Аннотация: Николай Коперник - польский и немецкий астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения, который смог перевернуть все традиционное научное мышление того времени. Книга рассчитана на широкий круг читателей
Симин В.И.
Коперник
19. Коперник
19.1
Средневековый учёный из европейского захолустья Николай Коперник смог перевернуть все традиционное научное мышление того времени. Николай Коперник (19 февраля 1473, Торунь - 24 мая 1543, Фромборк) - польский и немецкий астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения.
Бюст Коперника в Кракове
Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Родился в польской Торуне - части королевской Пруссии. Отец - торговец из Кракова, поселившийся в Торуне. Часто назначался судьёй. Мать - немка Barbara Watzenrode, её дядя Лукаш епископ. Отец Николая рано умер, и мальчик воспитывался в семье дяди по матери. Поэтому мальчик рос в немецкоязычной среде. Все свои труды он написал на латыни или немецком языках.
В 1491 году Николай поступил на факультет искусств Краковского университета - одно из лучших учебных заведений Европы. Коперник заинтересовался астрономией. Именно в университете начал приходить к мысли о том, что Земля не центр мироздания. В 1494 году Коперник окончил университет. В 1497 году уехал учиться в Болонский университет. Там, вместе с преподавателем Доменико Мария Новара да Феррары, они вместе выполняют астрономические наблюдения. В Копернике зреет убеждение, что геоцентрическая модель мира явно неправильна. К этому его также подвигает изучение античных авторов, которых он читает в подлиннике, так как в совершенстве изучил латынь и греческий языки. В 1500 году Коперник едет в Рим, чтобы окунуться в столичный мир жизни. Из-за этого не смог получить диплом Болонского университета. Затем он учится в Падуанском университете, где изучает медицину. Однако образование закончил в Феррарском университете, где в 1503 году получил учёную степень доктора канонического права.
На родину Коперник вернулся в 1506 году. Здесь ждала оплачиваемая должность в церковной иерархии, которую выхлопотал дядя Лукаш. Коперник возвратился по настоянию дяди. Тому очень нужен был свой человек. Епископ варминский Лукаш Ватценроде сблизился с польскими королями. Именно он подал идею перевода вассального польским королям Тевтонского ордена из Пруссии в Подолию - для борьбы с татарами и турками. Это конечно вызвало протесты со стороны орденской братии и их ненависть.
Лукаш Ватценроде (30 октября 1447, Торн (ныне Торунь, Польша) - 29 марта 1512, там же) - епископ варминский (18.05.1489 - 29.03.1512). Дипломат. Доктор канонического права
Коперник стал врачом, секретарём и доверенным лицом дяди Лукаша. Он стал постоянно жить в епископском замке Гейльсберг, откуда выезжает в Краков для астрономических наблюдений и преподавания.
Коперник сопровождает дядю во всех делах:
• во время конфликтов по поводу границ с Данцигом, Эльбингом и Орденом;
• в июне-июле 1510 года Коперник сопровождал епископа на встречу в Познани, которая была попыткой урегулировать споры между Польшей и Орденом;
• церемонии коронации после свадьбы с королём Сигизмундом I Варвары Запольской - дочери венгерского князя Стефана Запольяи.
После коронации дядя заболел, умер в 1512 году.
Период службы при дяде плохо изучен, хотя представляет большой интерес из-за участия Николая Коперника в политических делах того времени. Коперник переезжает в город Фромборк, где числился штатным каноником при капитуле, и приступил к своим функциональным обязанностям. Капитул - в католицизме и в некоторых ветвях протестантизма - коллегия (совет) клириков при епископской кафедре (кафедральный капитул) или коллегиальной церкви (коллегиальный капитул). Члены капитула именуются канониками. Коперник поселился в там северо-западной башне крепости Фромборк. Там же оборудовал обсерваторию. Он живёт не совсем одиноко, как обычно о нём думают. Он заботится о больном брате Андрее, и семье сестры Катерины, которая родила пятерых детей. Еще одна сестра Барбара в монастыре. Сам Коперник не женится до конца жизни, так как это не разрешалось по его должности. Кроме этого, Коперник отдаёт все свои силы основной работе как каноника, медицинской помощи бедным и астрономическим наблюдениям.
Коперник занимается и государственными делами. Он участвует в монетной реформе, выводит при этом экономический Закон Коперника-Грешема: Более устойчивые по своему курсу деньги (например, золотые) будут вытесняться из обращения, так как люди будут накапливать в них сбережения, а в реальном обороте будут участвовать "худшие" (например, медные) деньги. Во Фромборке Коперник разработал гидравлическую машину, снабжавшую водой все дома. Машина работала до начала XIX века. Как врач, в 1519 году занимался борьбой с эпидемией чумы.
Башня Коперника во Фромборке
Во время польско-тевтонской войны (1519-1521) организовал успешную оборону города. По окончании войны Коперник участвовал в мирных переговорах 1525 года, завершившихся созданием на орденских землях первого протестантского государства - герцогства Пруссия как вассала польского королевства.
Николаю Копернику как известному астроному папа Римский Лев X предлагает принять участие в реформе календаря - переходу с юлианского календаря. Но Коперник не хочет принимать в этом участие и отказывается. Он работает над своим главным трудом - книгой "О вращении небесных сфер". Коперник распространил уже краткую версию труда - "Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям". Ученик Николая Коперника - немецкий математик и астроном Георг Иоахим Ретик просит опубликовать основной труд. Коперник опасается, что это вызовет репрессии, так как традиционно считается, что все небесные тела вращаются вокруг Земли. А не вокруг Солнца, как он написал в своём труде. Буквально перед смертью в 1543 году труд опубликовали. Коперник якобы видел публикацию перед смертью от инсульта. Хотя исследователи отвергают это, так как Коперник был в коме перед смертью.
Николай Коперник - один из тех людей, кого всегда волновали основы мироздания. Нестандартное мышление этого польского астронома, математика, богослова и медика позволило ему стать величайшим ученым. Ему удалось опровергнуть теорию древних греков, которые были убеждены, что Земля является центром Вселенной, а вокруг нее вращается Солнце, другие планеты. Польский ученый обосновал и создал иную, гелиоцентрическую теорию мироустройства. Николай Коперник родился в немецком городе Торунь 19 февраля 1473 года. Раньше границы между Пруссией и Польшей трудно было назвать стабильными, они часто менялись, так же как и названия городов. В настоящее время городок Торунь, место рождения великого ученого, находится на территории Польши.
Семья будущего ученого была интернациональной и многодетной. Его отец, которого тоже звали Николаем, был купцом, уроженцем Кракова. Мать, Барбара Ватценроде, по национальности была немкой. Николай был младшим ребенком, у него был старший брат, две сестры. Когда сестры выросли, одна из них стала монахиней, другая вышла замуж, уехала из Торна. Старшего брата звали Анджей, на протяжении всей жизни он будет верным спутником и соратником Николая. Оба брата получили блестящее образование, вместе обучались в лучших европейских университетах. Семья Коперников была зажиточной и благополучной. Но время благоденствия внезапно закончилось, в 1482 году в европейских странах началась эпидемия чумы. Страшная болезнь унесла много жизней, среди которых был торговец Коперник.
Коперник. Беседа с Богом. Картина Яна Матейко, 1872
Через семь лет скончалась и Барбара. Круглые сироты остались без всяких средств к существованию. Их положение было катастрофическим, но в дело вмешался дядя, Лукаш Ватценроде, служивший каноником местной епархии.
Каноник Лука принял живое участие в заботе об осиротевших детях своей умершей сестры. Он был высокообразованным человеком, имел степень магистра краковского Ягеллонского университета, степень доктора канонического права Болонского университета. Лука занимал должность каноника, а затем епископа. Он прекрасно понимал - только образование позволит его племенникам найти достойное место в жизни. Когда Николай окончил местную школу, ему было 18 лет. Дядя решил, что братья должны учиться вместе. Он дал им денег на учебу и отправил в Краков, где братья Коперники стали студентами Ягеллонского университета. Они учились на факультете искусств, и это было прекрасное начало нового этапа жизни Николая Коперника, которое привело его к великим научным открытиям.
Через пять лет обучение в краковском университете было завершено. Коперники решили отправиться в Италию. Средств на поездку у них не было, пришлось опять обращаться к дяде, который в то время был уже епископом Эмерландским. Свободных денег у епископа не оказалось, но он предложил братьям прекрасный выход из положения. Коперники стали канониками его епархии, получили жалованье за три года вперед и отправились за границу. Епархия предоставила братьям долгосрочный отпуск, чтобы они продолжили учебу. Коперники становятся студентами Болонского университета. Они учились на юридическом факультете, предметом изучения было церковное каноническое право. Именно здесь Николай познакомился с Доменико Марией Новарой. Это был преподаватель астрономии, встреча с которым кардинально изменила жизнь молодого студента.
С 1497 года Коперник вместе с Новарой стал заниматься астрономическими наблюдениями и пришли к интересным выводам. Они выяснили, что расстояние до Луны в квадратуре неизменно в разных фазах, при полнолунии и новолунии. Этот факт стал решающим для Коперника. Он усомнился в правильности теории Птолемея, который утверждал, что все небесные тела вращаются вокруг планеты Земля. В Болонском университете Коперник изучал юриспруденцию, математику, астрономию, греческий язык. Более всего студента из Польши привлекала астрономия. Но и в других дисциплинах он был успешным, даже находил время для занятия живописью. До нас дошла картина, которую исследователи считают копией автопортрета великого астронома.
А. Лессер. Смерть Коперника
В Болонье братья Коперники учились три года. После этого настало время для возвращения на родину. Местом их службы в качестве каноников был назначен город Фрауенбург. Прибыв в этот город, Коперники подали прошение о продолжении обучения. Получив разрешение, Николай и Анджей отправились в Падую. Некоторое время перед этим Николай жил в Риме. Он занимался чтением лекций по математике. Слушателями ученого были благородные сановники, представители высшего общества. Папу римского, Александра VI Борджиа, Николай знакомил с основами астрономии. В Падуанском университете братья обучались медицине, приобретая не только теоретические знания, но и практический опыт. В университете Феррары предметом их изучения стала теология, Николай вышел из стен этого учебного заведения, имея степень доктора богословия. В 1506 году Коперники возвращаются в Польшу. Николаю в тот период было 33 года, Анджею исполнилось 42 года. Такой возраст для завершения образования в те времена считался обычным.
Церковь дала возможность Николаю получить блестящее образование в лучших учебных заведениях того времени. Теперь настала очередь для возращения долгов и построения карьеры. Он стал не только известным теологом, но и уделял время для занятия научными исследованиями. Свои труды по изучению мироздания Коперник завершил в конце жизни. Его книги были изданы только после кончины, и это спасло ученого от гонений и преследований церковников. Все мы помним о печальной судьбе Джордано Бруно и Галилея. Они были продолжателями и последователями Коперника, и поплатились за свои радикальные взгляды.
Когда Коперника уже не было в живых, его основные идеи, о которых можно прочитать в книге "О вращении небесных сфер", с невероятной быстротой разошлись по всему миру. И только в 1616 году церковники обратили пристальное внимание на этот труд, назвав теорию Коперника ересью и запретив всяческое упоминание о ней. После первых астрономических наблюдений Коперник пришел к выводу, что Птолемей ошибался. Он стал использовать примитивные астрономические инструменты, некоторые из них делал сам. Наблюдения с помощью этих простых приборов позволили ему вывести и обосновать совершенно противоположную теорию, получившей название гелиоцентрической. В то время не было даже простейших телескопов. Отсутствие оборудования для наблюдений за небесными телами привело ученого к большой ошибке. Он считал, что дальние звезды и светила, за которыми можно наблюдать с Земли, размещены и закреплены на сфере, окружающей нашу планету. От этого заблуждения ученый не избавился до конца своей жизни. Иоганн Кеплер устранил и доработал некоторые детали теории Коперника, где польский астроном придерживался мнения древнегреческих ученых.
В течение тридцати лет Коперник писал свою главную книгу. Ретикус, любимый ученик Коперника, в 1543 году принял деятельное участие в издании этого произведения. Книга была опубликована накануне смерти ученого, историки утверждают, что ему удалось подержать в руках плоды труда всей своей жизни. Коперник посвятил книгу папе Павлу III. Он разделил свой труд на шесть глав. Первая глава была посвящена шарообразности Земли, всего мироздания, во второй можно прочесть об основах сферической астрономии и правилах, которыми пользуются ученые для вычисления расположения планет и звезд. Из третьей части читатели узнавали о природе равноденствий, из четвертой - о Луне. Пятую часть Коперник посвятил всем планетам, в шестой главе он объяснял причины изменения широт. Многолетний труд стал огромным вкладом в развитие астрономии и науки о мироздании.
Коперник стал ученым с мировым именем благодаря созданию революционной теории гелиоцентрической системы мира. Кроме того, он научился рассчитывать реальное движение планет, сконструировал гидравлическую машину, которая снабжала водой все городские дома, стал соавтором экономического закона Коперника-Грешема, разработал новую монетную систему своей страны. После завершения обучения Николай Коперник в течение шести лет был каноником в Фромборке, советником епископа, канцлером епархии. После кончины дяди он перебрался в Фраенбург, где стал каноником. Его брат Анджей заболел проказой и уехал из Польши. Четыре года Николай был каноником во Фраенбурге. Затем его пригласили занять место канцлера Вармийской епархии. Следующие четыре года он жил и работал в городе Ольштын. В то время шла война, пруссаки воевали с рыцарями-тевтонцами. В Ольштыне Коперник проявил свой талант военного стратега, он был главой обороны и защиты крепости, которая смогла устоять под напором тевтонцев.
В 1521 году Николай возвращается в Фромброк. Кроме своих прямых обязанностей, он проявил себя как искусный врачеватель. Пациентами Коперника были его собратья-каноники, но он не отказывал в помощи и другим жителям города. Николай впервые влюбился в 55 лет. Его избранницу звали Анной, она была дочерью Матца Шиллинга, друга ученого, искусного резчика по металлу. Астроном познакомился с юной девушкой в своем родном городе. Он не мог жениться на Анне, поскольку был католическим священником. Им запрещалось вступать в брак, иметь связь с женщиной. Коперник пытался бороться с жесткими рамками, в которые его загнала церковь. Назвав Анну дальней родственницей, он поселил ее в своем доме на правах экономки. Но любовь Николая и Анны была недолгой, новый епископ вызвал своего подчиненного, напомнив ему, что католический священник не имеет права искушать паству своим поведением. Анна покинула дом Коперника, а затем и вовсе уехала из города. Публиковать свои труды Коперник стал в последние годы жизни.
Сначала, в 1542 году, вышел его труд по геометрии, а перед самой кончиной Николай успел подержать в руках книгу "О вращении небесных сфер".
19.2
Он умер счастливым, в окружении близких людей, в мае 1543 года. Многие исследователи биографии Коперника называют причиной его смерти инсульт. Прах великого ученого уже в XXI веке был торжественно перезахоронен в городе Фромброк. Испокон веков астрономы помещали Землю в центр Вселенной. Николай Коперник отнял у нашей планеты титул центра мироздания и поместил ее на рядовую околосолнечную орбиту, заложив основы одной из величайших научных и философских революций в духовной истории человечества. Знаменитое изречение Архимеда "Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю" дошло до нас в изложении александрийского математика IV века Паппа. Историкам неизвестно, из какого источника он почерпнул слова сиракузского гения, убитого в 212 году до н.э. Не исключено, что их просто приписали Архимеду современники либо потомки. Хотя вообще-то рукотворное смещение нашей планеты не только возможно, но и неоднократно осуществлено на практике: запуск любого космического аппарата изменяет земную орбиту (на очень небольшую величину).
Но о сдвиге Земли можно рассуждать и в более глубоком смысле. Есть все основания полагать, что Архимед в духе своего времени почитал нашу планету неподвижным шаром в центре мироздания, вокруг которого вращаются сферы, где пребывают Солнце, Луна, планеты и звезды. Интересно, что он не только знал о гелиоцентрической модели космоса, выдвинутой Аристархом из Самоса, но и вкратце описал ее в своем труде "Исчисление песчинок". Однако Архимед называл эту идею гипотетической и никогда не высказывался в ее поддержку (хотя в качестве математического упражнения вычислил на ее основании радиус Вселенной, который составил 100 трлн. стадий - около двух световых лет). Таких же воззрений придерживались астрономы как в Античности (за исключением Селевка из Селевкии), так и в Средние века. Точности ради стоит заметить, что отдельные проницательные умы (прежде всего крупнейший астроном XV столетия Иоганн Мюллер, более известный как Региомонтан) видели слабости геоцентрической космологии, но не предлагали ничего взамен.
Ее, как мы сейчас бы сказали, стандартная модель, изложенная в великом труде александрийского астронома II века Клавдия Птолемея "Альмагест", безраздельно господствовала на протяжении 13 веков. Лишь через 1685 лет после гибели Архимеда родился мальчик, которому суждено было отнять у нашей планеты титул центра мироздания. Этот интеллектуальный подвиг положил начало одной из величайших научных и философских революций в духовной истории человечества.
Основатель современной астрономии появился на свет в пять часов вечера 19 февраля 1473 года. Дата его рождения записана в церковной книге, а время (вероятно, определенное задним числом) - в гороскопе. Его крестили Миколаем (Mikolaj), но в историю вошла латинизированная версия имени (Nicolaus) и фамилии Kopernik (Copernicus).
В XIII веке предки Николая Коперника по отцовской линии перебрались из Германии в Польшу. Поначалу они жили в Силезии (скорее всего, в деревне, которая и по сей день зовется Koperniki), а в середине XIV столетия переселились в Краков - в те времена столицу Польского королевства. Предки ученого постепенно выбились из ремесленного сословия в торговое. Отец Коперника, тоже Николай, был весьма процветающим купцом. В конце 1450-х годов он переехал из Кракова на север страны, в Торунь, где стал олдерменом и женился на дочери одного из самых богатых горожан Лукаса Ватценроде. Коперник старший умер 24 мая 1543 года и был похоронен во Фромборском соборе. В 2005 году его останки обнаружила группа польских археологов во главе с Ежи Гассовским (удалось даже реконструировать внешность ученого по хорошо сохранившемуся черепу). Они опубликовали эти сведения лишь в ноябре 2008 года, после того как эксперты подтвердили аутентичность находки.
В 1470-х годах у Коперников родился первенец Андреас, потом дочери Барбара и Катерина, а затем и последыш Николай-младший. Когда ему было около десяти лет, семья потеряла отца. Заботу о детях взял на себя дядя с материнской стороны, тоже Лукас. В 1489 году он возглавил епископство Вармия, расположенное северо-восточней Торуни, и в этом качестве сыграл немалую роль в судьбе племянников. После того как они закончили церковные школы первой и второй ступени, дядя настоял на их поступлении в Краковский университет, где когда-то учился и сам.
Коперник в Страсбурге
Осенью 1491 года Андреас и Николай впервые в жизни покинули родной город. Скорее всего, они сели на парусную баржу и отправились вверх по Висле в королевскую столицу. Ягеллонский университет в Кракове, основанный в 1364 году королем Казимиром III Великим (тогда он назывался Краковской академией, а нынешнее имя получил в начале XIX века), - одна из старейших европейских высших школ.
В 1410 году там появилась кафедра астрономии и астрологии (первая в Центральной Европе). В студенческие годы Коперника ее занимал блестящий педагог Войцех Брудзевский, который не был ортодоксальным сторонником геоцентрической теории и первым понял, что Луна движется по эллипсу. Видимо, именно он и заинтересовал юношу из Торуни наукой о небесах (во всяком случае, достоверно известно, что в Кракове Коперник прослушал не менее семи курсов по астрономии, астрологии и математике, а также освоил весьма совершенные астрономические угломерные инструменты, подаренные Краковской академии Университетом Буды). На время его учебы пришлись такие эффектные небесные события, как появление кометы, пара солнечных и пара лунных затмений.
Коперник провел в Кракове четыре года, но на этом его образование не закончилось. Он прожил год у дяди-епископа, после чего вновь последовал по его стопам и отправился в самый старый в Западной Европе Болонский университет постигать юридические премудрости. Там он сблизился с профессором астрономии и астрологии Доменико Новарой, которому не раз помогал наблюдать светила. Еще два года Коперник провел в Падуанском университете, где изучал медицину. В 1503 году он завершил свое формальное образование и получил от Феррарского университета степень доктора канонического права. Николай Коперник покинул родину юношей, а возвратился зрелым тридцатилетним мужем. В Италии он расширил познания в математике и так хорошо овладел греческим, что проштудировал в подлиннике птолемеевский "Альмагест". В Риме во время юридической практики в папской канцелярии он даже прочел публичную лекцию по математике, что было немалой честью.
Биографы Коперника не перестают удивляться, почему ему не предложили места ни в одном из тамошних университетов. При желании он вполне мог бы и без этого остаться в прекрасной Италии, заниматься астрономией для души, а на жизнь зарабатывать врачеванием или весьма доходной астрологией. Но судьба сулила иное. Всю оставшуюся жизнь Коперник провел в польском захолустье, где практически не имел личных контактов с другими учеными и тратил большую часть времени на дела, весьма далекие от науки.
в Зальцбурге
Но даже в такой не располагающей к творчеству обстановке он совершил интеллектуальный прорыв потрясающего масштаба. Впрочем, переезд в Польшу имел и свои преимущества. Еще в 1497 году дядя-епископ Лукас Ватценроде устроил избрание племянника в состав капитула каноников, приписанных к кафедральному собору во Фромборке, городке на берегу Вислинского залива к востоку от Гданьска.
Четыре года спустя Коперник был вынужден ненадолго приехать во Фромборк, чтобы лично представиться собратьям по капитулу и испросить разрешения остаться в Италии вплоть до получения диплома. Эта должность давала стабильный доход, который Коперник начал получать сразу после утверждения, так что в материальном плане его жизнь была вполне благополучной. Коперник окончательно обосновался во Фромборке только в 1510 году. До этого он служил у дяди-епископа личным секретарем и врачом и жил в его резиденции в маленьком городке Лидзбарке. Вступив в должность, Коперник обрел немало обязанностей. Фромборским каноникам было положено участвовать в церковных службах, однако их основная функция состояла в помощи епископу в управлении Вармией. Каноники собирали с мирян подати и налоги, отправляли судейские обязанности, назначали бургомистров, надзирали за пивоварнями, рыболовством и охотой.
Коперника не раз избирали канцлером и инспектором капитула, а однажды он попал в число кандидатов на освободившееся место вармийского епископа. Коперник составил несколько карт Вармии и ее окрестностей, лечил земляков в городской больнице Святого Духа, а зимой 1521 года даже возглавил оборону расположенного на юге Вармии Ольштынского замка, на который напал Тевтонский орден. Скучать ему не приходилось. Тем не менее, его жизнь протекала без особых стрессов, если не считать неприятностей с церковным начальством, которому в 1530-х донесли, что Коперник обзавелся любовницей. Впрочем, к осени 1439 года этот инцидент, грозивший церковным судом, был исчерпан. Фромборский собор и окружающие его постройки обнесены мощной крепостной стеной с башнями. В одной из них Коперник квартировал в первые годы пребывания во Фромборке (сейчас там музей). В 1514 году он купил городской дом неподалеку от собора и оборудовал рядом с ним площадку для астрономических наблюдений.
в Варшаве работы Торвальдсена
Он располагал так называемой линейкой Птолемея и еще несколькими примитивными угломерными приборами, которые намного уступали оборудованию хороших обсерваторий того времени. Но Копернику этого вполне хватило - его главным инструментом была голова. Вполне возможно, что Коперник потерял доверие к системе Птолемея еще в Италии. Во всяком случае, он начал обдумывать свою альтернативную модель не позднее 1506 года, находясь в Лидзбарке. Поселившись во Фромборке, он изложил ее основы в небольшой рукописи, которую самолично размножил и разослал в нескольких экземплярах знакомым любителям астрономии. Судя по всему, он не только не озаглавил эту работу, но и не поставил на ней своего имени. Сейчас этот труд называют "Малым комментарием" (Commentariolobus). Его впервые обнаружили примерно в 1880 году в библиотеке Шведской академии наук, затем нашли в Национальной библиотеке в Вене (это были вторичные копии оригинального манускрипта, рука Коперника к ним не прикасалась).
Упоминание об этом документе содержится в перечне книг личной библиотеки краковского профессора, у которого Коперник в студенчестве изучал географию. Профессор составил этот каталог 1 мая 1514 года, выделив среди них "рукопись, автор которой утверждает, что Земля движется, а Солнце пребывает в покое". Почти наверняка здесь речь идет о тексте, написанном непосредственно Коперником. Для объяснения небесных явлений астрономы древности вынуждены были прибегать к довольно сложным моделям. В системе Птолемея Земля покоится в центре мира. Вокруг нее движутся Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн; каждое тело движется по малому эпициклу. В системе Коперника Солнце находится в центре Солнечной системы, вокруг него обращаются Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн. Тихо Браге считал, что Земля есть центр Солнечной системы, вокруг которого движутся Луна и Солнце, а планеты движутся вокруг Солнца вместе со звездами.
Звезды легко поместить на единую сферу, равномерно вращающуюся вокруг Земли, но для Солнца эта схема уже не работает. Не позднее IV века до н.э. греческие астрономы выяснили, что временные интервалы между солнцестояниями и равноденствиями не одинаковы, а посему Солнце перемещается по эклиптике с переменной скоростью. Это обстоятельство можно объяснить тем, что наше светило равномерно обращается по окружности, центр которой смещен относительно Земли, - но тогда выходит, что Земля не является центром мира. Еще хуже обстояло дело с движением Луны и планет. Греки знали, что Луна не только перемещается по небосводу неравномерно, но и в течение каждого месяца изменяет диаметр своего диска, - и совершенно правильно объясняли это непостоянством ее расстояния от Земли. Им было также известно, что планеты выписывают на небе хитрые петли.
в Торуне
В птолемеевской модели каждая планета равномерно движется по окружности, называемой эпициклом, центр которой перемещается по другой окружности много большего радиуса - деференту. Центр деферента смещен относительно Земли. Угловая скорость вращения эпицикла по деференту постоянна по отношению к экванту (особой точке, лежащей на продолжении отрезка, соединяющего Землю с центром деферента) и, следовательно, периодически изменяется относительно этого центра. В общем, конструкция очень запутанная, и не стоит удивляться, что Копернику она не нравилась. Перечитывая сегодня "Малый комментарий", нельзя не восхититься. В нем нет ни анализа наблюдений, ни геометрических схем, ни тригонометричеких формул. Однако концептуальные основы новой модели Космоса изложены абсолютно четко и предельно кратко.
Коперник сначала сформулировал свои претензии и к предшественникам Птолемея, и к нему самому. Он не отрицал существования небесных сфер и не пересматривал разработанные в Античности методы представления видимых путей планет на земном небосводе посредством композиции круговых движений. Однако он настаивал, что схема Птолемея столь сложна, что "не представляется достаточно совершенной и не вполне удовлетворяет разум". "Я часто размышлял, - пишет Коперник, - нельзя ли найти какое-нибудь более рациональное сочетание кругов... при помощи меньшего числа сфер и более удобных сочетаний по сравнению с тем, что было сделано раньше". По его словам, этого вполне можно добиться, "если только согласиться с некоторыми нашими требованиями, которые называют аксиомами". Далее следуют сами аксиомы - их семь. Первые три стоит привести дословно. Первая: не существует одного центра для всех небесных орбит или сфер; вторая: центр Земли не является центром мира, но только центром тяготения и центром лунной орбиты; и третья: все сферы движутся вокруг Солнца, расположенного как бы в середине всего, так что около Солнца находится центр мира.
Далее Коперник развивает эти положения, подчеркивая, что именно орбитальное движение Земли служит причиной "большего числа видимых в небе неравномерностей".
в Варшаве
Он перечисляет планеты в порядке их удаления от Солнца (ближайшая - Меркурий, самая дальняя - Сатурн) и связывает эти расстояния с временем, за которое каждое небесное тело совершает полный оборот вокруг Солнца. Он отмечает также, что не приводит математических доказательств своей теории, "ибо они предназначены для более обширного сочинения". Оно появилось в печати лишь спустя три десятилетия после рассылки "Малого комментария". Теория Коперника во всех деталях представлена в монографии "De revolutionibus orbium coelestium" ("Об обращении небесных сфер"), опубликованной в 1543 году нюрнбергским издателем Иоганном Петреусом. Этой работе повезло больше, чем "Малому комментарию", - ее аутентичная рукопись сохранилась. Коперник писал ее долго и, судя по всему, в основном завершил не позднее начала 1530-х годов. Несколько экземпляров ее первого издания имеются и в России.
19.3
Во втором десятилетии XVI века идеи Коперника начали распространяться в интеллектуальных кругах Европы благодаря ходившим по рукам спискам "Малого комментария". Мартин Лютер и прочие протестантские лидеры отвергли их с порога, но католические иерархи выказали изрядную терпимость. В 1533 году личный секретарь папы Климента VII Иоганн Видманнштеттер прочел в Ватикане несколько лекций об идеях Коперника, на которых присутствовали сам папа и двое кардиналов курии. Пару лет спустя Видманнштеттер стал секретарем архиепископа Капуи кардинала фон Шенберга, который 1 ноября 1536 года с его подачи адресовал Копернику чрезвычайно дружеское письмо с просьбой ознакомить с полученными результатами как других ученых, так и его самого (кардинал предложил даже оплатить работу писцов, которые скопируют для него книгу Коперника). По всей вероятности, ответа его преосвященство так и не дождался.
Монография Коперника - это чрезвычайно специализированный труд, с большим количеством чертежей, формул и таблиц. Часто говорят, что у Коперника все планеты ходят вокруг Солнца по правильным окружностям, но это неверно.
в Кракове
Коперник все же сохранил эпициклы - правда, куда меньшего радиуса, нежели птолемеевские. Будь иначе, его модель не годилась бы для составления планетных таблиц, ведь в действительности планеты движутся по эллипсам. С помощью мини-эпициклов Коперник превратил планетные траектории из окружностей в овалы, параметры которых гораздо легче подогнать к данным наблюдений. Почему же Коперник не додумался до эллипсов? Он вполне владел теорией конических сечений (это эллипсы, параболы и гиперболы), в совершенстве разработанной великим античным математиком и астрономом Аполлонием из Перга (кстати, именно этот ученый ввел в обращение эпициклы и деференты). Но для усмотрения орбитальной эллиптичности Копернику необходимо было знать угловые координаты планет с ошибкой, не превышающей три-четыре угловые минуты, а подобная точность стала достижима лишь в последней четверти XVI столетия благодаря многолетним трудам великого датского астронома Тихо Браге (к слову, именно он назвал первую рукопись Коперника "Малым комментарием").
Результаты, полученные Браге, позволили Иоганну Кеплеру открыть три закона движения планет, которым присвоено его имя. Идея Кеплера о "пяти правильных геометрических фигурах" заключалась в том, что пять правильных многогранников можно последовательно поместить внутри сфер, точно соответствующих орбитам шести известных в то время планет. Это была блестящая работа, основанная на наблюдениях Тихо Браге, которая подтверждала, что Солнце, а не Земля находится в центре Солнечной системы. Космос Коперника ограничен внешней сферической оболочкой, на которой расположены неподвижные звезды. В этом плане он не расходится с Птолемеем, Космос которого тоже конечен. Кроме того, модель Коперника, строго говоря, нельзя считать гелиоцентрической, поскольку Солнце он расположил не в самом центре мира, а вблизи него. Если гнаться за терминологической точностью, такую систему следует называть гелиостатической, поскольку Солнце у Коперника неподвижно.
Согласно первому закону Кеплера, каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. В фокусе - но не в центре, который лежит на пересечении большой и малой полуосей эллипса! Таким образом, и здесь нельзя говорить о стопроцентном гелиоцентризме. Великий труд Коперника мог бы не увидеть свет при жизни автора, если бы не настойчивость молодого профессора математики Виттенбергского университета Георга Иохима Изерина, более известного как Георг Иохим Ретик (он взял это вымышленное имя после казни отца, осужденного по подозрению не то в колдовстве, не то в вольном обращении с чужой собственностью).
в Ольштыне
Ретику покровительствовал ректор университета Филипп Меланхтон, знаменитый протестантский теолог. В 1538 году он предложил 24-летнему Ретику длительный отпуск для поездки к лучшим астрономам Европы.
Ретик начал свое турне с Нюрнберга, где ознакомился с "Малым комментарием". Впечатлившись изложенными там идеями, он решил поучиться у Коперника и в мае 1539 года прибыл во Фромборк, где и провел два года. Именно он убедил Коперника подготовить рукопись к публикации и помогал ему в этой работе. Еще до ее завершения он написал введение к идеям Коперника, "Narratio prima de libris revolutionum Copernici", которое в 1540 году было опубликовано в Гданьске. Великий астроном скончался 24 мая 1543 года у себя дома. Судя по всему, его погубил апоплексический удар, после которого он долгое время находился в коме. Если верить другу Коперника Тидеманну Гизе, именно 24 мая из Нюрнберга привезли только что отпечатанную книгу и показали ее умирающему автору.
В 1506 году Коперник получил известие о болезни дяди. Он покинул Италию и возвратился на родину. Следующие 6 лет он провёл в епископском замке Гейльсберг, занимаясь астрономическими наблюдениями и преподаванием в Кракове. Одновременно являлся врачом, секретарём и доверенным лицом дяди Лукаша. В 1512 году умер дядя-епископ. Коперник переехал во Фромборк, маленький городок на берегу Вислинского залива, где он всё это время числился каноником, и приступил к своим духовным обязанностям. В Вармийском капитуле (совете при епископе) Коперник пользовался авторитетом: был капитульным попечителем, дважды (1516-1519 и 1520-1521) был администратором капитула и управляющим имениями Вармийской епархии, активно участвовал в управлении епархией в периоды болезни её епископа Марриция Фербера, при котором состоял лекарем. Научные исследования, однако, Коперник не прекратил. Северо-западная башня крепости Фромборк стала обсерваторией.
Уже в 1500-е годы замысел новой астрономической системы сложился у него вполне ясно. Он начал писать книгу с описанием новой модели мира, обсуждая свои идеи с друзьями, среди которых было немало его единомышленников (например, Тидеман Гизе, епископ Кульмский).
в Лодзи
В эти годы (примерно 1503-1512) Коперник распространял среди друзей рукописный конспект своей теории: Commentariolus, или "Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям"), а его ученик Ретик опубликовал ясное изложение гелиоцентрической системы в 1539 году. По-видимому, слухи о новой теории широко разошлись уже в 1520-х годах. Работа над главным трудом - "О вращении небесных сфер" - продолжалась почти 40 лет, Коперник постоянно вносил в неё уточнения, готовил новые астрономические расчётные таблицы.
Слухи о новом выдающемся астрономе ширились в Европе. Существует версия, не подтверждённая документально, что папа Лев X пригласил Коперника принять участие в подготовке календарной реформы (1514, реализована только в 1582 году), но он вежливо отказался. Когда было нужно, Коперник посвящал свои силы и практическим работам: по его проекту в Польше была введена новая монетная система, а в городе Фромборке он построил гидравлическую машину, снабжавшую водой все дома. Лично, как врач, занимался борьбой с эпидемией чумы 1519 года. Во время польско-тевтонской войны (1519-1521) организовал успешную оборону епископства от тевтонов. По окончании конфликта Коперник принимал участие в мирных переговорах (1525), завершившихся созданием на орденских землях первого протестантского государства - герцогства Пруссия, вассала польской короны.
В 1531 году 58-летний Коперник удалился от дел и сосредоточился на завершении своей книги. Одновременно он занимался медицинской практикой (безвозмездно). Верный Ретик постоянно хлопотал о скорейшем издании труда Коперника, но оно продвигалось медленно. В 1542 году состояние учёного значительно ухудшилось, наступил паралич правой половины тела. Коперник скончался 24 мая 1543 года в возрасте 70 лет от инсульта. Некоторые биографы (например, Тидеман Гизе) утверждают, что автор незадолго до смерти успел увидеть свой труд напечатанным. Но другие доказывают, что это было невозможно, так как последние месяцы жизни Коперник находился в тяжёлой коме. Местонахождение могилы Коперника весьма длительное время оставалось неизвестным, однако во время раскопок в кафедральном соборе Фромборка в 2005 году были обнаружены череп и кости ног. Сравнительный ДНК-анализ этих останков и двух волос Коперника, обнаруженных в одной из принадлежавших ему книг, подтвердил, что найдены останки именно Коперника.
20 мая 2010 года началась церемония перезахоронения останков Николая Коперника. 21 мая гроб был доставлен в кафедральный собор города Фромборк, где Коперник сделал свои наиболее важные открытия.
в Монреале
По пути во Фромборк гроб прошёл через несколько городов Варминьско - Мазурского воеводства - Добре - Място, Лидзбарк - Варминьски, Орнета, Пененжно и Бранево, с которыми Коперник был связан в ходе своей деятельности. 22 мая 2010 года останки великого учёного были захоронены в кафедральном соборе Фромборка. Торжественную церемонию провёл примас Польши, архиепископ Гнезненский Юзеф Ковальчик. Захоронение останков также было приурочено к празднованию 750-летия города. Размышляя о Птолемеевой системе мира, Коперник поражался её сложности и искусственности и, изучая сочинения древних философов, особенно и Филолая, он пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной.
Исходя из этого предположения, Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет, но, не зная ещё истинных путей планет и считая их окружностями, он был вынужден сохранить эпициклы и деференты древних для объяснения неравномерности движений. Создавая свою гелиоцентрическую систему, Коперник опирался на математический и кинематический аппарат теории Птолемея, на полученные последним конкретные геометрические и числовые закономерности. Так, в модели Птолемея все планеты подчинялись общему (хотя и непонятному в рамках геоцентризма) закону: радиус-вектор любой планеты в эпицикле всегда совпадал с радиус вектором Земля - Солнце, а движение по эпициклу для верхних планет (Марс, Юпитер, Сатурн) и по деференту для нижних (Меркурий, Венера) происходило с единым для всех планет годичным периодом. В модели Коперника данный закон получил простое и логичное объяснение.
Главное и почти единственное сочинение Коперника, плод его более чем 40-летней работы, - "О вращении небесных сфер" (лат. "De revolutionibus orbium coelestium"). Сочинение издано в Нюрнберге в 1543 году; оно печаталось под наблюдением ученика Коперника, Ретика. В предисловии к книге Коперник пишет: "Принимая в соображение, какой нелепостью должно показаться это учение, я долго не решался напечатать мою книгу и думал, не лучше ли будет последовать примеру пифагорейцев и других, передававших своё учение лишь друзьям, распространяя его только путём предания. Нюрнбергский теолог Андреас Озиандер, которому Ретик поручил печатание книги Коперника, из осторожности снабдил её анонимным предисловием, в котором объявил новую модель условным математическим приёмом, придуманным для сокращения вычислений.
в Чикаго
Одно время это предисловие приписывалось самому Копернику, хотя тот в ответ на просьбу Озиандера сделать подобную оговорку решительно отказался. Вслед за предисловием следуют хвалебное письмо кардинала Шёнберга и посвящение папе Павлу III.
По структуре главный труд Коперника почти повторяет "Альмагест" в несколько сокращённом виде (6 книг вместо 13). В первой книге (части) говорится о шарообразности мира и Земли, а вместо положения о неподвижности Земли помещена иная аксиома: Земля и другие планеты вращаются вокруг оси и обращаются вокруг Солнца. Эта концепция подробно аргументируется, а "мнение древних" убедительно опровергается. С гелиоцентрических позиций он без труда объясняет возвратное движение планет. Коперник придавал Земле три вращения: первое - вращение Земли вокруг своей оси с угловой скоростью ω; второе (со скоростью ω′) - вокруг оси мира, которая перпендикулярна плоскости земной орбиты и проходит через её центр; третье (с противоположно направленной скоростью ω′′) - вокруг оси, параллельной оси мира и проходящей через центр Земли. Два последних вращения образуют (при точном совпадении ω′ и ω′′ по величине) пару вращений, эквивалентную поступательному движению Земли вокруг Солнца по круговой орбите.
Во второй части труда Коперника даются сведения по сферической тригонометрии и правила вычисления видимых положений звёзд, планет и Солнца на небесном своде. В третьей говорится о годовом движении Земли и о так называемой прецессии равноденствий, которая укорачивает тропический год (от равноденствия до равноденствия) по сравнению с сидерическим (возвращение к тому же положению относительно неподвижных звёзд) и приводит к перемещению линии пересечения экватора с эклиптикой, что изменяет эклиптическую долготу звезды на один градус в столетие. Эту прецессию теория Птолемея в принципе не могла объяснить. Коперник же дал данному явлению изящное кинематическое объяснение (показав себя весьма искушённым механиком): он предположил, что угловая скорость ω′′ не в точности равна ω′, а немного от неё отличается; разность этих угловых скоростей и проявляется в прецессии равноденствий.
В четвёртой части говорилось о Луне, в пятой - о планетах вообще, а в шестой - о причинах изменения широт планет. В книге также содержались звёздный каталог, оценка размеров Солнца и Луны, расстояния до них и до планет (близкие к истинным), теория затмений. Система Коперника (в отличие от системы Птолемея) давала возможность определить отношения радиусов планетных орбит. Этот факт, а также и то, что в описании движения планет выбрасывался первый и самый важный эпицикл, делало систему Коперника более простой и удобной, чем птолемеевская. Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях:
• орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;
• центр Земли - не центр Вселенной, но только центр масс и орбиты Луны;
• все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира;
• расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами;
• суточное движение Солнца - воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе;
• Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) - не более чем эффект движения Земли;
• это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.
Эти утверждения полностью противоречили господствовавшей на тот момент геоцентрической системе. Хотя, с современной точки зрения, модель Коперника недостаточно радикальна. Все орбиты в ней круговые, движение по ним равномерное, так что эпициклы сохранялись (хотя их стало меньше, чем у Птолемея). Механизм, обеспечивавший движение планет, также оставлен прежним - вращение сфер, к которым планеты прикреплены. На границу мира Коперник поместил сферу неподвижных звёзд. Строго говоря, модель Коперника даже не была гелиоцентрической, так как Солнце он расположил не в центре планетных сфер.
Реальное движение планет (особенно Марса) не является круговым и равномерным, и техника эпициклов была неспособна надолго согласовать модель с наблюдениями. Из-за этого таблицы Коперника (первоначально более точные, чем таблицы Птолемея) вскоре существенно разошлись с наблюдениями, что немало озадачило и охладило восторженных сторонников новой системы.
Точные гелиоцентрические (Рудольфовы) таблицы издал позже Иоганн Кеплер, который открыл истинную форму орбит планет (эллипс), а также признал и математически выразил неравномерность их движения. И всё же модель мира Коперника была колоссальным шагом вперёд и сокрушительным ударом по архаичным авторитетам. Низведение Земли до уровня рядовой планеты определённо подготавливало ньютоновское совмещение земных и небесных природных законов.
• Центр науки "Коперник" с планетарием "Небо Коперника" и близлежащей одноимённой станцией метро в Варшаве.
• Улицы Коперника в разных городах Польши, а также в Москве, Киеве, Львове, Ровно, Алма-Ате и других городах разных стран.
• Имя Николая Коперника носило рефрижераторное судно Латвийского Морского Пароходства.
Метод Симина
У каждого свой действенный метод, да и года накладывают отпечаток.
Питьевая сода с водой или теплым молоком избавит от многих неизлечимых болезней, при этом нужно постоянство.
С годами родился Метод Симина, как метод духовного совершенствования, который в себя после семидесяти лет включает:
1. Думай, как Мир сделать лучше. Думай, как помочь людям, как сделать добро. Дума рождает дела.
2. Утром, как проснулся, походи по комнате, причеши волосы расческой, помолись Богу "Я люблю Тебя, Господи!", пожелай всем людям Любви, Добра и Счастья.
3. Умеренность в еде принесет тебе здоровье и придаст силы.
4. Каждый день с утра выпей стакан теплого молока (воды) с половиной чайной ложечки питьевой соды, вечером перед сном выпей полстакана воды с пятью каплями валериана, чтобы лучше спать.
5. Прими теплую ванну, теплая ванна всегда хороша, при развитии огненных центров холодная вода не желательна.
6. Твори добро, оказывай помощь, борись со злом.
7. Трудись на общее благо. В труде твоя сила, здоровье и счастье. Творческий труд приносит радость.
8. Владей имуществом, но помни: ничто тебе в этом мире не принадлежит, даже твой труд. Умей доверенное сохранить и преумножить.
9. Никогда не думай о еде. Не ешь мяса. Немного мучного, немного молочного, овощи и фрукты - твоя еда. Еда дважды в день достаточна, и много за столом не сиди.
10. Всегда помни о трех "не":
- не гневайся;
- не бойся;
- не сомневайся.
В этом твое духовное совершенство.
Путь духовного совершенствования
по методу Симина
1. Думай, как Мир сделать лучше. Думай, как помочь людям, как сделать добро. Дума рождает дела.
2. Утром, как проснулся, походи по комнате, причеши волосы расческой, помолись Богу "Я люблю Тебя, Господи!", пожелай всем людям Любви, Добра и Счастья.
3. Умеренность в еде принесет тебе здоровье и придаст силы.
4. Каждый день с утра выпей стакан теплого молока (воды) с половиной чайной ложечки питьевой соды, вечером перед сном выпей полстакана воды с пятью каплями валериана, чтобы лучше спать.
5. Твори добро, оказывай помощь, борись со злом.
6. Трудись на общее благо. В труде твоя сила, здоровье и счастье. Творческий труд приносит радость.
7. Владей имуществом, но помни: ничто тебе в этом мире не принадлежит, даже твой труд. Умей доверенное сохранить и преумножить.
8. Никогда не думай о еде. Не ешь мяса. Немного мучного, немного молочного, овощи и фрукты - твоя еда. Еда дважды в день достаточна, и много за столом не сиди.
9. Мораль и нравственность соблюдай превыше всего. В основе жизни лежит нравственное начало.
10. Соблюдай чистоту во всем. Чистота духа подразумевает и чистоту тела. Держи всегда чистыми мысли, думай о хорошем, о добром, о справедливом.
11. Учись уча. Свои знания передавай тем, кто этого достоин.
12. Нельзя учить аморальных людей.
13. Не пей, не кури, не сквернословь. В этом твое здоровье.
14. Всегда помни о трех "не":
- не гневайся;
- не бойся;
- не сомневайся.
15. Помогай младшим, почитай старших. В этом твоя сила.
16. Люби ближних. Семья очаг твой и опора общества. Сделай свою семью счастливой.
17. Сделай борьбу с аморальным неотъемлемой частью свой жизни. Жалка жизнь без морали.
18. Исключи насилие в любой форме. Трудности для человека - это ступени восхождения.
19. Установи полноправием мужчины и женщины.
20. Созидай общее благо, оно станет мерилом понятия свободы.
21. Возрождай духовность. Где Красота, там и Истина. Россия процветет культурой.
22. Борись не с близкими своими, а с самим собой, силами хаоса и стихии.
23. Если хочешь легкой жизни, то лучше не живи.
24. Будь мужественен. Мужество и отсутствие страха - кратчайший путь духовного совершенствования.
25. Люби Бога. Молись Богу. Через Учителя познаешь и любовь, и истину.
26. Никто не спасет твой дух от власти тьмы. Лишь собственными силами поднимется твой дух к сужденным прекрасным мирам.
27. Знание превыше всего. Яви против разрушителей силу созидания.
28. Дисциплина начало всего.
29. Соедини дух с интеллектом.
30. Работай для Будущего. Оно прекрасно. Будущее принадлежит России. Россия станет локомотивом всего человечества.
31. Замени идеальные слюни твердым разумом. Жизнь будет крепнуть не техникой, а идеями общежития.
32. Развивай искусство мышления. Имей в жизни цель, имей устремление. Живи для познания и совершенствования.
33. Борись с невежеством. Грязь не от бедности, а от невежества. Сурово отнесись, прежде всего, к самому себе.
34. Знать, знать, знать! Вот что надо. Строй новую страну, как Страну Знания и Красоты.
35. Прими испытание и контроль как естественное дело. Главное дух.
36. Помни, что человек живет вечно. Перевоплощение есть научное понятие, такова конструкция Мироздания.
37. Соблюдай справедливость и соизмеримость. В работе на общее благо родственные связи не должны иметь значение.
38. Живи в гармонии с самим собой и Природой.
39. Почитай Иерархию. Пойми, что низшее должно служить Высшему, но не на оборот. Таковы законы Бытия.
40. Отстаивай истину и борись со злом.
41. Не ври. Жизнь во лжи есть пресмыкание перед тьмою.
42. Думай о Будущем своем, семьи, страны, человечества. Идеи управляют миром, и мысль не имеет пределов.
43. Исполняй Законы Космические. Жизнь земная строится на неизбежных законах.
44. Помни, что вместилище всего сущего, микрокосм. Твои сокровища всегда при тебе: труд, мысль, воля и вся великая энергия.
45. Помни, что лучшее лекарство не из аптеки и без наркотиков. Этика есть истинная фармакопея. Духовное здоровье есть главная основа здоровья тела.
46. Скажи тому, кто опасается обновлений - разложение у тебя.
47. Направь все силы на расцвет духа. Закон отдачи торжествует - отдавшие будут получать.
48. Помни, что люди теряют в грабительстве.
49. Выработай в себе качества Общего Блага:
- постоянное устремление;
- способность вмещения;
- умение трудиться;
- желание помочь;
- отказ от собственности;
- изгнание страха;
- бодрствование среди тьмы.
50. Замени родство кровное на родство духовное. Условия таковы - полная перегруженность и осознание небезопасности жизни.
51. Устремись к победе. Высший опыт есть опыт работы над собою.
52. Воспитай в себе искренность и честность.
53. Воспитывай сотрудничество. Сотрудничество является условием всей жизни.
54. Пресекай развитие вреда. Закон свободной воли не позволяет вмешиваться, каждый выбирает своей путь сам. Но закон справедливости требует бороться и прекращать преступления.
55. Надо изжить денежное ограничение. Пока оно не изжито, никакая духовная мощь не приложится.
56. Нужно из городов разойтись в Природу.
57. Восходи вечно. Вперед, вперед и только вперед!
58. Поставь перед собой высшую задачу и не замечай переходные ступени.
59. Помни, что несчастные есть переодетые воры, предатели и убийцы. Не мир жесток, а человек. Не мир утверждает несправедливость, а человек.
60. Вырабатывай в себе постоянную готовность. Суровость есть атрибут справедливости.
61. Победи в себе заблуждения о безопасности и обеспеченности. Ни то, ни другое не существует.
62. Никто не сможет лишить тебя радости.
63. Пока не приобретешь знания, до тех пор останешься безнравственным.
64. Помнит, что Космос открыт как для богатых, так и для бедных. Человека не может оправдать нищета.
65. Живи в добре и любви, такое состояние будет источником счастья.
66. Помнит, что у человека лишь два пути или мудро в напряжении искать Истину, или подобно бревну ложиться в гроб. Единое спасение устремить дух в сияние Истины.
67. Шире широкого шей. Не гонения, а признания следует остерегаться.
68. Помни, что Иерарх есть звено в цепи и исполняющий Волю Высшую.
69. Помни, что закон свободной воли есть достоинство человека. Но только высшее может продвинуть низшее.
70. Знай, что в эволюции инстинкт развивается в чувства, а утончение чувств ведет к чувствознанию.
71. Учи от колыбели начинать весь путь доверия и самосовершенствования.
72. Стремись преображать жизнь естественным путем. Самоусовершенствование является труднейшим подвигом.
73. Познавай действительность, от этого придет верование в Высшую справедливость.
74. Утверждай все, что стремиться к Свету. Делай все при свете.
75. Учи тому, что от любого пути зла можно повернуть к добру.
76. Устремись к явлениям самого необходимого. Путь равновесия познается размышлением. Нужно приучаться к размышлению.
77. Помни, что Учитель творит через учеников, как женщина творит через мужское начало.
78. Удали роскошь и всякую грязь. Мы тогда достигаем, когда можем, но не делаем.
79. Помни, что каждая битва с тьмою есть достойное действие, а рассеяние тьмы есть долг человека.
80. Надо знать, что Зло и Добро должны разлиться. Правильный путь через естественное духовное восхождение.
81. Знай, что в общественной жизни может быть или свободное сотрудничество, или рабство во всех его видах.
82. Не мечи жемчуг перед свиньями. Найди разумное отношение ко всему сущему.
83. Помни, что настало время обновить основы жизни. Не обряды нужны, а служение человечеству.
84. Пойми свою ответственность перед Вселенной. Разрушение оставь на мудрость Космоса, сам же созидай.
85. Пойми, что без приобщения к Прекрасному эволюция невозможна.
86. Победи, прежде всего, самого себя.
87. Помни, что жизнь двигает психическая энергия. Завершение есть начало.
88. Пойми, что независимость существования человека невозможна.
89. Знай, что свобода, которая так манит человека - есть иллюзия.
90. Помни, что человечество творческий исполнитель Космической Воли.
91. Знай, что человечество нуждается в очищении существования.
92. Начни переустройство от жизни каждого дня.
93. Знай, что сущность человека бессмертна, в этом понимании вечная жизнь.
94. Помни, что зло искореняемо лишь добром.
95. Начни чистую жизнь, как в доме, так и в сердце своем по своему решению.
96. Знай, что человек может возрождаться в любом состоянии.
97. Помни, что у Света есть притягательная сила, вступивший в него не отступит.
98. Знай, что знания не для избранных, а для всех.
99. Стремись к Науке Жизни.
100. Помни, что человек есть высшее проявление Космоса. Он выбран нареченным строителем и собирателем всех сокровищ Вселенной.
Симин В.И. автор книг:
1. Изменить сознание, Волгоград, Станица-2, 2006.
2. Основы Мироздания, Волгоград, Принт, 2014.
3. Жизнь человека от смерти до рождения, Волгоград, Станица-2, 2006.
4. Что такое хорошо и что такое плохо, Волгоград, Принт, 2014.
5. Основная энергия, Волгоград, Принт, 2014.
6. Мир Тонкий, Волгоград, Принт, 2014.
7. Система жизни, часть 1,2, Москва, Перо, 2015.
8. Книга об этике, книга 1-7, Москва, Перо, 2015.
9. Философия, Москва, Перо, 2015.
10. Психология, Москва, Перо, 2015.
11. О психологии ортодоксальной, Москва, Перо, 2015.
12. Русские идут, часть 1,2, Москва, Перо, 2015.
13. Сказание о Будущем, Москва, Перо, 2015.
14. Великие Учителя Человечества, часть 1,2, Москва, Перо, 2015.
15. Школа Симина, Москва, Перо, 2015.
16. Новое о хорошо известном, Москва, 2016.
17. Школа Симина. От детского сада до института, Москва, 2016.
18. Школа Симина. Институт, Москва, 2017.
19. Школа Симина. Университет, Москва, 2018.
20. Русь Великая, Москва, Перо, 2019.
21. Как нам обустроить жизнь, Москва, Перо, 2020.
22. Мужчина и женщина. Книга 1,2, Москва, Перо, 2020.
23. Как переписывали историю. Книга 1,2,3, Москва, Перо, 2020.
24. Школа Симина. Академия и далее, Москва, 2020.
25. Школа Симина. Община Руси, Москва, 2020.
26. Хаос. Москва, Перо, 2020
27. Путник. Москва, Перо, 2021
28. Очистить веру. Москва, Перо, 2021
29. Книга человечества. Москва, Перо, 2021
30. Рождение и затухание планет. Москва, Перо, 2022
31. Гимн Учителю. Москва, Перо, 2022
32. Огни. Книга 1,2. Москва, Перо, 2022
33. Закон Иерархии. Москва, 2022
34. Профилактика заболеваний. Книга 1,2. Москва, 2022
35. Книга Жизни. Москва, 2022
36. Семья. Москва, 2022
37. Государство. Москва, 2023
38. Дальние миры. Москва, 2023
39. Петр Первый. Москва, 2023
40. Екатерина Вторая. Москва-Екатеринбург, 2023
41. Развернуть Знамя Мира. Екатеринбург, 2023
42. Мудрые слова о жизни. Екатеринбург, 2023
43. Иван Грозный. Екатеринбург, 2024
44. Иосиф Сталин. Екатеринбург, 2024
45. Александр Суворов. Екатеринбург, 2024
46. Владимир Ленин. Екатеринбург, 2024
47. Феликс Дзержинский. Екатеринбург, 2024
48. Учителя Жизни. Екатеринбург, 2024
49. Гимн Знанию. Екатеринбург, 2024
Всем, кто заинтересуется книгами можно их посмотреть на сайте: www.samlib.ru/s/simin_w_i/, sm1954.narod.ru, sm1954.ucoz.ru, sm1954.ucoz.com, sm1954.wix.com, а также обращаться по адресу: sm1954@mail.ru