Обычно существует двойственность: нам говорят о некоей реальности и тут же дают критерии, с точки зрения которых мы должны судить и рассуждать о ней. И точно также, как нам дают знание о некоторых других реальностях, точно также тут же задают критерии, с точки зрения которых единственно допускается судить и рассуждать о них. Этим отличаются любые доктрины. Так было с коммунистической доктриной, так есть с доктриной капитализма, и так есть с любыми религиозными доктринами.
Человек существует в системе доктрин и приспосабливается к ним, поскольку доктринами задаются правила бытия человека.
Но человек шире всякой доктрины, и, в конечном счете, основанием человека является он сам, доктрина же есть прилагательное к нему.
Но в любом случае, беря человека, мы должны судить о том, сколько в нём собственно от него, и сколько от доктрин, которым он следует и на какие точки в себе он при этом опирается: на свой разум, на эгоистические -материальные либо духовные- потребности своего бытия, или же он опирается на свой рассудок. И здесь опять таки относительно рассудка - доверяет он своему опыты и своему рассудку или же предпочитает опираться на чужой опыт и рассудок. Если последнее, то вот и основание говорить о вере. Отсюда получаем формулу: вера в другого - это неверие в себя.
* * *
Библия. Бытие.
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
Отсюда следует: бог обладает творческой способностью творить мир, при этом не указывается, из чего бог сотворил мир. Он мог сотворить её из некоей первосуществующей материи, вообще из чего-то. Ведь земля и небо - это определенность, значит, можно говорить, что бог обладает способностью придания материи определенность. И тогда налицо первичная противоположность есть противоположность бога и материи. Но в таком случае мы имеем дело с такой же точно деятельностью бога, которой обладает и человек, который ведь тоже производит нечто из чего-то. И отличается в этом отношении бог от человека только величиной способности, но не её качеством. Но тогда, в общем, и живые существа низшего порядка отличаются от человека в количественном, но не качественном отношении, поскольку они ведь тоже строют гнёзда и т.п., сл., занимаются преобразованиями. И могущество бога в отношении человека в этом отношении сравнимо с могуществом человека по отношению "к меньшим братьям его" - кошкам, собакам, зверям и букашкам: ведь и их благополучие и сама их жизнь зависят от человека.
Или же бог создал мир из ничего. Но точно такой же способностью обладает и человек, поскольку в своей собственной голове он способен создавать какие угодно миры. Но тогда мир бога не есть внешний, объективный материальный мир, но мир идельный, воображаемый.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
То, что выделена именно вода, может быть, является символом, но в настоящем случае важно то, что вода - частность. Вспомним у Лермонтова "Спит земля в сиянье голубом". Взгляд Лермонтова на землю космический. А здесь - над водой. Впрочем, всякому творцу приходится заниматься частностями до тех пор, пока им не создастся удовлетворяющее его целое.
Затем, дух божий носился То есть не просто летал. Носиться - это состояние неудовлетворенности, отроицательности, являющейся основанием для возникновения движущей силой стремления, созидания, преобразования. Отрицательное разрешается в движение, деятельность.
Далее, речь идёт о духе. Но дух - это способность к познанию, а результат познания - это отражение реальности, знание. Т.о. существует ь бог как объект, как некая сущность, и существует дух бога как его способность "быть везде", хотя скорее последовательно, чем одновременно, и заниматься тем, что как угодно удалено от бога как сущности, как объекта пространственно. Но совершенно аналогичным свойством обладает и человеческий дух, и т.о. и здесь можно говорить только о, может быть, несоизмеримости масштабов, как и о несоизмеримости масштабов человеческого духа и духа, которым обладают низшие животные.
Категория духа является важнейшей, в библии она противопоставлена "греху" как форме эгоистического существования, за которым стоит животная природа человека, то есть природа, материя, в себе не знающая ни морали, ни греха.
Но человек - не дух только. Более того, материальная природа человека является условием существования человека и тем самым и его духа. И тогда возникает вопрос о существовании духа и материальных условиях его существования и об их соотношении в смысле доминирования в человеке того и другого. Ведь в реальности мы наблюдаем противопоставление духа и чувства как выразителя чувственной, материальной составляющей человека, как антитезы его души и его брюха. Что такое брюхо человека - это инстинкт пожирания. Жрать всё и в любой форме. Жрать всех, всё и вся - это единственная цель и единственный смысл чувственности. Да еще плодиться. В этом заключается животная природа человека, и в чувствах она отражается. Но чувства - это отражение природы человека, но не сама природа, ибо чувства- эта некая форма, создающая мост между природой и духом.
Пожирание реализует себя в разных, зачастую самых неожиданных формах. Когда известный олигарх при открытии своей гостиницы осыпает гостей стодолларовыми купюрами на многие миллионы, это тоже способ пожирания окружающих путем их унижения и оскорбления, то есть попрания их духа. И окружающие хватают эти бумажки, ибо чувственность их оказывается сильнее их духа. И, т.о., олигарх совершает преступление перед духом, но удовлетворяет чувство ощущения своей собственной бездуховности в этой отрицательной форме, осуществляя попрание и без того слабой духовности окружающих его.
Есть ли какая-нибудь мера в удовлетворении человеком своей чувственности, существуют ли границы в её удовлетворении? Нет, таких границ не существует. У человека существует бесконечный чувственный инстинкт, не знающий морали. Тело человека с его потенциями выступает как бы в качестве его основания и первоначальной его сущности. Духовная же часть оказывается всего лишь прилагательной к нему. Иметь, иметь и еще раз иметь - вот общий инстинкт человеческого животного.
А у бога - есть ли тело? Ведь если у бога есть тело, то он с необходимостью должен обладать всеми теми качествами, которыми обладает человек-животное, и, конечно, в бесконечно большей мере. Но, с другой стороны, если бог существует как реальность, то у него должно быть тело. Но вот как раз о теле бога нигде ничего не говорится. И более того, бог, для того, чтобы материализоваться в лице своего сына, принужден обратиться к женщине. Но тогда мы должны признать, что сама история с сыном божьим есть скорее своего рода метафора, реальность же бога состоит в том, что материализоваться он может только в человеке, животная природа которого сопротивляется такой материализации, и живет и существует бог только в человеке и нигде больше его нет. Через человека бог реализует свою волю.
С другой стороны, если у бога нет тела, то в этом случае он оказывается отрицательной величиной, связанной с человеком и являющейся реакцией человека на человеческую чувственность. А это уже объективный подход, здесь уже можно задаваться вопросом о том, какие условия являются подходящими для формирования такой реакции.
Вопрос о том, имеет бог тело или не имеет, существенный. Ведь если бог обладает телом, то он превращается в обычное физическое существо наряду с человеком, как бы в отношении обладаемых им качеств в количественном отношении он не превосходил человека. И тогда бог становится в один ряд с материальными живыми существами, а вектор материального существа направлен на себя. Поэтому говорят о троице бог-дух, бог-отец, бог-сын. Но в первую очередь имеют ввиду, бог есть дух, но в этом случае бог есть дух природы, который над человеком. Но человек - часть природы. Но это - такая её часть, которая противопоставляет себя ей. А противопоставление слабой субъективной единицы безразличию, бездушности природы страшно, и страх порождает субъективацию природы. И тогда и возникает замечательная идея бесконтактного зачатия материального божественного существа, обладающего человеческими качествами, и это существо однажды возносится на небо в качестве человеческого представителя, противопоставляемого бездушности духа природы. То, что бог есть также и бог-отец и бог-сын, это связано с тем человеческима антропоморфизмом, которым субъект субъективирует природу, то есть переворачивает истинные отношения между собой и природой с ног на голову.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.
Бог, создавая свет, не знает, что свет хорош. Ему нужно было увидеть, что свет хорош. То есть, создавая что бы то ни было, бог не знает, что из этого получится. Те, кто всё это сочинял, сочиняли творение богом земли и ничего не имели ввиду сверх этого. Но слово высказанное начинает жить своей собственной жизнью и говорить о разном разным людям. За данным текстом удобно видеть свет как то, что присуще духу, ибо благодаря свету мы можем увидеть нечто. Тьма же присуща чувственности. Бог не мог уничтожить чувственность и, соответственно, тьму, так как в противном случае чем бы занимался дух? Тьма чувственности поставляет духу материал для отражения, познания и одухотворения и снятия чувственных компонент. В этом смысле отношение между чувственностью и духом подобно отношению между всадником и дикой лошадью. Всадник должен укротить лошадь, чтобы она служила ему. Укрощение же чувственности осуществляется посредством усилий человеческого духа. Если укрощения чувственности нет, то она носит человека по своей природной воле.
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
В этом тексте - ключ к пониманию технологии сотворения человеком бога. Антропоморфизм - едва ли не ключевой инстинкт в человеке. Это - важнейший инстинкт человека - его завязанность на себя. Человек в себе, инстинктивно рассматривает себя как высшее, центральное существо вселенной. Всё существует единственно для него. Он - вершина, под которой существует всё остальное и все остальные. И поэтому бог - это удвоение человеком самого себя, создание себя, идеального. В течение жизни, бьющей и унижающей человека, его инстинктивный образ, отделяется от него и превращается в его собственную идею - того, чего он хотел бы, каким он хотел бы видеть мир и т.д. Возникает идеальный человек и этот идеальный человек, отделившийся от человека реального и существующий в его голове, проецируется во внешность и превращается во внешний объект, в образ, превратившийся в объект, ощущаемый человеком как недоступная пяти чувствами человека вне его существующая сущность. И отсюда мы получаем также и молитвы к богу - это молитвы человека к самому себе - идельному, постоянному, неизменному, обращение человека к своей собственной природе.
Поэтому уровень бога в человеке - это уровень отрицательности, неудовлетворенности жизнью, существующий в человеке, это отражение степени его желания что-то иметь или не имения. Бог - это сущностная сторона жизни человека, которая не была удовлетворена и в силу этого приобрела отрицательный характер. Бог на небеси - это то, что человек хотел бы, но чего не имеет. Другими словами - это униженная сторона чувственности человека. И вместе с тем это точка опоры человека, чтобы не потерять себя. Бог - это идеальная объективация человека, к которой он обращается как к своей опоре и как точке отсчета своего поведения в этом мире. В то же самое время реализованная чувственность человека, то есть в той мере, в какой чувственность человека одухотворена, в этой мере человек есть актуализированный бог, самоощущение человеком себя в качестве удовлетворенного бога.
Следует различать религию и бога. Бог есть проективная сущность человеческого социального существа. Религия строится, с одной стороны, как интерсубъектная система для обслуживания соответствующих импульсов человека, и с другой стороны, как и всякая система слуг, превращающая слугу в господина, религия является социальным средством управления людьми через посредство управления их духовной составляющей.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Тогда что такое бог в себе, мужчина, женщина? То есть обладает ли бог полом. Или же бог есть гермафродит, соединяющий в себе оба пола? Но если бог бессмертен, то он не способен к размножению. И более того - бог есть дух, и в качестве духа он противопоставлен чувственности. Ведь к богу обращается чувственный человек. Бог - это отражение в духе отрицательной, то есть неудовлетворенной составляющей чувственности. И чем сильнее в человеке развита чувственная составляющая (или, соответственно, не развита духовная составляющая), тем теснее и безусловнее его отношения с богом. Таким образом, бог есть выражение отношения в человеке между его чувственностью и осуществляющим её вытеснение духом.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
Высказывание 23 представляет собой отрицательную мужскую проекцию на женщину. Ведь если на то пошло, то следовало бы говорить, что мужчина - от женской плоти, поскольку женщина его рожает. Но и этого нельзя сказать, поскольку если женщина рожает мужчину, то его плоть отличается от её плоти. Но основное то, что и мужчина и женщина оказываются средством рождения новой особи. А вот высказывание 24 в "прилепится" кажется справедливым с мужской точки зрения, потому что имеет место эта инстинктивная зависимость мужчины от женщины и женского тела. При этом характерно обратное отношение, в котором женщина, со своей стороны, рассматривает мужчину как средство. В половых отношениях женщина ощущает себя хозяйкой.
С женщиной связывают доминирование чувственной компоненты. Женщина - это как бы сама природа. С мужчиной связывают доминирование духовной составляющей, это как бы познающая, отражающая часть. Мы получаем следующую формулу. В себе человек есть единство и борьба противоположностей чувственности и духовности. Разделение по полам заключается в доминировании у мужской особи духовности, у женской - чувственности. Образование единства ("единой плоти") мужчины и женщины обусловлено соответствием и дополнением особей в отношении мужской и женской составляющих в них. Здесь, видимо, можно говорить об отношении головы и тела, то есть кодов тела и тела. Практика показывает, что коды тела могут находиться в том числе и противоречии с телом. (см. Отто Вейнингер. "Пол и характер")
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Нагота есть символ чувственности. Стыд, стыдливость есть торможение чувственности. Духовность и чувственность - противоположности. Они характеризуются общей энергетикой. Чувственность есть средство получения данных. Духовность есть средство переработки данных, средство мышления. Отсюда получаем: поляризация, взаимоисключение чувственности и духовности приводят к тому, что на полюсе чувственности мы имеем вытесненные, инстинктивные, не осознаваемые формы поведения, на полюсе духовности - неспособность к самостоятельному производству данных, отчуждение от чувственного мира, формальное оперирование со знанием без способности к самостоятельному его производству. Переход к духовности возникает лишь в условиях достаточности инстинктивно-рефлекторных, эмоциональных регуляторов поведения. Жизнь в раю как раз и обеспечивает эти условия. Лишь тогда, когда нужно преодоление, возникает доминирование ориентировочной реакции в чувственном материале.
Если брать в связи с этим социальный аспект, но совершенно не случайно религия поддерживается эксплуататорскими элементами. Ведь они создают для себя "режим райского существования" уже на земле. Эксплуатируемых же за райским существованием они отправляют, соответственно, на небо. Т.о. себе они обеспечивают условия для инстинктивно-рефлекторного существования, в эксплуатируемых же ими они посредством слова развивают духовную составляющую в качестве средства вытеснения ею их чувственной составляющей.
3
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
Обратите внимание на ангельские, невинные личики некоторых совсем маленьких детей. Но вот проходит некоторое время - и от ангельского выражения лиц ничего не остается. Дети перестали быть ангелами. Они стали земными существами, перешли в форму земного бытия.
С наступлением половой зрелости в человеке происходят кардинальные изменения. Не половозрелый человек не обладает в себе чувственными критериями как критериями реальности его бытия, и, соответственно, дух человека не имеет своих критериев в самом человеке, и словесная духовность человека формируется окружающим его социумом.
С наступлением половой зрелости пробудившаяся чувственность открывает человеку его цель в самом себе. Он становится в себе самодостаточным чувственным материальным существом, и начинает сам формировать и свою жизнь и свою словесную духовную реальность. В человеке появляется его собственная точка отсчета его бытия, он начинает управлять собой и сопротивляться любым внешним воздействиям, не соответствующим требованиям его чувственного бытия. Яблоко познания добра и зла есть общая религиозная идея всякого социального управления, связанная со стремлением оскопления человека, превращения его в раба посредством лишения его собственной чувственности посредством опытов её вытеснения в той или иной форме. Поскольку положенностью чувственности обусловливается самостоятельность и независимость человека, который становится неподатлив к программам, не соответствующим его собственным материальным целям бытия, чувственное бытие человека представляется как греховное.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
Еще одна любопытная деталь: во-первых, Адам и Ева созданы по подобию бога, а не бог создан по подобию человека. Есть ли в этом положении ложь? С точки зрения духовности - нет, ибо человек - это прежде всего код, который материализуется. И этот код является общим для людей. В этом смысле код - это идея человека, реализованная в программе в виде некоторой материальной структуры. И этот код и есть то, что можно назвать богом человека.
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Всё это - проекция человеческой идеи о бессознательной жизни как форме райского существования, питаемая (материальными) отрицательными компонентами жизни. То, что позади человека, а позади человека его материальное небытие (инобытие), это ставится им перед собой, эта его мечта возвращения в бессознательное состояние как состояние покоя. И однажды человек, спроецировавший своё прошлое в будущее как свою цель, однажды он достигает её, превратившись в прах. И это превращение в прах его материальной, чувственной стороны представляется человеку, рассматривающего себя в качестве духовного существа, как возвращение его к богу, к своей божественной духовной сущности, не выдерживающей материального бытия, как возвращение к себе домой. И на лице покойника появляется счастливая улыбка упокоения как у путника, сбросившего наконец с себя груз материальной жизни, который ему пришлось нести.