Шульгин Николай : другие произведения.

"Шульгин" или Метафизическая Глупость

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Я считаю систему взглядов А.С. Кончеева, по своему, выдающимся событием в эзотерике. Почему? Потому что, не к обиде уважаемого Кончеева будет сказано, он для меня наиболее ярко воплощает МЕТАФИЗИЧЕСКУЮ - ОТНЮДЬ НЕ ЛИЧНУЮ - ГЛУПОСТЬ ЭЗОТЕРИЧЕСКОГО ОХЛОСА. А поскольку я и сам когда-то исповедывал нынешние взгляды Кончеева, моя критика кончеевизма есть, по существу, самокритика. Все, что я здесь говорю о Кончееве относится именно ко мне самому - миги вечности тому назад. Поэтому я заменил слово "Кончеев" в названии на слово "Шульгин".
   Если бы Кончеева не было, его следовало бы придумать.
   Что такое Метафизическая Глупость? "Глупость просто" можно определить как недонормативную ориентацию в данной ситуации, попросту говоря, тот случай, когда способности воображения и интеллекта стоят ниже среднестатистической нормы. Метафизическая Глупость - это претензия на метафизическую Истину - и при этом отсутствие того уровня ориентации в метафизических проблемах, который был бы сообразен средней норме в данной сфере. Почему можно говорить, что Кончеев подпадает под эту квалификацию, будучи лично человеком отнюдь не глупым? Дело здесь вот в чем. Средненормативную ситуацию в сотерологической эзотерике можно уподобить интуитивному пониманию того, что "дважды два - четыре". Это интуитивное понимание присуще даже "обыкновенным гражданам-обывателям". Переходя от метафор к самому предмету, наше "дважды два - четыре" означает глубокую уверенность каждого индивида в возможности индивидуального Спасения. Практически все эзотерики, также как и "рядовые обыватели" по-своему, исходили из такого "дважды два...". Единственное, что их отличало от знания Истины во всей ее сотерологической силе и блеске - что сделал именно Шульгин, но сейчас не об этом, - неуверенность в ней и допущение, что иногда - в рамках простой таблицы умножения,- может быть так, что "дважды два - пять".
   И вот однажды пришел "Кончеев" - у нас в эссе даже не конкретная личность, а метафора некоего типажа - и сказал: "Дважды два - пять", т.е. Спасение никем и никогда до сих пор достигнуто не было. Такой взгляд, отнюдь не в силу своей Истины, а в силу своей метафизически-глупой небывальщины может, конечно, произвести некоторый фурор. По своему, он даже "гениален", ибо глупость несет в себе и элементы гениальности, тем более, глупость метафизическая. Но в данном случае мы имеем дело именно с ГЛУПОСТЬЮ, то есть тем, что не только не "выше" но именно НИЖЕ НОРМЫ.
   Эзотерический охлос падок не на Истину, а на "небывальщину". Гениальное похоже на Глупость, а Глупость - на Гениальное как раз потому, что и то и другое ВЫХОДЯТ ЗА РАМКИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА. Но гениальное - над этими рамками, а глупое до них просто не дотягивает. (Кстати, по этому критерию у Шульгина Спасение выше всякого максимума, а у Кончеева - ниже всякого минимума - сравните и почувствуйте разницу). Однако эзотерическому охлосу, ярким воплощением сокровенных чаяний и образа мыслей которого является МЕТАФИЗИЧЕСКИ ГЛУПАЯ концепция уважаемого Кончеева, подобное различение неважно. Тем более, что ЛЮБАЯ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ГЛУПОСТЬ НАСТОЛЬКО ПРЕВОСХОДИТ ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ В ОТНОШЕНИИ К НЕМУ ПОДЛИННО ГЕНИАЛЬНОЙ. - Но не более чем на уровне обыденного сознания, для которого "гениально" все непонятное и не связанное с покупкой снеди в супермаркете.
   В чем разница концепций Кончеева "До сих пор не спасся никто" и Шульгина "Мы все уже спасены"? Если говорить на языке метафор, то Кончеев утверждает, что "дважды два - пять", - и тем самым падает ниже уровня даже вульгарного охлоса, достаточно интуитивно грамотного метафизически, чтобы чувствовать, что подобные взгляды попросту "собачий бред". А Шульгин говорит "дважды два не просто четыре, но в рамках таблицы умножения никогда не бывает чем-то иным, как наивно считалось ранее". Иначе говоря, что Спасение не только реально для каждого отдельного индивида, независимо от спасения всех остальных, но также и УЖЕ налично достигнуто каждым. - Хотя, разумеется, не в смысле бытовом, а в смысле бытийном. Мы этот вопрос еще будем подробно разбирать.
   Тем самым, Шульгин обосновывает справедливую глубинную уверенность каждого нормального индивида в его надежде на лучшее и на то, что он УЖЕ ЕСТЬ. А коль скоро Спасение - САМА СУТЬ БЫТИЯ (т.е. "ЕСТЬ"), то ИЗ ТОГО, ЧТО ТЫ ЕСТЬ, СЛЕДУЕТ, ЧТО ТЫ УЖЕ СПАСЕН. ТЫ НЕ СПАСЕН РОВНО НАСТОЛЬКО, НАСКОЛЬКО ТЕБЯ ЕЩЕ НЕТ. "МЫ УЖЕ СПАСЕНЫ" ОЗНАЧАЕТ, ЧТО МЫ УЖЕ ЕСТЬ С ТОГО МОМЕНТА, С КОТОРОГО МОЖЕМ ПОСТАВИТЬ ПЕРЕД СОБОЙ ЭТУ ПРОБЛЕМУ. ВОТ В ЧЕМ СУТЬ ПОДХОДА ШУЛЬГИНА. - МИР УСТРОЕН ТАК, ЧТО ТВОЯ СПОСОБНОСТЬ ПОСТАВИТЬ ВОПРОС О СПАСЕНИИ - ГЛАВНОЕ И ЕДИНСТВЕННО ЗНАЧИМОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ДЛЯ ПОСЛЕДНЕЙ СУТИ БЫТИЯ ТОГО ФАКТА, ЧТО ЭТО СПАСЕНИЕ ТОБОЙ УЖЕ ДОСТИГНУТО. Иначе говоря, Сама Суть Бытия воспринимает тебя всерьез начиная с момента, когда ты сам начинаешь воспринимать себя всерьез - и громко заявляешь миру о своих бытийных правах. ИСТИННОЕ СПАСЕНИЕ - ВОВСЕ НЕ В ИЗБЫВАНИИ ФАКТА СТРАДАНИЙ, А В ИЗБЫВАНИИ ЕГО РЕШАЮЩЕЙ ЗНАЧИМОСТИ. Это и есть позиция онтологического оптимизма, на которой стоит Шульгин, а отнюдь не вульгарного оптимизма Лейбница, что по неведению сути и постоянной подмене тезисов пытается навязать Шульгину уважаемый Кончеев. Кстати, а что делает, в этом плане, уважаемый Кончеев? Прямо скажем. - "Просто тешит свое авторское самолюбие метафизически глупыми прожектами". - По своему, как и любое "дважды два пять", гениальными, если отвлечься от Истины. Но только по своему и лишь для немногих "извращенцев-своих".
   Я люблю парадоксы. Я друг парадоксов. Вот вам еще один парадокс - даже не лично мой, а нашей природы. - САМЫЙ ГЛУПЫЙ МЛАДЕНЕЦ ИМЕЕТ БОЛЬШЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА, ЧЕМ САМЫЕ ИЗОЩРЕННЫЕ ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ "ПСЕВДОУМНИКИ" ТИПА УВАЖАЕМОГО КОНЧЕЕВА, - ИМЕННО ПОТОМУ, ЧТО РАЗУМ МЛАДЕНЦА МЛАДЕНЧЕСКИ НЕДОРАЗВИТ. В чем тут дело? А в том-то и дело, что наш Разум в пресыщении Истиной начинает считать такой "Истиной" любую глупость, лишь бы она была "небывалой и новой". А невинный младенец подобного пресыщения просто еще не достиг. И дай бог, чтобы никогда не достиг. УСТАМИ МЛАДЕНЦА ПОДЧАС ГЛАГОЛЕТ ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ИСТИНА. А УСТАМИ ЭЗОТЕРИКОВ - МЛАДЕНЧЕСКИЙ ЛЕПЕТ, - если они проповедуют презрение к Живой Жизни.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"