Обсуждаем до сих пор мы,
Что прочли в одной статье,
Что должна внести реформа
В слово 'заяц' букву 'е'.
Эх, снег-снежок, белая метелица,
Если в зайца вставить 'е'
- с горя он застрелится!
Куплеты были сродни реформе, так себе, поэтому их тоже быстро забыли.
Программа дошкольного образования по результатам проведения в 1961-62 гг эксперимента по раннему обучению чтению была пересмотрена. В неё ввели уроки по изучению алфавита по букварю и уроки чтения.
В ходе обсуждения вопросов образования Первый секретарь поинтересовался, как обстоят дела с детской литературой и обеспечением учебниками. Академик Келдыш обещал прояснить этот вопрос в ближайшее время. Через несколько дней министр просвещения Евгений Иванович Афанасенко пригласил Никиту Сергеевича посетить выставку детской и учебной литературы на ВДНХ. По выставке Первого секретаря водили министры - Афанасенко, Столетов и Елютин. Через полчаса подъехали президент Академии наук Келдыш, научный директор Института марксизма-ленинизма Ефремов и директор по идеологии Афанасьев.
Новые книги и учебники для детей Никите Сергеевичу понравились. Они были напечатаны на белой, очень качественной, плотной бумаге, с цветными иллюстрациями на глянцевой бумаге ещё более высокого качества, вклеенными на отдельных страницах.
- Бумага из конопли, - подсказал Афанасенко. - Очень качественная. Оборудование для типографий издательства 'Детская литература' закупили в Финляндии, сейчас обсуждается покупка лицензии на выпуск аналогичного оборудования у нас.
Первый секретарь обратил внимание, что среди художественной литературы для детей появилось много приключенческих и фантастических произведений, как советских авторов - в частности, Льва Овалова, Анатолия Днепрова, Георгия Мартынова, братьев Стругацких, Василия Ардаматского, Николая Носова, так и зарубежных классиков приключенческой литературы - Жюля Верна, Луи Буссенара, Андре Лори, Карла Мая, Роберта Хайнлайна и др. Его несколько удивил сборник рассказов О'Генри:
- А не рановато для детей такое чтение? - спросил Никита Сергеевич, держа в руках книгу.
- Вообще-то нет, - ответил Виктор Григорьевич Афанасьев. - О'Генри очень красочно показывает проблемы 'маленького человека' в капиталистическом обществе и высокий уровень мошенничества и жульничества, причём в его рассказах жулики обычно остаются 'с носом', без выигрыша. Мы отобрали из его творчества наиболее показательные рассказы и рекомендовали их для детского сборника.
- Гм... Ну, пусть так. А с Хайнлайном вы не поторопились? Он же считается сторонником либертарианской идеологии?
- Для детей мы отобрали, главным образом, его ранние произведения, в которых он ещё не высказывает откровенно либертарианские идеи, - пояснил Афанасьев. - Кроме того, эти книги изданы как 'адаптированный перевод', с незначительными сокращениями, пометками и пояснениями спорных с идеологической точки зрения моментов. В то же время, скажем, его повесть 'Долгая вахта' - очень яркий пример антивоенной прозы и показывает опасность милитаризации космоса.
- Ну, да... Она у нас и раньше издавалась... А это что? - он потянулся и взял в руки книгу под интригующим названием 'Неукротимая планета'.
- Это ещё один довольно перспективный американский автор ирландского происхождения, Гарри Гаррисон. Сейчас живёт в Европе, - ответил Ефремов. - Роман написан в 1960 году. (В СССР впервые был опубликован в 1972 г в журнале 'Вокруг света')
- А вот здесь у нас учебники, и для школ, и для вузов, - министр высшего и среднего специального образования РСФСР Всеволод Николаевич Столетов перехватил инициативу, пригласив Первого секретаря к следующему стенду.
- С этого года мы начинаем использовать новую схему обеспечения школьников учебниками, - рассказал Столетов. - Родители покупают один комплект учебников, для того класса, в который ходит их ребёнок на данный момент, и в конце года дети сдают его в школьную библиотеку, а на следующий год и далее, до окончания школы, получают учебники бесплатно. Тем, чьи учебники при сдаче в библиотеку будут в плохом состоянии, придётся купить новые и сдать их взамен испорченных. Слегка повреждённые книги учащиеся отремонтируют самостоятельно, для этого в школах, на уроках труда уже сейчас преподаются основы переплётного дела.
(Похожая схема обеспечения учебниками действовала в реале где-то с начала 80-х)
- Выглядит разумно, - одобрил Первый секретарь. - А по содержанию какие изменения?
- Изменений много. Вот, например, - Афанасенко, незаметно отодвинув Столетова, взял учебник математики. - По математике мы окончательно вернулись к учебнику Киселёва, немного дополнив его в некоторых разделах, в соответствии с современными требованиями. А чтобы лучше заинтересовать школьников, мы включили в учебники, в части рассматриваемых разделов, отдельные главы из книг популяризатора науки Якова Исидоровича Перельмана. Причём не только в учебники математики, но и в учебники геометрии, физики, астрономии.
- Это вы хорошо придумали, - похвалил Никита Сергеевич. - Только не стоит дополнять учебник химии выдержками из 'Занимательной пиротехники', а учебник по начальной военной подготовке - из 'Справочника партизана' 1942 года. ('Поваренная книга анархиста' на 1963 г ещё не написана)
Министры сначала слегка ошарашенно переглянулись, потом заулыбались, сообразив, что Первый секретарь пошутил.
- Никита Сергеич, - Иван Антонович Ефремов воспользовался паузой, подведя к Хрущёву незнакомого ему, пожилого, но ещё вполне бодрого человека. - Позвольте вам представить. Биолог, один из очень известных у нас специалистов, Александр Александрович Любищев. У него есть ряд предложений по части организации образования в средней и высшей школе.
- Здравствуйте... Александр Александрович, - Первый секретарь повернулся к Любищеву. - А я ваши письма помню, читал их, и передавал министрам, для внедрения предложений, - он приветливо протянул руку учёному.
Министры переглянулись - видно было, что Любищев для них был той ещё занозой.
- Здравствуйте, Никита Сергеич, - Любищев пожал протянутую руку. - Постараюсь вас долго не задерживать. Да, писал вам неоднократно, с 1956 года и позже, был весьма обеспокоен положением в средней школе, начиная ещё с конца 40-х. Должен отметить, с распространением лабораторно-политехнической системы образования ситуация начала меняться к лучшему, но можно добиться большего.
- Слушаю вас, - Хрущёв смотрел уже заинтересованно.
- Основная беда нашего образования - догматичность подходов. И школьные учителя, и вузовские преподаватели не учат школьников и студентов думать. Это не вчера началось, это отмечал ещё товарищ Капица в 43 году: '... Их требовательность к студентам, их система воспитания молодежи обычно направлена не на то, чтобы выделить наиболее творческую и сильную молодежь. Присутствуя на аспирантских экзаменах, я обычно наблюдал, что вузовской профессурой наиболее высоко ценится не тот студент, который более всего понимает, а тот студент, который более всего знает. А для науки нужны люди, которые, прежде всего, понимают', - Любищев процитировал слова академика по памяти, никуда не заглядывая.
- Это проявляется с самого начала педагогической деятельности будущих учителей. При прохождении педпрактики, важнее всего было бы выяснить, насколько студент знает больше написанного в учебнике, может ли он, и в какой степени, привлечь свой запас сведений и понятий. Однако его, напротив, заставляют излагать точно по программе, а в особо запущенных случаях, точно по учебнику. Все внимание сосредоточено не на содержании урока, а на соответствии ведения урока принятому шаблону. Эта шаблонность не вызывает осуждения со стороны педагогов, то есть внедряется самый мертвящий формализм.
Конечно, сказывается недостаток квалифицированных учителей. Очень много мест, в особенности в сельских школах, занято лицами без высшего образования. Хуже всего с преподаванием иностранных языков. Очень часто из-за отсутствия подготовленного преподавателя в сельских школах язык вовсе не преподаётся или преподаётся учителем, совершенно неподготовленным.
Развитие ума достигается гимнастикой ума при любом содержании: поэтому и классические языки имели огромнейшее воспитательное значение. Работу над латинскими и особенно греческими текстами можно было назвать умственной атлетикой, от лёгкой до самой тяжёлой. Эта атлетика приучала к правильному мышлению. Изучение английского, немецкого и прочих иностранных языков могло бы её заменить.
Другой род умственной атлетики, которая приучает к 'точному' мышлению, это - математика. Но тут важен опыт преподавания, способность подать предмет ученикам интересно. После сокращения армии в школы пришло довольно много бывших офицеров. Воспитательно-педагогический опыт у них имеется, но весьма специфический, и не всегда подходящий к условиям школы.
В городах ситуация получше, но и там основу преподавательских кадров составляют выпускники пединститутов, а лучше бы это были специалисты с университетским образованием.
- А почему вы так считаете? - Никита Сергеевич явно заинтересовался.
- Одна из задач вузов заключается в том, чтобы приблизить студентов к передовым позициям фронта науки, - ответил учёный. - Задача же педагогического института в современном нашем преподавании - натаскать студента на преподавание некоторого, очень ограниченного, числа сведений, отнюдь не переобременяя его знаниями.
Многие со мной не согласны, но есть возможность для подлинно научного решения этого спора. Среди наших учителей имеются получившие самое различное образование: старые университеты, советские университеты, педагогические, учительские институты, наконец, много педагогов-практиков, не имеющих высшего образования. Было бы очень полезно организовать массовую проверку результатов их работы путём определения качества ответов учеников, получивших подготовку у учителей различного образования. Конечно это очень большая, огромная работа, она потребует немалых средств, но зато это будет подлинно научное, экспериментальное педагогическое исследование. Я предлагал провести его Академии педагогических наук, но там почему-то не заинтересовались, - Любищев криво усмехнулся.
- Мы такое исследование уже проводим через Центр изучения общественного мнения, - вставил Ефремов. - Обработка результатов ещё не завершена, но исследование ведётся.
- Это вы хорошую идею подали, - Хрущёв задумчиво потёр рукой подбородок, повернулся к министрам. - А вы, товарищи, слушайте и записывайте. Сан Саныч дело говорит. Продолжайте, пожалуйста.
- Сейчас много говорят о перегрузке учащихся в средней школе, - продолжил Любищев. - Вот мы отменили после революции преподавание религии, латыни, греческого языка, а чем заменили? Наибольшее количество дополнительных часов получили русский язык и литература, а также физкультура, труды, начальная военная подготовка и производственные практики. От уроков труда в современном их виде после начальных классов польза весьма сомнительная. Производственную практику сейчас заменили на дополнительные лабораторные работы, это правильно. Чем больше ученик узнаёт о практическом применении получаемых знаний в повседневной жизни, тем интереснее ему учиться.
С другой стороны, нет более косно и догматически преподаваемых предметов, чем русская литература в школе и общественно-политические дисциплины в вузах. Причём именно они самые трудоёмкие. Вот, мне тут ученица 9 класса писала, на что она тратит основное время на приготовление уроков дома: 'В дни, когда по расписанию есть урок русской литературы, а это бывает 4 раза в неделю, Косенко тратит на подготовку к этим урокам 4-5 часов...' (Здесь и далее основные тезисы А.А. Любищева - по его статье 'О положении в средней школе' http://www.orthedu.ru/obraz/18223-aa-lyubischev-o-polozhenii-v-sredney-shkole.html)
- Стоп-стоп-стоп, минуточку... - остановил его Хрущёв, поворачиваясь к министрам. - Вот объясните пожалуйста, зачем в девятом классе ученикам 4 урока литературы в неделю? Предлагаю сократить до одного урока в неделю, а освободившееся время распределить на математику, физику и химию.
Министры снова переглянулись, Афанасенко что-то записал себе в блокнот.
- Вы продолжайте, Сан Саныч, продолжайте, я слушаю внимательно, - Первый секретарь снова повернулся к Любищеву.
- В вузах ещё больше времени уходит на конспектирование первоисточников по марксизму-ленинизму. Причём дело это трудоёмкое, на конспект 5-10 страниц уходит не меньше часа, - продолжил учёный. - Соответственно, проверяются эти конспекты исключительно на наличие, читать их преподавателю некогда. В результате понимания у студентов никакого, зато бумагу переводят исправно. Это бездумное конспектирование было бы правильно заменить на семинары с живым обсуждением. Из дискуссии с преподавателем и между собой студенты вынесут куда больше знаний, чем из фрагментарного переписывания трудов классиков. К сожалению, преподаватели у нас обычно опасаются любого рода дискуссий на этих предметах.
Точно такая же картина в школе на уроках литературы. На них царит всеподавляющий стопроцентный догматизм. Из-за этого большинство учеников, даже получившие хорошие отметки по литературе, не могут изложить собственные мысли. Догматизация преподавания русского языка и литературы превратила этот интереснейший и необходимейший для развития человека предмет в мощное орудие оглупления молодежи.
У нас на каждом шагу болтают о диалектике, но в преподавании литературы нет никакой диалектики. Диалектика в исходном смысле - искусство спорить. Там, где нет спора, не может быть и диалектики. И ученикам, и учителям даётся утверждённое сверху толкование, дополненное печатной 'разработкой', и писать дозволено только в этих пределах. Самому думать у нас не полагается, и не только ученикам средней школы, за тебя думают те, кому это положено по штату.
В преподавании литературы сейчас официально господствуют противоречивые взгляды Белинского, мало того, что изначально запутанные, так они ещё и постоянно пересматриваются. В головах учеников из-за этого получается каша. Кто-то из учеников, может и мог бы написать что-то своё, но выходить за рамки утверждённой программы себе дороже. Приходится зазубривать без всякого понимания то, что свыше преподается. Времени на это уходит масса, никаких полезных знаний не приобретается, вырабатывается лишь неприязненное отношение к литературе. Приобретённые знания тут же забываются за ненадобностью в повседневной жизни. Следствием этой глупости является общее снижение, а не повышение культурного уровня.
- Я вам об этом ещё в 61 году говорил! - напомнил Хрущёв, поворачиваясь к Келдышу. - Помните, мы литературу в школе обсуждали? (АИ, см. гл. 06-23) Я ещё предлагал на уроки литературы ученикам приносить и читать книги, которые им самим интересны, чтобы их заинтересовать.
- Сейчас, насколько я знаю, в втором-третьем классах так и делается, - подтвердил Любищев. (АИ) - Но я говорю о старших классах, где по большей части пока остаётся, как было, только после 61 года добавилась критика произведений классической литературы 19 века с позиций классового подхода. (АИ, см. гл. 06-23) Заинтересовать учеников читать классиков можно не 'прохождением' их, а побуждением общего интереса к ним. Необходимо также издания классиков снабдить толковыми комментариями и научить учеников ими пользоваться, так же как оглавлениями, указателями, для того, чтобы ученикам были понятны многие устаревшие слова и понятия. Сейчас, работая в вузе, постоянно сталкиваешься, что студенты, закончившие среднюю школу, не умеют даже пользоваться указателями к книгам.
- Ну, это вопрос частный... - заметил Елютин.
- Ничего не частный! Что это за студент, если он не знает, как пользоваться оглавлением или указателем в книге? - возразил Первый секретарь.
- И последнее. Ни для кого не секрет, что все ученики разные предметы понимают по-разному, что-то лучше, что-то хуже. Надо создать школы применительно к разным способностям учеников, учитывая, что есть люди способные к математике, есть способные к технике и, наконец, есть люди с выраженными филологическими способностями. Страна нуждается во всех трёх категориях работников, и надо отказаться от попытки стричь всех людей под одну гребенку, - завершил свою мысль учёный. - Физико-математические школы у нас создаются, но это лишь часть того, что следует сделать. Я тут сформулировал ряд конкретных предложений, - он достал папку, раскрыл её и показал лист бумаги с перечнем пунктов. - Коротко:
1. Повышение авторитета учителей и директоров школ, освобождение их от каких-либо общественных нагрузок, не связанных со школой, так как работа в школе представляет такое важное общественное дело, что именно на это должно быть сосредоточено всё внимание работников школы;
2. Повышение строгости требований, ликвидация маниловщины. Обязательность среднего образования надо понимать в смысле предоставления всем возможности учиться, но не в смысле обязательства для учителей довести до аттестата зрелости каждого лентяя;
3. Прекращение равнения на отстающих: из того, что известной части учащихся средняя школа непосильна, не следует, что надо снижать программу до их уровня; надо дифференцировать школы по способностям учащихся;
4. Другим принципом дифференцирования школ является создание разных типов школ: математического направления, филологического и технического. Разветвление может происходить на уровне 5-7 классов. Создание школ биологического направления не рационально, так как современный уровень развития биологических наук не дает достаточно материала для тренировки правильного и точного мышления у учеников средней школы;
5. Проведение на деле, а не только на словах борьбы с догматизмом и зубрёжкой: упор на развитие понимания ученика, а не только на сообщение знаний;
6. Осознание основной роли в преподавании русского языка и словесности: развитие самостоятельного логического мышления и уменья правильно и последовательно излагать свои мысли; слияние русского языка и словесности в один предмет, доминирование свободных тем над литературными;
7. Введение сочинений и классных работ по всем, или почти по всем предметам;
8. Борьба с шаблонностью уроков; прекращение мелочной опеки над преподавателями - требование плана каждого урока, точное календарное следование программе - критерием удовлетворительности работы преподавателя должны быть выпускные экзамены, проводимые комиссиями, посторонними данной школе;
9. Прекращение существующей практики, при которой на каждом уроке дается новое задание.
(Перечень цитируется по http://www.orthedu.ru/obraz/18223-aa-lyubischev-o-polozhenii-v-sredney-shkole.html)
По вузовской программе у меня тоже соображения есть, в письменном виде, я всё это ещё 7 лет назад предлагал. Не буду сейчас отнимать ваше время.
- Что скажете, Евгений Иванович? - Первый секретарь повернулся к министру просвещения Афанасенко. - Сан Саныч, по-моему, дело говорит.
- Предложения товарища Любищева мы рассматривали, - ответил министр. - Сейчас в министерстве готовится новая программа для средних школ, рассчитываем внедрить её со следующего учебного года. Если коротко - предлагается сделать четвёртый и седьмой классы определяющими в процессе обучения. В четвёртом классе вместо предмета 'Природоведение' вводится курс 'Основы естественных наук'. Он будет включать в себя начальные сведения по геометрии, физике, химии, биологии, ботанике, астрономии и собственно природоведению, с акцентом на их практическое применение. То есть, из геометрии берутся понятия точка, прямая, отрезок, прямоугольник, круг, треугольник, площади этих фигур, измерение расстояний. По физике - начала механики. По химии - начала неорганической химии и бытовая химия, также с акцентом на практическое применение, и так далее. Особое внимание уделяется лабораторным работам. Вот, например, - министр взял со стенда наглядных пособий алюминиевый круг с двойной угломерной шкалой и вращающейся линейкой на обеих сторонах, с прозрачным кругом внутри, испещрённым какими-то точками и сеткой кривых линий.
- Это что такое? - удивился Первый секретарь.
- Это - планисферная астролябия. Ещё средневековый, но очень полезный прибор для измерения угловых величин. С его помощью можно не только положение звёзд определять, но и расстояния до удалённых недоступных предметов, высоту удалённых предметов, время восхода и захода Солнца и Луны, различных звёзд и созвездий, географические координаты, местное время, сделать съёмку плана местности, и ещё несколько различных применений. Это - наглядное пособие для лабораторных занятий по геометрии и астрономии.
(подробнее см. http://www.old.astronomer.ru/library.php?action=2&sub=2&gid=64 и https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/433864/Astrolyabiya)
Средневековые экземпляры выглядели как произведения искусства и стоили очень дорого. Сейчас такой прибор, сделанный из алюминиевого сплава и прозрачного пластика, стоит ненамного дороже школьного транспортира, - пояснил Афанасенко. - В набор входят сменные карты наиболее ярких звёзд для разной широты местности, на прозрачной акриловой плёнке.
- Это что-то вроде секстанта? - уточнил Никита Сергеевич.
- Только намного более универсальный. По сути - секстант и теодолит 'в одном флаконе' Хорошее наглядное пособие для практического применения геометрических и астрономических знаний.
Так вот, по результатам изучения этого курса можно будет определить, к какому из направлений у того или другого ученика имеется больший интерес. Далее, с пятого класса ученики группируются в классы по интересам - математические, физические, естественных наук или гуманитарные. Отстающие переводятся в классы или школы профессиональной ориентации. Не секрет, что ученики, неспособные осилить школьную программу по русскому или математике, в то же время часто проявляют большие способности к технике, к её ремонту и практическому применению. То есть, у них имеются свои, чисто практические способности, которые можно и нужно правильно развить. При этом, если ученик проявит интерес и успехи, скажем, к физике или математике, его можно будет вернуть в класс соответствующего направления, обеспечив дополнительные занятия.
В конце седьмого класса будет производиться ещё одна сортировка. Ученики классов профессиональной ориентации продолжат обучение до получения среднего специального образования и рабочей специальности. Остальные продолжат обучение по дифференцированным программам до 10 класса, согласно проявленным интересам, и подготовку к поступлению в вузы.
- То есть, не после восьмого класса, а после седьмого? - переспросил Первый секретарь.
- Семи лет общеобразовательной школы вполне достаточно, чтобы определить, хочет школьник учиться дальше, или нет, - пояснил министр. - Если не хочет - нет смысла насильно держать его в школе, пусть получает специальность и работает, не мешая учиться остальным. При этом никто не запрещает человеку, получившему среднее специальное образование, в дальнейшем поступить в институт, если он сдаст вступительные экзамены. Для таких будет предусмотрен подготовительный курс с усиленной программой по целевым предметам.
- В этом есть смысл, - признал Хрущёв. - А если школьник показывает примерно одинаковые успехи сразу по нескольким направлениям?
- В этом случае ему прямая дорога или в физматшколу, или в школу с углублённым изучением гуманитарных и общественных наук, или естественных наук - химии, биологии, географии, геологии. При этом учащемуся с явно гуманитарным складом ума не будут портить аттестат низкими оценками по математике, а школьнику с математическими способностями - низкими оценками по русскому языку, даже если он пишет с ошибками.
- А как вы собираетесь обеспечить равноправный доступ к этому вашему 'дифференцированному образованию' для учеников сельских школ, и для детей из союзных и автономных республик? - хитро прищуривщись, спросил Первый секретарь. - Там ведь тоже хватает талантливых учеников, а физматшколу в каждом селе не откроешь? По вашему плану пока получается, что у городских школьников уже имеющееся преимущество в виде более качественного преподавания в городах увеличивается в несколько раз за счёт дифференциации обучения. А в сельской школе, где учеников может быть 10-15 человек всего, и из них один-два показывают результаты, подходящие для последующего получения высшего образования - этих детей, что, принудительно направляем в поселковое ПТУ, а потом на трактор?
- Нет, конечно, сельская молодёжь и сейчас имеет возможность после школы поступать в любые институты...
- Имеет-то имеет, но вы же сами понимаете, что в городах уровень школьного преподавания выше, а с предлагаемой вами системой ранней специализации он станет ещё выше. И преподаватели в вузах будут инстинктивно ориентироваться на тех учеников, что показывают лучшие результаты, - растолковал Никита Сергеевич. - Получается, что эта система, вместо того, чтобы содействовать стиранию различий между городом и деревней, их усугубляет. То же самое получается и в отношении населения автономных республик, которое изначально не говорит по-русски. Те дети, что учатся на своих национальных языках, русский при этом знают хуже, и оказываются ущемлёнными в праве на получение дальнейшего образования. Сами понимаете, что у городских школьников шансы поступить в институт всегда выше, чем у сельских или у школьников другой национальности, если они недостаточно владеют русским языком.
И это при том, что образование у нас является основным социальным лифтом, позволяющим гражданам улучшить своё социальное положение. Сама по себе идея более ранней специализации мне нравится, но вот эти вопросы необходимо тщательно проработать.
- У нас в каждом райцентре при школе обычно имеется интернат, где учатся дети из деревень, в которых школа только начальная, - напомнил Афанасенко. - Там они имеют возможность получить полноценное среднее образование.
- Да, но они получают его на уровне преподавания учителей этого райцентра, который обычно ниже, чем в областном центре, и уж точно ниже, чем в городе-миллионнике, - ответил Хрущёв. - Вы же не сможете преобразовать эти интернаты в физматшколы? Где столько подготовленных учителей взять? И главная проблема даже не в этих интернатах, а в тех сёлах, где есть 7-летние, ну, сейчас уже 8-летние школы. В них уровень преподавания ещё ниже, а о ранней специализации для поступления в вузы и вовсе можно только мечтать.
- С уровнем преподавания в сельских школах проблемы действительно есть, - признал Афанасенко. - Сейчас мы готовим новую программу для курсов повышения квалификации учителей, прежде всего - в сельских и поселковых школах. Сами понимаете, хотя программа обучения и одинаковая в городских и сельских школах, но один и тот же учебный материал разные учителя преподают ученикам по-разному. Мы пытаемся добиться максимального приближения уровня образования сельских школ к городскому, но понимаем, что это практически невозможно.
- Это почему? - тут же спросил Первый секретарь. - Мы сейчас столько усилий вкладываем в выравнивание жизненного уровня по всей стране. Образование среди прочих условий жизни один из важнейших вопросов, следом за трудоустройством, обеспечением жильём и снабжением.
- К сожалению, у людей уже сложился устойчивый стереотип, что жить в городе лучше, - пояснил министр. - Разумеется, этот стереотип имеет под собой все основания. В городе и работу хорошо оплачиваемую найти легче, и жильё благоустроенное, и снабжение обычно лучше. Поэтому выпускники пединститутов ехать в сельскую местность совсем не стремятся.
- А если им зарплату поднять и жильё сразу предоставить? - удивился Никита Сергеевич. - В сельской местности с жильём всё же проще. Тем более, сейчас у нас производится несколько десятков разновидностей сборных домов, и все они оснащаются полным набором инженерных систем. Помню, недавно показывали мне специальный инженерный модуль технического этажа для загородных домов. Там и отопление, и канализация, и водоснабжение автономное. (АИ, см. гл. 08-06) Его можно в любом размере заказать, и почти любой дом на нём собрать.
- Пробовали и так и этак, - помрачнев, ответил министр. - У нас даже проводится целевая программа: специально ищем в провинции выпускников, желающих поступить в пединституты, и оформляем с ними договор: они поступают в институт отдельным списком, по упрощённой схеме, а затем возвращаются для работы по месту рождения. Местные Советы обеспечивают их жильём и рабочим местом в школе по их выбору.
Но молодёжи интереснее жить и работать в городе, там и перспектив больше, и развлечений. Поступают в пединституты в основном девушки, во время учёбы выходят замуж - и всё. Остаются в городе или уезжают по месту работы мужа. И ничего с этим не сделаешь. Естественный процесс.
- М-да... Административным нажимом это не решается, - согласился Первый секретарь. - Я вижу только один выход: будем увеличивать зарплаты сельских учителей так, чтобы они получали раза в полтора-два больше, чем в городе. Не сразу, конечно, единовременно такие расходы экономика не потянет. Рассчитайте несколько вариантов с нарастающими коэффициентами доплат за выслугу лет для учителей в сельской местности. Чтобы чем дольше сельский учитель проработает, тем больше у него была зарплата.
- Так тогда надо всей вертикали зарплаты повышать - и директору, и завучу, и работникам РОНО. Не может же учитель получать больше директора школы?
- Но директор в школе один, а учителей много, - ответил Хрущёв. - Этот вопрос так или иначе решается исключительно экономическим способом, по-другому его не решить. Деньги выделим, инвестировать в образование означает инвестировать в будущее страны. Попробуем увеличить экспорт вооружений и возьмём понемногу от всех отраслей промышленности. Денег, вырученных за один устаревший танк Т-34, хватит на зарплату одного учителя лет на 10. Улучшение качества образования в будущем все расходы компенсирует. И ещё одна идея, которую стоит реализовать.
Если у нас образование - основной социальный лифт, то надо сделать его социальным лифтом для семьи, а не только для конкретного человека. Тем более, в сельской местности у нас, к сожалению, много неполных семей, где отец погиб или спился, или родители развелись, а мать воспитывает детей одна. В таких семьях ребёнок, даже талантливый, часто не может получить должное образование просто по причине бедности и затюканности матери. Вот я и предлагаю продумать и реализовать механизм, который позволит мать-одиночку или сельскую семью с талантливым ребёнком своевременно выявлять и переселять в города, да хотя бы в областной центр, где уровень преподавания всяко будет выше, чем в деревне. Мать-одиночку на работу в городе пристроить можно всегда. Жильём обеспечить сейчас тоже стало проще. Нам нужен работающий механизм поиска и реализации талантов по всей стране, а не только в крупных городах.
- Э-э... - министр замялся. - Идея, конечно, хорошая, но в этом случае не получится ли у нас так, что все из деревни в город переедут?
- Все - не переедут, потому что детей, способных получить высшее образование, к сожалению, не так много, как хотелось бы, а талантливых и вовсе единицы, - возразил Никита Сергеевич. - Я не призываю перетаскивать в города из деревень вообще всех, кто может поступить в институт, но выявлять действительно талантливых учеников и поддерживать их - необходимо. Поэтому прямо сразу вашу программу ранней специализации вводить не стоит, пока не будут отработаны механизмы социальных лифтов для семей талантливых детей из сельской местности. Давайте для начала эту идею ограниченно опробуем, а параллельно разработаем систему поддержки для сельской молодёжи.
А в целом, по-моему, задумано неплохо. Что скажете, Александр Александрович? - Первый секретарь повернулся к Любищеву. - Вполне перекликается с вашими предложениями по специализации обучения в нескольких направлениях.
- Пожалуй, да, - признал учёный. - Но с преподаванием литературы и политических предметов в вузах всё-таки надо что-то менять.
- Тогда, Евгений Иванович, я вас всё-таки попрошу ещё раз предложения товарища Любищева внимательно, вместе с ним, проработать, в том числе и те, что касаются высшей школы тоже, - резюмировал Никита Сергеевич. - Особое внимание обратите на литературу и общественно-политические дисциплины. Мёртвый догматизм в данном вопросе только вредит.
- Мы, товарищ Первый секретарь, для вузов тоже ряд изменений подготовили, - вставил Вячеслав Петрович Елютин, министр высшего образования. - Уже с этого года начинается преподавание 'Теории решения изобретательских задач'. Товарищ Альтшуллер с 1958 года готовил учебный курс по данному предмету. (АИ, см. гл. 03-01), - министр взял с полки учебник с крупной надписью 'ТРИЗ'. - Саму теорию автор с 1948 года разрабатывает. Первую редакцию учебника он в этом году завершил, мы её утвердили и приняли для технических вузов.
- Это хорошо, - похвалил Хрущёв. - Это предмет полезный.
- Также мы пересмотрели программу по общественно-политическим предметам, и с этого года вводим курс 'Политэкономия и плановая экономика', - продолжал Елютин. - Курс составлен с учётом того, что основные экономические законы, изучаемые в политэкономии капитализма, продолжают действовать и в социалистической экономике, разница заключается лишь в том, в чью пользу направлена получаемая прибыль. Также в курсе подробно рассматриваются принципы планирования по потребностям, основы работы ОГАС и система заявок на выполнение части общегосударственного отраслевого плана для предприятий. Особое внимание уделено планированию производства и математическому моделированию работы его отдельных участков. До 1962 года этот курс читали только для экономистов и плановиков, сейчас он, с некоторыми упрощениями, становится единым для всех ИТР. (Нам часть подобного курса читали в курсе 'Экономика', и даже была своего рода компьютерная симуляция работы участка механической обработки. Было интересно, но очень мало.)
- В части изучения научного коммунизма и истории КПСС всё-таки надо сместить акценты с тупого переписывания первоисточников на их обсуждение в ходе свободных дискуссий на семинарах, - заметил Первый секретарь. - Это будет полезнее для их понимания, чтобы обсуждать, надо прочитать и понять, а не бездумно переписать отдельные цитаты и тезисы.
- Этим вопросом мы тоже уже не первый год занимаемся, и Институт марксизма-ленинизма постоянно нам помогает, - заверил Елютин.
- Так подвижки-то в этом вопросе когда будут? - нетерпеливо спросил Хрущёв.
- Собственно, увеличили часы для семинарских занятий ещё в прошлом году, - ответил Вячеслав Петрович. - Пока ещё не все преподаватели перестроились для работы по-новому, процесс идёт не так быстро, как хотелось бы, но идёт.
- Хорошо, а то я уже думал, что у вас воз и ныне там. Ещё один очень важный вопрос. Следует обратить внимание на работу с аспирантами. У нас очень много внимания сейчас уделялось прикладной науке, но ведь её достижения основываются на открытиях науки фундаментальной, так? - Никита Сергеевич взглянул на Келдыша.
- Совершенно верно, - подтвердил академик.
- Значит, отставать от Запада в части фундаментальной науки нам никак нельзя, иначе это отставание нам через 10-20 лет аукнется во всех сферах прикладной науки и техники. Это прошу постоянно иметь в виду и отставания в вопросах фундаментальной науки не допускать.
С литературой и учебниками у вас хорошо получилось. - Первый секретарь остался доволен увиденным на выставке. - Вам, Александр Александрович, спасибо за дельные предложения, - он ещё раз пожал руку Любищеву. - Если ещё что надумаете - пишите, полезные предложения будем изучать и учитывать.
Предложенные министром Афанасенко изменения в школьной программе начали опробовать с 1964-65 учебного года. Зарплаты сельским учителям подняли, разработав новую тарифную сетку.
(См. Постановление Госкомитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы ?398 П-18 от 4 сентября 1964 г 'Об утверждении инструкции о порядке начисления заработной платы работников просвещения', раздел III http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_6132.htm циферки домножаем на 10, т. к. реформы 1961 г в АИ не было, и на коэффициент от 1,5 до 2 в зависимости от выслуги лет.)
Параллельно была разработана и внедрена система поиска и поддержки перспективных учеников, действовавшая в рамках программы ранней специализации. Все ученики школ по несколько раз в год проходили тестирование, направленное на определение их интересов и наклонностей для выбора будущей профессии или продолжения обучения, а также для уточнения общего уровня развития. Если перспективный ученик учился в сельской школе, особенно, если семья была неполная, его семье организовывали переезд в один из крупных городов, обычно - в областной центр или столицу союзной либо автономной республики. Жители Московской и Ленинградской области, соответственно, получали возможность переехать в Москву или Ленинград. В городе ученику обеспечивали возможность обучения на подготовительных курсах для поступления в выбранный институт или университет, а семья получала содействие в трудоустройстве и жильё, тем более, что новые заводы строились повсеместно, и рабочих рук везде не хватало.
Предложения А.А. Любищева по преподаванию литературы и политических предметов также были учтены, хотя сопротивление со стороны преподавателей пришлось преодолевать очень сильное. Это заняло не один год. (АИ)
На дальнейшую деятельность Димы повлиял случай. Ира заметила у Лены в волосах оригинальную заколку в виде ажурной плетёной бабочки с крылышками из разноцветной фольги, приклеенной к твёрдой пластиковой плёнке, по виду - от блистерной упаковки.
- Это ты где такую бабочку купила? - она заинтересовалась, вещица выглядела необычно, даже на фоне невероятного разнообразия бижутерии, производимого разными кооператорами.
- Да не купила, это у меня сестра младшая делает, - ответила Лена. - Хочешь, попрошу для тебя такую сделать?
- Конечно! А из чего она их делает?
- Из пластмассы клеит, и из фольги, - рассказала Лена. - Знаешь, самолётики эти, модели продаются? Вот она эти рамки от деталей собирает по помойкам, прямые участки растягивает над свечкой, потом подогретые сгибает и выклеивает из них крылышки для бабочек. Ну, и тельце выпиливает тоже. Потом вклеивает заколку-'невидимку'. Ей кто-то из пацанов в классе подсказал насчёт этих рамок, ей и понравилось.
- Молодец! А сколько ей лет?
- Десять, весной одиннадцать будет. Маринкой зовут. Она у меня книжку с картинками по энтомологии нашла, там бабочек разных полно, все разноцветные, красивые, - пояснила Лена. - Ей с детства бабочки нравились, но она жалеет живых бабочек на иголки насаживать, так она их делать наловчилась, а я ей подсказала, как из них можно заколку сделать. Только вот мамка ругается, что Маринка по помойкам эти рамки собирает.
- Здорово, если можно, пусть она мне тоже такую сделает, - попросила Ира. - А я ей этих рамок принесу, разноцветных. У меня парень - моделист, у него этих рамок целый мешок, он из них тоже какие-то детальки выпиливает.
Бабочку она показала Диме. Тот даже не поверил:
- Чё, правда десять лет девчонке?
- Вроде да. Ленке-то зачем врать?
- Да просто я пробовал эти литники вытягивать, тоже над свечкой, непростое это занятие... - он открыл шкаф, где стояли его модели, и принёс крошечную лестницу обслуживания, ювелирно склеенную из таких же литниковых прутиков. - Довольно трудно вытянуть прутики равномерной одинаковой толщины.
Ира припомнила, что видела эти лесенки, когда Дима показывал ей свою коллекцию.
- М-м-м... слушай, а нельзя что-то придумать, чтобы эти прутики из рамок делать? - спросила Ира. - Оно бы и тебе пригодилось, наверное?
- Надо подумать, посоветоваться с Евгением Ивановичем, - ответил Дима.
Евгений Иванович Юревич, теперь - его научный руководитель, кандидат наук, доцент кафедры 'Автоматика и телемеханика' Политехнического института, (https://cyberleninka.ru/article/n/evgeniy-ivanovich-yurevich-k-90-letiyu-so-dnya-rozhdeniya/viewer), ознакомившись с проблемой, сам ею заинтересовался:
- Мне думается, тут нужно делать что-то вроде небольшого экструдера с печью для размельчения пластика и, возможно, какой-то дробилкой. И продавливать размягчённый пластик через фильеру.
Как только Дима развязался со стройкой и смог уделять больше внимания своей работе на кафедре в Политехе, он вплотную занялся экструдером. Надо сказать, у него был и личный интерес. Ещё учась в школе, он пытался при изготовлении авиамоделей заделывать щели, расплавляя пластиковые литниковые рамки прибором для выжигания по дереву. Получалось, правда, отвратно, поверхность выходила неровная, приходилось наваривать пластик толстым слоем и много сошкуривать. Дима пытался наваривать пластик в виде тонких полосок и прутиков. Он даже сделал самодельное устройство с электромоторчиком, приводом для равномерной подачи и регулируемым подогревом, но потерпел неудачу - вытянутые кустарным способом из литниковых рамок пластмассовые прутки получались разной толщины, часто неровные и почти всегда слишком короткие. Они застревали в механизме подачи, превращая работу в сущее мучение. Тогда он забросил это занятие, а теперь, получив возможность делать с помощью экструдера качественный калиброванный пруток из пластика, отыскал свою давнишнюю поделку, немного доработал, и принёс на кафедру, показать научному руководителю.
Евгений Иванович заворожённо смотрел, как Дима у него на глазах 'нарисовал' слегка дымящимся пластиком хитрую стержневую конструкцию прямо по эскизу, покрытому ламинатной плёнкой, а затем собрал её из плоских рамок несколькими касаниями своего устройства, и 'проварил' по стыкам окончательно, придав изделию прочность.
- Гм... Дмитрий Алексеевич... Это очень даже перспективная тема, - заключил Юревич. - Не скажу, что вы здесь имеете безоговорочный приоритет, работы в этом направлении у нас в стране уже несколько лет ведутся, но вот получать филамент из бытовых отходов и использовать его вот в таком простейшем устройстве для детского творчества... Очень интересно! Как вам вообще такое в голову пришло?
- Ну... я по телевизору увидел передачу, как установка непрерывной разливки бетона дома печатает (АИ, см. гл. 03-03), - несколько смущённо пояснил Дима.
Оказалось, что экструдер может перерабатывать не только полистирол, но и ПВХ, и ПЭТФ, и АБС-пластик, и нейлон, и акрилаты. Не все они одинаково подходили для использования в новой технологии, которое Юревич назвал 3D-печатью, но из АБС, ПЭТФ и нейлона получались вполне удачные поделки.
Дима сделал ещё одно устройство подачи, и через Иру передал его сестре Лены, вместе с несколькими мотками разноцветного филамента:
- Пусть попробует своих бабочек делать.
- Ой, а что это?
- Ну-у... э-э-э... Что-то вроде авторучки для трёхмерного рисования, - Дима показал на практике, как работает его устройство.
На следующий день Лена рассказала о реакции сестры:
- Обалдеть, Маринка визжала от восторга! Только у неё пока не очень получается. Слушай, а парень твой не мог бы её научить, как этой штукой пользоваться?
- Да мог бы, конечно, только ей одной-то в Озерки ехать не страшно? Из пригорода да ещё через полгорода? - спросила Ира. - Давай, я его попрошу в универ подъехать? Или мы с тобой и сестрой твоей к нему в Политех съездим.
- Давай, конечно! Я только с мамкой договорюсь, чтобы Маринку со мной в город отпустила.
Встретились в Политехе, потому что сестра Лены захотела увидеть, как экструдер производит филамент из бытовых отходов. Марина оказалась девочкой смышлёной, понятливой и сообразительной. Проблема с устройством решилась в пять минут - девочка поначалу выставила слишком высокую температуру нагрева, и пластик тянулся тонкими нитями, образуя лишнюю 'волосатость'. Дима показал ей, как настроить нужный нагрев регулируемым резистором, и как определить по текучести расплава подходящую температуру, после чего Марина неожиданно ловко обвела по заклеенному клейкой лентой эскизу изображение бабочки и сняла с бумаги готовый каркас:
- Ух ты! Вот это да! Здорово как! А я раньше целый вечер одну бабочку выклеивала!
Дима объяснил ей, что так можно делать не только бабочек - он нарисовал контуры динозавра, показал, как можно построить по сечениям его объёмную фигуру, как собрать из отдельных деталей домик. Гости уехали лишь через несколько часов, увезя с собой ещё несколько мотков разноцветного и прозрачного филамента.
Эта история получила неожиданное продолжение через несколько дней, когда Евгений Иванович Юревич предложил Диме поехать с ним во Фрязино, в НИИ-160:
- Институт изначально занимался электровакуумными приборами, ну, и различное точное оборудование для их производства они тоже делают, - пояснил Юревич. - Скажем, электроэрозионные станки у них одни из лучших в Союзе. Твердотельной полупроводниковой электроникой они тоже занимаются. С появлением оптических квантовых генераторов (лазеров) начали и ими заниматься. Сейчас, наконец, появилась возможность делать лазеры более мощные, чем раньше. Такие, что уже могут не только ярко светить, но и плавить, например, металлический порошок.
Мы для НИИ-160 разрабатываем некоторые исполнительные механизмы и программные модули для управления ими. В разработке также участвует Экспериментальный НИИ металлорежущих станков - ЭНИМС. Я хочу вашу разработку специалистам показать. Идея у вас, Дмитрий Алексеевич, очень перспективная, учитывая доступность сырья и необходимость его переработки.
Во Фрязино сделанную Димой настольную печь-экструдер и устройство для 'рисования' пластмассой осмотрели несколько старших научных сотрудников и сам директор НИИ, Сергей Иванович Ребров, сменивший в 1961 году Мстислава Михайловича Фёдорова, ушедшего на пост заместителя министра электронной промышленности СССР (в реальной истории - зам. Председателя Госкомитета по электронной промышленности.)
Сергей Иванович рассматривал экструдер с неподдельным интересом:
- Смотрите, товарищи, вроде бы ничего принципиально нового не предложено, но выполнено в компактном размере, в виде настольной установки, и, главное, может почти любой бытовой пластиковый мусор перерабатывать, нужно только не смешивать разные виды пластика. Знаете, молодой человек, я, пожалуй, буду рекомендовать эти ваши устройства, после конструктивной доводки, конечно, запустить в серийное производство.
Вот эта ваша 'рисовалка пластиком' меня тоже очень заинтересовала. У нас уже несколько лет идёт работа по созданию устройств для трёхмерной печати, но мы сосредоточились, в основном, на методах порошковой металлургии и армированных полимерах-реактопластах. Печать термопластами мы пробовали, но в качестве основного направления не рассматривали, а, может быть, и напрасно. Хотите посмотреть, чего мы уже достигли?
Разумеется, Диме было интересно посмотреть на технологические достижения, находящиеся на самом переднем крае науки. Ребров поручил одному из начальников отделов провести экскурсию. По лабораториям Евгения Ивановича и Диму водил старший лаборант, представившийся как Андрей Геннадьевич, фамилию его Дима не запомнил.
- К идее трёхмерной печати мы шли сразу несколькими путями, - рассказал их провожатый. - Первый - порошковая металлургия. Второй - построение из керамических порошков сложных стержней для литья. Третий - получение армированных конструкций из композиционных материалов.
Задачу нам поставили ЦИАМ (Центральный институт авиационного моторостроения) и производители турбинных лопаток для реактивных двигателей. У них постоянно повышается температура перед турбиной, чем она выше, тем эффективнее работает двигатель. Сейчас они пришли к тому, что газ перед турбиной разогрет выше температуры плавления металла турбинных лопаток. Без охлаждения лопаток и прочих деталей изнутри турбина уже работать не может. Чтобы сделать эффективное охлаждение, нужно сделать внутри деталей каналы достаточно сложной формы. При этом лопатки турбины должны выдерживать очень высокие механические нагрузки, поэтому их пробуют отливать из специальных монокристаллических сплавов. Чтобы получить каналы внутри отливки, делают вот такой стержень из специальной керамики, - Андрей Геннадьевич показал им керамическую деталь очень хитрой формы, как бы состоящую из многих параллельных и переплетённых между собой прутков. - Потом, после отливки, керамику вытравливают из каналов химическим путём.
Само собой, с появлением металлических порошков мы начали пробовать использовать их вместо расплава. Обычное спекание порошка не даёт нужной прочности. Александр Григорьевич Мержанов из Института химической физики предложил нам интересную технологию силового СВС-компактирования. Это так называемый самораспространяющийся высокотемпературный синтез. Порошковая смесь металлов запрессовывается в форму, поджигается, металлы реагируют между собой и быстро сплавляются. В процессе плавки заготовка дополнительно прессуется. Всё бы хорошо, но далеко не все материалы способны на такую реакцию. Но это было уже достаточно серьёзное продвижение. Особенно когда мы попробовали делать таким образом не отдельные лопатки по одной, а целое турбинное моноколесо - диск с лопатками, составляющими с ним единое целое, - Андрей Геннадьевич показал им диск небольшой турбины. - Такое колесо можно сделать намного более лёгким, дешёвым и компактным. Очень важно для реактивных двигателей небольшой мощности и размеров.
Ещё одно преимущество порошковой металлургии - деталь получается намного быстрее и отходов почти не остаётся, а ведь сплавы, используемые в двигателях, очень дорогие. Для сравнения: вот такую деталь, - он показал им цилиндрическую деталь очень хитрой формы, со множеством каналов, - на обычных металлорежущих станках будут делать два месяца и 60-70 процентов металла заготовки уйдёт в стружку. Мы её можем вырастить за пару дней, и отходов у нас почти нет - неиспользованный порошок можно применять снова.
- А разве стружку нельзя снова переплавить? - спросил Дима.
- Можно, конечно, но в стружку обычно попадают примеси, она окисляется при переплавке, в общем, с этим всё тоже не просто. Намного удобнее отлить деталь из порошка в форме целиком, с заданной чистотой поверхности, - Андрей Геннадьевич показал им разъёмную металлическую форму для литья под давлением. - Проблема в том, что и формы для литья, и стержни для образования каналов имеют, как видите, весьма сложную конфигурацию. Делать их фрезерованием тоже очень дорого и долго. Когда мы увидели установку непрерывной разливки бетона, что показали наши строители в 1958 году на Бельгийской выставке (АИ, см. гл. 03-03), сразу подумали - вот бы сделать что-то подобное, но поменьше, чтобы получать сложные детали послойным наплавлением. К тому времени уже появились станки гидроабразивной резки для раскроя стального листа по программе (см. гл. 03-02). Мы попробовали заменить на таком станке водяное сопло на плазменную горелку, и подавать в факел металлический порошок. Вместо резки станок начал наплавлять металл.
Они подошли к станку с вакуумной камерой, внутри которой, подсвеченная лампами, медленно вращалась деталь, напоминающая сопло ракетного двигателя. По её краю словно бы ездила небольшая каретка, от которой отходили провода и трубочки. Из-под неё был виден свет расплавленного металла, край сопла, выходящий из-под каретки, светился красным.
- С плазмой получалось не особо хорошо, - пояснил Андрей Геннадьевич, - поэтому попытались заменить плазмотрон сначала мощной электронно-лучевой трубкой, той, что используется для сварки. Там были свои проблемы - электронно-лучевая сварка обычно производится в вакуумной камере. Пробовали даже использовать солнечный свет, сфокусированный с помощью больших линз Френеля. В Средней Азии такую установку построили. (приблизительный аналог https://www.youtube.com/watch?v=BVXj8kxuHUk).
- А точность фокусировки у неё достаточная? - уточнил Юревич.
- Оптическую систему пришлось довольно сложную сделать, но там проблема даже не в этом. Продолжительности светового дня не всегда хватает на построение сложной детали, а для равнопрочности желательно, чтобы процесс был непрерывным.
Прорыв получился, когда попробовали использовать для генерации излучения стекло с добавлением неодима, а в Институте кристаллографии и в НИИ-333 была освоена технология выращивания кристаллов алюмоиттриевого граната оптического качества, также легированных неодимом. На них удалось построить твердотельный оптический квантовый генератор, или, как сейчас их чаще называют в зарубежной литературе - лазер, достаточно высокой мощности, чтобы он мог наплавлять на металл подаваемые в луч частицы металлического порошка.
(Первый лазер на иттрий-алюминиевом гранате (YAG) появился в июне 1962. http://www.nanometer.ru/2010/05/27/12749637953393_214038.html В 1966 реальной истории Н.И.Сергеевой в НИИ-333 были выращены первые в СССР кристаллы алюмоиттриевого граната с неодимом, и из них изготовлены активные элементы для лазеров (Л.В.Касьянова, Г.М.Ромадин). https://www.polyus.info/company/history/)
Андрей Геннадьевич подвёл гостей к другому станку, выдал им защитные очки. В камере, под кожухом из притемнённого стекла, медленно двигался по направляющим стол с деталью, над которым была неподвижно укреплена подающая порошок головка. Луч лазера входил в неё, отражаясь от зеркала. Обработанный край детали слегка светился красным светом, быстро остывая.
- Этот станок может выращивать детали из металла, расплавляя порошок. Это называется 'селективное лазерное сплавление'. Есть ещё 'селективное лазерное спекание', очень похожий процесс, но частицы порошка не расплавляются, а спекаются друг с другом, - пояснил их провожатый. - С порошками тоже не всё просто, нужна высокая чистота компонентов и точно выдерживаемый размер частиц. Порошками нас обеспечивает ВИАМ. (Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов). Тут интересно, что по нескольким каналам подачи можно подавать разные порошки. Часто лопатки делаются из одного жаростойкого сплава, а диск колеса - из другого. Раньше такие колёса делали сборными, сейчас станок может выращивать моноколесо уже с лопатками, но из разных сплавов. Пока есть ограничения по прочности. Чаще таким способом делаем металлические литейные формы.
- Стержни для литья делаются из специальной керамики, - сопровождающий показал им соседний станок. - Здесь уже стол с деталью неподвижен, а движется печатающая головка. Порошок смешивается со связующим и ложится слой за слоем, образуя деталь. Для стержней сверхвысокая прочность не требуется, их потом всё равно вытравливают из лопатки, чтобы от них остались только каналы для охлаждения.
- А металлокерамические лопатки вы делать не пробовали? - спросил Юревич.