Собственно, это хроника одного медитативного состояния, как-нибудь я подробно опишу его. Долго не мог отстроиться от собственного тела: точку концентрации двигал и т.п. - нет, не отстыковывается, есть, и всё тут. Позвоночник и т.п. особенности дяденьки в возрасте 55 лет, чрезмерно много времени проводящего за клавиатурой, но с переменным успехом пытающегося вести ЗОЖ. Почему не отстыковывалось, я примерно понял, но это скушно и я тут про это не буду растекаться мысью.
Потом думаю, какого хр..., сталкер я или нет? Мало ли, что пишут, типа "тысячелепестковый лотос открывается не сразу, к нему подход нужен, то-сё, кундалини-шмундалини", короче скрутил это я кхечари и перегнал точку концентрации на дюйм выше макушки. (Я про это уже когда-то писал, что спонтанно нарыл такой метод, чтобы с неприятных планёрок и от нудного начальства сбегать: https://newcopperbeard.livejournal.com/398116.html)
Опа, смотрю - вышло. Стхула-шарира с позвоночником своим и прочей биомеханикой отодвинулась далеко вниз. Яркая точка, которая белым светом высвечивает самую верхушку эээ... меня. Ну и погнал я этот свет помаленьку вниз. Почти весь стал прозрачный, как тропическая рыбка. Классное ощущение, кстати.
Потом уже меня стукнуло: ба, Миша, ты же сыграл точно п.8 из "Виджняна Бхайрава тантры"! Вот этот: "Внимание между бровей, и пусть ум будет прежде мысли. Пусть форма наполнится сущностью дыхания до верхушки головы, и там - ливень как свет. " Если кратко, все было именно так и в такой последовательности. Но дело в том, что во время процесса я про этот самый "ливень как свет" не разу не вспомнил - честное слово! "Значит, сработала эта хреновина-то!"No
п.с. Нижеследующее для моих православных друзей. Понятное дело, это никакой не Нетварный Свет и всякое там подобное. Не "нетварный", потому что всё вышеописанное создал я сам. Нет, и галоперидол тоже не закончился. Человек (любой) вообще обладает настолько большими, бесконечными, творческими способностями - о которых, к сожалению, чаще всего даже не подозревает. Или запрещает себе их исследовать.
***
Пижма
Если растереть в пальцах шарик пижмы и потом лизнуть палец и подержать во рту, сначала приходит аптечная горечь. Потом, через несколько секунд, она растворяется, и остаётся невесомый, какой-то электрический эфирный аромат, в котором есть чай со свежей мятой, почему-то липовый парк со статуями, сандаловый запах, который ты чувствовал, открывая дверцу (нет, Врата!) старинных бабушкиных часов, сухие бессмертники с берега реки-моря, текущей в стране, которой больше нет, и ещё действительно эфир - так пах раствор коллодия в зеленой аптечной склянке с притертой пробкой. Эта верхняя полусфера вкуса пижмы стукает в голову, и ты начинаешь Видеть. Например, что свет, нестерпимой лавиной льющийся с небес - ещё летний, золотой. Это потом, уже к сентябрю, он станет серебряным, и от него всегда немножко хочется плакать. Но это потом, а пока золота хватит на всех. Ты вдруг видишь, что в сияющем воздухе летят золотые искорки - березовые семена. Не кружатся и не падают, а именно парят бесконечной золотой сетью, похожей на Вселенную в мощный телескоп. Сегодня, пока я был на работе, ветер нанёс их в открытые окна (пятый этаж!) и разложил ровным слоем по всему дому. Я люблю тебя.
***
Капельки
Листва в капельках, бриллиантовые сферы висят на кончиках листиков, в каждой такой сфере перевернутое небо - это я неизменно отношу к самому прекрасному на Земле и вещам, о которых буду скучать "там". Таких вещей немного, и с годами становится всё меньше: мироздание устроено жестоко, и, наверное, кроме голой сингулярности (я = бесконечный свет = пустота = ничто = всё = сатчитананда = нирвана = Царство) ничего нет. Включает ли это Царство-пустота-сатчитананда прозрачную капельку на кончике листика - вот вопрос. Аскеты-отшельники пишут "нет!". Поэты говорят "да!".
***
137 секунд
Увидел у френда. В комментариях там замечательный вопрос: "А что такое вечность?"Подумал, что для нас время существует, потому что мы живем не в "моменте", а в более или менее продолжительном отрезке, как у Лема в "137 секундах": пережёвываем события и диалоги прошлого, конструируем возражения давним оппонентам, строим планы на будущее, хотя бы самое ближайшее - обдумываем, что сделаем или скажем через несколько минут или часов. Ширина этих "137 секунд" зависит от степени запущенности внутреннего диалога и в тяжелых случаях простирается от детства до смерти, а то и дальше. Медитируя на осознанность "здесь и сейчас", мы сокращаем этот отрезок до точки. Пытаемся сократить; это нелегко, ум привык жить в протяженном, одно-мерном времени, а не в нуль-мерном. Но когда это удается, хоть на секунды, то, сократив "длящуюся историю" до незаметной точки - хотя бы поймав неуловимое мгновение поворота между вдохом и выдохом, или остановившись в благоговейном созерцании капельки на кончике травинки - мы обнаруживаем, что эта функция с особой точкой: как только время сжимается до нуль-мерной точки "здесь и сейчас", оно немедленно разворачивается в многомерную Вечность...
***
Вверх-вниз
Нижняя точка выдоха похожа на нырок в воду, когда начальная скорость потеряна и ты переворачиваешься в облаке пузырьков головой к солнцу. Она находится гле-то на ширину ладони ниже солнечного сплетения, это место начала всякой речи и обитель великой тишины. Если на нее установить фокус внимания, то утихают всякие слова и тени слов.
Верхняя точка вдоха похожа на вершину траектории прыгуна на батуте, или скорее, рассыпавшихся звездочек салюта. У нее нет точной пространственной координаты, это не точка, а скорее область. Которая в некоторых случаях распространяется на весь мир.
***
Долго не мог въехать, почему в "Со-хам" слог "хам" (я) ложится на выдох, а "со" (То, Брахман, Шива) - на вдох. Ведь выдыхаешь ты наружу, а вдыхаешь внутрь (чисто физически). "Я" у нас где? Внутри! А Шива с Брахманом у нас где? Тоже внутри... тьфу, короче.
Видимо, въехать не мог не только я, потому что в некоторых текстах рекомендуется использовать означенный "со-хам" навыворот, а именно синхронизировать "хам" ("ханг") с вдохом. Я так пробовал - выходит как-то против шерсти, крайне дисгармонично.
Потом понял, что "внутрь" - это не вдох, а выдох. Выдох - это не выход чего-то наружу, а коллапс, схлопывание тебя внутрь. Процесс вдоха-выдоха напоминает пульсацию цефеиды или циклическую эволюцию Вселенной в некоторых инфляционных моделях, при этом точке где-то у конца выдоха соответствует фазовый переход в состояние особого вакуума ("вхождение ныряльщика в воду"), и далее схлопывание в планковскую плотность со стиранием всей истории и оборотом стрелы времени.
Спонтанная задержка дыхания, кевала-кумбхака, возникает именно в точке наинизшего выдоха, и это состояние всегда чистое "внутри". Оно, кстати, удивительно классное - состояние блаженного покоя и завершенности. "Когда по окончании вдоха и выдоха наступает Полнота, именуемая Покоем, в ней [по милости] Шакти является [Высший] Покой."
Но оно не финальное. Там дальше есть следующее пространство ("за сингулярностью"), куда меня пока не пускают. Думаю, не пускаю туда себя я сам - срабатывают чисто биологические охранительные системы организма: те врата пропускают только в одну сторону.
***
(ДСП. Уровень допуска не ниже хакера.)
? Ниже пупка на пять ангул и выше промежности на две ангулы, посередине расположен так называемый корень, именуемый местом расположения чакры.
? Сдерживая прана и апану, следует поместить туда ум. Преодолевая движение ветра, следует направить его по серединному пути. (http://wiki.shayvam.org/Шакта-виджняна)
Всегда опасался медитировать на то, что ниже пупка, памятуя "Когда молишься, отнюдь не спускай внимание вниз, не то блудная страсть замучит"(с) Оно и выходит, что нижняя часть - отдельно, сама по себе, а все, что сверху - не подключено к ней и испытывает энергетический голод. Зато снизу - переизбыток энергии, которая стекает в апану со всеми вытекающими проблемами, расходуется, условно говоря, в унитаз. Дисбаланс: снизу до х... (в буквальном смысле), сверху - голод. Оттого постоянно хочется спать.
Короче, попробовал помедитировать на то, что описано в Шакта-виждняне, на точку между пупком и муладхарой. Вышло очень классно: там словно находится звезда, оранжевый карлик, и рядом с ней (точнее, над ней) очень тепло и уютно находиться. Состояния тепла, принятия, короче окситоцин. Уходить оттуда вверх не хочется, потому что здесь всё - источник энергии, покой, ласковое тепло и лето. Визуально (вызываемый в сознании образ) действительно очень похоже на звезду, но не обжигающе-яркую, а теплую и ласковую.
Когда сделал мула-бандху, ощущение, что поток оттуда пошел вверх и дошел где-то до легких (но не дальше), и состояние балансирования на границе сна сменилось почти чистым бодрствованием. Наверное, я пощекотал кундалини?
***
Vitruvian
Понял, что отстраиваться от собственного тела в медитации - контрпродуктивно. В глубоком медитативном состоянии сигналы от него служат базисом, той самой черепахой, на которой покоится творимый тобою мир; все миры, которые ты тут создаешь и посещаешь. Субстратом вроде физического пространства-времени для элементарных частиц, Махапурушей, из частей которого боги создали Вселенную; только тут эти самые боги, Маха-Пуруша и Вселенная - это ты сам. Неустранимые сигналы от твоей стхула-шариры - это пять элементов, соответствующие пяти лучам магической пентаграммы, чертеж витрувианского человека, равного мирозданию.
***
The Race(обрывок)#сказочка
- Да это обычные юноша и девушка, посмотри: они замкнуты друг на друга и полностью поглощены друг другом. Им никакого дела нет до нас.
- Ну да, правильно. Вот этот парнишка в капюшоне, который только что шел за нами как приклеенный - он тупил в свой гаджет и скорее всего, нас просто не заметил. Ну, парочка в возрасте гуляет по Московским переулкам, тут их много таких - переулков и парочек.
- Вот, сам видишь!
- В обычной, "общей" физической реальности это всё обычные, нормальные люди: студенты, влюбленные, дяденьки с тетеньками. Фишка в том, что большая часть из них ведет себя в той или иной степени неосознанно, автоматично: погружены в свои мысли, прокручивают в мозгу внутренний диалог, тупят в телефон. Особенность в том, что ты живешь не в этой реальности, а в своей собственной. Из "общей" ты берешь только внешнюю обстановку - и то частично. Переулок, фонари, закат и общие абрисы фигур местных обитателей. Но это не всё. Твоя реальность населена проекциями твоего подсознания, которое делает очень интересную штуку: берет такую проекцию, которая наиболее отвечает твоей установке в отношениях с внешним миром, и виртуозно совмещает с ближайшей в зоне досягаемости человеческой фигурой. И вот уже обычный парнишка-студент превратился в преследующего тебя гебета без лица, а пара пенсионеров, мирно беседующих в проулке о прокладке водопровода на даче - в двух инвольтирующих тебя колдунов. Помнишь "Человек в проулке" Честертона? В полупрозрачном зеркале реальности ты видишь отражение своих демонов.
- Чистая психиатрия?
- И да, и нет. Я не зря упомянул, что большая часть из встречных ведет себя неосознанно. А ты всегда слегка скручиваешь пространство вокруг себя, создаешь некое поле смысловой дисторсии. Ну там коллективное бессознательное и всё вот это... И если эта дисторсия достаточно мощная, то наложение твоих проекций на окружающих людей не однонаправленное.
- Перехват управления?
- Да. Они и в обычной реальности начинают более или менее явно вести себя так, как ты ожидаешь от них... то есть не от них, а от своих подсознательных шаблонов. Скажем, "злобные приходские ведьмы" действительно существуют. Если ты ждешь их увидеть, то ты их увидишь. Точнее, создашь. Мне они не попадались ни разу. Наверное, потому, что я там редко бываю и прихожу туда к порталу Тайны, где обычных людей просто не может быть.
- Ой в магию полез! Канон Ллойда-Моргана, ну-ка? Это всё зеркальные нейроны: окружающие просто отпасовывают тебе твое же отношение.
- И да, и нет. Наверное, 95% эффекта - то, о чем говоришь ты. Но как сюда отнести случаи, когда окружающие словно сговорились преграждать тебе дорогу, сталкивать с тротуара, или вываливать одновременно изо всех дверей и кустов, словно по отмашке режиссера (помнишь, мы еще смеялись?), когда ты находишься в какой-то щекотливой ситуации, то есть тогда, когда ты никак не вступаешь в общение и не проявляешь своих установок?
Есть и обратные ситуации, когда ты эксплуатируешь эффект сознательно. У меня на плейере есть подборка музыки, которая называется "Street dance". Под нее я люблю, знаешь ли, внутри себя постановочные сюжеты рисовать. Несколько раз мне удавалось так раскрутиться, что отдельные окружающие начинают легонько - пятка-носок - подтанцовывать под музыку у тебя в наушниках. Легонько, но вполне явственно и точно в ритм. В первую очередь это дети и совсем молодые люди. Последний такой случай был вчера - молодой человек с девушкой в метро и ремикс "The Race" Yello у меня на плейере. А ты сидишь и улыбаешься...
***
Agnicitrinitas
1. "Следует созерцать свое тело [город], сжигаемое огнем Калагнирудры, поднимающимся от подошв стоп, и развеиваемое в конце пеплом. Тогда явится Свет Покоя." (Виджняна Бхайрава тантра, 52) Огонь времени ("кала агни") - это не погребальный костер из дров, на котором тебя сжигает кто-то посторонний. Дров тебе никто не соберет и уж тем более не плеснет керосина, и это не нужно: топливом ты более чем обеспечен, это во-первых, и нет во Вселенной никакого другого топлива, кроме того, которым Бог заправил тебя при запуске - во-вторых.
Я долго не мог въехать, почему у меня не выходит эта практика, пока не понял, что нужен не внешний источник энергии (погребальный костер), а всего-навсего запал, детонатор. Мое существо до крайности экзотермично. Три моих тела - черное, тело нигредо, или тамасическое; белое, тело альбедо, или саттвическое; красное, тело рубедо, или раджасическое - это компоненты экзотермической реакционной смеси, подобно углю, селитре и сере - компонентам пороха. Отсюда и горение ее более напоминает не сжигание тела на шмашане, а бенгальский огонь, термитную смесь, или скорее, самораспространяющийся высокотемпературный синтез (SHS).
Символично это выражает трипундра Шивы, про которую в Калагнирудра-упанишаде сказано: "Три линии, идущие одна над другой по лбу вдоль темени, посреди лба, вдоль глаз и межбровья, образуют её внешний вид. Та линия, которая идёт первой - огонь гархапатья, слог "а", земной мир, качество страсти (раджаса), она - символ собственного Атмана, силы действия [...] Та линия, которая идёт второй - огонь дакшинагни, слог "у", качество благости (саттвы), мир антарикши, она - символ внутреннего Атмана, силы воли [...] Та линия, которая идёт третьей - огонь ахавания, слог "ма", качество тьмы (тамаса), небесный мир, она - символ высшего Атмана, силы знания [...]", но кроме трех горизонтальных линий трипундра содержит, как известно, еще и око Шивы, образ пламени, пересекающий их все по вертикали.
Пламени того высокотемпературного синтеза, в котором из трех гун природы (тамаса, раджаса и саттвы) и трех стадий алхимического делания (нигредо, альбедо и рубедо) получается не просто нечто качественно новое, но то, что поверх всяких качеств - "Свет Покоя" (в другом переводе Виджняна Бхайрава тантры - "Тогда он ощутит свою истинную природу, которая есть полный покой").
Это Великий Магистерий; точка, где "Да умолкнут всякие уста, всякий язык, умолкнет и сердце - этот хранитель помыслов, и ум - этот кормчий чувств, и мысль - быстролетящая безстыдная птица, и да прекратится всякое их ухищрение. Здесь да остановятся ищущие, потому что пришел Домовладыка" (Прп. Исаак Сирин, Слова подвижнические, 15) .
Цитринатическое тело, самая таинственная стадия Делания, о которой чаще всего умалчивают, потому что укорененный в качествах-гунах, не только в грубых и вещественных тамасе и раджасе, но хоть бы и в сияюще-белой, прозрачной саттве, человеческий ум в этом пространстве, которое за пределами всякого Ничто и Нечто, держится с трудом, вИдение этого состояния мимолетно, оно ускользает от прямого взгляда, и ему нельзя дать никаких катафатических определений, кроме, разве что "Золотой и очень теплый".
"Веди меня от несуществующего к существующему (от незнания к знанию), веди меня от тьмы к свету, веди меня от смерти к бессмертию" - вроде бы ничего более и желать нельзя, но совершенное Знание, бесконечный Свет и Бессмертие - этого мало, поэтому Шанти-мантру завершает загадочное "Om shanti shanti shantihi", в этой стадии "языки умолкнут и знание упразднится", и всё претворяется в "мир, всяк ум преимущий".
2. Особенность горения такого рода - ему требуется достаточно мощный импульс, чтобы преодолеть потенциальный барьер начала реакции. Некий триггер, инициация. Определенное инициатическое потрясение, кризис, разрушение привычных границ зоны комфорта и системы представлений - ведь реакционная смесь чаще всего больше похожа не на классический порох, а на дейтерид лития, так что триггер-инициатор в большинстве случаев требуется ядерный. Энергии процесса слишком высоки, и высокий инициатический порог необходим, чтобы заряд не изошел бесплодным дымом или не рассыпался до начала реакции.
***
Про нигредо и осень
"...Сладко, да? Но чем ты хочешь быть, тем и станешь - таков закон. Вот и выходит, что проходя очередную Лилу, ты этой... громокипящей молнией возносишься от совершенства к совершенству и... закономерно пролетаешь мимо заветной клетки 68, застревая то в Ананда-локе, сфере блаженства, то в Брахма-локе, то еще где-то там... наверху. Вот сейчас в саттва-гуне засел, и ни вперед, ни назад. Игра зависла. И ты уже убедился, что достичь заветной 68-й клетки... слушай, наверное, это то, что называют Царством? - можно только тогда, когда ты откажешься быть замкнутым в своей самодостаточности, неуязвимым богом и станешь человеком. Хоть на немножко. Я вообще думаю, что вход в Царство, те самые Игольные Уши - предназначены для людей. Голых, маленьких, уязвимых, способных плакать и быть смятенными, неуклюжими и нуждающимися в помощи. Не для богов вроде тебя. А ты боишься быть слабым... боишься бояться, а уж нуждаться в Чьей-то помощи для тебя невыносимо. Именно поэтому ты много и за всё благодаришь - но благодаришь не от сердца. От ума. Благодаришь даже за боль и усталость - чтобы только не просить избавить от них! Поэтому ты готов отказаться даже от Царства и от собственного бытия, поэтому уходишь все дальше за пределы молчания, исследуя все более глубокие медитативные состояния - чтобы только не вытаял осколок ледяного зеркала из твоего сердца!" (источник)
- Усталость - величайший дар Господа, помнишь, я как-то говорил?
- Это осень, она всегда начинается внезапно... Хотя ты ведь знал, что сегодня тепло закончится, еще когда вчера фотографировал последнюю бабочку. Еще хайку хотел написать, что твой возраст похож на этот последний теплый день осени.
- Не написал...
- Не написал. Осень возвращает тебя к тебе из летнего ex-stasisa. К тому тебе, который все-таки устал. Эко тебя вчера...
- Однажды ты устанешь настолько, что просто присутствие хотя бы одного человека в поле зрения, хотя бы слабый намек на чужой голос настолько мучительны, что ты рычишь в лифте, поднимаясь к себе на пятый этаж: "Уходите, уходите все!..", понятно, что никакие хайку писать незачем и не для кого, писать вообще незачем и не для кого, делать что-либо утомительно, докучно и бессмысленно, а вожделеешь ты единственного: выключить свет и нырнуть в медитацию на уничтожение реальности.
- Это прям какая-то экстремальная версия 29-й дхараны из Виджняна Бхайрава Тантры1. Ну и ты сгорел?
- Нет. Пришел к себе домой. В мир нигредо.
- Из того, что ты мне показывал, это очень смахивает на ад. Sol niger и всё этакое. Ну как в иллюстрациях к Данте обычно рисуют. Но ведь тебе там было хорошо? Ты не хотел оттуда уходить!
- Видишь ли, во мне три тела: черное тело, сиречь по-нашему, по-посконному, тамасическое: пашу-бхава и вот вокруг этого всего. Белое - саттвическое и красное - раджасическое. В теории должно быть еще цитринатическое - то, что должно выйти из всего этого варева после трансформации.
- То самое "золотой и очень теплый", который ты как-то видел краешком?
- Ну, наверное...
- Тогда постой, ты тут что-то несообразное нарисовал. В алхимии рубедо - финальная стадия Делания, Великий Магистерий. А у тебя это один из компонентов...
- Видишь ли, я ощупью иду. Где-то видел мысль, что один из парадоксов нашего времени - тот, что высшие тайны в открытом виде разбросаны по площадям, можно их повторять до бесконечности и все равно ничего не понять. Традиция прервалась. Почти все традиции прервались, я один. Вот это бесспорная и очень ценная истина, которую я понял. Поэтому мне не хотелось оттуда уходить.
- ?
- Сейчас опять вильну мыслью, следи. Тут сегодня пересек вниз психологически важный рубеж: 79,8 кг. Я рослый парень, мне 55, а я столько в 10-м классе весил. Мой личный "рекорд" - 114. Но в последнее время я долго не мог понять: что стало не так с гравитацией? Почему, несмотря на тренировки, марафоны и отличную физическую форму, меня так тянет в землю? Я же похудел на 34 кг!
- Понял?
- Понял. Черное тело очень тяжелое. Пока ты живешь в обычной матрице, все твои компоненты растворены в обычной породе и тяготение уравновешивается архимедовой силой. Уравновешивается, но не до конца, потому иначе люди бы не говорили о "томлении духа". Когда ты - ощупью - выбредаешь в саттва-гуну...
- Это где ты сейчас в этой лиле и застрял?
- ...ты попадаешь во вселенную с другой физикой. Тут твои нигредические элементы, "нигредоны", элементарные частицы, из которых ты частично построен - становятся очень тяжелыми. Ну, поле Хиггса тут имеет другие значения... Вот и тянет к центру планеты так, словно это не Земля, а нейтронная звезда.
- Ой!.. А знаешь, хуже всего то, что они не только имеют колоссальную массу, но и нестабильны. Не вечны. Поэтому тут... ничто по-настоящему не есть.
- Правильно, еще и это. А в мире нигредо всё твое нигредо - своё, оно там - подобное в подобном, stabilis in stabili, это его последний шлюз и естественная среда обитания. Там его никуда не тянет, оно не мешает и оно вечно.
- Мне страшно. Я поняла, почему про ад говорят, что он вечный...
- Осень. Великая осень мира...
------------------
1"Следует созерцать свое тело [город], сжигаемое огнем Калагнирудры, поднимающимся от подошв стоп, и развеиваемое в конце [пеплом]. Тогда явится Свет Покоя." (ВБТ, 29)
***
Я есть
Учителя (нео)адвайты в один голос заклинают: "Тебя нет! Тебя нет! Присмотрись: нет никакого отдельного "Я"!" и пр. Читал я это, читал, и в один прекрасный момент меня стукнуло: "Миша, ступидо ты бамбино, стряхни наваждение! Это не "тебя нет", это - нет никого и ничего, кроме тебя!"
Помогли мне это понять две обучающие программы: а)травмированная коленка и б)йога-нидра. Коленка не позволяет выходить из само-осознанного состояния, потому что, неправильно ступив, ты рискуешь получить... массу поучительных впечатлений, немедленно и залпом. А постоянное поддержание этакой легкой фоновой пратьяхары превращает окружающую реальность, "данную нам в ощущении"No и, как про нее обычно думают, "существующую независимо от нас", в то, что она есть на самом деле: декорации, в сигналы твоих пяти (ну, если по-индийски, то шести: плюс ум) чувств, проекции их на переферии восприятия. Убирает "эффект присутствия", превращает кинотеатр IMAX в обычный сельский кинозал.
Йога-нидра укрепила меня в этом ощ... знании. Когда ты опрометчиво берешься практиковать ее в состоянии сильной усталости, ты время от времени выпадаешь из йоги-нидры в нидру обычную, т.е. в нормальный сон, или по нашему, по посконному, в сушупти. Эта ситуация обогатила ценным наблюдением: в такие моменты гаснет окружающая реальность (голос инструктора или музыка), но твое "Я" не перестает быть даже на самый краткий момент. (Обычно-то утверждают, что во сне "Я" исчезает!) Выныривая из сушупти обратно, ты с любопытством обнаруживаешь, что куда-то бесшумно сбежали "Air and light" Стива Роуча (32 минуты) и пара классных композиций Bing Satellites (в общей сложности минут сорок), и вместо них уже Desolate Horizons катят через океан свою Giant Wave. Их все это время не было. А ты - был. Эта функция непрерывна и дифференцируема в любой точке.
***
Махашавасана
...Даже не знаю, есть такая или нет. (В поиске вроде есть.) В общем, это не то, что вы думаете, а зарисовочка по мотивам моих вчерашних медиташек.
Sundial Aeon (который был у меня в наушниках) - зачетная музыка для того, чтобы внутри себя (или где?) подобную сценографию рисовать. Ничего _такого_ тут нет. Они не страшные. Это всё, кстати, я, я, я, и еще раз я. Все мои шариры и тот, который Абсолютный Субъект, Нартака Атма, истинное Я. Пространство, где всё это я пытался станцевать - тоже я.
В бумажном рисунке меня чего-то в готику повело, а в той сценографии был модерн пополам с биотеком, но я понял, что если стану эти спирали и аттракторы строить, то запорю картинку, чего категорически не хотелось. В архитектурном рисунке у меня практика нулевая, вот что. Надо будет подтягиваться.
Одно плохо: короткие они, минут по 6-7, это вам не Стив Роуч, в которого можно занырнуть минимум на час. Сценография к Стиву Роучу у меня в ближайших планах.
***
Блинчиком
Опять вчера практиковал йога-нидру (с предварительной углубленной шавасаной) в состоянии сильной усталости. Сёрфил на границе сна и бодрствования, ныряя в сон блинчиком, как Silbervogel по границе атмосферы. Интегрально во сне провел процентов 70 времени, и вот что понял:
1. "Я" существует неразрывно, не теряясь даже на самый краткий момент. Это некий нулевой уровень, абсолютный ноль, ниже которого "реальность реальности" упасть не может.
2. "Мерцает" голос инструктора, музыка в наушниках, ощущение тела, вообще вся физическая реальность пропадает до нуля при уныривании ниже границы сна, при этом точка концентрации внимания, путешествующая по телу вслед за инструкциями к практике, продолжает делать это вполне точно и последовательно: во первых, выныривая из сна и обнаруживая голос инструктора звучащим, ты обнаруживаешь, что внимание направлено туда, куда он в данный момент указывает, а не туда, куда оно было обращено в момент входа в сон. (Впрочем, это еще требует проверки). И во-вторых, то, что практика не прерывалась, обнаруживается по эффекту от нее: тело ощущается таким же "осознанным" ("осознанный" здесь - прошедшее совершённое время, по аналогии с "умытый"), "проработанным", как если бы практика велась в непрерывном бодрствовании (а вот этот эффект четкий и воспроизводимый; главное - пройти практику до конца).
3. Внимание, сосредоточение и осознавание не имеет никакого отношения к инвариантности "Я". Я могу быть "здесь и сейчас"; могу "болтать ногами и считать языком зубы"; могу концентрироваться на осознавании "Я есть"; могу полностью забыть о себе (экстатические переживания); вся реальность вместе с осознанностью и вниманием может полностью исчезнуть (сон) - всё это относится к относительной реальности, влияет не степень ее "квантовой декогеренции" может меняться вместе с ней или отдельно от нее. Внимание и осознание, с одной стороны, и "реальность" - с другой соотносятся друг с другом, как поле и вещество; а "Я" - это пространство-время, в котором вещество и поле (внимание и реальность) существуют. Пространство-время без вещества и поля может существовать, они без него - нет.