Аннотация: Книга о философском подвиге Анаксагора. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Симин В.И.
Анаксагор
2. Анаксагор
2.1
К блестящей плеяде древнегреческих философов, живших в Афинах, принадлежит Анаксагор (древне-греческое Ἀναξαγόρας), создавший здесь свою школу, так и названную Афинской. В то время, когда он жил, а это был рубеж V-IV веков до н.э., греческая культура находилась на пике своего развития.
Афины. Ночное небо.
Философия в Греции к тому времени уже имела свои традиции, к важнейшей из которых относилась натурфилософская. Мыслители искали первооснову мира. Эту проблему поставили перед собой еще представители Милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), взгляды, которых были близки Анаксагору. Как и милетцы, он был также астрономом и математиком. До нас дошло более 20 фрагментов его прекрасно написанных сочинений, так что можно, в целом, иметь довольно полное представление об его учении.
Когда Анаксагор был еще достаточно молодым человеком, в Афинах начал править Перикл, который начал проводить там мощные реформы. Так получилось, что в этот период именно Афины стали культурным центром средиземноморья, и интеллектуалы со всей Эллады потянулись туда. Так и Анаксагор, уроженец Клазомен, переехал в Афины и вошел в ближний круг Перикла, который стал его учеником. Такие люди, как Ахелай, Эврипид, Фукидид стали друзьями Анаксагора. Они встречались, беседовали, образовав своего рода клуб интеллектуалов. Смелость мысли Анаксагора была необыкновенной. Это был истинный философ, не боящийся высказывать свои идеи, какими бы непривычными они ни были.
Милетцы, а также эфесец Гераклит, считали, что в основе мира лежат какие-то стихии - вода, огонь, воздух и т.п. Но Анаксагора не устраивал такой подход. Он понимал, что начало мира не может быть сведено к конкретной стихии. Поэтому он предложил понятие гомеомерии ("семян"). Это материальные, неподвижные и однородные частички. Разумеется, подкованный человек сразу подумает об атомах Демокрита. Однако гомеомерии и атомы, при некотором сходстве, все же разные частицы. "Семена" породил вселенский разум - нус (νοῦς) в момент создания мира, выделив их из царившего изначально хаоса. Появление гомеомерий означало, что возникли пространство и время, и значит - Вселенная. Таким образом, сама по себе материя возникла благодаря внешнему источнику - нусу.
Будучи астрономом, Анаксагор доступными в то время средствами изучал звездное небо и сделал вывод, что космические тела тоже материальные, а отнюдь не мистические существа. Он говорил, что Солнце - всего лишь раскаленный камень, а не божество, как тогда было принято думать. К этой мысли прицепились как за богохульство, и Анаксагор попал под суд.
Обвинение было очень тяжелым, философу грозила смерть. Адвокатом своего учителя выступил Перикл. Его речь была великолепной по форме и по содержанию. Он сумел переубедить судей, и смертную казнь заменили на изгнание из Афин. Полностью оправдать философа при таком обвинении было нереально, так что Перикл добился максимума по этому делу.
Покинув любимый город, где было столько пережито и передумано, но оставив после себя тут философскую школу, Анаксагор уехал в Лампсаку, где потом и умер. Философ Анаксагор (500-428 гг. до н. э.) был ближайшим предшественником великих Платона и Аристотеля - именно он придумал повлиявшую на их системы идею вселенского Разума. Жизнь мыслителя пришлась на бурную эпоху и отличалась драматизмом, хотя в точности восстановить канву его биографии крайне сложно: слишком противоречивы и обрывочны дошедшие до нас свидетельства.
Философия, зародившись в городах Ионии, проделала в своем развитии стремительный путь на Запад - в южную Италию и Сицилию, аккумулируя и наращивая существующее знание и, через трансформацию мировоззрения людей, осуществляла перемены в политической, религиозной и моральной жизни полисов. Везде на своем пути, помимо великих школ, философия оставляла также и малые очаги себя самой.
В этой борьбе философских воззрений появляется человек, утверждающий, что сущее таково потому, что во вселенной имеется некий Ум (νοῦς), который, будучи разумной движущей силой, лишенной какой-либо материальности, желает все устроить и действительно устраивает наилучшим образом. Звали этого человека Анаксагор, и заслуга его в истории мысли заключается в том, что он первый ввел в интеллектуальный обиход на Западе философему вселенского Разума, то есть показал подлинно разумную причину Бытия. Если верить Аристотелю и Платону, то эта концепция Ума осталась у Анаксагора совершенно неразработанной, но именно из анаксагорова Ума вырастет в недалеком будущем творящий мир философский Демиург самого Платона из диалога Тимей, равно как и Ум-Перводвигатель из Метафизики Аристотеля.
И даже наши бытовые рассуждения о том, что все в этом мире не случайно и в итоге должно управляться неким совершенным космическим разумом, которые рождаются у нас в сознании при восхищенном взгляде на ночное звездное небо или на развитие фаз биологического эмбриона, - это наследие Анаксагора. Именно с Анаксагором философия получит гражданство в Афинах, которые на целое тысячелетие, вплоть до закрытия императором Юстинианом Платоновской Академии в 529 г. н.э., станут философской, а значит и культурной столицей античного мира.
Проведя в Афинах много лет, Анаксагор войдет в самую гущу политической и культурной жизни, среди его учеников, прямо или косвенно, будет вся интеллектуальная элита афинского общества - так называемый кружок Перикла, в который входили гетера Аспазия, скульптор Фидий, софист Протагор, историк Геродот, трагик Еврипид, Сократ и многие другие лучшие люди страны.
Известно, что насколько жизнь Анаксагора была всецело рациональной, настолько же она была и запутанной. Чудес и мистики в его жизни, в отличие от Эпмедокла, Пифагора и некоторых других мудрецов, не засвидетельствовано, но драматизма, как и у остальных, хватало. Анаксагор, современник Эмпедокла и Протагора, родился в городе Клазомены что в Ионии (Турция), в очень знатной семье, примерно в 500 году до н.э. - когда персидский царь Ксеркс в 480 г. во время Греко-персидских войн вторгся в Грецию, Анаксагору было уже 20 лет. Отцом Анаксагора был Гегесибул, который и познакомил его с философией Анаксимена. Получив огромное наследство, Анаксагор от него отказался, раздав все до последней драхмы родственникам, чтобы иметь возможность, не радея о мирском, всецело предаться созерцанию природы.
Когда его спросили, чего ради он вообще родился на свет, он отвечал: "Ради созерцания Солнца, Луны и неба". Когда же его упрекали в том, что он пренебрегает своим отечеством и не участвует в политической жизни, Анаксагор, указывая перстом в небо, говорил, что наоборот, он очень заботится о своей родине, ибо его подлинная родина - вся вселенная. Сам Анаксагор превратился в совершенного бедняка, что только лишний раз доказывает полную несовместимость обременительной роскоши и нескромного обаяния буржуазии с подлинной свободой мышления.
Диоген Лаэртский со ссылкой на Аполлодора и Деметрия Фалерского сообщает, что Анаксагор начал заниматься философией в 20 лет, когда прибыл в Афины во время архонтства Каллия, то есть получается в 456 г. до н. э., ибо именно в этот год Каллий был архонтом, после чего прожил там 30 лет. Однако чуть раньше Диоген говорит, что Анаксагору было 20 лет в год переправы Ксеркса - в 480 г. По этой причине некоторые исследователи сделали вывод, что это текстологическая ошибка и что под именем Каллий нужно разуметь Каллиада, который действительно был архонтом в 480 г. С другой стороны, как отмечает Филипп Тибодо сложно представить, чтобы Анаксагор эмигрировал в Афины именно в тот год, когда город подвергся варварскому разрушению и разграблению персами, если только Анаксагор не попал в Афины в составе персидской армии как солдат-рекрут из Клазомен, находящихся тогда под персидским владычеством, как полагает профессор Андрей Лебедев.
Однако, если учесть, что греки на несколько десятилетий покинули Клазомены еще во время захвата города персидским сатрапом Артафреном во время ионийского восстания (494 г. до н. э.), то вряд ли версия Лебедева о рекрутстве Анаксагора соответствует реальности.
Что, таким образом, мог в то время делать в Афинах метек Анаксагор, непонятно. Для преподавания он был слишком молод, поскольку обычно преподавать начинали не раньше 30 лет, да и кому бы он там в военное время преподавал? Учиться же ему там тоже было не у кого - в разрушенных Афинах не было философов и вообще было не до философии, поскольку все силы были брошены на восстановление Аттики. В результате профессор Яп Мансфельд обратил внимание на то, что эта нестыковка в цифрах происходит, возможно, из-за неправильного понимания фразы "ἐτῶν εἴκοσιν ὤν", которую использует Диоген Лаэртский в своем тексте. Согласно Мансфельду, понимать это надо не как "будучи 20 лет (от роду)", но "находясь (в течение) 20 лет (в Афинах)", а для пущего грамматического соответствия Мансфельд предлагает причастие глагола быть (ὤν) заменить на соответствующее причастие глагола διατρίβω - пребывать, находиться, проводить время, приведя, таким образом, этот деепричастный оборот в соответствие с главным предложением, где в самом деле стоит этот глагол. Тогда получится примерно вот что: "Начал же философствовать он в Афинах при Каллии, находясь там в течение 20 лет".
Если Мансфельд прав и его реконструкция текста верна, то прибытие Анаксагора в Афины следует датировать 456 г. (то есть все же в архонство Каллия), а изгнание 437 г. Как бы там ни было, доподлинно известно, что Анаксагор очень сблизился с Периклом, от которого последний, по словам Платона, "преисполнился познания возвышенного и постиг природу ума и мышления, о чем Анаксагор часто вел речь; отсюда Перикл извлек пользу и для искусства красноречия". Перикл, по словам Плутарха научился у Анаксагора здоровой рациональности, чем оградил себя от глупых суеверий невежественной толпы того времени: "Он стал выше суеверного страха, внушаемого удивительными небесными явлениями людям, которые не знают их причин, теряют рассудок и приходят в смятение от божественных дел по неведению их, тогда как наука о природе, устраняя боязнь, вместо устрашающего, болезненного суеверия дает человеку спокойное благочестие и благие надежды".
Совершенно отчетливо прослеживается влияние Анаксагора в творчестве великих трагиков Эсхила и Еврипида. Так, в трагедии Эсхила "Просительницы" (589), поставленной примерно в 463 г., упоминается река Нил как "снегом вспоенная", что соотносится с теорией Анаксагора, согласно которой разливы Нила связаны с таянием снегов в Эфиопии. Также и в трагедии Еврипида "Елена".
"Здесь блещут Нила девственные волны;
Взамен росы небесной он поит,
Лишь снег сойдет, в Египте по низинам
Лежащие поля".
В трагедии Софокла "Эвмениды" (661-664) можно обнаружить аллюзию на анаксагоровскую теорию зачатия и рождения, согласно которой рожает, собственно, самец, или отец, поскольку он производит и отдает свое семя, а самка лишь дает вместилище для семени. "Дитя родит отнюдь не та, что матерью
Зовется. Нет, ей лишь вскормить посев дано.
Родит отец. А мать, как дар от гостя, плод
Хранит, когда вреда не причинит ей бог".
Тем не менее, достоверно известно, что в определенный момент своей жизни в Афинах Анаксагор был обвинен в бесчестии и предстал перед судом. Однако в отношении деталей этого суда и обвинения ясности не больше, чем в отношении переселения в Афины. Диоген Лаэртский передает версию суда над Анаксагором. Дело в том, что Анаксагор учил, что Солнце - это огромная огненная глыба, размером превышающая полуостров Пелопоннес, и за столь непочтительное отношение к божественному небесному светилу, согласно версии, Клеон - глава радикальных демократов и противник Перикла - обвинил его в нечестии, или асебии (ἀσέβεια), а в качестве наказания последовало изгнание и штраф 5 талантов (это примерно 125 кг серебра - совершенно немыслимая сумма!), да и этого удалось добиться исключительно благодаря личному заступничеству Перикла.
В скором времени по этой же статье - нечестие - пойдут Аспазия, Фидий, Диагор-атеист, Протагор, Еврипид и другие, а, в конце концов, и Сократ - самый знаменитый "нечестивец" и мученик от философии. Собственно, само уголовное преследование за нечестие официальным юридическим образом стало возможным после того, как вышеупомянутый Диопиф предложил преследовать по закону тех, кто не верит в богов и распространяет учения о небесных явлениях. Сказано - сделано, закон этот был успешно принят в 432 г. до н. э., однако сама идея закона, запрещающего свободную речь о божественных вещах, кажется совершенно анахроничной и противоречивой, если учитывать тот уровень демократизации афинского и - шире - общегреческого общественного сознания, который был достигнут полисной культурой за последние два столетия.
Философия, литература и искусство в полной мере использовали весь спектр своих творческих возможностей и средств выражения, чтобы свободно рассуждать о богах, повествовать о них и увековечивать в памятниках как архитектуры, так и бытовых артефактах, например, в знаменитой греческой вазописи, - и все это было возможно только потому, что в Греции никогда не существовало единственной и непогрешимой религиозной догмы, обязательной для всех, отклонение от которой считалось бы изменой религиозной вере или ересью, подлежащей суду и искоренению. И вот в этом торжестве свободомыслия появляется, по меткому выражению Гатри, "религиозный фанатик" Диопиф, который вносит в Народное собрание столь странный на первый взгляд закон.
Тем не менее, несмотря на то, что из текста Плутарха явствует, что Диопиф ввел этот закон в пику Периклу, то есть по политическим мотивам, нельзя полностью отрицать и некоторого рационального содержания подобной законодательной практики. Судебная и законодательная система Афин в то время только приходила к своему завершению, и поэтому многие аспекты общественно-политического бытия еще не были четко артикулированы и кодифицированы. Представление о том, что явное оскорбление божества может навести беду на все сообщество, существовало давно, и расцвет полисной демократии совсем не означал, что это воззрение так вот запросто исчезнет, равно как и в наше время всеобщая секуляризация жизни и раздельное существование церкви и государства нисколько не помешало выдумать и ввести, например, в юридическую практику закон о так называемом оскорблении чувств верующих (ст. 148 УК РФ).
2.2
Таким образом, именно этот суеверный страх народных масс и был уловлен Диопифом и оформлен в виде юридического постановления, которое после этого получило имя своего выдумщика - псефизма Диопифа. Анаксагор опубликовал свое сочинение в 440 г., а суд над ним произошел в 437 г. в связи с псефизмой Диопифа по инициативе Клеона, и примерно в это же время он был изгнан из Афин. Как бы ни обстояло дело на самом деле, в одном можно быть уверенным наверняка - "дело Анаксагора" имело как религиозный, так и политический контент и контекст, и вписывалось в ту цепь процессов над друзьями Перикла, последним звеном которой стало "дело Фидия".
Таким образом, политика, как всегда, выступила в качестве причины, а религия и фанатичное радение о благочестии - лишь поводом для расправы с неугодными, ибо все члены кружка Перикла оказывали на мировоззрение последнего серьезное влияние, а значит оказывали влияние и на политику, проводимую Периклом.
И поскольку у его противников не было средств бить прямо по Периклу, они били по его друзьям, тем самым неминуемо подводя под подозрение и самого вождя афинской демократии. Помимо вышеперечисленных событий, в жизни Анаксагора случилось также и много чего другого интересного. Так, Плиний Старший сообщает, что примерно в 467 г. до н.э. Анаксагор, используя свои познания в астрономии, предсказал, что скоро с Солнца упадет гигантский камень, что и случилось у реки Эгоспотамы, которая находилась в районе пролива Дарданеллы, но где точно - увы, неизвестно. Плиний добавляет, что этот камень, "величиной с груженый воз", показывают до сих пор, и если учесть, что Плиний писал свою Историю в 70 гг. н.э., значит, метеорит благополучно пролежал на месте падения как минимум 500 лет.
Когда Анаксагору сообщили, что он осужден на смерть, он ответил: "И моих судей, и меня природа и так уже давно приговорила к смерти", а когда ему сказали, что его дети умерли, то он стоически произнес: "Я знал, что родил их смертными". Когда же ему самому пришло время помирать на чужбине в Лампсаке, к нему пришли представители городских властей и спросили, что мы можем сделать для тебя перед смертью, Анаксагор ответил: "Пусть детей в месяц моей смерти ежегодно отпускают на каникулы". Диоген Лаэртский, который сообщает эту историю, говорит, что этот обычай соблюдался еще в его время, то есть почти что спустя 700 лет после смерти философа. Таков был Анаксагор. Мы с полным правом можем назвать Анаксагора не только первым афинским философом, измыслившим Ум, но также первым мучеником за философию, что, конечно, в свою очередь, бросает еще одну жуткую тень на хваленую афинскую рабовладельческую демократию.
Анаксагор из Клаќзоќмен в маќлоќазийќской Иоќнии (ок. 500 - 428 до н.э.), древне греческий фиќлоќсоф. Пересеќливќшись ок. 456 в Афиќны, он пеќреќнёс туќда ионийќскую фиќлоќсоќфию приќроќды и поќлоќжил наќчаќло античной фиќлоќсофии. Он был блиќзок к круќгу Пеќрикќла и своиќми идеяќми окаќзал форќмиќруюќщее возќдейќстќвие на греческое проќсвеќщеќние второй половины V века до н.э. и миќроќвозќзреќние софисќтов. По свиќдеќтельќстќву Плаќтоќна (ок. 450), люќбой жеќлаюќщий мог куќпить знаќмеќниќтое сочинение Анаксагора "О приќроќде" на афинќской агоќре за 1 драхќму. В 433 реќлигиозный обќскуќрант Диоќпиф провёл в народном соќбќраќнии поќстаќновќлеќние, заќпреќщаю-щее преќпоќдаќваќние в Афиќнах асќтроќноќмических теоќрий в дуќхе иоќнийќскоќго наќтуќраќлизќма как "безќбожќных".
Проќтив Анаксагора быќло выќдвиќнуќто обќвиќнеќние в "неќчестии", так как в его книќге Солнќце - боќжеќстќвен-ный Геќлиќос - опиќсыќваќлось как "расќкаќлёнќная болќванќка"; ему приќшлось беќжать в г. Ламќпсак на Мраќморќном море, где он и проќвёл осќтаќток жизќни. Подќлинќные моќтиќвы преследоќваќния Анаксагора быќли поќлиќтиќчеќскиќми: обвиниќтеќли хоќтеќли броќсить тень на друќга и поќкроќвиќте-ля Анаксагора - Пеќрикќла. В анќтичќную биоќграќфическую траќдиќцию Анаксагора воќшёл как проќтоќтип "чисќтоќго учёќноќго", отќреќшивќшеќгоќся от обќщественной и хозяйственной суеќты и всеќцеќло поќсвяќтивќшеќго свою жизнь соќзерќцаќнию Всеќленќной. Сисќтеќма Анаксагора оргаќниќчеќски выќрасќтаќет из фиќлоќсоќфии приќроќды милетской школы (Анакќсиќмандр, Анакќсиќмен), радикальќно модиќфиќциќруя её отќкаќзом от "гиќлоќзоќизќма": вечќная и бескоќнечќная маќтеќрия пеќреќстаќёт быть самодвижуќщейќся и саќмоќорќгаќниќзуюќщейќся; наќряќду с ней приќзнаётќся втоќрое и принќциќпиќальќно отќличќное от неё начаќло - косќмиќчеќский Раќзум (нус), единќстќвенќный ис-точќник миќроќвоќго движения и поќрядќка.
Исќтоќриќчеќски этот сдвиг от наќтуќраќлиќстического моќнизќма к дуаќлизќму и от деќтерќмиќнизќма к своеќобќразќной теќлеоќлоќгии был обуќсловќлен поќлеќмиќкой Геќракќлиќта против меќхаќниќстиќчеќскоќго деќтерќмиќнизќма миќлетќцев, а такќже отќвеќтом Анаксагора на элейќский поќстуќлат о невозќможќноќсти двиќжеќния Едиќноќго. Одќнаќко дуаќлизм и теќлеоќлоќгия Анаксагора - не плаќтониќчеќскоќго тиќпа: Ра-зум мысќлитќся как "тонќчайќшая" фиќзическая субќстанќция и, заќпусќтив проќцесс косќмиќчеќской эвоќлюќции, он сам действуќет в строќгом соќотќветќстќвии с есќтеќстќвенќной необхоќдиќмоќстью, отќкрыќтой миќлетќцаќми. Интелектуализиќруя приќроќду, Анаксагор одќноќвреќменќно наќтуќраќлиќзиќроќвал инќтелќлект, что выќзваќло резќкую критику. Маќтеќрию Анаксагор поќниќмал как униќверќсаль-ную смесь (панќсперќмию) всех качестќвенќно разќличќных одќноќродќных проќстых веќществ.
Эти проќстые веќщеќстќва он наќзыќвал "сеќмеќнаќми всех веќщей" (изќлаќгая теоќрию Анаксагора, Ариќстоќтель заќмеќняќет терќмин "сеќмеќна" на терќмин "гоќмеоќмеќрии" - "подобочастќные", т.е. таќкие веќщи, каќжќдая часть которых наќзыќваќетќся "поќдобќно цеќлоќму"). Есќли по Анаксиќмеќну фиќзическая реќальќность преќдельќно проќста, то по Анаксагору она бесќкоќнечќно сложќна.
Отќвеќчая на зеноќновќские паќраќдокќсы двиќжеќния, Анаксагор доќпусќкаќет бесќкоќнечќную деќлиќмость маќтеќрии: "У маќлоќго нет наименьќшеќго". Друќгой важќный поќстуќлат: "Во всём есть часть всеќго". Таким образом, "чисќтые" веќщеќстќва сущестќвуќют тольќко теоќреќтиќчеќски, на пракќтиќке в гоќряќчем всеќгда соќдерќжитќся и хоќлодќное, "зоќлоќто" бу-дет содержать и жеќлеќзо и бесќчисќленќное коќлиќчеќстќво дру-гих "сеќмян". Принќциќпом иденќтиќфиќкаќции веќщей слу-жит "преќобќлаќдаќние", т.е. "зоќлоќтом" мы наќзыќваќем то, в чём больќше всеќго сеќмян зоќлоќта. Люќбая часть маќтеќрии так же бесќкоќнечќно сложќна, как и Всеќленќная.
Пусќтоќты не суќщеќстќвуќет. Обќщеќиоќнийќский заќкон соќхраќнеќния маќтеќрии заќпреќщаќет всяќкое возќникќноќвеќние из ниќчеќго или исќчезќноќвеќние в ниќчто. Ниќкаќкоќго взаиќмо-преќвраќщеќния "сеќмян" при этом такќже не доќпусќкаќетќся. Единќстќвенќный вид изќмеќнеќния, приќзнаќваеќмый Анаксагором, - чисќто меќхаќниќчеќское "выќдеќлеќние", "соедиќнеќние" и "разъќеќдиќнеќние" тоќго, что уже существоваќло внаќчаќле, каќлейќдоќскоќпиќчеќское пеќреќмеќши-ваќние и пеќреќтаќсовќка "сеќмян". В обыќденќном языќке таќкие пеќреќтаќсовќки ошиќбочќно наќзыќваќютќся "роќжќдеќниќем" и "гибеќлью". Перќвоќначальное соќстояќние Всеќленќной описвается как гаќзоќобќразќное обќлаќко с преќобќлаќдаќниќем "возќдуќха" и "эфиќра". В неќкоќей точќке этоќго конќтиќнууќма нус выќзыќваќет враќщаќтельќное двиќжеќние (идея косќмоќго-нического вихќря быќла изќвестќна уже миќлетќцам), коќтоќрое приќвоќдит к разќдеќлеќнию гоќряќчих и хоќлодќных, светќлых и тёмќных, тяќжёќлых и лёгќких масс и т.д.: так обќраќзуќютќся Земќля (в ценќтре вихќря) и неќбесќные свеќтиќла. Враќщеќние неќбесќноќго своќда - пряќмой реќзульќтат изќнаќчальќноќго вра-щаќтельќноќго толчќка.
Солнќце - расќкаќлёнќная глыќба, заќхваќченќная космогоќническим вихќрем с Земќли: к таќкоќму выводу Анаксагор приќшёл, изуќчая меќтеоќрит, упавќший в Эгосќпоќтаќмах, и предќпоќлаќгая, что это родќстќвенќное Солнцу неќбесќное теќло. Разќвиќвая теоќрию бесќчисќленќных миќров Анакќсиќманќдќра, Анаксагор доќпусќкал, что подобные "толчќки" Раќзум моќжет выќзыќвать и в друќгих месќтах бесќкоќнечќной Всеќленќной. Четвертый фрагќмент опиќсыќваќет иноќплаќнеќтян, заќниќмаюќщихќся земќлеќдеќлиќем в миќре, поќдобќном наќшеќму. Анаксагор не тольќко поќниќмал подќлинќные приќчиќны солќнечќных и лунќных заќтмеќний, но и (поќдобќно Деќмокќриќту) выќскаќзал геќниќальќную доќгадќку о том, что Млечќный Путь - скоќпќлеќние даќлёќких солнц.
Нус не подќчиќняќетќся заќкоќну униќверќсальќной сме-си: он прост и не смеќшан ни с чем иным. В неќорќга-ниченной маќтеќрии его нет, но он приќсутќстќвуќет в жиќвых организмах и в максимальной стеќпеќни проќявќляќетќся в челоќвеќчеќском раќзуќме: "Бог - это раќзум внутќри нас". Таким образом, чеќрез фиќлоќсоќфа, исќслеќдуюќщеќго Всеќлен-ную, боќжеќстќвенќный нус поќзнаќёт саќмоќго сеќбя. Следуя античной традиции, Анаксагор отказался от большого наследства, чтобы полностью посвятить жизнь философии, и поселился в Афинах.
Перикл, первый гражданин Афин, брал у него уроки по философии и красноречию. Однако философу пришлось покинуть Афины, потому что враги Перикла обвинили его в безбожии и оскорблении божественного Гелиоса (солнца). Анаксагор обосновался в Лампсаке, где прожил до смерти. Самое значительное его достижение в том, что он одним из первых создал теорию возникновения космоса. По Анаксагору, любая материя состоит из гомеомерий (мельчайших частиц, "семян всех вещей"), которые изначально были неподвижны и хаотичны.
Затем явился ум (в терминологии Анаксагора он называется нус) и упорядочил материю. Ум у Анаксагора - это не чей-то индивидуальный разум, а объективная первопричина, которая привела в движение хаотичные частицы материи, чтобы в итоге получился некий порядок. Ум создал космический вихрь, который разделил материю на составляющие. В итоге в центре космоса собрались твёрдые частицы, сформировавшие Землю. Каменные глыбы, оторвавшиеся от земного диска, попали в окружающий космос и, раскалившись от "эфирного жара", начали светиться. Солнце - самый большой из них, звёзды - камни поменьше, и все они удерживаются центробежной силой вращательного движения. Анаксагор объяснил природу солнечных и лунных затмений, что было значимо для развития науки, отделив научное объяснение от легенд и предрассудков.
Анаксагор родился в семье богатых и знатных родителей в ионийском городе Клазомены около 500 года до н.э. Отец Анаксагора Гегесибул или Евбул оставил после смерти большое наследство. Однако Анаксагор уступил полученное от отца имущество, а сам отправился странствовать. Через какое-то время он обосновался в Афинах. Город в этот период переживал эпоху быстрого развития. После победы над армией персов под командованием "царя царей" Ксеркса Афины становятся политическим и культурным центром Эллады. В Афинах Анаксагор был иноземцем-метэком и соответственно не мог принимать участие в политической жизни полиса. Несмотря на это, он стал одним из влиятельных жителей Афин. Он входил в узкий кружок афинской интеллигенции, который создала возлюбленная Перикла Аспасия.
Сам же первый гражданин Афин Перикл уважал философа, прислушивался к его мнениям и советам. Платон в диалоге "Алкивиад Первый" передаёт бытовавшее в обществе мнение, что Перикл был выдающимся государственным деятелем, так как общался с многими мудрыми людьми, среди которых был и Анаксагор. В античной традиции философа также представляют как учившего Перикла красноречию.
Плутарх описал следующую историю: "Однажды, когда Перикл был очень занят, Анаксагор, уже старик, лежал без призора, накрывши голову, чтобы покончить жизнь, уморив себя голодом. Когда известие об этом дошло до Перикла, он в испуге сейчас же побежал к старику и стал уговаривать его оставить это намерение, оплакивая не его, а себя при мысли, что лишится такого советника в государственных делах. Тогда Анаксагор открыл голову и сказал ему: "Перикл, и тот, кто имеет надобность в лампе, подливает в неё масла".
В конце 430-х годов до н.э. политические враги Перикла инициировали серию судебных процессов против ближайшего окружения "первого гражданина". Сведения о суде над Анаксагором противоречивы. Его обвинителем выступил Клеон или Фукидид. Возможно, имел место кратковременный союз между радикальными демократами, которых представлял Клеон, и аристократической партией во главе с Фукидидом. Анаксагору вменяли в вину "безбожие", так как он называл Солнце "огненной глыбой", что противоречило традиционным представлениям о боге Гелиосе, а также "персидскую измену". По одной версии, его защитником выступал сам Перикл. Афинский стратег спросил: "Даёт ли его, Перикла, жизнь какой-нибудь повод к нареканиям?" Получив отрицательный ответ сказал: "А между тем, я ученик этого человека. Так не поддавайтесь клевете и не казните его, а послушайтесь меня и отпустите".
Остаток жизни Анаксагор провёл в богатом торговом городе на берегу Геллеспонта Лампсаке. Местные жители относились к беглому философу с большим уважением. Здесь он и умер около 428 года до н.э. Согласно одной из легенд, перед смертью друзья предложили Анаксагору перенести для захоронения его тело в родной город философа Клазомены. На это Анаксагор ответил, что "никакой надобности в этом нет - в преисподнюю путь отовсюду один и тот же". После смерти в его честь в Лампсаке длительное время устраивали ежегодные детские празднества. На мировоззрение Анаксагора повлияли труды философов милетской школы Анаксимандра и Анаксимена, а также, возможно, элеата Мелисса. Несмотря на то, что Анаксагор родился после смерти Анаксимена, в доксографической литературе он представлен его учеником.
В центре внимания молодого Анаксагора была космологическая проблематика, которую разрабатывал Анаксимен. При этом Анаксагора нельзя назвать астрономом. Космос поражал его совершенной организацией. По мнению Анаксагора, она не могла стать следствием беспорядочных явлений, а явилась следствием наличия разумного начала. Впоследствии он обозначил это начало термином "Νούς", который современники переводят как "Разум" или "Ум". С космологической концепцией Анаксагора связано событие 476/475 года до н.э. Античные источники утверждают, что философ предсказал падение большого метеорита около устья реки Эгоспотамы в Малой Азии. Так как предвидеть такое событие не представляется возможным, по всей видимости, падение крупного метеорита в глазах античных греков лишь подтверждало верность учения Анаксагора о том, что, если небесные тела подвергнутся какому-то сотрясению, то одно из них может сорваться и упасть на Землю.
Физическая теория Анаксагора была разработана под конец жизни философа. Она во многом основана на идеях Парменида и, возможно, учении об элементах Эмпедокла и атомистике Левкиппа. Итоги научно-философских изысканий Анаксагор на склоне лет изложил в своём единственном сочинении "О природе". Из этого трактата дошли лишь фрагменты в пересказах других античных авторов. По всей видимости, труд Анаксагора состоял из нескольких книг: в первой была изложена космогония, а также сформулированы принципы теории материи, последующие посвящены конкретным вопросам физической географии, биологии (эмбриологии), психологии (проблеме ощущений) и т.д. На момент написания трактат Анаксагора охватывал всю совокупность знаний "о природе". Плутарх писал, что во время пребывания в тюрьме Анаксагор занялся проблемой квадратуры круга. Каких-либо свидетельств о результатах этих занятий нет.
Он считал началом всего ум и материю: ум - как творящую причину, материю - как становящуюся. Все вещи были вперемешку, а ум пришёл и упорядочил. Материальные начала, по его словам, бесконечны (по числу), и малость их тоже бесконечна. Все вещи были приведены в движение умом, и подобное сошлось с подобным. Часть из них под действием кругового движения получила постоянное место на небе: плотное, влажное, тёмное, холодное и все тяжёлое сошлись в середину (когда они затвердели, из них возникла Земля), а то, что этому противоположно: горячее, светлое, сухое и лёгкое, устремилось в даль эфира.
В центре учения Анаксагора находилась концепция о происхождении и эволюции космоса. Подобно своим предшественникам Анаксимандру и Анаксимену, Анаксагор считал, что первоначально мир находился в бесформенном состоянии.
Однако, в отличие от других философов, выделявших "первичный элемент" (воздух, огонь, вода и т.п.), который стал основой для возникновения других, Анаксагор предложил теорию "первичной смеси". Согласно учению философа, она состояла из всех элементов ("существующих вещей"). Составляющие элементы находились в неподвижном состоянии до появления некого внешнего фактора, который Анаксагор назвал "Νούς" ("Ум" или "Разум"). Концепция "первичной смеси" не находит аналогов в мифологии и верованиях связанных с Элладой народов. Анаксагор предложил её впервые, что отображало прогресс греческой научной мысли.
2.3
"Разум" сообщил первичной смеси мощное круговращательное движение. Вызванный "Разумом" космический вихрь привёл к разделению первичной смеси на составляющие элементы. Первыми выделились воздух и эфир. В центре стали скапливаться твёрдые, влажные и холодные компоненты, которые затем уплотнились и образовали Землю. Используя полученные от Анаксагора знания, афинский стратег Перикл смог не только успокоить кормчего во время солнечного затмения 431 года до н.э., но и доступно объяснить суть явления
На следующем этапе произошло возникновение Солнца, Луны и звёзд. Ядро космоса, по мнению Анаксагора, в котором расположен центр Земли, находится в неподвижном состоянии, в то время как эфирная оболочка продолжает вращаться с большой скоростью. Выступающие камни могут быть оторваны с края земного диска. Под воздействием "эфирного жара" они раскаляются и начинают светиться. Солнце - наибольшая из этих глыб, "величиной превышающая Пелопоннес". Луна - ещё одна оторвавшаяся от Земли глыба, а звёзды - мелкие камни, которые удерживаются центробежной силой вращательного движения. Под воздействием какого-либо внешнего фактора они могут сорваться со своих мест и упасть обратно на Землю.
Именно такой "упавшей звездой" был для Анаксагора крупный эгоспотамский метеорит. На Луне, которая находится ближе к Земле, чем Солнце и звёзды, по мнению Анаксагора, раскалённые области чередуются с более холодными, напоминающими земную поверхность. Он даже допускал возможность существования там жизни. Исходя из этих представлений, Анаксагор сделал правильные по сути объяснения лунных и солнечных затмений.
Эти астрономические явления привлекали внимание философов и учёных до Анаксагора. Античная традиция сохранила легенду о Фалесе, который умел их безошибочно предсказывать. Заслугой Анаксагора стало то, что он не только объяснил суть этих явлений, но и поделился своими выводами с окружающими, донёс их до общества.
Плутарх описал историю, как Перикл, воспользовавшись полученными от Анаксагора знаниями, успокоил кормчего во время солнечного затмения 431 года до н.э.: "Уже войска сели на суда и сам Перикл взошёл на свою триеру, как вдруг произошло солнечное затмение, наступила темнота, все перепугались, считая это важным предзнаменованием. Перикл, видя ужас и полную растерянность кормчего, поднял свой плащ перед его глазами и, накрыв его, спросил, неужели в этом есть какое-нибудь несчастие или он считает это предзнаменованием какого-нибудь несчастия. Тот отвечал, что нет. "Так чем же то явление отличается от этого, - сказал Перикл, - как не тем, что предмет, который был причиной темноты, больше плаща?"
По поводу Млечного Пути Анаксагор высказал гипотезу, что это та область ночного неба, на которую не попадают солнечные лучи, так как на их пути находится земной диск. Каким образом философ отвечал на вопрос, почему Млечный Путь занимает одну и ту же область небосвода, а не перемещается соответственно движению раскалённого Солнца под нижней поверхностью Земли, и вообще касался ли он этого вопроса, современникам неизвестно. Концепция происхождения молнии и грома дошла до современников через труды Аристотеля. Когда горячий эфир проникает в зону, где находится холодный воздух, возникает молния, а затем, при её затухании, гром. Сам эфир отличается от воздуха рядом свойств - он суше, светлее, горячее и разрежённее.
Небольшие количества эфира приводят к зарницам. Приблизительно тот же механизм характерен для землетрясений. В данном случае эфир проникает под землю, а затем, пытаясь найти выход, сотрясает поверхность. Также Анаксагор объяснял такие метеорологические явления, как град, радуга и другое. Град, по мнению Анаксагора, - тот же дождь, который образовался на больших высотах, где значительно холоднее, так как там не чувствуется воздействие отражённых от Земли солнечных лучей. Радуга, по его мнению, является отражением тех же солнечных лучей от плотных облаков.
Современное понимание учения Анаксагора во многом связано с интерпретацией его текста Аристотелем. Материя, согласно Анаксагору, состоит из множества "семян всех веществ", в изложении Аристотеля гомеомерий (в буквальном переводе - "подобочастная").
Каждая часть гомеомерии по своим свойствам подобна целому. В системе Аристотеля гомеомерии представляли собой среднюю форму организации материи между четырьмя основополагающими элементами (вода, воздух, огонь, земля) и неподобочастными образованиями (животное, рыба и т.п.). Подобочастными веществами он называл золото, медь, а также части "неподобочастных образований" (волосы, мышцы и т. п.). Однако в данном случае Аристотель, по всей видимости, приписывал Анаксагору собственные воззрения об обустройстве материи.
После критического анализа свидетельства Аристотеля было предпринято несколько попыток создать реконструкцию взглядов Анаксагора на основании сохранившихся фрагментов его учения. Результатом стало появление целого спектра противоречащих друг другу трактовок. Это в конечном итоге заставило признать если и не истинность передачи Аристотелем теории Анаксагора, то во всяком случае принять её наиболее приближённой к действительности.
Из учения о гомеомериях следует принцип, который является одной из первых формулировок закона сохранения массы: "О возникновении и уничтожении у эллинов нет правильного мнения: ведь никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется. И таким образом, правильнее было бы назвать возникновение соединением, а уничтожение разделением". Все элементы-гомеомерии находились в первичной смеси. Они никуда не пропали после разделения, их не стало ни больше, ни меньше. Они не возникают и не уничтожаются, а существуют вечно. Но теперь Анаксагору следовало ответить на вопрос: "Каким образом предметы изменяются и приобретают новые свойства?"
Наиболее наглядно это можно объяснить на примере питания и роста живых организмов. Ведь для того, чтобы на дереве выросли листья, необходима влага и почва. "Каким образом из не-волоса мог возникнуть волос и мясо из не-мяса?" - задался вопросом Анаксагор. Для его решения им была предложена теория "универсальной смеси" - "Во всём заключается часть всего". То есть в каждом веществе есть множество частей другой субстанции, а его свойства определяются преобладанием тех или иных гомеомерий. Пища содержит все те же части, из которых состоит организм. В желудке извлекаются гомеомерии крови, костей и т.п., а процесс питания представляет выделение и восприятие однородного.
Анаксагор дополнил теорию универсальной смеси двумя дополнительными утверждениями. Первое касалось относительности большого и малого. Любое маковое зёрнышко содержит в себе столько же типов гомеомерий, сколько и весь космос. Оно малое только при сравнении с большим. Если же на него взглянуть изолированно от окружающего мира, то оно может считаться как большим, так и малым. Из относительности большого и малого закономерно следовал принцип безграничной делимости вещества. "У малого ведь нет наименьшего, но всегда ещё меньшее...". Эта теория противоположна учению о неделимых частицах "атомах" Левкиппа и Демокрита. Возможно, Анаксагор создал свою теорию в качестве научной полемики со своими современниками.
По мнению Анаксагора, органы чувств воспринимают ту гомеомерию, которая преобладает в данном конкретном предмете. Равномерное распределение существовало лишь в "первичной смеси", пока "Разум" не привёл её в движение. Фридрих Ницше писал: "Анаксагоров дух - художник, а именно великий гений механики и зодчества, создающий с помощью простых средств грандиозные формы и пути и своего рода подвижную архитектуру, но всегда в силу того произвола, который лежит в глубине души художника". При описании теории материи Анаксагор не упоминал "Разум", который привёл в движение гомеомерии первичной смеси. Исходя из этого, современные исследователи делают вывод, что он не рассматривал "Разум" как материю.
"Нус" не только вызвал первоначальное движение, которое привело к формированию космоса в его современном виде, но и предвидел последствия такового действия. Таким образом, всё развитие космоса было как бы заложено в первичном движении, которое придал "Разум" инертной смеси. Один из сохранившихся фрагментов сочинений Анаксагора содержит фразу: "Во всём заключается часть всего, кроме Разума, но существуют и (такие вещи), в которых заключается и Разум". Большинство исследователей античной философии трактуют эту фразу как наличие "Разума" в одушевлённых организмах. Возможно, что Анаксагор предполагал наличие частички "Разума" также в растениях и кристаллах. Для живых существ "Разум" имеет такое же значение, как и для космоса в целом. Именно он определяет их развитие с момента зачатия.
Анаксагоров "Разум" привлекал к себе внимание не только античных мыслителей, но и философов Нового времени, которые старались дать свою трактовку того, что имел в виду Анаксагор. Для Гегеля "Нус" - универсальный разум, логический принцип формирования космоса. Античная традиция причисляла Анаксагора к геометрам, однако этот тезис является спорным. Это связано с тем, что в источниках отсутствуют упоминания о конкретных результатах занятий Анаксагора геометрией. Сообщение Плутарха о том, что в тюрьме философ был занят решением задачи о квадратуре круга, может означать его хорошее знание геометрии. Более того, он является по времени жизни первым, кто упомянут среди античных математиков в контексте этой задачи.
О занятиях Анаксагора геометрией также свидетельствует фрагмент из сочинения римского архитектора и механика Витрувия: "Впервые в Афинах Агафарх, когда Эсхил ставил трагедию, устроил сцену и оставил об этом исследование. По его почину Анаксагор и Демокрит написали работы (по) этому же вопросу: каким образом надлежит из центра, помещённого в определённом месте (провести) линии сообразно как взору глаза, так и распространению лучей соответственно естественной пропорции, чтобы о несуществующей вещи существующие изображения давали в сценических декорациях впечатление, и чтобы из предметов, изображённых в одной и той же плоскости, одни казались находящимися позади, другие - выступающими вперёд".
Анаксагор, как незаурядная личность своего времени, привлекал внимание современников. Весьма необычным для греков было отсутствие у Анаксагора приверженности к родному полису, локального патриотизма. Согласно одной из легенд на вопрос: "Неужели родина тебя нисколько не интересует?" - Анаксагор ответил, указав на небо: "Помилуй Бог! Родина даже очень интересует меня". Такой космополитизм стал характерным для философов эллинизма. Для эпохи греко-персидских войн он был чем-то экстраординарным. Также в памяти современников отложились презрение к материальным благам, неизменная серьёзность и твёрдость духа философа в любых ситуациях. Стойкость Анаксагора отобразил один из учеников философа Еврипид, которого, согласно одному из Оксиринхских папирусов, привлекали к суду как последователя Анаксагора, в трагедии "Алкеста":
Истинно слёз достойный
Случай у нас был: умер
Юноша, был у отца он
Только один. Но стойко
Нёс отец свое горе;
А сединою волос
Был у него подернут:
Жизнь уже шла к закату.
Платон в диалоге "Федон" передаёт слова Сократа за час до казни в тюрьме: "Когда при мне однажды прочитали вслух из сочинения Анаксагора то место, где он говорит, что ум - устроитель и причина мира, я очень обрадовался такой причине и решил, что если дело обстоит так, что понятие сообщает всякую реальность, то оно всякую вещь устроит так, как ей лучше. ... Соображая обо всём этом, я пришёл к той отрадной мысли, что в лице Анаксагора я обрёл учителя о причине сущего. ... Эта радужная надежда стала быстро от меня ускользать, когда я увидел, что Анаксагор вовсе не пользуется умом и не указывает никаких причин для образования вещей ..."
Переезд Анаксагора из родины Фалеса, Гераклита и других величайших философов Ионии в Афины символизировал перенос культурного центра Эллады из Малой Азии в Аттику. Ученик Анаксагора, коренной афинянин Архелай, был учителем Сократа, который в свою очередь воспитал Платона. Таким образом, именно Анаксагор стал основоположником афинской философской школы, подарившей миру многих всемирно известных личностей, чей вклад в развитие философии и науки невозможно переоценить. Стиль жизни и простой язык, которым было написано сочинение Анаксагора "О природе", стали образцом для подражания со стороны Демокрита, Эмпедокла, а затем и последующих философов и учёных.
Анаксагорова теория о "семенах всех вещей", всеединства материи повлияла на формирование атомизма. Теория о том, что материя состоит из неделимых частиц, противоположна анаксагоровской о гомеомериях. Из философов эллинистического периода с особым пиететом к Анаксагору относился Эпикур. Он даже пытался создать свою школу на "второй родине" Анаксагора Лампсаке. Организующий космические процессы "Разум", хоть и не является Единым Богом в современном значении, представляет собой шаг в сторону монотеизма. Платон и Аристотель пытались найти в учении Анаксагора о космическом Разуме идею творца-демиурга. Не обнаружив таковой, они подвергли его критике. Одни раннехристианские авторы клеймили Анаксагора за безбожие (Ермий, философ), другие видели в нём первого философа, который предвосхитил идею единого Бога (Ипполит Римский).
Объяснение природы солнечных и лунных затмений, вокруг которых всегда существовали домыслы и легенды, стало важным этапом в развитии науки. Учение Анаксагора противопоставило науку и предрассудки, нанесло удар по авторитету различных жрецов и прорицателей. В отличие от современников, которые воспринимали Солнце и звёзды чем-то божественным, для Анаксагора не существовало принципиальной разницы между Небом и Землёй. Небесные светила имели земное происхождение: звёзды - мелкие камни, а Солнце - раскалённая глыба. Соответственно, в космосе не было ничего божественного и сверхъествественного. Продолжателями Анаксагора на этом пути были Демокрит и Эпикур. О влиянии учения Анаксагора на "отца медицины" свидетельствует одно из утверждений "Корпуса Гиппократа", практически дословно повторяющее Анаксагора: "Ни одна из всех вещей не гибнет и не возникает, как не было этого и прежде, но соединившееся и разделившееся подвергается изменению".
По утверждению Гегеля, с появлением Анаксагора в философии начинает "хотя ещё и слабо, брезжить свет, так как первоначалом им признаётся рассудок". Анаксагор стал первым, кто в качестве первоначала предложил невещественную сущность. По-иному осмыслил учение Анаксагора немецкий философ Ф. Ницше. Он сблизил его с философией Гераклита об играющем ребёнке. В его понимании Анаксагор описал "Разум", действующий не ради какой-либо высокой цели, а просто как ребёнок во время игры, без побуждения и необходимости. Восприятие Ницше учения Анаксагора нашло отображение в одном из афоризмов философского романа "Так говорил Заратустра": "Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду".
Несмотря на то, что Анаксагора осудили за "безбожие" и заставили покинуть Афины, его сочинения не только пользовались интересом среди афинян, но и, по свидетельству Платона (427-347 годы до н.э.), продавались в книжных лавках. Более того, незнание сочинений Анаксагора считалось признаком невежества. Известны два типа монет Клазомен, которые воспроизводят изображения местных статуй уроженца города Анаксагора. На первом (около 100 года до н.э.) Анаксагор сидит на колонне, правая рука поднята в поучающем жесте, левая опущена на колено. Также известен местный выпуск времён Римской империи, на котором Анаксагор одной ногой опирается о надгробие, а в руке держит шар.
Метод Симина
Метод этот родился не сразу и не на пустом месте. В 35 лет я искал пути духовного совершенствования и испытал на себе сразу два метода, причем из этих двух, как и водится, я сделал свой, получился такой синтез. Первое с чем мне довелось столкнуться это с "Деткой" Иванова Порфирия Корнеевича. У него я взял утреннее хождение по земле (снегу) босиком, обливание холодной водой и 40 часов не есть и не пить с 20.00 пятницы до 12.00 воскресенья. Все что касалось его других положений, то все они ложились в мою систему отношения к миру, нравственного отношения. Мораль и Нравственность лежат в основе жизни - это мною проповедовалось всегда.
Вторая книга - это книга Поля Брегга "Чудо голодания". Из его системы я взял голодание раз в месяц - три дня, и семь дней в квартал, при этом можно пить подсладченную воду. У Поля Брегга я выбросил два положения, как его заблуждения, испытав систему на себе, как это делает любой ученый, ибо высший метод исследования - это исследования на себе. Два заблуждения Поля Брегга это:
- есть не соленую пищу;
- не пить молоко.
Это я проверил на практике, а затем и обосновал теоретически. Соль Земли - говорили древние. И этим все сказано. Соль и питьевая сода легко доступны человеку, но еще не оценены. Отсутствие соли понижает пороговую стимуляцию к продолжению рода, у мужчин потенцию, у женщин влечение. Соль является одним из двигателей продолжения рода и жизни.
Молоко было дано людям для пищи Всевышним. Корова, как и пшеница, явились на Земле миллионы лет назад и не эволюционировали. Поэтому надо пить молоко, хотя бы один раз в неделю прочищая наш пищевод. Желательно от коровы, которую хорошо знаешь и одну на протяжения хотя бы какого-то продолжительного времени.
Питьевая сода с водой или теплым молоком избавит от многих неизлечимых болезней, при этом нужно постоянство.
Так родился Метод Симина, как метод духовного совершенствования, который в себя включает:
1. Думай, как Мир сделать лучше. Думай, как помочь людям, как сделать добро. Дума рождает дела.
2. Утром, как проснулся, походи по комнате, причеши волосы расческой, помолись Богу "Я люблю Тебя, Господи!", пожелай всем людям Любви, Добра и Счастья.
3. Один раз в неделю с 20.00 пятницы до 12.00 воскресенья (40 часов) не ешь и не пей.
4. Раз в месяц три дня не ешь, пить можно подсладченную воду.
5. Раз в квартал семь дней не ешь, пить можно подсладченную воду.
6. Каждый день с утра выпей полстакана воды с половиной чайной ложечки питьевой соды, вечером перед сном выпей полстакана воды с пятью каплями валериана.
7. Твори добро, оказывай помощь, борись со злом.
8. Трудись на общее благо. В труде твоя сила, здоровье и счастье. Творческий труд приносит радость.
9. Владей имуществом, но помни: ничто тебе в этом мире не принадлежит, даже твой труд. Умей доверенное сохранить и преумножить.
10. Никогда не думай о еде. Не ешь мяса. Немного мучного, немного молочного, овощи и фрукты - твоя еда. Еда дважды в день достаточна, и много за столом не сиди.
Всегда помни о трех "не":
- не гневайся;
- не бойся;
- не сомневайся.
В этом твое духовное совершенство.
Путь духовного совершенствования
по методу Симина
1. Думай, как Мир сделать лучше. Думай, как помочь людям, как сделать добро. Дума рождает дела.
2. Утром, как проснулся, походи по комнате, причеши волосы расческой, помолись Богу "Я люблю Тебя, Господи!", пожелай всем людям Любви, Добра и Счастья.
3. Один раз в неделю с 20.00 пятницы до 12.00 воскресенья (40 часов) не ешь и не пей.
4. Раз в месяц три дня не есть, пить можно подсладченную воду.
5. Раз в квартал семь дней не есть, пить можно подсладченную воду.
6. Каждый день с утра выпей полстакана воды с половиной чайной ложечки питьевой соды, вечером перед сном выпей полстакана воды с пятью каплями валериана.
7. Твори добро, оказывай помощь, борись со злом.
8. Трудись на общее благо. В труде твоя сила, здоровье и счастье. Творческий труд приносит радость.
9. Владей имуществом, но помни: ничто тебе в этом мире не принадлежит, даже твой труд. Умей доверенное сохранить и преумножить.
10. Никогда не думай о еде. Не ешь мяса. Немного мучного, немного молочного, овощи и фрукты - твоя еда. Еда дважды в день достаточна, и много за столом не сиди.
11. Мораль и нравственность соблюдай превыше всего. В основе жизни лежит нравственное начало.
12. Соблюдай чистоту во всем. Чистота духа подразумевает и чистоту тела. Держи всегда чистыми мысли, думай о хорошем, о добром, о справедливом.
13. Учись уча. Свои знания передавай тем, кто этого достоин. Нельзя учить аморальных людей.
14. Не пей, не кури, не сквернословь. В этом твое здоровье.
Всегда помни о трех "не":
- не гневайся;
- не бойся;
- не сомневайся.
15. Помогай младшим, почитай старших. В этом твоя сила.
16. Люби ближних. Семья очаг твой и опора общества. Сделай свою семью счастливой.
17. Сделай борьбу с аморальным неотъемлемой частью свой жизни. Жалка жизнь без морали.
18. Исключи насилие в любой форме. Трудности для человека - это ступени восхождения.
19. Установи полноправием мужчины и женщины.
20. Созидай общее благо, оно станет мерилом понятия свободы.
21. Возрождай духовность. Где Красота, там и Истина. Россия процветет культурой.
22. Борись не с близкими своими, а с самим собой, силами хаоса и стихии.
23. Если хочешь легкой жизни, то лучше не живи.
24. Будь мужественен. Мужество и отсутствие страха - кратчайший путь духовного совершенствования.
25. Люби Бога. Молись Богу. Через Учителя познаешь и любовь, и истину.
26. Никто не спасет твой дух от власти тьмы. Лишь собственными силами поднимется твой дух к сужденным прекрасным мирам.
27. Знание превыше всего. Яви против разрушителей силу созидания.
28. Дисциплина начало всего.
29. Соедини дух с интеллектом.
30. Работай для Будущего. Оно прекрасно. Будущее принадлежит России. Россия станет локомотивом всего человечества.
31. Замени идеальные слюни твердым разумом. Жизнь будет крепнуть не техникой, а идеями общежития.
32. Развивай искусство мышления. Имей в жизни цель, имей устремление. Живи для познания и совершенствования.
33. Борись с невежеством. Грязь не от бедности, а от невежества. Сурово отнесись, прежде всего, к самому себе.
34. Знать, знать, знать! Вот что надо. Строй новую страну, как Страну Знания и Красоты.
35. Прими испытание и контроль как естественное дело. Главное дух.
36. Помни, что человек живет вечно. Перевоплощение есть научное понятие, такова конструкция Мироздания.
37. Соблюдай справедливость и соизмеримость. В работе на общее благо родственные связи не должны иметь значение.
38. Живи в гармонии с самим собой и Природой.
39. Почитай Иерархию. Пойми, что низшее должно служить Высшему, но не на оборот. Таковы законы Бытия.
40. Отстаивай истину и борись со злом.
41. Не ври. Жизнь во лжи есть пресмыкание перед тьмою.
42. Думай о Будущем своем, семьи, страны, человечества. Идеи управляют миром, и мысль не имеет пределов.
43. Исполняй Законы Космические. Жизнь земная строится на неизбежных законах.
44. Помни, что вместилище всего сущего, микрокосм. Твои сокровища всегда при тебе: труд, мысль, воля и вся великая энергия.
45. Помни, что лучшее лекарство не из аптеки и без наркотиков. Этика есть истинная фармакопея. Духовное здоровье есть главная основа здоровья тела.
46. Скажи тому, кто опасается обновлений - разложение у тебя.
47. Направь все силы на расцвет духа. Закон отдачи торжествует - отдавшие будут получать.
48. Помни, что люди теряют в грабительстве.
49. Выработай в себе качества Общего Блага:
- постоянное устремление;
- способность вмещения;
- умение трудиться;
- желание помочь;
- отказ от собственности;
- изгнание страха;
- бодрствование среди тьмы.
50. Замени родство кровное на родство духовное. Условия таковы - полная перегруженность и осознание небезопасности жизни.
51. Устремись к победе. Высший опыт есть опыт работы над собою.
52. Воспитай в себе искренность и честность.
53. Воспитывай сотрудничество. Сотрудничество является условием всей жизни.
54. Пресекай развитие вреда. Закон свободной воли не позволяет вмешиваться, каждый выбирает своей путь сам. Но закон справедливости требует бороться и прекращать преступления.
55. Надо изжить денежное ограничение. Пока оно не изжито, никакая духовная мощь не приложится.
56. Нужно из городов разойтись в Природу.
57. Восходи вечно. Вперед, вперед и только вперед!
58. Поставь перед собой высшую задачу и не замечай переходные ступени.