Канадский Шура : другие произведения.

Мидраш: Иск Йовы к Б-гу в буддийской традиции Пятикнижия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что такое "мидрашим"? Обычно слово мидраш переводится как "легенда" или "сказка", иногда "басня". Такой перевод не только неточен, он вводит в заблуждение. Слово "мидраш" происходит от ивритского корня дараш, что означает "искать", "исследовать", чтобы найти скрытый, истинный смысл. Постигшие смысл, могут истолковывать слова древних текстов на многих уровнях понимания. Все эти истолкования правильны, ибо Творец придал Истине такую форму, при которой содержание несёт так много смысла, что всегда остается возможность для огромного числа различных интерпретаций. "Рождено в спорах с Чижиком. В.А."... Легко и с духовным смыслом.

 

 
Иск к Б-гу в буддийской традиции Пятикнижия
 

 

По другую сторону Иордана, на восток, где местность называется Заиорданье, жили когда-то моавиты и аморреи, преграждившие Моисею путь к обетованной земле. Севернее лежала земля Уц, родина Йовы - человека, которого с некоторых пор назвали "праведник, которому плохо". И вот почему...Йова - напоминал корову хозяина, у которого было две коровы - сильная и слабая, - и он не только пахал на сильной, а не на слабой корове, но сильная корова хозяина пахала и за себя и за слабую.
Жил Йова жил во времена патриархов. Тогда б-гатство исчисляли не количеством золота, а размерами стад, а продолжительность жизни тогда была двести лет и нормальные люди успевали добра нажить и детей нарожать кучу. У Йовы тоже всё было "путём", пока Сатана не поспорил с Б-гом: "Разве даром б-гобоязнен праведник?".
И стал Б-г прессовать Йову. А Йова подал иск. К Б-гу! Почему Б-г отнял у него б-гатство, детей, здоровье? Почему он страдает? Почему он? И к нему приходили трое друзей, и каждый из них излагал свои теории "Почему?". Но Йова не хотел или не мог принять их объяснений. Он продолжал допытываться у Б-га "почему". Почему он страдает? Почему страдает? Почему он? Б-г не ответил, но однажды явился ему Сам и стал сыпать на профаного допотопного праведника сакральными вопросами, пытаясь доказать его ничтожество. Но больше всего в вопросах, как отмечается в Торе, было бесконечной любви Б-га к Своим тварям и Его отеческой о них заботливости: Есть ли у дождя отец?; Кто рождает капли росы?; Из чьего чрева выходит лед и иней небесный, - кто рождает его?; А могёшь ли ты возвысить голос свой к облакам, и чтобы вода в обилии покрыла его?; А слабо ли тебе посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы?" и т.д. и т.п., короче дал понять Б-г Йове - сиди душа твоя грешная и не рыпайся, потому что тварь ты ничтожная и не такова "мышца твоя", чтобы у Б-га справедливости требовать. Такая ли у тебя мышца, как у Б-га?
Не знаю, знали ли Б-г, Сатана и Йова что такое буддийская Дзогчен и Ригпа? По существу Дзогчен - это наше человеческое изначальное состояние - неведение, а Ригпа - созерцание. В Дзогчене созерцательное неведение - это не то, что мы обычно имеем в виду под словом "невежество". Невежество подразумевает недостаток знаний. У героев нашей истории был явный недостаток опыта, а знаний - их хватило у Б-га и на то, чтобы заключить пари с Сатаной и на то, чтобы "обосрать всю малину" Йовы...
Праведники оказалось тоже спрашивают: "где Господь?" и могут не знать "где", - они ведь не пастыри. Праведники, как и все остальные, могут не замечать в своем неведении постоянного движения представлений о Б-ге. В тот момент, когда мы начинаем расслабляться и отвлекаться от бездумного созерцания, такое движение и обнаруживает себя. Мы похожи на колодец с мутной водой, которой дали некоторое время отстояться. Постепенно вода стала прозрачной. И оказалось, что в этом колодце кишат разные лягушки, рыбы, насекомые и черви. Эти существа были там и прежде, но мы не замечали их, потому что вода была слишком взбаламучена. Когда вода отстоится, мы сможем увидеть их всех. Точно так же мы замечаем движение своего ума, потому что находимся в расслабленном состоянии. Вот почему существует переживание движения, которое называется в буддийской традиции "йова". Да-да! Именем праведника, которому плохо. Смысл перевода слова "йова" с тибетского языка соответствует смыслу истории, приключившейся с праведным Йовой. Когда состояние ригпа - состояние созерцания прерывается, то это называется - йова, т.е отвлечение. Бунт Йова и оказался отвлечением от созерцания Б-га и условием восприятия самодостоверности истины. Йова увидел Б-га. И всё понял... А как же иначе праведнику, чья история в дальнейшем станет частью Торы?
А ведь, сама "Тора" означает "если ничего искусственно не усложнять". Усложнять, учат нас мудрецы, познавшие каждую букву Торы, нельзя, а упрощать значит пожалуста. Тора или Пятикнижие Моисеево, видите ли, Закон Б-га. А пример Йовы - это доказательство, что истиной владеет только Бог. Нет, ребята! Концепция человека - в его сложности. Знал бы Йова, а точнее не забывал бы он факты своей биографии, то не просто мучался бы, а знал "за что". "Забывчивость" лишь напоминает, что причина страданий не абсурд представления о Боге как универсальном принципе осуществления необходимости. Не возникли бы сомнения праведника, если бы он не забывал.
За что страдал бедный Йова? А оказывается Йова и не был праведником совсем и, потому, страдал по делу. Хотя и страдал он совсем немного, "карта не шла" ему всего-то ничего - один год. В своё время, согласно притчам, Фараон представил собственный план закабаления евреев трем советникам: Итро (будущему зятю Моше), Биламу (Валааму, языческому пророку, пытавшемуся впоследствии проклясть евреев - смотри раздел "Балак" в книге "Бемидбар") и Йову (см. Книгу Йова). Советники реагировали по-разному: Итро осудил этот план и бежал из Египта, Билам одобрил, а Йов промолчал. Каждому из них было воздано по заслугам: Итро удостоился выдать свою дочь замуж за вождя еврейского народа и сам перешел в иудаизм; Билам был убит евреями, которых он соглашался обречь на рабство; а Йов стал легендарным страдальцем. А страдал он потому что Б-г подверг Йова испытанию по принципу мера за меру: насколько хватит его молчания, когда он будет сам страдать. Вот вам, и праведный Йова. Господь выдаёт компенсацию, при жизни, или по всему после смерти. При получении неприятностей помалкивать - вдруг от Б-га?!
Мудрецы рассказывают (Талмуд, "Сота" 11а), что после того как умер Йосеф, Фараон, боясь быстрого увеличения количества евреев, призвал троих мудрецов, Билаама, Йова и Йитро, за советом. Билаам предложил угнетение евреев, Йитро промолчал, а Йов бежал, желая уклониться от какого-либо совета и боясь расстаться с жизнью. В результате каждый из них заплатил за свой совет согласно "мера за меру". Дочь Йитро в последствие вышла замуж за Моше, а сам он и его семья позже пришли в иудаизм. Бежавший Йов был наказан страданиями, описанными в книге Йова. Билаама же убили евреи. Согласно мнению, Йов родился, когда народ израильский вошел в Египет, и его страдания длились один год, а начались, когда ему исполнилось 70 лет. После этого он прожил в два раза дольше, 140 лет (Йов 42:16) и умер в год исхода из Египта. Странно совпадение годов жизни и пребывания евреев в Египте. За что страдал народ и за что страдал "бедный" Йова?
Но этот малый рассказ о иске к Б-гу не об этом, мидраш Сфинкского заключает в себе семантическое исследование и открытие (cмысл перевода слова "йова" с тибетского языка соответствует смыслу истории, приключившейся с праведным Йовой, символически - когда состояние ригпа - состояние созерцания прерывается, то это называется - йова, т.е отвлечение. Бунт Йова оказался отвлечением от созерцания Б-га и условием восприятия самодостоверности истины. Йова увидел Б-га. И всё понял..." и допускает предположение: "праведника Йову, которому плохо" и "который, видел Б-га" выдумал тот, кто изучил буддизм. Но пародокс заключается в следующем: в буддизме, в основе которого лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания, Б-га нет - есть множество разнотипных существ, более сильных, долгоживущих, и более удовлетворённых жизнью, чем люди.
 
 
 
 
 

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"