийные элементы служили здесь только подножкой, ступенькой, мостиком, по которому явились белогвардейцы. Это неизбежно политически. Мы видели мелкобуржуазные, анархические элементы в русской революции, мы с ними боролись десятки лет. С февраля 1917 года мы видели эти мелкобуржуазные элементы в действии, во время великой революции, и мы видели
попытки мелкобуржуазных партий заявить, что они
(5Г СЪЕЗД РКП(б))
в своей программе мало расходятся с большевиками, но только осуществляют ее другими методами. Мы знаем из опыта не только Октябрьского переворота, мы знаем это из опыта окраин, различных частей, входивших в состав прежней Российской империи, где на смену Советской власти приходили представители другой власти. Вспомним демократический комитет в Самаре43!
Все они приходили с лозунгами равенства, свободы, учредилки, и они не один раз, а много раз оказывались простой ступенькой, мостиком для перехода к белогвардейской власти.
Опыт всей Европы показывает на деле, чем оканчивается попытка сесть между двух стульев. "
О какой формуле говорит Ленин, когда говорит о попытках сидеть между двух
стульев? Ленин говорит о том, что в любой системе
противоположностей существует полярность интересов. И если власть
смещается хотя бы на иоту относительно своего полюса в сторону противоположного,
такая власть неизбежно падает. Как всё это выглядит в реальности?
Существует множество элементов. На этом множестве надстраивается система власти,
и до тех пор, пока система власти в основном удовлетворяет потребности
элементов, она сохраняется. Если в системе возникают потребности элементов,
которые властью не удовлетворяются, то на этой основе возникает то, что
Ленин называет мелкобуржуазной, анархической стихией. Под мелкобуржуазными
понимаются люди, идея которых состоит в том, чтобы работать на себя и
обмениваться с другими плодами своего труда; под анархической
стихией понимается идея свободы субъекта от чего бы то ни было, кроме
удовлетворения импульсов своей натуры. Анархизм есть форма идеологии, которая
зарождается на почве неудовлетворенности мелкобуржуазных потребностей человека и
она есть то зерно, из которого вырастает, с одной стороны, эксплуататор, с другой
- эксплуатируемый.
В социальной жизни не существует ничего постоянного. Социальная жизнь - это процесс. Но то, что мы имеем дело с процессом, который невидим, как невидимо течение реки под ровным слоем воды, обнаруживается, как только процесс сталкивается с невозможностью своей реализации. Пока шла гражданская война, политика военного коммунизма с его продразверсткой
крестьянством терпелась как непреодолимое условие для обретения будущей свободы. Но вот гражданская война
окончилась, а продразверстка осталась. И если коммунисты занялись индустриализацией, то в первую очередь это не понравилось мелкобуржуазному элементу, то есть крестьянству, которое составляло большинство населения страны: у него, как и раньше, коммунисты забирают подчистую произведенное им. И тогда перед крестьянством встает вопрос: а за что оно боролось - кормить рабочих? Ради чего? Почему я, крестьянин, должен отходить от своей природы, а природа моя такова, что я хочу производить, да, но я хочу работать на себя. И тем более теперь, когда нет помещиков и когда и беднейшее крестьянство получило возможность подтянуться до середняков.
Соответственно, мелкобуржуазные настроения не могли не отразиться на рабочих. И
тогда и появился этот лозунг: "Мы за Советы, но без большевиков". Как говорил
Ленин: протяни палец - откусят руку. И власть, в общем, так и поступает: она не
протягивает палец. Но она и не изменит своей политики до тех пор, пока не
почувствует, что громадное большинство населения чем дальше, тем быстрее и
решительнее настроено против неё. Другими словами, пока у неё не сработает
инстинкт самосохранения, а инстинкт самосохранения срабатывает тогда,
когда власть начинает ощущать свою
неспособность противостоять волне неприятия её большинством населения.
И вот тут перед властью поднимается основной вопрос: пойти на поводу у
требований масс или возглавить их. Если власть идет на поводу у настроений масс,
то это всегда и неизбежно заканчивается тем, что к власти приходят силы
противоположной полярности. Массам самим по себе никогда не принадлежит власть.
Всегда над массами надстраивается система, которая перехватывает власть у своей
соперницы.
Теперь обратим внимание на следующую особенность масс и власти. Во-первых, и массы как целое и власть как целое - это живые организмы, жизнедеятельность которых направлена на самосохранение и саморазвитие. Каждая из сторон имеет целью самое себя, своё собственное благо. Связь масс и власти осуществляется посредством разных вещей: отношение власти к массам есть отношение понятийное,
отношение масс к власти есть отношение инстинктивно рефлекторное, связанное с
удовлетворенностью или неудовлетворенности их существующими законами. . Власть неспособна воспринимать жизнь масс непосредственно, она воспринимает их жизнь через понятия, которые формируются у власти на основе её собственных идей, которые питаются потребностями жизни самой власти, но никак не масс. На власть действуют две силы: одна сила - это потребности масс в организации их жизни,
вторая сила - это потребность власти в организации своей собственной жизни. А так как поведение человека подчинено закону экономии сил, то власть неизбежно начинает реализовать цели на своем собственном поле за счет
целей поля управляемых ею масс.
Именно в этом положении и оказались коммунисты. Выступления народных масс в Петербурге, в Москве,
провинции поставили вопрос о существовании власти коммунистов.
Посредством какой ленинской формулы коммунисты вышли из положения, об этом мы
поговорим в следующей статье. Сегодня же обратим внимание на абсолютную
верность формулы Ленина: нельзя сидеть между двух стульев. Стоило Горбачеву
высказать ту же самую мысль, которые высказали кронштадтцы, а он заговорил о
"социализме с человеческим лицом" - слова звучат красиво, да пахнут
дурно,- а это ведь то же самое, что "Советы без
коммунистов",- и в результате оказался уничтожен не только СССР, но
Российская империя. А помните, о какой своей установке говорил Горбачев? - о
сидении между двумя стульями. Что такое Ельцин? - это человек, который сел на
один стул, стул антисоветский. И, сидя на одном стуле, уже он добил Россию.
Затем, что такое вся эта сегодняшняя история Путина? Я неоднократно говорил о нем как о мастере удерживать равновесие между противоположностями,
между интересами масс и интересами крупного капитала. Но, мастер Путин или
не мастер, он также человек, который сидит на двух стульях. И он
отличается от Горбачева только тем, что тот в тандеме с Ельциным мгновенно
разрушил СССР, а Путинский тандем с Медведевым имеет дело с больной,
агонизирующей страной, и вместо действительных лекарств лечит её примочками.
06.12.11г.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"