Шурыгин Александр : другие произведения.

Милан. Пинакотеки Брера и Амброзиана

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  
  
  
  
МИЛАН
  
Пинакотеки Брера и Амброзиана
  
  
   В Милане, как и в любом другом крупном историческом и культурном центре, много музеев, галерей и других экспозиций, привлекающих к себе самых требовательных любителей живописного искусства. Среди них - сокровища замка Сфорцеско с пинакотекой и музеем старинного искусства, своды одного из залов которого расписаны Леонардо да Винчи (в этом музее есть и творения Микеланджело).
   Еще одно из хранилищ художественных сокровищ - Галерея современного искусства (Gallerea de Arte Moderne) в бывшем королевском дворце. Здесь - творения Модильяни, Ренуара, Матисса, Пикассо, Моне, Гогена и других известных художников XIX-XX веков.
   Шедевры живописи - фрески и картины находятся в церкви Сан-Эусторджио, церкви Санта Мария делла Грацие и, конечно же, в кафедральном соборе Дуомо и его музее.
   Но наиболее известными собраниями произведений живописного искусства в этом городе являются пинакотеки Брера и Амброзиана. В них мне удалось побывать и я могу поделиться своими впечатлениями от посещения этих музеев, впечатлениями не профессионала и знатока, а простого любителя живописи.
  
  
  
Пинакотека Брера
  
  Путь к пинакотеке Брера начинается сразу же за театром Ла Скала - вдоль по улице Верди. В начале этой улицы, с правой ее стороны, невольно обращает на себя внимание небольшая церковь Сан-Джузеппе с красивой внешней и внутренней отделкой в стиле барокко. Церковь эта была перестроена архитектором Франциско Риччини в 1607-1630 годах, и вот уже четыре века является одним из украшений Милана
  

 [Александр Шурыгин]

 []

  
  
  Улица Верди вскоре плавно переходит в свое продолжение - улицу Брера, продвигаясь по которой, я все время ожидал увидеть что-то величественное, что-то внешне достойное дворца Брера - здания, в котором размещаются Академия художеств, астрономическая обсерватория, библиотека и пинакотека. Но ничего подобного впереди не виделось, хотя улица Брера уже должна была скоро закончиться. Оглядываясь вокруг, я обратил внимание на особо вроде бы ничем не примечательную, но все же привлекающую к себе внимание арку на противоположной стороне улицы. Сквозь эту арку просматривался типичный миланский внутренний дворик. Здесь, за аркой, по ту сторону дворика (довольно солидного по своим размерам), и находится, как оказалось, вход во дворец. На снимках - внутренний дворик перед входом в дворцовый комплекс и пинакотеку, и вид с внутренней территории на арку, через которую я вошел сюда с улицы Брера

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

  
  
  Пинакотека размещается в старинном дворце, построенном в XVI веке. Первоначально здесь располагался иезуитский монастырь, затем после реконструкции - обсерватория с научной библиотекой. В конце XVIII века на их базе была создана Академия изящных искусств, которая в качестве экспонатов для обучения студентов начала скупать живописные и скульптурные произведения известных мастеров, послужившие основой для будущей коллекции. В начале XIX века Наполеон, захвативший со своим войском северную часть Аппенинского полуострова и провозгласивший Милан её столицей, основал во дворце Брера картинную галерею. В центре дворика была установлена бронзовая копия с известной мраморной скульптуры великого Антонио Кановы. На этой аллегорической скульптуре представлен Наполеон в облике римского бога Марса. В одной руке его посох, в другой - позолоченная статуэтка римской богини победы Ники, стоящей на шаре. Эта бронзовая фигура украшает дворик и в наши дни, а подлинная мраморная скульптура, изваянная Кановой, находится в частной коллекции в Великобритании
  

 [Александр Шурыгин]

  
  
  Дворцовый двор богат другими скульптурными изображениями выдающихся ученых, мастеров изобразительного искусства, музыкантов и общественных деятелей, чьи имена стали неотъемлемой частью национальной гордости итальянцев.
   На первом этаже дворца - Академия, библиотека, молодежь, студенты Академии и явно не музейная обстановка. Стрелка указателя направляет посетителей пинакотеки к двум лестницам, ведущим на галерею второго этажа. На площадках лестничных пролетов - ещё две великолепные крупных размеров мраморные скульптуры. Одна из них - итальянский просветитель, юрист и публицист Чезаре Беккариа (1732-1794), много сделавший в том числе для утверждения уголовного права, основанного на идее соразмерности тяжести содеянного преступления и наказания на принципе равенства сословий
  

 [Александр Шурыгин]

  
  
   Вторая - Джузеппе Парини, известный живописец и великолепный копиист, работы которого, в числе других, положили начало этой пинакотеке
  

 [Александр Шурыгин]

  
  
   Вот как описал Стендаль в своих записках "Рим, Неаполь и Флоренция" вход во дворец Брера: "Лестница и двор в палаццо Брера производят большое впечатление, во всяком случае, когда подходишь с северной стороны... Все это очень невелико, но красивее луврского дворца, за исключением западного фасада, где хороша только скульптура" (а я, пожалуй, вошел, именно со стороны западного фасада, поэтому и увидел дворец со стороны улицы не сразу).
  
   Пинакотека Брера в свое время была создана как учебная база для студентов миланской Академии художеств. В 1882 году она была отделена от Академии и стала публичной картинной галереей.
   В пинакотеке собраны в основном произведения итальянских живописцев, но в двух залах демонстрируются полотна мастеров фламандской школы - Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта. В одном из боковых залов - картины художников-импрессионистов.
   Посетителей немного, что меня очень удивило и несколько смутило. Билет недорогой, льготным категориям посетителей - скидки. Можно пользоваться радиогидом (но, к сожалению, нерусифицированной версией). Большинство картин написаны в XIV-XVII в.в., основная часть их основана на известных библейских сюжетах. Жанровые и сюжетные картины чаще встречаются у фламандцев, у поздних (XVIII-XIX в.в.) итальянских живописцев и у импрессионистов.
   По сравнению с нашими крупными российскими картинными галереями (Эрмитажем, Русским музеем, Третьяковкой, Музеем изобразительных искусств им. Пушкина и др.) пинакотека Брера невелика - всего 38 залов разных рамеров.
   Но зато какие имена! Тициан, Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Луини, Чезаре де Сесто, Рафаэль, Корреджо ...
   Все полотна замечательны, и каждое - по-своему. Но не все они одинаково привлекают, не все оставляют глубокое, трудно забываемое впечатление. От некоторых трудно оторваться, на другие, стремясь вперед, обращаешь не столь много внимания, т.к. постоянно сохраняется чувство, что впереди сейчас увидишь нечто еще более замечательное.
   Конечно, сюда, как в любое другое богатое собрание картин, надо бы приходить не один раз, т.к. внимание быстро притупляется от обилия впечатлений, да и трудно сохранить надолго в памяти все, что удалось увидеть здесь за 3-4 часа.
   И все же до сих пор не могу (да, наверное, и не смогу) забыть многие полотна. Это и широко известные шедевры, и картины мастеров, не известных мне до посещения Бреры - "Обручение Марии" молодого Рафаэля (или Рафаэлло, как с великим почтением его здесь называют), "Проповедь Св.Марка в Александрии" Джентиле и Джованни Беллини, "Поцелуй" Франсиско Хайеса, "Мадонна со святыми и жертвователями" Луини, "Ужин в Эммаусе" Караваджо, "Ужин в доме Симона" Веронезе, "Вид на Гаццаду" Бернардо Беллото, и др.
   Фотографировать здесь категорически запрещено. Может быть, это и неплохо - не дает повода для отвлечения внимания. Названия особо понравившихся мне картин и имена их авторов я записывал для памяти в блокнотик, а затем разыскал их фотокопии и сохраняю их как бесценную память о посещении этой пинакотеки. Здесь я хочу привести лишь пять из этих сохраняемых копий - "Обручение Девы Марии" (Рафаэль Санти, 1504 г.), "Мадонна с младенцем" (Джованни Беллини, 1500 г.), "Тайная вечеря" (Паоло Веронезе, ок.1585 г.), "Проповедь св. Марка в Александрии" (братья Беллини, 1507 г.) и "Поцелуй" (Франческо Айец, 1859 г.)
  

 []

 []

 []

 []

  
  В зале, где демонстрируется картина "Проповедь св.Марка", которую начал писать в 1504 году Джентиле, а закончил в 1507 его брат Джованни Беллини, я задержался минут на двадцать, и возвратился сюда ещё раз - настолько был впечатлен сюжетом и великолепным его художественным и техническим воплощением

 []

  
  Немало времени провел и у картины "Поцелуй", ведь волшебство кисти её автора не может передать даже хорошо исполненная фотография

 []

  
  Ушел я из музея лишь к его закрытию.
  Должен сказать, что несмотря на все свое великолепие пинакотека Брера (так же, как и Амброзиана, о которой речь впереди), не вызвала у меня столь мощных и разносторонних впечатлений, как наши уже упоминавшиеся лучшие российские музеи. Ведь и в них, в наших музеях, есть подлинники картин тех же величайших мастеров итальянской и фламандской живописи, а мастерство российских живописцев и лучшие их творения вполне могут соперничать с мастерством и яркими образцами западноевропейского изобразительного искусства.
  И, однако же, знакомство с пинакотеками Милана - это истинное наслаждение, оставившее неповторимый и незабываемый след в душе.
  
  
  
Амброзиана
  
  Амброзиана - другая пинакотека Милана, не менее (а, может быть, и более) интересная и великолепная, чем пинакотека Брера. Находится она в историческом центре города, на площади папы Пия XI. Как и многие другие известные памятники культуры Милана, в том числе театр Ла Скала, по своему внешнему виду со стороны современного фасада она выглядит гораздо скромнее окружающих ее зданий
  

 [Александр Шурыгин]

  
   Да и громкое название "Площадь Пия XI" тоже скорее условное, т.к. эта площадь имеет весьма скромные размеры.
  
  Зато рядом с Амброзианой, со стороны, противоположной ее нынешнему фасаду, на столь же маленькой площади Сан-Сеполькро расположена несомненная историческая реликвия, не сказать о которой нельзя. Это церковь Сан-Сеполькро, построенная еще в 1030 году и сохранившаяся практически в своем первозданном виде
  

 [Александр Шурыгин]

  
   На этой и следующей фотографиях слева от церкви - задний фасад здания Амброзианы
  

 [Александр Шурыгин]

  
   Возможно, раньше этот фасад и был главным, так как именно на нем находится парадная надпись "Bibliotheca Ambrosiana", крупные буквы которой являются его (фасада) составной частью. А на нынешнем переднем фасаде расположены лишь обычные современные вывески под стеклом, с названием библиотеки и пинакотеки и с указанием дней и часов работы музея.
  
   Пинакотека была основана в 1618 году миланским архиепископом Фредерико Борромеи, имевшим большую коллекцию живописи и скульптуры XIV-XVI веков. Несколько раньше на первом этаже этого здания была открыта библиотека (она существует и в настоящее время и открыта для посещения). В библиотеке Амброзиана собраны редчайшие книги, в т.ч. отдельные произведения Вергилия, Аристотеля, собрание записок и дневников Леонардо да Винчи.
  В пинакотеке Амброзиана, так же, как и в Брере, посетителей немного (может быть потому, что я был в ней в обычный рабочий день с утра, вскоре после ее открытия). Немногочисленность посетителей располагала к неторопливому и внимательному осмотру картин.
   Как и в Брере, залов немного - всего числом двадцать три. Фотографировать ни экспонаты, ни интерьер залов нельзя.
  Поскольку посетителей мало, смотрители залов (все они - мужчины) были очень любезны. А может быть они и всегда так любезны, и я зря связываю это с посещаемостью музея. Во всяком случае, об их внимательности свидетельствует то, что я, потеряв ориентацию в одном из первых же залов, попросил служителя показать на схеме, где я нахожусь (схема расположения залов выдается вместе с входным билетом). И хотя мы разговаривали каждый на своем языке (естественно, он уразумел, что я - русский, из Москвы), мы друг друга все-таки поняли и он не только помог мне, но и постарался пояснить, где надо обязательно побывать, и что посмотреть, и почему. В частности, он рекомендовал не пропустить пятого зала ("Рафаэлло, Рафаэлло" повторял смотритель), и залов с номерами 6 и 7 ("Караваджо", "Брейгель" - настойчиво советовал он и показывал на схеме, как к ним пройти).
   Более того, к тому времени, когда я неторопливо прошел первые три зала, находившиеся в ведении этого смотрителя, он проводил меня в четвертый зал, о чем-то поговорил со своим коллегой, и тот тоже сопровождал меня, стараясь, как мог, упредить мой осмотр и показать, где расположены наиболее интересные экспонаты.
   Возвращаясь к началу осмотра, расскажу, что в первом же зале помимо картин из коллекции Фредерико Борромеи, основателя пинакотеки, в настольных стендах под стеклом было выставлено множество прекрасных карандашных (или сделанных углем?) рисунков Рембрандта. Рисунки эти в то время были переданы на временную экспозицию в Амброзиану из Лувра.
   Уже в первых залах музея - великолепные произведения Брамантини (копия фрески "Cristo in Pieta), Леонардо да Винчи ("Музыкант"), Боттичелли ("Madonna della Padiglione"), Доменико Джирландайо ("Adoracione del Bambino") и др.
   Ну а далее, в зале с номером 5 - Рафаэль, эскиз на картоне к "Школе в Афинах", шедевру, украшающему Ватиканский музей в Риме. Здесь изображены практически все великие мыслители древней Греции (57 фигур), прообразами которых зачастую служили современники Рафаэля, Среди них он запечатлел и свой автопортрет, а прообразом Гераклита он избрал Микеланджело. Кстати, фигуры Гераклита на картоне нет, Рафаэль добавил ее в картину уже в Ватикане.
   В следующем зале - бесподобная (другого слова не найду) картина Караваджо "Корзина с фруктами". Не знаю, удастся ли выразить мое впечатление словами, но суть его в том, что изображенные фрукты (виноград, в частности) не просто точное подобие оригинала, а как бы сам оригинал, не подобие натуры, а сама натура. К сожалению, мне не удалось встретить ни одной репродукции этой картины (на открытках, альбомах, интернете и т.п.), которые смогли бы передать всю ее прелесть, тогда как репродукции многих других картин вполне соответствуют их оригиналам.
  Фотографировать здесь, как и в пинакотеке Брера, нельзя. Поэтому покажу две фотокопии картины Караваджо, взятые в интернете. Одна из них, фрагмент картины, в какой-то мере приближается к оригиналу Караваджо, но, тем не менее, всё-таки не отражает всю его прелесть

 []

 []

  
  
   Далее - другие картины великих мастеров, в том числе венецианской и болонской школы, произведения Тинторетто, Веронезе, Моретто. Один из залов представляет работы германских и голландских мастеров, среди них Питер и Ян Брейгели. Нельзя не обратить внимание на натюрморт Яна Брейгеля "Ваза с цветами" - по-видимому, первый или один из первых флористических натюрмортов.
   По переходу из седьмого зала в залы 8-11 спускаемся на этаж ниже и оказываемся в галерее второго этажа, обрамляющей чудесный внутренний дворик. На галерее - множество мраморных скульптур, а сам дворик заслуживает того, чтобы тоже быть экспонатом музея. Галерею и дворик служитель мне любезно разрешил сфотографировать
  

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

 [Александр Шурыгин]

  
  
   В одном из залов - очень красивые художественные миниатюры Гиговы, а также мраморные скульптуры. И вновь смотритель - он что-то говорит мне по-итальянски и показывает жестами (можно понять, что эти жесты копируют удары молотком по долоту). Я непонимающе качаю головой и пытаюсь сказать что-то вроде "I don't understand...". Тогда он показывает на одну из скульптур и с тихим придыханием говорит: "Canova. Canova...". Действительно, это великий Канова и изваянный им чудесный бюст Джузеппе Босси в мраморе. Рядом - вторая замечательная мраморная скульптура не менее знаменитого датского скульптора Альберта Торвальдсена.
   Много картин Бернардино Луини. И портреты Франсиско Хайеса (я сразу вспоминаю его "Поцелуй", увиденный накануне в Брере), удивительную, на мой взгляд, картину по ее композиции и технике исполнения.
  
  Я покажу здесь несколько фотокопий картин из числа тех, которые храню на память об Амброзиане. Одна из них - "Портрет музыканта", неоконченное полотно Леонардо да Винчи, и его фрагмент. Картина начата художником на рубеже 90-х годов XV века. Авторство Леонардо оспаривается редко, хотя и существует предположение, что написать её мог Антонелло да Мессина
  

 []

 []

  
   Следующий снимок - "Мадонна под балдахином" Сандро Ботичелли (1493г.)
  

 []

  
  
   И ещё одна фотокопия - она c картины Тициана "Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и св.Цецилией" (середина XVI века)
  

 []

  
  
  
  
***
  
  
   Закончив осмотр экспозиций, я очутился у выхода, являющегося одновременно входом в залы музея. Вновь прохожу мимо входа в первый зал. И снова встречает меня любезный смотритель этого зала - мы улыбаемся друг другу как старые знакомые, и он, пожимая мне на прощание руку, на полупонятной смеси языков и жестов спрашивает меня о чем-то, в том числе произносит и понятные слова: "Sanct Peterburg, Grand Museo ...".
   Помня, что в нашем Эрмитажк находится одна из лучших подлинных работ Кановы - "Три грации", я спрашиваю: "Эрмитаж?"
   Он радостно кивает: "Si,si", а я поднимаю вверх большой палец правой руки и говорю: "Гранд Эрмитаж! Грандиозо...!" .
   Мы расстаемся.
   А я вновь возвращаюсь к первым своим впечатлениям, возникшим после посещения Бреры - при всем великолепии миланских пинакотек, они все же не оставляют столь мощных впечатлений, которыми сопровождаются посещения наших крупнейших российских картинных галерей.
  
  
   А.Шурыгин, 2020г (из архивов)

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"