Шушаков Олег Александрович : другие произведения.

Триммера - 2009. Третья группа. Имхо

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На мой взгляд, существует только одна ИСТИННАЯ ЦЕННОСТЬ - ЛЮБОВЬ. Все остальные ценности - вторичны. И ценны лишь настолько, насколько соотносятся с этим базовым принципом мироздания.

  НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ
  
  Насчет истинных ценностей:
  На мой взгляд, существует только одна ИСТИННАЯ ЦЕННОСТЬ - ЛЮБОВЬ. Все остальные ценности - вторичны. И ценны лишь настолько, насколько соотносятся с этим базовым принципом мироздания.
  
  По поводу раздачи 'слонов':
  Предпочитаю не участвовать в жюри и судейских коллегиях (не говоря уже о трибуналах и особых тройках). Ибо сказано: 'Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить' (Матф, гл. 7, ст. 1-2).
  Однако 'назвался груздем - пеняй на себя'. Одним словом, регламент есть регламент. Так что оценки выставить все-таки пришлось.
  
  О критериях:
  Согласен с организаторами конкурса, что литература - это 'пища для ума и души, а не пустопорожняя развлекаловка из набора слов, милых душе автора', поэтому при анализе конкурсных работ опирался на следующие критерии (в порядке убывания значимости):
  1. Соответствие теме.
  Позиция автора по отношению к Истинной Ценности и ее производным.
  Считаю, что на первом месте должна быть ЛЮБОВЬ. И только потом все остальное: Вера (в Истинную Ценность), Верность (Истинной Ценности), Милосердие, Честь, Достоинство, Справедливость, Патриотизм, Чувство долга и так далее.
  Предупреждение:
  В случае если обнаружится, что под маской 'реализма' автор, декларирующий свою приверженность Истинной Ценности, занимается смакованием мерзостей жизни, его опус будет выброшен в корзину.
  2. Стиль написания.
  То бишь, легкость восприятия текста.
  Придерживаюсь правила, которое до сих пор ни разу не подводило: 'Три раза запнулся - переворачивай страницу, еще три - пропускай главу, еще три - закрывай книгу'.
  Главными минусами считаю: коверкание русского языка, использование новояза, сленга и матерщины, слишком длинные абзацы и предложения, нудное пережевывание деталей, фальшивую пафосность и красивости ради красивостей, а также (само собой!) грубые грамматические и стилистические ошибки.
  3. Сюжет.
  В смысле, его увлекательность. Иначе говоря, комплексная оценка сюжета с точки зрения читателя. В данном случае - вашего покорного слуги. Который если его одолевает зевота при чтении - просматривает страницы по диагонали, а если это не помогает - закрывает книгу.
  4. Литературность.
  То есть, гармоничность произведения. Понимаемая как соответствие всех его элементов друг другу и общему замыслу. Который должен существовать в голове автора до того, как он усядется за 'клаву'. А не отыскиваться им после того как будет поставлена точка в конце последнего предложения.
  
  Насчет пожеланий авторам:
  Все пожелания абсолютно искренние. И направлены исключительно на повышение литературного мастерства упомянутых авторов и уровня анализируемых работ. Поскольку, на мой взгляд, любая критика должна быть позитивной.
  Автор, ясное дело, волен не обращать на эти пожелания никакого внимания. Особенно, если считает себя состоявшимся мастером. То бишь, классиком. В смысле, метром. И тэпэ.
  
  И еще по поводу 'раздачи':
  Кому нужны оценки, тот их получит. Но. Лично меня интересует другое.
  Солидарен с Пьером де Кубертеном, сформулировавшим главный принцип любого соревнования: 'Самое важное - не победа, а участие, также как в жизни самое главное - не триумф, а борьба'. Поэтому главным выигрышем считаю не призы, титулы и звания (хотя, видит Бог, с удовольствием их принимаю, когда таковые перепадают), а новый жизненный опыт и возможность дальнейшего развития. Чего и вам искренне желаю.
  Одним словом, 'vita brevis, ars longa', как говорил Гиппократ. То бишь, конкурсы преходящи, а искусство - вечно.
  
  Настоятельная просьба:
  Не играйте пианиста - стреляет, как умеет.
  
  
  А теперь перехожу к раздаче. Этих самых слонов.
  
  
  Бережная. ЗВОН НА ЗАРЕ.
  
  'Молодая женщина в погоне за лёгким счастьем и красивой жизнью загоняет себя в нравственный тупик, из которого, казалось бы, выход один - смерть. Однако жизнь даёт ей шанс. Она счастлива, она любима, она готовится стать матерью. Но тут один за другим начинают возникать 'призраки' её прошлой жизни...'
  
  Просмотрев аннотации конкурсных работ, поставил этот роман на первое место. Для чтения и анализа. И не пожалел. Образцово-показательная вещь! По количеству грязи, то бишь, 'реализма', в который автор макает главную героиню, а вместе с ней и читателя, с первых же страниц.
  
  Лирическое отступление:
  Женский (или, как его иногда называют, любовный) роман, на мой взгляд, делится на три типа:
  1. Романтические сказки.
  Большая и светлая любовь, разнообразные приключения, счастливый конец.
  Рекомендуется для чтения всем категориям читательской аудитории без различия пола и возраста. А молодежи - в первую очередь.
  2. Грязные истории.
  Так много секса (по большей части без любви) и насилия (над главной героиней, ясное дело), что окончание этой процедуры (без разницы, плохое или хорошее) уже само по себе воспринимается как счастливый конец.
  Рекомендуется для растопки.
  3. Ни то, ни се, ни два, ни полтора.
  Псевдореалистическое повествование, в ходе которого автор опускает главную героиню не так часто, как в 'грязной истории', но отказать себе в сем удовольствии таки не способен, искренне полагая, что именно это и придает реализм его сочинению.
  Рекомендуется автору. Для удаления грязных сцен.
  Или - на растопку.
  
  Анализ конкурсной работы:
  1. Соответствие теме:
  ГРЯЗЬ - она и в тайге ГРЯЗЬ. И в мегаполисе. К читателю, может, и не прилипнет. Если он успеет закрыть книжку до того, как откроет. А вот писателю настоятельно рекомендую, как следует, почиститься. Отождествление с ГГ, которое неизбежно происходит во время работы автора над текстом, в данном конкретном случае особо опасно! В смысле, самопрограммирования. Одним словом, окунаясь в грязь, не забудьте потом помыться.
  2. Стиль написания:
  Читается довольно легко. Хотя, на мой взгляд, абзацы великоваты. Что, впрочем, компенсируется краткостью предложений. Язык образный. Предмет о коем писано, автору, по всей видимости, хорошо знаком. Чувствуется, что и в лесу он тоже бывал. Хотя насчет тайги возникают некоторые сомнения. По НАСТОЯЩЕЙ тайге не очень-то побегаешь. Но автору, как говорится, виднее. Впрочем, как и насчет всего остального.
  3. Сюжет:
  Достаточно увлекателен. Тем больше может принести вреда. Незрелым душам. Кои могут вляпаться в ЭТО. И вымазаться в нем. И решить, что так оно и бывает. В смысле, что так оно все есть, было, и всегда будет.
  4. Литературность:
  Это не литература. Это - чтиво. Можно нести в издательство.
  Уверен, возьмут сразу.
  
  Резюме:
  На растопку.
  
  Пожелание автору:
  Посмотрите к/ф 'Девчата' (реж. Ю. Чуликин). Там тоже про лесорубов. И про повариху. Может, поймете что-нибудь...
  
  
  Матюхин. СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ ЕЕ ГЛАЗ.
  
   'В больницу маленького северного городка попадает странный пациент. Он утверждает - что ищет на краю света свою Любовь: образ девушки, которая пришла к нему во сне. Больше года назад молодой человек отправился в путешествие, на поиски странного видения. Он одержим любовью и надеждой... Нет ничего чище настоящей, безоговорочной, призрачной Любви, и ничто не может заставить людей совершать необъяснимые и невероятные вещи, кроме Надежды. А еще это роман о Мечте. И о том, что истинные ценности есть внутри каждого из нас. Нужно только уметь их разглядеть'.
  
  Поставил эту работу на второе место в списке. А когда начал читать, порадовался своему выбору. Потому что интуиция и на этот раз меня не подвела. Замечательный роман! Особенно в сравнении с предыдущим. Словно глоток свежего воздуха после выгребной ямы.
  
  Анализ конкурсной работы:
  1. Соответствие теме:
  Соответствует полностью. Это действительно роман о ЛЮБВИ. А также о Надежде. И о Мечте. Все в точности, как указано в аннотации.
  2. Стиль написания:
  Роман просто наполнен поэзией. Настолько, что иногда текст воспринимается, словно стихи в прозе. Одно название чего стоит! 'Северное сияние ее глаз'.
  Автор и дальше не разочаровывает читателя.
  'Катя ни разу в жизни не видела столь пронзительных голубых глаз. Таких глаз, цвета весеннего неба. И в это небо стремительно захотелось взлететь. И парить там, раскинув руки, подставив лицо прохладному ветерку. И наслаждаться каждой секундой полета. Потому что в глубине весеннего неба нет проблем, нет забот людской жизни, нет расставаний, обиды, злости, зависти, чувства нескончаемого одиночества, а есть свобода, ветер и бесконечный полет вверх...'.
  Или.
  'Лето закончилось так, будто перевернули страницу романа о любви и открыли новую страницу романа о разлуке...'.
  Или.
  'Когда я делаю еще один робкий шаг в ее сторону, девушка оборачивается и смотрит на меня. У нее изумительные, изумрудные глаза. И губы. Эти губы... эти черты лица... эти изящные скулы, тонкий носик... Я замираю, застываю, окаменеваю, превратившись в один большой ВЗГЛЯД. Я разглядываю ее столь жадно, что где-то в уголке сознания стучится совесть, напоминая, что мы на улице, что вокруг люди, что жизнь-то, черт возьми, продолжается...'.
  Или.
  'Это проблема больших городов - мы забываем смотреть на небо. Некоторые с рождения видят звезды только на картинках или по телевизору. Они очень удивляются, выезжая на природу. Им кажется, что они попали на другую планету. А ведь на самом деле они всего лишь отъехали от города на двадцать-тридцать километров. В больших городах есть реклама, неоновые вывески, яркие фонари вдоль автострады, фейерверки по ночам, яркий свет в каждом окне. Но нет звезд...'.
  О грамматике и прочем. При чтении не раз натыкался на опечатки. Начиная с аннотации, в которой лечащего врача зовут Наталья, а в основном тексте - Екатерина. Однако считаю все это мелочами, которые не имеют значения. И легко устраняются в ходе последующей работы над произведением. Поэтому заострять на них внимание не вижу смысла.
  3. Сюжет:
  Увлекает. Несмотря на некоторую замедленность изложения. Впрочем, вскоре понимаешь, что эта замедленность - кажущаяся. На самом деле напряжение все увеличивается и увеличивается. При этом новеллы-вставки, разбивая повествование, это напряжение только усиливают. Так, что к концу романа уже едва справляешься с желанием заглянуть на последние страницы. И узнать, наконец, чем все кончится. Но не можешь себе этого позволить, потому что автор удерживает внимание читателя стальной хваткой.
  4. Литературность:
  Очень гармоничное произведение. Даже вставки, которые являются вполне самостоятельными произведениями, воспринимаются, как неотъемлемая часть текста. И новелла об Ангеле-грусти, и про Тихого и невидимого. И о Музах, хотя там кое-где уже мелькают темные пятнышки. И даже про Девушку, поигравшую с судьбой, где этих пятнышек значительно больше. Так или иначе, но все они укладываются в концепцию, заявленную в аннотации.
  Все, кроме новеллы о Человеке, мечтавшем о смерти. Которая резко диссонирует с остальным текстом. Этакая ложка дегтя. ЧЕРНОЕ пятно. При удалении которого роман, на мой взгляд, только выиграет. Может, я и не совсем понял авторский замысел, но, по-моему, ни к ЛЮБВИ, ни к Надежде эта история отношения не имеет. Да, и к Мечте (с большой буквы) тоже. Не говоря уже о том, что этот апофеоз смерти и суицида просто опасен. Потому что написан оч-чень ярко. И может натворить много бед.
  И еще одно замечание.
  'Этот город похож на дикую речку с множеством рукавов и подводных камней. В диком грязном потоке несутся тысячи мелких жизней. Городу все равно, он с одинаковым равнодушием утащит и крупную рыбешку и изодранное тело воняющего мочой бомжа. Он с маской равнодушия поднимет на вершину горы или скинет в самую темную пропасть. Он с безразличием примет в жертву прыгающего с крыши дома самоубийцу или начнет аплодировать удачному оперному певцу. Ведь городу, в конце концов, наплевать, всплыл ты или захлебнулся...'.
  Согласен с автором практически во всем, что касается больших городов. Однако считаю, что в описаниях лифтов, подъездов и ночных клубов можно было бы обойтись меньшей долей 'реализма'. Простой намек иногда гораздо эффективнее, чем подробное натуралистическое описание.
  
  Резюме:
  Спасибо автору за прекрасный роман! Буду рад, если он попадет в финал.
  
  Пожелание автору:
  Поработайте еще чуть-чуть над текстом. И тогда СИЯНИЕ станет еще ЯРЧЕ.
  
  
  Войцеховская КРЕСТИКИ-НОЛИКИ
  
  'Наёмница Ева Ковальчик - женщина с весьма тёмным прошлым... Превыше всего Ева ценит деньги, по меркам расового отдела у неё хорошее происхождение, к тому же она идеальный исполнитель - таким образом, она оказывается в составе карательной роты одной из приграничных частей внутренних войск'. Волею случая Ева знакомится с врачом-полукровкой Аделью Дельфингтон, которой 'наплевать на политические игры. Адель окажет помощь любому, кто в ней нуждается, не задавая лишних вопросов... Практичная Ева, изо всех сил боровшаяся за место под солнцем, зачастую не понимает действий непрактичной мягкой докторши... Так начинается их странная дружба, со временем превращающаяся в нечто большее'. По ходу пьесы 'происходит много событий, хороших и плохих, разных, - и на всё это можно смотреть под разными углами, к тому же каждая история - это всякий раз проверка на прочность'.
  
  Лирическое отступление:
  Все, что не ведет к продолжению рода, приводит к исчезновению вида.
  Одной из главных причин вырождения современной 'западной' цивилизации является прогрессирующий гермафродитизм всех оттенков (от голубых и розовых до садо-мазо). А равно - педофилия, геронтофилия, зоофилия, некрофилия и прочие психические заболевания.
  Пропаганда западных 'ценностей' имеет своей целью растление русского народа. И его уничтожение. Которое за последние триста лет, минувших с начала петровских 'реформ' (насильственное внедрение табакокурения, употребления крепких алкогольных напитков и проституции, которых на Руси до этого отродясь не было), приобрело ураганный характер.
  РУССКАЯ (не путать с русскоязычной!) литература, на мой взгляд, должна ВСЕМИ силами и средствами противостоять упомянутой пропаганде. А не тиражировать ее. В погоне за сребренниками. Которые не принесут предателям ничего кроме гибели.
  Ибо сказано: 'Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился' (Матф, гл. 27, ст. 3-5)
  
  Анализ конкурсной работы:
  1. Соответствие теме:
  Дружба двух дам (а равно двух джентльменов), со временем превращающаяся в 'нечто большее', в наше испорченное время, увы, уже не кажется странной. И никого не удивляет. Но. На мой взгляд, теме конкурса (то есть, ИСТИННОЙ ЦЕННОСТИ) не соответствует. Поскольку сексуальное извращение (хотя некоторые особи и называют ЭТО любовью) оно извращение и есть. Впрочем, автор (который, судя по всему, считает иначе) может считать как ему угодно.
  2. Стиль написания:
  Читать трудно. Поток сознания ГГ, взахлеб повествующей о своей разудалой жизни, изобилует всякого рода неправильностями, замусорен словами-паразитами, груб и чрезвычайно скуден. Несмотря на большое количество длинных сложно-сочиненно-подчиненных предложений.
  'Я шла во внутренние войска потому, что мне просто нечего было делать. Да, вот так вот банально - элементарно нечего делать'.
  'Грязная халупа на окраине - да только меня это волновало мало, потому что я приходила туда только ночевать, да и то не всегда'.
  'Национал-монархисты сидели в своих креслах давно и прочно, аргументируя тем, что только люди, у которых чуть ли не в подсознании заложены века управления страной, могут правильно делать это и дальше с точно таким же успехом, и счастье есть и будет - всем и почти что задаром'.
  'Я вообще не интересовалась ни политикой, ни географией, по которой в школе у меня была хлипкая тройка, да и то только потому, что я могла вскочить и лихо отбарабанить, как называется столица нашего государства - а остальных тридцать человек этот вопрос ставил в тупик. У меня были другие приморочки. Кроме того, скажи я сейчас, что это было за государство, на задворках которого началась вся эта канитель, я бы выдала военную тайну. А моя собственная жизнь, как ни крути, относилась к тем приморочкам, которые интересовали меня в первую очередь'.
  Возможно это литературный прием, и автор таким образом отражает принадлежность ГГ к маргинальным слоям населения. А может, у него у самого 'хлипкая тройка'? По русскому языку.
  Если это прием, то зря, ей-богу! Напрочь отшибает желание читать дальше.
  'Я могу написать об этом самыми настоящими буквами, сложив их вот в эти настоящие слова - и мне ничуть не стыдно' - утверждает автор устами ГГ, и я ему верю. Верю, что автору ничуть не стыдно. И что он действительно может. Весь остальной текст сложить таким же образом. А посему, запнувшись полтора десятка раз на первой же странице, перехожу на диагональ. Поскольку читать таки обязан. Увы. Регламент есть регламент.
  3. Сюжет:
  Сюжет развивается как оно и было заявлено автором в 'Кратком содержании' и 'Раскрытии темы конкурса'. То есть, 'не всегда бешеный шквал эмоций и радости плоти'. А изредка. То есть, не бешеный. А просто НЕздоровый. В смысле, больной.
  'И тогда я наклонилась и неловко поцеловала её в ухо. Где-то краешком рассудка боясь, что она отстранится или снова окатит меня холодом. Пугаясь каким-то кусочком оставшихся мозгов. Но я бы стерпела даже арктический холод. Всё равно. По любому.
  Она не отстранилась. Только замерла - потому что тоже боялась: - спугнуть меня, как ночного зверя, на секунду ступившего в лунный луч.
  - Ад... - начала я.
  И поняла, что продолжать не нужно.
  - Я тоже... - просто сказала она.
  И тогда мне снова захотелось петь, даже если бы от моего голоса повылетали стёкла или приспичило бы сбежать подальше. Потому что, оказывается, мы могли сказать это друг другу только так, и никак иначе. ЭТО - оно оказалось таким. Без дурацких слов на букву "Л" и розовых соплей на голубом заборе. Оно было коротким, резким, и с хлёстким звуком било точно в цель, как пуля из снайперской винтовки. Блестящая от смазки. Безупречная. Неповторимая.
  Может быть, это было смешно, но в перечне длиной с рулон туалетной бумаги появился ещё один пункт, вписанный от руки фиолетовыми чернилами'.
  По поводу 'розовых соплей' и 'дурацких слов' не знаю. Автору виднее. А вот насчет рулона туалетной бумаги я с ним (с автором) полностью согласен. На него (на рулон) все это и надо вписывать. А потом использовать. По назначению. Когда приспичит.
  Еще одна цитата без купюр (прошу прощения за все эти длинноты, но очень уж в строку у автора получилось):
  'Мне не стоило забивать себе голову всякой шнягой, всё равно от этого никому бы не стало легче, - но я упорно продолжала заниматься выносом собственных мозгов'.
  Полагаю, что автору стоило бы к собственному внутреннему голосу прислушаться. И перестать. Заниматься выносом собственных мозгов. А заодно и читательских.
  4. Литературность:
  Достаточно гармонично. Одно к одному. И 'литературно'. От начала до конца:
  '- Лейтенанта в жопу засунь, мать твою! - донеслось до меня, и дверь захлопнулась.
  Всё так же гудела под потолком полудохлая лампочка - судя по всему, родственница той самой лампочки из коридора, где была Дверь В Лето, и где я отиралась добрых полдня. Только теперь я точно знала, что эта Дверь оказалась на деле голимой заманухой'.
  Замануха и есть. В смысле, все эти красивые фразочки, которыми автор жонглирует в 'Раскрытии темы конкурса'.
  
  Резюме:
  Своего читателя данное сочинение, безусловно, найдет. И пусть они получат то, что заслуживают. И читатель, и автор.
  Что же касается вашего покорного слуги, то его оценка будет невысокой. Хотя и не самой низкой. Потому что на самую низкую оценку претендент у него уже имеется (см. выше).
  
  Пожелание автору:
  Текст требует серьезной работы. И над лексикой, и над грамматикой, и над синтаксисом. А самое главное - над сюжетом.
  И здесь перед автором открывается огромный простор для самовыражения. Можно, например, изменить пол одной из героинь. Скажем, Адели. Пусть она (то бишь, он) станет непрактичным мягким доктором-полукровкой Адамом (только, Христа ради, постарайтесь обойтись без хирургического вмешательства!). А потом они полюбят друг друга (Адам и Ева) уже не 'странной', а самой что ни на есть настоящей ЛЮБОВЬЮ. НЕ модной, а НАСТОЯЩЕЙ. Которая, в наше испорченное время, увы, встречается так редко. Особенно в литературе.
  
   (продолжение следует)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"