Аннотация: Книга о Великом Ленине. О том как его гений через века несет свет будущего людям. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Симин В.И.
Владимир Ленин
Содержание
Содержание
Введение
1. Детство
2. Начало революционной борьбы
3. Работа за рубежом
4. Тюрьмы и ссылки
5. Во главе Октябрьской революции
6. Гражданская война и интервенция
7. Последние годы жизни
Заключение
Литература
Ленин жил, Ленин жив,
Ленин будет жить!
Введение
Владимир Ильич Ленин оставил в России неизгладимый след. Кто не знает Владимира Ильича? От мала до стара имя Ленина звучит в устах с особым почтением, любовью и благодарностью. Да его дело живет в сердцах людей, а на практике почти уже все разрушено, но не убить мечту людей в светлое справедливое будущее. Да, можно в школах о нем не говорить, можно его дела замалчивать, находятся отщепенцы, кто льет на него грязь, но даже враги знают, что у нас в стране его ругать на официальном уровне нельзя. Люди это не примут. Даже такие инструкции разработаны нашими недругами, кто хочет завладеть умами людей в России, подкупить их разными материальными благами, деньгами, лишь бы развалить Россию и уничтожить, завладеть ее богатствами. Такие планы Запад вынашивает и сейчас.
Ведь что обещал В.И. Ленин, а потом и дал это людям на практике: землю крестьянам, заводы и фабрики рабочим, власть народу. И хоть этого уже и нет в России более 30 лет, но память жива, люди как хотели честной и справедливой жизни, так о ней мечтают и сейчас. И она будет, обязательно будет, у нас в России. Не дождется Запад нашей погибели, не бывать этому. Как бы не пытались развалить нашу страну недруги, у них это не получится. Русские люди преодолеют все, отстоят свои права на будущее, защитят страну, сделают Россию процветающей. Дело Ленина живет!
Еще живо поколение, которое благотворило Владимира Ильича Ленина. Каждый школьник знал его биографию, что он родился в Симбирске в 1870 году, что школу он закончил с отличием, учился в Казанском университете, но из-за революционной деятельности пришлось его оставить, затем он университет закончил экстерном. В.И. Ленин был теоретиком и практиком революционной борьбы пролетариата за светлое будущее человечества. Его работы изучали и конспектировали более 70 лет, было издано 55 томов избранных произведений В.И. Ленина.
Это прекратилось, когда врагами был развален СССР. После этого начался откат по всем направлениям, который продолжается до сих пор. Продолжает медленно идти уничтожение всех завоеваний СССР. Уже развалены и уничтожены все крупные промышленные предприятия, их более 2000, практически вся промышленность, за редким исключением. Уничтожены все колхозы и совхозы, исчезло более 158 тысяч деревень. Уничтожено образование, а с введением ЕГЭ уничтожается общий уровень образованности. Уничтожена медицина, как в образовании, так и в медицине правят деньги. Вся система жизни превращена в мощную машину уничтожения человека. Продукты питания из натуральных превратились в сырье несущее болезни и медленную смерть.
Во всю работает механизм уничтожения человека через медицину, за деньги самого же человека. Там не лечат, а делают бизнес. Даже похороны превратились в сбор денег на горе людей. ГБУ "Ритуал" наглядный тому пример. Государство как таковое устранилось от своих прямых обязанностей создание условий для жизни людей. Запущен механизм самоуничтожения. Надо его остановить и начать созидательную жизнь. В этом поможет В.И. Ленин, ибо дело его живет и будет жить. В.И. Ленин посвятил свою жизнь служению людям, отдал всего самого без остатка этому делу, с присущей ему гениальностью.
В.И. Ленин пользовался небывалым авторитетом. Один его взгляд мог убедить человека, он был интеллигентным и покладистым человеком, но твердым в своих убеждениях и мог разить своих врагов не только на поле сражения, но и в любой дискуссии. Он обладал выдающимися организаторскими способностями, находчивостью и стремление достичь поставленных целей. И достигал. За годы своей деятельности он смог создать огромное количество соратников и последователей, целую плеяду героев революции и гражданской войны, история до этого еще не ведала таких свершений. До сих пор остается загадкой для многих, как тогда молодая советская республика могла выиграть в гражданской войне, победить интервенцию и совершить рывок в индустрии, сельском хозяйстве, а в последствии победить в Великой отечественной войне. И как бы враги на Западе не стремились уничтожить Россию, они не смогли это сделать и не смогут.
Нельзя уничтожить русскую культуру за столь короткое время. Культура России создавалась тысячелетиями. Нельзя уничтожить русский дух, он выкован в боях самопожертвования. Нельзя уничтожить русского солдата, он не победим. И много раз наши враги восхищались мужеством и доблестью русского воина. Фридрих Ⅱ говорил как-то в горечах, что русского солдата можно убить, но победить его нельзя. Один афганский генерал рассказывал, что еще во времена противостояния советских войск Шах Масуд приказал взять высоту, которую защищали русские. Русские уничтожили сотни боевиков афганцев, половину из того что было брошено на взятие этой высоты. А потом афганцы взяли высоту, и то потому, что у русских кончились патроны.
Какого же было удивление афганского генерала, когда он увидел перед собой пятерых молодых русских ребят, которые стояли обнявшись и улыбались. Они не боялись умереть. Восхищенный мужеством солдат, афганский генерал отпустил их, хоть многие афганцы были недовольны, но приказ генерала никто не мог нарушить. Так эти пятеро молодых русских солдат и пошли обнявшись и не разу не обернулись. Этот рассказ показывает дух русского человека, который за други своя отдаст жизнь. Самопожертвование русского человека и ляжет в основу будущей жизни, будущей расы людей. Русские будут строить новую жизнь из опыта прошлого.
В.И. Ленин был тем авторитетом, которого уважали и поклонялись миллионы и миллиарды людей во всем мире. Он был и остается для многих образцом для подражания, тем, на кого надо равняться и к чему надо стремиться. "Я себя под Лениным чищу", - писал В.В. Маяковский. Все хотели походить на него, он был как светоч. Одно только имя Ленина внушало добрым людям уважение и восхищения, а у злых ненависть и злость. В.И. Ленин смог сделать то, что до него в истории никто еще не делал. Он воплотил мечту о чистой и справедливой жизни в реальность. Он указал путь к счастью и назвал его коммунизмом. Много измов появилось тогда, марксизм, ленинизм, сталинизм, социализм, коммунизм. Но разве в названии дело, дело в реальности.
А реальность такова, что в 1991 году в России произошла контрреволюция, и к власти пришли те, кто проиграл в 1917 году, их потомки. Собственность грабительским способом поделили, опять появились господа и те, кто им прислуживает. Назвали все, что сделал В.И. Ленин и И.В. Сталин иллюзией и обманом, а социализм и коммунизм не сбыточной мечтой. Путем обмана масс уже более 30 лет у нас в России навязывается "более реалистичный" план жизни, как все в мире. Когда одни богатеют, а другие беднеют. И нет сейчас ни капитализма, о котором писал К. Маркс и В. Ленин, ни социализма, а уж до коммунизма совсем далеко. Но остается эксплуатация человека человеком, что совсем не справедливо. Попрана справедливость, но она должна быть восстановлена.
Объявленный Западом тезис, что Марксизм и Ленинизм утопия многих устраивает, особенно маловеров и любителей легкой жизни, жизни за чужой счет, ленивых и лоботрясов не желающих работать, тунеядцев. То есть тех, кто раньше называли люмпен-пролетариатом. Низшие слои общества, со слабой волей, малообразованные и не желающие трудиться для светлого будущего. Все вдруг стали хотеть денег и побольше. Не важно, как заработанных, и заработанных ли вообще. А для такого общества образование большого не нужно, и даже вредно. Потому такая программа и проводится. Создается пятая колонна, на руководящие должности ставятся те, кто уже прошел соответствую подготовку. Телевидение и радио, средства массовой информации работают на полную катушку разлагая общество. Людям внушается, что у нас все хорошо, что беспокоится не о чем.
Дополняет это все интернет и смартфоны, углубление в себя, с сексом, порно и развратом, и продажа легких наркотиков, порошкового пива, СПА и кальянных клубов. Ночные бары стали нормой. Падение морали на лицо. Основная цель Запада разрушить государство, разбить его для начала на несколько республик, а затем их уничтожить поочередно, и завладеть нашими богатствами. Теперь они уже это не скрывают. Надо этот процесс разрушения остановить, а затем и перейти к созиданию, да такому, от которого закружится голова. Когда темпы роста промышленности будут иметь двухзначное число, такие, которых не было никогда ни в одной стране мира, даже в СССР в период индустриализации.
Возможно ли это, вполне, вот только упор надо сделать не на промышленность, а на вложение всех средств в людей. Это и есть идеи В.И. Ленина, сделать всех людей счастливыми. Нужно очистить коммунизм, очистить, прежде всего, от марксизма-ленинизма. В этом нет противоречия, ибо идеи В.И. Ленина и ленинизм далеко не одно и тоже. В.И. Ленин изучил теорию К. Маркса, а впоследствии и Ф. Энгельса, который был его другом и продолжателем, изучил творчески, исходя из складывающейся обстановки. А затем разработал и свою теорию, так сказать развил марксизм исходя их местных условий. И.В. Сталин на практике показал, что это работает, при этом он был достойным учеником В.И. Ленина и всячески его пропагандировал, он делал все, как завещал В.И. Ленин, при этом внес в теорию и свой вклад, который еще будет востребован.
Революционная деятельность Владимира Ульянова началась с 15 лет, он не смог закончить университет, и потом экзамены сдавал экстерном. Изучение теории К. Маркса поглотило его целиком, потому он посвятил всю свою жизнь борьбе за честное и справедливое общество. Из-за постоянной слежки охранки, преследований и арестов он был вынужден не малую часть своей жизни прожить заграницей под разными именами, провести в тюрьмах и ссылках. И только после февральской революции 1917 года прибыть в Россию, произнести свою знаменитую речь с броневика, которая в последствии стала известна как "Апрельские тезисы". В октябре он возглавил восстание и после того, как большевики взяли власть, стал во главе молодой Республики.
Он был Председателем Совета Народных Комиссаров. Руководил страной Советов в гражданскую войну, боролся с интервенцией. В 1918 году на него было совершено покушение, пули были отравлены. Он боролся с недугом и руководил, а после 1921 года, когда по его совету был избран на должность Генерального секретаря в партии И.В. Сталин он стал отходить от дел. Болезнь его постоянно угнетала, было время, когда он просил у И. Сталина яд, чтобы уйти из жизни. Эта просьба обсуждалась на политбюро, но было отказано. В.И. Ленин был символом борьбы за счастье людей не только в России, но и народов всего мира. Он был Вождем мирового пролетариата, им и остался в памяти после смерти.
В 1924 году 21 января В.И. Ленина не стало, ему шел 54 год. Долго решали, как его хоронить и хоронить ли вообще. Потом возобладала идея забальзамировать его тело и сделать мавзолей, чтобы люди могли его видеть. Так и было сделано. И сейчас можно видеть тело В.И. Ленина в мавзолее, когда доступ открыт, есть очередь, правда не такая как во времена СССР, когда приходилось стоять часами. Периодически мавзолей закрывают, но потом опять открывают. Но перезахоронить его тело пока власти не решаются. Сила В.И. Ленина даже сейчас после столетия после его смерти сильна.
1. Детство
1.1
Владимир Ильич Ленин (Ульянов) родился 22 апреля 1870 года в городе Симбирске. В настоящее время - Ульяновск.
Отец Ленина И.Н. Ульянов был родом из бедных мещан г. Астрахани. Благодаря настойчивому труду и выдающимся способностям ему удалось получить высшее образование. Работал учителем, инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии. Передовой человек своего времени, педагог по призванию он много сделал для просвещения людей.
Мать Ленина М.А. Ульянова - дочь врача. Она получила домашнее образование, владела несколькими иностранными языками, любила музыку, хорошо знала художественную литературу.
Отец В.И. Ленина Илья Николаевич Ульянов
(1831-1886).
Мать В.И. Ленина Мария Александровна Ульянова (1835-1916).
"Она отличалась ровным, твердым, но в тоже время веселым и приветливым характером... Не находя интереса в нарядах, сплетнях и пересудах, составлявших в то время содержание дамского общества, Мария Александровна замкнулась в семье и отдалась со всей серьезностью и чуткостью воспитанию детей", - говорила о своей матери А.И. Ульянова-Елизарова, родная сестра В.И. Ленина.
Симбирск конца XIX в.
Здесь прошло раннее детство В.И. Ленина.
С 1871 по 1875 г. семья Ульяновых жила в верхнем этаже дома по Стрелецкой улице.
У Ильи Николаевича и Марии Александровны Ульяновых было шестеро детей. Все они, кроме рано умершей Ольги стали революционерами. "Это была настоящая семья, какой она рисовалась нам в далеком будущем. Любовь Владимира Ильича к семье, нежная забота о матери... проходит через всю жизнь Ленина, - писал М.М. Эссен.
Семья Ульяновых. 1879 г.
Мария Александровна, Илья Николаевич и их дети: Ольга, Мария, Александр, Дмитрий, Анна, Владимир.
В 1879 г. в возрасте девяти лет Володя поступил в Симбирскую гимназию. "Учение давалось ему легко. С младших классов шел он лучшим учеником и, как таковой, получал при переходе из класса в класс первые награды", - писала А.И. Ульянова-Елизарова. Владимир Ульянов действительно очень хорошо учился и первую свою награду - похвальный лист и книгу с золотым тиснением на переплёте: "За благонравие и успехи", он получил уже после окончания первого класса.
Симбирская гимназия, в которой учился
В.И. Ленин с 1879 по 1887 г.
Интересно, что гимназией в то время руководил Ф.М. Керенский, отец А.Ф. Керенского - оппонента Ленина, будущего главы Временного Правительства (1917). Так отзывался о Владимире Ульянове один из его одноклассников А. Наумов: "Способности он имел совершенно исключительные, обладал огромной памятью, отличался ненасытной научной любознательностью и необычайной работоспособностью... Воистину, это была ходячая энциклопедия... Он пользовался среди всех его товарищей большим уважением и деловым авторитетом, но... нельзя сказать, чтобы его любили, скорее - ценили... В классе ощущалось его умственное и трудовое превосходство... хотя... сам Ульянов никогда его не выказывал и не подчеркивал".
Володя много читал. Его любимыми книгами были произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого. Сочинения В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова помогали формированию его революционных убеждений.
На каникулах. Художник Н. Жуков.
"В старших классах гимназии Владимир Ильич проводил все вечера за книгами, за подготовкой к той революционной работе, которой была заполнена вся его последующая жизнь", вспоминала младшая сестра Ленина - М.И. Ульянова. Большое влияние на Володю оказал его старший брат Александр, который с самого раннего возраста был для него непререкаемым авторитетом. От него Володя узнал о марксистской литературе, у него впервые увидел "Капитал" К. Маркса. Будучи студентом Петербургского университета, А.И. Ульянов участвовал в кружках революционной молодежи, вел политическую пропаганду среди рабочих. По своим убеждениям он находился на пути от народовольчества к марксизму. В мае 1887 г. Александр Ульянов был казнен за покушение на жизнь царя Александра III. Владимир Ульянов закончил гимназию с золотой медалью в 1887 году.
Володя Ульянов в гимназические годы.
Александр Ильич Ульянов (1866-1887).
Мы пойдем другим путем.
Художник П. Белоусов.
"Александр Ильич погиб как герой, и кровь его заревом революционного пожара озарила путь следующего за ним брата, Владимира", - говорила А.И. Ульянова-Елизарова. В эти трагические дни, подавляя неутешное горе, Владимир Ильич упорно занимался и великолепно сдал на аттестат зрелости, получив золотую медаль.
Летом 1887 г. семья Ульяновых покинула Симбирск. Владимир Ильич поступил на юридический факультет Казанского университета. Здесь он установил связи с передовыми студентами. 4 декабря в актовом зале университета состоялась сходка революционно настроенных студентов. "Инспектор отметил Володю, как одного из активнейших участников сходки, которого он видел в первых рядах, очень возбужденного, чуть ли не со сжатыми кулаками", - вспоминала А.И. Ульянова-Елизарова. Уходя со сходки, Владимир Ульянов в знак протеста одним из первых оставил свой студенческий билет, а на следующий день письменно подтвердил свое решение покинуть университет. "В декабре 1887 г. я был первый раз арестован и исключен из Казанского университета за студенческие волнения; затем выслан из Казани", - писал В.И. Ленин.
Тюрьма при Казанском кремле - место первого заключения В.И. Ленина. Декабрь 1887 г.
"Кажется, никогда потом в моей жизни, даже в тюрьме в Петербурге и в Сибири, я не читал столько, как в год после моей высылки в деревню из Казани. Это было чтение запоем с раннего утра до позднего часа. Я читал университетские курсы, предполагая, что мне скоро разрешат вернуться в университет. Читал разную беллетристику, очень увлекался Некрасовым...
Но больше всего я читал статьи, в свое время печатавшиеся в журналах "Современник", "Отечественные записки", "Вестник Европы"... Моим любимейшим автором был Чернышевский... До знакомства с сочинениями Маркса, Энгельса, Плеханова главное, подавляющее, влияние имел на меня только Чернышевский, и началось оно с "Что делать?"...", - из высказываний В.И. Ленина, записанных В.В. Воровским.
1.2
Осенью 1888 г. Владимиру Ильичу было разрешено вернуться в Казань, но в университет его не допустили. Он просил разрешения выехать за границу для продолжения учебы, но получил отказ. В 1988 г. в Казани Владимир Ильич вступил в один из марксистских кружков, организованных Н.Е. Федосеевым. Сам В. Ленин так отзывался о роли Николая Евграфовича: "В то время я жил в провинции, именно - в Казани и в Самаре. Я слышал о Федосееве в бытность мою в Казани, но лично не встречался с ним... Н.Е. Федосеев был одним из первых, начавших провозглашать свою принадлежность к марксистскому направлению... Во всяком случае, для Поволжья и для некоторых местностей Центральной России роль, сыгранная Федосеевым, была в то время замечательно высока...".
В Казани молодой Ульянов стал глубоко изучать марксизм, увидев в нем единственно правильную теорию и могучее оружие революционной борьбы. Однако следует заметить, что именно в 1888 году вышли два тома Е.П. Блаватской "Тайная Доктрина", но молодой Владимир Ульянов ее не читал, не читал и позже. Неизвестно знакомился ли он с ней в процессе жизни, но ясно одно, что он четко усвоил философию К. Маркса, основу которой или как принято считать источником этой философии была философия Гегеля. Сам же В.И. Ленин развил эту философию и она стала известна как марксистско- ленинская философия, состоящая их двух частей: исторический материализм и диалектический материализм. Собственно, у Гегеля К. Маркс взял диалектику, то есть развитие всего живого, отбросив напрочь живой дух, ведь Гегель был идеалистом. А у идеалистов основу мира представлял дух, а не материя. Отсюда и шел спор, что первично дух или материя. Это все напоминало спор мудрецов, что первично яйцо или курица.
Если был В.И. Ленин был знаком с "Тайной Доктриной" Е.П. Блаватской, то марксизм-ленинизм выглядел бы иначе. Тогда бы он смог оценить, что нет отдельно ни духа, ни материи, есть духо-материя. Ибо не может быть духа в нашем проявленном мире без материи, нужен носитель, не может быть и материи без духа, кто-то должен всем управлять. А так у В.И. Ленина появился атеизм. Был ли сам В.И. Ленин атеистом? Это вопрос, но, очевидно, какой-то период времени был атеистом, ибо марксизм строился без Бога, в теории марксизма Бог отсутствует, все подчиненно слепой природе.
Карл Маркс (1818-1883).
Можно так же с уверенностью сказать, что последние годы своей жизни он верил в Бога, но об этом нигде не говорил и публично не проявлял это. Почему? Потому, что марксизм-ленинизм учил атеизму. Но мы знаем, что все атеисты со временем начинают верить в Бога, а если не начинают, то становятся сатанистами, другого не дано. В.И. Ленин не стал сатанистом, отсюда мы делаем заключение, что в конце жизни он стал верить в Бога.
Фридрих Энгельс (1820-1895).
"Великая всемирно-историческая заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они указали пролетариям всех стран их роль, их задачу, их призвание: подняться первыми на революционную борьбу против капитала, объединить вокруг себя в этой борьбе всех трудящихся и эксплуатируемых", - писал В.И. Ленин. Владимир Ильич старался достать все, что только возможно, из работ Маркса и Энгельса, делал переводы, выписки, конспекты. С особым увлечением изучал он главный труд К. Маркса "Капитал".
"Он с большим жаром и воодушевлением рассказывал мне об основах теории Маркса и тех новых горизонтах, которые она открывала...
От него так и веяло бодрой верой, которая передавалась и собеседникам. Он и тогда уже умел убеждать и увлекать своим словом. И тогда не умел он, изучая что-нибудь, находя новые пути, не делиться этим с другими, не завербовать себе сторонников. Таких сторонников, молодых людей, изучавших также марксизм и революционно настроенных, он скоро нашел себе в Казани", - писала А.И. Ульянова-Елизарова.
"Весной 1889 года я уехал в Самарскую губернию, где услыхал в конце лета 1889 года об аресте Федосеева и других членов казанских кружков, - между прочим, и того, где я принимал участие. Думаю, что легко мог бы также быть арестован, если бы остался тем летом в Казани", - писал В.И. Ленин. В Самаре и на хуторе близ деревни Алакаевка Владимир Ильич много занимается и в 1891 г. экстерном сдает государственные экзамены за юридический факультет при Петербургском университете. С марта 1892 г. В.И. Ульянов выступает в Самарском окружном суде в качестве помощника присяжного поверенного. Его подзащитными были главным образом крестьяне-бедняки.
В.И. Ленин выступает в самарском марксистском кружке. 1893 г. Художник А. Моравов.
В тоже время Владимир Ильич ведет пропаганду марксизма, выступает с докладами, рефератами, организует марксистский кружок.
"Регулярно, еженедельно кружок собирался, и в условленный час без опоздания появлялся Владимир Ильич, и начиналась его беседа по заранее определенному вопросу марксизма... К весне 1890 года мы успели очень многое благодаря какому-то особенному искусству Владимира Ильича без труда запутанное и непонятное превратить в простое, понятное и легко постижимое...", - писал А. Беляков. В.И. Ульянов глубоко и всесторонне изучал экономику России. Проанализировав огромный материал о крестьянском хозяйстве, он написал весной 1893 г. статью "Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни". Это - первая из сохранившихся научных работ Владимира Ильича.
"Годы жизни в Самаре и еще ранее год в Казани являлись лишь подготовительными для его работы, разлившейся затем так широко. Но эти годы были вместе с тем самыми важными, пожалуй, годами в жизни Владимира Ильича: в это время складывалась и оформилась окончательно его революционная физиономия", - писала А.И. Ульянова-Елизарова. Отец Володи И.Н. Ульянов дослужился до чина действительного статского советника, который в Табели о рангах соответствовал военному чину генерал-майора и давал право на потомственное дворянство. В 1887 году Володя окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Императорского Казанского университета.
Фёдор Михайлович Керенский, директор гимназии, был очень разочарован выбором Володи Ульянова, так как советовал ему поступать на историко-словесный факультет университета ввиду больших успехов младшего Ульянова в латыни и словесности. Володя был крещён по православному обряду и до 16 лет принадлежал к симбирскому религиозному Обществу преподобного Сергия Радонежского, с началом революционной деятельности он от религии отошел.
Оценки по закону Божьему в гимназии у него были отличными, как и почти по всем остальным предметам. В его аттестате зрелости лишь одна четвёрка - по логике. В 1885 году в списке учеников гимназии указано, что Владимир - "ученик весьма даровитый, усердный и аккуратный. Успевает во всех предметах очень хорошо. Ведет себя примерно" (Выписка из "Кондуитного и квартирного списка учеников VIII класса Симбирской гимназии").
Первая награда по решению педагогического совета была вручена ему уже в 1880 году, после окончания первого класса - книга с золотым тиснением на переплёте: "За благонравие и успехи" и похвальный лист. Историк В.Т. Логинов в своей работе, посвящённой детству и юности Ленина, приводит большой фрагмент из воспоминаний одноклассника В. Ульянова А. Наумова, будущего министра царского правительства. Эти же воспоминания цитирует историк В. П. Булдаков, по мнению которого свидетельства Наумова ценны и непредвзяты; историк считает весьма характерным такое описание В. Ульянова:
"Способности он имел совершенно исключительные, обладал огромной памятью, отличался ненасытной научной любознательностью и необычайной работоспособностью... Воистину, это была ходячая энциклопедия... Он пользовался среди всех его товарищей большим уважением и деловым авторитетом, но... нельзя сказать, чтобы его любили, скорее - ценили...В классе ощущалось его умственное и трудовое превосходство...хотя...сам Ульянов никогда его не выказывал и не подчеркивал".
По мнению Ричарда Пайпса: "В Ленине-юноше удивляет как раз то, что, в отличие от большинства своих современников, он не выказывал никакого интереса к общественной жизни. В воспоминаниях, вышедших из-под пера одной из его сестер до того, как железная лапа цензуры легла на все, что писалось о Ленине, он предстает мальчиком чрезвычайно старательным, аккуратным и педантичным, - в современной психологии это называется компульсивным типом. Он был идеальным гимназистом, получал отличные оценки практически по всем предметам, включая поведение, и это год за годом приносило ему золотые медали. Его имя было в начале списка окончивших курс гимназии.
Ничто в скудных сведениях, которыми мы располагаем, не говорит о бунте - ни против семьи, ни против режима. Федор Керенский, отец будущего политического соперника Ленина, бывший директором гимназии в Симбирске, которую посещал Ленин, рекомендовал его для поступления в Казанский университет как "замкнутого" и "необщительного" молодого человека. "Ни в гимназии, ни вне ее, - писал Керенский, - не было замечено за Ульяновым ни одного случая, когда бы он словом или делом вызвал в начальствующих и преподавателях гимназии непохвальное о себе мнение".
Ко времени окончания гимназии в 1887 году у Ленина не было "определенных" политических убеждений. Ничто в начале его биографии не изобличало в нем будущего революционера; напротив - многое свидетельствовало о том, что Ленин пойдет по стопам отца и сделает заметную служебную карьеру. В том же 1887 году, 8 мая, его старшего брата - Александра - казнили как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III. Произошедшее стало глубокой трагедией для семьи Ульяновых, не подозревавшей о революционной деятельности Александра. В университете Владимир был вовлечён в нелегальный студенческий кружок "Народной воли" во главе с Лазарем Богоразом. Через три месяца после поступления он был исключён за участие в студенческих беспорядках, вызванных новым уставом университета, введением полицейского надзора за студентами и кампанией по борьбе с "неблагонадёжными" студентами. По словам инспектора студентов, пострадавшего от студенческих волнений, Ульянов находился в первых рядах бушевавших студентов.
На следующую ночь Владимир в числе сорока других студентов был арестован и отправлен в полицейский участок. Всех арестованных, в порядке характерных для периода царствования Александра III методов борьбы с "непокорством", исключили из университета и выслали на "место родины". Позже ещё одна группа студентов покинула Казанский университет в знак протеста против репрессий. В числе добровольно ушедших из университета был двоюродный брат Ульянова, Владимир Ардашев. После ходатайств Любови Александровны Ардашевой тёти Владимира Ильича, Ульянов был выслан в деревню Кокушкино Лаишевского уезда Казанской губернии, где он жил в доме Ардашевых до зимы 1888-1889 годов.
Так как во время полицейского следствия были выявлены связи молодого Ульянова с нелегальным кружком Богораза, а также по причине казни его брата, он попал в список "неблагонадёжных" лиц, подлежащих полицейскому надзору. По этой же причине ему было запрещено восстановиться в университете, а соответствующие прошения его матери раз за разом отклонялись. По описанию Ричарда Пайпса: "В течение описываемого периода Ленин много читал. Он штудировал "прогрессивные" журналы и книги 1860-1870-х годов, особенно труды Н. Г. Чернышевского, которые, по его собственным словам, оказали на него решающее влияние. Это было трудное время для всех Ульяновых: симбирское общество бойкотировало их, поскольку связи с семьей казненного террориста могли привлечь нежелательное внимание полиции..."
Осенью 1888 года Ульянову было разрешено вернуться в Казань. Здесь он впоследствии вступил в один из марксистских кружков, организованных Н.Е. Федосеевым, где изучались и обсуждались сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса и Г. В. Плеханова. В 1924 году Н.К. Крупская писала в "Правде": "Плеханова Владимир Ильич любил страстно. Плеханов сыграл крупную роль в развитии Владимира Ильича, помог ему найти правильный революционный подход, и потому Плеханов был долгое время окружен для него ореолом: всякое самое незначительное расхождение с Плехановым он переживал крайне болезненно".
Выпускник Симбирской гимназии
Владимир Ульянов. 1887 год
1.3
В мае 1889 М.А. Ульянова приобрела имение Алакаевка в 83,5 десятины (91,2 гектара) в Самарской губернии, и семья переехала туда на жительство. Уступив настойчивым просьбам матери, Владимир попробовал заниматься управлением имением, но успеха не имел. Окрестные крестьяне, пользуясь неопытностью новых хозяев, похитили у них лошадь и две коровы. В результате Ульянова продала вначале землю, а впоследствии и дом. В советское время в этом селе был создан дом-музей Ленина. Осенью 1889 года семья Ульяновых переезжает в Самару, где Ленин также поддерживает связь с местными революционерами.
По мнению Ричарда Пайпса, в период 1887-1891 годов молодой Ульянов стал, вслед за своим казнённым братом, сторонником "Народной воли". В Казани и Самаре он последовательно отыскивал народовольцев, от которых узнавал сведения о практической организации движения, на тот момент выглядевшего как законспирированная дисциплинированная организация "профессиональных революционеров".
В 1890 году власти смягчились и разрешили ему готовиться экстерном к экзаменам на юриста. В ноябре 1891 года Владимир Ульянов сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. После этого он изучил большое количество экономической литературы, особенно земских статистических отчётов по сельскому хозяйству.
В период 1892-1893 годов взгляды Ленина под сильным влиянием работ Плеханова медленно эволюционировали от народовольческих к социал-демократическим. При этом он уже в 1893 году разработал новую на тот момент доктрину, объявившую современную ему Россию, в которой четыре пятых населения составляло крестьянство, "капиталистической" страной.
Кредо ленинизма было окончательно сформулировано в 1894 году: "Русский рабочий, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет русский пролетариат (рядом с пролетариатом всех стран) прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции".
Как пишет исследователь М.С. Восленский в работе "Номенклатура": "Главной практической целью жизни Ленина стало отныне добиться революции в России, независимо от того, созрели или нет там материальные условия для новых производственных отношений. Молодого человека не смущало то, что было камнем преткновения для других русских марксистов того времени. Пусть Россия отстала, считал он, пусть ее пролетариат слаб, пусть российский капитализм еще далеко не развернул всех своих производительных сил - не в этом дело. Главное - совершить революцию!
...опыт "Земли и воли" показал, что надежда на крестьянство как на главную революционную силу себя не оправдала".
Горстка революционной интеллигенции была слишком малочисленна, чтобы без опоры на какой-то крупный класс перевернуть махину царского государства: безрезультатность террора народников продемонстрировала это со всей ясностью. Таким крупным классом в России в тех условиях мог быть только пролетариат, численно быстро возраставший на рубеже XIX и XX веков. В силу его концентрации на производстве и выработанной условиями труда дисциплинированности рабочий класс являлся тем социальным слоем, который можно было лучше всего использовать как ударную силу для свержения существующего строя.
В 1892-1893 годах Владимир Ульянов работал помощником у самарского присяжного поверенного (адвоката) А.Н. Хардина, ведя в большинстве уголовные дела, проводил "казённые защиты". "Он с большим юмором принялся рассказывать нам о своей недолгой юридической практике в Самаре, о том, что из всех дел, которые ему приходилось вести по назначению (а он только по назначению их и вел), он не выиграл ни одного и только один его клиент получил более мягкий приговор, чем тот, на котором настаивал прокурор",
- вспоминала Мария Ильинична Ульянова. В 1893 году Ленин приехал в Санкт-Петербург, где устроился по рекомендации Хардина помощником к присяжному поверенному (адвокату) М. Ф. Волькенштейну.
В Петербурге им были написаны работы по проблемам марксистской политэкономии, истории русского освободительного движения, истории капиталистической эволюции русской пореформенной деревни и промышленности. Часть из них была издана легально. В это время он также разрабатывал программу социал-демократической партии. Деятельность В.И. Ленина как публициста и исследователя развития капитализма в России на основе обширных статистических материалов делает его известным среди социал-демократов и оппозиционно настроенных либеральных деятелей, а также во многих других кругах российского общества.
По мнению Ричарда Пайпса, Ленин как личность окончательно сложился в возрасте 23 лет, к моменту переезда в Петербург в 1893 году: "...этот непривлекательный человек излучал такую внутреннюю силу, что люди быстро забывали о первом впечатлении. Поразительный эффект, который производило соединение в нем силы воли, неумолимой дисциплины, энергии, аскетизма и непоколебимой веры в дело, можно описать только затасканным словом "харизма". По словам Потресова, этот "невзрачный и грубоватый" человек, лишенный обаяния, оказывал "гипнотическое воздействие": "Плеханова - почитали, Мартова - любили, но только за Лениным беспрекословно шли, как за единственным бесспорным вождем. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатическую веру в движение, в дело, с не меньшей верой в себя"
Ряд авторов склонны видеть одной из сторон ещё молодого Ленина жесткость.
В качестве доказательства часто приводятся воспоминания В.В. Водовозова о позиции Ленина в отношении голода 1891-1892 годов: "Вл. Ульянов... резко и определенно выступил против кормления голодающих. Его позиция, насколько я ее сейчас вспоминаю, - а запомнил я ее хорошо, ибо мне приходилось не мало с ним о ней спорить, - сводилась к следующему: голод есть прямой результат определенного социального строя; пока этот строй существует, такие голодовки неизбежны; уничтожить их можно, лишь уничтожив этот строй. Будучи в этом смысле неизбежным, голод в настоящее время играет и роль прогрессивного фактора. Разрушая крестьянское хозяйство, выбрасывая мужика из деревни в город, голод создает пролетариат и содействует индустриализации края... Он заставит мужика задуматься над основами капиталистического строя, разобьет веру в царя и царизм и, следовательно, в свое время облегчит победу революции".
По описанию Максима Горького: "для него рабочий класс - что для кузнеца руда". Однако Водовозова опровергает А.А. Беляков: "Владимир Ильич не меньше других революционеров страдал, мучился, ужасался, наблюдая кошмарные картины гибели людей и слушая рассказы очевидцев о том, что совершается в далеких, заброшенных деревнях, куда не доходила помощь и где вымирали почти все жители. Везде и всюду Владимир Ильич утверждал только одно, что в помощи голодающим не только революционеры, но и радикалы не должны выступать вместе с полицией, губернаторами, вместе с правительством - единственным виновником голода и "всероссийского разорения", а против кормления голодающих никогда не высказывался, да и не мог высказаться".
Сам Ленин высказывался по этому вопросу вполне однозначно, не подвергая сомнению необходимость "самой широкой помощи голодающим". В мае 1895 года Ульянов выехал за границу, где встретился в Швейцарии с Плехановым, в Германии - с В. Либкнехтом, во Франции - с П. Лафаргом и другими деятелями международного рабочего движения, а по возвращении в Петербург в 1895 году вместе с Ю.О. Мартовым и другими молодыми революционерами, включая будущую жену Надежду Крупскую, объединил разрозненные марксистские кружки в "Союз борьбы за освобождение рабочего класса".
Под влиянием Плеханова Ленин частично отступил от своей доктрины, провозглашающей царскую Россию "капиталистической" страной, объявив её страной "полуфеодальной". Ближайшей целью для него становится свержение самодержавия, теперь в союзе с "либеральной буржуазией". "Союз борьбы" вёл активную пропагандистскую деятельность среди рабочих, им было выпущено более 70 листовок. В декабре 1895 года, как и многие другие члены "Союза", Ульянов был арестован, более года содержался в тюрьме и в 1897 году выслан на 3 года в село Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии.
С тем, чтобы Н.К. Крупская, могла последовать за ним в ссылку, ему пришлось в июле 1898 года зарегистрировать свой брак с ней. Так как в России того времени признавались только церковные браки, Ленину, на тот момент уже бывшему атеистом, пришлось обвенчаться в церкви, официально обозначив себя как православного. Изначально ни Владимир Ильич, ни Надежда Константиновна не собирались оформлять свой брак церковным путём, но через самое короткое время пришёл приказ полицмейстера: или венчаться, или Надежда Константиновна должна покинуть Шушенское и следовать в Уфу, по месту ссылки. "Пришлось проделать всю эту комедию", - говорила позже Крупская.
Ульянов в письме к матери от 10 мая 1898 года так обрисовывает сложившееся положение: "Н.К., как ты знаешь, поставили трагикомическое условие: если не вступит немедленно (sic!) в брак, то назад в Уфу. Я вовсе не расположен допускать сие, и потому мы уже начали "хлопоты" (главным образом прошения о выдаче документов, без которых нельзя венчать), чтобы успеть обвенчаться до поста (до петровок): позволительно все же надеяться, что строгое начальство найдет это достаточно "немедленным" вступлением в брак". Наконец, в начале июля документы были получены, и можно было идти в церковь. Но случилось так, что не оказалось ни поручителей, ни шаферов, ни обручальных колец, без которых свадебная церемония немыслима. Исправник категорически запретил приезд на бракосочетание ссыльным Кржижановским и Старковым.
Конечно, можно было бы опять начать хлопоты, но Владимир Ильич решил не ждать. Поручителями и шаферами он пригласил знакомых шушенских крестьян: писаря Степана Николаевича Журавлёва, лавочника Иоанникия Ивановича Завёрткина, Симона Афанасьевича Ермолаева и других. А один из ссыльных, Оскар Александрович Энгберг, изготовил жениху и невесте обручальные кольца из медного пятака. 10 июля 1898 года в местной церкви священник Иоанн Орестов совершил таинство венчания. Запись в церковной метрической книге села Шушенского свидетельствует, что административно-ссыльные православные В.И. Ульянов и Н. К. Крупская венчались первым браком.
В ссылке он написал по собранному материалу книгу "Развитие капитализма в России", направленную против "легального марксизма" и народнических теорий.
Во время ссылки было написано свыше 30 работ, налажена связь с социал-демократами Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Воронежа и других городов. К концу 1890-х годов под псевдонимом "К. Тулин" В.И. Ульянов приобрёл известность в марксистских кругах. В ссылке Ульянов консультировал по юридическим вопросам местных крестьян, составлял за них юридические документы.
2. Начало революционной деятельности
2.1
Владимир Ильич Ленин, основатель первого в мире государства рабочих и крестьян, родился в г. Симбирске (ныне Ульяновск) в 1870 году.
В 1887 году Ленин поступил в Казанский университет, но скоро был арестован и исключен из университета за участие в революционном движении студентов. В Казани Ленин вступил в марксистский кружок, организованный Федосеевым. После переезда Ленина в Самару вокруг него быстро образовался первый кружок самарских марксистов. Уже тогда Ленин поражал всех своим знанием марксизма. В конце 1893 года Ленин переехал в Петербург. Первые же выступления Ленина произвели сильное впечатление на участников петербургских марксистских кружков. Необыкновенно глубокое знание Маркса, умение применять марксизм к экономической и политической обстановке России того времени, горячая, несокрушимая вера в победу рабочего класса, выдающийся организационный талант - все это сделало Ленина признанным руководителем петербургских марксистов.