|
|
||
Вступительное слово До сих пор не уверен, что обзор критика на этом конкурсе актуален. Такое ощущение, что дух данного конкурса, заложенный в его теме, интересует не всех. Понятно, что мое произведение получило низкий балл за несоответствие форме рассказа - это было ожидаемо (хотя полярные оценки очень порадовали). Но низкий балл у Татьяны Минасян, у Миши Рашевского... Что-то не то происходит... Но, может, лишь в моей группе? (или в моей голове, ибо и я субъективен ;)    Так или иначе, критикую я достаточно сурово и потому, если кто-то из финалистов хочет, чтобы его не затронуло мое предвзятое (и, на чей-то взгляд, неправильное) мнение, прошу написать об этом в комментариях. В этом случае мнение о Вашем рассказе в обзор не войдет. Принимаются также пожелания типа "Евгений, обратите, пожалуйста, внимание на... (здесь идет упоминание актуального для Автора аспекта)" P.S. Признаю, был не прав. Финал очень даже радует. Павлова Наталья Николаевна. Храни меня Марита. Эксперимент Мякин Сергей Владимирович. Внутренний ад Тихонова Татьяна Викторовна. Ледниковый период Шауров Эдуард. Звезда Иуды Филиппова Екатерина Леонидовна. Последний троллейбус Грей Мария. Волна Капустин Вад. Баранье сердце Юрина Татьяна. Рождество в Шамотном переулке Кутман Евгения. О ноябре, вечности и дурных привычках Павлова Наталья Николаевна. Храни меня samlib.ru/p/pawlowa_n_n/protect_me.shtml Как же он маму не узнал-то? Спасибо за чувственное, насыщенное теплом и нежностью произведение. Вы сумели взять один из общепринятых наборов о посмертии и облечь его в индивидуальную форму. Но почему ГГ не узнал маму? Не помнил ее при жизни? Она умерла при родах или когда он был совсем маленьким? Непонятно. И ее морщины... Вы стремились так показать ее возраст. На мой взгляд, зря: внутренний возраст человека, его жизненный опыт показывают глаза, взгляд. Судите сами: главгер помолодел, мама - молодая. И вдруг - морщины! Напрашивается мысль, что она умерла в возрасте, а не юной. Но Вадим ее не узнал. А, в целом, очень приятно было познакомиться с Вашим рассказом. Заметки на полях: пол века-то (полвека-то) Люди прогуливались, разговаривали, дети, как им и положено, шалили (Люди прогуливались, разговаривали; дети, как им и положено, шалили) Взявшись за руки они медленно уходили (Взявшись за руки, они медленно уходили) ей Богу (ей-Богу) судорога сжавшая горло (судорога, сжавшая горло) и скажи, пусть носилки везут (не нравится мне эта одинокая запятая. Похоже на альтернативные запятые, но я не уверен - и, скажи, пусть носилки везут) Марита. Эксперимент http://samlib.ru/m/marita/experiment.shtml Закольцевали, значит, произведение. Есть ли тут намек на кольцо перевоплощений? Не понял, чем выращивание, предложенное Автором, отличается от клонирования. Что касается момент 'Ветка, выломанная со срубленного дерева... Лист фиалки, давший корешки...' - то новое растение не будет идентично старому. У Вас же Элиас обладает своей памятью, свои привычным телом. Респект за нравственную ноту, той самой красной нитью вшитую в историю. Читатель остается с глубоким убеждением, что нельзя вырывать человека 'оттуда', а если таки вырвал, то нельзя это делать на постоянной основе. Злобный ученый, наплевавший на человеческие переживания... А где же тогда защитник человека? Или он по замыслу Автора никогда не должен появится? Может, Автор и хотел показать: что сеял, то и будешь пожинать, сам попадешься в свои же сети. Эксперимент с ГГ уже считается успешным. Значит, были предшественники. Непонятно, какое удовольствие ученому каждый раз прогуливаться с новым Элиасом. Он (ученый) что, садист? И самое любопытное для нашей конкурсной аудитории: где был Элиас до того, как его вырастили? Если ориентироваться на содержание памяти - либо нигде не было, либо был в нирване. Но что, если белый свет - лишь атрибут перехода, а само состояние 'там' оказалось забыто? Думаю, не ошибусь, сказав, что вопрос пребывания 'там' вообще не рассматривался, а белый свет - есть одни из факторов, сопровождающих выращивание. Заметки на полях: и тотчас же холодное жало шприца воткнулось под кожу его, вливая в вены остатки белого - успокоительно-легкий, потерянный рай (наркотики, что ли? Если речь идет о лекарстве - а именно о нем идет речь - то лекарство никак не может выступать в форме успокоительно-легкого, потерянного рая) Она была в обжигающе-белом, откликнувшаяся ему медсестра, от снежного холмика остроугольной шапочки на макушке - до тонкой занавеси халата, скрывающего ее незябнущие коленки (Она, откликнувшаяся ему медсестра, была в ослепляюще белом,) (откуда он знает, что коленки не зябнут?) Тот долбанный грузовик, размазавший его по асфальту... черный, огромный, как гора, вылетевший из-за угла грузовик... он швырнул Элиаса на бордюр тротуара (зачем нам многоточия? Тире больше подходят) словно слон, навалился ногою на грудь (как слон, навалился ногою на грудь - избегаем повтора буквы 'с') и ребра Элиаса затрещали и сломались, и череп его - треснул расколовшеюся цветочною вазой еще раньше, и последнее, что Элиас помнил - кровь, густой, мазутною лужей растекающаяся по асфальту, и кислый привкус ее, смешивающийся с костяным вкусом разбитых зубов... (слишком много 'и'. Можно так: и ребра Элиаса затрещали и сломались, а череп его - треснул расколовшеюся цветочною вазой еще раньше. Последнее, что Элиас помнил - кровь, густой, мазутною лужей растекающаяся по асфальту, кислый привкус ее, смешивающийся с костяным вкусом разбитых зубов...) А потом пришел белый. (Ежик? Вы не сказали, кто именно пришел) не отзывающееся душной волною (душною волною) (душной волной) Элиас покрутил головой, коснулся пальцами затылка, ожидая найти повязки и гипс... ничего. (Элиас покрутил головой, коснулся пальцами затылка, ожидая найти повязки и гипс... Ничего!) Он был цел, как вновь собранная игрушка (разбитое и вновь собранное не бывает идеально целым) Белый вновь ударил в виски с неумолимостью нокаутирующего боксера, и Элиас всхлипнул, и опустился на кровать, закрыв лицо руками. (По-моему, в криминальном сериале был персонаж по кличке Белый. Хотите сказать, что он здесь фигурирует? Удар в висок с неумолимостью нокаутирующего боксера, скорее всего приведет к смерти; как минимум - к потере сознания. Главгер просто сел на кровать) Профессор Альштейн (опять евреи виноваты)))) затаившегося на стуле у изголовья кровати, дожидаясь его пробуждения (времена глаголов не совпадают - может, 'дожидавшегося'? Я не уверен) Белый медленно отступал, откатывал холодно-приливной волной с хрустким привкусом соли, и Элиас вытер слезы, и, свесив ноги, сел на кровати. (Как читатель, я имею право свободно представлять то, о чем умолчал автор. Итак, я уже решил, что Белый - это какой-то криминальный парниша. Сейчас этот товарищ медленно отходит от кровати. Отходит как прилив??? Но прилив приходит! Привкус соли - есть привкус крови. Откуда привкус крови, если удар был в висок?) (отступал, откатывал, вытер слезы - разные времена глаголов в одном предложении) (Элиас перестал реветь после удара и осмелился, благо обидчик отступил как прилив, осмелился сесть. Между прочим, слова 'опустился на кровать, закрыв лицо руками' я воспринял именно как 'сел на кровать, закрыв лицо руками'. Теперь у меня появился вопрос: если он сел на кровать чуть раньше, как же он сел на нее снова, еще и ноги свесил?) возьмите же наконец себя в руки (возьмите же, наконец, себя в руки) Отблесками гаснущего сияния белый плыл в профессорских очках (да кто белый-то?) Ветка, отломанная от дерева, дающая корни в воде, проросший листок фиалки, высаженный в горшок на подоконнике... (Ветка, отломанная от дерева, дающая корни в воде; проросший листок фиалки, высаженный в горшок на подоконнике...) хотя можно ли говорить в данном случае о гибели... похороны ампутированного пальца... (это уже не палец) Мякин Сергей Владимирович. Внутренний ад http://samlib.ru/m/mjakin_s_w/internalhell.shtml Любопытную историю Вы нам рассказали, оригинальную и изящную. С нравственной подоплекой, опять-таки. Одно 'но': почему же 'я-сознание' помнит свои жизни, находясь в печени другого и ничего не помнит в своем собственном теле? На чем оно, сознание, вообще основано? Как это возможно, что 'я', не имеющее тела, имеет память больше, чем с телом? По логике, моя память сознания равняется 'а', а моя память в теле предполагает приплюсовывание памяти тела, т.е. итог будет 'а + б', где 'б' - это память тела. Непонятно также, кто у нас руководит астральным судом. В рассказе ГГ приговорен астральным судом своего города, т.е. судом конкретного населенного пункта. Кто эти судьи? Откуда они взялись на этих должностях? Закономерный вопрос: а что происходит в посмертии со святыми? Рассказ отличный. На размышления подвигает, что особенно хорошо. Заметки на полях: и видел живописный берег озера с неподвижной гладью воды, кувшинками и тростником (Стивеном Кингом отдает) - Крин-лу, быстро поднимайся, урод! Если сейчас же не начнешь работать, в следующий раз будешь в кишечнике бомжа, уж это я тебе обещаю! - Крин-лу, вы направляетесь в астральный суд, который решит вашу дальнейшую судьбу... (Разное воспитание говорящих. Если это у нас какие-нибудь бес и ангел, то в кишечнике бомжа ГГ не может оказаться по определению) с отбыванием наказания в организме человека в должности заведующего работой печени (пребывание в организме человека - червем, например? Зачем нам тогда должность человека-носителя?) Теперь вот центральной нервной системой мента управлять буду, чтобы перевоспитываться. (что, серьезно? Какой странный суд - назначил отпетого хулигана следить за порядком) а вот как станешь ты собакой, коровой или невольником в дикой стране, так и оставь надежду на все это... (оставь надежду всяк сюда входящий. Минутку! Что в таком случае 'Я'? Где оно находится и на каком органе/совокупности органов основывается? Мы привыкли отождествлять себя как личность со своим телом. А тут получается, что в теле много таких 'Я'. Субличности? Посмотрим, что будет дальше. Интрига получилась отличная.) Правило первое - беспрекословно (двоеточие. Далее - тоже двоеточия) А таблетки и уколы всякие - это так, правила игры, чтобы было чем миллионам людей заняться... (в топку!) Назначили отрицательным героем быть, вот я свою роль и выполняю, в смысле людей на такие пути склоняю. (а какая от этого польза?) Ладно, не могу сейчас разговаривать, надо перед начальством отчитываться. Бывай, может свидимся еще... - Увидимся, увидимся. (по логике, разговор должен быть возможен только между теми, кто в одном теле) - Господин астральный инспектор, докладывает куратор Карли-до. (Стоп! Как осуществляется связь? Каким-таким приборчиком? Или Карли-до в супергипертелепаты подался? С чего бы? Он раньше обычным человеком был) Если с ним что случится - расследование будет тщательным, потому что это капитан полиции, а не бродяга и алкаш какой-нибудь. (Стоп! Должность важнее жизни?) А остальные болеть начинают и портиться, потому что нам больше не интересны, и их побыстрее сжить со света хотят (зачем?) И обращаюсь ко всем - не вздумайте дурить, в смысле что носителю уже тридцать пять исполнилось.... Карли-до на месте отсутствовал, и это было совершенно естественно - почти на всех праздничных мероприятиях ангелы-хранители перелетали друг к другу и предавались оживленным обсуждениям своих подопечных и мировых проблем. (Вы себе противоречите: то ангел-хранитель бдит, то бросил все на самотек) Тихонова Татьяна Викторовна. Ледниковый период samlib.ru/t/tihonowa_t_w/lednikowyjperiod.shtml Так что - там? Ну, видел главгер призрака... И что с того? Даже именитый Корнев ничего не поведал про 'там'. Похоже, что и он не в курсе, потому что находится 'здесь'. На мой взгляд, тема не раскрыта совсем. Другое дело, что как чуткая женщина и как Автор, предлагающий свое творение, Вы можете сказать: 'Критик, не занудствуй: тема - вторична. В нашем мире сегодня важнее всего мораль!' Мораль всегда важна, с этим я соглашусь. И произведение по своему внутреннему наполнению получилось весьма и весьма неплохим. Есть интрига, есть втягивание читателя в сюжет, есть напряжение перед финалом. А тема... тема все-таки важна, потому что конкурс посвящен хорошему человеку. Поэтому я не могу оставить соответствие/не соответствие теме без внимания. Не в этот раз. Уж извините. Заметки на полях: Ледниковый период (представил, как по белому льду понеслась крысобелка с желудем) Жуков шёл, торопливо перепрыгивая через лужи. Иногда промазывал, попадал ногой в канаву (как же он так? Перепрыгивал же через лужу, шел вперед. Как его в сторону - в канаву - унесло?) чертыхался, выдёргивая туфлю, полную ледяной воды. Долго не мог попасть ключом в замок. (ну, не совсем полную: там еще и нога была... с носком, вероятно) (первый раз читаю про туфельный замок, тем более про ключ к нему) Войдя в дом, пошарил по стене, щёлкнул по выключателю. Электричества по-прежнему нет. (разные времена глаголов - Электричества по-прежнему не было) Четыре года нет, а рука тянется иногда, вдруг повезёт (Четыре года нет, а рука тянется иногда - вдруг повезёт?) Но холод уже давно, почти десять лет, и кажется, уже и не так страшен, как отсутствие света. (Но холод - уже давно, почти десять лет и, кажется, уже и не так страшен, как отсутствие света.) (вы просто не замерзали давно) - А! Вы здесь, - сказал Жуков, зажигая свечу, стоявшую на полу у порога. Чтобы быстрее найти, конечно, для чего же ещё держать её у порога. (Над стилистикой надо серьезно поработать, иначе Вы будете отставать от других авторов. Из текста следует, что Жуков зажег свечу, чтобы что-то найти - но не саму свечу, как Вы это видели. Как поработать? Найдите какие-нибудь упражнения по стилистике и тренируйтесь, сколько и как Вам удобно. Далее на стилистике не останавливаюсь) Шауров Эдуард. Звезда Иуды samlib.ru/s/shaurow_e_w/zvezdaiudy.shtml Однажды я читал фантастический рассказ про космонавта, попавшего на другую планету. Сразу по прибытии его известили, что он обязан спасти местный мир от суперзлодея. Космонавт не согласился, но, поскольку злодей многократно пытался его убить, новоиспеченный герой решил, что деваться некуда. В финальной схватке злодей победил и, озадаченный, остановился перед последним ударом. Космонавт тут же сам нанес смертельный удар. Злодей обрадовался и умер. А космонавт понял, что он лишь пешка и начал возмущаться. Нечто подобное я вижу и здесь. Иуда вроде как получил задачу сделать то, что он сделал и потому не имеет греха. А он получал такую задачу? В самом деле, вспомним Библию. Моисей - убивал. Давид - убивал. Соломон - убивал. И, тем не менее, хорошо закончили. Почему бы не убить Иуде? Моисей, убив, убежал в пустыню и, похоже, получил прощение при жизни. Давид убивал только в случае крайней необходимости и не смел поднять руку на своего гонителя, потому что тот был ставленником Бога. Соломон - царь, который начинал править в очень жестких условиях и, по сути, стремился опередить своих противников. Из Библии следует, что он разговаривал с Богом. А Иуда - с кем разговаривал? Христос дал ему указание так поступить? Бог-Отец? Нет, это невозможно, потому что в этом случае речь бы не шла о предательстве (по определению). Значит, либо кто-то посторонний подсказал ему так поступить, либо он сам додумался. Если сам, то Иуда - сумасшедший. Если кто-то подсказал - то Иуда с ним согласился. (Кстати, по Евангелию Иуда раскаялся, поэтому версию о сумасшествии можно отбросить). Итак, у нас есть предательство Иуды (т.е. не согласованный с Христом или Богом-Отцем поступок). Нет его сумасшествия. И есть версия Автора, что все было закономерно, т.к. в противном случае жизнь Христа оказалась бы... нецелесообразной. Как бы парадокс получается. Но этот парадокс кажущийся. Архитектор, возводя стены здания, учитывает, как поведут себя основание, или потолок, или почва. Инженер, конструируя механизм, учитывает взаимодействие деталей. Аналогично были заранее просчитаны действия Иуды (сына погибели), но выбор он сделал самостоятельно. А тема не раскрыта. Вообще никак. Заметки на полях: Шауров Эдуард. Звезда Иуды (Наконец-то я добрался до Шаурова. Скорее всего, опять попадет в победители/призеры - я этого не говорил)))) Тем более, что еще и текста не читал. Кто-то в финале опять выкинет финт. Кто? Иуда? Скорее всего. Ну, или обладатель его звезды. Посмотрим) В тёплом ночном воздухе пахло гиацинтами, миррой и кислым дымом остывающих жаровен (Во дает! Художник просто!) Окна соседних домов истекали масляным жёлтоватым светом (красиво, но 'ИСТЕЧЬ | Толковый словарь Ожегова... 2. О времени, сроке: окончиться, прийти к концу.) Неужели, смылся? (зпт) Пётр дважды обошёл все хозяйственные постройки, сделал ещё один круг по двору и, бормоча ругательства (думаю, текущее воспитание Петра не позволяло ему бормотать ругательства. Сожалеть - да: сожалеть он мог запросто) Там, среди чашек с остатками марора, среди блюд с костями ягнёнка и кусочками пресного хлеба, среди горящих лампад плыли по полу ленивые сонные тени (Откуда тени? От лампад. Если огонь горит ровно, то и тени НЕПОДВИЖНЫ. Если налетает порыв ветра то и тени МЕЧУТСЯ. Не получается плыть.) - Похоже, маленький мерзавец удрал, - сказал Пётр, обводя всех бешеными глазами (художественное допущение Автора, я понимаю, но нигде не встречал упоминаний о приступах бешенства у Петра) - Учитель заранее говорил о предательстве, - сказал рассудительный Иоанн. (О! Так речь идет о Тайной вечери! Это означает, что Петр уже не менее трех лет ходит с Христом. Три года Христос лечит людей, вразумляет их, в том числе апостолов, и уже некоторое время сами апостолы лечат людей. Согласитесь, что ругающийся Петр с бешенными глазами выглядит сейчас странно.) (Рассудительный Иоанн по определению не может обвинять без доказательств) (по Евангелию апостолы думали, что Иуда ушел выполнять какие-то обычные дела. Вероятно, Вы хотите рассказать, что ситуация с Иудой была не такой уж простой, что парень и не хотел... Или кто-то пойдет по его пути...Посмотрим.) Казалось их трели (зпт) В Гефсиманском саду пели соловьи. Казалось их трели, пронизывая листву, вплетаются в верхние ветви олив. Внизу, среди травы, соловьям вторили цикады, а чуть в стороне убаюкивающе журчала вода ручья. Пётр клюнул носом и сразу вскинулся. (Как-то рано он клюнул носом. Раз идет описание сада, значит, они только пришли) Пусть Каифа пришлёт всех своих солдат и прихлебал (предложение не закончено) затаились недалеко от вшивой глинобитной мазанки (что-то есть 'вшивой'. Чем именно эта мазанка отличается от других. В ней есть вши, а в других мазанках нет?) - Я хочу, чтобы ты выбросил это в море. Найми лодку, отплыви подальше от берега и высыпь монеты в воду, - сказал он Ицхаку. - Это проклятое серебро. Оно просто должно исчезнуть. (а как же земля горшечника?) - Тогда откуда он мог знать? - Знать что? - Что искать рабби следует у грота? (От Иоанна: 1 Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. 2 Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими.)