Сиромолот Юлия Семёновна: другие произведения.

Бремя учеников

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
Оценка: 4.04*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    С.Лукьяненко. "Звёзды - холодные игрушки. Звёздная тень"Несанкционированная попытка обобщений


БРЕМЯ УЧЕНИКОВ

"А ещё мне хочется - до дрожи в коленях,

до кома в горле - того же,

чем я был напичкан в детстве.

Простоты и ясности мира"

С. Лукьяненко. Звёздная Тень.

   Преамбула
   Нет, не о том, как трудно преодолевается авторитет учителя, пресс его имени, сияние его мастерства... Хотя без этого не обойдётся, это - взаимосвязанные явления... Но изначально - о том, что за бремя неизбежно ложится на плечи учителя.
   О бремени учеников.
  
   Сказать бы - кто они, "четвёртая волна" российской - русскоязычной, в общем, - фантастики? Кто они, ученики и продолжатели? Так ведь не знала их. Время моё, как читателя жанра, остановилось, пожалуй, в 91-м, когда умер Аркадий Натанович Стругацкий. Ощущение потери было ничуть не менее острым от того, что самой-то фантастики не убавлялось...
   Нет, остановилось - не верно. Замедлилось, пожалуй. Ведь были же пронзительный и точный в слове Андрей Столяров, самобытный и необузданный Борис Штерн. На худой конец, Пелевин с его мухоморным задором. Находилось, что читать, помимо Головачёва и Перумова.
   Осознание некоторого кризиса пришло только с выходом в мир Самиздата. У фантастов круг довольно тесный, вот и пошло: Лукьяненко- Лазарчук- Дяченки- Олди... Сравнения, примерки на себя?
   Как примерять то, чего не знаешь?
   Да и стыдно, в конце концов. Мир-то не стоит на месте, учителя учителями, но ведь кто-то же идёт следом, идёт дальше, кто-то формирует моих нынешних собеседников на СИ, утоляет их так же, как меня в своё время формировали и утоляли АБС...
   Хочешь понять своего коллегу - пойми.
   Поиск был, таким образом, не случайный. Не наугад вытащила рука "Звёзды - холодные игрушки - Звёздную Тень" Сергея Лукьяненко (и заплатила 18 кровных гривен!).
   Преамбула закончена.
   И книга прочитана. Будем говорить.
  
   Три правила ученика
   Сергей Лукьяненко - ученик. Сомневаться в этом не приходится. Яркая картинка первых страниц узнаваема до рези в глазах. Много раз ещё мы будем узнавать Миры Полудня на страницах эпопеи Пети Хрумова... иногда с дрожью, но всему своё время.
   Итак, три правила ученика:
      -- Мы наш, мы новый мир построим. Так делали учителя!
      -- Больше реализма. Так делали учителя!
      -- Ни шагу без этических проблем. Так делали учителя!
  
   Что же вышло из этой прописи? Как выполнил заветы прилежный учень?
   А вот как.
  
  
  
   Пункт первый.
   Взято поровну... м-м... да почти любого из американских фантастов последних 50 лет (монстры, монстры, разумные грызуны, рептилоиды...) и Огоньковских статей пятилетней давности. Утро третьего тысячелетия застаёт землян в плотном контакте с девятью Сильными расами. Контакт этот Земле почему-то невыгоден (как минимум, из-за пробитого ракетами напрочь озонового слоя), но тем не менее отказаться никто и не думает. При этом челноки с атомными бомбами, висящие на орбите - наши. Так, на всякий случай. Дабы от злых Чужих уберечься.
   Постепенно, странице так на тридцатой, выясняется, что минимум три расы из Сильных - на самом деле Слабые (не считая землян, разумеется). При этом одна из рас - супер-воины алари, имеющие супер-флот. Вторая - неживые вообще рептилоиды, гениальные математики и вычислители, способны общаться с любым компьютером на его языке... Третья - это просто разумная протоплазма, all in one. Сильные используют её как переводчиков, позволяя жить в своих телах. А также как камикадзе и ремонтников. У землян тоже есть своя слабость - они единственная (впрочем, далеко не единственная, как окажется... в романе вообще много чего оказывается по ходу действия) раса в обитаемой Галактике, способная переносить в здравом уме и трезвой памяти джамп. То есть, гиперпереход. Или что-то вроде. Более того, земляне в джампе кайфуют посильнее оргазма. Другие расы обречены на безумие в этом полёте через ничто, вот и пользуются услугами землян-извозчиков.
  
   При этом земляне, десять лет уже общающиеся с другими, причём исключительно негуманоидными, расами по-прежнему живут в блоковом и разделённом мире модели конца ХХ века, имеют президентов-воров и пользуются скверными дорогами. Никакого культуршока не наблюдается, да и то уж хорошо. Землянам, бедным, и без того несладко, хотя почему - не понять. Равно как и не понять, почему сильны Сильные. И на чём держится Конклав Миров (если связь в реальном времени могут осуществлять только земляне? А если время не существенно для этих супер-Чужих, то на кой им скоростные услуги Земли? Ползали бы себе в обычном пространстве с околосветовой, и ОК...). И почему узкая специализация - слабость... (Боб Шекли, тоже учитель, был, по-моему, единственный, кто написал на эту тему тепло и с юмором).
   Вопросов много. И бесполезно искать на них ответы в тексте. Автору так было нужно. Он ведь исполнял пункт первый, творил свой мир. Торил свой путь. А что путь этот похож на шоссе, выложенное поверх асфальта для вящей красоты кое-где плиткой, а кое-где красным деревом... Зато дорого и смотрится ново. И ехать веселей.
  
   Пункт второй, плавно вытекающий из первого.
   Сильным местом учителей всегда был реализм. Их люди были даже слишком узнаваемы - упрёком героям Миров Полудня было то, что и 200 лет спустя это всё те же молодые люди 60-х годов века ХХ-го. Весёлые, работящие, дерзкие. Оттаявшие.
   Просто счастливые люди... но о чём это я?
  
   Вот и Лукьяненко берёт за руку современников и вводит их в свой мир. Благо, временные рамки поскромнее. Правда, современники эти больше похожи на героев шпионских романов тех же самых 60-х годов ХХ-го века... а то и раньше, даже и набор тот же: старый большевик (именуемый тут шовинистом), полковник разведки, мальчик Петя и девочка Маша (ну, парень и девушка...) Даже эквивалент собаки Шарика есть - рептилоид Карел (при чём тут Карел Готт - Лукьяненко тоже не объяснил, а жаль... Хороший певец...).
   Правда и то, что мир вокруг этих ходульных Кукол, говорящих выспренними фразами вперемешку с "пойдём-ка выпьем по рюмашке", вовсе не похож на лазурные берега Полудня.
   Это наш с вами мир пятилетней давности.
   И не надо рассказывать, что за пять лет ничего не изменилось.
   Мы все знаем, что мир меняется. Он плавится прямо на наших глазах - и Бог не знает, каким он будет через двадцать лет. По некоторым прогнозам, в нём будет доминировать Китай...
   Нелепо утверждать, что контакт способствует сохранению статус-кво.
   Любой контакт, вот хоть бы Америки и СССР в восьмидесятых - это разрушение статуса - кво и образование нового мира. Это новые приоритеты в политике, идеологии, эйфория и спады, но старое не вернётся, если сделан хотя бы один шаг.
   Тем паче должен был бы изменить мир факт контакта, да ещё с негуманоидами, да ещё с высокоразвитой системой цивилизаций...
   Как это неизбежно случалось в человеческой истории. Да, порой психология не слишком менялась... и вожди на "роллс-ройсах" всё равно кушали ближних и занимались трайбализмом... но на то были свои причины. В конце концов, то был контакт людей с людьми.
   Могло стать хуже. Могло стать лучше, хотя бы внешне.
   Но, чтобы осталось в точности так же - не верю.
   Люди побывали в иных мирах.
   Советским людям, солдатам, оказалось достаточно побывать в Западной Европе. До них - русскому солдату - в Германии и Франции, гоня Наполеона - чтобы воспоследовали социальные взрывы и перемены.
   Так что не говорите мне, что контакт посыпал земные общества нафталином...
   В конце концов, через двадцать лет в России, как минимум, закончится передел капиталов и сойдёт на нет эпоха первоначального накопления. Со всеми её уродствами.
  
   Ещё немного реализма по - Лукьяненовски: изобретение джампа. Команда нищих молодых энтузиастов изобретает в России джампер. И уезжает в Америку. "Американцы купили их. Америка всегда покупает то, что не способна производить сама...". Да. Ничего не способна производить Америка, кроме хороших условий для учёных и вообще жителей... Даже для лентяев и тунеядцев.
   Походя, чёрточкой - но как же хорошо усвоен урок! - образ врага. Запомним...
  
   Еще пример. В мире "геометров" - ба, да это же Мир Полудня в чистом виде, "Полдень, ХХII век...", только травестированный, плюс немного мира Великого Кольца... - наш бравый Петя в личине тамошнего парня ударил по лицу старого Наставника. За неслыханную дерзость и рукоблудие Мировой Совет планеты отправляет его в санаторий "Свежий ветер". Юмор у геометров, по крайней мере, есть. Догадались? Правильно. Зона. Как бы в Сибири. Только на вышках - "сора-тобу-хиру", а не обкуренные травкой мальчики из ВВ. Тут в дело идёт уже не учительский фантазм (хотя, даже обидно - мог бы взять "Попытку к бегству"), а бушковская "зонная" тема. Пахан есть, и есть его "петух" (как же без этого!). И опять-таки не суть, что причины пребывания воспитуемых в санатории (а о себе они все говорят словами Зефа - "за неправильный переход улицы...") неясны. Видимо, за гомосексуализм посажены. Пахан, во всяком случае, точно - как бывший Наставник...
   Главное, чтобы раздражитель был знакомый, а слюна сама потечёт.
  
   И, наконец, последняя деталь из разряда сугубо реалистических. Герои эпопеи часто и охотно мочатся - и по нужде, и из суеверия (поссать на счастье на космический корабль... верю). Мочатся в присутствии людей, гуманоидов и негуманоидов. Герой пытается даже объяснять героине, как пользоваться насадкой для женщин в условиях невесомости.
   Симпатичная манифестация. Симптоматичная.
  
  
   Пункт третий - завершающий первую часть статьи.
   Этические проблемы. Стержень миров АБС. О том, что всякая их книга, как минимум, начиная со "Стажёров", - это история выбора, который ты должен сделать сам, - сказано много и лучшими, чем я, критиками.
   Чем же озабочены герои романа?
   Навязанной землянам ролью космических извозчиков? Чем же эта роль плоха? Убитая атмосфера упоминается только походя... Ладно, оказывается (как часто я буду употреблять это магическое слово!), что через двадцать пять - сорок дней от начала повествования Сильные узнают некую информацию, после чего напрочь уничтожат Землю.
   Что это за информация и от кого они её узнают - останется для тебя, читатель, тайной. Ибо в "Звёздной Тени" автор всё-таки немного повзрослеет, и события пойдут отчасти наперекосяк "Игрушкам", так что мистическую тайну Сильным приносить будет некому. Да и незачем. Сама придёт...
   Ну, хорошо. Надо спасать Землю. Спасти её должен Петя Хрумов, приёмный внук деда-шовиниста. Андрей Валентинович Хрумов ненавидит Чужих, но он стар и потому вырастил себе достойную (как он надеется ) замену. Петенька - отличник, вундеркинд, и старик верит, что мальчик окажется "способным принимать решения от имени Земли".
   Неслабый мальчик. Да ведь и ответственность большая.
   Да только вот оказывается, что этим образованнейшим и высокоморальным юношей манипулируют все - начиная от лазутчика Слабо-Сильных Карела, продолжая этот ряд дедом (который дед быстро принял Карела в свои ряды), затем пойдет бравый полковник ФСБ космонавт Данилов, затем - главком алари, корабль геометров (разумный корабль, как же иначе), сами геометры, люди "Тени"...
   Ни разу за всё повествование не примет он самостоятельного решения (хотя упоминать об этом будет - ну, да своя рука владыка...). Не пойдёт один против всех, ведомый внутренней убеждённостью. Всегда он будет искать чьей-то моральной поддержки из числа перечисленных выше персонажей... несмотря на то, что никто из этих людей не видит в нём личность и судьбу, но лишь залог, инструмент, возможность... Он нуждается в одобрении своих действий, так как не знает, как правильно. Он наивно, как ребёнок (об этом далее...) полагает, что бывает правильно. Он рефлексирует, и с унылым вздохом - цель оправдывает средства! - позволяет окружающим делать подлости, гадости, морочить себе голову и корёжить свои, и без того нетвёрдые, духовные устои.
   Петя очень эмоционален, он много ощущает и очень мало размышляет. Это не порок, просто особенность психологии, но я берусь заявить со всей ответственностью, что такой человек не может быть харизматическим лидером, разве что только очень неформальным ("шут", "советчик"). Такие люди, вообще говоря, душки и цемент общества, но доверить им принятие стратегических решений - всё равно что строить из одного цемента... Рухнет.
  
   Помнится, другой парень на его месте спасал Землю совсем не так. Звали его Тойво Глумов, и был он в самом деле один против всех, и вынул свой жестокий жребий... И одобрения, поддержки у Биг-Бага просил он молча, одним лишь взглядом. И выбор свой сделал сам. Когда опасность, угроза конфликта и катаклизма пролегала по-настоящему внутри души человеческой... а не только мозга (хотя бы!)...
  
   Одно лишь в Пете выбивается немного из этого уныния - пару раз он способен крикнуть деду: "Я твой инструмент!", правда, тут же он разрыдается на плече жестокого интригана, манипулятора по роду деятельности и склонности характера - "ты ж меня всё-таки любил".
   Любил. Как любят хорошую винтовку. Как любят хороший слесарный набор.
  
   Словом, наиболее характерной чертой Пети Хрумова является не внутреннее чувство справедливости (пусть бы и предвзятое, тем больнее бы ему и нам с ним было постигать ограниченность истин), но постоянный страх проштрафиться, совершить роковую ошибку (это при том, что всё всегда ему сходит с рук) - боязнь "втулки", - и обида.
  
   Отсюда его неспособность по-настоящему разрешить вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Правда, чего там быть строгим к Пете - вопросы-то надуманные.
   Конфликт романа - возможная гибель Земли, и к кому примкнуть ради страха иудейска, - избыточен.
   Да и сам автор, слава Богу, проговаривается об этом во второй части романа, говорит страстно о том, что зря мы полезли в космос и к звёздам, не уничтожив корень конфликта внутри себя... Но отказаться от завода уже поздно. И ситуация уродливо множится: Земля-Конклав-геометры-Тень-Лига... продолжение следует.
   На самом деле Земле плевать на эти проблемы сильного и слабого уже на уровне Конклава. Перед лицом такого множества сильных, ещё сильнее, сильнющих врагов и в психике, и в социопсихологии срабатывает правило - двое дерутся, третий не мешай. Роль Земли становится ничтожно малой. Особенно той Земли, какой она изображена у Лукьяненко - нищей, подлой и раздрызганной. Уничтожать её? Тратить на это горючку и энергию?
   Самомнение, брат землянин, у тебя слишком высоко... Летайте-ка вы лучше на Луну... Джампайте даже по Галактике. Всё равно тылов не подтянете, да и не прокормите их...
  
   Так что и с этикой, как видим, не получается. Конфликт романа - не конфликт совести, и надобности в этическом выборе у героев никакой нет. А выбор действия - это уже из совсем другой оперы.
   Из космической.
   Ситуация обстоит несколько лучше в "Звёздной Тени", но и там автор идёт всё больше по следам других - Андрэ Нортон даже окажется достаточно вкусной, чтобы приправить пресноватый мир подростковых фантазий. Да и этические эскапады будут иметь характер душераздирающих рефлексивных абзацев. И не болью обдерут душу, а только покажут тебе издали немножко окровавленного анилином наждачка...
  
   В завершение первой части замечу, что литературные достоинства повествования вполне в рамках ожиданий: алогичные фразы, вроде "нельзя строить доброту на доверии", безыскусно рваная сюжетная линия (герой в основном теряет сознание, чтобы перейти в следующий эпизод), заметные следы авторского неведения (наспех сделанные обоснования предыдущих событий; то и дело что-нибудь оказывается, а когда уже оказаться нечему, в дело вступают немотивированные запреты). Иногда у автора вырываются отдельные удачные строки, в основном поэтические, особенно приятно в этом смысле читать "Звёздную Тень" ("небо геометров - остров света..."), но тем резче эти вспышки оттеняют общую слабость повествовательных приёмов.
   Тем же, кому интересен позитивный опыт авторского неведения, предлагаю вернуться к "Обитаемому Острову" АБС - и убедиться, что даже эволюция отношения авторов к тем или иным элементам сюжета (башни ПБЗ, выродки) может быть использована как для создания достоверной картины мира, так и для психологически и эмоционально точной характеристики главного действующего лица.

Продолжение следует.

   Здесь и далее имеются в виду братья Стругацкие
   "Волны гасят ветер", АБС.
  
Оценка: 4.04*8  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"