Когда она на следующее утро заявилась ко мне с видом, за которым чувствовались плохо скрываемые раздражение и досада, чтобы сказать, в чем дело, почему я ушел, не разбудив её, я тогда и сказал ей эти слова: " Может быть, мы потому и любим друг друга, что избежали накопления ненависти," - и эти мои слова вызвали в ней бурю негодования.
Я, конечно, не думаю, что она действительно спала, да и её слова насчет вида, с которым она пришла домой, были, скорее всего, сильным преувеличением, но ей нужно было меня зацепить, чтобы я подсел на крючок зависимости от неё, начал переживать, а тут в очередной раз это дело у неё сорвалось, и это и вызвало в ней раздражение.
"Это в тебе говорит мужская логика - раздраженно сказала она - а женщине нужно быть к кому-то привязанной, и она ищет мужчину, к которому может прислониться и на которого может рассчитывать".
Я мог бы высказать недоумение относительно её высказывания, поскольку её слова непосредственно не следовали из того, что я ей сказал, а я всё-таки логик, но на этот раз я понял, что она отвечает на свои собственные мысли.
Ну, да, перевел я для себя её слова, женщина ищет мужчину, которого сможет привязать к себе.
Я же сказал: "Если бы ты только знала, как хорошо быть не привязанным, принадлежать самому себе, распоряжаться самим собой. Мужчина - не только самец".
Она взглянула на меня, и зрачки её глаз широко расширились, и в глазах закипали слёзы. "Дурак!"- сказала она - и всегда был дураком, и сам виноват в том, что тебе не повезло с женщинами"- и ушла, хлопнув дверью.
Подумаешь, сделала открытие. И вдруг мне припомнились два случая по поводу по сути одного и того же предмета. Один случай был с женщиной, которая рассчитывала на меня. Она ожидала, что в жизни я добьюсь успеха. Это ей почему-то так казалось. Женщинам ведь вообще это свойственно: они что-то за вас о вас придумают, и действуют в соответствии с придуманным образом. Ну, вот и эта женщина полагала, что я "далеко пойду" и "на меня можно рассчитывать", хотя ничего подобного у меня и в мыслях никогда не было, я просто жил и занимался тем, что доставляло мне удовольствие, а удовольствие редко приводит к деньгам и положению в обществе.
Тогда ещё мы взяли в кредит секретер, и за этим секретером я занимался. То есть ею были созданы мне условия для работы.
Да, у неё был этакий бзик, что муж у неё какой-то необыкновенный, и она из этого исходила. А так как в действительности я был самым обыкновенным, причем, настолько обыкновенным, что у меня и в мыслях не было даже играть роль необыкновенного, то это обстоятельство, конечно, нарушало гармонию её образа с реальностью, и таким образом рано или поздно созданный ею образ должен был разрушиться о существующую реальность, и тогда она, разочаровавшись, должна была начать искать другого мужчину, который обладал бы какими-то выдающимися качествами, чтобы "им можно было похвалиться"
Разумеется, процесс разочарования не проходит безболезненно, и когда мы расстались, я испытывал к этой женщине самое глубокое отвращение и отторжение, но ненависти к ней я не испытывал. В отношениях мужчины с женщиной есть это. Женщина будет топтаться по вас, но благодаря её прелестям это топтание выглядит как вполне терпимое. Вы терпите женщину, потому что не можете, не в силах оторваться от неё.
Об этой женщине я припомнил в связи с другой женщиной и по случаю, тоже связанному с условиями для работы. Эта другая женщина обладала весьма богатой фактурой, хотя в постели была скорее минус, чем плюс. "Очень уж она умна была", так что поэзия сексуальных отношений ей была недоступна. Но фактура у неё была богатая, и привлекала. С самого начала жизни с ней у меня возникло ощущение, что меня, как лошадь, запрягли и погоняют. И это ощущение было неприятно. Оно угнетало и заставляло чувствовать себя несчастным. Но богатство фактуры удерживало возле неё, потому что я любитель сладкого, а фактура этим качеством обладала в избытке.
И вот как-то женщина возбужденно говорит, что видела в магазине "богатый письменный стол", а уже вечером она этот стол привезла. Стол действительно был "богатый": она умела выбирать вещи. Я-то думал, она заботится о том, чтобы у меня было место для работы, но оказалось, что нет, она думала о своей дочке, которая ходила в пятый класс. И вот сейчас этот случай мне припомнился. Конечно, это был всего лишь один из множества подобного рода случаев
Есть поговорка: "женитьба - не напасть, да как бы не пропасть". И вот я ощущал эту жизнь с этой женщиной как напасть, и не чаял, как от этой напасти избавиться. И тогда я сказал себе: как только я почувствую, что к ней не вернусь, я от неё уйду. То есть как только я накоплю в себе столько отрицательных впечатлений от неё, что это позволит оторваться от её фактуры, я от неё уйду. Конечно, в конце концов этот момент наступил, и я от неё ушел. Но ненависти к ней я не испытывал.
А тут я вдруг припомнил эти два случая, и они стали рядом один с другим, и я испытал чувство ненависти к этой женщине, словно понял что-то, чего до сих пор не понимал. Конечно, то, что я понял, можно перевести словами, но за переводом словами теряется смысл испытываемого чувства, потому что за словами стоит объективация, а это должно быть в нас.
Это - явление, которое можно сравнить с множеством других явлений из этого же ряда. Как-то рассказывали о преступнике, который похищал женщин и превращал их в своих сексуальных и иных рабынь. Это дело раскрылось, когда одна из женщин, пытавшаяся совершить побег и настигнутая им, убила его. Его похоронили, но селяне постоянно разрушали его могилу. Но её восстанавливали... его рабыни. Кажется, уж кто-кто, а они должны были в первую очередь ненавидеть его. Почему же они поступали с точностью до наоборот? Я думаю, это делали не они, а чувство зависимости, вызванное ставшим иррациональным страхом перед ним, страхом, который стал частью их крови.
Может быть, вы скажете, что это - из другой области. Я так не думаю. Когда создается иррациональный образ женщины как существа необыкновенного, высшего, то за этим образом с необходимостью будет следовать зависимость от него и подчинение ему и стремление соответствовать ему, и противоречие ему будет вызывать опять-таки иррациональное чувство вины перед ним и необходимости подчиняться существующим обстоятельствам. Когда же реальность оказывается такой, что человеку настолько жизнь с женщиной невмоготу, что "становится всё равно, что будет", тогда он чаёт всего лишь избавления "от счастья быть рядом с высшим существом"
Сексуальный инстинкт в значительной своей части замешан на иррациональности. Поведение человека, попадающего в эту "черную дыру", становится иррациональным.
Особенность здесь в том, что вы всегда по одну либо по другую сторону: вы либо рациональны и вменяемы либо иррациональны и невменяемы. Третьего не дано. Это точно так же, как нельзя быть "чуть-чуть беременной"