Шушаков Олег Александрович : другие произведения.

Супрун Степан Павлович

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Авиаконструктор Хейнкель вспоминает: "Это был высокий, статный мужчина. Перед первым полетом на Хе-100, самом скоростном из всех самолетов, на которых он когда-либо летал, он имел десятиминутную консультацию с одним из моих лучших летчиков-испытателей. Затем он поднял машину в воздух и стал швырять ее по небу, выполняя такие фигуры, что мои летчики почти онемели от удивления".

  СУПРУН СТЕПАН ПАВЛОВИЧ
  
  Родился 2.08.07 г. в селе Речки ныне Белопольского района Сумской области, в семье крестьянина. Украинец. В 1913 г. вместе с семьёй эмигрировал в Канаду. Жил в Виннипеге. Окончил неполную среднюю школу. В 1917 г. его отец вступил в Коммунистическую партию Канады и участвовал в основании ее русского отделения в г. Виннипег. В 1922 г. по совету отца Степан вместе с братьями Григорием и Федором вступил в Лигу молодых коммунистов.
  В 1924 г. вместе с семьей вернулся в СССР. Некоторое время Супруны жили на Алтае, затем в Алма-Ате и Пишпеке, а осенью 1925 г. переехали на Украину, в Белополье. Там Степан устроился учеником в кустарную каретную мастерскую. Вскоре его отец был избран секретарем Сумского облисполкома. Степан переехал в Сумы и стал работать столяром в комборбезе (комитете по борьбе с безработицей). В 1928 г. он устроился на Сумской машиностроительный завод. Летом работал пионервожатым. Однажды едва не утонул в реке, спасая двух детей.
  В РККА с 1929 г. Член ВКП(б) с 1930 г. В 1930 г. окончил школу младших авиационных специалистов в Смоленске, в 1931 г. - военную школу летчиков.
  В его характеристике указывалось: "Имеет все данные быть не только отличным лётчиком - истребителем, но и вдумчивым исследователем, экспериментатором в лётном деле".
  После окончания авиашколы служил в Бобруйске. Был командиром звена 7-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи им. Ф.Э. Дзержинского.
  Однажды во время занятий по воздушной стрельбе самолет-буксировщик, сделав неудачный вираж, сам себе захлестнул крыло буксировочным тросом мишени. Пилот попытался сбросить петлю с крыла, но ничего не получилось. Мишень тянула крыло в сторону, переворачивая самолет. Кое-как держась в воздухе, он стал быстро терять высоту. Летчик собрался выпрыгнуть с парашютом. Видя это, Супрун подлетел к буксировщику и взмахом руки приказал летчику любым путем выровнять самолет. Стремительно развернувшись, он догнал его, осторожно приблизился к крылу и винтом обрубил трос, предотвратив неминуемую катастрофу.
  Но были в его жизни и более тяжелые испытания. В один из осенних дней, техник Стрижёв, сидевший в самолёте Супруна и проверявший работу мотора, неожиданно вырулил со стоянки на старт и пошёл на взлёт с набором высоты на запад. На аэродроме забили тревогу, в воздух вдогонку подняли самолёт. Но было поздно.
  Стрижёв пересёк государственную границу и совершил посадку в Польше, у г. Лида. Некоторое время спустя поляки вернули самолёт, но техника вернуть отказались. Вскоре в Бобруйской авиабригаде объявили приказ Наркома обороны о предании суду Военного трибунала командира эскадрильи, инженера эскадрильи и инженера отряда, подчинённый техник которых оказался изменником Родины. Суду предали и Супруна, чей самолёт был использован для побега. Все четверо, осуждённые на разные сроки, были заключены в Бобруйскую тюрьму...
  С июля 1933 г. служил летчиком-испытателем в НИИ ВВС РККА. Участвовал в испытаниях "этажерки Вахмистрова", испытаниях самолетов на "перевернутый" штопор. Отчаянная смелость, огромное желание овладеть новой специальностью и работоспособность помогли ему встать в ряды лучших авиаторов того времени.
  В мае 1935 г. в составе пилотажной пятерки участвовал в воздушном параде над Красной площадью. За виртуозное владение самолетом приказом наркома обороны он был награжден золотыми именными часами.
  Летом того же года Супрун отдыхал в санатории ВВС на Черном море. Там он случайно познакомился с одним молодым человеком. На другой день, вместе выйдя на лодке в море, они долго беседовали. Супрун внимательно выслушал юношу, который откровенно признался, что ему, авиатехнику, отказывают в переводе в летный состав. "Не унывай, - сказал Супрун. - Поверь, и мне не сразу удалось подняться в небо. Многое пришлось выдержать. Но поднялся! Верю - поднимешься и ты! Главное не потерять мечту".
  Позднее собеседник Супруна окончил школу летчиков. В годы Великой Отечественной войны он сбил 59 фашистских самолетов лично и 6 в группе. Еще около 15 сбитых самолетов по разным причинам не были ему официально засчитаны[1]. Александр Покрышкин стал трижды Героем Советского Союза и Маршалом авиации.
  1.05.36 г. во время воздушного парада Супрун возглавлял пилотажную пятерку.
  26.05.36 г. он был награжден орденом Ленина.
  18.08.36 г. за отличный пилотаж был премирован легковой автомашиной "Москвич".
  В его аттестации указывалось: "Дисциплинирован на земле и в воздухе... В летной работе вынослив и неутомим. Летает на всех типах истребителей. Хорошо владеет элементами воздушного боя скоростных самолетов. Идеологически устойчив. Аварий и поломок не имеет. Над повышением своих знаний работает с большим интересом, осваивает новую технику и в этом отношении незаменимый".
  В 1937 г. его избрали депутатом ВС СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
  Однако, волна репрессий, захлестнувшая страну в эти годы, едва не накрыла и Степана Супруна.
  Летчик-испытатель 1-го класса И.И. Шелест[2] рассказывает: "Липкин председательствует. Полковник Романов сидит рядом. Опираясь обеими руками на стол для большей устойчивости, Липкин провозгласил трескучим голосом:
  - Итак... Поступило предложение исключить Супруна из партии за связь с врагом народа Гамарником. Кто за это предложение, прошу поднять руки!
  Петров ощутил под горлом тошнотворный ком. Покосился вправо, влево... кто-то... стал поднимать руку, и тут уж мало-помалу потянулись вверх и другие. Страшную тишину искажал лишь чуть слышный скрип кресел.
  - Так... - сказал председатель.
  Петров оглянулся, увидел лес рук. Похоже было, что голосуют единогласно.
  - Прошу опустить! - предложил Липкин.
  "Что же это делается?! - ужаснулся Петров. - ...Да что же это с нами творится?!"
  - Кто против?..
  Резко откинувшись на спинку кресла и устремив взгляд на Липкина, Петров вскинул руку вверх...
  - Вы... тов... про-т-тив?.. - кой-как выдохнул Липкин с видом, будто под ним проламывается доска.
  - Да, я против исключения Степана Супруна из партии, - сказал Петров очень высоким голосом, не узнавая себя... Петров увидел как сидящий рядом с Липкиным полковник Романов бледнеет на глазах. Тот стал сомнамбулически приподниматься.
  - Поясните свою позицию, - заговорил он ледяным голосом, игнорируя председательствующего, - почему вы голосуете один вопреки мнению всего коллектива?
  Комбриг Петров занимал пост начальника самолетного отделения в институте, с ним нельзя было не считаться. Петров встал...
  - Я верю Степану Павловичу Супруну, верю в его честность человека и коммуниста. Он так много сделал для нашего Воздушного Флота, проявляя как летчик-испытатель и защитник Родины, множество раз мужество и героизм, доказывая свою беззаветную преданность партии, что я не могу ему не верить. Поэтому и голосую против исключения его из партии. Что же касается его "связи с врагом народа", то скажу вот что: мы все здесь - люди военные, и если нас пошлют куда-то и с кем-то в одном вагоне, как Супруна, поедем, не допуская мысли, что столь высокий начальник, с кем отправляемся в командировку, может оказаться "врагом народа". Такова моя позиция и она непоколебима.
  Несколько мгновений зал был скован гнетущим безмолвием. Все вокруг Петрова сидели теперь потупясь - у каждого, поди, было мерзко на душе. И только Петров и Романов напряженно вглядывались в глаза друг другу. И тут в первом ряду у прохода грохнуло откинувшееся сиденье, и встал Супрун, высокий, крепкий атлет, и когда он повернулся и зашагал к выходу, Петров увидел, как по его щекам катятся слезы. В затаенном зале хорошо слышались его шаги... Потом все стали подниматься, не глядя друг на друга.
  Через два дня комиссия ЦК ВКП(б) отменила решение собрания и восстановила Степана Супруна в партии[3]".
  15.12.38 г. во время испытаний нового истребителя разбился Валерий Чкалов.
  Супрун написал письмо Ворошилову: "К XVIII съезду нашей партии выходит второй экземпляр самолета И-180, на котором погиб лучший летчик нашей Родины Валерий Чкалов, на первом экземпляре этого самолета должны были проводить испытания: Чкалов - заводские и я - государственные. Сейчас же люди боятся доверить мне провести испытания и первым вылететь на этом самолете только лишь потому, что я депутат Верховного Совета Союза ССР.
  Тов. народный комиссар! Мне сейчас стало исключительно тяжело работать - все начальство в целях страховки... всяческими способами старается меня оттеснить в сторону, лишь бы я только не летал. Все это в корне неверно и крайне мне обидно... Вы лично знаете, как я летаю на скоростном самолете - за десять лет летной работы я не имел ни одной аварии, не разбил ни одного самолета... У меня имеются десятки фактов, которые я мог бы привести, чтобы доказать Вам, как мне не доверяют. Не буду отвлекать Ваше внимание на ряде мелких фактов, укажу только самые основные: в течение ряда лет я прошу послать меня в командировку в Китай или Испанию - для приобретения боевого опыта. Все мои старания остаются безрезультатными.
  По моему личному совету были построены 5 облегченных (красных) самолетов И-16, на которых в 1937 году мы пятеркой показывали высший групповой пилотаж 18 августа в День авиации. Сейчас у нас все эти самолеты отобрали, даже самолет, на котором я водил пятерку, поддерживая свою технику пилотирования, воздушный бой и воздушную стрельбу, забрали люди, которые приобрели боевой опыт. Скоро уже будет полгода, как я не проводил никакого испытания, налетал за это время я не больше 5 часов на скоростном истребителе, и нет самолета, на котором я мог бы тренироваться.
  Вместе с летчиком-испытателем Стефановским мы Вам лично писали рапорт, чтобы Вы помогли нам получить у нашего правительства разрешение на установление мирового рекорда - полет вокруг света без посадки. Военный Совет ВВС одобрил наше предложение, но, по-моему, Вам лично это не доложено, т. к. мы от Вас гак и не получили ответа...
  Прошу Вас дать распоряжение про то, чтобы мне дали провести испытания самолета И-180 и сделать на нем первый полет. Я уверен, что Вы не откажете моей просьбе. Летчик-испытатель НИИ ВВС майор Супрун[4]".
  Истребитель И-180 имел большую скорость, мощное вооружение, необходимые дальность и высоту. Близилась большая война и стране был необходимы самолеты высокого класса. Супрун добился своего. Полет на И-180 был разрешен.
  Проверяя И-180, летчик совершил на нем тысячи пилотажных фигур. Еще не закончив программы испытаний, в беседе с командованием ВВС Супрун похвалил поликарповский истребитель. После этого был сделан заказ сразу на сто машин! Однако Супрун продолжал гонять самолет в небо, ища причину, погубившую Чкалова. И не находил. Подломилось шасси. Самолет на большой скорости скапотировал. Когда Супруна извлекли из-под обломков, он был без сознания. Когда летчик пришел в себя, его отвезли в Боткинскую больницу. Но этот раз судьба была благосклонна к нему.
  Завершить испытания И-180 было поручено комбригу Сузи. Во время испытаний на штопор самолет потерял управление. Сузи успел выпрыгнуть, но парашют не раскрылся. После этого испытания все-таки прекратили.
  Вспоминает журналист Бронтман: "Был у меня Сеня Супрун... Последний раз я его видел на следующий день после гибели Чкалова... Тогда он испытывал второй экземпляр той же машины.
  - А что с ней сталось?
  - Да ты слышал, вероятно, что я на ней приложился, опрокинулся. Лежал в Боткинской больнице. Ну, что с машиной - сдали в архив. Смотри: Валька на ней убился, Сузи убился, я разбился, еще один летчик выпрыгнул с парашютом. Дальше идти некуда, да если бы она и была годна - все равно ее в часть пускать нельзя. Представляешь, приходит эта машина в часть, садится на нее летчик, год назад окончивший школу, а ему говорят: на ней убился Чкалов, погиб Сузи, бился Супрун. Да его в госпиталь отвезут до того, как он даст газ. Нет, машину с такой биографией пускать нельзя[5]".
  Когда Супрун выписался из госпиталя, его вызвали в Кремль и предложили добровольцем поехать в Китай, уже несколько лет сражающийся с японскими интервентами.
  Участвовал в национально-освободительной войне в Китае в июне 1939 - январе 1940 гг. Всего за время боев в Китае он лично сбил 6 самолетов противника.
  Группе Супруна было доверено защищать небо над городом Чунцин. Она состояла из двух подразделений. Эскадрилья И-15 под командованием Константина Коккинаки предназначалась для борьбы с бомбардировщиками. Эскадрилья И-16 - для борьбы с истребителями.
  Свой первый бой, под руководством Супруна, молодые, еще необстрелянные пилоты провели блестяще. Наблюдательные посты дали знать, на Чунцин идут японские бомбардировщики. Сначала взлетели три звена И-15 Коккинаки. Через пару минут группа Супруна на И-16. "Пятнадцатые" сразу бросились на ведущую девятку бомбардировщиков. "Шестнадцатые" ушли с набором высоты, на солнце. Они должны были сковать истребители японцев, прикрывающие бомбардировщики. Один из ведущей девятки бомбардировщиков, прошитый огненной трассой задымил и резко пошел на снижение. Строй японцев, однако, не нарушился. В эти минуты, разогнав истребители, сверху ударила по врагу группа Супруна. В считанные секунды были сбиты еще два бомбардировщика. Огнем стрелков был подбит один И-15, но бой уже был выигран.
  По инициативе Супруна на истребители начали ставить крупнокалиберные пулеметы. Огневая мощь наших самолетов многократно возросла. Очень скоро это почувствовали на себе японские пилоты.
  В январе 1940 г. Супрун был отозван из Китая и вылетел в Москву. В ходе боев лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
  В это время НИИ ВВС полным ходом шли испытания новых истребителей - МиГ-1, Як-1, ЛаГГ-1.
  Зимой 1940 г. Супрун познакомился с истребителем Як-1.
  Ранней весной 1940 г. в составе комиссии по закупке авиатехники майор Супрун выехал в Германию. В состав делегации также входили представители ВВС РККА, которым поручили познакомиться с современным вооружением Люфтваффе и выбрать самолеты для закупки. Супрун раньше уже летал на Messerschmitt Bf.109 и мог в случае надобности сесть в кабину других немецких самолетов.
  Знакомил советскую делегацию с продукцией немецких фирм известный летчик времен I-й Мировой войны Эрнст Удет[6], благодаря которому нашей делегации были показаны почти все достижения немецкой современной авиационной техники.
  На аэродроме в Ростоке комиссии представили новый истребитель Heinkel Не.100 Супрун, осмотрев этот самолет, попросил разрешения на полет. Представители фирмы "Хейнкель" пытались отговорить пилота, но, убедившись, что Супрун отлично разбирается в деле, разрешили лететь.
  Авиаконструктор Хейнкель[7] вспоминает: "Это был высокий, статный мужчина. Перед первым полетом на Хе-100, самом скоростном из всех самолетов, на которых он когда-либо летал, он имел десятиминутную консультацию с одним из моих лучших летчиков-испытателей. Затем он поднял машину в воздух и стал швырять ее по небу, выполняя такие фигуры, что мои летчики почти онемели от удивления[8]".
  Когда Супрун приземлился, техники, механики, инженеры подхватили пилота на руки и донесли к аэродромному казино. Немецкие пилоты признались, что в этом вылете они впервые увидели такие высокие летно-технические возможности их самолета.
  Во время пребывания нашей делегации в Германии, на один из немецких аэродромов перегнали где-то захваченный английский истребитель "спитфайр". Супрун получил разрешение полетать и на нем. Пробитый несколькими пулями, потрепанный "спитфайр" послушно вел себя в небе. Своими мыслями об этом самолете Степан Павлович поделился в институте. Отчитываясь о полетах на "мессершмитте" и "хейнкеле", Супрун добавил описание "спитфайра": "Самолет очень простой на взлете и посадке благодаря малой скорости. Простой при выполнении фигур высшего пилотажа, имеет хорошую стойкость. Мал запас горючего. Винт не автоматизирован, нет крупнокалиберного пулемета или пушки. Не очень чисто сделан, недостаточная горизонтальная скорость".
  20.05.40 г. майор Супрун Степан Павлович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" Љ 461.
  15-27.06.40 г. Супрун вместе со Стефановским проводил государственные испытания самолета ЛаГГ-3. Будучи ведущим летчиком-испытателем, он убедился, что истребитель неустойчив в полете, а посадка на нем опасна.
  Посадив самолет, он подошел к ведущему инженеру и сказал: "На этой штуке делать посадку все равно, что целовать кобру: опасно и никакого удовольствия". Супрун был остроумен, точен в выражении мысли. И не очень любил писать бумажные отчеты.
  В мае 1941 г. Супрун приступил к испытаниям модернизированного истребителя Як-1М. Выполнив цикл полетов, он был краток: "Прекрасный истребитель! На войне мы будем сбивать "мессершмитты" на "яках".
  Начало Великой Отечественной войны застало Супруна во время отдыха в Сочи. Уже на рассвете 23-го он был в Москве. По пути домой у него возникла мысль о создании боевых полков из летчиков-испытателей. Добившись разрешения Сталина, он срочно приступил к их формированию. С заводов были затребованы новейшие самолеты: Миг-3, ЛаГГ-3, Ил-2, ТБ-7.
  В процессе создания полков Супрун не забывал и о судьбе Як-1М, продолжая его испытания. "Як" нужен фронту!" - таков его отзыв об этом истребителе. К этому времени Супрун облетал около 140 самолетов. Но повоевать на "Яке" ему не удалось.
  27.06.41 г. было принято решение о формировании шести полков особого назначения[9].
  В три дня, отпущенные на формирование, уложиться было трудно. Полки были укомплектованы примерно наполовину. Оставив на хозяйстве своего заместителя подполковник Супрун с неполным полком срочно вылетел на фронт.
  Участвовал в Великой Отечественной войне в июле 1941 г.
  1.07.41 г. на Западном фронте появились тридцать истребителей 401-го полка особого назначения под командованием Героя Советского Союза подполковника Супруна. Сразу же после приземления на фронтовом аэродроме они были обнаружены фашистским самолетом-разведчиком Junkers Ju.88. Не теряя времени Супрун поднял свой МиГ-3 в воздух. Немец, заметив советский истребитель, начал уходить с набором высоты, создав Супруну идеальные условия для атаки - МиГ-3 создавался, именно, как высотный истребитель. Поэтому Спепан Павлович легко догнал "юнкерс" и несколькими очередями расстрелял его. Приземлившись Супрун приказал как можно быстрее зарядить пулеметы и заправить горючим свой самолет.
  - Первого разведчика немцы уже не дождутся, - Супрун зорко посмотрел на небо, - надо перехватить второго. Вышлют обязательно.
  На глазах своих подчиненных, почти над аэродромом, он сбил второй самолет.
  В тот же день поступил приказ на уничтожение вражеских переправ через р. Березина. Супрун предложил атаку произвести штурмовку истребителями. Внезапный налет двух эскадрилий вызвал панику среди немецких войск. В считанные минуты переправа была разбита, но при атаке зенитной артиллерией был сбит и взорвался в воздухе самолет старшего лейтенанта Кругликова. В тот же день не вернулся с разведывательного полета Алексей Кубышкин.
  Несколько раз поднимал свои эскадрильи Супрун 1-го июля. В этот день удалось сбить 4 вражеских "мессершмитта". Один из них стал личной победой командира полка.
  По воспоминаниям командира 1-й эскадрильи В.И. Хомякова, за четыре дня боев было два случая, когда Супрун в одиночку вел бой с шестью и четырьмя немецкими истребителями. Первый раз 15 "мигов" сопровождали три девятки бомбардировщиков СБ. Супрун уйдя вперед, попал в окружение 6 Bf.109. Второй раз, также прикрывая бомбардировщики, он оказался среди четверки "мессеров". В обоих случаях Супрун был уверен в себе.
  - Собьют ведь, товарищ подполковник! - сказал ему на аэродроме Хомяков.
  - Нет, меня не собьют! Видишь, второй раз веду бой с численно превосходящим противником, и оба раза немцы ничего со мной не смогли сделать, - отвечал Супрун.
  Супрун лично водил своих летчиков в бой, летал на разведку, прикрывал бомбардировщики.
  3.07.41 г. 401-й полк разбомбил две переправы, взорвал железнодорожный мост. В этот же день был совершен налет на большой немецкий аэродром, где летчики Супруна сожгли 17 самолетов, склады с горючим и боеприпасами.
  Утром 4.07.41 г. Супрун слетал на разведку, затем дважды водил свой полк на сопровождение бомбардировщиков. Перед четвертым вылетом он подошел к инженерам эскадрилий Н.С. Павлову и А.А. Манучарову, пожал плечами и сокрушенно сказал:
  - Ребята, я сегодня себя не узнаю. Вот уже вылетаю в четвертый раз, а пока не сбил ни одного самолета противника.
  Шестой вылет 4.07.41 г. оказался для Супруна последним. В паре старшим лейтенантом Остаповым он ушел на разведку. Остапов заметил в небе вражеский четырех моторный дальний бомбардировщик Focke Wulf Fw.200, атаковал его, но был сбит огнем противника. Он вернулся в полк пешком через двое суток.
  Подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, принял решение продолжать полет. Вскоре он в облаках обнаружил второй "Кондор". Не разглядев сопровождающих бомбардировщик истребителей, Супрун бросился в атаку. Во время выхода из нее пуля немецкого стрелка попала Супруну в грудь[10].
  В это время из облаков вывалилась шестерка "мессеров". Будучи уже раненым Супрун не вышел из боя и закрутил с немцами в небе такую карусель, что те поняли, с каким советским асом имеют дело. С первой же атаки очередь "мига" прошила фашистский самолет и тот, загоревшись, резко пошел к земле. Уже теряя сознание от потери крови, Супрун пропустил атаку немецкого истребителя. Его огонь оказался точным. Истребитель Супруна загорелся. Напрягая последние силы, пытаясь спасти себя и машину, Супрун сумел посадить самолет на поляне возле леса...
  4.07.41 г., после полудня, многие жители близлежащих деревень - Монастыри, Паньковичи, Сурновка, а также солдаты, которые находились в Друцком замке были свидетелями воздушного боя одинокого советского истребителя с шестеркой немецких самолетов. Женщины, пасшие коров, видели: три "мессершмитта", окружив горящий "миг", шли за ним как на параде. Наш самолет приземлился на опушке леса. Казалось, что советский летчик выскочит из кабины горящей машины, но самолет вдруг весь вспыхнул, в нем что-то взорвалось. Один из "мессеров" снизившись, еще раз обстрелял горящий "миг"[11]. Местные жители пытались помочь пилоту, но безжалостное пламя не выпустило его из своего плена. В синей дымящейся гимнастерке он неподвижно сидел в открытой кабине, пальцы левой руки сжимали рычаг управления. Возле обугленной, спекшейся раны на груди мерцала звезда героя...
  5.07.41 г. он был похоронен местными жителями возле деревни Монастыри. Выкопав неглубокую яму, застелив ее листами обшивки самолета, они осторожно положили тело пилота на дно, покрыли его жестью, забросали землей и дерном. А уже на следующий лень в деревню вошли немцы.
  После гибели Супруна полк возглавил Константин Коккинаки. К концу месяца на боевом счету полка числилось уже 54 сбитых самолёта. Немецкая пропаганда объявила Супруна сдавшимся в плен. В связи с этим Сталин лично распорядился уточнить причину и место гибели. Стало известно, что 9.07.41 г. в штаб дивизии пришёл крестьянин, который принёс значок депутата Верховного Совета СССР, медаль "Золотая Звезда" Љ 461, обгоревшие документы и пистолет ТТ...
  Записка командира 23-й авиадивизии, в состав которой входил 401-й иапон, подполковника В.Е. Нестерцева о представлении Супруна к правительственной награде гласит: "Во главе группы скоростных истребителей МиГ-3 громил фашистских извергов и показал себя бесстрашным командиром; возглавляя группу, Супрун сразу отбил охоту стервятников ходить на низкой высоте, что безусловно заслуживает звания дважды Героя Советского Союза[12]".
  22.07.41 г. подполковнику Супруну Степану Павловичу было присвоено звание дважды Герой Советского Союза посмертно.
  Прошло девятнадцать лет со дня гибели Супруна, но место и подробности разыгравшейся драмы оставались неизвестны. Местные жители, участвовавшие в захоронении известного советского летчика, погибли во время оккупации.
  В 1960 г. полковник Ф.П. Супрун возобновил поиски места гибели брата. В архивах было найдено донесение командира 23-й авиационной дивизии, в которую входил 401-й истребительный авиационный полк специального назначения: "С.П. Супрун погиб в районе города Толочин Витебской области".
  С помощью сотрудников Толочинского военкомата и местных жителей был определен район поисков. И вскоре под обломками "мига", в могиле, были найдены останки прославленного летчика. По результатам поисков был составлен акт, который ныне хранится в Центральном музее Вооружённых Сил СССР.
  В июле 1960 г. останки С.П. Супруна были доставлены в Москву и захоронены на Новодевичьем кладбище. Красную гранитную глыбу доставили из карьеров Житомирщины при содействии трижды Героя Советского Союза Покрышкина.
  Бронзовый бюст Героя установлен в Сумах. Его именем названы улицы в Москве, Борисове, Сумах, селе Речки. В селе Речки установлена стела, в городе Белополье - барельеф. На здании Сумского машиностроительного научно-производственного объединения установлена мемориальная доска. В музее города Сумы хранится бронеспинка от МиГ-3 Супруна, найденная на месте вынужденной посадки.
  Дважды Герой Советского Союза (20.05.40, 22.07.41). Награжден двумя орденами Ленина.
  Литература:
  Вишенков С.А. Дважды герой Советского Союза Степан Павлович Супрун. - М., 1956.
  Дважды Герои Советского Союза. - М., 1973. С. 210-211
  Летчики. Сборник. / Сост. В. Митрошенков. Предисл. И. Кожедуба. - М.: "Молодая гвардия", 1978. С.50-96
  Люди бессмертного подвига. Кн. 2. - 4-е изд., испр. и доп. - М., 1975. С. 460-469
  
  
  [1] Сам Покрышкин утверждал, что за годы войны сбил до 90 самолетов противника.
  [2] Шелест Игорь Иванович (1914-1992), старший лейтенант, лётчик-испытатель 1 класса (1954). Член Союза писателей СССР. В 1932-39 гг. был планеристом-инструктором, в 1939-41 гг. - летчиком-испытателем ЦАГИ, с апреля 1941 г. - летчиком-испытателем ЛИИ. Участвовал в Великой Отечественной войне. Воевал в составе 2-й оиаэ ПВО МВО. Затем снова вернулся в ЛИИ.
  [3] Шелест И.И. Дни и ночи напролет: Повесть, рассказы. - М.: Воениздат, 1991. С. 95-97.
  [4] Летчики. Сборник. / Сост. В. Митрошенков. Предисл. И. Кожедуба. - М.: "Молодая гвардия", 1978. С. 85.
  [5] http://zhurnal.lib.ru/r/ryndin_s_r/
  [6] Удет Эрнст (Udet Ernst) (1896-1941), генерал-оберст. Немец. После окончания школы служил курьером-самокатчиком в 26-й пехотной дивизии Рейхсвера. Осенью 1914 г. демобилизовался. Брал частные уроки летного мастерства. В июне 1915 г. зачислен рядовым в 9-й резервный летный отряд и направлен на Западный фронт. Участвовал в I-й мировой войне. Был воздушным наблюдателем корректировщиком. С марта 1916 г. - летчик-истребитель. Командовал 11-й эскадрильей 1-го истребительного авиаполка. Сбил 62 самолета. Награжден орденом "Pour le Merite". После войны работал автомехаником в Мюнхене, а затем пилотом на пассажирской авиалинии Мюнхен-Вена. В 1925 г. эмигрировал в Южную Америку. Был чартерным пилотом. В 1934 г. вернулся в Германию. 1.06.35 г. ему было присвоено воинское звание оберст. С 1936 г. - инспектор истребительной и бомбардировочной авиации, а затем - начальник технического управления Люфтваффе, с 1938 г. - начальник управления снабжения и поставок, с 1939 г. - начальник боевого снабжения Люфтваффе. С 20.04.37 г. - генерал-майор, с 1.11.38 г. - генерал-лейтенант, с 1.04.40 г. - генерал авиации, с 19.07.40 г. - генерал-оберст. Не справившись с должностными обязанностями, впал в депрессию и 17.11.41 г. застрелился.
  [7] Хейнкель Эрнст (Heinkel Ernst) (1888-1958), авиаконструктор. Немец. В 1911 г. окончил Высшую техническую школу в Штутгарте. С 1914 г. - технический директор и главный конструктор самолетостроительной фирмы "Ганза унд Бранденбургишен флюгцойгверке". За годы I-й мировой войны создал более 30 типов самолетов. В 1922 г. основал собственную самолетостроительную фирму в Варнемюнде. Фирма выпускала более 100 типов самолетов (учебные, пассажирские, разведчики, бомбардировщики, истребители и др.). В 1939 г. построил первые опытные реактивные самолеты: Не.176 с ракетным двигателем и Не.178 - с турбореактивным. С 1950 г. руководил самолетостроительной фирмой в Штутгарте.
  [8] Летчики. Сборник. / Сост. В. Митрошенков. Предисл. И. Кожедуба. - М.: "Молодая гвардия", 1978. С. 89.
  [9] Были сформированы два истребительных авиаполка (на МиГ-3) под командованием С.П. Супруна и П.М. Стефановского; два бомбардировочных авиаполка (на Пе-2) под командованием А.И. Кабанова и В.И. Жданова; штурмовой авиаполк (на Ил-2) под командованием Н.И. Малышева; дальнебомбардировочный авиаполк (на ТБ-7) под командованием Н.И. Лебедева.
  [10] По утверждениям экспертов, с истребителя он такого ранения получить не мог.
  [11] Следы пулевых вмятин на бронеспинке, найденной на месте посадки Супруна, указывают на то, что этой очередью немцу не удалось поразить советского летчика.
  [12] Летчики. Сборник. / Сост. В. Митрошенков. Предисл. И. Кожедуба. - М.: "Молодая гвардия", 1978. С. 67.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"