- Пропадают вещи. И у меня на этот счет существует две
гипотезы. В общем, это со мной уже давно происходит.
Как-то во время командировки в Горьком ко мне подходит Сережа и говорит: "Дай
отвертку". Я говорю: "Она в антимир ушла" -(а она действительно в то время у
меня пропала). Я то высказывал гипотезу, потому что у меня вообще всё гипотеза,
а Сережа воспринял это как утверждение. Какой тут крик начался, почти видно
было, как у Сережи мозги начинают плавиться. Он не мог ничего подобного
допустить, и поэтому возмущался, кричал, мол, что, ты дурак? - мол, такого
не может быть. Ну, а я не настолько узок, я просто фиксирую то, что есть.
Отвертка пропала? - пропала. Значит, ушла в антимир, и нужно просто подождать, и
через какое-то время она вернется. Хорошо, я к этому
привык и принимаю это как факт. Там, ушла в антимир и через какое-то время
возвращается - это не слишком удобно, но, в конце концов, терпимо. Но в
последнее время всё стало гораздо хуже. Года два назад у меня выпал из рук
маленький калькулятор, и я видел, как он упал в щель между письменным столом и
кроватью. Стал его искать - не могу найти. И так я искал его последующие
два года, всё облазил, отодвигал кровать, всё обсмотрел - нигде не было
калькулятора. И вот недавно как-то отодвигаю кровать - калькулятор лежит на полу
на самом видном месте, как будто кто-то положил его туда, а положить-то его
туда, кроме меня, некому. Идём дальше. Как-то в гараже
думаю: для чего лежит тестер в машине, только гниет. Купил же пробник. А тестер
лежал в коробке, а коробка - в коробке от медаптечки. И я помню, что я взял
тогда тестер в коробке, отнес домой и положил на шифоньер. И вот когда теперь
пришлось заняться трамблером, вспомнил об этом, но оказалось, что нет ни коробки
из-под аптечки, ни пробника, а дома нет тестера ни на шифоньере, ни вообще в
квартире. Всё перерыл, всю квартиру, где он может быть и где не может. Нет его.
Наконец, после прошлогодней поездки на юг, приехав, я специально отложил атлас
Краснодарского края с очень подробными картами, что-то в одном сантиметре 200
метров. В этом году собрался ехать, бросился искать - всё нашел, все карты, а
атласа нет. Так и поехал без карты. Уходят вещи, уходят в
антимир.
Это одна гипотеза. Однако я, как
материалист, не могу серьёзно относиться к ней. И у меня возникла другая
гипотеза: это связана с мозгами. Вот представь себе: когда
тебе что-то нужно, мозг даёт тебе информацию о том, где вещь лежит. Ты
обращаешься к этому месту и находишь вещь. Но может быть также и наоборот,
вместо утверждения формируется отрицание, формируется отрицательная установка
именно на то, чтобы ты не мог найти вещь. И тогда происходит блокировка
мозгом информации о месте, где находится вещь, и ты будешь искать всюду, кроме
того места, где вещь лежит. Или даже ты будешь смотреть на вещь, но не будешь
видеть её, и именно потому, что в тебе сформирована такая установка.
Это вообще связано с работой полушарий и с соответствующей блокировкой одним
полушарием либо другого полушария в целом, либо определённых зон в нём.
Первый опыт подобного рода со мной случился на выпускных экзаменах в 10
классе, когда я сдавал химию. Я, что называется, никогда не чувствовал химию и,
соответственно, не понимал её. Она была для меня что-то внешнее и чужое. Но я,
конечно, выучил её. И вот на экзамене я взял билет, и вдруг меня пронзила мысль,
что а вдруг я не смогу вспомнить выученное. Видимо, я сильно изменился в
лице, потому что химичка Екатерина Ивановна сказала: "Что с тобой?" и, как
видно, растормозила мой испуг, выученное предстало передо мной, и я ответил по
билету. Что такое это было? Представь два полушария, одно
из которых является ведущим, управляющим. Теперь представим себе измененную
форму сознания, которая вызвана испугом. Чем сопровождается испуг? - разлитым
торможением или паническим, неуправляемым движением. Как
это можно понять? Т.о., что отношения между полушариями
перевернулись, стали противоположными, так что в качестве активного,
управляющего стало выступать противоположное ведущему полушарие, которым и
блокируется деятельность доминирующего полушария. А что
мы должны получить в качестве следствия? Фактически - невозможность сознания и,
как следствие, невозможность никакой сознательной, целесообразной, положительной
деятельности. Но в каком случае возникает испуг, страх? В
том случае, если наш страх вызван тем, что наша положительная деятельность,
определяемая управляющим полушарием, приведет к серьёзным, недопустимым,
отрицательным результатам. В результате этом случае будет выбиваться,
блокироваться схема, возможные последствия работы которой вызвали подобного рода
испуг. Но ведь эта блокировка, связанная с сильным
отрицательным подкреплением, а испуг - это отрицательное подкрепление, и чем
сильнее интенсивность подкрепления, тем быстрее образуется рефлекс, то есть,
соответственно, тем более прочной будет образованная связь.
Рефлекс не только может образоваться с одного раза, но возникшая связь может
оказаться настолько сильной, что затормозить образованный рефлекс окажется
серьёзнейшей проблемой. И, т.о., этот рефлекс окажется фиксированным.
Например, вы забыли какое-то слово. Если забывание слова не сопровождается
никакой эмоцией, то никаких отрицательных последствий не происходит. Но вот если
вы при этом испытали испуг, а испуг заставил вас осознать то, что вы забыли
слово, то так как рефлекс есть вообще механизм опережающего отражения
действительности и характеризуется принципом генерализации, то то, что вы забыли
слово, превращается в то, что при возникновении мысли о том, что вы
забудете слово, вы забываете слово и уже не в состоянии его воспроизвести. И
более того, эти опасения начинают переноситься и на любые иные формы
деятельности, связанной с памятью. Например, на то, что вы не сможете
вспомнить, где находится вещь. Вам нужно найти вещь, и это вызывает в вас
сильную эмоцию. В свою очередь, сильная эмоция вызывает испуг, а осознание
испуга формирует отрицательную установку на ненахождение вещи.
И, т.о. возникшая рефлекторная цепочка будет закрепляться.
Разумеется, за всем этим стоят параллельные
психологическим собственно физиологические процессы в организме, и здесь
мы имеем две стороны, которые обусловливают и усиливают друг друга. Вообще это
связано с дезактивацией широких структур мозга, а также со способностью
удерживать, фиксировать эту активацию. Чему способствует испуг,
которым как раз и обусловливается сначала сужение сознание, а затем
и полный переход в бессознательные состояния.
- Я принимаю вторую гипотезу. Как-то мне понадобился механический
карандаш. А все мои ручки, карандаши лежат в стакане. И вот мне понадобился
именно механический карандаш, а не те, которые надо точить. И вот я смотрю в
стакан - карандаша нет. А у нас Данька вечно лезет в мой стакан за ручками,
потом бросит где-нибудь, мама увидит - и тащит ручку к себе. Я всех
подняла на уши, все стали искать, Маринка принялась допрашивать Даньку. И вот
когда ситуация была накалена до предела, я посмотрела в стакан - а
карандаш в стакане, я просто его не заметила. Это как Валера, вечно одно и то
же: "Где мои джинсы?"- "В шифоньере, на верхней полке" - Открывает шифоньер,
смотрит: "Их там нет"- Подхожу, показываю