Шушаков Олег Александрович : другие произведения.

Тархов Сергей Федорович

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Лётная форма наших и немецких лётчиков была в тот период похожей, определить с земли, чей пилот опускается на парашюте, было трудно... Пока Тархов опускался на парашюте, он получил с земли четыре пулевых ранения в живот, после чего был ещё и избит местным населением.

  ТАРХОВ СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ
  
  Родился 8.10.09 г. в Саратове, в семье рабочего. Русский. В 1918-23 гг. жил в г. Нижний Ломов Пензенской области, где окончил семилетку. Осенью 1923 г. вернулся в Саратов и поступил в двухгодичную железнодорожную школу фабрично-заводского обучения. После ее окончания работал в дистанции пути Саратовского отделения Рязано-Уральской железной дороги, одновременно учился в кружке Осоавиахима и 4-й школе взрослых повышенного типа.
  В РККА с 1927 г. В апреле 1927 г. по комсомольской путевке был направлен в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков. Практический курс обучения проходил в 3-й военной школе летчиков и летнабов в Оренбурге.
  С июля 1929 г. служил в авиационных частях Киевского и Белорусского военных округов. Член ВКП(б) с 1929 г.
  В 1934 г. окончил Липецкую высшую летно-тактическую школу.
  С февраля 1936 г. капитан Тархов командовал 107-й эскадрильей 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа. За высокие показатели в боевой и политической подготовке имел восемнадцать благодарностей от командования, в том числе Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ и именное личное оружие от командующего округом командарма 1-го ранга Уборевича[1].
  Участвовал в национально-революционной войне в Испании с октября по ноябрь 1936 г. под псевдонимом "капитан Антонио". Командовал эскадрильей И-16.
  Вспоминает старший техник-лейтенант Взоров[2]: "Во второй декаде сентября собрались два отряда эскадрильи в одном из закрытых санаториев вблизи Феодосии. Эскадрилью... поручили возглавить Сергею Федоровичу Тархову.
  Командирами отрядов назначены были Сергей Петрович Денисов[3] и Владимир Александрович Бочаров...
  Я был в звене, которым командовал Сережа Черных[4], а вторым ведомым был Паша Акуленко[5]. В одну из темных сентябрьских ночей мы покинули свой "санаторий" и погрузились на пароход, перекрашенный и переименованный, и под национальным флагом Болгарии вышли в море. Когда проснулись и вышли на палубу, матросы нам сказали, что мы уже прошли Дарданеллы и идем по Средиземному морю[6]".
  В конце октября 1936 г. группа Тархова прибыла в порт Аликанте. За четверо суток летчики закончили сборку истребителей И-16, закупленных в СССР испанским правительством, и перелетели на аэродром Алькала-де-Энарес.
  В канун Октябрьских праздников "капитан Антонио" повел свою эскадрилью в бой. Советские истребители были уже над центром Мадрида, когда с северо-запада появилась группа вражеских "юнкерсов". Три девятки бомбардировщиков шли самоуверенно и беспечно. Как и в предыдущие дни, фашисты надеялись отбомбиться безнаказанно. Они знали, что республиканская армия не имеет ни зенитной артиллерии, ни истребительной авиации. С набором высоты Тархов повернул эскадрилью влево и обрушился на врага со стороны солнца. Сам он спикировал на головной "юнкерс" и с короткого расстояния дал точную пулеметную очередь. Фашистский бомбардировщик задымил и врезался в землю близ королевского парка Ретиро. В этот советские летчики-добровольцы сбили семь фашистских самолетов. Мадрид ликовал. Сотни тысяч жителей, покинув убежища и позабыв об опасности, высыпали на улицы города. Всюду раздавались приветствия "Вива, Русия! Вива, авиадорес Русос!"
  13.11.36 г. восемнадцать И-16 эскадрильи Тархова вступили в бой с двенадцатью бомбардировщиками Ju-52 и двадцатью шестью истребителями Heinkel Не.51. Тархов со своим ведомым связал боем истребители сопровождения. Два "хейнкеля" они сбили, но внезапно были атакованы еще одной шестеркой Не.51. Оторвавшись от напарника, он вступил в неравный бой, в ходе которого столкнулся с истребителем командира немецкой эскадрильи обер-лейтенанта Крафта Эберхардта[7], после чего сумел воспользоваться парашютом. Немец погиб сразу.
  Поскольку лётная форма наших и немецких лётчиков была в тот период похожей[8], определить с земли, чей пилот опускается на парашюте, было трудно...
  Пока Тархов опускался на парашюте, он получил с земли четыре пулевых ранения в живот, после чего был ещё и избит местным населением. Затем его, еле живого, притащили в здание военного министерства. В это время там находился советский журналист Михаил Кольцов[9], он исправил ошибку, и Тархова срочно доставили в госпиталь.
  Вспоминает генерал-майор авиации Кондрат: "Разгорелся самый крупный и самый ожесточенный бой не только из всех воздушных схваток над Мадридом, но и, пожалуй, за всю войну, которую мы ведем. Так сказал на разборе генерал Дуглас. Сошлись более ста двадцати самолетов - бомбардировщики "юнкерсы" и "капрони", истребители "хейнкели", "фиаты", наши И-15 и И-16... Сорок минут кипело небо, на высоте от пятисот до пяти тысяч метров ревели моторы и грохотали пулеметы...
  В том бою сбили комэска "и-шестнадцатых" Тархова - капитана Антонио. Он опускался на парашюте на свою территорию, но его приняли за фашиста и открыли огонь. Окровавленного, с пулями в животе, поволокли в штаб.
  В штабе оказался Михаил Кольцов. Он узнал в окровавленном человеке, потерявшем сознание, Тархова. Смущенная толпа мигом рассосалась. Вызвали санитарную машину и увезли капитана Антонио в госпиталь.
  По настоянию Смушкевича срочно было составлено обращение командования к войскам. "Мы отлично понимаем чувства гнева и ярости, охватывающие бойцов милиции при виде фашистских разрушителей наших домов. Но причины военного порядка заставляют нас требовать от всех частей корректного отношения к пленным летчикам"...
  Мы едем в отель "Палас", где умирает от ран комэск Тархов. Вошли в палату на цыпочках. Сергей Федорович лежал закрытыми глазами. Восковая бледность залила щеки и лоб. Он что-то бормотал, стонал, тело ею вдруг напрягалось и вытягивалось - наверное, это была боль. Наконец тяжело поднял веки.
  - Сергей Федорович, - наклонился над ним Рычагов, - вы можете говорить?
  - Как там мои ребята? - с трудом произнес комэск.
  - Молодцы, дерутся по-тарховски.
  - Не надо по-тарховски. - Он хотел пошутить, но вышло грустно.
  - Разве в том есть вина? Один против шестерых... Кто устоит?
  - А надо бы...
  Он закрыл глаза и долго отдыхал. Мы переминались с ноги на ногу, не решаясь ни заговорить, ни уйти.
  - Жаль, друзья, не придется вернуться... А так хочется снова всех увидеть... Вы не утешайте... Спасибо, что пришли".
  В этот же день летчики его группы, уже без своего командира, провели еще один воздушный бой. Было сбито еще четыре истребителя: три Heinkel He.51 и один Fiat Cr.32. В этот день в двух воздушных боях было уничтожено десять вражеских самолетов - восемь немецких и два итальянских.
  Тархова оперировал известный испанский хирург Гомес Ульям. Однако усилия медиков оказались напрасными и 23.11.36 г. он умер от перитонита.
  Михаил Кольцов писал в "Испанском дневнике": "Утром умер Антонио.
  До последних часов жизни он метался в бреду: садился в истребитель, атаковал фашистские бомбовозы, отдавал приказы. За четверть часа до смерти сознание вдруг прояснилось.
  Он спросил, который час и как сражается его эскадрилья. Получив ответ, улыбнулся.
  - Как я счастлив, что хоть перед смертью повел ребяток в бой...
  Только пять человек идет за гробом Антонио, в том числе врач и сестра милосердия, ухаживавшая за ним. "Курносые" не смогли прийти проводить командира. Погода ясная, они сражаются. Вот как раз они пролетели высоко-высоко над кладбищем: смелая стайка опять и опять кидается в новые битвы.
  Гробы на этом кладбище не зарывают в землю, а вставляют в бетонные пиши, в два этажа.
  Смотритель кладбища проверил документ из больницы, закрыл крышку и запер. Странный обычай в Испании: гроб запирают на ключ.
  - Кто здесь самый близкий родственник? - спросил он.
  - Я самый близкий родственник, - сказал я.
  Он протянул мне маленький железный ключик на черной ленте. Мы подняли гроб до уровня плеч и вставили в верхний ряд ниш. Мы смотрели, как рабочий быстро, ловко лопаточкой замуровал отверстие.
  - Какую надпись надо сделать? - спросил смотритель!
  - Надписи не надо никакой, - ответил я. - Он будет лежать пока без надписи. Там, где надо, напишут о нем".
  Всего за девять дней боев, летая на И-16, Сергей Тархов совершил 20 боевых вылетов, сбил 5 самолётов лично и 1 в группе. Похоронен в Мадриде.
  31.12.36 г. Тархову Сергею Федоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
  Его именем названы улицы в Харькове и Нижнем Ломове, а также 1-я средняя школа, где он учился.
  Герой Советского Союза (31.12.36). Награжден орденом Ленина.
  Литература:
  Герои и подвиги. Кн. 1 - Саратов, 1966. С. 9-13
  Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 61-62
  Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. - Саратов, 1968. С. 488-489
  Шагнувшие в бессмертие. Кн. 1 - Саратов, 1971. С. 18-32
  
  
  [1] Уборевич (Губаревич) Иероним Петрович (1896-1937), командарм 1-го ранга (1935). Литовец. Окончил Константиновское артиллерийское училище. Участвовал в I-й мировой войне. Был подпоручиком. Член РСДРП(б) с марта 1917 г. Участвовал в Гражданской войне. В РККА с 1918 г. Был командиром бригады, начальником стрелковой дивизии, командующим армией, зам. командующего войсками Тамбовской губернии, командующим войсками Минской губернии, командующим Восточно-Сибирским военным округом, военным министром Дальневосточной республики. Отличился при подавлении крестьянского восстания в Тамбовской губернии и ликвидации повстанческих частей под командованием Махно, Булак-Булаховича и др. Награжден тремя орденами Красного Знамени и почетным революционным оружием. В 20-30-х гг. был командующим войсками Северо-Кавказского, Московского и Белорусского военных округов, зам. председателя РВС СССР, начальником вооружений РККА. С 1934 г. был членом Военного совета НКО СССР. Кандидат в члены ЦК ВКП(б), член ВЦИК СССР. 29.05.37 г. арестован и 12.06.37 г. расстрелян. Реабилитирован 31.01.57 г.
  [2] Взоров Владимир Николаевич (1912-2002), старший техник-лейтенант. В РККА с 1933 г. В 1935 г. окончил авиашколу. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с сентября по ноябрь 1936 г. Был тяжело ранен, около года находился в госпитале и демобилизовался по состоянию здоровья. Осенью 1941 г. добровольцем вступил в народное ополчение, был тяжело контужен, затем воевал сапером. После войны окончил институт, работал в НИИ экспериментальной физики. Награжден орденами Красной Звезды и "Знак Почета".
  [3] Денисов Сергей Прокофьевич (1909-1971), дважды Герой Советского Союза (4.07.37, 21.03.40), генерал-лейтенант авиации (1940). Русский. В РККА с 1929 г. Служил командиром отряда 41-й истребительной эскадрильи 83-й иаб БВО. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с ноября 1936 г. по 7.04.37 г. Сбил 3 самолета лично и 4 в группе. В 1937-38 гг. командовал 42-й авиабригадой, затем 1-й авиационной армией особого назначения. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Участвовал в советско-финской войне. Командовал ВВС 7-й армии. В 1940-41 гг. был командующим ВВС Закавказского военного округа. В 1941-42 гг. был начальником Качинской Краснознаменной военной авиашколы им. тов. Мясникова. Участвовал в Великой Отечественной войне с марта 1943 г. Командовал 283-й истребительной авиационной Камышинской Краснознаменной ордена Суворова дивизией. С февраля 1944 г. служил в Главном штабе ВВС. В 1947 г. уволен в запас по болезни.
  [4] Черных Сергей Александрович (1912-1941), Герой Советского Союза (31.12.36), генерал-майор авиации (1940). Русский. В РККА с 1930 г. Служил командиром звена 107-й истребительной эскадрильи 83-й иаб БВО. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с ноября 1936 по 06.02.37 гг. Сбил 5 самолетов лично и 2 в группе. В 1940-41 гг. командовал 9-й сад. 9.07.41 г. арестован по обвинению в преступном бездействии и 27.07.41 г. расстрелян по приговору военного трибунала. Реабилитирован в 1958 г.
  [5] Акуленко Прокопий Семенович (1913-1982), генерал-лейтенант авиации. Украинец. Служил мл. летчиком в 107-й истребительной эскадрилье 83-й иаб БВО. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 13.10.36 по 26.07.37 гг. Сбил 6 самолетов лично и 7 в группе. Награжден двумя орденами Красного Знамени (2.01.37, 4.07.37). После возвращения из Испании командовал авиаполком. В 1939 г. за пьяный дебош был понижен в должности. Участвовал в советско-финской войне. Был пом. командира авиаполка. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был командиром запасного авиаполка. За успехи в подготовке лётных кадров полк был награжден орденом Красного Знамени. После войны подполковник Акуленко был начальником Центра переучивания ВВС. С 1971 г. - в запасе.
  [6] Взоров В.Н. В небе Испании // Сборник "Здравствуй, ПОБЕДА". - Саранск: Типография "Красный Октябрь", 1995. С. 223.
  [7] Эберхардт Крафт (Eberhardt Kraft), обер-лейтенант. Немец. Участвовал в национально-революционной войне в Испании на стороне мятежников с 6.08.36 г. Был командиром эскадрильи 4.J/88. Свою первую победу одержал 25.08.36 г., сбив республиканский бомбардировщик Breguet 19. Всего с 6.08.36 по 13.11.36 гг. лично сбил 7 республиканских самолетов.
  [8] Все немецкие пилоты, воевавшие в Испании, были формально уволены из Люфтваффе. Также как и советские летчики, они носили гражданскую одежду и имели документы с испанскими фамилиями.
  [9] Кольцов (Фридлянд) Михаил Ефимович (1898-1940), журналист. Еврей. Редактор журналов "Огонек" и "За рубежом", член редколлегии газеты "Правда", руководитель Журнально-газетного объединения. Участвовал в национально-революционной войне в Испании. Был военным корреспондентом газеты "Правда". 14.12.38 г. был арестован и 1.02.40 г. расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1954 г. Награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"