Всё-таки
у человека должны быть какие-то тормоза. Я ему говорю: ты включай мозги, хотя бы
время от времени. И вижу, что слова мои до него не доходят. Тогда я пытаюсь
ему пояснить механику торможения. Говорю: наблюдай, что ты делаешь. Ты что-то
делаешь, и в то же самое время наблюдай, что делаешь. И не просто наблюдай, что
делаешь, но с какой-то точки зрения, например, как ты выглядишь в глазах
окружающих. А что значит, видеть, как выглядишь в глазах окружающих? Да ведь ты-
это те же самые окружающие, а окружающие - это ты. Представь себе, что ты
смотришь со стороны на человека, который делает то же самое, что ты
делаешь. Какие мысли при этом у тебя возникнут?
Самое удивительное состоит в
том, что когда я рассказываю ему о другом человеке, который делает то, что он
делает, то он рассуждает совершенно адекватно, дает совершенно правильную
оценку его действиям. И когда я начинаю полагать, что проблема разрешилась,
потому что человек всё правильно понимает, и пытаюсь как бы перевести вопрос из
теоретической в практическую плоскость, тут вдруг оказывается, что другой
человек - это другой человек, а он - это он, и к нему это не имеет никакого
отношения, потому что он ведет себя совершенно иначе. И тут начинается. "Да как
же так,- ору я - и описываю его поведение. И тут оказывается, что я описываю
поведение совсем не его, а какого-то неизвестного ему человека.
Потеряешь всякое терпение. А что остается, плюнешь, да и
только, пропадай мол. Вот такая человеческая жизнь. И вроде бы разумный человек
- когда дело касается рассуждений, а переходишь к практике, тут уже никакой
логики, а просто черт знает что.
Мудрый Николай Михайлович Валерика первый раскусил. Философ, что с него возьмёшь. "Валерик, ты мне друг".
Меня вообще поражают отношения между людьми. Возьми хоть Брика. Ты к нему приходишь, он тебя угощает. Он обязательно что-то тебе предложит. В смысле, на тебе, боже, что мне негоже. Нет, ну, у Брика всё же всё более или менее по-честному: хоть он и предлагает тебе то, что иначе всё равно выбросил бы, а просить будет от тебя совсем не безразличной для тебя услуги, то тут хоть и обман, но хотя бы обман
имеет вид честного обмена. То есть выиграет, конечно, Брик, но и ты хоть и
играешь роль журавля в гостях у лисы, так что когда от Брика уходишь, то чувствуешь себя почему-то обгаженным с ног до головы, но понять,
откуда возникло это чувство, не можешь, потому что всё же вроде в гостях
был.. А обгаженность связана с тем, что зовет он вас как
друга, а на самом деле ему что-то от вас нужно.
Иван Михайлович
подобного рода манипуляциями себя не утруждает. Говорит: "Ты мне друг, а
друзья должны друг другу помогать". Хотя, если разобраться, история та же, что у
Брика, только Брик эквивалентист, то есть стремится к обмену услугами не более,
чем эквивалентными, тогда как Николай Михайлович максималист в том смысле, что
если ты мне друг, то ты мне обязан, тогда как я тебе ничем не обязан, ибо уже
само признание мной тебя в качестве друга имеет наивысшую ценность.
Правда, при этом я тебе
не друг, но, разумеется, не говорю этого. А человек же этого не понимает. Человек полагает,
что если друг - то это обоюдное, а не одностороннее отношение.
Из
признания, что ты мне друг, следует, что ты, в качестве моего друга, всё должен
делать мне бесплатно.
Конечно, для того, чтобы подобного рода вещи проходили,
нужно, чтобы субъект дружбы обладал соответствующими качествами, то есть чтобы
это находило отклик в его душе. А Валерик, как я понимаю, внутри себя и жаждал
такого рода отношений, чтобы все люди были друг другу друзьями, и жаждал
встретить таких людей. Правда, вместо них он встречает Николай Михайловичей. И у
Валерика получается так, что он в качестве друга должен для друга
делать всё из дружбы, но при этом самому от друга он ничего принять не
может, но это, я думаю, у него от того, что друзей у него давно нет. Нет
взаимности. То есть возможно даже так, что он дружески относится к кому-то, и
тот к нему, но и то и другое само по себе, а взаимности нет. То есть нет
сердечного отношения, а есть отношение, основанное на мыслях. А мысли уже сами
по себе отчуждают людей друг от друга. И поэтому
основное правило Валерика: он должен отдавать и не имеет права брать.
Ну, а
я возмущаюсь. Посмотрю на Валерика, и так бы и дал ему по башке. Вот последний
случай. Николай Михайлович говорит Валерику: "Купи мне картошки". Я слушаю
рассказ Валерика о приключениях в связи с этим, и не знаю, что мне делать -
смеяться или плакать. Одно то, что Валерик живет на одном конце
города-миллионника, а Николай Михайлович - на другом. Но более всего
замечательны страдания Валерика в связи с тем, что у каждого человека свой
вкус, и он затруднился с этим вопросом: куплю картошку, а вдруг она Николаю
Михайловичу не понравится. И вот он в этих сомнениях бродит по рынку и не знает,
на что решиться. Наконец, вспоминает, что проблему можно решить
посредством мобильника. Принялся он с Николаем
Михайловичем созваниваться, описывать картошку, которая имеется. Николай Михайловия говорит: я люблю Иван-да-Марью, да
такого-то размера и прочее. И вот Валерик ищет её на оптовом, наконец, приезжает
к Николаю Михайловичу с картошкой. Николай Михайлович говорит: перекусишь, чем
бог послал, разносолов-то, конечно, у меня нет, но всё-таки. Валерик от
перекусывания отказывается, а отказывается потому, что в его понятии друг должен
всё делать бесплатно и получать наслаждение единственно от того, что кто-то
признал его другом.
Такой, значит, человечишко. Идеалист, можно сказать.
Ты же помнишь Галину Селиверстову из конструкторского. Такая бой-баба, в смысле, молодая курпулентная женщина. По-моему, Валерик был влюблен в ней, но я так понимаю, что само по себе чувство любви ему неведомо, поскольку оно у него вытеснено. А как-то ему надо же было проявляться, вот оно и проявлялось у него по отношению к Галине в чувстве дружбы. То есть внизу, в основании, любовь, а наверху, в проявлениях - чувство дружбы. Но и любое чувство дружбы, в конце концов, может надоесть, если всё им и кончается. Я хочу сказать, что Валерик не то, чтобы пылинки с неё сдувал, а, можно сказать, желание у Галины еще не проявилось, а он его уже исполнил, и по этой причине зачастую вызывал в Галине даже и чувство отвращения,
не говоря уже о раздражении. Но всё-таки, несмотря на отвращение, чувство дружбы, не отличающееся притязательностью, женским родом ценится, так что в конце концов роли распределились так, что Галина гуляла с одними, а в качестве друга у неё подвизался
на вторых ролях Валерик.
Но однажды всё это у Валерика кончилось. И вот как это случилось.
Галина начала встречаться, и серьёзно начала встречаться, с хромоногим. Черт его знает, какую силу имеют хромые над женским сердцем. Я знаю парня и вовсе без ноги, который женат был несчетное
число раз, который пришел, в конце концов, к выводу, что "все они одинаковы", однако этот процесс смены жен этой его мыслью не был остановлен, из чего я делаю заключение,
что дело
тут, во всяком случае, не только в нём, но и в женщинах тоже. И вот представь
себе картину: На даче у Галины Валерик ведет электропроводку, разумеется, всё
это совершенно "за так", или, вернее, не за так, а из чувства дружбы к Галине.
Являются на дачу Галина со своим хромым любовником (Правда, вскоре они
поженились, и щуплый хромой начал комплексовать по поводу внушительных
габаритов своей жены, и его комплексы выразились в определении жены в качестве коровы и сарая. И что ты
думаешь, Галина села на кремлевскую диету и стала худая, как щепка, так что
вместо внушительных размеров сисек у неё осталось два пустых мешка. Словом,
Галина оказалась целиком во власти хромоного).
Хромой, увидев Валерика, усмехнулся:
"Он, может быть, и мне это же сделает". Но тут возникла странность. Правда,
первой сказала подруга, знавшая обстоятельства отношений Галины и Валерика: "Это исключено".
Но и Галина тут же сказала: "Это исключено". Валерик, как он позже рассказывал,
воспринял это как защиту его от хромого, хотя я больше склоняюсь к мысли, что
женщины просто констатировали факт: Валерик что-то делал бескорыстно тем, кому
был другом.
Представить себе последствия нетрудно: в глазах хромого Валерик стал
врагом Љ1, так что вопрос был даже поставлен т.о., что де "я или он".
Таким образом проявлениям дружеских чувств Валерика был поставлен предел, и его
отношения с Галиной прекратились.
Рассказывает мне Валерик свои истории, и тогда я ему сказал: "А тебе никогда не приходило в голову, что единственным
бескорыстным другом, который всегда, при всех возможных обстоятельствах, что бы ни случилось с тобой,
будет с тобой, и который один во всём мире достоин твоей дружбы, что этим твоим
другом можешь быть только ты сам, и никто другой больше. И только этот
твой друг единственно и достоин твоей дружбы?"
Валерик сказал: "Это твои буржуазные штучки. Буржуазные штучки, вот что" И тогда
я ответил: "А в каком обществе ты живешь?" И добавил: "Впрочем, строй тут не
причем. Это во все времена было правдой" Валерик задумался.
Через какое - то время встречаю Валерика. "Что, всё также "друг всему человечеству?" - "Нет.- сказал Валерик.-Теперь нет. Но, знаешь, я никого не люблю. Некого любить". "Э-э, протянул я. - Любовь - это сон. Пора просыпаться"
- "Я проснулся"-сказал Валерик. -"И что?" - "Скучно."