Браун Роберт: другие произведения.

Битва льва и леопарда

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава из книги Роберта Брауна/Robert Brown "Единорог: мифологическое исследование"

Оригинал: http://www.sacred-texts.com/etc/tu/tu13.htm
   Чтобы отметить окончательное поражение ночного единорога, рассмотрим очень интересный и крайне примечательный пример того, как Ночь побеждает День. Солнечный Дионис (1), Вакх-Мелькарт (2) как излучающий свет изображается в виде Керакороса, Таукероса и т.п., в солярном аспекте - обычно это Антаугес, Хризокомес, Пиропос и т.д. Но один из его самых оккультных эпитетов-Дитерайтес, "он, кто имеет два входа". Согласно одной легенде его спрятал в пещере Зевс от своей ревнивой супруги Геры (3), в эту пещеру было два входа (4), и это совершенно верно, так как то была пещера ада. Два входа были "восточными врата, где солнце начинает свой ход" (5), и теми, что в египетской мифологии зовется "вратами Запада, блаженной страной (6). В египетском построении эти двое важных врат или пилонов сторожил Геб, создающий время бог Земли, который, лежа на поверхности земли и смотря на небосвод, видел солнце, луну и звезды, проходящие через его врата, и таким образом отмечал солнечное, лунное и звездное время. Солнечный бог Уазар-Осирис, страдающий, торжествующий, на этой стадии находящийся в непосредственной связи с индивидуальной человеческой душой, которая некоторым образом должна последовать по его стопам: "Великая Душа, которая прошла благородный путь, следуя дорогой верхней" (7), т.е. солнечный путь, который согласно ведическому поэту был уготован Солнцу высшими богами, Митрой (8) и Варуной (9) (Ураносом), он "свободен от праха" (10), вечером он достигает западных врат и проходит через них, что вновь появиться в свое время у восточных врат следующим утром. Таковы двое врат Горизонта Гадеса, "невидимый" Подземный мир.
   Влияние мифологии на геральдику - очень интересная тема, в которой остается много места для научного исследования, и следующий миф, добросовестно сохраненный вышеупомянутой наукой, показывает пример постоянно повторяющейся схватки между AstrochitТn (Звездная ночь) и Дионисом Дитерейтесом. Геральдический леопард- "зверь недобрый и обладающий двойной натурой, будучи порожденным львицей и пардом, пантерой мужского пола, таким образом, являет собой отклонение от общего замысла природы. Этот неестественно рожденный зверь является природным недругом льва, и ему не хватает мужества встретиться со львом в честной схватке, он видит, как лев прогуливается рядом с его логовом, которую он (из хитрости) сделал специально глубокой и широкой, с двойным входом, узким в середине, где он, будучи худее льва, может пройти. Итак, видя льва, он поспешно бросается на него, будто бы хочет сразиться с ним в открытом пространстве, и когда он видит, что лев готов на него броситься, он разворачивается и быстро бежит в свое логово, а лев с пылом его преследует, даже не представляя себе, какая опасность его ожидает, так как он видит, что вход в логово широк. Увлекшись, во время своего быстрого преследования, он застревает в узком проходе, в середине логова и не может двинуться ни вперед, ни назад. Таким образом, лев сокрушен, его враг проходит через логово и загрызает его до смерти (11).
   Этот своеобразный древний рассказ, очевидно, в некоторой степени основан на фактах, действительно имевших место, но, конечно, с привычками животных не связан никоим образом. Простая интерпретация оккультной легенды заключается в том, что Лев, изображение охотящегося, излучающего лучи, дневного Солнца, стремительно летит через небеса навстречу своей судьбе и гибели в Убежище двух врат, ночной пещере, которую сторожит пятнистый, звездный леопард ночи, и где благородного зверя хватают в то время, как он идет темными путями (12), где он погибает, но лишь для того, чтобы, торжествуя, возродиться у восточных врат. Два животных, таким образом, воплощения дня и ночи, естественно, враждебны друг другу. Есть широкий вход в подземный мир, facilis descensus Averni (прим. пер - легкий спуск в ад, лат.), тьма летит от света и ведический поэт говорит, что "звезды крадутся прочь, как воры" (13), когда приходит Сурья (14), даже если трусливый леопард мифа крадется за ним по пятам. "Благородный Самас (15) следует со всей быстротой его стремительного бега", в то время как его враг проходит через логово, появляется на небесах позади сокрытого солнца, которое он таким образом убивает, сравниваемы с диким зверем, как низменный зверь, загрызает его.
   Другой разновидностью этого пятнистого леопарда является Аргус Паноптес, "Сияющий и всевидящий", у которого была тысяча глаз, которого ревнивая Гера назначила стражем лунной рогатой Ио, возлюбленной Зевса. Помимо прочих подвигов Аргос убил во сне (16) ужасную драконоподобную черноглазую деву-змею Эхидну (17), "душительницу", чьи темные изгибы покрыли угасающий день, но в тяжком покое глубокого мрака она была внезапно уничтожена мириадом сверкающих глаз "Тистара-Сейриоса" и его спутников. Но Гермес, сильный, как ветер над облаками, утренний ветерок (18), опускает свой сияющий взор и так становится Аргейрофонтом, убийцей Аргоса, древний эпитет, известный Гомеру (19). На гемме, на которой изображены события мифа (20), Гермес, как в случае с Персеем - пособник силы дня, обезглавливает Аргоса, действие, в точности равнозначное Горготомии, и его пятнистое тело, усыпанное звездными очами, пало на землю, позади павлина, птицы Геры с пятнистым хвостом с глазами-звездами. И как отмечает мистер Рескин: "Мы знаем, что это толкование верно из отрывка, в котором Еврипид описывает щит Гиппомедона, который он носит из-за знака на нем "Аргус всевидящий, покрытый очами, которые открываются, когда всходят звезды и закрываются, когда они заходят" (21). В средневековье звездные очи Аргоса становятся одиннадцатью тысяч дев (22), которые сопровождали святую Урсулу, "Малое светило", как луну, противостоящую солнцу. Рикша-арктос-урсус (ursa, dim. ursula) в смысле света стал именем медведя то ли из-за его ярких глаз, то ли из-за сияющей бурой шерсти, как предполагает профессор Макс Мюллер (23) . Как и может быть то, что корень ark, "быть ярким" порождает целый род слов, которые создают мифы, таких, как Аркас, Арго, Архуи-Аргуннис и т.п. и в истории аркадской нимфы Каллисто, превращенной в медведя "в точности то же самое смешение понятий, что и в индийской истории о превращении семи бриллиантов (аркашас) в семь мудрецов (ришис), на западе превращенных в медведей. Корень этот, говоря кратко, дает имена звездам, медведям, как поэт (24): "Как луна - Урса-Урсула и два знаменитых созвездия- Малая и Большая Медведица".
   В своем космическом обозначении пятна - усыпанные звездами небеса, Полюс Уранос, и так в у орфика в полном облачении мы читаем:
   Над головой - прекрасная оленя шкура,
   В пятнах, Что свисает с правого плеча,
   Зрелище прекрасное- то звездный небосвод (25).
   Таков ночной леопард, темный убийца, который сам погибает от могучего света.
  
   Примечания:
   1. В Ассирии Диани-низи, 'Судья людей', Солнечный бог, как Кам, был особенным божеством, избранным божественным предназначением судить.
   2. См. G.D.M. ii. 100, применительно к изменениям разновидностей этого имени. Моя точка зрения сейчас воспринята сэром Уильямом У. Коксом (Intrude. 229).
   3. Ski. Scar, 'the Gleaming-heaven.'
   4. Euripides, Bakchai, 292.
   5. L'Allegro, 59-60.
   6 Dr. Birch in Bunsen's Egypt's Place, v. 147.
   7. F.R. lxxxv.
   8. Применительно к Митре, иранскому и римскому, другу, единосущему Ахурамазде, см. R. B. Jr., R.Z., secs. xv. xvi.
   9. Rig-Veda, I. xxiv. 8.
   10. Ibid. I. xxxv. 11.
   11. Guillim, D.H. 255.
   12. Vide sec. XII. subsec. 1.
   13. Врата Гелиоса, (Od. xxiv. 10), через которые Гермес Психопомп проводит духов.
   14 Rig-Veda, I. l. 2.
  
   15.Гелиос-Солнце.
   16. Heb. Shemesh.
   17. Apollod. II. i. 2. Так Медуза была убита во сне..
   18. Vedic Ahi, Gk. Echis, Lat. Anguis. "Имя Эхидны- особенное имя змеи Ахи"' (Sir G. W. Cox, M.A.N. ii. 334). Anger, anguish и anxiety подобным образом происходят от корня agh, носовая форма angh, "душить"'
   19. Aura-Aurora.
   20 Ap. Creuzer, Symbolik, vol. ii. pl. viii.
   21. Q.A. i. 28.
   22. Vide R. B. Jr., G.D.M. ii. 80, and authorities cited.
   23.L.S.L. ii. 300.
   24. Сэр Уильям У. Кокс, M.A.N. i. 231. Cf. 'имя Хорсельберга или Эрсильдона. В каждом случае у нас есть berg, hill или doun of the лунной богини Урсель или Урсулы. (Ibid. Introd. 160, note 4).
   25. Orphik Fragments, vii. Diodoros (i. 11), также указывают на то, что пятнистая шкура означает звездный небосвод.. Dionysos Nebridepeplos = Herakles AstrochitТn.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"