Ск: другие произведения.

Точки переломов

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Peклaмa:


 Ваша оценка:

   ТОЧКИ ПЕРЕЛОМОВ
  
   А что, если бы?..
   А что, если бы коровы умели летать?
   А что, если бы выжили динозавры?
   А что, если бы Пушкин дожил до возраста Льва Толстого, Моцарт - до возраста Бетховена, а Леонардо и вовсе до ста дожил?
   А что, если бы вместо Антарктиды существовала Арктида, на месте Берингова пролива была суша, а на месте Суэцкого и Панамского перешейка раскинулись моря?
   А что, если бы Марс все-таки был обитаемым?
   А что, если бы арабы выиграли битву при Пуатье, монголы проиграли под Калкой, испанцы взяли верх при Рокруа, а декабристы - на Сенатской площади?
  
   Вы уже поняли. На этом конкурсе речь идет о Мирах со значимыми отличиями от нашего по достаточно яркому, интересному, весомому параметру. То есть, условно говоря, таких, существование которых базируется на одном или нескольких "а что, если бы?..". В англоязычном фантастоведении этот принцип зарезервирован за так называемой SpecFi, Speculative fiction (правда, у них соответствующий термин не имеет отрицательного оттенка, а у нас словосочетание "спекулятивная фантастика" нехорошо звучит, поэтому не будем прибегать к таким формулировкам).
  
   Нельзя сказать, что это обязательно АИ, хотя история от заметных "а что, если бы?.." неизбежно трансформируется. Но сама "развилка" может быть продиктована географией ("Остров Крым" В. Аксенова), биологией ("Тихий ангел пролетел" М. Галиной), климатологией ("Разбойничья злая Луна" Е. Лукина - при том что это как бы далекий сиквел "Миссионеров", в которых климатической альтернативности для "их" части света не ощущается, там типичная Полинезия... но мир велик, и в "Луне", похоже, сахарский климат охватил огромную долю Африки), литературой (тут приведем пример кинематографический: фильм "Дуэль. Пушкинъ - Лермонтовъ", по сюжету которого двое наших величайших поэтов не погибли в свое время, безусловно, описывает реалии ИНОГО мира - причем даже вне зависимости о того, что политические события в нем тоже "иные"!).
  
   Разумеется, "инакость" может обеспечить и само литературное пространство как основное место действия: например, знаменитый мэшап "Гордость и предубеждение и зомби" теме конкурса соответствует не только благодаря совмещению зомби-апокалипсиса с викторианской действительностью, но и из-за решительного переосмысления сюжета Джейн Остин. И "Машина пространства" Кристофера Приста, переосмысливающая полуодноименный роман Уэллса, в тему попала бы; и, пожалуй, "Ф. М." Б. Акунина, предполагающий существование альтернативной версии "Преступления и наказания"...
  
   В некоторых случаях "точки перелома" возникают даже при строгом следовании реалиям авторского мира, без всякого их переосмысления. Полуденный мир братьев Стругацких и "столеттомувпередный" мир Кира Булычева, безусловно, теперь отражают альтернативную, несбывшуюся реальность, для совпадения с которой потребуются очень серьезные допуски, так что действие в ЭТИХ мирах теме конкурса соответствует.
  
   Плюс, конечно, допустимы выходы в пространства "магического реализма": миры, где так или иначе действует магия. Но до определенного предела: скажем, "янтарный" цикл Ф. Пулмана - да, "Ходячий замок Хаула" Д. У. Джонс (и Миядзаки, конечно!) - тоже да, а вот у Толкина "Фермер Джайлс из Хэма" - да, зато действия в мирах "Легендариума" - все же нет, ибо мир "Властелина колец" со всей определенностью переносится из ближних пределов "магического реализма" в дальнюю вселенную фэнтези.
  
   Ну и, конечно, самые разные варианты "городской фэнтези". Тут в качестве возможных образцов приведем уже "наши" примеры: "Баклужинские хроники" Е. Лукина, цикл "Ведьмак из Большого Киева" В. Васильева, "Подземный ветер" М. и С. Дяченко...
  
   Безусловно, подходят все разновидности таймпанка, большинство биопанков, а вот сколько-нибудь привычного вида киберпанк - пожалуй, нет (во всяком случае, когда он предстает в ипостаси "возможного будущего", т. е. без развилки в стиле "если бы"). Как и сплаттерпанк в чистом виде (без совмещения с, допустим, дизелем).
  
   Впрочем... "пожалуй, нет" - это не "категорически нет". Наверно, преноминаторы пропустят на конкурс и такие тексты, в которых элемент "если бы?" окажется минимален... или даже условен... правда, для этого мир должен быть по-крупному интересен, да и литературный уровень ему под стать! Но учтите: в ходе судейства предпочтение будет отдано (при прочих равных) тому из вариантов, в котором автор тоньше уловил идею конкурса! :)
  
   ...Столь же безусловно "точки разлома" можно обнаружить в спортивной тематике. Особенно если учесть, что в широком смысле она может включать азартные игры (спортивный бридж и бильярд тому порукой), гладиатуру и рыцарские турниры, гонки чайных клиперов и речных пароходов, спортивную охоту (пуще неволи!) и корриду... Да и зачем так далеко ходить: футбольная фантастика, в которой за титул чемпиона мира борются команды России и Украины, а никакие министры по поводу совместных фотографий спортсменов не брызжут гноекипящей пеной - это сугубо фантастическая реальность, в котором присутствуют по меньшей мере три "если бы"...
  
   (С учетом вышесказанного: призываем участников конкурса соблюдать корректность в политических вопросах. Ситуация отнюдь не стала менее острой со времен СК-5, СК-4 и даже отчасти СК-3! Это не означает полного запрета на политику, идеологию и т. п., если у вас они являются сюжетообразующими, но: а) постарайтесь гармонично включать такие вещи в художественную ткань рассказа; б) даже в этом случае хорошо бы избегать самых болезненных на сей момент тем; в) если не получилось - постарайтесь, по крайней мере, избегать односторонности; г) в комментариях политические баталии КАТЕГОРИЧЕСКИ не приветствуются!).
  
   В качестве примера рассмотрим, какие из рассказов ПРОШЛОГО конкурса, СК-5, соответствуют критериям этого сезона. В основной номинации таковых всего 8: "Убийство господина Крота", "Златожорка", "Человечья магия" (с некоторым допуском), "Песня про зайцев" (тоже с определенным допуском), "Улучшенный мир", "Три богатыря и убийство на речке Смородиной", "Выше небоскрёбов" и "Затишье". "Главврач вызывает" и "Время сеять" - близко, но скорее нет: в обоих случаях это "возможная футурология", а базовое отличие мироустройства не обязательно противоречит "скрытым механизмам" нашего мира. "Проклятая бактерия gulolus quisquilia" - аналогично, то есть скорее нет, хотя колорит там соответствует не НФ, а фэнтези. "У каменной Карты Неба", "Пеларг" и "Начало" - тоже близко... и тоже скорее нет: это разовые "криптоотличия", на мироустройство не повлиявшие (примерно так, как если в современных джунглях таится уцелевшая популяция динозавров - это одно, а если бы мелового вымирания динозавров вообще не было - другое; теме конкурса соответствует лишь второй случай).
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  М.Эльденберт "Мятежница" (Приключенческое фэнтези) | | И.Зимина "Айтлин. Лабиринты судьбы" (Молодежная мистика) | | С.Суббота "Ведьма и Вожак" (Попаданцы в другие миры) | | М.Атаманов "Искажающие реальность-2" (ЛитРПГ) | | А.Субботина "Плохиш" (Романтическая проза) | | CaseyLiss "Случайная ведьма или Университет Заговоров и других Пакостей" (Любовное фэнтези) | | А.Енодина "Не ради любви" (Попаданцы в другие миры) | | А.Минаева "Леди-Бунтарка, или Я решу сама!" (Любовное фэнтези) | | Л.Петровичева "Попаданка для ректора или Звездная невеста" (Любовная фантастика) | | Д.Вознесенская "Таралиэль. Адвокат Его Темнейшества" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"