В конце концов, наше поведение решается двумя вещами: "хочу" и "надо", которые
иногда совпадают, а чаще всего не совпадают, так что в результате получается ни
то, ни сё, и хотя проблема чаще всего решается, но с осадком в душе. Различие
между "хочу" и "надо" в том, что после удовлетворения "хочу" получаешь
удовольствие, но кратковременное, после удовлетворения "надо" получаешь
удовлетворение, но долговременное.
Что же касается техосмотра, то это - извечная проблема. Пока техосмотр производила милиция, проблемы не было, потому что
не следование закону было для меня
законом: заплатил - и свободен. Это было удобно, потому что не нужно трепать
нервы. Когда же совершилась передача техосмотра частникам, то тут из любопытства
я впервые прошел техосмотр на законных основаниях. Тем не менее, уже на следующий год мне стало лень утруждать себя законными основаниями, и я перешел к обычной практике.
Но так как одно и то же, хотя бы и удовольствие, приедается и хочется чего-то новенького,
тем более, что в машине возникли неисправности, которые так и так нужно
устранять, в этом году у меня возникла идея отказаться от проторенного пути, и я
не смог отказать себе в желании испытать что-то новенькое. Основанием же идеи явилось то, что лобовое стекло само по себе треснуло, передняя левая шина облысела, да еще и поимела глубокий порез посередине, так что страшно
стало выезжать, так что когда весной я заявился в гараж и проверил электрику
и на первый взгляд показалось, что всё работает, что было странно, потому что после зимнего стояния всегда что-то перестало работать,
я решил, что всё это в совокупности является достаточным основанием для того,
чтобы отправится на техосмотр "так, как есть". Т.о., я отправился на тех осмотр, зная, на что мне укажут.
Оказалось, однако, что мне указали не только на то, на что я рассчитывал.
Оказалось, что номерной знак не подсвечивается. Это меня не удивило, потому что когда я сам проверял, я не обратил на него внимания. Но когда ребята с недоумением стали смотреть на
указатели поворотов, в недоумение впал я, потому что у меня на приборе поворотники
мигали, так что я вышел из машины, чтобы самому проверить их недоумение.
У меня поворотник совмещен в подфарнике с габаритами, и вот я смотрю и вижу, что поворотник работает, но как-то слабо,
и на фоне света габаритов различается плохо.
И вот один из проверяющих говорит: "Я не представляю, как можно ставить техосмотр". Тогда я говорю, как и планировал: "А вы напишите, а я исправлю" И вот они написали, а я тем самым получил аргумент в пользу того, чтобы сделать габариты и указатель поворотов нормально,
как и хотел, но ленился: габариты перенести в фару, а поворотник оставить в подфарнике,
теперь же теперь хочу - не хочу, а делать надо. Итак я заменил шины, купил стекло, купил новые фары, потому что старые совсем сгнили,
и кое-что ещё, и приступил к работе.
Начал с замены стекла. В прошлый раз я видел, как это делал Игорь, у которого я
выполнял функцию помощника, но теперь я был один, и вставить стекло мне нужно без помощника. Начал с того, что снял замок с резины, сел в кресло и, надавливая ногой на правый верхний угол треснувшего лобового стекла, выдавил его вместе с резиной. После чего надел
снятую со старого стекла резину на купленное стекло, вставил в неё шнур, плотно
приладил стекло с резиной в окно кузова и начал потихоньку тянуть за шнур, и резина начала заходить за фланец окна. Немного потянул, вышел из машины, поддавил стекло, затем снова немного вытягиваю шнур, снова выхожу и наддавливаю на стекло, и так благополучно вставил стекло, так что никакой помощник не понадобился. Теперь осталось вставить в резину пластмассовый замок.
И тут неожиданно возникла проблема: не вставляется эта сволочь, что хочешь делай, так что я за час только 10 сантиметров вставил. А холодина на дворе - жуткая, где-то около нуля. И вот я тупо стою и недоумеваю, что происходит, потому что помню, что в прошлый раз замок вставился как бы сам собой. Подошел Валера, посмотрел на мои мучения и сказал: "Ну, да, холодно, резина затвердела". Тут я
припоминаю, что в прошлый раз стекло заменял жарким летним днём.
Ну, что, поставил вентилятор с подогревом, чтобы он дул теплый воздух на резину, и в конце концов с большими трудностями, но
вставил замок.
Теперь осталась электрика.
На номерном знаке просто полностью заменил устройство подсветки на новое. Осталась разводка габаритов и переключателя поворотов. И тут начались хождения по мукам.
Начал с подфарника.
Поддомкратил, снял колесо, частично снял защиту, чтобы подобраться к подфарнику,
снимать всю защиту не хотел, чтобы потом не мучиться с её установкой.
Пытаюсь открутить гайки, фиксирующие подфарник - не получается. Возникло обычное состояние, когда не уверен,
что делаешь, и ищешь варианты. Когда не получается, "нормальные герои"
идут в обход: снял фару, и уже через разъем фары снял подфарник. Теперь нужно
ставить новый подфарник, но трудности, которые возникают в связи с его съёмом,
меня не устраивают. В новом подфарнике высверливаю впрессованные винты. Беру
длинные винты, на конце которых пилой по металлу делаю канавку под
отвертку. После этого надеваю на винты шайбы, вставляю винты в посадочные отверстия,
сажаю на винты подфарник , накручиваю гайки и затем, фиксируя гайки, отверткой
закручиваю винты. Подфарник жестко фиксирован.
Я понимаю, что решаю этим только
одну задачу - простое снятие подфарника. Но после снятия я точно также его
поставить на место не смогу, потому что для этого потребуется также
снятие фары либо защиты, а мне не нужно ни одно, ни другое. Нужно было бы сделать так, чтобы винты
фиксировались в посадочных местах, не выпадали из них, но и это не хорошее решение: фиксация их посредством гайки требует стачивания выступов на подфарнике,
что мне не нравится, еще и потому, что один из винтов упирается в стенку
подфарника, и провернуть его не удастся. Нужно что-то другое, что-то в роде
пластины "книжкой", которая будет надеваться на винт со стороны резьбы с одной
стороны посадочного места, и загибаться на 180 градусов на головку винта с другой его
стороны, не позволяя винту выпасть и в то же время позволяя ему вращаться. Но к этой мысли я пришел уже после того, как
поставил подфарник на место, так что оставил реализацию идеи до следующего раза.
Теперь нужно было заняться проводами. Решил фары соединить с проводами
посредством разъёма на 4. Всё это я сделал, и для надежности соединения пропаял.
На этом день закончился.
На следующий день иду в гаражи, и приходит мне одна понравившаяся мысль, а раньше неё была еще одна мысль. Я заметил такую вещь. Вот вам нужно запомнить что-то где-то в какое-то время сделать. Вы отмечаете для себя это, и, разумеется, забываете об этом. Но если вы не только отмечаете эту мысль, но и многократно словесно повторяете её, то забывания не происходит. Но дальше идет еще лучше:
вы не только повторяете мысль, но также включаете её в множество ассоциаций. Например, вам нужно не забыть полить цветы. Тогда вы строите ассоциации, которые связаны с цветами: образ цветов, время, место в комнате, прихожую, и строите эти образы и повторяете все эти вещи словесно, тем самым устанавливая соответствие между образами и словами. Тогда, если вы входите в прихожую, её вид вызывает актуализацию её образа, а образ вызывает ассоциацию всего ряда образов,
связанных с прихожей, и, соответственно, то, что нужно сделать. Т.о., созданная ассоциация образов актуализируется в результате реального раздражителя - вашей прихожей. Так что здесь и сознания как такового нет, автоматически срабатывает ассоциация.
И вот иду в гаражи и вижу, что мне что-то не нравится. А не нравится мне то, что большая часть времени у меня в гараже уходит не на действие, а на ориентировки и мысли,
связанные с поиском того, как и при помощи чего и в каком порядке действовать "по месту". И мне хотелось бы сократить эту ориентировочную честь действий, когда есть цель, но нет средств и способов их применения. И я подумал: а что, если оперировать не с самой реальностью, а с её образами, каковые операции можно осуществлять в любое время и в любых обстоятельствах, вырабатывая тем самым программу действий. Я понимаю, что, действуя в идеальном поле, я должен создать программу действий, которую должен буду применять к реальности, по отношению к которой в чём-то программа будет выполняться, в чем-то - нет, и тогда уже применительно к реальности и в поле её раздражителей программа будет дорабатываться.
И я стал рассматривать вчерашние действия в актуальном чувственном поле в процессе пайки, и я должен был разбить действия на множество функций, совокупность которых представляет собой некоторую структуру, которой определяется порядок действий, где каждая из функций представляет собой программу действий с какими-то объектами. Т.о., функция - это операция над и с объектами, которой производится то, чего до сих пор не было, то есть
функция изменяет ситуацию. Т.о., в функции мы получаем программу действий, которая требует уже только
самих действий.
Например, функция пайки заключает в себе то, что паяется, паяльник, канифоль, олово и способ применения всего этого.
Паяльник, олово, канифоль, объекты для пайки - это аргументы функции, сама же функция - это способ действия с аргументами, а значение функции - это спаянные объекты.
Пайка - стандартные, многократно применяемые действия.
Далее мы имеем дело с пайкой разъёма на четыре провода, куда входят провода корпуса, ближнего, дальнего света, габаритов
машины, и это должно быть представлено актуально и последовательно и может быть, в свою очередь, подразделено на функции.
Именно, мы должны установить соответствие цветов проводов ближнего, дальнего, габаритов и корпуса приходящих к разъёму и уходящих от него, потому что провода на фаре и провода, идущие от машины, имеют разные цвета. Значит, это -
следующая функция, которой определяются соответствия цветов проводов и их
функций. Это - функция соответствия цветов проводов, соответствующих дальнему, ближнему свету, габаритам и корпусу.
Следующая функция - функция исполнения, которая выполняется последовательно, хотя сам порядок последовательности действий не имеет значения.
В разъёме мы имеем стороны мамы и папы. Это должно быть фиксировано, потому что не допускается их смешение
со стороны фары и машины: со стороны фары мы имеем папу, со стороны машины - маму.
Это - функция "мама-папа". В целом мы получаем функцию с аргументами, которые, в свою очередь, являются функциями и которая является функцией порядка действий: в качестве аргументов у нас выступают функции пайки,
соответствия цветности проводов, функция "папа-мама". Порядок может быть различным, но в любом случает он,
поскольку выбран, уже остается фиксированным.Функция представляет собой ориентировочную основу действий и это - действия, которые выполняются на основе
создания соответствия чувственно данной реальности ориентировочной основе действий.
Разъём делится на маму и папу, и его гнезда в маме и папе хотя и могут браться произвольно, но им должна соответствовать цветность проводов со стороны мамы и папы. Т.о. мы получаем еще одну функцию
в основе ориентировочной основы действий цветности проводов: функция цветности проводов, цвета проводов со стороны мамы и папы и номеров
гнёзд разъёма, к которым приходят эти провода. Т.о., Финдсоответствиецветности --> Финдцветность-гнездо
(соответствие цветности - соответствие цветности и номеров гнёзд частей мамы и
папы разъёма - всё это создается в области образов ориентировки, до действия. Когда ориентировочная основа действия создана, мы должны наметить последовательность действий, хотя бы эта последовательность и не имела значения - для того, чтобы не путаться, чтобы действиями однозначно исчерпывались все действия.
И в этом отношении мы получаем еще одну функцию: фиксируются гнезда разъёма, с которыми связывается цветность проводов. И тогда мы фиксируем, что сначала делаем часть разъёма маму, а затем - папу.
Последовательность устанавливаем по отношению к номерам разъёма 1,2, 3, 4 и,
например, 1- цвет дальнего света, 2 - цвет ближнего, 3 - габаритов, 4 - корпуса. Поскольку функция последовательности действий определена, дальше
уже действия в практической реальности автоматически следуют за созданной ориентировочной основой действий.
Т.о., ориентировочная основа действий состоит из трех основных пунктов - соответствие функций фары - ближний, дальний свет, габариты и цветов проводов, со стороны папы, функции и цвета проводов от машины. Если разъём, в свою очередь, с проводами, то - дополнительные соответствия цветов проводов
между фарой и проводами разъёма и проводами из машины и проводами разъёма и их пайка.
Если разъём - пустышка, то мамы и папы соединяются с проводами и вставляются в гнёзда разъёма-пустышки в соответствии с программой
ориентировочной основы действия.
Какого рода последовательность здесь получается? Такая, что сначала осуществляются действия в чувственной области, затем, на основе полученного опыта, строится идеальный образ
действий, который и обобщает и уточняет и упорядочивает практические действия, в конечном счете превращая их в жесткую, фиксированную программу действий с объектами, в которой устранены любые нюансы, любые другие возможные
последовательности, благодаря чему создается стереотип, с необходимостью ведущий к необходимому результату. Хотя на месте одного стереотипа может быть создан другой стереотип, точно также ведущий к тому же самому результату точно с такой же необходимостью Суть этого движения состоит в устранении любых возможных выборов, любой случайности, создания исчерпывающей детерминированной цепочки действий. После того, как электрическая связь фары с машиной стала разъёмной, наступило время установить новую фару вместо старой. И тут наступила любопытная вещь, связанная с верой и её упорством. Так как купленная фара была точно того же типа, что и старая, то понятно, что она должна установиться на отведенное для неё место. Здесь не о чем даже рассуждать.
Но она не устанавливалась. О том, как что я ни делал, чтобы фару установить, для этого нужно говорить отдельно, потому что существовала вера в то, что две фары одинакового типа должны устанавливаться в место для них. Рассказывать, что я делал, чтобы её установить, стыдно, потому что это было абсолютно мартышкин труд. Надеюсь, вы понимаете, о чем идет речь - о разрушении веры. И только когда после многих и многих попыток вера в истину была, наконец, разрушена, я просто прислонил фару к её месту и просто увидел, что она больше его. Как только это было выяснено, дальше всё было элементарно: я просто срезал излишек краёв фары и установил её. С этим вопрос был решен, и теперь вплотную стал вопрос об указателе поворотов.
И вот я включаю повороты, и наблюдаю всё ту же картину: повороты работают, но работают так, как будто тяжело больны. Этот поворотник меня в буквальном смысле трахает в течение последних лет. Что получается: на приличных оборотах, когда напряжение повышается до 13,9-14,5 вольт, всё нормально, чуть ниже - начинаются судороги, и я в полной прострации, потому что не знаю, что делать. В своё время я купил новое реле поворотов, поставил, но оно вообще не работало, так что я снова поставил старое реле. И вот на фоне этих обстоятельств думаю крепкую думу и ничего толком придумать не могу. И вот думаю: может быть, у реле плохой контакт с корпусом? - и вот я снимаю реле, смотрю, ну, что, может быть, и плохой контакт. Отсоединяю
реле и подсоединяю купленное раньше новое реле и как следует прикручиваю его к корпусу. Включаю, смотрю по прибору: оно один раз включилось, и на этом всё кончилось. Случайно посмотрел на боковую лампу указателя - а она работает. Вышел из машины - все лампы поворота работают нормально. Переключил на другую сторону - тоже нормально. И тут я вспоминаю мысль, или идею, в которую вошел несколько лет назад. Тогда точно также при включении на приборной доске лампа поворота включилась только один раз, и я решил, что это - непорядок, что она должна включаться и выключаться постоянно. И я стал добиваться этого. И в конце концов добился, но с тех самых пор на холостом ходу включенные повороты почти не видны, так что только увеличение оборотов двигателя и, соответственно, напряжения, повороты начинают работать более или менее нормально.
И что же? В этом моём рассуждении есть логика, потому что именно при включенном повороте должна мигать лампа на приборной доске. И теперь я думаю: по логике - да, должна, чтобы ты видел, что у тебя включены повороты. Это удобно и нормально. А если не должны? Если лампа на приборной доске мигает только один раз, и это происходит всегда, то это уже похоже на закон, так что не связано ли это с самой конструкцией реле поворотов? Одно дело, как должно быть, и другое дело, как сделано. На этой последней мысли я и остановился, хотя это рассогласование между тем, как должно быть и как сделано, возмущает и раздражает. Но это уже от меня не зависит.
Но это я сейчас, в эту самую минуту так рассуждаю, а тогда, когда обнаружил, что на холостом ходу поворотник превосходно работает, я понял, что однажды созданная мной неправильная идея, взятая неизвестно откуда, из логики, из удобства, привела к тому, что я столько лет мучился с указателем поворотов.
И вот что значит исходить не из реальности, а из идеи, из логики.
Поехал на вторичный техосмотр. А погода премерзкая, холодрыга. "Заезжать?" - "Не надо". Парень
выскочил раздетый, убедился, что недостатки устранены, вернулся - зуб на
зуб не попадает. И через несколько минут в руках у меня справка
о пройденном техосмотре. Чувство удовлетворения проделанной работой я испытал в полной мере.
Но самое забавное во всём этом то, что если на следующий год у меня будет всё в порядке, чувствую, что, чтобы не морочить
себе голову, как обычно, просто заплачу тысячу или сколько там нужно будет. Стремление к удовольствию, хотя бы и кратковременному, хотя бы и нечистому, перевешивает слово "надо". Так что когда надо, приходится обращаться к закону
для того, чтобы обеспечить понуждающий к действию импульс.