Аннотация: Продолжение 1. Казнь Иоана Крестителя Мессия
После недолгих колебаний приказывает своим германцам принести на серебряном подносе голову Крестителя. Было ли это так или не было, трудно сказать, но многие произведения искусства посвящены этому эпизоду.
Тетрарх, священнослужители, римская власть надеялись, что с казнью Крестителя утихнут волнения, но борьба народа с гнётом продолжалась с новой силой. В это время пронёсся слух о появлении нового пророка, который совершает чудеса, обличает угнетателей, призывает народ к терпению и возвещает о скором прибытии Мессии. У него появились приверженцы, ученики. Звали пророка Иисус, или Иешуя.
Мессия- Иисус Христос. Часть 5.
Со смертью Крестителя надежды евреев на скорый приход мессии не исчезли. Наоборот, чем тяжелее был гнёт, чем больше были страдания народа, тем более верили они в скорейшее избавление. Они говорили о "дне мессии", что обозначало неизбежный и очень скорый приход спасителя. Действительно, скоро в Галилеи объявился новый пророк, который призывал людей к покаянию и приготовлению к предстоящему божьему царству. Сначала его принимали за воскресшего Крестителя, другие думали, что он пророк Елиас. Этот человек исцелял больных, очищал прокажённых, изгонял злых духов и исполнял другие чудеса. Удивительным было то, что происходил новый пророк из Назарета, считавшийся у евреев городом необразованных крестьян и плотников, не очень хорошо знавших законы и не особенно строго их соблюдающих. Хотя в Назарете жили трудолюбивые люди, однако, был Назарет городом бедных ремесленников крестьян. Стены домов, или точнее сказать хижин, были сделаны из глины, а крыши из сплетённых пальмовых листьев. Иисус жил в этом городе и любил его, но вынужден был покинуть его, так как жители города не хотели, чтобы он жил здесь и занимался своими проповедями. Он переселяется вместе с матерью в городок Кфар - Нахум или, как его стали называть впоследствии, Капернаум. Находился город на северном берегу озера Киннарет. Центурион (сотник) римского гарнизона, стоящего в этом городке, сочувствовал евреям и даже перешёл в иудейскую веру. На свои средства он построил большую синагогу, ту самую, в которой Иисус читал свои проповеди. Здесь Иисус исцелил тёщу Симона (апостола Петра) и сотворил много других чудес. Город получил у христиан название "его город". Проповедовал Иисус среди простого народа, часто на берегу озера, в рыбацкой гавани. Это была бедная рыбацкая гавань, отгороженная от озера каменной дамбой, защищающей от частых штормов, которые бывают на озере. Как обычно, жизнь в гавани шла своим чередом. Сновали торговцы рыбой, женщины растягивали сети для просушки и починки, а мужчины, голые по пояс, таскали из лодок на берег корзины и вёдра полные свежей рыбой. Рыбу вываливали на плоские камни, лежащие на столах, солили, а затем выкладывали на пальмовые листья для просушки. Другие мужчины, раздетые до пояса, несли на сильных, прожжённых солнцем плечах, мешки с зерном, корзины с овощами и фруктами- продуктами плодородной Изреельской долины, и грузили их на лодки. Сборщики налогов шли от одной группы людей к другой, собирая налоги. Торговцы яростно торговались, пытаясь сбить цену на рыбу, надзиратели следили за работой рыбаков и погоняли их. На одной стороне гавани, недалеко от берега росли две жалких, увядших смоковницы. Раньше здесь был небольшой лес или садовая аллея, но волны озера и время всё уничтожили. На ветвях женщины развешивали свои сети для просушки, крестьяне привязывали к корням своих терпеливых ослов. Возле этих деревьев собралась небольшая толпа рыбаков, носильщиков и крестьян, привезших свои товары в гавань. Они стояли вокруг молодого человека, держа в руках инструменты и орудия их ремесла. Рыбаки с рыбацкими крючьями, носильщики с корзинами, крестьяне с палками, которыми они погоняют ослов. На лицах видна была радость, головы и бороды кивали в душевном согласии. С воодушевлением слушали они слова оратора, поглядывая друг на друга своими чёрными глазами. Удивительно было, что среди толпы находились также несколько сборщиков налогов, которых евреи считали за грешников и, обычно, никто не хотел с ними соприкасаться, а здесь они смешались с толпой, как члены единого братства. Толпа становилась от всё больше и больше. Работающие использовали любое мгновение подбежать и уловить пару слов, как жаждущий спешит к источнику, чтобы выпить глоток воды. Прямо у края воды, почти на берегу лежали рыбацкие лодки и рыбаки стояли в них, босиком, напряжённо слушали речь оратора. Другие сидели на земле, закрыв чёрнобородые лица руками, погрузившись в свои мысли и слова говорившего. Молодой человек производил странное впечатление. Он стоял в белом одеянии, с распростёртыми руками, худой и измождённый. Было ему около 30 лет. Слабый и хилый, с телом ребёнка, он был выше всех, слушающих его. Одета на нём была бело- голубая туника без рукавов и с ритуальными кистями, которые почти достигали земли. Так стоял он под голой смоковницей и проповедовал на арамейском народном диалекте, а стихи из писания цитировал на иврите и люди прекрасно его понимали. Это были слова утешения. Они слушали его со счастливыми лицами, открытыми ртами и светящимися глазами. Он говорил, что они соль земли и что от них благо на землю придёт.
Продолжение. Мессия. Часть 6.
Внимание к Иисусу было не только со стороны простых людей, но и со стороны римских властей, а также высшего духовенства. Появление нового пророка, да ещё в Галилее, славящейся своим бунтарским поведением, не могло не привлечь их внимание. Вокруг Иисуса находились не только его ученики, но и шпионы римлян и священников из Иерусалима. Скоро жителям Кфар - Нахума стали угрожать за то, что они приютили этого смутьяна, и они были вынуждены изгнать его из города. "Нет пророка в своём отечестве"- с горечью сказал Иисус, отправляясь в новый путь. С ним пошли его верные ученики и последователи. Он проповедовал во многих синагогах различных городов.
Многие шли за ним, желая услышать слова утешения, надежду на скорое освобождение, а некоторые хотели узнать, как им поступать в тех или иных случаях. И взошёл Иисус на гору и произнёс " Нагорную проповедь". Вот некоторые его притчи:
- Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А я говорю: вам не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую.
- И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.
- Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
- А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас.
Какая покорность, какое смирение, какой призыв любить ближних своих и врагов. Так чего же так испугались римляне, ведь никакой опасности его проповеди их владычеству не угрожали. Так может быть, он восставал против иудейской веры? Так нет же. Он говорил в той же проповеди:
- - Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришёл Я, но исполнить.
Не было в его проповедях ничего угрожающего ни римлянам, ни высшему духовенству. Так в чём же всё- таки дело? Почему его приговорили к смерти, причём самой мучительной казни, которой подвергали только убийц и бунтовщиков. Да, за ним шли его слушатели, были у него и ученики, кто- то называл его царём иудейским. Но приверженцев у него было очень мало, и влияние было ничтожным.
История знает немало примеров, когда власть предержащая обрушивает всю мощь на малоизвестных людей. Она, эта власть, хорошо распознаёт в этих на вид маловлиятельных героях большую опасность, чем в тех, кто на виду и много кричит. За примерами ходить далеко не надо. Уничтожение артиста Михоэлса, который был вполне лоялен к властям, имело под собой туже логику, или пример с Иосифом Бродским, которого вообще никто, кроме небольшого круга поэтов, не знали. Однако власти обрушили на него весь свой карательный аппарат, распяв его, если не физически, то морально.
Три года осталось жить Иисусу, за ним уже ходили шпионы и доносчики, внимательно слушая его речи. Иисус выбрал из числа своих последователей 12 апостолов, которые должны были идти в народ и нести его учение. Это были его верные ученики. С ними он пошёл в Иерусалим праздновать еврейский праздник Песах. Каждый еврей старался провести этот праздник избавления от египетского рабства в Святом городе, в храме Иерусалима. Потому и Иисус, как верующий еврей, со своими учениками направился в этот город, где ему угрожала опасность со стороны первосвященников и римлян. Для собрания было выбрано жилище разносчика воды Хилела. Это была пещера в мощной стене Давида, ограждающей город. Маленькая лестница вела в длинное и низкое помещение, стены которого были сложены из мощных окантованных камней. Одно маленькое окошко направлено на Водяные ворота, стоящие на берегу Кидрона. Из этого помещения ещё одна небольшая лестница вела на ограждённую забором террасу, укрытую сверху тонкой крышей из тростника. От этой террасы можно было обозревать все четыре угла Иерусалима, оставаясь самим не замеченными. Вот на этой террасе и велись приготовления к праздничному седеру. Забор был увешан дорогими шёлковыми тканями, а в конце террасы установили диван для Иисуса. Для учеников положили соломенные маты на пол, на которых они могли бы сидеть. На столе, покрытом красивыми платками, стояли кувшины и чаши. Для учеников чаши были из глины, а для Иисуса был поставлен алебастровый сосуд, подаренный ему учеником Симоном. На столе лежали маца, овощи и зелень. Стояли также чаши, наполненные водой для праздничного омовения рук. Полотенца обрызгали душистой водой, а рядом со столом поставили чаши с курящимся ладаном. Лампы с дорогим маслом равномерно были распределены по столу. К вечеру появился Иисус со своими учениками. На рабби была белая одежда. Лицо его было бледным, волосы тщательно причёсаны и разделены на лбу. Вода текла по его локонам, как будто он только что пришёл от крещения. Капли бежали вдоль лица и его бороде, поседевшей совсем недавно. Как проходило празднество никому неизвестно. Всё, что рассказывали или рисовали художники, включая знаменитую картину Леонардо де Винчи, было придумано значительно позже, и отражали лишь фантазию их создателей. После праздничной трапезы, рабби вместе с учениками пошли отдохнуть в Гефсиманский сад. Ученики улеглись под ветвями деревьев, отяжелев после еды, а Иисус вместе с Симоном сыном Йонаса пошли в глубь сада. Рабби шёл, погружённый в свои печальные думы, догадываясь о своей трагической судьбе. Симон дотронулся до одежды рабби, как будто хотел ему добавить сил. " В эту ночь все вы будете на меня сердиться и от меня отречётесь"- проговорил печально Иисус. Когда Симон услышал эти слова, то вскричал, вскинув вверх свою мощную голову: " Если все от тебя отрекутся, то я не отрекусь от тебя. Я готов идти за тобой в тюрьму и даже на смерть!". Другие ученики подошли поближе и повторили: " Мы также готовы, рабби!". Но Иисус сказал печально, обращаясь к Симону: " Симон, я сказал " Аминь". Но в эту ночь, прежде чем петух трижды прокукарекает, ты трижды отречёшься от меня!". " Если я должен буду жизнью заплатить, я не отрекусь от тебя!"- вскричал огорчённо Симон и ударил кулаками себя в грудь.