Сидоренко Наталия Михайловна : другие произведения.

Живой классик Василь Дробот

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   "БОЛЬ НЕ ИЗБЫТАЯ, СТРАСТЬ НЕ ПОЧАТАЯ" - ВАСИЛЯ ДРОБОТА
  
   Так пронзительно и страстно чувствуют, если "слова, что в колонны построены, цепкими рифмами сдвоены, строены... робко молящие, хрипло орущие..." Так говорят поэты, коих суть и жизнь - поэзия, а для поэзии сами они - сущность и смысл. Я не раз говорила: "Если хотите понять - чем отличается поэзия от зарифмованной прозы, читайте Дробота!" Сколько бы стихотворений он ни написал, всё равно боль остаётся не избытой, то, что заполонило сердце - неисчерпаемо. Постоянно просятся излиться на чистый лист - "вехи сомнения, символ чудачества..." Это стихотворение называется "Галилеи". Слова помнят, что шар земной всё-таки вертится - вопреки сомнениям, непониманию отдельных людей или человечества. Словам от этого "вопреки" легче, боль немного утихает. Ну а строчки, в которые сложились слова, готовы открыть миру истину, пострадать за неё, возрадоваться открытию, как Галилей, потому что должны быть ясность и гармония.
   Предо мной книга Василя Дробота "И жизнь по-прежнему жива" - избранная лирика. В ней стихи, характеризующие настоящую поэзию, момент сотворения с высшим. В ней всё живёт и дышит. Это великая ценность толики и манна бесценного. Стихи говорят не только о мастерстве и уме, но и о глубокой и многогранной личности, чувствующей тонко, красиво - с излучающей свет мудростью. Поэт думает, сопереживает, откликается, вкладывая в строчки всю душу, эмоции своего неповторимого видения, искренность удивительного мироощущения. Это эстетически выверенный, но и животрепещущий диалог с миром, собой, Богом. Эмоции порой захлёстывают, но автор произведений никогда не теряет чувство такта. Таким стихам веришь, их хочется читать и читать.
   Подборка стихотворений начинается мольбой. Так и называется стихотворение: "Мольба". Вот несколько строк из него:
  
  Не обещай нам хода в Рай,
  Пусть не щадят нас дождь ли, вьюга...
  Ты лишь уйти нам вместе дай,
  Чтоб не оплакали друг друга.
  
   Можно ли любить больше?.. Любовная лирика бережная, восторженная, чуткая, с преклонением и даже обожествлением. Но может это необъяснимое чувство ворваться в поэта до оторопи и мороза по коже - "...ты в меня ворвалась, будто небо в пустые глазницы, и хрусталики глаз перестали меня защищать". Никаких красивостей, не имеющих отношения к красоте. Резко, наотмашь. Но главное - правдиво до мозга костей. При этом:
  
  Я не ждал твоей верности, нынче не жду и ответа,
  сам тебе, уходящей, я клятву на верность даю.
  Все друзья надорвутся, но сжить не сумеют со света
  в каждой клетке моей растворённую душу твою.
   "Признание"
  
   Какое-то безрассудочное состояние, но человек испил чашу любви до дна... За любую плату... Не всегда совпадают желания и возможности. "Мы выбираем, нас выбирают" - вспоминается из цветаевских несовпадений. Но пусть вулканы извергают лаву! И с какой образностью льются из сердца любовные строки!.. И зримо. Изобразительное искусство нерукотворной кистью. Искусно, да не надуманно. Тогда - от сердца к сердцу.
  
  ...Как тюркский паломник, оставленный в Мекке,
  у самой святыни, в желанном раю...
  
  ...Влюблённый, оставленный рядом с любимой
  (Не вместе, а рядом) и зря и не зря,
  Как берег с рекой, пробегающей мимо...
   "Незримым канатом привязан к тебе"
  
  ...А сон помешивает части
  И вдруг несётся напролом.
  И не понять, какое счастье
  меня потрогало крылом.
   "К.В.М."
  
  Не выпадай из рук моих,
  Покуда я держать не в силах,
  Моя случайная, как миг,
  Как отблеск солнца в далях синих.
   "Не выпадай из рук моих"
  
   Любовная лирика занимает не огромное место в поэзии Василя Дробота, а громадное пространство сердца и души. Так замирают, теплясь у огня, дробят своё эго для целого и безоглядного "Мы". На это "что-то" порой хмурят брови люди, но на это "нечто" не хмурят брови строчки - живые, понимающие, разделяющие. Они прибежище, пристанище... Любовь - ось, вокруг которой вращается планета "Василь Дробот", но и рапира, вошедшая в "планету" насквозь. Об этом говорит поэма из восьми стихотворений "Эвридика" - запоздалый реквием, посвящённый светлой памяти невесты Валентины Митюк. Это те чувства, которые не бросишь, не забудешь, несёшь в сердце всю жизнь, вот и живёшь непреходящим. "Рапира" не убила, а перевела на более высокий уровень. Но точнее говорят стихи.
  
  Ты водила меня по снам,
  Не давая себя найти.
  Эти сны улыбались нам,
  Но бросали меня в пути.
  
  ...Мне уже сомневаться поздно,
  Жадно в руки схватив гужи:
  Может, я для того и создан,
  Чтоб писать о тебе всю жизнь.
  
  ...Я иду по земле чужой,
  Ставлю разум и жизнь на кон,
  Прижимаюсь к стеклу окон,
  Больно тычусь душой в стекло...
  
  ...И ты выходила ко мне из портрета,
  и не было холода в теле твоём.
  
  ...А тучи низко проплывают,
  И капли падают, звеня,
  И ты стоишь, совсем живая,
  и тоже смотришь сквозь меня.
  
  ...Не заметен излом тротуара,
  И присыпаны пылью края,
  И бредёт одинокая пара
  В самый дальний конец бытия.
  
   После такого откровения хочется молчать. Страшно что-либо нарушить неосторожным словом, не достойным немыслимой высоты в самом дальнем конце бытия. Сильно сказано оттого, что много пережито на изломе, на скрещении дорог - земных и неземных. Этого не может быть?.. Есть.
  
  Всё, что осознаётся, - я.
  Всё, что понимается, есть.
  Вот она, чудес колея,
  сирая родимая весь.
  
   Правильно, что в поэзии преобладает "вгрызание" в суть вещей и самоотверженное желание подойти ближе к тайне жизни и смерти. Стихи Василия Дробота на эту тему не дают себя забыть. Они содержательны, потому что содержат в себе несколько метафоричных или образных пластов (но выстраданных и осознанных), иногда перетекающих друг в друга. Всё это происходит на фоне обратной временной связи - от настоящего к прошлому, от сиюминутного к вечному. Образы несут особую символическую роль. Иногда стихи - это философский взгляд с бесспорным выводом, иногда их неоднозначность оставляет простор для аналитических рассмотрений и собственного мнения. Почему бы нет?.. Кафедра вечных истин ждёт наших диссертаций...
  Поэзия - это и петроглиф (наскальный рисунок) и росчерк пера в межгалактическом пространстве, и лампада пред иконой вечности.
  
  Сбегает время по реке,
  С водой теряется вдали,
  И урна с матерью в руке
  Так тяжела, как соль Земли.
  
  Сбегает время по реке,
  Сбегает мир по капле, весь
  Уходит в завтра налегке,
  А пепел оставляет здесь.
  
   Не прибавить, не убавить. Драматично, ёмко, на грани срыва, точное, как точка. И цепь и Круг, которые не разомкнуть. Прочитал и чувствуешь, что пьёшь поминальное вино - молча, без закуски, а рядом с тобой у края стола делает это сама жизнь. Никакого кликушества.
  
  Я избран каналом связи,
  Я в будущем есть и прошлом.
  Я брошен судьбою наземь,
  Не зная, откуда послан.
   "Я избран каналом связи"
  
  ...Так голос обретает имя
  За лентой кончившихся дней...
  А жизнь всегда шагает мимо,
  Но судьбы корчатся под ней.
   "Кто станет лебедем, уйдя"
  
  ...Меня несло в огонь и в воду,
  И в поднебесье, и ко дну,
  Я галактического года
  Душой измерил глубину.
   "На всём скаку"
  
  ...Других и небо не карает,
  И жизнь не налагает пут;
  А я иду всегда по краю,
  ногою там, ногою тут.
   "Других и небо не карает"
  
  ...Ты, наверное, к Богу ближе.
  Расскажи ему обо мне.
   "Помолись обо мне, мама"
  
   Это слова верующего человека, который не может принять пустоту и бессмысленность неба. Ему необходимо добро - абсолютное. Вспоминается учение Православной Церкви о том, что самого по себе зла нет. Оно является действием демонов или человека. Грех всегда совершается по собственной воле, иначе это был бы не грех, а насилие. Будучи образом Божьим, человеческая личность преднаправлена к своему Первообразу; её природа должна неудержимо устремляться к Богу, но по своей воле, которая есть сила духовная и разумная. Не властью, а любовью привлекали к Христу. "Для всех я сделался всем". "Будучи свободным, поработил себя, дабы больше приобрести..." Откровение - сердечное знание. В таком случае вера становится кровью сердца.
  
  Я не способен поучать,
  И сам, конечно, не святой.
  И на словах моих - печать
  С излишне-детской простотой...
   "Я не способен поучать"
  
  ...Между правдою и ложью
  Затерявшийся в судьбе,
  Даже в трусости безбожья
  Подражающий Тебе.
   "На окраине вселенной"
  
  ...На пыльной Голгофе, как в зале,
  Не поровну режут судьбу:
  Вот эту ладонь привязали,
  А эту прибили к столбу.
   "Наследники"
  
  ...Прости ей, Господи, недужной,
  Всё то, что вольно и невольно, -
  не потому, что было нужно,
  А потому, что было больно.
   "Памяти Кати Андреевой"
  
  ...И дух подчинила плоть.
  Он, может, и был бы рад,
  Когда бы спросил Господь:
  "О, Каине, где твой брат?"
   "Раскаяться не дано"
  
   Какого поэта не тревожили библейские сюжеты?.. Они дрейфуют от человека к человеку, от автора к автору, являются центральными и главными. Небо, Голгофа, святая вода, пробитые гвоздями ладони - то, что проходишь вместе, пропускаешь через себя, чем наполняешь своё сознание до краёв. Неживая и живая природа соединены настолько, что приводят к высшему смыслу жизни и явлениям искусства во имя человечества. Вспоминаются строчки Блока из стихотворения "Равенна": "Всё, что минутно, всё, что бренно, Похоронила ты в веках, Ты как младенец, спишь, Равенна У сонной вечности в руках".
   Вообще, в творчестве Василия Дробота прослеживается и перекличка с классиками, и классическая эстафета. Но нельзя к яркому и самобытному поэту отнести это: не голос - отголосок, не камень - отпечаток... Свой голос обретён, различим. Сам себе и камень преткновения и философский камень... Классики не заслоняют, а подвигают подняться к ним, занять своё место на Олимпе. Много стихов посвящено замечательным поэтам. Например:
  
  Окуджава в меня пробирался, пока
  Я служил под Воронежем в чаще...
   "Учитель"
  
  ...Ты остался в любом из нас,
  И не страшно, что наг и сир:
  Вечный миг - это твой час,
  Мир живой - это твой мир.
   "Памяти Андрея Вознесенского"
  
  ...Вот теперь они понятны,
  Эти чёрные стихи,
  Разговором чётким, внятным,
  Безо всякой шелухи.
   О.Мандельштаму
   "Воронежские стихи"
  
   Но поэт не оторван от мира, не замкнулся в философском созерцании, не зациклен на образах и метафорах только лишь, как средстве изыска или самоутверждения. Это его инструмент для выражения в стихотворной форме и простого человека, и самых дорогих для него людей, и любви к Родине. Это добрососедство людской мощи и святых мощей. На этом капище возведены столбы не только в честь богов, но и грешных, однако, добрых и мужественных созданий - людей. Все мы не без изъяна, однако, грешно не замечать доблести и героизма, самопожертвования, образцового становления личности. Обличая зло, поэты не должны подсовывать скамью несудимых для подсудимых. Между основанием и шпилем много ступеней и этажей, но всё это одно здание, в котором живут разные люди. Стихи звучат в память о павших, но во имя живых, о сути настоящего ради врат в будущее. И звучат они достойно - на совесть, а не за харчи.
  
  ...Сапоги грохотали сквозь ливень и зной,
  Становилась душа беззаветной,
  И солдат уходил по тропинке лесной,
  Превращаясь в меня незаметно...
   "Учитель"
  
  ...Но жгут нас, как в топке - поленья,
  И гонят, как скот, на убой
  Родное моё поколенье,
  Что век оправдало собой.
   "ХХ век"
  
  ...Кто в куртке, кто - пальто...
  За чудом очередь стоит,
  И не уйдёт никто.
   "На Крещение"
  
  ...Глядят, монету выбирая,
  Потом выходят и дают...
  И охраняют их уют
  В её руках ключи от рая.
   "Нищая"
  
  ...В целом мире, от рая до пекла, -
  Нет страны, где явился мой род...
  Встретит ветер крупинкою пепла,
  Ахнет память и снова замрёт.
   "Родина"
  
  Двор, нарисованный сверху,
  Сборище крыш и мансард,
  С детством и юностью сверка,
  Ночи и вьюги концерт.
  Окна затеплены светом
  В шестидесятых, в конце.
  Тень, танцевавшую с ветром,
  Дом сохранил на лице.
   "Этюд отца"
  
   Очень много стихотворений посвящено самой поэзии. Поэт не может не размышлять о её месте в жизни, о своём месте в поэзии, о сокровенном и вдохновенном, необходимом и неизбежном. Замысел рассыплется на пазлы и всё сойдётся, сложится, срастётся. Если хватит божественных слов, они научат как выбрать кресало, а не продать честь за кресло. Поэзия может быть и свирепой силой, и беспощадным тираном роду человеческому. Многие помазанные проклятьем были целованы Христом - крещение и поворот в сторону вечного зла... Так и поэт выбирает свой путь по строчкам и между ними. Посмотрим, что выбрал Василь Дробот.
  
  Место моё на свете,
  Только моё!
  Я - тетива,
  Я - ветер.
  Я - остриё!
  "К вопросу о поэтической школе"
  
  ...И пусть этот мир от рожденья лежит
  На узкой развилке меж адом и раем,
  Поэзия - то, что останется жить,
  Поскольку Гармония не умирает.
   "Поэзия"
  
  ...И всё же, слово - не стенанье,
  Не вскрик, не музыка,
  А колдовское заклинанье
  И кнопка пуска.
   "И всё же, слово - не стенанье"
  
  Есть в каждом высказанном слове
  Все предыдущие слова,
  И шёпот, и биенье крови,
  И первый снег на Покрова...
   "Евдокии Ольшанской"
  
  Я пишу о стихах,
  что, конечно, едва ли достойно.
  Но сбываются сны, тормозится беды колесо,
  И приходят слова, и кончаются ссоры и войны,
  Все различия чувств отменяя приставкою "со-"
  
   И как же странно и больно, что такие стихи часто не желают читать и слышать! Дело не в популярности и тщеславии. Наоборот, все знают, что известность предъявляет неоплатные счета. Но разве такие умные и проникновенные слова должны быть лишь в определённых кругах?.. Они уберегают от лестницы вниз - в преисподнюю, убеждают не смотреть на мир сквозь оптический прицел, в них слышится: "Храни вас!" Но не издаются миллионными тиражами. Поэт не может осыпать серебром, но может одарить духовностью. Ан, не надо... И не порой, а часто не надо. Массы заняты другим... Обидно за них же, очень больно. Казалось бы, что поэту надо от людей?.. Чтобы крылья не сломали. Но и этого они не могут... Как трагично звучит:
  
  А ведь они не понимают
  В стихах и рифмах ничего.
  Увы, поэзия немая
  Во вне предела своего.
  
  ...Вдали от плачей похоронных
  Ушёл поэт в последний путь.
  От этой кучки посторонних
  Не так уж трудно ускользнуть.
   "Дуэль"
  
  ...Но строчки - как полки несметные,
  А в них слова, как в поле - конница.
  И понимаешь вдруг, что смертные
  От лика вечности не кормятся.
   "Поэзия"
  
   Но есть и друзья, и почитатели таланта, и официальное признание. Многоуважаем, любим. Должно быть больше, но сколько есть. В будущем воздастся. Стихи, как ручейки, потекли в реку и впадут в океан.
  
  В жизни мы рядом, вместе.
  Как нас расставит смерть?
  Каждому - впрок по месту?
  Каждому - личный след?
  ...Мы полыхнули светом
  В самое сердце тьмы.
  Кто бы узнал об этом,
  Если б не мы?
   "Друзья"
  
  Пришёл и подарил спасенье.
  Впопад, как солнце из-за туч...
   "Александру Орестовичу Фильцу"
  
  Освободив от шелухи,
  Как тьма - от быта в кинозале,
  Меня стихи переписали,
  Когда я стал писать стихи.
  
   В самом деле, бывает, ты стихи пишешь, а бывает - они тебя переписывают набело. Вот и воспрянешь, очистишься, спасёшься. "И оказался я в строке с другой душой и новым бытом". А как приятно предаться аллитерации, всяческим приёмам и достижениям стихосложения!.. Строчки завораживают, втягивают в свой водоворот. Появляется атмосфера сказки и чуда. Где размах поэтического слова, там и восхитительная мелодичность, самый удачный ритм, покоряющая интерпретация. Какое владение словом! Мастер мнёт глину, крутится гончарный круг, руки придают форму податливым мыслям и обжигающим чувствам, и получаются творения. Они рифмуются в стихотворения. Хочется включиться в эту божественную Игру - не ради самоцели, а от души и для души. Тогда всё настоящее, живое. Это гораздо больше, чем игра слов - кислород поэзии, стихия, Жизнь.
  
  Посылаю к письму письмо,
  Оставаясь в них на потом.
  Твёрдо верю: письмо само
  Поспешит перекрыть потоп.
   "К тебе"
  
  Передаю соседу в Бонн
  Последнее стихотворенье...
  Такая участь всех времён:
  Болящей вены отворенье
  И переход в другую весь,
  В другую боль и жизнь другую...
  Он, может, там извёлся весь...
   По Интернету
  
  Как дьякон "Господи, помилуй!"
  Гудел над тучей низкий гром.
   "Ночная гроза"
  
  Посвятили меня в поэты
  И послали меня в полёты
  То ль планиды, а то ль планеты
  Послепутчевского помёта.
   "Посвятили меня в поэты"
  
  Если лодкою разгон
  Слишком прост,
  Пропусти меня, Харон,
  Через мост.
  По рассветному лучу,
  Как по льду,
  Мостовину заплачу
  И пойду.
   "По радуге"
  
   А это уж явно "болящей вены отворенье", словно со вскрытыми венами, но без дикого натурализма, необыкновенно:
  
  Уезжаю в другой край,
  В тусклый свет от чужой свечи.
  Что ж ты, лира, молчишь? Играй!
  Даже раненная - звучи!
  Да не кончится твой пыл!
  Да останется вздох любой!
  Был же сын у тебя? - Был. -
  Помяни его за любовь.
   "Попадаю в другой мир"
  
   А в пейзажной лирике - непринуждённая экспрессия. Природа - отдушина, родовое гнездо для всех крылатых. Этого не отнимут ни властьимущие, ни душевная смута. Даже депрессия убирает с нервов свои скрюченные когтистые пальцы. Одинаково радует и перламутровое утро в парке и сусальное предвечерье в саду. Под щебет птиц можно легко отдохнуть от грубых будней и даже от печального себя. Фортуна снова крутанёт колесо, расщедрясь, даст калач. Как в детстве... Счастье обязательно найдётся.
  
  Выхожу с косой на ливень,
  Режу струи, словно стебли.
  
  ...Сомкнулись крыши к скату скат,
  Чтоб сверху не текло.
  И не желают выпускать
  Притихшее тепло.
  
  ...Счастье в жизни чего-то стоит,
  Даже собранное из крох.
  
  ...С утра над Киевом сутулятся,
  Роняя брызги, облака.
  
  ...Держит сосна в руке
  Светом надутый шар,
  В мокром ещё песке
  Делает солнце шаг.
  
  ...Но вдруг - полоска голубая,
  И ночь теряет в небе власть,
  И эхо, звёзды огибая,
  Спешит, чтоб в бездну не упасть.
  
  ...И декабрьское небо - этюд на квадрате картона,
  Не законченный Богом за целую тысячу лет.
  
   Невозможно в статье привести все уникальные строчки, все находки и особые переживания. Надо читать книгу! Она мощнейший энергетический и духовный источник. Стихи потрясают высокой красотой человеческой души. Ничто не властно над силой духа - их резюме, девиз, кредо. Дух несгибаем, а в этом и яркий позитив и жизнеутверждающая позиция. Эта книга - история становления, перерождения, неповторимого "Я". Поэзия, как гражданский долг и фантастические возможности человека с крыльями за спиной. Это сокровенность высокоразвитой личности и чувства миллионов, выраженные посредством одного, имеющего особый голос. Стихи большой эмоциональной силы, виртуозной работы. Они - откровение, прозрение, просветление, восхождение в сферы Логоса, куда поднимаются с великой Любовью и способностью её изречь, потому что созданы по Образу и Подобию.
   Хочется пожелать автору крепкого здоровья, новых взлётов и большой удачи.
  
   Наталья Сидоренко
   поэтесса и журналист
  
  
   ДЛЯ СПРАВКИ
  
  Дробот Василий Леонидович, украинец, родился в 1942 г. в Оренбургской обл. РСФСР. С конца 1943 г. в Киеве. Образование высшее: 1972 г. -- Киевский гос. университет (филос. фак.), 1980 г. - Киевский политехнический институт (спецкурс). Работал перед уходом на пенсию в учреждении Национальной Академии наук Украины на должности ученого секретаря. Родители были живописцами.
  Член Национального Союза писателей Украины с 1995 р., член Совета русской литературы Союза писателей, руководитель творческого объединения русских поэтов Украины "Восход" при НСП Украины.
  Лауреат литературной премии им. Николая Ушакова за лучшую поэтическую книгу на русском языке Национального Союза писателей Украины за 2004 г.
  Лауреат литературной премии им. А.С. Грибоедова "За честь и веру" с вручением медали А.С. Грибоедова Союза писателей России за 2010 г.
  Награждён медалью "Почесна вiдзнака" за особистi досягнення у лiтературнiй творчостi, за вагомий внесок у вiдродження духовностi та культури укра§нського народу - в 2012 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"