Шушаков Олег Александрович: другие произведения.

Куцевалов Тимофей Федорович

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Став командующим, Куцевалов сильно изменился. Грубость и крики на подчиненных прочно вошли в стиль его работы. Один случай во время войны облетел всю авиацию. Самолет майора Свитнева в воздушном бою над аэродромом был подбит, летчик с трудом приземлился. На летном поле в это время находился Куцевалов. Он сразу же, как только пилот вылез из самолета, выхватив пистолет, подбежал к нему и закричал: "А ну, трус, немедленно взлетай. Иначе застрелю!". На войне летчики особенно чутки к несправедливости. И возмущенный Свитнев, мгновенно выхватив свой пистолет, спокойно сказал: "Давайте, товарищ генерал, посоревнуемся - кто кого?". После этого случая Куцевалова за глаза стали называть "генерал Застрелю".

  КУЦЕВАЛОВ ТИМОФЕЙ ФЕДОРОВИЧ
  
  Родился 21.01.04 г. на хуторе Ивановка Верхнеднепровского района Днепропетровской области в семье крестьянина. Украинец. С 1910 г. жил с родителями в деревне Орловка Исилькульского района Омской области, учился в сельской школе, пас скот и батрачил у местных кулаков, с 1918 г. работал посыльным в Омском железнодорожном депо, а затем чернорабочим на мельнице станции Куломзино Омской железной дороги.
  Позднее он писал в своей автобиографии: "До 1907 года мой отец, Куцевалов Федор, работал по найму конюхом, мать занималась домашним хозяйством. В 1907 году при перевозке хозяйственных грузов он был убит лошадьми. Без кормильца осталось шестеро детей. До мая 1918 года я жил в Орловке, где работал в сельском хозяйстве, пас скот, принадлежащий крестьянам деревни, а в зимнее время с 1914 года до 1918 года учился в сельской школе. Старшая сестра Юлия в 1924 году умерла на станции Исилькуль. Старшие братья: Филипп погиб под Сталинградом в период Великой Отечественной войны, Лев работает на станции Исилькуль главным бухгалтером "Заготзерно". Мать, Лукерья Демьянова Куцевалова, живёт в Исилькуле. Она находится на полном иждивении. Брат Александр трудился чернорабочим на железной дороге на той же станции Исилькуль. Но вскоре он погиб во время работы - на железной дороге его сбил поезд. После выезда из Орловки с 1918 по 1920 год я работал рассыльным в депо станции Омск и на мукомольной мельнице Колокольникова на станции Куломзино. В 1921 году переехал в город Грозный".
  В 1921-25 гг. он был рабочим на нефтяных промыслах в г. Грозном, работал подручным слесаря на конном дворе, а после окончания школы ФЗУ - слесарем.
  Член ВКП(б) с 1925 г.
  В РККА с 1926 г. В 1927 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 г. - 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче.
  В 1931 г. был назначен командиром звена. Затем командовал эскадрильей, отдельным авиаотрядом.
  В 1938 г. майор Куцевалов был назначен командиром 22-го иап, а в апреле 1939 г. - командиром 23-й смешанной авиабригады (22-й иап и 38-й сбап) ЗабВО.
  Участвовал в боях на реке Халхин-Гол с мая 1939 г.
  21.05.39 г. на усиление группировки советских ВВС в Монголии была переброшена 23-я смешанная авиабригада.
  Генерал-лейтенант авиации Куцевалов вспоминает: "57-й особый корпус имел авиацию, которую можно охарактеризовать по боеспособности просто как разваленную авиацию... которая, безусловно, выглядела небоеспособной".
  27.05.39 г. состоялся первый воздушный бой летчиков 22-го иап, только что прилетевших из Забайкалья.
  Рано утром 1-я авиаэскадрилья в составе восьми самолетов И-16 вылетела с основного аэродрома базирования полка у Тамсаг-Булака к передовой линии фронта в район реки Халхин-Гол. Она имела задание находиться в засаде на аэродроме подскока и в случае появления противника взлететь и уничтожить его.
  Повел эскадрилью исполняющий обязанности командира авиабригады майор Куцевалов. Перед вылетом он провел инструктаж, на котором, в частности, категорически запретил перелетать государственную границу в случае преследования противника. Японских самолетов в воздухе не встретили. Пролетев над линией фронта параллельно реке Халхин-Гол, Куцевалов развернул эскадрилью в обратном направлении. Вскоре самолеты сели недалеко от линии фронта, у высохшего озерка. Здесь уже стоял бензозаправщик и стартер для запуска авиадвигателей. Едва летчики дозаправили самолеты, как появились три японских истребителя И-97. Летели они на высоте около 2500 метров. Куцевалов дал команду:
  - В воздух!
  На машине у самого Куцевалова не запускался мотор, но другие самолеты по мере готовности, один за другим, поднимались в небо, преследуя японцев до реки Халхин-Гол.
  Истребители эскадрильи следовали по одному, по два к линии фронта. Там на высоте около 2000 метров они встретились с двумя звеньями истребителей противника, которые шли в строю и имели превосходство в высоте.
  Вскоре четыре И-16 один за другим вышли из боя из-за отказа двигателей. Остальные продолжали драться. Бой окончился не в нашу пользу. Были сбиты и погибли три летчика. Лейтенант Пьянков был ранен и совершил вынужденную посадку. Японцы потерь не имели
  Ошибки, допущенные в первом бою, командиры, к сожалению, не разобрали с летным составом, соответствующие выводы не сделали. Поэтому те же недостатки трагически повторились и на следующий день.
  Рано утром поступил приказ привести в боевую готовность 20 самолетов И-15, но после взлета первого звена вылет отменили. Три летчика, первыми направившиеся в район действий наземных войск, не вернулись.
  В этот же день по утвержденному плану вылетели 10 И-15 и 10 И-16. Не встретив противника, они произвели посадку на свой аэродром. Но тут же позвонил оперативный дежурный и передал приказ:
  - Немедленно вылететь двум эскадрильям в том же составе.
  - Эскадрилья И-15 к вылету еще не готова, - доложил командир 22-го иап майор Глазыкин. Однако получил подтверждение приказа:
  - Вылетать эскадрилье И-16, не дожидаясь готовности И-15.
  И-16 противника не встретили и вернулись на аэродром, а эскадрилья И-15, оставшаяся без поддержки, встретила восемнадцать японских истребителей и вступила с ними в бой. Из десяти летчиков четверо погибли в бою, один пропал без вести, двое получили ранения: одному пришлось выпрыгнуть на парашюте с горящего самолета, и он вернулся в часть через двое суток, а один прилетел на изрешеченном пулями самолете.
  В июле 1939 г. майор Куцевалов был назначен командиром 56-го иап. Совершил 54 боевых вылета, провел 19 воздушных боев и 17 штурмовок, сбил 4 японских самолета лично и 5 в группе. Был награжден орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом "За воинскую доблесть" (10.08.39).
  С 7.09.39 г. полковник Куцевалов командовал ВВС 1-й армейской группы.
  15.09.39 г. руководил последним воздушным сражением над рекой Халхин-Гол, в котором 212 японским самолётам противостояли 180 советских. Было уничтожено 20 японских самолётов.
  В представлении Куцевалова к званию Герой Советского Союза указывалось: "Отважный и храбрый командир-летчик. Своим личным примером всегда увлекал личный состав полка на решительное уничтожение противника в воздухе... Полк под его командованием нанес огромные потери врагу, имея незначительные потери[1]".
  17.11.39 г. комбриг Куцевалов Тимофей Федорович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" Љ 178.
  В докладе об укомплектованности ВВС 1-й Армейской группы и ВВС ЗабВО о комбриге Куцевалове указано: "Имеет авторитет как руководитель и летчик, много работает в частях, но не приобрел еще полного опыта работы в роли командующего. Плохо сколочен штаб, жалуется на начальника штаба, на его безынициативность и нерасторопность, предъявляет претензии на Военный Совет 1 АГ, говоря, что его, как командующего и авиацию недооценивают, как-то: не дают квартир, билетов в театр в первый ряд, не выбирают в Президиум от авиации в торжественные дни. По этим вопросам собирается написать жалобу. Имеет крупный недостаток - скоропалительность в принятии решения в вопросе кадров, выдвижение на руководящие должности и также снижение в должности. Выдвинутый командир 32 ИАБ не соответствует занимаемой должности[2]. Помощника командира 70 ИАП капитана Кузина демонстративно снял с должности и приказал назначить командиром звена 22 ИАП за то, что тов. Кузин явился на службу в коричневых сапогах. Недостаточная оперативно-тактическая подготовка. Необходима посылка на учебу. В основном старательный, предприимчивый командир-руководитель. Имеет желание перевестись[3]".
  4.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
  В 1940 г. был командующим ВВС Забайкальского, а в 1941 г. - Ленинградского военных округов.
  Участвовал в Великой Отечественной войне.
  1.07.41 г. он был назначен командующим ВВС Северо-Западного фронта.
  Вспоминает Главный маршал авиации Новиков: "Чем ближе надвигался фронт на Ленинград, тем ожесточеннее становились схватки в воздухе. Обстановка на юго-западе от Ленинграда все больше и больше тревожила командование Северного фронта. Отсутствие своевременной и достаточной информации о положении дел на Северо-Западном фронте вынудило нас активизировать воздушную разведку на даугавпилском направлении.
  29 июня летчики донесли, что противник расширяет плацдармы в районе Даугавпилса, захватил новые плацдармы у Крустпилса и Плавиняса и сосредоточивает здесь крупные моторизованные и танковые силы, а авиация Северо-Западного фронта очень слабо прикрывает наши наземные войска.
  Мы попытались связаться с командованием ВВС Северо-Западного фронта, чтобы получить достоверную информацию, но все попытки оказались тщетными, так как никто толком не мог указать местонахождение командующего генерала А.П. Ионова[4].
  В это время нам стало известно, что на аэродромы Старорусского аэроузла прибывают авиачасти Северо-Западного фронта. Можно было предположить, что где-то там находится со своим штабом и генерал Ионов. Тогда я послал в Старую Руссу своего заместителя И.П. Журавлева[5].
  Вскоре от него поступило сообщение. Оказалось, что Ионов смещен, а на его место назначен генерал Т.Ф. Куцевалов. Иван Петрович передал, что новый командующий, по существу, очутился в положении военачальника без войск. Он принял авиацию фронта в весьма тяжелом состоянии. К тому времени она потеряла все свои аэродромы, базы и склады, понесла очень значительные потери и почти лишилась управления.
  Еще 28 июня командующий Северо-Западным фронтом Ф.И. Кузнецов[6] донес в Ставку о тяжелом положении своих войск и просил усилить их, особенно авиацией. Ставка выделила 1-й дальнебомбардировочный авиакорпус генерала В.И. Изотова и приказала с его помощью выбить противника из Даугавпилса. Но Изотов не смог выполнить задание, так как его летчики не получили истребительного сопровождения.
  Узнав о состоянии ВВС Северо-Западного фронта, я приказал Журавлеву задержаться в Старой Руссе и оттуда руководить действиями нашей авиации, привлекаемой для оказания помощи отступавшим войскам, главным образом на даугавпилском направлении[7]".
  Затем генерал-майор авиации Куцевалов командовал ВВС Западного фронта.
  29.10.41 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.
  10.05.42 г. на базе управления ВВС Западного фронта была сформирована 1-я ВА. В мае-июле 1942 г. 1-й ВА командовал генерал-лейтенант авиации Куцевалов[8].
  По состоянию на 1.06.42 г. в ее состав входили 201-я, 202-я, 203-я, 234-я, 235-я истребительные, 214-я, 224-я, 231-я, 232-я, 233-я штурмовые, 204-я бомбардировочная, 213-я ночная бомбардировочная и 215-я смешанная авиационные дивизии. С момента сформирования 1-я ВА поддерживала наступление войск Западного фронта на юхновском, гжатском, ржевском направлениях.
  Вспоминает генерал-майор авиации Ворожейкин: "Куцевалова я знал еще по Халхин-Голу, где он командовал авиационным истребительным полком и считался хорошим командиром... Но верно и метко говорят в народе: "Хочешь познать человека, дай ему власть". Став командующим, Куцевалов сильно изменился. Грубость и крики на подчиненных прочно вошли в стиль его работы.
  Один случай во время войны облетел всю авиацию. Самолет майора Свитнева в воздушном бою над аэродромом был подбит, летчик с трудом приземлился. На летном поле в это время находился Куцевалов. Он сразу же, как только пилот вылез из самолета, выхватив пистолет, подбежал к нему и закричал: "А ну, трус, немедленно взлетай. Иначе застрелю!". На войне летчики особенно чутки к несправедливости. И возмущенный Свитнев, мгновенно выхватив свой пистолет, спокойно сказал: "Давайте, товарищ генерал, посоревнуемся - кто кого?". После этого случая Куцевалова за глаза стали называть "генерал Застрелю".
  Хорошо помнил я его и по разговору в Монголии уже после боев. Я тогда был комиссаром истребительной эскадрильи на И-16, а меня решили перевести в полк, вооруженный новыми истребителями И-153. Во время беседы Куцевалов спросил меня:
  - Как вам нравятся новые истребители?
  Я без всякой дипломатии ответил:
  - "Чайки" в авиации - шаг назад. И-шестнадцатый намного лучше этой "этажерки".
  - Вы комиссар и так клевещете на новую советскую технику! - вскричал Куцевалов. - Да вас за такую клевету надо отдать под суд!
  - За правду под суд не отдают...
  Если бы не член Военного совета, присутствовавший при разговоре, мне бы несдобровать[9]".
  В августе 1942 г. на базе ВВС Забайкальского фронта была сформирована12-я ВА. Первоначально в ее состав входили 30-я и 247-я бад, 245-я и 246-я иад, 248-я шад.
  В августе 1942 г. - июне 1945 г. 12-й ВА командовал генерал-лейтенант авиации Куцевалов. До августа 1945 г. армия выполняла задачи по охране дальневосточных воздушных рубежей СССР и готовила авиачасти для советско-германского фронта[10].
  В 1945-47 гг. генерал-лейтенант авиации Куцевалов был начальником Военно-воздушного отдела Советской военной администрации в Германии. Затем был начальником Высших офицерских летно-тактических курсов ВВС.
  Во время войны эти курсы находились в Подмосковье, в Люберцах, и назывались Высшей школой воздушного боя. Позднее курсы были переведены в Таганрог, а кроме летчиков-истребителей учиться там стали бомбардировщики и штурмовики.
  Рассказывает Ворожейкин: "Работа комиссии началась с... исчезновения начальника курсов вместе с председателем экзаменационной комиссии. Мы не знали, что предпринять. На "помощь" пришел сам генерал Блоков. Он ввалился в нашу комнату и, не устояв на ногах, бухнулся на ближнюю от двери кровать. Мы с тревогой подбежали к нему. Но он был элементарно пьян...
  - Начальнику курсов надо быть безрассудным, чтобы перед началом экзаменов так "угостить" председателя комиссии, - вступил в разговор Александров.
  - Куцевалов это сделал с целью. Хотел задобрить Блокова.
  - Но экзамены будем принимать, ставить оценки и писать акт мы, а не он.
  - Мы напишем, а он не подпишет...
  Я спросил... куда возил Куцевалов Блокова?
  - На охоту, - сразу ответил Афоня. - Это его хобби. А напоил он вашего председателя не от щедрот душевных...
  - Но на этом Куцевалов может сгореть!
  - Не сгорит. Он давнишний приятель маршала Жукова.
  - А Куцевалов бывает на занятиях?
  - Я ни разу не видел. Совещание с преподавателями он как-то проводил, но... - Афанасий махнул рукой[11]".
  В 1951 г. Куцевалов окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба. В 1952-55 гг. он был командующим ВВС Уральского военного округа, в 1956-58 гг. - заместителем председателя ЦК ДОСААФ. С 1959 г. - в запасе. Жил в Москве.
  Умер 6.01.75 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
  Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, орденами Сухэ-Батора (1959) и двумя орденами "За воинскую доблесть" МНР.
  Литература:
  Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 170-171.
  
  
  [1] ЦГАСА, ф. 37837, оп. 3, д. 337, л.27.
  [2] В том же докладе о командире 32-й иаб майоре Иванове Г.А. указано: "Боевого опыта и наград не имеет... Школу летчиков не кончал. Летать научился в аэроклубе и в части. Окончил ВВА... Как командир ИАБ не авторитетен. Личный друг Куцевалова. Поэтому в течение 6-ти месяцев получил с должности ВРИД начальника штаба бригады два назначения, повышающих в должности (командир АП, командир АБ)... Необходимо заменить".
  [3] Смыслов О.С. Василий Сталин. Заложник имени. - М.: Вече, 2003. С. 66.
  [4]Ионов Алексей Павлович (1894-1942), генерал-майор авиации (1940). Член ВКП(б) с 1938 г. В 1940-41 гг. - командующий ВВС ПрибОВО. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был командующим ВВС Северо-Западного фронта. 26.06.41 г. арестован, 13.02.42 г. постановлением Особого совещания НКВД СССР приговорен к высшей мере наказания, 23.02.42 г. расстрелян. Реабилитирован в 1954 г.
  [5] Журавлёв Иван Петрович (1905-1989) Герой Советского Союза (7.04.40), генерал-лейтенант авиации. Русский. В РККА с 1924 г. В 1925 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1927 г. - 2-ю военную школу летчиков КВФ в Борисоглебске. Участвовал в советско-финской войне. Был комэска 85-го отдельного скоростного бомбардировочного авиаполка ВВС Северо-Западного фронта. Совершил 18 ночных боевых вылетов в глубокий тыл противника. С 1940 г. - зам. командующего ВВС Ленинградского военного округа. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был командующим ВВС Северного фронта, зам. командующего ВВС Ленинградского фронта, командующим ВВС Волховского фронта. В 1942-45 гг. - командующий 14-й ВА. После войны командовал 76-й Воздушной армией, а затем ВВС Беломорского военного округа. В 1948 г. окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба. С 1956 г. в запасе.
  [6] Кузнецов Федор Иванович (1898-1961), генерал-полковник (1941). Участвовал в I-й мировой войне. Был прапорщиком. В РККА с 1918 г. Был командиром батальона, пом. командира полка. В 1926 г. окончил Военную академию им. Фрунзе. С 1926 г. - нач. учебного отдела, а затем - нач. Московской военной пехотной школы. В 1930 г. окончил Курсы усовершенствования высшего комсостава. С 1930 г. - нач. курса, с 1935 г. - нач. факультета, а затем кафедры Военной академии им. Фрунзе. Член ВКП(б) с 1938 г. С 1938 г. - зам. командующего войсками Белорусского особого военного округа. Участвовал в советско-финской войне. С 1940 г. - командующий войсками Северо-Кавказского, а затем - Прибалтийского особого военного округа. Участвовал в Великой Отечественной войне. В июне-июле 1941 г. командующим Северо-Западным фронтом, в июле-августе 1941 г. - командующим Центральным фронтом. Затем был нач. штаба 28-й армии, командующим 51-й армии, зам. командующего Западным фронтом. С 1942 г. - нач. Военной академии Генштаба, с 1943 г. - зам. командующего Волховским фронтом, с 1944 зам. командующего Карельским фронтом. В 1945-48 гг. - командующий войсками Уральского военного округа. С 1948 г. - в отставке.
  [7] Новиков А.А. Указ. соч.С. 75.
  [8] В июле 1942 г. командование 1-й ВА принял генерал-майор авиации С.А. Худяков.
  [9] Ворожейкин А.В. Небо истребителя. - М.: Воениздат, 1991. С. 205
  [10] В июне 1945 г. командование 12-й ВА принял маршал авиации С.А. Худяков. В августе-сентябре 1945 г. под его командованием армия участвовала в Хингано-Мукденской операции Забайкальского фронта.
  [11] Ворожейкин А.В. Указ. соч. С. 214.
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана"(Любовное фэнтези) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга вторая"(Уся (Wuxia)) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) Г.Крис "Дочь барона"(Любовное фэнтези) А.Найт, "Капкан для Ректора"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"