Шумил Павел: другие произведения.

Микросправочник фантаста

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Оценка: 2.17*12  Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Здесь будет микросправочник фантаста. Надеюсь. :)







Здесь будет микросправочник фантаста. Надеюсь. :)

--
Shumil


=======================================================================


      С чего должен начинаться справочник? Собственно, с определения
предмета рассмотрения. (Терминология, что такое НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА, и
чем она отличается от ФЭНТЕЗИ.)

      Прежде всего, нужно знать, что русскоязычный термин НФ (Научная
Фантастика) более точный и строгий, чем англоязычное SF (Science
Fiction). НФ соответствует англоязычному Hard Science Fiction (HSF)
(или просто HF - Hard Fiction).
      Англоязычный термин SF может быть соотнесен с русским "мягкая"
развлекательная фантастика. Но никак не НФ. Чисто механически переводить
SF как НФ - очень распространенная ошибка в среде начинающих фантастов.


      Ошибки классификации фантастических произведений.


      Ошибки множества классификаций литературы врожденные. Откуда пошла
необходимость классификации? От архивариусов-библиотекарей. Им надо
поставить томик на полку. На НУЖНУЮ полку.
      Все так? Согласны? А что из этого вытекает?

      1. Классификация одномерна. Даже еще хуже - дискретна (перечисление
полочек/жанров). Следствие - постоянные проблемы с промежуточными и
переходными формами. Их к тому или иному жанру относят волевым решением
библиотекаря. 

      2. Классификация ориентирована на конечного пользователя -
библиотекаря. И от нее никакой пользы пишущему автору.

      3. Ну и, наконец, библиотекари, конечно, люди очень аккуратные
и старательные. Но культура научного мышления у них отсутствует. Они
повторяют характерную ошибку врачей - попытку лечить симптомы, а не
болезнь. В смысле, классификацию ведут по формальным внешним признакам,
а не по сути. Есть драконы - это фэнтэзи. Есть ракеты - НФ. Есть компы
и виртуальная реальность - киберпанк. Убого и примитивно.

      Недостатки такого подхода очевидны - иначе новые попытки классификации,
новые жанры и поджанры не плодились бы как грибы после дождя.

      А теперь отложим в сторону старые классификации и начнем с нуля.
Сколько на свете книг? Одна? Две? Тысяча? Миллион? Множество! А множествами
занимается Теория множеств. Беда, что филологи - гуманитарии, и с разделами
математики, как правило, не дружат.
      Дальше. Поскольку я - автор, классификация должна помогать мне,
пишущему автору, создавать произведения нужного мне жанра. Проблемы
библиотекарей для меня - дело десятое.
      Ну и, разумеется, по выходу новая классификация должна В ОСНОВНОМ
совпадать с устоявшимися классификациями. То есть, если по ней "Открытие
себя" Савченко попадет в фэнтези, а толкиеновские хоббиты, наоборот,
окопаются в научной фантастике, народ нас не поймет...


      Такие исходные предпосылки.


      Чем плох библиотекарский дискретный подход? Кажется, все просто:
Есть фэнтези, есть НФ. На эти два направления - как на шампуры - нанизываем
томики. А какой-то нехороший человек написал космооперу. И у него появились
последователи. Вводим третий шампур. Другой гнусный сволич увлекся чернухой,
мокрухой и порнухой на фоне высоких компьютерных технологий - четвертый
шампур, киберпанк. Уже слышен разговор о восьми румбах фантастики... Потом
их будет 16, 32... Получается такой ежик из шампуров-жанров. 


      Что говорит математика? 


      а) Между двумя точками всегда можно поставить третью. То есть,
обязательно найдется чудик, который напишет книжку, для которой еще нет
жанра.

      б) К чему это приведет? Нам нужны фракталы? Мы хотим играть с
бесконечным количеством жанров? Да ну его на фиг, жизни не хватит!

      Что о фракталах говорит математика? Фигура с дробным числом измерений.
В нашем случае - уже не одно, но еще не два. Стремится к двум. Так возьмем
два!!! Получаем плоскость - ПРОСТРАНСТВО!!! По осям отложим НФ и ФЭНТЕЗИ.
Допустим, по Х - НФ, по Y - фэнтези. А между осями - богатство промежуточных
и переходных форм. Как говорит теория множеств, множества могут частично
пересекаться, и множества могут не иметь четких границ (нечеткие множества).
Для промежуточных и переходных форм нашлось свое место.  


      Красиво... Главного нет. Что же такое НФ? 


      Берем бо-о-ольшую стопку книг, о которых внутренний голос, а также
голоса филологов, филолухов, критиков и критикаклей говорят, что это НФ.
И тупо читаем. Потом вспоминаем о культуре мышления. Абстрагируемся от
сюжетов и фабул, от мельтешения героев и красивых фраз, ищем общее. "О
чем кино?"
      Повторяем опыт с толстой пачкой фэнтези.


      Что получили? РЕЗУЛЬТАТ!


=======================================

      НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА - это прежде всего мысленный эксперимент. В текст
вводится одно или несколько ФАНТАСТИЧЕСКИХ ДОПУЩЕНИЙ. Во всем остальном
действие развивается в соответствии с законами логики, физики и здравого
смысла. 

      ФЭНТЕЗИ - это литература ПОСТУПКА. Исследуются моральные и этические
аспекты поступков главных героев. Чтоб не затенять главное, требования к
логичности и достоверности мира снижаются до необходимого минимума. Картина
мира также часто дается упрощенной или сказочной.

      Определения НФ и ФЭНТЕЗИ не антагонистичны. Они лежат как бы в разных
плоскостях. Что дает возможность создавать промежуточные и смешанные формы.

=======================================


      Проверяем результат на достоверность. На чем лучше? На спорных
случаях. Что в НФ спорный случай? Киберпанк, например! Почему спорный?
Да потому что по симптомам (компьютеры, виртуальная реальность) тянет
на НФ, но основоположник жанра в компьютерных технологиях - ни в зуб
ногой... (Чего и не скрывал...) Вопиющие ошибки - пачками!!! Но у нас
НАУЧНАЯ фантастика. Может не знающий таблицы умножения сделать открытие
в математике? Сомнительно. Очень сомнительно! Противоречие по старой
классификации. По новой - никакого противоречия. Киберпанк ни в коем
разе не НФ, а просто "мягкая" развлекательная фантастика. Потому что
мысленным экспериментом в киберпанке и не пахнет. Обычные приключения
тела в высокотехнологичном мире.

      Итак, у нас есть определение жанров НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА и ФЭНТЕЗИ,
есть пространство в координатных осях НФ - Фэнтези. Дальше можно подумать
о выборе третьей координатной оси (реализм, например). Трехмерная
классификация может дать уйму новых возможностей. Но это будет уже
игрушка для профессионалов, слишком сложная для любителей.



=======================================================================



      НЕМНОГО АСТРОНОМИИ



      Солнце

Масса 1.9891 * 10^30 кг (99.87% массы Солнечной системы)
Диаметр 1.392 * 10^9 м = 1.392 миллион километров
Площадь поверхности 6.088 * 10^18 кв.м
Объем 1.4122 * 10^27 куб.м
Средняя плотность 1409 кг/куб.м
Ускорение своб. падения на экваторе 274 м/с^2 = 27.94 g
Вторая космическая скорость 617.7 км/сек
Температура поверхности 5778 К (ядра ~ 13 500 000 K)

Излучение 4.26 * 10^9 кг энергии/сек
6.4 * 10^7 вт/кв.м

Сутки на экваторе 25.05 сут. На полюсе 34.3 сут.
Скорость вращения на экваторе 7284 км/час = 2.023 км/сек

Состав: Водород ~73% Гелий ~25% Кислород ~0.75% Углерод ~0.3%

Расстояние от центра галактики 26 000 св.лет
От плоскости галактики 48 св.лет
Галактический год ~2.4 * 10^8 лет

Скорость орбитальная 2.2 * 10^5 м/с
относительно соседей 2 * 10^4 м/с

Ярче 85% звезд


==================================================================


      Земля

3-я планета от Солнца
Масса 5.9736 * 10^24 кг
Диаметр 12 742 км
Площадь поверхности 510 072 000 кв.км
Объем 10.8321 * 10^11 куб.км
Средняя плотность 5515.3 кг/куб.м
Ускорение свободного падения 9.7803 м/с^2
Вторая космическая скорость 11.186 км/с
Температура поверхности (средняя) 14 С
Период вращения 0,99726968 сут.
Наклон оси 23,439281 град.


Состав планеты: Железо 32.1%. Кислород 30.1%. Кремний 15.1%.
Магний 13.9%. Сера 2.9%. Никель 1.8%. Кальций 1.5%. Алюминий 1.4%.

Состав атмосферы: Азот 78.08%. Кислород 20.95%. Аргон 0.93%.
Углекислый газ 0.038%. Водяной пар ~1%.

Расстояние от Солнца  147 098 074 - 152 097 701 км
Перигелий 3 января, афелий 4 июля

Период обращения 365,256366 сут (365 сут. 6 ч. 9 мин. 10 сек.)
Орбитальная скорость 29,783 км/c = 107 218 км/ч (29.27-3027км/с)

Альбедо 0,367 

Возраст ~ 4.54 * 10^9 лет 

Площадь океанов 70.8% (381.132 * 10^6 кв.км)
Суша - 29.2% (148.94 * 10^6 кв.км)

Max-min
Эверест +8.848 км. Марианская впадина -11.022км


==================================================================


      Луна

Спутник Земли
Масса 7.3477 * 10^22 кг (0.0123 земной или 1/81)
Диаметр 3474.2 км (0.273 от земного)
Площадь поверхности 3.793 * 10^7 кв.км (0.074 земной)
Объем 2.1958 * 10^10 куб.км (0.020 земного)
Средняя плотность 3346.4 кг/куб.м
Ускорение свободного падения 1.62 м/с^2
Первая космическая 1.68 км/с
Вторая космическая 2.38 км/с
Температура поверхности +120 - -160 С
Период вращения - синхронный с Землей.

Орбита:
Расстояние от Земли 384 400км (363 104 - 405 696км)
Период обращения
сидерический - 27.321582 сут. (27сут. 7ч 43.1м) (относительно звезд)
Синодический - 29.530588 сут. (29сут. 12ч 44м)
Орбитальная скорость 1.022 км/с
Альбедо 0.12

Удаляется от Земли на 4 см/год


==================================================================


      АВИАЦИЯ. Самые-самые


      Грузовики


      Ан-225 Мрия (1988 г) - самый большой самолет в мире.

Грузовоз-двухсоттонник. (рекорд - 253.8 т) Сравнить можно только
с экранолетом Каспийский монстр. (Но этот летал низэнько-низэнько...)
Задумывался как летающий космодром (и перевозчик Бурана в сборе, а
также перевозчик негабаритных грузов на внешней подвеске.
ТТХ:
Длина 84 м. Размах крыла 88.4 м. Площадь крыла 905 кв.м. Высота 18.2 м.
Грузовая кабина 43 х 6.4 х 4.4 м
Крейсерская скорость 800 км/ч. Дальность 15400 км. Потолок 11000 м
Масса пустого 250 т. Макс. взлетная 630 т. Масса груза 250 т.
Масса топлива 300 т.
Двигатели 6 х 22.95 т. (ДТРД Д-18Т)
Экипаж 7 чел. Кол-8 пассажиров - 88 чел.



      Ан-124 Руслан (1982 г) - самый крупный грузовоз из серийных.

Длина 69.1 м. Высота 20.78 м. Размах крыла 73.3 м.
Площадь крыла 628.5 кв.м
Макс. скорость 865 км/ч. Крейсерская скорость 750-800 км/ч
Практический потолок 9500 м
Дальность практическая 4500 км. Перегоночная 16500 км.
Дальность рекордная 20151 км (за 25ч 30м. Взлетная масса 455 т)

Масса пустого 173 т. Нормальная 392 т. Максимальная 405 т
Рекордная 455 т. Масса топлива 213.7 т
Полезная нагрузка 88 чел. или 120-150 т груза. Рекордная 171 т (1985 г)
Двигатели 4 х 229.47 кн (ТРДД Д-18Т)
Грузовая кабина 41.5 х 6.4 х 4.4 м
Экипаж 6 чел.



      С-5A Galaxy (Lockheed) (1968г) Построено 81 шт.
      Ответ американцев на Антей

90-тонник. Ради рекорда поднял 111 т. (C-5B - максимум 118 т.)
Задумывался как 120-тонник, но возникли серьезные проблемы с прочностью
и усталостью материалов. Долгое время держал рекорд грузоподъемности.

Длина 75.54 м. Высота 19.85 м. Размах крыла 67.88 м.
Площадь крыла 575.98 кв.м. Грузовой отсек 36.91 м х 5.79 м.
Скорость крейсерская 834 км/ч
Масса пустого 153.286 т. Масса взлетная мах 417.684 т.
Масса груза мах 111.462 т.
Дальность с мах загрузкой 6033 км.
Дальность с загрузкой 51.075 т - 10507 км.
Двигатели 4 х 18.597 тс (TF 39-GE-1AJ) или 4 х 19.5 тс (TF 39-GE-1C)



      Ан-22 Антей (1965 г) Построено 68 шт.

Самый крупный советский грузовоз до Руслана. 60-тонник. Ради рекорда
поднимал 80 тонн. Самый крупный грузовоз своего времени. (до 1968 г)

Длина 57.3 м. Высота 12.54 м. Размах крыла 64.4 м. Площадь крыла 345 кв.м.
Скорость крейсерская 580 км/ч. Максимальная 650 км/ч.
Потолок практический 9000 м.
Практическая дальность 5225 км. Перегоночная 8500 км.
Длина разбега 1460 м. Пробега 800-1040 м.

Масса пустого 120 т. Взлетная 205 т. Взлетная мах 226 т. масса груза 60 т.
Масса топлива 96 т (127 619 л)

Двигатели 4 х 15000 л.с. (НК-12МА с винтами АВ-90 диаметром 6.2 м.)
Экипаж 5-6 чел + 29 сопровождающих груз.
Пассажировместимость: 290 солдат или 206 раненых или 151 десантник.



      Экраноплан КМ (1966-1980)

КM - Корабль-Макет. Он же - Каспийский Монстр
Длина 92 м. Размах крыла 37.6 м. Размах хвостового оперения 37 м
Высота 21.8 м. Площадь крыла 662.5 кв.м
Тяга двигателей 10 х 13000 кгс
Макс. скорость 500 км/ч. Крейсерская скорость 430 км/ч
Высота полета 4-14 м.
Дальность 1500 км
Масса пустого 240 т Макс. взлетная масса 544 т.



      Сверхзвуковики


      Ту-144 (1968 г) Пассажирский. Построено 16 шт. + 5 недостроено.

Ту-144  Длина 59.4 м. Размах крыла 27.7 м. Высота 10.5 м.
Площадь крыла 438 кв.м. Диаметр фюзеляжа 3.3 м.
Ту-144Д Длина 64.45 м. Размах крыла 28.8 м. Высота 12.5 м.
Площадь крыла 507 кв.м
Макс. скорость 2430 км/ч. Крейсерская скорость 2300 км/ч
Практический потолок 20000 м.
Дальность полета Ту-144 2920 км. 
Ту-144Д:
5330 км (150 пасс. - 15 т коммерческой загрузки)
6200 км (70 пасс. - 7 т загрузки)
Масса пустого 85 т.
Максимальная взлетная масса:
Ту-144  - 180 т. Запас топлива 70 т.
Ту-144Д - 207 т. Запас топлива 90-95 т
Ту-144ЛЛ- 200 т. Запас топлива 102 т (скорость 2.35М дальность 4000км)
Разбег 2100 м. Пробег 1500 м. Длина ВПП 3070 м.

Двигатели:
Ту-144   - НК-144А. 4 х 13000 кгс
Ту-144Д  - РД-36-51 4 х 20000 кгс (Д - дальний)
Ту-144ЛЛ - НК-32    4 х 25500 кгс (ЛЛ - летающая лаборатория)

Кол-во пассажиров 95-150



      Конкорд (1969 г) Пассажирский. Построено 20 шт.
      (фр. Concorde - "согласие") 

Длина: Прототип (2 шт.) 56.24 м. Предсерийный (2 шт.) 58.84 м.
Серийный (16 шт.) 61.66 м
Размах крыла 25.57 м. Площадь крыла 358.6 кв.м Высота 12.19 м. 
Диаметр фюзеляжа 2.9 м
Макс. скорость 2330 км/ч. Крейсерская скорость 2150 км/ч
Практический потолок 18300 м.
Дальность практическая 6470 км (8.845 т загрузки). Перегоночная 7250 км.
Скороподъемность 25.41 м/с
Аэродинамическое качество:
Низкая скорость - 3.94. 0.94М - 11.47. 2.04М - 7.14. 

Масса пустого 78.7 т. Максимальная взлетная масса 187.7 т
Запас топлива 95.68 т. Коммерческая загрузка 12 т

Двигатели Olympus 593 различных модификаций:
Прототип     - 4 х 136 кн  (Olympus 593)
Предсерийный - 4 х 165 кн  (Olympus 593-22R)
Серийный     - 4 х 169 кн  (Olympus 593-610-14-28)

Кол-во пассажиров 92-108



      B-1B Lancer (1974 г) Стратегический бомбардировщик (100шт)

Длина 44.81 м. Высота 10.62 м. Площадь крыла 181.16 кв.м
Размах крыла 41.8 / 24.1 (крыло изменяемой геометрии)
Максимальная скорость 1324 км/ч. Крейсерская скорость 1040 км/ч
Практический потолок 15240 м.
Перегоночная дальность 12000 км (имеется возможность дозаправки в воздухе)
Масса пустого 86.183 т. Взлетная масса 216.36 т. Масса топлива 88.45 т.
Полезная нагрузка 30 т (мах 34 т) На внешней подвеске - до 26.7 т.
Максимальная перегрузка 2.5
Двигатели (ТРДД) 4 х 136.92 кн (форсаж) или 64.94 кн (нефорсированные)
Экипаж 4 чел.



      Ту-160 (1981 г) Стратегический бомбардировщик-ракетоносец
      Построено 35 шт. (производство продолжается)

Длина 54.1 м. Высота 13.1 м. Площадь крыла 232 кв.м
Размах крыла 55.7 / 50.7 / 35.6 м (крыло изменяемой геометрии)
Максимальная скорость 2230 км/ч Крейсерская скорость 917 км/ч (0.77 М)
Практический потолок 15000 м. Скороподъемность 4400 м/мин
Практическая дальность 14600 км. Боевой радиус 6000 км.
Продолжительность полета 25 ч
(дальность 18 000 км с дозаправкой 50 т топлива за 24 ч 24 м)
Разбег 900 м. Пробег 2000 м

Масса пустого 110 т. Нормальная взлетная 267.6 т. Максимальная 275 т
Полезная нагрузка 40 т (например, 12 крылатых ракет Х-55 или 24 Х-15)

Двигатели (ТРДДФ НК-32) 4 х 18 т (на форсаже - 25 т)
Экипаж 4 чел.



      Винтокрылы


      В-12 (1968 г) Построено 2 шт.

Самый крупный грузовой вертолет в мире. Разрабатывался как транспортный
вертолет для перевозки частей межконтинентальных баллистических ракет.

Длина 37м. Высота 12.5м. Диаметр несущего винта 2 х 35м.
Масса пустого 69.1т. Взлетная 97т. Мах взлетная 105т.
Грузоподъемность 30т. Рекордная 44.205т.
Мах скорость 260км/ч. Крейсерская 240км/ч Практический потолок 3500м.
Дальность 1000км.
Двигатели 4 х ГТД Д-25ВФ (4х6497л.с.)

Экипаж 6чел. Пассажиров 196чел.
Первый полет 10.07.1968 г.



      Ми-26 (1977 г) Построено на 2011г 310 шт. Выпуск продолжается.

Самый крупный серийный транспортный вертолет.

Длина 35.91м. С винтом 40.02м. Ширина фюзеляжа 6.02м.
Грузовая кабина 12 х 3.25 х (3.57-2.95)м.
Диаметр несущего винта 32м. Рулевого винта 7.61м.
Масса пустого 28.2т. Взлетная 49.65т. Мах 56т.
Грузоподъемность 20т.
Мах скорость 295км/ч. Крейсерская 255км/ч. Практический потолок 6500м.
Дальность 1905км.
Двигатели 2 х ГТД Д-136 или 2 х ГТД Д-127 (2 х 8380квт (2х10440л.с.))

Экипаж 5чел. 
Рекорд - 224 пассажира (парашютиста)
Первый полет - 14.12.1977г



      Bell V-22 Osprey (1989 г)
      Первый (и единственный) серийный конвертоплан

Длина при сложенных лопастях 19.23м. Длина фюзеляжа 17.48м.
Размах крыла (по лопостям) 25.78м
Ширина (при сложенных лопостях) 5.64м.
Высота по килям 5.38м. При сложенных лопостях 5.51м. Двигатели вверх 6.74м.
Площадь крыла 28кв.м.
Диаметр винтов 11.38м.
Грузовая кабина 6.34 х 1.74 х 1.67м (высота)
Масса пустого 15т. Мах взлетная 27.443т. Верт. взлетн. 23.859т.
Полезная нагрузка 5.445т (верт. взлет) 6.147т на внешней подвеске мах.
Объем топливных баков до 7710л.
Мах скорость 185км/ч (вертолет) 463км/ч (самолет) Крейсерская 396км/ч.
Практический потолок 7620м Скороподъемность мах 11.78м/с норм. 5.5м/с
Дальность перегоночная (без дозаправки) 3340км
Двигатели: 2 х Allison T406-AD-400/2 (Rolls Royce AE1107C)
(Мощность: 2 х 4586 кВт (6150 л.с.))

Экипаж 3чел. Пассажиров (десантников) 24чел.



      ЗНАКОВЫЕ МАШИНЫ


      Boeing 747 (1969 г) Дальнемагистральный пассажирский авиалайнер
      Первый в мире широкофюзеляжный авиалайнер.
      В 1993 г построен тысячный самолет. Производство продолжается.

Длина 70.7 м. (здесь и далее - 747-400ER) Высота 19.4 м.
Размах крыла 64.4 м. Площадь крыла 541 кв.м.
Максимальная скорость 1150 км/ч. Крейсерская скорость 0.855 М
Дальность 14205 км

Масса пустого 180.8 т. Максимальная взлетная 412.8 т. Топлива 241140 л.
Полезная нагрузка 524 пасс. (два класса) или 416 пасс. (три класса)
Рекорд - 1122 пассажира.

Двигатели (General Electric CF6-80) 4 х 281.1 кн. (17 л/км)
Экипаж 2-3 чел.



      Airbus A-380 (2005 г) Широкофюзеляжный духпалубный реактивный
      авиалайнер. (Самый крупный пассажирский самолет своего времени)

Длина 72.75 м. Высота 24.08 м. Ширина фюзеляжа 7.14 м.
Размах крыла 79.8 м. Площадь крыла 845 кв.м.
Максимальная скорость 1200 км/ч (0.96 М)
Крейсерская скорость 1000 км/ч (0.9 М)
Практический потолок 13.115 км
Дальность макс. 15200 км.

Кол-во пассажиров 853 (1-классная конфигурация) или 644 (2-классная)
или 525 (3-классная конфигурация)

Грузовой вариант А-380
Масса пустого 280 т. Максимальная взлетная 560 т. Масса груза 150 т.
Дальность макс. 10400 км.

Топливо (макс.) 310 000 л.
Двигатели 4 х 310 кн (GP 7200 или Trent 900)



=======================================================================



      НЕМНОГО О ПРОГРАММИРОВАНИИ. ПОШАГОВЫЙ МЕТОД


      Многие фантасты допускают грубейшие ошибки, потому что ленятся
или боятся подсчитать какую-то мелочь. Интегралов боятся... А чего
их бояться, когда есть простой и надежный пошаговый метод. Пусть у
компьютера голова болит. Он железный, его не жалко.
      Вот пример: Сажаю я корабль на Землю. И мне нужно знать, какая
плотность воздуха на высоте 50км? Справочника нет, Яндекс не знает.
Пишу маленькую и простенькую программу на Паскале. (Могу и на Бэйсике,
но Бэйсика под рукой нет, а Паскалей - аж 5 штук!) Приведу пример для
двух - Турбо-паскаль (древний, 16-разрядный) и Дельфи-2005. Отличаются
одной строкой - заказом консоли. Если честно, консоль в этой задаче
нам не нужна. Так, повыпендриваться.

      Как будем решать задачу:
Мы со школы знаем, что P*V/T = Const.
Мы знаем давление воздуха на уровне моря. Чуть больше 10т на квадратный
метр.
Мы знаем вес одного кубического метра воздуха на уровне моря. Около
1.4 кг. (Это плотность)
      Все! Для решения задачи достаточно!

      Для простоты примем, что сила тяжести с высотой не меняется. (На
самом деле уменьшается, но несущественно. Большой погрешности не будет.)
      Для простоты примем, что температура воздуха с высотой не меняется.
(на самом деле сначала падает (6 град/км), потом растет. Но, опять же,
погрешность мала. Мы же не диссертацию пишем.)

      Итак, рассмотрим судьбу одного квадратного метра поверхности,
на который давит столб воздуха весом 10 тонн. (Это - давление)
Плотность воздуха - 1.4 кг/куб.м
      Поднимемся на 1 метр. Вычтем из 10 тонн эти самые 1.4кг и
сосчитаем новую плотность (для высоты 1 метр).
      Поднимемся еще на 1 метр и сосчитаем давление и плотность на
высоте 2 метра.
      И так далее, шаг за шагом - до интересующей высоты. И выше! :)

      Элементарно просто!!!

      Вот пример программы, которая это делает.
==================================================================
program atmosf;   { Давление атмосферы от высоты }

{$APPTYPE CONSOLE}  { Эта строка для Delphi-2005 }
{ Трансляция под Дельфи:  dcc32 atmosf.pas       }
{ Результат удачной трансляции - файл atmosf.exe }


{ Uses crt; } { Эта строка для Турбо-паскаля }
{ Трансляция в среде Турбо-паскаля:  ctrl/F9 }


type int=integer; bool=boolean; long=longint;

const tr=true; fl=false; Pi=3.14159265;

atm=10336.0; { 1 атм = 760мм.рт.ст. ~ 10 т/кв.м }
ves1m=1.420; { 1.420 - вес 1 куб.м (кг) воздуха на уровне моря }

var ft: text;


{ Считаем, что температура с высотой не меняется, сила тяжести }
{ с высотой не меняется. До высоты 150 км больших погрешностей }
{ не будет. А дальше уже начинаются нелинейные процессы.       }


procedure atmos; { атмосферное давление от высоты }
var i,vys: long; mas,ro,ro0: real;
begin { задаю начальные условия }
ro0:=ves1m; ro:=ro0; vys:=0; mas:=atm;
assign(ft,'p-atm.txt'); rewrite(ft); writeln(ft);
{ заголовок таблички }
writeln(ft,'   Высота   Давление%  (и в кг/кв.м)     Плотность');
writeln(ft);

{ цикл по высоте с шагом 1м. От уровня моря до 360 км }
for i:=0 to 360000 do begin

if (vys mod 200) = 0 then begin
{ Вывод результата (в файл) через каждые 200 метров }
if vys<100000 then writeln(ft,vys/1000:8:1,'   ',
(mas/atm)*100:10:6,'  ',mas:12:6,'     ',ro:10:8)
else writeln(ft,vys/1000:8:1,' ',
(mas/atm)*100:14,' ',mas:14,' ',ro:14); end;

{ Вывел строку. Считаю следующий шаг (приподнялся на 1 метр) }
vys:=vys+1; mas:=mas-ro; ro:=(ro0*mas)/atm; end;

{ Финиш. Закрываю файл } writeln(ft); close(ft);
end; {end atmos}


{ - - - - Собственно, основная часть программы - - - - }


begin
writeln; { Это я выпендриваюсь }
writeln('(C) 2010 SHUMIL Co.        АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ');

atmos;

writeln; writeln('ВСЕ! Смотри файл p-atm.txt'); writeln;
end.
==================================================================

      Запускаю программу, лезу в файл p-atm.txt и смотрю результат:

   Высота   Давление%  (и в кг/кв.м)     Плотность
Турбо-паскаль сказал:
    50.0     0.103882     10.737274     0.00147513
Дельфи-2005 подтвердил:
    50.0     0.103882     10.737274     0.00147513

      О чем мне это говорит? Плотность - полтора грамма на кубический
метр. Для космических скоростей это немало. Какое там "немало", это
МНОГО! Обшивка гореть будет!!!
      А вот крылья на такой низкой плотности работать не будут... Если
я самолет на 50км запущу, надо мной смеяться будут. Управлять аппаратом
придется газовыми рулями, как в космосе.
      Что, собственно, и требовалось узнать!


Оценка: 2.17*12  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"